Цифровая экономика и формат образования

Крутиков В.К.1,2, Доможир В.В.1, Якунина М.В.1, Шаров С.В.1
1 Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Россия, Калуга
2 Институт управления, бизнеса и технологий Калуга, Россия, Калуга

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 10 (Октябрь 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44385943
Цитирований: 2 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
В статье исследуется процесс развития отечественной образовательной деятельности, его реальная связь с уровнем совершенствования общества и экономики страны. Ситуация рассматривается через призму событий, протекавших в период возникновения форс-мажорной ситуации 2020 года, согласованных с вынужденными массовыми карантинными мерами. Продемонстрированы ошибки, допущенные в ходе развития сферы образования в прошлом, представлены прорывные инновационные направления становления экономики знаний, положительно повлиявшие на социально-экономическую обстановку в Калужской области. Опровергается «фейковая идея» о том, что реализация потенциалов цифровой экономики, при выстраивании системы онлайн обучения и офлайн образования, используется, для деформации единого рыночного пространства и ограничения, одинаковых правил для всех граждан. Авторами, формулируется мысль о том, что цифровая экономика, при активной поддержке государства, не зависимо от форматов образования (онлайн, офлайн), способствует процессу совершенствования образовательной деятельности, которая детализируется на примере деятельности конкретного Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

Ключевые слова: цифровая экономика; система образования; Калужская область; университет; онлайн обучение; офлайн образование; цифровизация; информационные технологии

JEL-классификация: O31, O33, I23, I25, I29



Введение

Проблемы, возникшие в экономике страны в период распространения пандемии, потребовали незамедлительного принятия мер по восстановлению народнохозяйственной деятельности. Международный и отечественный опыт свидетельствуют, что современная социально-экономическая модель развития должна базироваться на потенциале экономики знаний.

Несомненный научный интерес представляет анализ данных о тенденциях изменений, происходящих в отечественной научно-образовательной сфере. Тем более что карантинные мероприятия, вызванные пандемией коронавируса, выступили в роли катализатора отечественного, недостаточно активно протекавшего процесса адаптации к современной цифровой реальности. Своевременность и эффективность использования факторов экономического роста государством, обществом и бизнес-сообществом в полной мере отражается на уровне ведения научно-образовательной деятельности с использованием потенциалов цифровой экономики [1, 2] [1] (Vandenko, Shevkin, 2020).

Цель нашего исследования – оценить изменения, происходящие в российской реальной научно-образовательной сфере в период выхода из карантинных мер, и определить влияние технологий цифровой экономики на состояние и уровень осуществляемой деятельности.

В соответствии с гипотезой исследования восстановление социально-экономической ситуации в стране после массового применения карантинных мер связано с совершенствованием научно-образовательной деятельности, осуществляемой путем внедрения потенциалов цифровой экономики при активной поддержке государства, что позволяет обеспечить структуры власти, бизнеса и социумов кадрами, обладающими инновационным мышлением и современными компетенциями и навыками.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке практических рекомендаций по формированию на базе регионального университета современной научно-образовательной сферы, обеспечивающей развитие инновационного мышления, присущего экономике знаний, которая предоставляет представителям власти, бизнеса и гражданам широкий доступ к современным цивилизационным достижениям.

В 2020 году отмечен рост интереса исследователей к изучению состояния научно-образовательной сферы экономики страны в условиях пандемии. Следует отметить статьи таких авторов, как Корякина Т.В. [26] (Koryakina, 2020), Коссов В.В. [22] (Kossov, 2020), Волконский В.А [23] (Volkonsky, 2020), Глазьев С.Ю. [5] (Glazyev, 2020), Репкин А.И. [25] (Repkin, 2020), Аузан А.А. [7] (Auzan, 2017), Ванденко А.Е [1] (Vandenko, 2020).

Исследование проводилось с использованием информационно-коммуникационных технологий, методов системного, историко-экономического и сравнительного анализа статистического, монографического и текстового материала, метода экспертных оценок, а также контент-анализа публикаций в СМИ, что позволило установить следующее.

Мировая и отечественная практика сталкиваются в научно-образовательной сфере со схожими проблемами. По данным ведущих международных организаций, в мире только 55% домохозяйств обладали доступом к интернету, а с наступлением пандемии свыше 1,5 млрд учащихся прервали обучение в школах и университетах. Даже Китай, успешно реализовавший свою программу «Стратегия 2020», которая обеспечила все административные деревни страны скоростным интернетом к началу текущего года, оказался бессилен предоставить всем гражданам гарантированный доступ к компьютеру и интернету [3–6] (Si Tszinpin, 2014; Sun Eli, 2014; Glazev, 2020; Protsenko, 2019).

