Институциональные основы и перспективы формирования промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства в рамках концепции устойчивого развития экономики

Закупень Т.В.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 6 (Июнь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54059792
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Статья посвящена проблеме засорения экосистемы отходами промышленного производства, в том числе фосфорных минеральных удобрений в химической промышленности. Показано, что воздействие на окружающую среду фосфогипса представляет большую проблему для реализации концепции устойчивого развития экономики Российской Федерации. Анализируется зарубежный опыт экономического развития и государственного регулирования перерабатывающей отходы отрасли промышленности. Обосновывается, что сложившаяся за десятилетия система обращения с отходами производства на территории России требует коренной перестройки в пользу эффективно применяемых в мировой экономике технологий обработки и утилизации отходов. Указано на недостаточность реальных экономических рычагов и механизмов исполнения в Российской Федерации целей и задач национального проекта «Экология». Выявлены причины отсутствия у бизнеса заинтересованности вхождения инвестициями в развитие перерабатывающей отходы отрасли.

Ключевые слова: устойчивое развитие, зеленая экономика, отходы промышленного производства, фосфогипс, переработка фосфогипса, отходы производства минеральных удобрений, безотходная утилизация отходов производства, инвестирование в переработку отходов, национальный проект «Экология»

JEL-классификация: Q01, Q53, Q56



Введение

Одной из важнейших отраслей народного хозяйства для реализации концепции устойчивого развития экономики Российской Федерациии является химическая промышленность. Именно ее технологии могут если не полностью, то во многом заменить регулирующие механизмы биосферы и стать двигателем экономического роста в ближайшей перспективе.

Как показывает анализ, химический комплекс занимает одну из лидирующих позиций среди источников загрязнения окружающей среды. Ежегодно на предприятиях отрасли образуется около 8449 млн.тонн токсичных веществ и более 4301 тыс.тонн выбросов в атмосферу. По данным Росприроднадзора, в 2021 году общий объем выбросов загрязняющих веществ химического производства в атмосферный воздух составил около 22,3 тыс. тонн, количество утилизированных побочных отходов производства и потребления - 3881,9 млн.тонн. [ 1,21]

Актуальность темы данного исследования обусловлена фактом ежегодного стремительного увеличения на планете количества отходов и вредных выбросов в окружающую среду. В Российской Федерации суммарно за период 2017-2021 гг. количество образующихся отходов увеличилось с 6221 млн.тонн в 2017 году до 8449,0 млн.тонн в 2021 году. Из них по состоянию на конец 2021 года утилизировано и обезврежено 3937 млн.тонн (то есть, менее половины). [1]

Особую опасность для экологии и здоровья человека представляют наиболее токсичные промышленные отходы, даже незначительное количество которых может стать причиной онкологических заболеваний, генных мутаций и гибели живых существ.

Существующая система управления отходами промышленного производства в России, ориентированная преимущественно на их вывоз и захоронение на полигонах и свалках, является несовершенной, приводит к занятию полигонами десятков тысяч гектаров плодородной земли, влияет на качество природной среды, окружающего воздуха и грунтовых вод. Большие объемы и накопление отходов промышленности темпами, значительно превосходящими рост объемов производства в стране, относятся к числу важнейших экономических проблем, требующих безотлагательного разрешения.

Эффективность решения проблемы отходов связана с их переработкой и вовлечением в повторное использование. Именно поэтому анализ существующих способов утилизации промышленных отходов, и в частности, отходов производства фосфорных минеральных удобрений, применения наилучших доступных технологий для их безотходной переработки и повторного внедрения в хозяйственный оборот, проблемы взаимодействия государства и бизнеса по организации инновационных перерабатывающих отходы производств, исследование недостатков и достоинств государственных программ и национальных проектов по экологической безопасности и сохранению природной экосреды в части обеспечения перехода российской промышленности на безотходные наукоемкие технологии по переработке отходов производства, использование эфффективных стратегий и подходов к их реализации являются актуальной проблемой для научноного исследования.

В современной научной литературе присутствует множество исследований проблемы засорения экосистемы техногенными отходами в условиях перехода России к «зеленой» экономике. Такие авторы, как Бобылев С.Н. [2], Шилкина С.В. [23], Н.НЯшалова [25], А.Д.Жукова [7] анализируют мировые тенденции управления отходами, различные аспекты экологического потенциала и улучшения состояния окружающей среды при засорении экосистемы бытовыми и производственными отходами, включая вопросы комплексной и эффективной утилизации и переработки отходов промышленного производства. Ценный вклад в исследование проблем применения высокоэффективных технологий переработки и повторного вовлечения в хозяйственный оборот фосфогипса внесли работы Кирилова С.В. [10], Нарейчика П.П. [13], Ф.Юлдашева [24]. Модель комплексного использования инновационной безотходной технологии извлечения из отходов производства фосфорных минеральных удобрений стратегически важных для экономики страны редкоземельных металлов и его попутных компонентов детально раскрывается в работах Галиевой Ж.Н. [4], Недбаева И.С. [14], Семенова А.А. [20], Федорова А.Т. [22] и др.

