Providing new staff for regional aquaculture businesses
Yanyshen A.A.1, Ivashko E.E.2,3
, Bekarev A.V.2
1 Карельский научный центр
2 Карельский научный центр РАН
3 Петрозаводский государственный университет
Download PDF | Downloads: 14
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 12 (december 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63549190
Abstract:
The article presents the scientific problems of studying the balance of human capital in the labor market. The current statistical data on the aquaculture staff training by educational institutions of higher and secondary vocational education are analyzed. For the first time, a comparative analysis of the spatial and geographical distribution of graduates and aquaculture companies as potential employers was carried out. The results obtained indicate a serious staff shortage. There is a significant imbalance between graduates of higher and secondary vocational education institutions.
The distribution of specialists does not correspond to the number of operating companies by region. In order to achieve the planned growth of production volumes in the industry, the training system for aquaculture companies should be revised. The results of the research can be applied to the modernization of the system of personnel training for the aquaculture industry, the construction of forecasts of personnel needs carried out by state institutions in the field of labor and employment.
Acknowledgments:
The research was partially carried out at the expense of the grant of the Russian Science Foundation No. 23-21-00048, https://rscf.ru/project/23-21-00048/
Keywords: aquaculture, fish farming, workforce capacity, staffing, digitalization
Funding:
Исследование выполнено частично за счет гранта Российского научного фонда №23-21-00048, https://rscf.ru/project/23-21-00048/
JEL-classification: O15, Q20, Q22
Введение. Аквакультура является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в России. С 2000-го года объем производства продукции аквакультуры в России вырос почти в пять раз – с 77 тыс. тонн до 383 тыс. тонн. На основании данных Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) [1], по итогам 2022 года объем производства продукции товарной аквакультуры в России вырос на 7,5% к 2021 году и составил 383,5 тыс. тонн. Лидерами по объему выращивания стали: Северо-Западный федеральный округ — 138,6 тыс. тонн (прирост составил 13.4%), Южный федеральный округ — более 82 тыс. тонн (прирост — 3%) и Дальневосточный федеральный округ – 66,8 тыс. тонн (прирост — 17,5%). В Северо-Кавказском федеральном округе выращено 28,6 тыс. тонн, в Центральном федеральном округе – более 35 тыс. тонн, Приволжском федеральном округе — более 16,2 тыс. тонн (на 5,6% больше), в Уральском федеральном округе – более 9 тыс. тонн, Сибирском федеральном округе – почти 7 тыс. тонн.
В соответствии со "Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года" (утверждена Правительством РФ распоряжением от 8 сентября 2022 года №2567-р) [2], дальнейший рост к 2030 году должен составить еще 1.6 раза от текущих уровней. Быстрое развитие отрасли требует соответствующего кадрового обеспечения, притока новых специалистов для расширения мощностей существующих предприятий и создания новых. При этом дефицит квалифицированных кадров в рыбном хозяйстве сохраняется длительное время [3], есть исследования по проблеме нехватки квалифицированных кадров в области аквакультуры и перспективах развития непрерывного среднего и высшего образования [4]. О влиянии уровня подготовки специалистов-рыбоводов на успешность рыбоводческих предприятий свидетельствуют многие литературные источники, в частности, отмечается, что в развитии аквакультуры есть ряд проблем, для решения которых вузам необходимо направить усилия на подготовку и переподготовку квалифицированных кадров [5]. Значительно возрастает актуальность данной проблематики с учётом современных условий, когда для оптимизации и повышения эффективности бизнес-процессов в рыбоводстве активно внедряются цифровые технологии, новое оборудование и наукоёмкие инновационные решения. Рыбопромышленные предприятия становятся все более вовлеченными в процесс цифровизации экономики, что предъявляет новые требования к квалификации и подготовке кадров [6].