Срочное внедрение онлайн-режима обучения породило проблемы в социализации, связанные с графиком работы и отдыха, трудностями освоения информационных потоков, умением концентрироваться в условиях изменений и поддерживать необходимый уровень внимания. Уверенно чувствовали себя участники образовательного процесса, которые умели учиться, а в качестве ключевой фигуры выступал высокопрофессиональный, обладающий компетенциями и навыками преподаватель.

Это наглядно демонстрирует непреложную истину, что первоисточником знаний выступает человек и социум, а помещения, в которых проходят занятия, технологические приемы подачи информации – вторичны.

Поголовный переход на дистанционное обучение неожиданно добавил актуальности теме различий между онлайн и офлайн формами обучения в университетах. И это закономерно, так как речь идет об увеличении разрыва между получением массового и элитарного образования, существовании различий при коллективном офлайн-взаимодействии и индивидуальной форме общения. Например, при сложившейся системе репетиторства всегда имел место индивидуальный подход, который призван повысить шансы для доступа к достойному образованию, повышающему, в свою очередь, шансы подхода к перспективному карьерному лифту, ведущему к стабильному, устойчивому материальному и духовному благополучию.

Пандемия преподнесла еще ряд показательных уроков, или векторов развития, особенно характерных для российского общества и неразрывно связанных с возрастающим уровнем расслоения и поляризации: необходимость ускорения всех процессов при внедрении потенциалов цифровой экономики; неспособность отечественной «элиты» исполнять функции эффективного управления изменениями; обязательность преодоления гражданами сохраняющегося социального иждивенчества.

Безусловные изменения, которые происходят в системе высшего образования и в деятельности профессорско-преподавательского состава, связаны с умением пользоваться современными информационными- коммуникационными технологиями, способностью организовать дистанционное обучение, но в большей мере – с талантом преподавательского состава развивать у студентов инновационное, гибкое, критическое мышление [7–11] (Auzan, 2017; Salnikova, 2020).

Обсуждение

Президент России Путин В.В. высказался за сохранение традиционного формата университетского обучения, несущего важную составляющую образовательного процесса – прямое, личное общение с преподавателями и между студентами. Считаем, что следует согласиться с мнением Путина в части разумного, а не хаотичного использования благ технического прогресса, сопровождая внедрение технологий соответствующими обязательными правилами и регламентами, разработанными научным сообществом [8, 9] (Salnikova, 2020).

Премьер-министр Мишустин М.В. полагает, что цифровые технологии способны дополнить традиционное образование, особенно при получении дополнительного образования, в свою очередь, техника не может заменять живое общение с преподавателем. Поддерживая позицию Мишустина, следует обратить внимание на недостаточный современный уровень технологического оснащения отечественных образовательных и научных учреждений. К сожалению, не соответствует мировым требованиям и законодательное обеспечение процесса становления цифровой среды [10, 11].

Руководитель КНР Си Цзиньпин утверждает, что базовым условием гармонизации в обществе выступают отношения, способные создать благосостояние всему населению, а не избранным. Принимая позицию китайского руководителя, следует признать, что, к сожалению, Россия опережает даже развитые страны мира по уровню поляризации между богатыми и бедными. Сложившаяся ситуация, безусловно, влияет на выстраивание системы «доступного, достойного образования» в стране [3, 4] (Si Tszinpin, 2014; Sun Eli, 2014).

Академик РАН (Российская академия наук) Глазьев С.Ю. уверен, что ответом на различные вызовы должно стать четкое определение следующих приоритетов: увеличение расходов на здравоохранение и информатизацию системы образования. Мнение академика, на наш взгляд, бесспорно, но даже в условиях существующих карантинных мер противоречит позиции российского правительства, предполагающего сократить расходы на образование и медицину [5] (Glazev, 2020).

Д.э.н. Евстигнеева Л.П. и Евстигнеев Р.Н., формулируя перспективы инновационного социально-экономического развития страны, связывают будущее страны с высокоэффективной реализацией «социального тонуса». К сожалению, меры по реализации креативного потенциала граждан и социумов, предпринимаемые российскими органами власти, сложно признать адекватными современным требованиям [12] (Evstigneev, Evstigneeva, 2009).