Цель данного исследования – выявить экономико-правовые проблемы и механизмы организации производства, переработки и утилизации отходов промышленного производства на примере отходов производства фосфорной кислоты и фосфорных удобрений (фосфогипса) и предложить перспективы их совершенствования.

Научная новизна данного исследования состоит в обобщении и ситематизации механизмов взаимного влияния процессов производства, научно-технических исследований и законодательно-организационного обеспечения утилизации и переработки отходов на реализацию целей и задач при формировании и реализации государственной политики в сфере обработки, утилизации и обезвреживания отходов промышленного производства и вовлечения их в хозяйственный оборот

Методология исследования включает системно-ситуационный анализ практики хозяйственной деятельности, существующих статистических данных и научных публикаций по рассматриваемой проблематике и их обобщение. При подготовке исследования анализировалось концептуальные основы и перспективы развития «зеленой» экономики при переходе Российской Федерации к устойчивому развитию, законодательное регулирование перехода к «зеленой» экономике при обращении с отходами промышленного производства, использовались информационные сообщения, доклады, диагностические записки и отчеты рабочих групп, корпоративных и научно-исследовательских институтов, органов и организаций в части реализации механизмов государственной Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года.

Основная часть

Серьезную экологическую опасность для экосистемы представляют отходы производства минеральных удобрений, прежде всего фосфорсодержащих.

При производстве фосфорной кислоты и фосфорных удобрений из апатитов и фосфоритов как побочный продукт (отходы) образуется фосфогипс – твердые отходы в виде кристаллов и нерастворимых веществ, содержащие примеси растворимых (серная кислота, фосфорная кислота, моно- и дикальций фосфат) и нерастворимых (кремнезем, фосфаты, фториды, оксиды) веществ, в том числе редкоземельных и радиоактивных элементов тяжелых металлов и иных вредных и токсичных элементов.

Масштабы выработки этих отходов колоссальны. Ежегодно в мире образуется до 250 млн.тонн фосфогипса, занимающих в отвалах территории, сопоставимые с площадью некоторых городов и даже государств. При этом на долю Российской Федерации приходится около 12,5 млн.тонн. На отдельных российских предприятиях выход фосфогипса составляет около 4 млн.тонн в год. В настоящее время только лишь на территории европейской части Российской Федерации складировано более 300 млн.тонн фосфогипса. До 15 млн.тонн добавляется ежегодно. [5]

В России гигантские горы фосфогипса занимают сотни гектаров земли рядом с такими крупными городами как Кингисепп и Волхов (Ленинградская обл.), Воскресенск (Московская обл.), Череповец (Вологодская обл.), Армянск (Республика Крым), Уварово (Тамбовская обл.), Белореченск (Краснодарский край), Балаково (Саратовская обл.), Мелеуз (Республика Башкортостан), Лермонтов (Ставровский край), Невинномыск (Ставропольский край) и другими городами и поселками по всей территории России. Его складирование в открытом виде ведет к загрязнению окружающей экосистемы: атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, почвенно-растительного покрова и представляет серьезную экологическую опасность. К примеру, заброшенный полигон ныне не действующего завода минеральных удобрений в пос.Уварово Тамбовской обл. размещается на площади свыше 200 га сельхозугодий плодородного чернозема.

Накопленные запасы фосфогипса, производимого в Подмосковье на АО «Воскресенские минеральные удобрения» - одном из крупнейших производителей фосфорных удобрений в России, составляют около 80 млн.тонн. Действующий полигон складирования вторичных промышленных отходов указанного химического предприятия - «Лопатинский отвал» (называемый в народе «Белая гора»), находится в четырех километрах к северо-востоку от территории предприятия на окраине г.Воскресенска Московской области и занимает площадь 55 га. Высота отвала фосфогипса диаметром 720 метров достигает 100 метров. Ежегодно в отвал добавляется от 700 до 900 тыс.тонн фосфогипса. [12]

Аналогичная ситуация и на всех других территориях, граничащих с заводами по производству минеральных удобрений.

Мировой опыт переработки и утилизации фосфогипса

Вредное воздействие на окружающую среду фосфогипса, образующегося при переработке минеральных удобрений в химической промышленности, имеет комплексный, системный характер и представляет гигантскую проблему для регионов его складирования. Решать проблему необходимо, безусловно, опираясь на мировой опыт.

При этом ни в одной из зарубежных стран (кроме стран бывшего СССР – Украина, Белоруссия, Узбекистан и др.) нет такого количества отвалов складирования фосфогипса на полигонах. Имея ограниченные территории, страны Запада в отличие от России просто вынуждены искать эффективные пути переработки и утилизации фосфогипса, используя для этого новейшие технологии.

