Difficulties related to the problems of the educational system in the professional development of a future medical specialist

Morozova L.R.1
1 Институт экономики Федерального исследовательского центра Карельский научный центр Российской академии наук

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 18, Number 1 (January 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=60018865

Abstract:
This article is devoted to the study of the professional trajectory of students in medical higher and secondary educational institutions. The author has developed research tools for the implementation of a sociological survey and, based on the empirical data obtained, carried out a statistical analysis of students' opinions on the following issues: the trajectory of professional formation, motives for choosing a future profession, the purpose of training, the dependence of the desire to work in a future specialty on the duration of training, assessment of preparation for a future profession (both implemented measures in an educational institution and own sense of professional competence). Problems with student career counseling were identified through data analysis. Most students are not motivated to work in the primary level and have not quite correct ideas about their future profession, while feeling psychological difficulties and lack of confidence in their own competence. This article will be of interest to researchers in education and the labor market in healthcare, as the possibility of using the results of the survey will help in determining the most important directions in the development of healthcare and medical education, to develop measures for the formation of professionally necessary personality traits in the educational process (including business communication and self-presentation skills), and to adjust the work practice plan as part of the practical training of students, taking into account their opinions, thereby creating common values between the educational institution and the students.

Keywords: future medical specialist, employment, medical students, medical education

Funding:
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Карельского научного центра РАН по теме: «Комплексное исследование и разработка основ управления устойчивым развитием северного и приграничного поясов России в контексте глобальных вызовов».

JEL-classification: I20, I11, I15, I18



Введение

Проблема реализации и развития кадрового потенциала выпускников медицинских образовательных учреждений является одной из актуальных в настоящее время, особенно в период кадрового «голода», в системе здравоохранения. На сегодняшний день в Российской Федерации наиболее остро выражен дефицит медицинских кадров в первичном звене здравоохранения: врачей участковой службы в 1,5 раза меньше, а фельдшеров – в 2 раза меньше [16]. По данным Счетной палаты, в 2019–2021 гг. дефицит медицинских работников в данном секторе только увеличился: количество врачей уменьшилось на 2,6 тыс. человек, количество медицинских сестер – на 4,5 тыс. человек. Таким образом, нагрузка на одного врача-терапевта участкового увеличивается в 1,6 раза, чем по нормативу, а на врача-педиатра участкового – в 1,3 раза. Исследования показали, что снижение доступности и качества медицинской помощи и рост смертности населения достигается в том числе путем ведения врачом участка размером более 1500 человек [16]. Даже с учетом этого факта показатели по рекомендуемой численности прикрепленного населения на врачебных участках не изменились с момента утверждения в 2012 году Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению [10].

Стоит отметить, что общая численность врачей всё же растет, однако не за счет сектора государственных учреждений, а именно в негосударственном секторе наблюдается стойкое увеличение показателя. Поэтому показатель обеспеченности врачами на 10 тыс. населения постепенно увеличивается, пережив взлеты и падения, и если в 2012 году он составлял 49,0, то в 2022 году [1] его величина установилась на уровне 50,8 [17].

Среди среднего медицинского персонала с каждый годом всё больше нарастают кадровые потери. Показатель обеспеченности средним медицинским персоналом на 10 тыс. населения продолжает снижаться и практически достиг значения 1970 года (в 2022 году [2] – 98,3, в 1970 году – 95,2) [17].

Рост цифровизации практического здравоохранения влечет за собой повышение требований к специалистам, одновременно с этим происходит устаревание и отставание образовательных программ от темпов развития отрасли. Стоит отметить, что у молодых медицинских специалистов наблюдается не совсем корректное профессиональное самовосприятие, наблюдается недостаточность практических навыков и знаний, а также завышенные ожидания в отношении организации труда. Большинство выпускников на этапе начала трудовой деятельности находятся в стрессовом состоянии, связанное с адаптацией на рабочем месте и наработкой практического опыта «на местах», а часть из них и вовсе уходят из специальности.

С каждым годом растет число публикаций, посвященных основным трендам и проблемам развития здравоохранения, в том числе с анализом мнений как студентов-медиков, так и практикующих специалистов по следующим вопросам: оценка профессиональной ориентации в медицинских образовательных учреждениях [6], анализ уровня готовности будущих молодых медицинских специалистов к профессиональной деятельности [4] [11], проблемы трудоустройства выпускников медицинских образовательных учреждений и молодых специалистов [12] [13], оценка качества медицинского образования [5] [7], анализ ценностных ориентаций студентов и мотивов выбора медицинской специальности [2] [3] [8] [9] [14], проблемы кадрового обеспечения в системе здравоохранения [1] [15].