Д.э.н. Аузан А.А. утверждает, что отечественный человеческий потенциал значительно превосходит возможности, предоставляемые сложившимися в рамках архаичной сырьевой экономики. Профессор Аузан верно оценивает современные социально-экономические отношения, с которыми сталкивается российская талантливая молодежь. Доказательством является тенденция оттока молодых образованных людей в поисках самореализации и комфортных условий за рубеж [7] (Auzan, 2017).

Экономист-энциклопедист Я. Корнай, отмечая наличие мощного потенциала выдающихся исследователей, ученых в России, признает, что их достижения не востребованы бизнес-сообществом и экономикой России. Трудно не согласиться с мнением выдающегося экономиста, который не смог за последние десятилетия обнаружить граждан России в числе нобелевских лауреатов [13] (Kornai, 2012).

Специалист по российской науке Л. Грэхем отметил, что в России существуют серьезные препятствия для реализации человеческого потенциала, слабое внимание уделяется повышению качества жизни, не отвечает современным требованиям уровень стимулирования творческого труда. Можно только дополнить позицию известного специалиста данными о сокращении российского среднего класса, об оттоке молодежи из научной сферы [14] (Grekhem, 2014).

Ректор Санкт-Петербургского горного университета Литвиненко В.С. отметил, что современное государство может достичь успехов в социально-экономической политике, только опираясь на возрастающее качество знаний. Приветствуя позицию уважаемого ректора и оценивая возможности экономики знаний, осталось только решить текущую проблему, связанную с проявлением келейности чиновников, принимающих важные для страны решения. Следует полагать, что формирование новой элиты, обладающей инновационным мышлением, выступает важнейшей задачей, стоящей перед научно-образовательным сообществом [15].

Судья Конституционного суда РФ Арановский К.В. в официально представленном особом мнении обосновал необходимость использования государственных ресурсов на внедрение инновационных технологий и достойную оплату труда ученых и преподавателей. В происходящих современных социально-экономических трансформациях важна позиция каждого члена общества, способствующего выстраиванию адекватной обратной связи власти, бизнеса и социумов [16].

Результаты

Международная и отечественная практика убедительно демонстрируют, что конструктивная экономическая деятельность человека зависит от его способности к освоению постоянно увеличивающегося объема информации и скорости ее обновления. Выстраиваемый перспективный экономический уклад требует умения прагматично ориентироваться, принимая решения в текущей ситуации, и иметь долгосрочное видение инновационного технологического будущего.

Перед современными университетами стоит задача не просто обеспечения процесса овладения знаниями и навыками, но создания инклюзивной научно-образовательной среды, способной сформировать инновационное мышление личности, предоставляющей неограниченный ресурс для самореализации в условиях непрерывно происходящих изменений.

Новая парадигма производственных отношений и сферы услуг формируется в глобальных информационных сетях, где креативные личности воплощают новые идеи, базируясь на возможностях масштабирования. Реальная экономическая ситуация ставит во главу угла человеческий капитал и его носителя, конкретную личность, на второй план отходит иерархическая система управления, на смену которой приходят небольшие творческие проектные команды единомышленников, зачастую составляющие достойную конкуренцию привычным крупным компаниям [1, 7, 9, 12, 17] (Vandenko, Shevkin, 2020; Auzan, 2017; Evstigneev, Evstigneeva, 2009).

В глобальной хозяйственной жизни признание получили такие понятия, как уберизация образования и уберизация экономики, которые реально действуют, реализуя потенциал интернет-платформ в сфере сервиса, в первую очередь предоставляя образовательные услуги и активно проводя различные предпринимательские операции. Перечень работ и услуг не имеет ограничений: от производства определенной товарной массы до анализа, обработки данных или создания рекламных роликов.

Ведущие международные эксперты в своих исследованиях убедительно показывают, что интеграция внешних и внутренних платформ значительно повышает качество услуг и способствует снижению затрат. Эксперты прогнозируют возрастание объема рынка платформенных решений до 335 миллиардов долларов к 2025 году. Экспертное сообщество демонстрирует успешные примеры деятельности университетов по координации платформенных решений, приводящей к коммерциализации новых научных разработок.

Сегодня значительная часть населения страны не обладает необходимым уровнем знаний технологий цифровой экономики и компетенциями, навыками для эффективной реализации своих потенциалов на современных рынках, в настоящее время наблюдается трансформация привычной экономики, лидирующие позиции занимают кадры, которые самостоятельно осваивают глобальные рынки, реализуя возможности платформенных решений.

