Исторические аспекты формирования элементов заработной платы

Дозорцев О.Е., Сковпень В.А.

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:



Введение

Организация заработной платы является неотъемлемой и важной составляющей организации труда. Учитывая социальную значимость оплаты труда работников в контексте жизнедеятельности государства, основные требования по установлению заработной платы берет на себя государство, в части определения и соблюдения гарантий для граждан страны. При этом эволюция подходов по организации заработной платы происходила на протяжении всей истории в зависимости от экономико-политической ситуации в стране и будет в дальнейшем меняться, учитывая сложившиеся реалии.

Современные подходы организации заработной платы тесно связаны с подходами, формировавшимися в СССР, где основы организации оплаты труда работников в Советской России были заложены еще в Кодексе законов о труде РСФСР (далее – КЗоТ РСФСР 1918 г.), и в дальнейшем развивались в значительном числе нормативных документов, регулирующих вопросы оплаты труда работников государственных учреждений, в т.ч. в сфере здравоохранения. К этому же году, когда был учрежден Народный комиссариат здравоохранения во главе с Н.А. Семашко [1], относится создание государственной системы здравоохранения [1, с. 10].

Цель исследования – выявление причинно-следственных связей установления отдельных компенсационных и стимулирующих выплат, применяемых в заработной плате врачей в современный период, посредством исследования эволюции данных элементов заработной платы за период с 1918 г. по настоящее время на примере отдельных нормативных документов.

Изучение причинно-следственных связей в организации заработной платы позволяет получить представление о процессе формирования и экономической сущности элементов заработной платы, оценить их актуальность, целесообразность их применения тогда и сейчас, на основании чего следует совершенствовать организацию заработной платы в целом.

При проведении исследования применялись диалектический метод познания, методы исторического исследования, сравнительного анализа и контент-анализа нормативных правовых актов и научной литературы.

Терминология компенсационных и стимулирующих выплат

Современное трудовое законодательство и наука «экономика труда» оперируют терминами, которые определяют структуру заработной платы: «тарифные ставки, должностные оклады», «компенсационные выплаты» (выплаты компенсационного характера) и «стимулирующие выплаты» (выплаты стимулирующего характера) (рис. 1).

Тарифные ставки, должностные оклады

отражают тарифообразующие факторы:
- сложность труда
- квалификация работника



Компенсационные выплаты

- компенсируют работникам труд в особых условиях, отклоняющихся от нормальных
- не носят индивидуализированного характера и при прочих равных условиях должны выплачиваться работникам на одинаковых условиях и в одинаковом размере


примеры:
- за работу в ночное время
- за сверхурочную работу



Стимулирующие выплаты

- поощряют работника за определенные заслуги и достигнутые результаты, выполнение установленных показателей эффективности труда
- предполагает вариацию выплат в каждом конкретном случае персонально для отдельного работника с учетом выполненного им объема работы, гарантирующего получение такой выплаты


примеры:
- надбавки за присвоение почетного звания, ученой степени, за выслугу лет
- премии по итогам работы за месяц, квартал, год
Рисунок 1 – Элементы заработной платы в современной России

Источник: составлено авторами по [2, 3].

При этом для работников в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждений установлены на законодательном уровне перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера, установленные соответственно приказами Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 822 и № 818 (а для работников государственных и муниципальных учреждений субъектов Российской Федерации – установленные региональными нормативными правовыми актами), дополнительно раскрытые в п. 11 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 апреля 2013 г. № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта».

Несмотря на наличие вышеуказанных перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера, по отнесению тех или иных выплат к данным двум категориям имеются разные мнения ученых и практиков. Например, это касается выплаты за работу в сельской местности.

Вместе с этим, в теории и практике советского периода, как показывает проведенный анализ, не предусматривалось деление выплат в зависимости от их экономической сущности на компенсационные и стимулирующие, а имелась собственная терминология. Так, для периода 1920-1940-х гг. был характерен термин «прибавка» [2], применявшийся как для компенсационных, так и стимулирующих (в современной терминологии) выплат (например, за особые условия труда для работников отдельных типов медицинских учреждений, для работающих в сельской местности).