При этом, важное значение также имеет пространственно-географическое соответствие выпуска новых специалистов и существующих предприятий аквакультуры. Так будущие специалисты могут получить необходимый опыт и практические навыки непосредственно на тех предприятиях, на которых будут в дальнейшем работать, изучить их проблемы, установившиеся технологические процессы и специфику работы. Практику положительного пространственно-географического соответствия можно рассматривать на примере Сахалинской области, где в единственном в России "островном" Сахалинском государственном университете с 2008 года ведётся подготовка кадров по направлению 35.03.08 «Водные биоресурсы и аквакультура». С 2012 по 2018 год включительно было подготовлено около 200 выпускников, 90% из которых либо работают непосредственно в рыбной отрасли, либо так или иначе связаны с ней или с обеспечивающими отрасль сферами деятельности. Выпускники прошлых лет и даже студенты выпускных курсов, востребованы, поскольку в области к настоящему времени действует 56 рыбоводных заводов и еще несколько проходят этап строительства и пусконаладки и в скором времени будут введены в эксплуатацию. Новые заводы строятся как на острове Сахалин, так и на островах Итуруп, Парамушир и Кунашир [7].
На примере Сахалинской области видно, что в процессе организации производственных практик для местных выпускников предприятия могут заранее получить опыт взаимодействия с потенциальными сотрудниками, отобрать себе наиболее подходящих специалистов. Кроме того, обе стороны избегают сложностей, связанных с необходимостью переезда молодого специалиста в новый незнакомый регион. В своих исследованиях авторы подчёркивают важность стоящей перед Сахалинским государственным университетом задачи в продолжении подготовки квалифицированных кадров для стремительно развивающего пастбищного рыбоводства и марикультуры, а также необходимость организации и проведения курсов повышения квалификации для специалистов, проработавших в отрасли более пяти лет [7].
В 2023 году проблема недостатка квалифицированных кадров в контексте оценки кадровой уязвимости в базовых отраслях промышленности рассматривалась в научной работе Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета Высшей школы экономики. Была проанализирована статистика широкомасштабных ежеквартальных и ежемесячных конъюнктурных опросов руководителей более двадцати тысяч организаций различных видов экономической деятельности (промышленных, строительных, розничной торговли, сферы услуг), проводимых Федеральной службой государственной статистики [17]. В статье Мирзабалаева Ф. И., Антонова Г. В акцентировано внимание на факторах, влияющих на спрос и предложение рабочей силы, проводится анализ сформировавшихся отраслевых и профессионально-квалификационных дисбалансов на российском рынке труда [18]. Соболева И. В. обосновывает, что сегодня главным стратегически эффективным механизмом политики занятости становится расширение возможностей получения образовательной поддержки через ускоренное развитие инфраструктуры непрерывного образования в течение всей жизни, адаптированного под различные профессиональные группы и возрастные категории, и оперативно учитывающего потребности работодателей [19]. Анализ кадровых дисбалансов в спросе и предложении кадров на региональном уровне проводится в работе Балацкого Е. В. и Екимовой Н. А. [20]. Гуртов В. А. и Питухин Е. А. также анализируют взаимосвязи в системе «экономика – рынок труда – система образования» на федеральном и региональном уровнях, детально описывая содержание «ежегодной дополнительной потребности экономики в кадрах [21]. Проведённый обзор литературы свидетельствует о том, что проблематика рассматривается достаточно широко, при этом фокус на конкретную отрасль делается достаточно редко. Устранению данного научного пробела служит представленное исследование.
Цель работы заключается в исследовании степени соответствия числа выпускников высшего и среднего профессионального образования числу предприятий аквакультуры. Новизну работы составляют обоснованные выводы об обеспеченности новыми кадрами предприятий аквакультуры, а также проведённый анализ соответствия пространственно-географического распределения выпускников и потенциальных работодателей.
Общая гипотеза статьи заключается в том, что на рынке труда существует дисбаланс между спросом и предложением в области аквакультуры. В качестве одного из подходов к исследованию баланса спроса и предложения трудовых ресурсов в данной статье применён анализ пространственно-географического распределения выпускников и предприятий на региональном уровне. В представленной работе было оценено число и география выпускников по программам обучения аквакультуры в связи с географией и числом сотрудников действующих предприятий.