В данном исследовании преследовались следующие цели – изучение мотивации студентов медицинских высших и средних образовательных учреждений северного приграничного региона при выборе специальности, оценка профессионального самовосприятия и отношения к профессии в ходе обучения, сбор целостного мнения о реализации профориентационной работы в учебных заведениях, а также сделать выводы и предложения по улучшению качества образовательных программ.

Материалы и методы

В 2022-2023 гг. было проведено анонимное анкетирование обучающихся (студентов, ординаторов, аспирантов) и выпускников медицинских высших и средних образовательных учреждений. В анкете присутствовали односложные и уточняющие вопросы, позволяющие понять причину выбора профессии, желание работать по специальности и оценить профессиональную траекторию. Всего в опросе приняло участие 436 респондентов, среди которых 27% - обучающиеся и выпускники Медицинского института имени профессора А.П. Зильбера Петрозаводского государственного университета (МедИН ПетрГУ), 69% - обучающиеся и выпускники Петрозаводского базового медицинского колледжа (ПБМК), 4% - обучающиеся и выпускники других медицинских учебных учреждений. По гендерному распределению 84% респондентов - девушки, 16% - юноши. По форме обучения преобладала бюджетная – 72,5%, затем целевое обучение – 21,3% и платная форма обучения – 6,2%.

Полученный массив данных в формате базы IBM SPSS Statistics 26 был проанализирован и представлен в виде распределения в процентных показателях.

Результаты

Согласно результатам проведенного анкетирования, для 78,9% респондентов выбор будущей профессии являлось самостоятельным решением, 13,8% сделали выбор благодаря влиянию родственников и 4,8% затруднились ответить на данный вопрос. Остальные (2,5%) выбрали будущую профессию по другим причинам: остальные специальности не вызывали интерес, кто-то пошел по настоятельной просьбе близких либо вслед за друзьями, как продолжение карьерного роста и так далее.

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос «Что поспособствовало к проявлению вашего интереса к медицине?», проценты.

Источник: составлено автором на основе данных эмпирического исследования.

Однако, при уточнении момента, что именно поспособствовало к проявлению интереса к медицине (рис. 3), уже 26,6% людей ответили, что интерес к медицине как к будущей профессии появился после разговоров с близкими родственниками, что доказывает то, что влияние родственников сильно занижается. Для 27,3% ответивших, на выбор будущей профессии повлияло прочтение определенной художественной литературой и/либо просмотр фильмов или сериалов на медицинскую тематику, и лишь 21,1% ответивших пытались узнать информацию о будущей профессии самостоятельно - с помощью специализированной литературы, благодаря разговорам с медицинскими специалистами. Остальные респонденты (9,2%) высказали разные мнения на счет своего интереса к медицине: для кого-то это престижность самой профессии, желание помогать людям или печальный жизненный опыт, кому-то хотелось узнать всё о человеческом теле, некоторые с детства наблюдали за работой своих родственников в медицинской сфере, желание стать тату-мастером и другие причины.

Особенно серьезно кадровый дефицит наблюдается именно в первичном звене, и лишь 30,5% респондентов хотят работать в первичном звене, 35,6% колеблются с выбором, сомневаясь в его правильности, оставшиеся 33,9% не желают работать в данном секторе здравоохранения. На рисунке 4 показано, как зависит ответ на данный вопрос от возраста респондента.

Рисунок 4. Зависимость желания работать в первичном звене от возраста респондентов, %.

Источник: составлено автором на основе данных эмпирического исследования.

На всем протяжении образовательного процесса студент получает не только теоретические знания, но и проходит производственную практику, где закрепляются теоретические аспекты и накапливается практический опыт, и где он видит полную картину о труде медицинских работников. Порой это приводит к сомнениям в правильности сделанного когда-то выбора.

Проанализировав весь массив данных (рис. 4), можно сделать следующие выводы:

– Чем моложе респондент, тем больше сомнений он испытывает в выборе дальнейшей карьерной траектории;

– Молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет, как правило, находятся на конечной ступени освоения образовательной программы, и именно на них нужно обратить пристальное внимание;

– Респонденты в возрастном диапазоне старше 30 лет, как правило, уже получили в прошлом специальность (медицинскую или немедицинскую), и идя получать медицинское образование (в качестве дополнительной ступени после среднего специального образования либо как новую основную специальность), больше замотивированы в успешном освоении образовательной программы и уверены в реализации своего кадрового потенциала.

При уточнении причин нежелания работать в первичном звене здравоохранения уже только 25,7% выявили желание там работать, 20,2% ответили, что без дополнительного образования нет альтернатив в выборе профессиональной траектории, 12,4% имеют страх высокой ответственности перед пациентами, не нравится перспектива работать в первичном звене 22,5% (рис. 5).