В современной образовательной деятельности университета требуется осуществить консолидацию традиционного высшего образования, обладающего фундаментальной теоретической базой, и образования, получаемого благодаря формированию инновационного мышления, базирующегося на освоенных современных информационно-коммуникационных технологиях, наделенных креативной направленностью на достижение практических результатов [17, 18] (Savchenko, Fedorova, 2013).

Общепризнано, что инновации становятся инновациями только после реального воплощения идей в конкретную практическую действительность, то есть осуществления процесса коммерциализации.

Рассмотрим практику на примере конкретного российского регионального университета.

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского является самым крупным и динамично развивающимся вузом региона, успешно сочетающим традиции классического университетского образования и инновационные подходы в реализации учебного процесса и научно-исследовательской деятельности. Университет является неотъемлемым элементом социально-экономического развития региона в результате развития системы партнерства научно-образовательного сообщества с промышленными предприятиями и бизнес-структурами региона, обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров и комплексного влияния на технологическую и социокультурную сферу региона в целом.

Как и другие субъекты экономических отношений, университет производит налоговые отчисления, что позволяет определить его вклад в бюджетную систему РФ. За анализируемый период наблюдается рост рассматриваемых значений. В 2019 году в федеральный бюджет перечислено 140 962 574 руб., в консолидированный региональный бюджет – 3 697 777 руб.

В сфере услуг доля образования в Калужской области составляет около 6–7% и за последний период происходит ее незначительное снижение до 6,5% в 2018 году. Образование отстает в своем развитии от прочих видов услуг, что недопустимо, так как образование выполняет по меньшей мере две важнейшие функции: развитие личности и экономическую функцию, такую как воспроизводство квалифицированной рабочей силы. Взаимосвязь этих функций в целях и содержании образования и, следовательно, создание соответствующих ресурсных условий выступают как необходимая предпосылка общественного прогресса во всех его проявлениях.

По всем подразделениям университета за последние четыре года наблюдается рост доходности осуществляемой деятельности, а потребление определяется платежеспособным спросом, который, в свою очередь, характеризуется фондом оплаты труда университета и стипендиальным обеспечением.

За исследуемый период численность сотрудников университета сократилась с 539 до 447 человек. Однако данное сокращение не повлияло на рост фонда заработной платы с 2 111 113,3 тыс. руб. в 2016 году до 3 055 460,3 тыс. руб. в 2019 году и положительно сказалось на увеличении в 1,75 раза средней заработной платы работников.

Наблюдается рост стипендиального обеспечения, что свидетельствует о положительном влиянии на поддержание платежеспособного спроса со стороны студентов на товары, работы и услуги, реализуемые на территории Калужской области.

Помимо вышеуказанных расходов университет увеличивает направление своих средств на финансирование НИОКР, ремонт зданий, оплату услуг связи, транспортных, коммунальных услуг и т.д.

Сосредоточим внимание на ситуации в сфере научно-образовательных услуг, продиктованной условиями кризиса, когда с апреля 2020 года все образовательные учреждения Калужской области, около ста сорока тысяч школьников и студентов были переведены на дистанционное обучение.

Переводу предшествовала предварительная подготовка, осуществленная в кратчайшие сроки, путем публикации списка ресурсов, которые будут использоваться в образовательных учреждениях региона.

Для примера приведем базовые ресурсы, которые используются для дистанционного обучения в школах Калужской области. Домашние задания, дневник, оценки. https://edu.admoblkaluga.ru – «Сетевой город». Домашние задания, электронный дневник, электронный журнал. Видеоуроки. https://zoom.us – система видеоконференцсвязи. Проведение дистанционных уроков, лекций, семинаров. https://www.skype.com/ru/ – «Скайп». https://www.videomost.com – «Видеомост». https://trueconf.ru – «Труконф». Образовательный контент – книги, учебники, курсы. https://resh.edu.ru – «Российская электронная школа». Крупнейшая отечественная платформа с контентом. https://uchi.ru – интерактивная образовательная онлайн-платформа. https://education.yandex.ru/home – «Яндекс.Учебник». Онлайн-задания с автоматической проверкой. Общение, мгновенные сообщения, работа в группах. WhatsApp, ТамТам, группы в социальных сетях.