Во всем цивилизованном мире фосфогипс ценят и берегут. Ведущие позиции в мире по переработке фосфогипса занимают Бразилия (100%), Индия (71,9%), Бельгия (77,3%), Китай (20%). Перспективным направлением применения фосфогипса является его использование в больших объемах для заполнения горных выработок и рекультивации карьеров в США. [9, 19,16]

Помимо вышеперечисленных стран значительных успехов в разработке технологий переработки и утилизации фосфогипса и других отходов за рубежом добились Япония, Германия, Швеция, Дания, Норвегия, Австрия, Англия, Франция, ЮАР, Австралия, Испания, Южная Корея, Сингапур и др. При этом Скандинавские страны, перерабатывающие до 99% всех отходов, настолько преуспели в этом деле, что для загрузки имеющихся мощностей им приходится импортировать мусор из других стран. Безусловным лидером по переработке фосфогипса является Бразилия, химические производства которой перерабатывают 100% ежегодно производимых в стране 5 млн.тонн фосфогипса. [11]

В Бельгии (город Анжи/Engis) до 80-90% фосфогипса направляется на переработку одному из крупнейших в мире производителей гипсовых изделий фирме Knauf Prayon N.et B.Knauf et Cie, 10-15% от продукционного фосфогипса на цементные заводы, а также на производство минеральных удобрений и строительство дорог. При этом следует отметить, что фирма Кнауф не только бесплатно получает сырье для производства своих изделий, но решая серьезную экологическую проблему государства, получает вознаграждение (со слов представителей фирмы Кнауф) около 40 евро за каждую тонну вывезенного с полигона и утилизированного фосфогипса. [3]

Следует отметить, что большинство разработанных в этих странах технологий реализованы к применению не только из альтруистических или патриотических побуждений компаний-переработчиков отходов, а именно благодаря мудрой законодательной политике этих государств, направленной на всемерное поощрение, дотации и материальную заинтересованность тех, кто ликвидирует экологическую проблему.

Россия, как ни горько это отмечать, к великому сожалению, занимает в этом списке одно из последних мест – 1,1-2 % переработки из ежегодно поставляемых 13,5 млн.тонн фосфогипса. [24]

Учитывая кратно увеличивающиеся ежегодно многомиллионные залежи фосфогипса, западные предприятия с радостью воспользовались бы таким выгодным предложением. Ведь только затраты на вывоз и содержание отходов (капитальные затраты, налоги, страхование, расходы на хранение, доставку, износ, списание и др.) в специально создаваемых шахтах и шламохранилищах на Западе доходят до 50% от стоимости производства продукта, а в среднем по отрасли составляют 19,25%. В России же все складируется на открытом воздухе и практически никак не утилизируется.

При этом в Европе хранение фосфогипса платное – от 15 до 30 евро за тонну в год. И даже у наших ближайших соседей – Узбекистан (80 млн.т), Украина (20 млн.т), Белоруссия (20 млн.т) за размещение текущего выхода фосфогипса установлены достаточно высокие нормативы оплаты, вынуждающие предприятия-разработчики тем или иным способом уменьшать запасы его складирования.

Правительство зарубежных стран стимулирует соблюдение экологического законодательства не только законодательным регулированием и оказанием финансовой помощи, но и наказанием в виде штрафных санкций значительных размеров.

Так, в США компании «Mosaic» за халатное обращение с отходами производства пришлось выплатить штраф в 2 млрд.долларов. В 2010 году нефтегазовая корпорация British Petroleum (BP) в рамках мирового соглашения с правительством США взяла на себя обязательство выплатить 7,8 млрд.долларов компенсации за убытки, понесенные в результате разлива нефтепродуктов в Мексиканском заливе. В ноябре 2015 г. за прорыв двух дамб по суду были заморожены бразильские активы горнодобывающей компании Vale на 3 млрд.долларов. Компания Shell за загрязнение почвы выплатила Правительству Нигерии более 250 млн.долларов. Суммарно компании США за загрязнение окружающей среды обязали выплатить более 11,8 млрд долларов штрафов. [18]

Как видим, система санкций за экологические правонарушения в развитых странах мира является весьма жесткой.

А что в России?

Для сравнения. Согласно ст.8.2. КОАП РФ (п.п.1-12 ст.8.2.) несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления в Российской Федерации влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до 350000 рублей, а при повторном нарушении до 600000,00 рублей максимально. [2] В административных актах субъектов Российской Федерации содержатся более высокие суммы штрафов за загрязнение окружающей среды, некоторые из них достигают 1 млн.рублей. [3] Но, это, скорее, исключение, чем правило. К тому же, наложение штрафа еще не означает его реальное взыскание. Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Г.Зверев в своем недавнем выступлении на телевидении с горечью отметил, что из 115 млн.рублей административных штрафов, выставленных за нарушение природоохранного законодательства в 2020 году, реально взыскан всего лишь 1 млн.рублей. [8]