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос «Какова причина нежелания работать в первичном звене?», %.

Источник: составлено автором на основе данных эмпирического исследования.

Чтобы стать востребованным специалистом, нужно иметь не только диплом, подтверждающий соответствующую квалификацию, но и психологическую готовность к выполнению профессиональных обязанностей. Результаты анкетирования показали, что уверенность в достаточном уровне своих практических навыков и знаний присутствует у 13,8% респондентов, 11,2% не уверены в своих силах, остальные не могут дать однозначного ответа, возможно это связано с завышенными требованиями к себе как к медицинскому специалисту.

Важную роль в формировании готовности студентов к профессиональной деятельности, развитии языковой компетенции исполняет само образовательное учреждение. Как построен учебный процесс и практические занятия, актуальны ли предлагаемые знания и навыки для дальнейшего трудоустройства при требованиях современного рынка труда. Полностью уверены в качестве образовательных услуг своего учебного заведения лишь 14,7% респондентов, а в том, что данные услуги не соответствуют актуальным требованиям рынка труда – 5,7% ответивших, остальные не могут дать однозначного ответа. Полученные данные свидетельствуют о том, что те, кто не может составить мнение о своем учебном заведении скорее всего сами испытывают трудности с профессиональным самоопределением в той или иной мере. Поэтому важно проводить профориентационную работу на протяжении всего обучения. Среди респондентов мнения о проводимой профориентационной работе разделились следующим образом: 52,8% утверждают, что в их образовательном учреждении такие мероприятия проводятся, 30,7% не уверены в этом, 16,5% ответивших считают, что подобной практики в их учебном заведении нет.

Выводы

Как показало проведенное исследование, для большинства респондентов выбор медицинской специальности являлся самостоятельным. Тем не менее, при уточнении причин выбора столь сложной профессии четвертая часть опрошенных указало явную роль влияния близких родственников, почти столько же решило, что медицина – их жизненный путь после просмотра кинофильмов и сериалов либо благодаря чтению соответствующей художественной литературы. И чуть менее четверти участников анкетирования выбирали будущую профессию осознанно, изучая информацию «из первых уст» и проверенных источников литературы. Полученные данные доказывают, что существуют определенные проблемы в профориентационной работе с абитуриентами и студентами (хоть и более половины респондентов утверждает, что профориентационные мероприятия в их учебном заведении проводят), а также что у абитуриентов существует не соответствующее действительности восприятие медицинской профессии.

Корректное восприятие будущей профессии не может существовать без достаточного уровня практических навыков и знаний. Результаты анкетирования показали, что достаточный уровень готовности к профессии испытывает малая часть среди респондентов, что говорит либо о недостаточной практической работе, либо о завышенных требованиях к самому себе как к медицинскому специалисту.

Зная о серьезном кадровом дефиците в первичном звене, немногие (менее трети) из опрошенных мотивированы работать в данном секторе. При этом из лидирующих причин нежелания работать в первичном звене были следующие: без дополнительного образования нет альтернатив в выборе профессиональной траектории и перспектива работать в первичном звене непривлекательна.

Реализация регулярных мониторинговых социологических исследований для анализа уровня и качества предоставляемых образовательных услуг и изучения уровня готовности студентов к будущей работе позволит прогнозировать стратегическое развитие системы регионального здравоохранения, а также модернизировать образовательные программы с учетом актуальных вызовов рынка труда. Ведь на сегодняшний день большинство респондентов испытывают трудности в понимании того, соответствуют ли образовательные программы в их учебных заведениях современным вызовам практического здравоохранения.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Карельского научного центра РАН по теме: «Комплексное исследование и разработка основ управления устойчивым развитием северного и приграничного поясов России в контексте глобальных вызовов».

[1] Значение за 2022 год подсчитано без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям.

[2] Значение за 2022 год подсчитано без учета статистической информации по Донецкой Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республике (ЛНР), Запорожской и Херсонской областям.


References:

Atroschenko A.N., Usmanov V.A., Mazur A.S. (2019). Sotsialno-ekonomicheskie problemy raspredeleniya vrachey obshchey praktiki po regionam RF [Socio-economic problems of the distribution of general practitioners in the regions of the Russian Federation]. Ekonomika i effektivnost organizatsii proizvodstva. (29). 55-57. (in Russian).

Bayanova N.A. (2015). Faktory, opredelyayushchie kadrovyy potentsial pervichnoy mediko-sanitarnoy pomoshchi [Factors determining the human resources of primary healthcare]. Obschestvennoe zdorove i zdravookhranenie. (3(47)). 47-51. (in Russian).