Материалы и Методы
В рамках представленной работы была собрана и проанализирована статистика, связанная с подготовкой кадров для аквакультуры образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования, а также данные по предприятиям аквакультуры.
Для анализа географии потенциальной востребованности специалистов была сделана выборка организаций и индивидуальных предпринимателей (далее ИП), действующих на территории России по итогам 2022 года и имеющих основной код по виду экономической деятельности (далее ОКВЭД) в области аквакультуры (табл. 1). Данные по предприятиям получены с сервисов "Rusprofile — сервис проверки и анализа контрагентов" [8] и "Всероссийский бизнес-центр" [9], осуществляющих выгрузку данных налоговых органов.
Таблица 1
Распределение предприятий аквакультуры России
по основному ОКВЭД на 2023 год
ОКВЭД
|
Описание
|
Число предприятий
|
03.2
|
Рыбоводство
|
1015
|
03.21
|
Рыбоводство морское
|
171
|
03.21.1
|
Рыбоводство морское индустриальное
|
20
|
03.21.2
|
Рыбоводство морское пастбищное
|
8
|
03.21.3
|
Мелиорация рыбохозяйственная морских и
минерализированных водных объектов
|
3
|
03.21.4
|
Воспроизводство морских биоресурсов искусственное
|
620
|
03.21.5
|
Акклиматизация морских биоресурсов
|
0
|
03.21.9
|
Деятельность по морскому рыбоводству прочая
|
6
|
03.22
|
Рыбоводство пресноводное
- рыбоводство в пресной воде, включая выращивание пресноводной декоративной рыбы; |
1941
|
03.22.1
|
Рыбоводство пресноводное индустриальное
|
294
|
03.22.2
|
Рыбоводство пресноводное пастбищное
|
63
|
03.22.3
|
Рыбоводство прудовое
|
453
|
03.22.4
|
Мелиорация рыбохозяйственная пресноводных объектов
|
8
|
03.22.5
|
Воспроизводство пресноводных биоресурсов искусственное
|
101
|
03.22.6
|
Акклиматизация пресноводных биоресурсов
|
1
|
03.22.7
|
Деятельность по племенному разведению рыб
|
2
|
03.22.9
|
Деятельность по пресноводному рыбоводству прочая
|
55
|
ИТОГО:
|
4761
|
В указанное число входит 2641 ИП и 2120 организаций. Среди организаций были отсечены неактивные - не имеющие выручки или не отчитавшиеся по итогам 2022 года; для остальных организаций (таких осталось 782) учитывается среднесписочная численность сотрудников и выручку. В соответствии с законодательством, сведения о выручке и среднесписочной численности наемных работников лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, не публикуется налоговыми органами. Поэтому в дальнейшем анализе вынужденно не учитываются индивидуальные предприниматели вследствие отсутствия необходимых данных в свободном доступе.
Для характеризации системы подготовки кадров в области аквакультуры, были проанализированы следующие профессиональные стандарты в области аквакультуры:
· Профессиональный стандарт "Специалист по техническому обеспечению рыболовства и рыбоводства" утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 сентября 2020 года N 604н (ПС №15.001) [10];
· Профессиональный стандарт "Специалист по водным биоресурсам и аквакультуре" утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 октября 2020 года N 714н (ПС №15.004) [11].
Согласно утвержденным приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации профессиональными стандартами [12], в требования к специалистам в области рыбоводства входит получение образования по следующим направлениям подготовки из общероссийского классификатора специальностей по образованию (далее ОКСО) [13]: 35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура (бакалавриат), 35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура (магистратура), 35.02.09 Ихтиология и рыбоводство и 35.01.16 Рыбовод (специалитет).