Как говорится, комментарии излишни….. Что же касается выплаченного по решению суда Норильско-Таймырской компанией, входящей в группу компаний «Норильский никель», экологического штрафа на 146,2 млрд.рублей в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате разлива дизельного топлива на ТЭЦ-3 в норильском районе Кайеркан 29 мая 2020 г., то это, скорее, частный и беспрецедентный для нашей страны случай. Надеемся, что решением Арбитражного Суда Красноярского края в отношении Норникеля создан прецедент, который послужит уроком всему российскому бизнесу впредь относиться к вопросам экологии и промышленной безопасности на своих предприятиях с большей ответственностью. [15]

Специальные экологические составы преступлений для должностных лиц предприятий сформулированы в отдельной главе УК РФ «Экологические преступления» (гл. 26) и предусматривают наказание до 5 лет лишения свободы. Однако, оценивая практику применения административной и уголовной ответственности за экологические преступления в последние годы, следует отметить ее очень низкую эффективность. Несмотря на то, что экологические правонарушения относятся в России к категории наиболее распространенных, латентность экологических преступлений достигает 95-99%. [17]

В связи с изложенным возникает закономерная проблема: «Кто виноват?» и «Что делать?» Чтобы ответить на этот вопрос следует проанализировать перспективы использования имеющихся запасов фосфогипса в народном хозяйстве более детально.

Фосфогипс – отход или продукт?

Как указывалось ранее, фосфогипс является побочным продуктом (отходом) при производстве минеральных удобрений. Он получается при переработке апатита (в основном Хибинского месторождения на Кольском полуострове) на фосфорные удобрения. Не все полезные компоненты апатита извлекаются в процессе производства минеральных удобрений. Извлекается главным образом фосфор, да и то не полностью. Остальные компоненты остаются в отходах – фосфогипсе. Извлечение содержащихся в нем химических элементов и минералов может покрыть потребности в этих элементах многих российских отраслей промышленности и составить предмет экспорта.

В частности, в отвалах промышленных предприятий России накоплено около 420 миллионов тонн фосфогипса, который содержит 80%-98% чистого гипса. Кроме того, в этих отвалах содержится около 800 тысяч тонн редкоземельных металлов, которые используют в энергосберегающих технологиях, экологически чистых видах транспорта, бытовой и робототехнике, космической и оборонной промышленности.

Переработка фосфогипса с использованием передовых «зеленых» технологий позволяет доизвлечь из него *чистый гипс (гипсовый камень), который по своим качественным характеристикам, как отмечают многие специалисты, значительно лучше природного и может быть использован в целом ряде отраслей народного хозяйства (строительстве, целлюлозно-бумажной и цементной промышленности, прокладке дорог, мелиорации почв и т.д.); *фосфор, который вновь будет направлен на производство минеральных удобрений; а также *редкоземельные металлы: тербий, диспрозий, самарий, эрбий, гадолиний и др., имеющие стратегически важное для государства значение.

При этом в отличие от других месторождений, важной особенностью фосфогипса, получаемого из апатитов Кольского полуострова, является очень высокая концентрация (до 1%) редкоземельных металлов и отсутствие радиоактивных примесей. В связи с чем получаемый в результате переработки фосфогипса состав концентрата редкоземельных металлов значительно обогащен среднетяжелыми и тяжелыми редкоземельными металлами, а также неодимом - самым ликвидным и востребованным металлом для производства магнитов. При наличии эффективной технологии извлечения редкоземельных металлов эта особенность фосфогипса позволяет достичь высоких экономических показателей при комплексной переработке.

В результате решается проблема утилизации фосфогипса, а сам фосфогипс фактически перестает быть отходом и переходит в разряд стратегически важного для экономики страны продукта.

Однако годы идут, ничего не меняется, а отвалы фосфогипса по-прежнему остаются единственным местом, где в России с гарантией можно отыскать этот ценный материал.

В чем же причина? Почему механизм комплексной переработки и утилизации фосфогипса никак в нашей стране не реализуется?

Взаимодействие государства и бизнеса

Единственная и главная причина существующего положения с утилизацией фосфогипса состоит в отсутствии стратегической заинтересованности потенциальных инвесторов в развитии производств переработки. Дело в том, что технология (так называемый, процесс отмывки) извлечения вредных примесей из фосфогипса для получения «чистого» гипса и остальных компонентов его переработки достаточно затратная. Стоимость качественной «отмывки» 1 тонны фосфогипса, по разным оценкам, составляет более 1,5 тысяч рублей, что значительно дороже, чем себестоимость получения природного (естественного) гипса.