Davydova N.S., Bogoslovskaya L.V., Shestakova A.A. (2015). Formirovanie gotovnosti studentov k professionalnoy deyatelnosti vracha na proizvodstvennoy praktike [Formation of readiness of students for professional work of a doctor in the clinical training course]. Uralskiy meditsinskiy zhurnal. (9(132)). 101-105. (in Russian).

Golovyashkina N.P., Dovydova E.A., Pugacheva O.V. (2022). Issledovanie dinamiki professionalno znachimyh lichnostnyh kharakteristik studentov meditsinskogo instituta [The study of the dynamics of professionally significant personal characteristics of students of the medical Institute]. Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta. (4(40)). 49-58. (in Russian).

Ivanova V.S., Korableva S.A. (2018). Perspektivy meditsinskogo obrazovaniya v otsenkakh studentov-medikov [Prospects of medical education in the estimates by physician-students]. Gaudeamus Igitur. (3). 13-16. (in Russian).

Kozulya S.V., Lakhno V.A., Lakhno D.M. (2019). Nedostatochnaya rabota po professionalnoy orientatsii kak prichina kadrovogo «goloda» v meditsine [Insufficient vocational guidance work as a reason of staff shortage in medicine]. Meditsinskoe obrazovanie i professionalnoe razvitie. 10 (3(35)). 36-43. (in Russian). doi: 10.24411/2220-8453-2019-13004.

Mikirtichan G.L., Chulkova V.A., Pestereva E.V., Olkhovskiy K.A., Kosheleva A.N. (2014). O formirovanii professionalnogo samoopredeleniya budushchikh vrachey [On the formation of professional self-determination of future doctors]. Pediatr. 5 (2). 95-101. (in Russian).

Mukharyamova L.M. Zhidyaevaskiy A.G., Tokranova K.P. (2020). Kachestvo vysshego obrazovaniya v meditsinskikh vuzakh Rossii: predstavleniya i otsenki studentov [The quality of higher medical education: studentsʼ perceptions and assessments]. Integration of education. 24 (2(99)). 235-251. (in Russian). doi: 10.15507/1991-9468.099.024.202002.235-251.

Nosova M.N., Nosova O.V., Fadeeva O.P., Shakhmatov I.I. (2019). Motivy vybora professii vracha predstavitelyami raznyh pokoleniy [Motives of different generations representatives for choosing of a doctor’s profession]. Modern problems of science and education. (6). (in Russian). doi: 10.17513/spno.29325.

Prisyazhnaya N.V., Vyatkina N.Yu. (1918). Trudoustroystvo molodogo meditsinskogo spetsialista: urovni proyavleniya problemy [Employment of a young medical specialist: levels of manifestation of the problem]. Vestnik Instituta sotsiologii. 14 (1). 101-114. (in Russian). doi: 10.19181/vis.2023.14.1.6.

Prisyazhnaya N.V., Vyatkina N.Yu. (2020). Praktiki trudoustroystva i traektorii professionalnogo stanovleniya vypusknikov meditsinskogo vuza (na primere sechenovskogo universiteta v 2004–2019 gg.) [Employment practices and trajectories of professional development of graduates of medical university (on the example of sechenov university in 2004-2009)] Sociology and society: traditions and Innovations in the social development of regions. 2575-2583. (in Russian). doi: 10.19181/kongress.2020.311.

Prisyazhnaya N.V., Vyatkina N.Yu. (2022). Gotovnost budushchikh vypusknikov meditsinskogo vuza k professionalnoy deyatelnosti [Readiness of future graduates of a medical university for professional activities]. Saratovskiy nauchno-meditsinskiy zhurnal. 18 (4). 590-595. (in Russian).

Sedova N.N. (2023). Gumanitarnye problemy v meditsinskom obrazovanii sovremennoy Rossii [Humanitarian issues of medical education in modern Russia]. Meditsinskaya etika. (2). 4-8. (in Russian). doi: 10.24075/medet.2023.014.

Sozarukova F.M. (2018). Kadrovyy defitsit spetsialistov zdravookhraneniya: prichiny vozniknoveniya i puti resheniya [Personnel shortage of healthcare professionals: causes and solutions]. Vestnik ekspertnogo soveta. (4(15)). 104-109. (in Russian).

Ulumbekova G.E., Vlasov Ya.V., Domnikov A.I., Gaponova E.A. (2023). Nauchnoe obosnovanie neobkhodimosti uvelicheniya oplaty truda meditsinskikh rabotnikov v RF [Scientific justification of the need to increase the remuneration of medical workers in the Russian Federation]. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VShOUZ. 9 (1). 4-25. (in Russian). doi: 10.33029/2411-8621-2023-9-1-4-25.

Страница обновлена: 12.04.2025 в 22:30:08