Для получения информации о количестве выпускаемых специалистов по перечисленным выше направлениям подготовки были использованы следующие источники информации:
· Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» на начало 2022/23 учебного года [14];
· Форма № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [15].
Всего, согласно статистике, обучение по специальностям аквакультуры ведут 32 организации высшего образования в 27 регионах (652 выпускника в год) и 21 организация среднего профессионального образования в 17 регионах (232 выпускника в год) - без учета новых регионов РФ.
Результаты и обсуждения
В таблице (табл. 2) представлены результаты обработки данных - распределение по регионам России (без учета новых регионов) числа предприятий, суммарной их выручки и среднесписочной численности сотрудников, а также числа выпускников высшего образования (далее ВО) и среднего профессионального образования (далее СПО) (все данные представлены по итогам 2022 года).
Таблица 2
Распределение в региональном разрезе предприятий аквакультуры, суммарной среднесписочной численности сотрудников и выручки в сравнении с количеством ВО / СПО выпускников на 2023 год
Регион
|
Число предпри-ятий
|
Число сотруд-ников
|
Выручка,
млн. руб. |
Выпускники ВО
|
Выпускники СПО
|
Республика Карелия
|
65
|
1092
|
9 667
|
27
|
-
|
Краснодарский край
|
58
|
468
|
1 503
|
44
|
11
|
Ленинградская область
|
41
|
491
|
3 728
|
-
|
-
|
Московская область
|
35
|
524
|
953
|
28
|
14
|
Приморский край
|
33
|
162
|
492 829
|
50
|
15
|
Ростовская область
|
33
|
684
|
1 289
|
77
|
-
|
Астраханская область
|
27
|
429
|
1 018
|
33
|
25
|
город Москва
|
24
|
111
|
1 111
|
18
|
-
|
Белгородская область
|
22
|
201
|
498
|
-
|
21
|
Курская область
|
18
|
83
|
468
|
-
|
-
|
Челябинская область
|
18
|
131
|
143
|
11
|
-
|
Тюменская область
|
16
|
113
|
376
|
20
|
12
|
город Санкт-Петербург
|
15
|
193
|
1 283
|
48
|
21
|
Республика Крым
|
15
|
92
|
193
|
23
|
-
|
Ставропольский край
|
14
|
97
|
59
|
-
|
-
|
Воронежская область
|
13
|
133
|
206
|
-
|
-
|
Мурманская область
|
13
|
967
|
31 991
|
8
|
10
|
Нижегородская область
|
13
|
45
|
78
|
28
|
-
|
Республика Татарстан
|
13
|
86
|
134
|
16
|
-
|
Свердловская область
|
12
|
62
|
162
|
-
|
-
|
Красноярский край
|
11
|
118
|
466
|
-
|
13
|
Республика Северная Осетия - Алания
|
11
|
245
|
1 689
|
-
|
-
|
Вологодская область
|
10
|
209
|
477
|
-
|
-
|
Республика Башкортостан
|
10
|
157
|
306
|
-
|
-
|
Сахалинская область
|
10
|
104
|
1 203
|
15
|
9
|
Калининградская область
|
9
|
32
|
97
|
15
|
-
|
Новосибирская область