Сложившаяся в более поздний период терминология во многом сохранилась до нынешнего времени (рис. 2). Однако имеются и некоторые отличия. [3]

Тарифные ставки, должностные оклады

отражают тарифообразующие факторы:
- сложность труда
- квалификация работника
- условия труда
- народнохозяйственное значение отрасли



Доплаты

компенсируют дополнительные затраты труда работников, произведенные ими по указанию администрации предприятия или учреждения или вызванные временным ухудшением условий производства работы по сравнению с условиями, принятыми во внимание при установлении тарифов


примеры:
- за работу в сверхурочное время



Надбавки

- имеют строго целевое назначение
- устанавливаются для привлечения к работе в определенных местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, для поощрения быстрейшего роста квалификации некоторых работников и в ряде других случаев


примеры:
- процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
- надбавки за присвоение почетного звания, ученой степени, за выслугу лет



Премии

- поощрение работника достигнутые результаты с учетом выполнения плановых показателей
- работник может быть лишен премии за нарушение правил производства работы, производственные упущения и т.д.


примеры:
- за выполнение и перевыполнение установленных плановых заданий
- за рационализаторские предложения
Рисунок 2 – Элементы заработной платы в СССР (на примере 1966 г.)

Источник: составлено авторами по [5, с. 175-176].

Более подробно отдельные элементы заработной платы в Советской России и СССР будут рассмотрены ниже, при этом применяется действующий порядок выделения среди элементов заработной платы компенсационных и стимулирующих выплат в целях сопоставимости с современным периодом.

Компенсационные выплаты

В КЗоТ РСФСР 1918 г. единственным допускающимся элементом надтарифных выплат было вознаграждение за сверхурочные работы (при этом ограничивался не минимальный, как в настоящее время, а максимальный размер) с установлением ограничения их применения как по кругу лиц, так и по времени выполнения (статьи 93-102 КЗоТ РСФСР 1918 г.). Так, статья 64 предусматривала: «Размер устанавливаемого за сверхурочные работы вознаграждения не может быть выше полуторного размера нормального вознаграждения», а статья 65: «Кроме вознаграждения за сверхурочные работы в той же или иной отрасли труда не допускается никакое дополнительное (сверх норм, установленных для данной группы и категории) вознаграждение трудящихся, под каким бы предлогом и в какой бы форме оно ни производилось и не зависимо от того, производится ли выдача его в одном и том же или в разных местах применения труда». [6] Дальнейшее изменение подходов к оплате сверхурочной работы представлено в таблице 1. Как видно из приведенных в ней данных, размеры оплаты сверхурочной работы, предусмотренные в настоящее время, были установлены еще КЗоТ РСФСР 1922 г. [7]

Таблица 1 – Оплата сверхурочной работы в документах РСФСР и РФ

1918 г.
1919 г.
1920 г.
1922 г.
Декрет СНК РСФСР от 27 июня 1918 г. (п. 6 Главы IV)
КЗоТ РСФСР от 10 декабря 1918 г. (ст. 64)
Постановление ВЦИК от 21 февраля 1919 г.
Декрет СНК РСФСР от 17 июня 1920 г.
КЗоТ РСФСР от 9 ноября 1922 г.
днем в будни – в 1-ом размере;
ночное время и праздники – в 2-м
(для служащих, получающих не свыше 550 руб.)
≤ 1,5 размера вознаграждения
1,5
1,5 нормальной часовой тарифной платы
≥ 1,5 нормального вознаграждения за первые два часа;
≥ 2 в последующие часы





1971 г.
1992 г.
2001 г.
2024 г.
КЗоТ РСФСР от 9 декабря 1971 г.
КЗоТ РФ от 25 сентября 1992 г.
ТК РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (первоначальная редакция)
ТК РФ в ред. от 8 августа 2024 г. № 268-ФЗ
(действующая редакция)
повременная оплата:
1,5 за первые два часа;
2 в последующие часы
сдельная оплата:
доплата 50% - за первые два часа;
100% - за последующие часы
≥ 1,5 за первые два часа;
≥ 2 в последующие часы
Источник: составлено авторами по данным указанных нормативных документов.

Следует обратить внимание на базу для начисления оплаты за сверхурочную работу, в качестве которой в зависимости от документа выступал либо общий размер вознаграждения, либо только тарифная ставка, либо данный вопрос в документе не был оговорен (таблица 1). В настоящее время Федеральным законом от 22 апреля 2024 г. № 91-ФЗ, внесшим изменения в статью 152 ТК РФ, предусмотрено, что применяется размер заработной платы, установленный «в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая компенсационные и стимулирующие выплаты». При этом, если в КЗоТ РСФСР 1971 г. [8] и КЗоТ РФ 1992 г. [9] замена сверхурочного времени временем отдыха не допускалась, то в ТК РФ подобная возможность присутствует [2].

