Исследование инновационных технологий производства на примере южнокорейских судостроительных предприятий «Большой тройки»
Костин К.Б.1, Мамедова Л.Э.1, Золотов А.С.1
1 Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Скачать PDF | Загрузок: 40
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549408
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования инновационных технологий на базе опыта южнокорейских верфей «Большой тройки». Проанализирована сущность подрывных и поддерживающих инноваций, изучены и апробированы методы оценки эффективности внедрения технических нововведений. В расчётно-аналитической части исследования проведена оценка эффективности внедрения инновационных технологий выбранных предприятий в соответствии с авторской метрикой показателей. Предложены авторские рекомендации для отечественной судостроительной отрасли на основе изученного опыта ведущих судостроительных предприятий Южной Кореи.
Ключевые слова: судостроение, подрывные инновации, эффективность внедрения, методы оценки эффективности, Южная Корея, опыт зарубежных стран
JEL-классификация: O31, O32, O33, M11, M21
Введение
Мировое судостроение претерпело множественные преобразования за последние полвека. За исключением геополитических и экономических изменений, в большей степени данная трансформация связана с внедрением новых инновационных технологий постройки судов и морской техники.
Темпы внедрения новых технологий растут с каждым годом, процессы глобализации приводят к ускорению научно-технического прогресса [1], но процесс интегрирования новых технологий в производство, тем не менее, остается не менее трудоёмким и наукоёмким.
Процесс интегрирования новых технологий требует к себе внимательного отношения и четкой постановки целей, как стратегических, так и тактических. Чтобы совершенствовать и упрощать подход к внедрению нововведений, необходимо обращать внимание на опыт лидеров на мировом рынке.
Важным представляется отметить актуальность проведения исследования в интересах поступательного развития отечественных предприятий. На сегодняшний день судостроение в Российской Федерации, наряду с другими составляющими тяжелой промышленности, является одной из приоритетных отраслей отечественной экономики. Исследование успешного опыта мировых лидеров судостроения и применение его на практике положительно скажется на развитии отечественного судостроения [4].
Большое влияние на исследование внедрения инноваций оказали труды американского учёного и теоретика Клейтона Кристенсена. В своём труде «Дилемма Инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании» Кристенсен впервые [2] описал значимую для современной экономики теорию подрывных и поддерживающих инноваций. Теория отражает суть инновации не только как нововведения, но и как важнейшего экономического инструмента, который может менять соотношение ценностей на рынке и давать новые возможности участникам, оставляя оппонентов неконкурентоспособными [2].
При переходе на более глубокий уровень изучения инноваций, необходимо отметить соответствующие работы ученых в сфере оценки эффективности деятельности предприятий, так как именно повышение эффективности производственной деятельности является одной из целевых функций внедрения новых технологий. Изучением этой области занимались Томас Ламб, Флориан Пирес мл., и Кассиано Соуз. В своём труде «Сравнительный анализ эффективности судостроения» они приводят обширную базу критериев и показателей для оценки деятельности предприятия и, в частности, внедрения инноваций. В рассмотренных ими примерах они также выделяют значимые факторы, которые оказывают влияние на судостроение в целом, такие как: величина производственных мощностей, технология постройки, состояние производственной среды, время постройки и т.д. [20].
Целью исследования является анализ инноваций в сфере судостроения на ведущих южнокорейских верфях, а также определение паттернов, обеспечивающих эффективность соответствующих предприятий, с целью последующего использования для оптимизации деятельности отечественных судостроительных предприятий.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) изучить сущность двух видов инноваций: подрывных и поддерживающих, а также использовать методы оценки эффективности внедрения инновационных технологий;
2) оценить эффективность внедрения инновационных технологий путём проведения анализа соответствующей отчётности отрасли судостроения;
3) определить и систематизировать характерные черты и особенности успешных примеров внедрения инноваций и адаптировать их применительно к деятельности отечественных предприятий судостроительной отрасли.
Предметом исследования выступают: технология производства, показатели технологического развития и отчётность эффективности деятельности предприятий.
Объектом исследования является комплексный процесс внедрения инновационных технологий производства на крупных судостроительных предприятиях Южной Кореи – заводах «Большой тройки».