|
9
|
51
|
102
|
-
|
-
|
Псковская область
|
9
|
23
|
47
|
-
|
-
|
Самарская область
|
9
|
32
|
53
|
-
|
15
|
Алтайский край
|
8
|
26
|
24
|
-
|
-
|
Калужская область
|
8
|
67
|
373
|
-
|
13
|
Саратовская область
|
8
|
30
|
80
|
51
|
-
|
город Севастополь
|
7
|
34
|
44
|
-
|
-
|
Орловская область
|
7
|
15
|
21
|
-
|
-
|
Пензенская область
|
7
|
19
|
7
|
-
|
16
|
Пермский край
|
7
|
16
|
40
|
-
|
-
|
Республика Дагестан
|
7
|
113
|
318
|
58
|
-
|
Смоленская область
|
7
|
143
|
344
|
-
|
-
|
Тверская область
|
7
|
111
|
454
|
-
|
-
|
Владимирская область
|
6
|
36
|
40
|
-
|
-
|
Иркутская область
|
6
|
41
|
187
|
14
|
-
|
Новгородская область
|
6
|
81
|
228
|
-
|
-
|
Тамбовская область
|
6
|
49
|
41
|
-
|
-
|
Архангельская область
|
5
|
16
|
43
|
-
|
-
|
Волгоградская область
|
5
|
33
|
69
|
18
|
-
|
Кемеровская область
|
5
|
98
|
260
|
-
|
-
|
Омская область
|
5
|
36
|
130
|
-
|
-
|
Томская область
|
5
|
18
|
26
|
-
|
-
|
Хабаровский край
|
5
|
31
|
99
|
-
|
-
|
Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра
|
5
|
98
|
400
|
-
|
-
|
Липецкая область
|
4
|
99
|
72
|
-
|
-
|
Республика Коми
|
4
|
11
|
66
|
-
|
-
|
Ярославская область
|
4
|
16
|
9
|
-
|
12
|
Кабардино-Балкарская Республика
|
3
|
25
|
105
|
-
|
-
|
Кировская область
|
3
|
10
|
19
|
-
|
-
|
Костромская область
|
3
|
196
|
315
|
-
|
-
|
Оренбургская область
|
3
|
3
|
1
|
23
|
-
|
Рязанская область
|
3
|
192
|
278
|
-
|
-
|
Тульская область
|
3
|
23
|
84
|
-
|
-
|
Удмуртская Республика
|
3
|
5
|
2
|
-
|
-
|
Ульяновская область
|
3
|
5
|
23
|
-
|
-
|
Чувашская Республика - Чувашия
|
3
|
20
|
14
|
-
|
-
|
Ямало-Ненецкий автономный округ
|
3
|
368
|
181
|
-
|
-
|
Брянская область
|
2
|
2
|
2
|
-
|
-
|
Забайкальский край
|
2
|
2
|
35
|
-
|
-
|
Камчатский край
|
2
|
2
|
155
|
7
|
-
|
Карачаево-Черкесская Республика
|
2
|
5
|
24
|
-
|
-
|
Курганская область
|
2
|
5
|
5
|
-
|
-
|
Республика Алтай
|
2
|
4
|
2
|
-
|
-
|
Республика Хакасия
|
2
|
24
|
136
|
-
|
25
|
Амурская область
|
1
|
12
|
0,3
|
-
|
-
|
Магаданская область
|
1
|
1
|
15
|
-
|
-
|
Республика Адыгея
|
1
|
38
|
155
|
-
|
-
|
Республика Бурятия
|
1
|
1
|
2
|
20
|
-
|
Республика Калмыкия
|
1
|
1
|
7
|
-
|
-
|
Республика Марий Эл
|
1
|
1
|
4
|
-
|
-
|
Республика Мордовия
|
1
|
1
|
2
|
-
|
-
|
Республика Саха /Якутия/
|
1
|
1
|
8
|
-
|
-
|
ИТОГО:
|
782
|
9319
|
64 737
|
652
|
232
|
Имея данные Росрыболовства по объемам производства в Федеральных округах, можно сопоставить имеющиеся данные по числу предприятий, суммарной выручке, числу выпускников ВПО и СПО с объемами производства (табл. 3).
