Охрана труда курьеров как направление устойчивого развития почтового оператора России
Ильин С.М.1, Самарская Н.А.1, Симанович С.В.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 1 (Январь 2024)
Цитировать:
Ильин С.М., Самарская Н.А., Симанович С.В. Охрана труда курьеров как направление устойчивого развития почтового оператора России // Экономика труда. – 2024. – Том 11. – № 1. – С. 77-90. – doi: 10.18334/et.11.1.120165.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59885200
Аннотация:
Статья посвящена исследованию условий и охраны труда курьеров АО «Почта России». Цель статьи заключается в разработке мероприятий по совершенствованию системы управления охраной труда почтового оператора как составляющей его устойчивого развития. Авторами проведен анализ условий труда курьеров, актуализированы неблагоприятные факторы производственной среды и трудового процесса курьеров, негативно влияющие на качество продукта труда, общее состояние здоровья работников, повышающие текучесть кадров и снижающие рентабельность компании. В целях предупреждения и минимизации этих негативных последствий авторами предлагается системный подход к организации системы управления охраной труда, включающий в себя ряд взаимосвязанных мер и мероприятий организационного, социально-экономического и организационно-технологического характера. Авторы акцентируют внимание, что в условиях растущего объема почтовых отправлений и неизбежного развития электронной коммерции повышение уровня безопасности труда, следуя интересам работников курьерских служб, напрямую влияет на качество их труда, имидж и рентабельность почтовых операторов и логистических кампаний. Полученные в ходе исследования выводы и рекомендации могут быть использованы для достижения системного подхода в управлении охраной труда определённой категории работников, который, в свою очередь, может содействовать снижению текучести кадров через повышение уровня удовлетворенности сотрудников.
Ключевые слова: охрана труда, курьер, услуги почтовой связи, неблагоприятные факторы, профессиональные риски, система управления охраной труда, безубыточность предприятия, качество трудовой жизни, рентабельность
JEL-классификация: J28, J81, J83
Введение
Прогрессивное развитие почтовой службы в условиях стремительного роста цифровизации и массового внедрения электронных технологий не снижает значимости курьеров в деятельности почтовых операторов, служб доставки и логистических компаний. Напротив, необходимость увеличения числа отделений почтовой связи, филиалов, дочерних компаний и совместных предприятий основного почтового оператора России [1], определяемые растущим спросом на быстрый сервис доставок корреспонденции, отправлений и товаров «от двери до двери», подразумевает увеличение грузопотока и рост численности персонала АО «Почта России», в том числе его дочернего ответвления – оператора курьерской экспресс-доставки «ЕМС Почта России» [2].
Являясь полноправным членом Express Mail Service (EMS) - организации, объединяющей подобных операторов экспресс-отправлений из 192 стран в рамках Всемирного почтового союза, эта курьерская служба доставки грузов и корреспонденции имеет 42 тысячи отделений по всей стране. Почти 9 тысяч отделений связи, организационно входящие в 26 структурных элементов АО «Почта России», способны принимать и отправлять ЕМС-отправления как на территории страны, включая её самые отдаленные районы, так и в 181 государство мира.
Для этого по состоянию на 2023 год АО «Почта России» открыты 13 мест международного почтового обмена (ММПО). Эти региональные ММПО имеют целью совершенствование и расширение логистики доставки международной корреспонденции. С этой же целью в семи федеральных округах функционируют логистические почтовые центры (Москва, Казань, Новосибирск, Санкт-Петербург, Хабаровск и Самара), в котором таможенное оформление международных почтовых отправлений совмещено с автоматической сортировкой отправлений [3].
Приоритетным направлением развития логистических почтовых центров является работа по сокращению сроков пересылки онлайн-заказов и почтовых отправлений: если в настоящее время среднее время доставки на территории России составляет чуть более 3 суток, то в будущем планируется сократить его до суток между крупными городами России и до трех дней – в областные центры.