В результате, при наличии и возможности использования в промышленности более дешевых природных запасов гипса, у частных компаний нет материальной заинтересованности вкладывать инвестиции в дорогую переработку фосфогипса для получения «искусственного». Заводы по производству минеральных удобрений, которые являются основными «загрязнителями» и «виновниками» происхождения отвалов, в отсутствие жестких требований со стороны государства по утилизации отходов от их деятельности, незначительных (в сравнении с получаемыми многомиллионными доходами) экологических платежей и штрафов также не стремятся тратить средства и обеспечивать переработку своих отходов. Причем, не только не стремятся, но и всячески уклоняются от законодательно установленных платежей за причиняемый биосфере экологический вред. Несмотря на многочисленные экспертные заключения и минералогические исследования, а также международно установленные критерии отнесения токсичности фосфогипса к III-IV классу опасности, существующие пробелы в действующем законодательстве допускают возможность отнесения отходов производства минеральных удобрений к V (неопасному) классу для окружающей природной среды по результатам лабораторных исследований коммерческой экспертизы и по решению суда. Отнесение фосфогипса по уровню токсичности к скорлупе яиц, листьям, древесине, золе, пластмассовым изделиям и другим отходам с отсутствием негативного воздействия на окружающую среду позволяет предприятиям производителям минеральных удобрений платить в бюджет за производство таких отходов очень незначительные суммы. [4]

Совершенно очевидно, если в отношении производителей промышленных отходов государство не займет более жесткую и принципиальную политику, отвалы фосфогипса в конечном итоге кратно умножатся. Те, кто загрязняют окружающую среду, должны четко усвоить: произвел отходы – убери за собой или найми тех, кто это сделает за тебя. В противном случае суровое наказание неотвратимо последует.

На Западе политика максимальной поддержки предприятий-переработчиков отходов в экономически развитых странах привела к материальной заинтересованности компаний в переработке и, как следствие, строительству по всей Европе большого количества перерабатывающих отходы предприятий, в основу которых положены «зеленые» технологии со 100-процентной утилизацией. В результате самих отходов стало не хватать. Компании конкурируют за сырье для переработки, а чтобы мощности не простаивали и их не лишили дотаций, завозят сырье из других регионов и даже стран.

Аналогичный подход Россия должна взять на вооружение. Помимо нацеленности на эмпирическую результативность государство должно заинтересовать бизнес, стимулировать его обратить внимание на переработку отходов фосфогипса, разработать соответствующие законы, стандарты, правила, позволяющие предпринимателям получать прибыль от участия в проекте.

Реформа обращения с отходами производства

Государственная экологическая политика устойчивого развития Российской Федерации формируется и реализуется в рамках утвержденных Президентом РФ Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года. [5]

Инструментом достижения стратегических целей, определяемых указанными документами, являются государственные программы по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов. Прежде всего это Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2024 годы, в рамках подпрограммы «Регулирование качества окружающей среды» которой до 2024 года планируется реализовать национальный проект «Экология». [6]

Паспортом национального проекта «Экология» предполагается реализация 11 федеральных проектов, в том числе приоритетный проект - «Чистая страна», ключевыми задачами которого к концу 2024 года по направлению «Эффективное обращение с отходами производства и потребления» являются формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами и рекультивация территорий их размещения, ликвидация несанкционированных свалок, создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления, создание современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами 1 и 2 классов опасности на территории Российской Федерации и др.

Утверждены планы мероприятий, определены сроки реализации, исполнители, а также ответственные министерства и ведомства. Бюджет финансирования национального проекта Экология на 2019-2024 годы предусмотрен в размере более четырех триллионов (4 041 042 000 000,00) рублей. [7]

Реализация принятых федеральных проектов, безусловно, крайне важна и давно назрела. Однако, как показал анализ, ни в одном из вышеназванных федеральных проектов национального проекта «Экология», определяющих порядок, условия и финансовое обеспечение его реализации, не предложена к решению проблема переработки промышленных отходов III-IV уровня токсичности, в том числе отходов производства минеральных удобрений.

Даже в таких имеющих, казалось бы, прямое отношение к затронутой нами проблематике федеральных проектах, как «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» и «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» (не говоря уже об остальных федеральных проектах) не только не предусматриваются мероприятия по утилизации многомиллионных тонн отвалов фосфогипса на территории Российской Федерации, но в них об этом даже не упоминается.

Несмотря на прямое указание в законе (федеральная подпрограмма «Регулирование качества окружающей среды»), проблемы засорения десятков тысяч гектаров территории страны отходами производства минеральных удобрений как будто не существует. Ни в одном федеральном проекте в составе национального проекта «Экология» природоохранные мероприятия по ликвидации 420 млн.тонн отвалов из отходов производства минеральных удобрений не предусматриваются.

В связи с изложенным возникает логичный вопрос: по какой причине в нацпроекте Экология не был предусмотрен к реализации механизм утилизации отходов промышленного производства III-V уровней опасности, в том числе таких территориально емких, как отходы производства минеральных удобрений?

Как показал анализ, причиной тому был утвержденный 25 января 2018 г. узкоспециализированный отраслевой документ - Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года (далее – Стратегия, Стратегия по переработке отходов), определившая на длительную перспективу основы для формирования и реализации государственной политики в сфере обработки, утилизации и обезвреживания отходов производства и вовлечения их в хозяйственный оборот.

В соответствии с указанным документом Правительство РФ к 2030 году должно сформировать отечественную промышленность по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления. Цель Стратегии – максимально вовлечь указанные отходы в производство, планомерно снизить количество отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, и обеспечить эту отрасль промышленности современным высокотехнологичным оборудованием (распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018. № 84-р1).