Таблица 3
Распределение предприятий аквакультуры, их выручки, объёмов производства в сравнении с количеством ВО / СПО выпускников на 2023 год
|
Число
предприятий |
Выручка, руб.
|
Выпускники ВО
|
Выпускники
СПО |
Объем
производства, тыс. тонн |
Южный ФО
|
142
|
4 210 091 000
|
177
|
36
|
82
|
Центральный ФО
|
172
|
5 269 502 000
|
46
|
60
|
35
|
Уральский ФО
|
53
|
1 085 679 000
|
31
|
12
|
9
|
Сибирский ФО
|
53
|
1 331 432 000
|
14
|
38
|
7
|
Северо-Кавказский ФО
|
37
|
2 195 115 000
|
58
|
0
|
28,6
|
Северо-Западный ФО
|
180
|
47 806 979 000
|
98
|
31
|
138,6
|
Приволжский ФО
|
89
|
830 029 000
|
136
|
31
|
16,2
|
Дальневосточный ФО
|
56
|
2 008 339 000
|
92
|
24
|
66,8
|
ИТОГО:
|
782
|
64 737 166 000
|
652
|
232
|
383,2
|
На следующих диаграммах представлены соотношение числа выпускников ВО и СПО в сравнении с числом предприятий (рис. 1) и суммарной среднесписочной численности сотрудников (рис. 2) в разрезе регионов.
Рис. 1. Соотношение числа выпускников ВО / СПО и действующих предприятий аквакультуры в региональном разрезе
Рис. 2. Соотношение числа выпускников ВО / СПО и суммарной среднесписочной численности сотрудников действующих предприятий аквакультуры в региональном разрезе
По данным медиа-ресурса «Рыбоводы.РФ» представлена сводка заработных плат (табл. 4) по позициям "рыбовод", "ихтиолог" с разбивкой по регионам, актуализированная на ноябрь 2023-го года. Среди основных нанимателей рыбоводов и ихтиологов выделено три базовые группы - филиалы федерального Главрыбвода (самые низкие зарплаты), крупные рыбопромышленные компании, открывающие филиалы (максимальные предложения по цене, самые высокие требования по компетенциям, проживание и социальный пакет) и частные рыбоводческие хозяйства (большой разброс, размытый функционал, выплаты дважды в месяц на руки, отсутствие гарантий) [16].
Таблица 4
Перечень регионов и предложений заработных плат по вакансиям «рыбовод»/ «ихтиолог», тыс. руб./мес. на 2023 год
☆ - частные рыбхозы, ★ - крупные корпорации, ■ - гос.предприятия.
Город/регион
|
Мин.
|
Макс.
|
Средняя
|
Объём
|
Астрахань
|
30
|
130
|
80
|
☆
|
Белгород
|
28
|
150
|
89
|
☆
|
Воронеж
|
60
|
60
|
60
|
☆
|
Екатеринбург
|
25
|
80
|
52,5
|
★
|
Калуга
|
40
|
60
|
50
|
★
|
Карелия
|
40
|
130
|
85
|
☆★
|
Кемерово
|
30
|
200
|
115
|
☆
|
Краснодар
|
35
|
77
|
56
|
★
|
Красноярск
|
30
|
180
|
105
|
☆★
|
Крым
|
50
|
50
|
50
|
☆★
|
Курск
|
35
|
45
|
40
|
☆
|
Лен. область
|
37
|
100
|
68,5
|
☆■
|
Москва / МО
|
56
|
200
|
128
|
☆■
|
Мурманск
|
100
|
130
|
115
|
☆★■
|
Ростов
|
30
|
30
|
30
|
☆
|
Сахалин
|
60
|
60
|
60
|
☆★
|
Свердловск
|
30
|
30
|
30
|
☆
|
Смоленск
|
40
|
60
|
50
|
☆
|
Ставрополь
|
37
|
150
|
93,5
|
☆★
|
Татарстан
|
40
|
200
|
120
|
☆
|
Тюмень
|
42
|
60
|
51
|
★
|
Ульяновск
|
30
|
30
|
30
|
☆
|
Хакассия
|
70
|
70
|
70
|
☆
|
Источник данных: РЫБОВОДЫ.РФ - медиа-ресурс про вопросы рыбоводства, аквакультуры, рыночных отношений в рыбном хозяйстве — Рейтинг зарплат рыбоводов, осень 2023 [Электронный ресурс]. URL: (https://www.рыбоводы.рф/ratings/58-ratings/632-zp2) (дата обращения 09.11.2023)
В условиях нехватки квалифицированных кадров и с учётом представленных данных подтверждается тенденция когда работодатели для привлечения новых сотрудников будут вынуждены использовать дополнительные инструменты привлечения персонала.
