Связь корпоративной культуры, качества трудовой жизни и текучести кадров в организации

Хуан Инь1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 12 (Декабрь 2023)

Цитировать:
Хуан Инь Связь корпоративной культуры, качества трудовой жизни и текучести кадров в организации // Экономика труда. – 2023. – Том 10. – № 12. – С. 2109-2118. – doi: 10.18334/et.10.12.120209.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59554853

Аннотация:
В условиях динамично-развивающейся внешней среды, увеличивающейся конкуренции на рынке, коммерческим организациям необходимы рычаги повышение эффективности деятельности компании, снижения текучести кадров, увеличение качества трудовой жизни сотрудников. Одним из методов повышения эффективности деятельности выступает вовлечение сотрудников в процесс труда, формирование у них культурной ценности при помощи корпоративной культуры. В связи с чем исследование связи корпоративной культуры, качества трудовой жизни и текучести кадров в организации выступает особенно актуальной. Научная новизна состоит в выявлении связи корпоративной культуры, качества трудовой жизни и текучести кадров в организации. В результате исследования было выявлено, что существует прямая связь между уровнем корпоративной культурой и качеством трудовой жизни, которая, в свою очередь, влияет на текучесть кадров. Полученные выводы позволят обосновать важность развития корпоративной культуры в организации. Данная научная статья будет интересна исследователям в области экономики, менеджмента, управления персоналом.

Ключевые слова: качество трудовой жизни, корпоративная культура, текучесть кадров, вовлеченность, удовлетворенность персонала

JEL-классификация: J20, J23, J40, M14

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Корпоративная культура организации предполагает формирование ценностей, норм и традиций. Культура также объединяет сотрудников, уменьшает конфликты и мотивирует сотрудников хорошо выполнять свои обязанности, что оказывает положительное влияние на производительность труда и иные факторы, связанные с персоналом. Учитывая основную цель каждой коммерческой организации – максимизация прибыли, исследование корпоративной культуры в связке с качеством трудовой жизни и текучестью кадров выступает особенно актуальным.

В исследовании Магомедова А.А., Алиева П.Р. утверждается, что корпоративная культура все чаще понимается как актив компании, который можно использовать для повышения эффективности бизнеса и влияния на отношение к работе [2, С.2].

Поэтому руководство уделяет внимание своей организационной культуре, представляющей по мнению исследователя Мустафиной А.В. совокупность ценностей, убеждений и отношений среди членов организации, с целью развития организации, обладающей конкурентным преимуществом, основанным на ценностях [3, С.521]. Таким образом, культура на рабочем месте является невидимым, но очень важным фактором, который влияет на поведение людей и диктует, как они одеваются, действуют и выполняют свою работу. Это означает, что каждая организация имеет свою уникальную индивидуальность, как и люди, и сознательно и целенаправленно культивируется и передается новым сотрудникам.

По мнению китайского исследователя Ли Сыянь, самое важное в культуре то, что это единственное устойчивое отличие любой организации, а также так называемый «клей», который объединяет сотрудников в ней. Культура организации может сделать ее более или менее привлекательной перспективой трудоустройства для разных людей в зависимости от структуры ценностей каждого человека [1, С.97]. В связи с чем в компаниях с сформированной корпоративной культурой выше вовлеченность кадров, ниже текучесть и сотрудники оцениваю выше качество трудовой жизни.

Принимая во внимание концепцию корпоративной культуры, в 21 веке это вызывает беспокойство из-за глобализации в сочетании с интенсивной конкуренция в деловой среде. Исследователь Сурнин А.В. оценивает взаимосвязи между организационной культурой и намерениями текучести кадров, организационной приверженности, а также намерения организационного отказа и смены кадров [5, С.466].

Авторы Цыганкова И.В., Хуан Инь провели эмпирическое исследование в российской и китайской организации с целью определения взаимосвязи корпоративной культуры и КТЖ. По результатам исследования было выявлено, что корпоративная культура оказывает достаточно сильное влияние на КТЖ [6, С.52].

Одновременно с этим можно отметить, что вышеуказанные исследования изучали взаимосвязь между корпоративной культурой и различными отношениями и поведением сотрудников, но лишь немногие исследования изучали влияние на намерение текучести среди сотрудников и КТЖ.