В документе обозначена необходимость формирования специальной отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства. Указано, что сложившаяся за десятилетия система обращения с отходами на территории нашей страны требует коренной перестройки в пользу эффективно применяемых в мировой экономике технологий обработки и утилизации таких отходов. Отмечено, что «фосфогипс, образующийся как отход в производстве фосфорной кислоты из природных фосфатов, может применяться для повторной обработки и доизвлечения редкоземельных металлов и иных полезных компонентов в химической промышленности и цветной металлургии, в производстве серной кислоты и извести и ряде других направлений использования». [8]

Реализацию Стратегии планировалось проводить в два этапа: первый этап – 2018-2021 годы, второй этап – 2022-2030 годы. Распоряжением Правительства РФ от 25 января 2018 г. № 84-р Минпромторгу было поручено в 6-месячный срок обеспечить разработку плана мероприятий (организационно-финансового обеспечения) по реализации Стратегии.

Однако в отличие от принятой практически на год позже Стратегии экологической безопасности начало реализации Стратегии развития промышленности по обработке отходов по целому ряду причин затянулось на долгие годы.

Вместо шести месяцев План мероприятий по реализации Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года разрабатывался федеральными органами исполнительной власти более трех лет и был утвержден Правительством РФ только 10 июня 2021 г. № 5637п-П9.

При этом проведенный анализ содержания Плана мероприятий свидетельствует о том, что в ближайшей перспективе лет реализации задач, поставленных Стратегией перед Правительством РФ еще в далеком 2018 году, а также конкретных мер по формированию промышленности переработки и утилизации отходов производства, ожидать не следует.

С учетом значимости и целевой фундаментальности проработки обозначенных в Плане поручений Правительства РФ разработка принимаемых в последующем во исполнение Стратегии федеральных программ и национальных планов, сроки, этапы, основные мероприятия по их реализации, объемы и источники финансирования, исполнители, ожидаемые конечные результаты по реализации, размеры капитальных вложений на реализацию пилотных проектов, система контроля за исполнением и др. реально могут быть представлены в Правительство не ранее 2025 года, а, возможно, и значительно позже.

Совершенно очевидно, что Стратегия, не имея принятых на перспективу организационно-правовых механизмов реализации предусмотренных целей и задач, все эти годы была и в настоящее время все еще является мертворожденным документом без реальных экономических рычагов и механизмов их исполнения.

Причина задержки с реализацией положений Стратегии лежит на поверхности - отсутствие у бизнеса реальной заинтересованности вхождения инвестициями в развитие данного производства. Можно много говорить о социальной ответственности бизнеса перед государством и населением, об увеличении рабочих мест, о необходимости переработки и утилизации отходов с целью сохранения биосферы, но даже если обратиться к п.1 ст.2 ГК РФ, согласно которому предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, то не нужно быть великим экономистом, чтобы понять - бизнес не будет широкомасштабно развивать производство по переработке и утилизации отходов пока ему не создадут для этого благоприятные инвестиционные условия.

Именно поэтому до настоящего времени в России не сформирован научно-технический и отраслевой потенциал, отсутствует производственная инфраструктура в сфере обработки, утилизации и обезвреживания отходов и практически не ведутся работы по технологиям применения вторичных ресурсов. По данным Госкомстата, доля инвестиций в создание предприятий по утилизации и обезвреживанию отходов не превышает 4 процентов общего объема средств, выделяемых на экологические мероприятия. [9]

Следует отметить взаимозависимость процессов производства, научно-технических исследований и законодательно-организационного обеспечения для реализации целей и задач Стратегии. Отсутствие перерабатывающих предприятий влечет за собой (как это ни парадоксально звучит) отсутствие разработок новых инновационных технологий, потому как технологии, разработанные в лабораториях, как правило нуждаются в длительной апробации и доработке применительно к условиям реального производства. При этом недостаток у научных организаций опыта реальной практической деятельности по переработке отходов и извлечению из них полезных составляющих в отсутствие реального взаимодействия с бизнесом приводят, как правило, к незначительному технологичному результату и формулированию общих фраз о необходимости дальнейших разработок для получения очередного финансирования. По этой причине различные научно-исследовательские учреждения и организации, а также высшие учебные заведения в необходимой и достаточной мере не способны обеспечить отрасль промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов современными инновационными разработками, позволяющими повысить экологическую безопасность и ресурсосбережение в процессе производства. Получается замкнутый круг: нет предприятий - нет отрасли, нет отрасли – нет науки и новых технологий, нет новых технологий – нет развития и предприятий.

Механизм, который может разомкнуть этот «замкнутый» круг – взаимодействие государства и бизнеса на взаимовыгодных условиях. При этом решающими характеристиками промышленного роста в ближайшей перспективе должны стать не наращивание мощностей производственных процессов и не количество промышленных площадок, а их качество в результате внедрения новейших технологий и ресурсной эффективности производств.