Такие темпы сокращения временных нормативов считаются возможными посредством внедрения инновационных технических систем и организационно-технологических мер, а также активного использования многочисленного штата курьеров. Так, по состоянию на 2022 год численность курьеров АО «Почта России» составляла около миллиона человек, причем, как показывает практика, численность пеших, вело- и мото-курьеров возрастает в конце года, когда спрос на доставку почтовых отправлений на территории России и международных посылок возрастает до 30 и 40% соответственно [4].
Однако одной из проблем, негативно влияющих на устойчивое функционирование и развитие почтового оператора, фактически не имеющего конкурентов на территории России, как в период до 2020 года, так и в настоящее время является высокая текучесть кадров. Так, по данным оперативного исследования, по состоянию на 2020 год средний коэффициент текучести кадров отдельных филиалов АО «Почта России» составлял более 30% при общепринятом нормальном для предприятий и организаций уровне текучести кадров в 3 – 5%. При этом причинами увольнения сотрудников выявлены неудовлетворяющие работников условия труда, основными из которых называются низкая заработная плата, высокая интенсивность работы и тяжелые физические нагрузки [5].
Данные исследований в этой области подтверждаются анализом информации ресурсов Интернет, где в социальных сетях и открытых публикациях массово сообщается о проблемах с условиями труда в структурных подразделениях АО «Почта России», и, в частности, в структуре курьерской экспресс-доставки «ЕМС Почта России».
Вместе с тем следует отметить, что эти данные расходятся с точкой зрения руководства компании. Так, по официально опубликованным в сети Интернет заявлениям представителей кампании, решающим ресурсом в АО «Почта России» считаются люди: операторы, контролирующие работу логистических центров, работники почтовых отделений, водители, которые доставляют на сортировку корреспонденцию и затем развозят их по почтовым отделениям, и, конечно же, курьеры, доставляющие почтовые отправления непосредственно адресатам [6]. По словам представителя компании, в 2022 году было направлено 14 млрд рублей на повышение заработной платы основного персонала и сотрудников IT-подразделений, однако при этом штат сотрудников «Почты России» указывается только 300 тысяч человек [7]. Таким образом, можно сделать вывод, что почти миллион курьеров, работающих в компании, не входят в число основных сотрудников и улучшения условий труда их не коснулись.
Можно предположить, что это противоречие является внешним проявлением комплекса проблем, имеющих место в организации финансово-экономической деятельности компании, в результате которых в 2022 году АО «Почта России» впервые с момента своего основания стало убыточным предприятием. Так, по данным отчетности по РСБУ убыток «Почты России» составил 27,2 млрд руб. вместо чистой прибыли 265,99 млн руб. за 2022 год [8].
Таким образом, исследование производственных проблем в сфере условий труда курьеров АО «Почта России» представляет собой актуальный исследовательский запрос, направленный на выявление и анализ неблагоприятных и специфичных производственных факторов, с которыми сталкиваются представители этой профессии, и совершенствование системы управления охраной труда. Поднимая вопросы зависимости рентабельности компании от качества труда самой многочисленной категории работников, необходимо исследовать правовую базу, нормативную документацию, ключевые факторы, формирующие рабочую среду и условия труда курьеров, что позволит предложить научно обоснованные подходы к совершенствованию системы управления охраной труда сотрудников почтовых операторов, адаптируя теоретические и методологические подходы в рамках конкретной области профессиональной деятельности работников.
Содержание и специфика условий труда курьеров
Специфику условий труда курьеров почтовых операторов целесообразно будет определять, рассматривая факторы производственной среды и трудового процесса их трудовой деятельности сквозь призму нормативно утвержденных определений и применительно к действующему механизму оценки условий труда.
Так, условия труда работника Трудовой кодекс Российской Федерации определяет как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Одновременно, учитывая приоритеты государственной политики в области охраны труда и здоровьесбережения нации, определяются безопасные условия труда: такие условия, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов [9].
Вместе с тем согласно определениям международных стандартов качества (ISO) [1] концепция производственной среды заключается в комбинации человеческого и физического факторов, возможности более полного вовлечения работников в трудовую деятельность с целью реализации их потенциала. При этом можно выделить две группы внешних факторов, воздействующих на работника.