Научная новизна исследования заключается в применении теории взрывных и поддерживающих инноваций при оценке эффективности внедрения новых технологий на основе опыта предприятий «Большой тройки». Определены перспективы применения вышеуказанной теории на отечественных судостроительных предприятиях.
Гипотеза исследования – с помощью эффективного внедрения взрывных и поддерживающих инноваций судостроение в Южной Корее с государственной поддержкой может занять лидирующие позиции (80% и выше) в строительстве судов и морской техники нового поколения. Предполагается, что заимствование опыта южнокорейских судостроительных предприятий в сфере внедрения взрывных и поддерживающих инноваций окажет положительное влияние на развитие отечественного судостроения.
Во время написания работы использовались следующие методы научного исследования: построение гипотез, сравнение, анализ, систематизация, синтез.
Инновации: подрывные и поддерживающие.
На текущий момент для любого предприятия существенное значение имеет наличие уникальных конкурентных преимуществ. «Практически единодушно учеными и экспертами разных стран мира признано, что путь к конкурентоспособности субъектов хозяйствования, независимо от масштабов их функционирования и охвата рынка, лежит через инновации» [3].
На сегодняшний день инновации можно разделить на два основных вида: подрывные и поддерживающие [2, 5]:
1) поддерживающие инновации создаются с целью улучшения уже существующих продуктов (компании создают улучшенную продукцию по более высокой стоимости);
2) подрывные инновации представляют собой нововведения приемлемой стоимости и качества, уникальность которых заключается в приведении новых параметров и свойств ранее известного продукта [6].
Оценка эффективности внедрения инновационных технологий на примере «Большой тройки».
На сегодняшний день азиатский регион является одним из крупнейших в области судостроения [7]. Данный статус определяется множеством факторов, важнейшим из которых является развитие сферы международной торговли, где лидирующие позиции по стоимости занимают именно морские перевозки. На основе анализа статистических данных за первый квартал 2023, а также индекса LSCI, можно с уверенностью говорить об Азии как о наиболее развитом регионе в сфере морских перевозок – Китай, Южная Корея, Япония и Сингапур входят в число 15 крупнейших торговых стран [9]. В свою очередь увеличение объёмов морской торговли влияет на востребованность судов и, следовательно, на рост масштабов их производства.
Среди лидеров мирового судостроения по всем регионам можно выделить следующих [18]:
1. Mitsubishi Heavy Industries Ltd.;
2. HD Hyundai Co. Ltd.;
3. China State Shipbuilding Corporation;
4. Hanwha Ocean Co Ltd. (ранее Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. Ltd.);
5. Samsung Heavy Industries;
6. Sumitomo Heavy Industries;
7. Hanjin Heavy Industries and Construction Co.;
8. Yangzijiang Shipbuilding Ltd.;
9. United Shipbuilding Corporation;
10. STX group.
Большинство предприятий, входящих в представленный список, относятся как раз к азиатскому сектору. Около трети предприятий из списка принадлежит Южной Корее, и входит в известную «Большую тройку» южнокорейских судостроительных верфей – HD Hyundai Co. Ltd., Hanwha Ocean Co Ltd., и Samsung Heavy Industries.
Современное состояние судостроительной отрасли представляется целесообразным оценивать с позиции множества отличительных характеристик: по уровню технологического развития, по экономическому состоянию, по масштабу деятельности и т. д. Общим условием для всех вышеперечисленных аспектов будет являться тип производимой продукции. На рис. 1 представлены соответствующие данные по мировому объему судостроительных заказов за 2022 г.
Рисунок 1. Мировой объём судостроительных заказов (по типу судна, шт) на 2022 [составлено авторами по 12]
На основании анализа портфеля судостроительных заказов в масштабах мирового производства, можно заключить, что грузовые суда занимают лидирующие позиции. При более подробном рассмотрении видно, что балкеры, танкеры и контейнеровозы занимают основную долю рынка – 82%. Перевозка грузов, характерных для судов данного типа является наиболее востребованной на протяжении всей истории постройки этих видов судов. Газовозы (Liquefied Natural Gas, далее – LNG) занимают меньшую долю рынка – 12,3%, но при этом также не теряют своей доли востребованности в силу ряда причин: помимо необходимости потребления данного природного ресурса, сама производственная сфера является плодотворной почвой для создания и внедрения инноваций [12].