Еще в 1920-е и 1930-е гг. в СССР медицинским работникам, оказывающим отдельные виды медицинской помощи, осуществляемые в психиатрических, противочумных, лепрозорных и т.п. учреждениях, устанавливались прибавки за стаж работы в этих учреждениях, а в дальнейшем надбавки за стаж работы и повышения окладов за опасные для здоровья и особые условия труда (примеры которых приведены в таблице 2).

Таблица 2 – Выплаты врачам за работу в опасных для здоровья и особых условиях труда (в % к должностному окладу)

Документ
Психиатрические учреждения
Противочумные учреждения
Лепрозные (противолепрозные) учреждения
Противотуберкулезные учреждения
Учреждения по борьбе с особо опасными инфекциями
Постановления ВЦИК и СНК РСФСР: от 18 июня 1928 г. (психиатрические учреждения), от 20 августа 1928 г. (противочумные учреждения), от 30 августа 1930 г. (лепрозные учреждения)
20% за каждые три полных года непрерывной службы в психиатрических учреждениях, количество прибавок – не более трех
30% оклада за каждые три полных года непрерывной службы в противочумных учреждениях, количество прибавок – не более трех
30% оклада – для работников, непосредственно соприкасающихся с больными проказой,
15% – для остальных работников за каждые три полных года непрерывной службы в лепрозорных учреждениях, количество прибавок – не более трех


Постановление СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 4 марта 1935 г.
15%, для работников беспокойных отделений психиатрических больниц – 30%

30%
15%
15%
Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15 июля 1964 г. № 620 и принятый в его развитие приказ Минздрава СССР от 9 сентября 1964 г. № 496:
- надбавка за стаж

10% за каждый год работы, но не более 40 - 100% в зависимости от условий работы
при стаже работы от 3 до 5 лет – 15%;
при стаже работы от 5 до 10 лет – 25%;
при стаже работы свыше 10 лет – 50%

10% за каждый год работы, но не более 40- 100% в зависимости от условий работы

- повышение окладов
15%, 30% в зависимости от типа учреждения (структурного подразделения)
25%
30%
15%
15%
Постановление Совета Министров СССР от 24 января 1968 г. № 46
25%




Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 16 октября 1986 г. № 1240:
- надбавка за стаж


от 40 до 80% в зависимости от условий работы и продолжительности работы в этих учреждениях

от 40 до 80% в зависимости от условий работы и продолжительности работы в этих учреждениях
- повышение окладов
35%
35%
35%
22%
22%
Приказ Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377:
- надбавка за стаж
20% за первые три года и 10% за последующие два года непрерывной работы, но не выше 30%
10% за каждый год работы (максимальный размер не может превышать 80%)
10% за каждый год работы (максимальный размер не может превышать 80%)
20% за первые три года и 10% за последующие два года непрерывной работы, но не выше 30%
10% за каждый год работы (максимальный размер не может превышать 60%)
- повышение окладов
25%, 30%, 40% в зависимости от типа учреждения (структурного подразделения)
25%
30%
15%, 25% в зависимости от типа учреждения (структурного подразделения)
15%

Источник: составлено авторами по данным указанных нормативных документов.

Таблица 2 иллюстрирует, что наряду с прибавками за стаж работы по указанным основаниям выплачивались и прибавки к должностным окладам работников за работу в соответствующих должностях и учреждениях (в дальнейшем определяемые как повышения окладов). При этом прибавки за стаж работы начислялись к должностному окладу без учета прибавок за особые условия работы в должностях и учреждениях (разъяснение Наркомздрава СССР от 15.11.1945 г. № 29-64-7). Такой подход (установление работникам одновременно надбавок за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения и повышений окладов в связи с опасными для здоровья и особыми условиями труда) сохранился и позднее, например, в приказе Минздрава СССР от 9 сентября 1964 г. № 496, в приказе Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377.