Первая группа факторов фактически не зависит от специфики производственного процесса и включает в себя географические, климатические, социальные и экономические факторы. Ко второй группе можно отнести обстоятельства, напрямую сопряженные с профессиональной деятельностью работника, которые идентифицируют благоприятность трудовых условий на рабочем месте или в рабочей обстановке. Отечественное законодательство в сфере трудовой деятельности обозначает такие обстоятельства как синтез нескольких видов взаимосвязанных и взаимозависящих факторов: организационных, производственных, социально-экономических. Все эти факторы, в зависимости от специфики их проявления (воздействия), могут оказывать либо благоприятное, либо негативное, в том числе вредное и (или) опасное влияние на состояние физического и психоэмоционального здоровья трудящегося (Рисунок 1).
В настоящее время именно степень воздействия на человека факторов профессиональной деятельности определяет класс трудовых условий, в которых работает сотрудник: оптимальный, допустимый, вредный или опасный [10]. В свою очередь, в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 52) для работников, условия труда которых не соответствуют оптимальным или допустимым, предусмотрены гарантии и компенсации, призванные в некоторой степени возместить и нивелировать вред от влияния неблагоприятных факторов производственной среды: снижение продолжительности рабочей смены, дополнительный отпуск, доплата к должностному окладу, а также выдаваемое сотруднику лечебно-профилактическое питание и молочная продукция (ст. 92, 94, 117, 147, 222 ТК РФ). Механизм определения класса условий производственной среды определяется в соответствии с требованиями этого же нормативного документа и основан на тестировании (измерении, испытании) различных факторов – от показателей воздушной атмосферы до тяжести и напряженности выполнения работником одного действия трудового процесса.
Рисунок 1 – Влияние факторов профессиональной деятельности в зависимости от специфики их проявлений
Источник: составлено авторами
Таким образом, чтобы получить объективное представление об условиях труда курьера службы доставки, необходимо установить не только совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, но и специфику и степень их воздействия на работника. При этом целесообразно исключить те факторы, влияние которых на курьера в процессе его трудовой деятельности маловероятно или не имеет места.
Курьер – это сотрудник почтовой связи, который выполняет свои трудовые функции согласно профессиональному стандарту 06.002 – работник почтовой связи по направлению деятельности «организация и предоставление услуг почтовой связи общего пользования гражданам, органам власти и местного самоуправления и юридическим лицам», группа занятий 4412 – «разносчики и сортировщики почты», занятые в сфере экономической деятельности 53.20 «деятельность почтовой связи прочая и курьерская деятельность». В соответствии с функциональной картой вида профессиональной деятельности трудовые функции курьера определены кодом А/01.2 – «прием и доставка почтовых отправлений по месту жительства или регистрации пользователей услуг почтовой связи». При этом среди официальных наименований должностей (профессий), определяемых стандартом, термин «курьер» как таковой отсутствует: работник может именоваться либо «почтальон», либо, в зависимости от объемов обслуживаемых доставочных участков – «почтальон 1, 2 или 3 класса».
Для выполнения трудовых функций курьера (почтальона, разносчика почты) гражданин должен удовлетворять следующим требованиям: возраст – не менее 18 лет, образование – не ниже основного общего, при обязательном профессиональном обучении по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих, программам повышения квалификации рабочих, служащих; этом опыт практической работы не обязателен.