Говоря о грузовых судах, немаловажно отразить некоторые данные о состоянии грузовых компаний, в нашем случае в Азиатском регионе. По состоянию на декабрь 2023 индекс грузовых компаний в Японии вырос на 5,8%, акции одной из ведущих грузовых компаний в Корее – Korea Line выросли на 10%, в свою очередь акции китайской Cosco Shipping Energy Transportation – на 8% [7].
Финансирование производства вышеперечисленных типов судов за последние 5 лет растет, несмотря на относительно небольшой спад в 4 квартале 2022. Также, в конце 2022 года Hanwha Ocean Co Ltd. заявила о рекордной сумме заказа на LNG-судно - 253 млн долларов США [19]. Судно было построено для греческой компании Maran Gas Maritime.
При всех обозначенных преимуществах, связанных с грузовыми судами и востребованностью в их использовании в мировой торговле, на текущей повестке имеется ряд вызовов, характерных как для корейского, так и для российского судостроения. Заказы крупных корейских судостроительных предприятий упали на 28% в течение 2022 года [19]. Средняя стоимость новых судов также претерпела изменения. Это связано со спадом в отрасли металлургии, стоимость закупаемого сырья у которой возросла. Помимо этого, также наблюдался переизбыток заказов на постройку судов, поскольку многие предприятия не могли удовлетворить потребности рынка при имеющихся производственных мощностях. Но если отечественная сталелитейная промышленность чувствует себя достаточно уверенно, то вопрос создания и внедрения инноваций является насущным для судостроительной отрасли любого региона, как России, так и Южной Кореи. Для сохранения мировых позиций и для дальнейшего развития, как корейским, так и отечественным верфям необходимо принять ряд мер, связанных c внедрением новых технологий.
Перейдём к более подробному рассмотрению состояния судостроительной отрасли. На рис. 3 представлена выручка от реализации крупнейших верфей Южной Кореи – предприятий «Большой тройки» в динамике с 2018 по 2022 гг. Несмотря на видимый спад на временном интервале с 2018-2020 гг., вызванный чрезмерной загруженностью рынка судостроения, низкими ценами на нефть и иными факторами, влияющими на отрасль в целом, наблюдается восходящая динамика объёмов реализованной продукции.
Рисунок 2. Выручка от реализации продукции (трлн. Вон) [составлено авторами по 10, 15, 24].
Рост экономического эффекта и глубина процесса внедрения инноваций в значительной степени взаимосвязаны и имеют равные возможности потенциально влиять друг на друга. Новые технологии способствуют наращиванию объемов, повышению качества и технологического уровня производства реализуемой продукции. Для нивелирования периодов спада, при росте выручки целесообразно проводить мероприятия, направленные на модернизацию производственных мощностей и разработку новых технологий.
Отсутствие каких-либо резких скачков в росте выручки может отражать целую совокупность обстоятельств: с одной стороны, это говорит о сравнительно небольшом эффекте от внедрения инноваций в разрезе качества и объемов реализации продукции. С другой – об углублении процесса внедрения и его стабильности. В данном случае относительно небольшой рост выручки зависит от следующих факторов: проявление эффекта от внедрения инноваций не имеет единовременный характер; кроме того, необходим последующий мониторинг и контроль для поддержания стабильности процесса внедрения.
Если ситуация с выручкой демонстрирует положительные тенденции, то при рассмотрении самого объёма судостроительных заказов (в млн. CGT – Compensated Gross Tonnage – компенсированный валовой тоннаж, далее – CGT) ситуация несколько меняется. На рис. 3 представлены данные по объемам судостроительных заказов за период с 2018 по 2022 гг. в Южной Корее.
Рисунок 3. Объём судостроительных заказов в Южной Корее (млн CGT) [составлено авторами по 27]
На основе анализа представленных на рис. 3 данных наблюдается снижение выполненных заказов. Если до 2020 года это связано с ранее описанным переизбытком, то при росте, наблюдаемом в 2021 году, спад 2022 года – это неспособность обработать соответствующее количество CGT. Данное обстоятельство, помимо множества других факторов, приводит к падению объёмов производства. Решением имеющейся проблемы может послужить модернизация производственных мощностей, или же интегрирование новых технологий в производство.