Федеральный проект «Внедрение наилучших доступных технологий», реализуемый в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №328), направлен в этой связи на реализацию одного из основных механизмов повышения экологической эффективности переработки отходов – эколого-технологическую модернизацию производства, повышение производительности и качества утилизации отходов, основанных на использовании передовых новейших технологий.

Дефицит средств на счетах предпринимателей, дорогие кредиты и неопределенность в экономике в связи со сложившейся внешнеполитической ситуацией – эти проблемы перерабатывающей промышленные отходы отрасли требуют скорейшего законодательного регулирования на государственном уровне. Полагаем, что государственно-частное партнерство является наиболее эффективным решением взаимодействия сторон при реализации данного экологического проекта.

Заключение

Подытоживая исследование экономико-правовых механизмов реализации концепции устойчивого развития Российской Федерации посредством развития промышленной отрасли переработки и утилизации отходов производства, следует особо подчеркнуть, что затронутая в исследовании проблематика переработки и извлечения вторичного промышленного сырья из отходов производства минеральных удобрений является лишь частным случаем существующей глобальной проблемы замкнутого цикла безотходной переработки отходов производства горнодобывающей, металлургической, энергетической, металло-обрабатывающей промышленности и машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, производства строительных материалов, агропромышленного комплекса и др.

Существует множество промышленных отходов, для каждого из которых может быть применена своя оптимальная технология вторичной переработки. Здесь уместно вспомнить тезис великого химика Д.И.Менделеева о том, что «в химии нет отходов, а есть неиспользованное сырье». Именно поэтому, складируемые в отвалы и на полигонах шлаки, окалина, лом металлов, формовочные смеси, шламы, фосфогипс, зола, радиоактивные и химические отходы, обрезки труб и другие отходы промышленного производства, являясь активными загрязнителями почвы, воды и атмосферы и признаваемые в настоящее время непригодными для использования, в результате применения современных технологий вторичной переработки могут являться источником ценных веществ и материалов для применения в различных отраслях народного хозяйства.

[1] Минприроды России: Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2019 году", декабрь 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://nangs.org/analytics/minprirody-rossii-gosudarstvennyj-doklad-o-sostoyanii-i-ob-okhrane-okruzhayushchej-sredy-rossijskoj-federatsii-v-2019-godu-proekt-dekabr-2020- (дата обращения: 15.04.2023).; Росстат. Охрана окружающей среды в России. Статистический сборник. - М. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ochrana_okruj_sredi_2022.pdf (дата обращения: 15.04.2023).

[2] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. (в ред.от 11.06.2021 г.) с изм. и доп., вступившими в силу 01.07.2021 г. // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/5d94a3e5987f4b54531d0d8bad631b120c42b594/

[3] Правительство Москвы. Департамент природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы. Размеры штрафов, налагаемых при нарушении природоохранного законодательства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dpioos.ru/eco/ru/eco_control/o_995 (дата обращения: 10.04.2023).

[4] Приказ Минприроды России от 04 декабря 2014 г. № 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» (Зарег. в Минюсте России 29.12.2015 № 40330). КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192145/d48f279b52be9a69f28ba6a553415901a6f2ba29/ (дата обращения 15.04.2023); Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (ред. от 16.05.2022) "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (Зарег. в Минюсте России 08.06.2017 № 47008). КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_218071/ (дата обращения 15.04.2023).

[5] «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года». (Утв. Президентом РФ 30.04.2012). КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/ (дата обращения 15.04.2023).

[6] Государственная программа «Охрана окружающей среды». (Утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 326 (с изм. и доп. от 31.03.2021г.). Портал Госпрограмм. URL:https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/12 (дата обращения 15.04.2023).

[7] Паспорт национального проекта «Экология». (Утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. № 16). КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316096 (дата обращения 15.04.2023).

[8] Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 N 84-р (ред. от 13.10.2022) «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года». КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_289114/ (дата обращения 15.04.2023).

[9] «Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. / Раздел II, подраздел 4. «Состояние промышленного развития производств по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов по отраслям». (Утв. . Распоряжением Правительства РФ от 25.01.2018 г. № 84-р.). Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 15.04.2023).


Источники:

1. Абрамченко В. Вице-премьер Правительства РФ. В России ежегодно накапливается 8 млрд.тонн отходов. Форум «Чистая страна. Новая экологическая политика. Вызовы 2021-2030». Finance.rambler.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://finance.rambler.ru/economics/46014912/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 10.04.2023).
2. Бобылев С.Н. Экономика устойчивого развития. - М.: Кнорус, 2021. – 672 c.
3. Минерально-сырьевая база металлов высоких технологий. Освоение, воспроизводство, использование. / Вторая научно-практическая конференция. Сб.докладов. - М.: Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья им. Н.М. Федоровского, 2021. – 17-32(335) c.
4. Галиева Ж.Н. Создание производства по комплексной переработке фосфогипса. Проект «Фосфогипс-эко». - М.: ГК «Скайград», 2021. – 1-26 c.
5. ГК «Скайград». Создание производства по комплексной переработке фосфогипса. Проект «Фосфогипс-эко». - М., 2021. – 1-26 c.
6. Горленко А.С. Отчет о НИР «Разработка технико-экономического обоснования ресурсосберегающих и экологически безопасных способов обращения с побочным продуктом производства фосфорной кислоты (фосфогипсом)». Экспертно-аналитический центр по проблемам окружающей среды «ЭКОТЕРРА». [Электронный ресурс]. URL: https://e.mail.ru/attach/16268908450480519672/0%3B1/?folder-id=0&x-email=zak1955%40mail.ru&cvg=nsg-1 (дата обращения: 15.04.2023).
7. Жукова А.Д. Оценка экологического состояния почв на территории импактного влияния производства фосфорсодержащих минеральных удобрений (на примере ОАО «Воскресенские минеральные удобрения»). / Дис.на соиск. уч. ст.к.б.н. - М., 2017. – 169 c.
8. Интервью Президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Г.Зверева. Телеканал «Россия 1», программа «Утро России». [Электронный ресурс]. URL: https://smotrim.ru/video/2315405 (дата обращения: 15.04.2023).
9. Zachary T. Sampson EPA approves use of radioactive phosphogypsum in roads, reversing long-held policy. Tampabay.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tampabay.com/news/environment/2020/10/14/epa-approves-use-of-radioactive-phosphogypsum-in-roads-reversing-long-held-policy/ (дата обращения: 15.04.2023).
10. Кирилов С.В. Физико-химические основы интенсификации процесса извлечения редкоземельных металлов из фосфогипса. / Дис.на соиск уч. ст.к.т.н. - Екатеринбург, 2022.
11. Мировой опыт: шесть примеров эффективной работы с отходами. Исследование КБ «Стрелка» «Система управления отходами». [Электронный ресурс]. URL: https://strelkamag.com/ru/article/mirovoi-opyt-shest-primerov-effektivnoi-raboty-s-otkhodami (дата обращения: 10.04.2023).
12. Монументальность и красота химических отходов «белая гора. Zen.yandex.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://zen.yandex.ru/media/promturist/monumentalnost-i-krasota-himicheskih-othodov-belaia-gora-voskresensk--5b3dfa79f1deaf00a88de2d6 (дата обращения: 10.04.2023).
13. Наренчик П.П. Современные пути решения проблемы обращения с отходами производства и потребления // Региональная и отраслевая экономика. – 2021. – № 3. – c. 76-80.
14. Недбаев И.С. Обзор российского и мирового опыта решения экологических проблем производства, хранения, переработки и использования фосфогипса // Вестник евразийской науки. – 2022. – № 4. – c. 10.
15. «Норникель» выплатил рекордный штраф за разлив топлива. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/10/03/2021/6048a2309a794732bec10c5d (дата обращения: 17.04.2023).
16. Ряшко А.И Использование фосфогипса в России и за рубежом. / Сборник научных трудов. - М.: НИИ по удобрениям и инсектофунгицидам им. проф. Я.В. Самойлова, 2014. – 445-453 c.
17. Сайт Генеральной прокуратуры РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/regionalnews/news-702164/ (дата обращения: 17.04.2023).
18. Самые крупные штрафы за экологические преступления в мире. Eco-terra.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eco-terra.ru/ecology-news/613-382 (дата обращения: 10.04.2023).
19. Company Overview – Kailin Profile. Guizhou Kailin Group Holdings Ltd. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.sinranpack.com/guizhou-kailin-holdings-group-co-ltd_n13 (дата обращения: 15.04.2023).
20. Семенов А.А. Технология разделения редкоземельного концентрата, выделенного из фосфогипса, с получением диоксида церия и оксида неодима. / Дис. на соиск.уч.ст.к.т.н. - М., 2016. – 97 c.
21. Трубникова Е. 7,75 млрд тонн: в России установлен абсолютный рекорд по образованию производственных отходов. Finexpertiza.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://finexpertiza.ru/press-service/researches/2020/rekord-proizvodstv-otkhod/ (дата обращения: 15.04.2023).
22. Федоров А.Т. Разделение редкоземельных металлов методом экстрации на индивидуальные компоненты в процессе переработки апатитового концентрата. / Дис.на соиск.уч.ст.к.т.н. - СПб., 2020. – 159 c.
23. Шилкина С.В. Мировые тенденции управления отходами и анализ ситуации в России // Отходы и ресурсы. – 2020. – № 1. – c. 5. – doi: 10.15862/05ECOR120.
24. Юлдашев Ф. Фосфогипс и ЗШО помогут решить проблему утилизации отходов химической промышленности и теплоэнергетики // Эковестник. – 2020. – № 3. – c. 88-91.
25. Яшалова Н.Н. Стимулирование устойчивого эколого-экономического развития региона. / Дис.на соиск.уч.ст.д.э.н. - М., 2016. – 372 c.

Страница обновлена: 13.11.2024 в 18:11:51