Отсюда, целью данного исследования является уточнение взаимосвязи между организационной культурой и текучестью кадров, а также качеством трудовой жизни.

Научная новизна состоит в выявлении связи корпоративной культуры, качества трудовой жизни и текучестью кадров в организации.

Гипотеза исследования – недостаточное развитие корпоративной культуры в организации негативно влияет на КТЖ и показатели текучести кадров.

Методологическую основу составляют систематический, контент-анализ и сравнительный методы анализа.

Основная часть. Корпоративная культура является не только душой компании, но и важной гарантией долгосрочного развития компании, поскольку она может мотивировать сотрудников, стимулировать силу и жизненную силу компании, улучшить качество и моральный дух всех сотрудников и, таким образом, лучше обслуживать клиентов и предприятия, повышая конкурентоспособность компании. Наглядно описание корпоративной культуры с позиции Inventory представлена на рисунке 1 [8].

Вданной статье рассматривается связь корпоративной культуры и качества трудовой жизни, текучести кадров. В связи с чем качество трудовой жизни (КТЖ) представляет собой один из способов управления человеческими ресурсами в организации при помощи воздействия качество жизни людей в компании. То есть оценка КТЖ показывает степень удовлетворенности условиями организации.

Рисунок 1 - Организационная культура Inventory (OCI) [8]

Один из авторов концепции КТЖ Ричард Уолтон представил структуру КТЖ, состоящую из восьми компонентов, и полагает, что ожидаемые преимущества этих программ включают улучшение организационного духа, производительности и эффективности [7]. Важным моментом, требующим внимания, является то, что все эти переменные связаны друг с другом, и акцент на одной или нескольких из них кажется недостаточным. КТЖ состоит из следующих составляющих компонентов:

- справедливая и адекватная оплата: это означает равную оплату за равный труд и оплату в соответствии с социальными нормами и стандартами сотрудников;

- безопасная и здоровая рабочая среда. Это значит создать безопасные условия труда с точки зрения физического, а также определить логическое время работы. Кроме того, окружающая среда должна уменьшить загрязнение окружающей среды, которое влияет на физическое и психическое состояние сотрудников.

- возможности для дальнейшего роста. Компания должна обеспечивать условия для карьерного роста сотрудника в ней, при наличии у него мотивации;

- соблюдение закона в организации. Данный фактор предполагает соблюдение всех законодательных актов в процессе работы организации, а также при решении спорных ситуаций;

- обеспечение социальных условий в организации. Предполагается обеспечение каждого сотрудника общим, дополнительным медицинским страхованием, а также дополнительными выплатами при болезни; социальные условия труда в организации. Предоставление социальных условий в организации в виде дополнительного медицинского страхования, выплат при болезни и т.д.;

- баланс работы и жизни. Для эффективной работы сотрудников в долгосрочной перспективе важно обеспечивать баланс работы и жизни. Сотрудник должен не только работать, но и иметь время для семьи и увлечений;

- формирование психологического климата в организации. Предполагается формирование особых единых ценностей в компании, которые будут провоцировать у сотрудников чувство принадлежности к ней.

При этом показатель текучести кадров показывает процент увольнения сотрудников за конкретный период времени. Чем ниже данный показатель в организации, тем лучше. На рисунке 2 представлена общая взаимосвязь КТЖ, корпоративной культуры и текучести кадров.

Рисунок 2 – Связь корпоративной культуры, КТЖ, текучести кадров [5]

Существует значительная связь между организационной культурой и КТЖ. Так, при развитой корпоративной культуре КТЖ повышается, тогда как текучесть кадров снижается. При низком уровне корпоративной культуры, КТЖ низкой, а текучесть кадров высокая.

Для подтверждения гипотезы влияния корпоративной культуры на текучесть кадров и КТЖ был проведен онлайн-опрос в китайской организации Heihe Electronics Co., Ltd. Weigu Commerce. Опрос проведился в сроки 01.11-30.11.2023 г. Количество респондентов 50 человек, сотрудников организации. На рисунке 3 представлены факторы оценки развитости корпоративной культуры в организации, где 1 – неразвитый фактор, степень важности низкая, 5 – фактор развит достаточно хорошо, степень важности высокая.