Безусловно, нельзя утверждать, что инновационная деятельность не проводится вовсе, ведь именно она, среди немногих факторов такого масштаба, определяет конкурентное преимущество компании и не является новой для промышленности. Но пересмотр производственных целей в пользу новых технологий в значительной степени окажет влияние на экономическое состояние предприятий «Большой тройки».
При подробном анализе объёмов судостроительных заказов, необходимо разделить объём выполненных заказов и незавершенное производство (см. рис. 4).
Рисунок 4. Отношение объёма выполненных заказов и незавершённого производства (млн CGT) [составлено авторами по 26, 28].
Для судостроительной отрасли наличие на предприятии определённой доли незавершённого производства – это нормальное явление. Это вызвано определенными особенностями процесса постройки самих судов – невозможно уместить весь процесс создания судна от начала до конца в один календарный год. Да и в целом, малое количество судов, даже если это не касается крупномасштабной перевозки ресурсов, строится меньше года, и каждое предприятие старается оптимально задействовать свои мощности для распределения поступающих новых заказов. Несмотря на это, доля незавершённого производства растёт, а не остаётся в пределах оптимальных значений.
В завершение данного раздела рассмотрим масштабы экспорта и импорта судостроительной отрасли Южной Кореи. Соответствующие данные, за период с 2018 по 2022 гг., представлены на рис. 5.
Рисунок 5. Объём экспорта и импорта судостроительной промышленности Южной Кореи (млрд. $США) [составлено авторами по 11, 16].
Объём импорта, несмотря на падение в 2022 г., всё же остается в пределах средних значений. Объём же экспорта демонстрирует более резкий спад по итогам 2022 г. Как и многие характеристики судостроительной отрасли, рассмотренные выше, объём экспорта зависит от многих факторов. Помимо внутренних причин, связанных с производственными процессами, необходимо выделить и внешние – политический климат, востребованность судов на рынке и другие. И если решение внешних задач не в компетенциях рассматриваемых компаний, то разрешение производственных проблем как раз и должно быть в центре внимания: основным направлением оптимизации деятельности при рассмотрении вопросов экспорта.
Особенности внедрения инновационных технологий. Оценка эффективности южнокорейских судостроительных предприятий.
Теория взрывных и поддерживающих инноваций нашла своё применение в южнокорейском судостроении. При рассмотрении основных областей развития, ключевыми направлениями стали: инновационные суда; двигатели и применение альтернативных видов топлива; умные верфи и новые технологии производства.
В свою очередь правительство Южной Кореи планирует инвестировать 534 млн долларов США на развитие судостроения, разработку новых технологий и альтернативных видов топлива. Сроки, на которые рассчитана реализация инвестируемых средств - 5 лет [19].
На примере большой тройки стоит выделить определенные авторами следующие инновационные разработки, представленные в таблице 1.
Таблица 1. Инновационные технологии «Большой тройки» [составлено авторами по 13, 14, 17, 22, 23].
Samsung Heavy Industries
|
Hanwha Ocean Co Ltd.
|
HD Hyundai Co. Ltd.
|
Разработка
устройства для предотвращения потери контейнеров – «Special Structure Anti-Container Loss (SSA-CL)»
|
Разработка
экологически чистой системы хранения топлива – «Eco-friendly energy storage
system (ESS)»
|
Разработка
экологичного двигателя с длительным циклом очистки топлива – «Euro 6 &
Stage V Solution»
|
Разработка
Газовых платформ нового поколения – «Multi-purpose LNG Floater-Nearshore (MLF-N)»
|
Разработка
первого в мире танкера-газовоза, не выделяющего углекислого газа
|
Разработка
и применение альтернативных видов топлива
|
Умная
верфь
|
· Samsung HI предлагает оптимальное качество изделия по приемлемой цене (адекватной для рынка);
· Разработка является новой для рассматриваемого рынка (в своём большинстве устройства, выполняющие схожие функции, не получали никаких доработок и нововведений);
· Samsung имеет возможность конкурировать с участниками рынка и имеет все шансы вытеснить других участников, как только изделие вступит в активную стадию доработки.
В случае с Hanwha Ocean Co Ltd., взрывной инновацией будет являться LNG-танкер, разработанный и созданный по принципу отсутствия выделения углекислого газа. Само судно будет работать при использовании альтернативных видов топлива, при определённом сочетании которых углекислый газ не будет выделяться в атмосферу. Кроме того, были уменьшены размеры судовой энергетической установки. Выполнение необходимых функций (снижение выброса CO2, использование альтернативных видов топлива), адекватное качество и потенциал развития также позволяют отнести данную разработку к взрывным инновациям.