Следует отметить, что приказ Минздрава СССР от 9 сентября 1964 г. № 496 содержал обширный перечень учреждений, подразделений и должностей «с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда», занимавшим которые работникам устанавливались повышения должностных окладов в размере 15%, 25%, 30%. Указанный перечень в дальнейшей расширялся за счет номенклатуры учреждений, подразделений и должностей и соответствующим им размеров повышений должностных окладов, которые в приказе Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377 составляли 15%, 25%, 30%, 40%, 60%, в частности, работникам учреждений и структурных подразделений для лечения больных СПИД, ВИЧ-инфицированных – в размере 60%.

В настоящее время данные компенсационные выплаты регулируются:

- за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи – статьей 15 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;

- медицинским работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, и лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека – статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;

- медицинским работникам, участвующим в оказании психиатрической помощи – статьей 22 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

При этом конкретные размеры выплат устанавливаются для работников федеральных учреждений в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а региональных и муниципальных – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам специальной оценки условий труда.

Как видно из вышеприведенных данных, рассмотренные компенсационные выплаты в современной России носят определенный характер преемственности советского опыта с учетом таких аспектов, как переход от плановой экономики (и ее трансформаций в течение советского периода) к рыночной, а также развития медицины (выработка эффективных методов лечения и преодоление одних заболеваний и появление других). Выявленная ситуация также характерна и для выплат стимулирующего характера. [4]

Стимулирующие выплаты

КЗоТ РСФСР 1918 г. не содержал положений, регламентирующих стимулирующие выплаты. Однако А. Лях указывает на «различные фонды натурального премирования работников в строго регулируемом законом порядке», вводимые в целях «повышения личной заинтересованности трудящихся в результатах их труда». [12]

Врачи в советский период могли получать стимулирующие выплаты за ученую степень, почетное звание, квалификационную категорию (примеры приведены в таблицах 3 и 4).

Таблица 3 – Стимулирующие выплаты врачам за наличие ученой степени и почетного звания

Документ
Ученая степень кандидата медицинских наук
Ученая степень доктора медицинских наук
Почетное звание «Заслуженный врач»
Почетное звание «Народный врач»
Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 декабря 1942 г. №1974
100 руб.
200 руб.
-
-
Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15 июля 1964 г. № 620
10 руб.
20 руб.
10 руб.
-
Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 16 октября 1986 г. № 1240
30 руб.
50 руб.
30 руб.
50 руб.
Приказ Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377
повышение на 1 разряд ЕТС [5]
повышение на 2 разряда ЕТС
повышение на 1 разряд ЕТС
повышение на 2 разряда ЕТС
Источник: составлено авторами по данным указанных нормативных документов.

Таблица 4 – Стимулирующие выплаты врачам за наличие квалификационной категории

Документ
Квалификационная категория
вторая
первая
высшая
Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15 июля 1964 г. № 620
-
15 руб.
30 руб.
Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 24 декабря 1976 г. № 1057
-
30 руб.*
50 руб.*
Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 16 октября 1986 г. № 1240
15 руб.
30 руб.
50 руб.
25 руб.*
50 руб.*
75 руб.*
Постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. № 116
30 руб.
50 руб.
75 руб.
50 руб.*
75 руб.*
100 руб.*
Примечание: * - врачам-хирургам при их работе в хирургических отделениях и палатах всех профилей в стационарах

Источник: составлено авторами по данным указанных нормативных документов.

В период действия ЕТС присвоение квалификационной категории учитывалось при установлении врачу разряда оплаты труда (см., например, Приказ Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377).

Уделялось в СССР внимание развитию здравоохранения на селе и улучшению материально-бытового положения врачей, работающих в данной местности. Например:

- Декретом СНК РСФСР от 2 декабря 1925 г. для участковых врачей в сельской местности были установлены периодические прибавки в размере 20% оклада за каждые три года участковой работы, а Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 января 1930 г. – аналогичные прибавки санитарным врачам, постоянно обслуживающим сельское население;

- Постановлением СНК РСФСР от 15 июня 1928 г. судебно-медицинским экспертам, обслуживающие сельское население, были установлены периодические прибавки за стаж непрерывной работы в размере 20% к окладу.

Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 декабря 1942 г. №1974 для сельских участковых врачей были установлены доплаты:

- за заведование сельской участковой амбулаторией – в размере 100 рублей в месяц;

- за заведование сельской участковой больницей – в размере 150 рублей в месяц.

Постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. № 116 предусматривало повышение должностных окладов специалистов, работающих в сельской местности, на 25%. Аналогичный размер был установлен в Приказе Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377.

В целом в первые десятилетия СССР перечень стимулирующих выплат работникам был крайне ограничен, но в 1970-1980-е гг. появилась практика его расширения за счет надбавок за качество работы, напряженность, сложность труда и т.п. Так, Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 16 октября 1986 г. № 1240 допускало в целях стимулирования «добросовестного, высококвалифицированного труда» работников учреждений здравоохранения установление надбавки «за применение в работе достижений медицинской науки и передовых методов труда, сложность, напряженность и высокое качество работы» в размере до 30% должностного оклада. Источником выплаты данных надбавок была экономия фонда заработной платы. Надбавки устанавливались на определенный период и при ухудшении показателей работы могли быть уменьшены или полностью отменены. Аналогичные выплаты применяются и в настоящее время.

Что касается стажа работы, длительное время по данному фактору дифференцировались размеры должностных окладов врачей, а соответствующая стимулирующая выплата не применялась. Но позднее указанная выплата была введена для всех работников здравоохранения в практику, например, в приказе Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377. В настоящее время целесообразность применения данной выплаты в научном сообществе является дискуссионной. [13, с. 95]

В современный период подходы к регламентации стимулирующих выплат не регулируются трудовым законодательством на федеральном уровне, а право устанавливать системы оплаты труда работников государственных и муниципальных подведомственных учреждений, в т.ч. системы стимулирования, предоставлено федеральным и региональным органам исполнительной власти или делегировано даже на уровне организаций. Однако, внесенные изменения в статью 144 ТК РФ [6] подразумевают участие Правительства Российской Федерации в разработке требований к отраслевым системам оплаты труда указанных работников, в частности, и в части перечней и условий назначения стимулирующих выплат.

Анализ соотношения отдельных компенсационных и стимулирующих выплат со средней заработной платой врачей

Рассмотрим на примере данных 1975 г. о заработной плате врачей долю отдельных доплат и надбавок (таблица 5). Установление в значительном соотношении с должностным окладом либо в абсолютном размере позволяло данным элементам заработной платы действительно выполнять свою роль, обусловленную характером данных выплат, в частности, компенсировать работу в особых условиях труда, стимулировать работников к повышению своей квалификации и др.

Таблица 5 – Размеры отдельных элементов заработной платы в процентах к средней заработной плате врачей в 1975 г. [7]

Средняя заработная плата
Должностной оклад
Компенсационные выплаты
за участие в оказании противотуберкулезной помощи
за участие в оказании психиатрической помощи
руб.
руб.
% к средней заработной плате
размер выплаты, %
руб.
% к средней заработной плате
размер выплаты, %
руб.
% к средней заработной плате
193,5
110,0
57%
15%
16,5
8,5%
30%
33,0
17,1%
Стимулирующие выплаты
размер выплаты, %
руб.
% к средней заработной плате
размер выплаты, %
руб.
% к средней заработной плате
размер выплаты, %
руб.
% к средней заработной плате
за работу в сельской местности
за наличие первой квалификационной категории
за наличие почетного звания
25%
27,5
14,2%
14%*
15
7,8%
9%*
10
5,2%
за наличие ученой степени кандидата медицинских наук
за стаж непрерывной работы в учреждениях по борьбе с особо опасными инфекциями



9%*
10
5,2%
10%
11,0
5,7%



Примечание: * – расчетное значение, выплата устанавливается в абсолютном размере.

Источник: составлено авторами по данным Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 13 июля 1972 № 522 «О повышении ставок и должностных окладов врачей, учителей и воспитателей детских дошкольных учреждений», Приказа Минздрава СССР от 9 сентября 1964 № 496 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения в соответствии с Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 г. № 620 "О повышении заработной платы работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население"», а также [14, с. 110].

Как отмечают ученые, нижний предел («порог») ощущения работником увеличения заработной платы работников составляет 10%. [15, с. 445] Ряд элементов заработной платы в рассмотренном случае соответствовал этому критерию, некоторые несколько его не достигали, но во всех рассмотренных случаях их соотношение со средней заработной платой не опускалось менее 5% (следует иметь в виду, что в данном случае сопоставление осуществляется со средней заработной платой врачей по СССР в целом, а не конкретного работника, поэтому данный пример имеет условный характер).