При кажущихся внешне невысоких требованиях курьер обязан обладать достаточно объемным комплексом профессиональных знаний и умений как условием успешного выполнения целого ряда установленных профессиональным стандартом трудовых действий (Таблица 1) [11]:
Таблица 1 – Профессиональные знания и умения курьера
Необходимые
знания
|
- нормативные правовые
и локальные нормативные акты в сфере почтовой связи, регламентирующие
трудовую деятельность;
- порядок сбора, хранения, обработки персональных данных; - правила делового и корпоративного этикета; - перечень и характеристики почтовых услуг объекта почтовой связи; - методики оказания услуг почтовой связи; - правила приема, доставки и вручения почтовых отправлений; - средства автоматизации производственного процесса; - технология документирования доставки и вручения почтовых отправлений; - правила осуществления кассовых операций; - требования охраны труда в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции; - стандарты клиентского сервиса и порядок обслуживания пользователей услуг почтовой связи |
Необходимые
умения
|
- выполнять
технологические операции, связанные с приемом и доставкой почтовых
отправлений;
- осуществлять движение по маршруту в соответствии со схемой доставочного участка; - осуществлять документирование приема и передачи почтовых отправлений; - осуществлять коммуникацию с пользователями услуг почтовой связи; - обеспечивать сохранность почтовых отправлений, денежных средств и отчетных документов в соответствии с трудовыми обязанностями; - обеспечивать целостность производственного оборудования при выполнении трудовой функции; - идентифицировать поддельные документы и денежные знаки при обслуживании пользователей услуг почтовой связи; - документировать денежные операции, производимые при обслуживании пользователей услуг почтовой связи; - осматривать доставочный участок; - применять средства автоматизации производственного процесса в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей |
Трудовые
действия
|
- подготовка к
приему и доставке внутренних и международных почтовых отправлений, извещений
о почтовых отправлениях по месту жительства или регистрации пользователей
услуг почтовой связи;
- доставка и вручение внутренних и международных почтовых отправлений и извещений о почтовых отправлениях пользователю услуг почтовой связи; - прием почтовых отправлений по месту жительства или регистрации пользователя услуг почтовой связи; - документирование неврученных и принятых на доставочном участке почтовых отправлений; - передача в объект почтовой связи неврученных и принятых на доставочном участке почтовых отправлений; - подготовка отчетной документации по результатам приема и доставки почтовых отправлений; - консультирование пользователя услуг почтовой связи по услугам, связанным с внутренними и международными почтовыми отправлениями; - осуществление денежных операций, производимых при приеме почтовых отправлений от пользователей услуг почтовой связи и доставке почтовых отправлений пользователям услуг почтовой связи; - документальное информирование руководителя объекта почтовой связи о состоянии доставочного участка и о новых адресах на доставочном участке (сданных в эксплуатацию домах); - идентификация клиентов в объеме, необходимом для выполнения должностных обязанностей |
Как правило, поименованные знания курьер получает в ходе обучения, которое организуется руководителем нанимающей организации на основе разрабатываемых программ обучения, инструктажей, инструкций по охране труда и т.п. Кроме этого, прежде чем допустить курьера к самостоятельной работе, его обязаны обучить оказанию первой помощи, пользованию аптечкой и методам спасения при травмах и неотложных состояниях (положения Главы IV Постановления Правительства РФ от 24.12.2021 №2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда» [12]). Вместе с этим работодатель обязан обучить работника правилам по охране труда, определить участок его деятельности, оценить существующие профессиональные риски и безопасно организовать его работу, то есть создать предписываемые Трудовым Кодексом безопасные условия труда (ст. 212, 225 ТК РФ).
Таким образом, проведя общий анализ нормативной документации, регламентирующей профессиональную деятельность почтового курьера, можно сделать следующие выводы.
1. Деятельность курьера является завершающим, итоговым элементом в деятельности почтового оператора по доставке почтовых отправлений и решающим звеном в маршруте движения почтовых отправлений между отправителем и получателем.
2. Профессиональная деятельность курьера требует от него весьма разносторонних профессиональных знаний и навыков, лежащих в основе качественного исполнения трудовых функций.
3. От качества выполнения трудовых действий курьера зависит своевременность, полнота и безопасность доставки почтовых отправлений, и, соответственно, удовлетворение ожиданий потребителей, имидж и рентабельность оператора связи.
4. Качество труда курьера зависит от совокупности факторов производственной деятельности и специфики их проявлений в конкретной организации (компании).
5. Специфика проявлений совокупности факторов производственной деятельности напрямую зависит от качества организационной и хозяйственно-экономической деятельности руководства почтового оператора, понимания места и «цены» сотрудников курьерских служб для компании, их значимости для её устойчивого развития, рентабельности и перспективы роста.
В настоящее время при всей своей востребованности и важности профессия курьера, как показывает практика, часто воспринимается руководством почтового оператора как не требующая особого внимания в рамках системы управления охраной труда квалификационная категория сотрудников, и специфика проявлений, в первую очередь организационных и социально-экономических факторов, смещена в сторону неблагоприятных. Этим, в частности, можно объяснить высокую текучесть кадров, неудовлетворенность сотрудников курьерских служб условиями труда и, соответственно, массу негативных отзывов о качестве деятельности почтового оператора «ЕМС Почта России».