Рисунок 3 – Оценка развитости элементов корпоративной культуры организации Китая, 2023 г. [4]

Согласно данным рисунка 3, можно сказать, что в исследуемой организации корпоративная культура развита достаточно хорошо. Для китайского сотрудника наиболее важно формирование материальных компонентов (включая материальную мотивацию), а также единых ценностей в ней. Тогда как инновационность мышления для сотрудников не так важна, что имеет прямую связь с видом деятельности выбранной компании (международная торговля товарами народного спроса). Показатель элементов организационной культуры в поведении сотрудников оцениваются достаточно высоко, что указывает на важность развития данного направления.

Далее проведено исследование КТЖ и текучести кадров в организации, рисунок 4.

Рисунок 4 – Связь КТЖ и текучести кадров в организации Китая,

2023 г. [4]

Согласно данным рисунка 4, видно, что для китайского сотрудника важно соблюдение закона, справедливая оплата труда, наличие возможностей для дальнейшего роста. При недостаточной степени удовлетворенности данными факторами вероятность увольнения, а следовательно повышения текучести кадров в организации повышается. Соответственно эмпирически подтверждено, что КТЖ напрямую влияет на текучесть кадров в организации. При этом на КТЖ оказывает сильное влияние корпоративная культура.

Влияние факторов корпоративной культуры на КТЖ представлено на рисунке 5.

Рисунок 5 – Влияние факторов корпоративной культуры на КТЖ китайской организации, 2023 г. [4]

Так, на КТЖ наибольшее влияние оказывает развитие человеческого капитала в организации (4,4), единство личных и корпоративных интересов (4,2), успешная работа в команде (4,5), взаимопомощь в коллективе (4,2). При снижении данных факторов корпоративной культуры, КТЖ в организации также будет уменьшаться.

Можно утверждать, что для повышения КТЖ и снижения показателя текучести кадров нужно в первую очередь работать над улучшением корпоративной культуры в организации. Отличная корпоративная культура может привлечь и удержать сотрудников. Хорошие льготы для сотрудников и механизмы стимулирования могут дать сотрудникам более высокое чувство принадлежности и удовлетворенности, тем самым снижая текучесть кадров [4].

Корпоративная культура является краеугольным камнем корпоративного подбора персонала и играет ключевую руководящую роль. В качестве долгосрочной рабочей среды признание и утверждение корпоративной культуры сотрудниками очень важно. Поэтому выделение корпоративной культуры в процессе корпоративного подбора персонала является обязательным для привлечения и удержание талантов.

Успешно сформированная корпоративная культура в организации оказывает следующее положительное влияние:

- повышение лояльности и сплоченности сотрудников. Превосходная корпоративная культура может помочь сотрудникам глубоко осознать свою собственную ценность и ценность компании, тем самым повышая у сотрудников чувство принадлежности и идентичности;

- повышение удовлетворенности сотрудников. Корпоративная культура обуславливает формирование наиболее комфортной рабочей среды для сотрудников. При успешно сформированной культуре в организации абсолютно каждый сотрудник чувствует себя ценным и работает соответственно;

- формирование успешной деловой репутации. Корпоративная культура обеспечивает наличие хорошей деловой репутации со стейкхолдерами компании;

- увеличение скорости набора персонала. При хорошо развитой корпоративной культуре у организации формируется деловая репутация, в которую хотят попасть лучшие люди;

- повышение вовлеченности, ответственности сотрудников. Корпоративная культура повышает вовлеченность каждого сотрудника в бизнес-процессы организации, тем самым формируя как индивидуальную, так и корпоративную ответственность;

Стоит учитывать, что формирование положительной корпоративной культуры в организации возможно при непрерывном долгосрочном процессе. Для этого необходимо:

- установление миссии и основных ценностей организации. Формирование ценностей и миссии организации должно охватывать все ее бизнес-процессы как основной, так и дополнительных видов деятельности;