Общими принципами взрывных инноваций, которые позволят занять конкурентное преимущество среди других предприятий, будут следующие:
· Новизна разработки;
· Выполнение функции аналогичного изделия, но ниже по стоимости и по качеству;
· Перспектива захвата сегмента рынка при дальнейшем совершенствовании разработки.
Результаты исследования показали, что эффективность внедрения инновационных технологий на ведущих судостроительных предприятиях Южной Кореи весьма высока, значительная доля подходов к внедрению имеют универсальный характер и опыт южнокорейского судостроения предлагает объёмную практическую базу знаний и реальных примеров, имеющих возможность применения на отечественных судостроительных предприятиях. На основе результатов исследовательской работы можно сделать следующие выводы: применение опыта мировых лидеров во внедрении инноваций положительно скажется на развитии отечественного судостроения. Принципы внедрения новых технологий в значительной мере являются смежными для многих отраслей тяжёлой промышленности, и их реализация значительно упростит развитие и ведение производственной деятельности за счет универсальности характера их применения, а также значительно увеличит экономический эффект, что положительно скажется на развитии отечественной экономики.
Заключение
Таким образом, развитие сферы инновационных технологий положительно сказывается на деятельности компаний «Большой тройки». Активное ведение инновационной деятельности поможет стабилизировать и со временем свести на нет имеющийся спад производства за счёт экономического эффекта, оказываемого инновациями. Это подтверждает гипотезу о том, что южнокорейские предприятия имеют все возможности, чтобы занять лидерские позиции (80%+), особенно с применением средств государственной поддержки.
Конъюнктура отечественного судостроения требует стабильного роста как в области оптимизации производственных процессов, так и производимой продукции для удовлетворения нужд государства и иных стратегически важных заказчиков, нуждающихся в постройке судов. Адаптация передового опыта южнокорейских лидеров судостроения может стать залогом устойчивого развития и поступательного роста отечественной судостроительной отрасли и соответствующих судостроительных предприятий.
Следовательно, на базе проведённого исследования можно заключить, что проведение комплексной оценки эффективности внедрения инноваций способствует созданию и поддержанию стабильного процесса развития предприятия: его технологий, экономического состояния и устойчивых позиций на рынке. Теория взрывных и поддерживающих инноваций существенно облегчает управление процессом внедрения новых технологий благодаря чёткой классификации инноваций и факторов, на них влияющих. Применимо к отечественным судостроительным предприятиям, процесс внедрения инноваций и, соответственно, совершенствования производства, на сегодняшний день является одним из ключевых направлений дальнейшего развития судостроительной отрасли.
Источники:
2. Кристенсен Клейтон М. Дилемма инноватора : как из-за новых технологий погибают сильные компании. / пер. с англ. [Т. Овсенева]. - Москва, 2004. – 157-164 c.
3. Куликов Ю. А. Инновации В Экономической Деятельности Предприятий // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2023. – № 7. – c. 210-213. – doi: 10.23672/SAE.2023.10.34.016.
4. Лепеш Г. В. Комплексная безопасность реальной экономики // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2018. – № 1 (43). – c. 3-5.
5. Максимцев И. А., Костин К. Б., Евдокимова Х. В., Онуфриева О. А. Взрывные и поддерживающие инновации: мировой опыт успеха и ошибок на примере США, Великобритании и Японии // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 803-826. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114791.
6. Нацыпаева Е. А. Подрывные инновации: сущность, влияние на качество продукции и конкурентоспособность крупного бизнеса // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2019. – № 5 (79). – c. 72-74.
7. Перевозчики грузов стали бенефициарами атак хуситов в Красном море. Bloomberg: акции грузоперевозчиков подорожали после нападений хуситов. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/18/12/2023/657fe5509a7947d71c1f8433 (дата обращения: 18.12.2023).
8. Рязанцева Т.М. Особенности развития судостроительной отрасли Республики Корея // Казанский вестник молодых учёных. – 2018. – № 1 (4).