Заключение
В представленной работе было оценено число и география выпускников по программам обучения аквакультуры в связи с географией и числом сотрудников действующих предприятий.
В основу исследования положена открытая доступная статистика. При этом, статистика Министерства образования относительно подготовки кадров достаточно хорошо удовлетворяет целям исследования. Однако того же нельзя сказать о налоговой статистике. Во-первых, место регистрации далеко не всегда отвечает региону производственной деятельности компаний. Так, например, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург не являются подходящими местами для производственных площадок аквакультуры, несмотря на довольно большое число зарегистрированных там предприятий. Кроме того, основной ОКВЭД не всегда говорит о фактической деятельности, приносящей основную выручку и задействующий основную часть сотрудников предприятия. Ярким примером являются две "наиболее крупных компании аквакультуры" г. Москва - ООО "Сибрыбпром" и ООО "Фишерис", основная выручка которых складывается от перепродажи рыбы и морепродуктов. Верно и обратное: среди компаний аквакультуры есть те, которые не имеют в качестве основного рыбоводный ОКВЭД. Во-вторых, в части числа сотрудников открытые данные содержат только среднесписочную численность штатных сотрудников, что не включает в себя гражданско-правовые договора и привлечение самозанятых. Поэтому оценку по числу сотрудников компаний аквакультуры следует считать заниженной. Наконец, в-третьих, закрытой для анализа остается деятельность индивидуальных предпринимателей, т.к. по ним известно только общее число субъектов предпринимательской деятельности с соответствующим ОКВЭД, но не выручка и число сотрудников. При этом, например, ИП Н. В. Федоренко является одним из крупнейших российских производителей аквакультурной форели.
Перечисленные ограничения, не позволяют говорить о безусловной достоверности количественных показателей, однако могут только подтвердить качественные: полученные данные говорят о недостаточном кадровом обеспечении развития отрасли.
В первую очередь, полученные результаты свидетельствуют о серьезном кадровом голоде предприятий аквакультуры. В среднем, на каждое действующее предприятие аквакультуры России ежегодно выпускается всего один специалист, даже без учета действующих индивидуальных предпринимателей. При этом, численность выпускников составляет менее 1% от числа сотрудников действующих компаний.
Во-вторых, необходимо отметить существенный дисбаланс между ВО и СПО: число выпускников СПО - наиболее востребованные в аквакультуре рыбоводы среднего звена - составляет всего порядка трети от числа выпускников ВО, а должно быть наоборот.
В-третьих, заметен существенный пространственно-географический дисбаланс: распределение выпускников (и обучающихся) в области аквакультуры не соответствует числу действующих предприятий. Например, в Республике Бурятия в год выпускается 20 специалистов ВО, при этом, в республике зарегистрировано единственное действующее предприятие со среднесписочным числом сотрудников равным 1 человеку. Такой дисбаланс осложняет подготовку кадров в части привлечения к преподаванию специалистов с актуальным практическим опытом и получением студентами практических навыков. Наоборот, предприятия Свердловской области, Ставропольского края, Курской области и ряда других остаются без "близких" кадровых ресурсов, что осложняет развитие отрасли в этих регионах. Если смотреть по числу предприятий, то, например, в Республике Карелия - ведущем российском регионе по выращиванию форели - в год один выпускник приходится на три предприятия, что в три раза меньше, чем в среднем по России. В разрезе Федеральных округов число выпускников находится в диапазоне от 0.6 до 2.1 на предприятие в среднем. При этом, в Северо-Западном Федеральном округе, выпускающем более трети всего объема продукции аквакультуры в России, на одно предприятие в среднем приходится 0.7 выпускника.