Вместе с тем, как было уже сказано выше, именно труд курьера является завершающим звеном в многоэтапной цепи движения почтовых отправлений от отправителя к получателю, и качество выполнения трудовых действий курьера лежит в основе благосостояния, конкурентоспособности и положительного имиджа почтового оператора или логистической компании.
Ввиду этого одним из ключевых аспектов организационной и финансово-экономической деятельности руководства должно быть понимание ценности места курьера, определяемой условиями трудового договора, грамотно организованной системой управления охраной труда, грамотно построенной кадровой политикой, где курьеру отводится роль не расходного материала, но профессионально подготовленного, полноправного члена трудового коллектива, для которого обязательные гарантии и благоприятные условия выполнения работ будут являться стимулом к повышению квалификации, качества труда и профессионального роста. Следует отметить, что самозанятость, позволяющая некоторым руководителям обходить вопросы справедливой оплаты труда и социальных гарантий курьеров, не является признаком грамотного и дальновидного руководства.
Организация труда курьера включает в себя режим работы, сменность и отношение руководства. Здесь так же следует обратить внимание на то, насколько руководство заинтересовано в создании благоприятных трудовых условий для своих курьеров.
Эффективность труда курьера также зависит от рационального выстраивания маршрутов доставки, учета местоположения клиентов и особенности места доставки, что может не только улучшить условия труда, но и способствовать повышению производительности.
Основные моменты, которые регламентируют процедуру оценки профессиональных рисков, указывают на необходимость учета ряда негативных воздействий в процессе трудовой деятельности. Например, регулярные дорожно-транспортные происшествия могут повышать риск для здоровья курьера, а физические факторы, такие как микроклимат открытых помещений, низкие температуры на маршрутах движения в процессе доставки почтовых отправлений, шум и вибрация автомобиля могут вызывать повышение усталости и стать причиной стрессового состояния. Химические факторы (смог, повышенное содержание СО от выхлопных газов), особенно в крупных городах, могут оказывать влияние на состояние дыхательной системы. Биологические риски, такие как укусы животных и насекомых, а также возможные нападения со стороны адресатов или третьих лиц, представляют потенциальные опасности для физического и психоэмоционального здоровья курьера.
Таким образом, с учетом всех этих факторов, эффективная организация труда курьеров в сочетании с грамотно организованной системой управления охраной труда требует комплексного подхода, учета социальных, финансовых и карьерных аспектов, обеспечивая благоприятное воздействие на работника производственных факторов и минимизируя неблагоприятные моменты. Достойная, соответствующая ожиданиям заработная плата, перспективы карьерного роста, наличие социальных гарантий могут стать мотивацией для эффективного выполнения профессиональных обязанностей работника курьерской службы, повышением качества его трудовой жизни.
Заключение
Акцентируя внимание руководства почтовых операторов на значимости качества труда сотрудников курьерских служб и качественной организации системы управления охраной труда, целесообразно обратиться к некоторым основополагающим правилам финансово-экономической деятельности.
В частности, в стремлении к чрезмерно высоким показателям прибыли руководители почтового оператора, исходя из того, что темпы роста рентабельности предприятия при увеличении производительности труда тем выше, чем больше разница между ценой и условно-переменными расходами, необходимыми для производства единичного объема продукции (услуг), упускают из вида, что заработная плата работников, являясь одним из основных показателей качества трудовой жизни, напрямую влияет на доходность и конкурентоспособность компании. Разумеется, чем ниже заработная плата работников, тем выше доходы компании. Однако чрезмерное сокращение расходов по статьям «Оплата труда» и «Материальные расходы», которые имеют наибольший удельный вес в себестоимости продукции или услуг, неизбежно ведут к снижению их качества. Что, в свою очередь, ведет к снижению спроса на товары и услуги, потере конкурентоспособности и падению рентабельности предприятия [13].