9. Country and Port Level Liner Shipping Connectivity Index. Ports & Maritime Shipping. Port Economics, Management and Policy. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://porteconomicsmanagement.org/pemp/contents/part1/ports-and-container-shipping/country-port-level-liner-shipping-connectivity-index/ (дата обращения: 18.12.2023).
10. Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering's sales revenue from 2015 to 2022. Metals & Electronics. Statista. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/821848/south-korea-daewoo-shipbuilding-and-marine-engineering-sales-revenue/ (дата обращения: 06.12.2023).
11. Export value of the shipbuilding industry in South Korea from 2000 to 2022. Metals & Electronics. Statista. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/1079057/south-korea-shipbuilding-industry-export-value/ (дата обращения: 06.12.2023).
12. Global shipbuilding order book in 2022, by vessel type. Metals & Electronics. Statista. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/263891/volume-of-orders-of-the-world-merchant-fleet-by-types-of-vessel/ (дата обращения: 06.12.2023).
13. Hanwha Ocean unveils world`s 1st carbon emission-free LNG Carrier. Green Marine. Offshore Energy. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.offshore-energy.biz/hanwha-ocean-unveils-worlds-1st-carbon-emission-free-lng-carrier/ (дата обращения: 06.12.2023).
14. Hanwha Ocean. Products & Services. Hanwha Ocean Co Ltd. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hanwha.com/en/products_and_services/affiliates/hanwha-ocean.html (дата обращения: 06.12.2023).
15. Hyundai HI's sales revenue from FY 2018 to FY 2022. Metals & Electronics. Statista. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/303119/consolidated-revenue-of-hyundai-heavy-industries/ (дата обращения: 06.12.2023).
16. Import value of the shipbuilding industry in South Korea from 2000 to 2022. Metals & Electronics. Statista. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/1079066/south-korea-shipbuilding-industry-import-value/ (дата обращения: 06.12.2023).
17. Innovation products. Overview. Hyundai Infracore. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hd-hyundaiengine.com/en/innovation/overview (дата обращения: 06.12.2023).
18. Largest shipbuilding nations in 2022, based on deliveries. Transportation & Logistics. Statista 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/263895/shipbuilding-nations-worldwide-by-cgt/#:~:text=China%2C%20South%20Korea%2C%20and%20Japan,tonnage%20of%20around%2040.6%20million/ (дата обращения: 06.12.2023).
19. Mounting Problems of South Korea`s Shipbuilding Industry. The Maritime Executive. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.maritime-executive.com/article/mounting-problems-for-south-korea-s-shipbuilding-industry (дата обращения: 06.12.2023).
20. Pires F. Jr., Lamb T., Souza C. Shipbuilding Performance Benchmarking // International Journal of Business Performance Management. – 2009. – № 11 (3). – p. 10-17. – doi: 10.1504/IJBPM.2009.024372.
21. Review of Maritime Transport 2023. Unctad. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/publication/review-maritime-transport-2023/ (дата обращения: 05.12.2023).
22. Samsung Heavy Industries develops container loss prevention device. Companies. PortNews. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://en.portnews.ru/news/355009/ (дата обращения: 06.12.2023).
23. Samsung Heavy Industries Develops next-generation FLNG. Shipping & Shipbuilding. The Korea Economic Daily. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kedglobal.com/shipping-shipbuilding/newsView/ked202305020002 (дата обращения: 06.12.2023).
24. Samsung HI's sales from FY 2014 to FY 2022. Metal & Electronics. Statista. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/303840/revenue-of-amsung-heavy-industries/ (дата обращения: 06.12.2023).
25. Shipbuilding industry in South Korea. Industries & Markets. Statista. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/study/83128/shipbuilding-industry-in-south-korea/ (дата обращения: 06.12.2023).
26. Volume of completed shipbuilding orders in South Korea from 2000 to 2022. Metals & Electronics. Statista. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/1079013/south-korea-completed-shipbuilding-volume/ (дата обращения: 06.12.2023).
27. Volume of new shipbuilding orders in South Korea from 2000 to 2022. Metal & Electronics. Statista. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/650488/south-korea-ship-building-orders/ (дата обращения: 06.12.2023).
28. Volume of the shipbuilding order backlog in South Korea from 2000 to 2022. Metals & Electronics. Statista. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/1079026/south-korea-shipbuilding-order-backlog-volume/ (дата обращения: 06.12.2023).
Страница обновлена: 04.12.2024 в 09:58:46