- формирование системы поощрений и стимулирование командной работы. Для сотрудников важно внедрить не только материальную мотивацию в виде денежных премий, но и нематериальную мотивацию в виде поездок, повышений, корпоративных мероприятий;

- создание системы обратной связи для сотрудников. Каждый сотрудник должен своевременно получать обратную связь (негативную и позитивную) за свою работу;

- формирование лидерства в компании для культурных изменений. Лидеры должны быть в первую очередь заинтересованы в формировании корпоративной культуры. Каждый из лидеров по отделам долен доносить важность корпоративной культуры своим подчиненным;

- развитие заинтересованности у сотрудников в корпоративной культуре. Важно донести мотивацию развития корпоративной культуры для сотрудников, чтобы они были в ней заинтересованы;

- наличие единой стратегии успешной реализации культурных изменений. Важно четко обосновать причину изменений в организации, представить желаемый результат, чтобы наиболее емко донести его стейкхолдерам.

Выводы. Подводя итоги, можно сказать, что существует неразрывная связь между эффективностью работы членов команды и корпоративной культурой. Позитивная и поддерживающая корпоративная культура может значительно повысить вовлеченность сотрудников, повысить производительность и удержать их, что приведет к повышению общей эффективности бизнеса.

Хотя изменение или улучшение корпоративной культуры — непростая задача, преимущества, которые она приносит с точки зрения повышения производительности, лояльности и репутации компании, стоят затраченных усилий. Это требует приверженности на всех уровнях внутри организации: от руководства, подающего правильный пример, до активного участия сотрудников в этом процессе.

В данном исследовании рассматривалась связь корпоративной культуры, текучести кадров и КТЖ. Было выявлено, что чем более развита корпоративная культура, тем выше КТЖ и ниже текучесть кадров и наоборот.

В результате гипотеза исследования: недостаточное развитие корпоративной культуры в организации негативно влияет на КТЖ и показатели текучести кадров – подтверждена.

Таким образом, в мире, где компании постоянно стремятся к конкурентному преимуществу, инвестиции в корпоративную культуру могут стать ключом к достижению исключительной производительности членов команды и, в конечном итоге, к достижению устойчивого организационного успеха.


Источники:

1. Ли С. Корпоративная философия корпоративной культуры Huawei // Экономика и социум. – 2022. – № 6-1(97). – c. 676-678.
2. Магомедов А.А., Алиева П.Р. Корпоративная культура // Московский экономический журнал. – 2022. – № 8. – c. 35. – doi: 10.55186/2413046X_2022_7_8_477.
3. Мустафина А.В. Как корпоративная культура и вовлеченность персонала могут влиять на HR–бренд компании и ее имидж // Трибуна ученого. – 2021. – № 6. – c. 521-533.
4. Петухов О.В. Интегральная оценка влияния корпоративной культуры железнодорожной транспортной компании на Качество трудовой жизни сотрудника на примере ОАО «РЖД» // Вестник Московского гуманитарно–экономического института. – 2020. – № 3. – c. 189-200. – doi: 10.37691/2311-5351-2020-0-3-189-200.
5. Сурнин А.В. Корпоративная культура как элемент стратегического управления человеческими ресурсами // Проблемы современного социума глазами молодых исследователей – XV: Материалы XV Всероссийской научно–практической конференции. Волгоград, 2023. – c. 466-468.
6. Цыганкова И.В., Хуан И. Корпоративная культура как фактор формирования качества трудовой жизни работников российских и китайских организаций // Экономика труда. – 2022. – № 4. – c. 841-856. – doi: 10.18334/et.9.4.114542.
7. Walton Richard E., Paul R. Lawrence HRM, trends & challenges. Harvard Business School Pr. [Электронный ресурс]. URL: https://openlibrary.org/books/OL3028016M/HRM_trends_challenges (дата обращения: 25.10.2023).
8. Organisational Culture Inventory [OCI] and Organisational Effectiveness Inventory [OEI] Combined. Humansynergistics.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.humansynergistics.com/change-solutions/change-solutions-for-organizations/assessments-for-organizations/organization-effectiveness-inventory (дата обращения: 25.10.2023).

Страница обновлена: 11.04.2024 в 16:58:05