Такой подход к организации деятельности компании не соответствует общепринятой бухгалтерской модели безубыточности: рост оплаты труда должен быть разумно пропорционален производительности труда работников, непосредственно связанных с производством товаров (в нашем случае – с оказанием услуг). В этом случае рентабельность предприятия растет, возрастает абсолютное значение прибыли без снижения спроса на продукцию (услуги). Появляются дополнительные денежные средства, которые можно использовать на увеличение условно-постоянных расходов: на повышение качества трудовой жизни работников, развитие системы их профессиональной подготовки, совершенствование системы управления охраной труда [14].
Только такая модель финансово-экономического управления организацией наряду с сохранением безубыточности деятельности позволит создать благоприятные условия труда персонала, что, в свою очередь, будет способствовать высокой трудовой отдаче работников, повышению качества услуг, эффективности трудовой деятельности и удовлетворению ожиданий клиентов. Будет минимизирована текучесть кадров как один из основных маркеров нерентабельности и убыточности компании [15].
[1] О техническом регулировании. Система добровольной сертификации «Международный стандарт качества» была создана в 2010 году и функционирует в рамках Программы развития и совершенствования систем добровольной сертификации на основании Федерального Закона (№ 184-ФЗ от 27.12.2002). Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/ (дата обращения: 22.11.2023)
Источники:
2. Экспресс-отправление EMS. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pochta.ru/support/parcels/ems (дата обращения: 22.11.2023).
3. Об определении мест международного почтового обмена, являющихся объектами почтовой связи, на территории Российской Федерации. Приказ Минфина России №197н, Минцифры России №1020 от 28.12.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_438888/ (дата обращения: 22.11.2023).
4. «Почта России» увеличит количество курьеров на 27% и запустит новые чартеры. [Электронный ресурс]. URL: https://oborot.ru/news/pochta-rossii-uvelichit-kolichestvo-kurerov-na-27-i-zapustit-novye-chartery-i147603.html (дата обращения: 22.11.2023).
5. Грихно В. В., Симонова М. В. Анализ причин текучести персонала в условиях распространения СOVID-19 (на примере АО Почта России) // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2021. – № 3. – c. 56-60. – doi: 10.12737/2305-7807-2021-10-3-56-60.
6. Как устроены логистические центры Почты России: Пять историй от сотрудников компании. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/putevoditel/spetsproekty/pochta-rossii/ (дата обращения: 22.11.2023).
7. «Почта России» впервые за девять лет получила убыток по итогам года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/30/03/2023/642454a79a7947f30280fc9a (дата обращения: 22.11.2023).
8. Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2022 г. Организация: Акционерное общество «Почта России». [Электронный ресурс]. URL: https://www.pochta.ru/assets/RSBU_2022_raskrytie_b568123f19.pdf?updated_at=2023-03-30T11:08:04.472Z (дата обращения: 22.11.2023).
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34683/ (дата обращения: 24.11.2023).
10. О специальной оценке условий труда: Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/4a4183762b40bc594a54f8ae5656a21be2633daf (дата обращения: 24.11.2023).
11. Профессиональный стандарт. Работник почтовой связи. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.10.2021 № 720н. [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/profstandarty/06.002-spetcialist-pochtovoi-sviazi.html (дата обращения: 24.11.2023).
12. О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (вместе с «Правилами обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»). Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 №2464. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405174/12 (дата обращения: 24.11.2023).
13. Мельниченко Н. Ф. Качество трудовой жизни и его влияние на конкурентоспособность российских предприятий. / Россия: тенденции и перспективы развития : Ежегодник, Москва РЭУ им. Г.В. Плеханова, 20–21 декабря 2016 года. Том Выпуск 12, Часть 2. - Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2017. – 560-564 c.
14. Кабанов В. Н. Производительность труда на бухгалтерской модели точки безубыточности // Территория науки. – 2015. – № 1. – c. 143-149.
15. Василенко О. А. Трудовая мотивация персонала как фактор повышения финансовых результатов деятельности коммерческого предприятия // Финансы: теория и практика. – 2019. – № 3. – c. 64-81. – doi: 10.26794/2587-5671-2019-23-3-64-81.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 09:31:12