Полученные результаты приводят к выводу, что для достижения запланированного роста объемов производства, система подготовки кадров для предприятий аквакультуры должна быть пересмотрена.
References:
Balatskiy E.V., Ekimova N.A. (2021). Regionalno-otraslevye kadrovye disbalansy Rossii: postindustrialnye vyzovy [Regional and sectoral personnel imbalances in Russia: post-industrial challenges]. Problems of Territory’s Development. 25 (4). 24-42. (in Russian). doi: 10.15838/ptd.2021.4.114.2.
Efanov V.N., Grinberg E.V. (2019). O podgotovke kadrov dlya rybnogo khozyaystva Sakhalinskoy oblasti v SAKhGU [On personnel training for the fishery of the Sakhalin region in SAKHSU] Innovative solutions to improve the efficiency of aquaculture. 156-164. (in Russian).
Glubokovskiy M.K., Glubokov A.I., Sinyakov S.A. (2018). Perspektivy razvitiya rybokhozyaystvennogo kompleksa Rossii [Prospects for the development of the Russian fisheries complex] M.: Kreativnaya ekonomika. (in Russian).
Gurtov V.A., Pitukhin E.A. (2017). Prognozirovanie potrebnostey ekonomiki v kvalifitsirovannyh kadrakh: Obzor podkhodov i praktik primeneniya [Prognostication of the demands of economics in qualified personnel: review of approaches and application experience]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 21 (4(110)). 130-161. (in Russian). doi: 10.15826/umpa.2017.04.056.
Lagutkina L.Yu., Martianov A.S. (2017). Podgotovki vysokokvalifitsirovannyh kadrov dlya rybnoy otrasli: prikladnye zadachi optimizatsii tekhnologicheskikh protsessov v akvakulture [Training of highly qualified personnel for the fishing industry: applied problems of optimization of technological processes in aquaculture] Science and Practice 2017. 8-9. (in Russian).
Lola I.S., Semina V.V. (2023). Dinamika zanyatosti v bazovyh otraslyakh ekonomiki Rossii: realizuemost kadrovyh planov i ozhidaemyy fokus peremen na rynke truda v III kvartale 2023 g [Employment dynamics in the basic sectors of the Russian economy: the feasibility of personnel plans and the expected focus of changes in the labor market in the third quarter of 2023] M.: NIU VShE. (in Russian).
Mirzabalaeva F.I., Antonova G.V. (2023). Strukturnye disproportsii sprosa i predlozheniya na rynke truda v otraslevom i professionalno-kvalifikatsionnom razrezakh [Structural imbalances in labor market supply and demand at the sectoral and occupational qualification levels]. Russian Journal of Labour Economics. 10 (8). 1145-1168. (in Russian). doi: 10.18334/et.10.8.118938.
Soboleva I.V. (2022). Professionalno-kvalifikatsionnyy disbalans kak vyzov ekonomicheskoy i sotsialnoy bezopasnosti [Professional and qualification imbalance as a challenge to economic and social security]. Economic security. 5 (3). 989-1008. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.3.114898.
Tropnikova N.L. (2020). Obespechennost kvalifitsirovannymi kadrami predpriyatiy morskogo promyshlennogo rybolovstva kak rezerv razvitiya arkticheskikh regionov [Provision of qualified personnel for marine industrial fishing enterprises as a reserve for the development of the Arctic regions]. Management in modern systems. (2(26)). 55-62. (in Russian).
Vasilev A.A., Poddubnaya I.V. (2016). Napravleniyu «Vodnye bioresursy i akvakultura» FGBOU VO «Saratovskiy GAU» – 10 let. Uspekhi, dostizheniya i perspektivy [The direction "Aquatic Bioresources and aquaculture" of the Saratov State Agrarian University is 10 years old. Successes, achievements and prospects] Transition to federal state educational standards of higher education. Best practices of fisheries education. 32-38. (in Russian).
Страница обновлена: 21.03.2025 в 03:58:47