В период применения Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (на примере 2000 г.) низкий размер должностного оклада (менее 30% к средней заработной плате) привел и к снижению удельного веса компенсационных и стимулирующих выплат, устанавливаемых в процентах к должностному окладу, размер которых в ряде случаев был менее 5% и во всех случаях – менее 10%, что не позволяло выполнять элементам заработной платы ту роль, которая им предназначена их характером (таблица 6).

Таблица 6 – Размеры отдельных элементов заработной платы в процентах к средней заработной плате врачей в 2000 г. [8]

Средняя заработная плата
Должностной оклад
Компенсационные выплаты
за участие в оказании противотуберкулезной помощи
за участие в оказании психиатрической помощи
руб.
руб.
% к средней заработной плате
размер выплаты, %
руб.
% к средней заработной плате
размер выплаты, %
руб.
% к средней заработной плате
2042,0
595,3
29,2%
15%
89,3
4,4%
25%
148,8
7,3%
Стимулирующие выплаты
размер выплаты, %
руб.
% к средней заработной плате
размер выплаты, %
руб.
% к средней заработной плате
размер выплаты, %
руб.
% к средней заработной плате
за работу в сельской местности
за наличие первой квалификационной категории
за наличие почетного звания
25%
148,8
7,3%
28%**
164,9
8,1%
13%**
77,9
3,8%
за наличие ученой степени кандидата медицинских наук
за стаж непрерывной работы в учреждениях по борьбе с особо опасными инфекциями
за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения
13%**
77,9
3,8%
10%
59,5
2,9%
20%
119,1
5,8%
Примечания:

* – расчетное значение, выплата устанавливается в абсолютном размере.

** – Тарификация выше на один (два) разряда ЕТС.

Источник: составлено авторами по данным Приказа Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», а также [16, с. 446].

В настоящее время влияние на размер заработной платы компенсационных выплат, к примеру, призванных компенсировать врачам осуществление работы в особых условиях по оказанию противотуберкулезной помощи и психиатрической помощи, существенно различается по субъектам РФ, поскольку их величина определяется на уровне региона и зависит от размеров должностных окладов (таблица 7). Таким образом, врачи, предоставляющие, к примеру, аналогичную противотуберкулезную помощь в Ставропольском крае и Белгородской области, оказываются в неравных условиях с точки зрения оплаты за предоставление данной помощи (так, размер выплаты в абсолютном выражении отличается в 4,6 раза, по отношению к средней заработной плате в регионе – в 3,7 раза).

Таблица 7 – Размеры отдельных компенсационных и стимулирующих выплат в структуре заработной платы врачей в 2023 г. [9]

Субъект
Российской Федерации
Средняя заработная плата, руб.
Должностной оклад
Компенсационные выплаты
за участие в оказании психиатрической помощи
руб.
% к средней заработной плате
размер выплаты, %
руб.
% к средней заработной плате
Ставропольский край
71398,5
15948,0
22,3%
25%
3987,0
5,6%
Белгородская область
87271,4
38500,0
44,1%
16%*
6000,0
6,9%
Брянская область
73668,4
8450,0
11,5%
40%
3380,0
4,6%
Республика Адыгея
77512,8
10306,0
13,3%
30%
3091,8
4,0%
Субъект
Российской Федерации
Компенсационные выплаты
Стимулирующие выплаты
за участие в оказании противотуберкулезной помощи
за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения
размер выплаты, %
руб.
% к средней заработной плате
размер выплаты, %
руб.
% к средней заработной плате
Ставропольский край
15%
2392,2
3,4%
5%
797,4
1,1%
Белгородская область
29%*
11000,0
12,6%
-
-
-
Брянская область
25%
2112,5
2,9%
-
-
-
Республика Адыгея
50%
5153,0
6,6%
5%
515,3
0,7%
Субъект
Российской Федерации
Стимулирующие выплаты
за работу в сельской местности
за наличие первой квалификационной категории
Ставропольский край
25%
3987,0
5,6%
10%
1594,8
2,2%
Белгородская область
25%
9625,0
11,0%
18%*
7000
8,0%
Брянская область
25%
2112,5
2,9%
20%
1690,0
2,3%
Республика Адыгея
5%
515,3
0,7%
20%
2061,2
2,7%
Субъект
Российской Федерации
за наличие почетного звания
за наличие ученой степени кандидата медицинских наук
Ставропольский край
4%*
700
1,0%
8%*
1200
1,7%
Белгородская область
26%*
10000
11,5%
18%*
7000
8,0%
Брянская область
25%
2112,5
2,9%
10%
845,0
1,1%
Республика Адыгея
5%
515,3
0,7%
-
-
-
Примечание:

* – расчетное значение, выплата устанавливается в абсолютном размере

Источник: составлено авторами по данным Приказа Министерства здравоохранения Ставропольского края от 3 апреля 2015 г. № 01-05/200, Постановления Правительства Белгородской области от 9 января 2023 г. № 4-пп, Постановления Правительства Брянской области от 22 января 2016 г. № 34-п, Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 22 июня 2009 г. № 127, а также [17].

Аналогичная ситуация наблюдается в части стимулирующих выплат. Кроме того, при отношении стимулирующих выплат, к примеру, за наличие квалификационной категории, к средней заработной плате врачей, в размере менее 2-3% в Республике Адыгея, Брянской области и Ставропольском крае вряд ли можно говорить о том, что данные выплаты стимулируют работников к повышению своей квалификации. Указанная проблема и ранее отмечалась учеными. [18, с. 36-37]

Заключение

По результатам исследования можно констатировать, что в период Советской России и СССР были заложены основы подходов по государственному регулированию оплаты труда врачей, с учетом планового характера экономики. При этом, в отличие от текущей ситуации, наблюдалась высокая степени конкретизации порядка установления доплат и надбавок. Однако, при переходе к рыночной экономике, в кризисные периоды при формальном сохранении заложенных в них свойств, во многом соответствующих периоду СССР, они фактически перестали играть предназначенную им роль вследствие чрезвычайно низких размеров как в абсолютном выражении, так и по отношению к средней заработной плате. Сохраняются разночтения по вопросу характера выплат и соответственно по их отнесению к компенсационным либо стимулирующим.

Как показал проведенный анализ, в настоящее время ситуация во многом зависит от экономических возможностей региона и учреждения. Это приводит к существенной и не всегда экономически оправданной межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации [19-21], что делает актуальным работу по совершенствованию подходов к оплате труда работников бюджетной сферы. Первые разработки по данному направлению были осуществлены в 2019-2021 гг. [10] [22-24], а в текущий период в соответствии с подпунктом «н» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» проводится работа, результатом которой должны стать введенные с 2027 г. новые системы оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций, в том числе медицинских.

[1] Декреты СНК РСФСР от 11 июля 1918 г. «Об учреждении Народного комиссариата здравоохранения» и от 18 июля 1918 г. «О Народном комиссариате здравоохранения (Положение)».

[2] См., например: [4, с. 73-82].

[3] Например, надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях включена в действующий перечень выплат компенсационного характера для федеральных бюджетных учреждений, а в СССР относилась к стимулирующим надбавкам; доплаты за работу в ночное время в СССР включались в должностные оклады служащих, а выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в терминологии советского периода – на тяжелых работах, на работах с вредными условиями труда) – в тарифные ставки рабочих и должностные оклады служащих.

[4] При этом выплаты как компенсационного, так и стимулирующего характера медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 [10], стимулирующие выплаты медицинским работникам за выявление в ходе диспансеризации населения онкологических заболеваний [11], специальные социальные выплаты медицинским работникам [3] и ряд других современных выплат остались вне настоящего исследования в связи с ограниченностью объема статьи и ее исторической направленностью.

[5] Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.

[6] Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 362-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

[7] Приведено минимальное значение выплат. За основу взят должностной оклад врача больниц, поликлиник и других лечебно-профилактических учреждений со стажем работы до 5 лет.

[8] Приведено минимальное значение выплат. За основу взят должностной оклад врача-специалиста 11 разряда.

[9] Приведено минимальное значение выплат. За основу взят должностной оклад врача-специалиста, относящегося к 2 квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы «Врачи и провизоры» (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 августа 2007 г. № 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников»).

[10] Постановление Правительства РФ от 1 июня 2021 г. № 847 «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения».

Проект Постановления Правительства Российской Федерации от 2021 г. – URL: https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202110/09/PROEKT_NSOT_MED_091021_GP7.pdf (дата обращения: 13.11.2024).


Страница обновлена: 02.12.2024 в 11:04:38