Вырванные из привычного режима занятий родители и ученики реагировали на радикальные изменения неоднозначно. В социальных сетях появилась масса обращений, в которых формулировались обоснованные претензии, отражавшие невозможность зайти на необходимые ресурсы. Ранее никогда не проводилось моделирование системы в условиях форс-мажора, поэтому поток обращений привел к зависанию самой системы. Оперативно осуществленный перезапуск системы, которому предшествовали работы по переводу на необходимую мощность с ликвидацией узких мест, нейтрализовал проблемы.

Объективные причины тесно переплетались с субъективными подходами, проявлявшимися в неумении пользователей производить настройки к сетям, неаккуратностью осуществления процедуры введения пароля, несвоевременным выявлением признаков заражения вирусами и др.

Приказ о переходе на дистанционный формат обучения в Калужском государственном университете вышел в свет в марте 2020 года с одновременной публикацией специальной памятки, в которой установлены процедурные нормы, определившие порядок осуществления деятельности.

Созданная электронно-информационная образовательная среда включала в себя, в частности, следующие системы: СДО «Прометей 5.0», вебинарную платформу Pruffme, систему видеоконференций Zoom, систему видеоконференций Teams, системы Skype и TrueConf для связи с сотрудниками и проведения административных совещаний и др. Системы дистанционного обучения позволили предоставить обучающимся доступ к электронным учебным материалам, видеолекциям, методическим указаниям, базе тестов и кейсов. Системы обеспечили консультирование обучающихся на форуме, проведение массового тестирования, получение отчетов о состоянии обучения и прочие мероприятия.

Осуществление образовательной деятельности в дистанционном формате раскрыло дополнительные возможности современных цифровых технологий, позволило оценить по достоинству широту и гибкость потенциала комплексной интегрированной платформы.

Следует не сетовать на понижение статуса профессорско-преподавательского состава (ППС), а вырабатывать принципиально новые подходы к деятельности, учитывая то обстоятельство, что ранее затрачивались огромные трудовые и временные ресурсы на поиск и переработку данных, изложенных на бумажных носителях. Информационно-коммуникационные технологии обеспечили равную доступность контента, как для студентов, так и для преподавателей. Пребывание в едином информационном пространстве трансформировало функции преподавателя, который в настоящее время обязан быть постоянно сориентированным в условиях постоянных изменений; способным излагать сложную информацию в формате онлайн; в суждениях иметь свою точку зрения, опирающуюся на объективную информацию, а не на «фейковые вбросы». Только преподаватель, который сам является зрелой личностью, обладающей неформальным, ежедневно подтверждаемым авторитетом, высокопрофессионально использующий безграничные возможности технологий цифровой экономики, способен сформировать из обучаемого самостоятельного индивидуума, наделенного инновационным мышлением.

Темпы внедрения цифровизации в образовательную деятельность уже не рекомендуют, а требуют от каждого преподавателя университета иметь персональный сайт, отражающий достижения в научно-образовательной работе. Сайты преподавателей университета, объединенные на единой платформе, отражают его интеллектуальное содержание, а комплексная интегрированная платформа, объединяющая научно-образовательное сообщество, представителей властных структур и бизнес-сообщества, обучающихся и выпускников, обеспечит глобальный охват, прорывное развитие процесса познания, сочетающее преимущества индивидуализации и дифференциации обучения (форматов офлайн и онлайн), гарантирующих синергизм воздействия.

Приведем показательный пример успешной инновационной деятельности университета, позволившей в условиях кризисной ситуации в системе регионального здравоохранения добиться положительных результатов и заложить основы ее созидательного реформирования.

В Калужской области остро стояла проблема обеспечения учреждений здравоохранения медицинскими работниками, и это происходило в регионе, который выступал в качестве лидера по формированию привлекательного инвестиционного климата для иностранных инвесторов, осуществившего новую индустриализацию и выстраивавшего политику территории, комфортной для проживания и занятия бизнесом.

Ответом на вызов явилась совместная работа власти, социума, бизнеса и научно-образовательного сообщества над разработкой и реализацией программы «Кадровые ресурсы здравоохранения Калужской области на 2013–2020 годы», одним из прорывных направлений стало открытие специальности «Лечебное дело» в составе Института естествознания КГУ Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. Развивая научно-образовательную базу деятельности по подготовке будущих медиков, университет заключил ряд договоров о сотрудничестве с ведущими медицинскими учреждениями области, одной из первых стала Калужская городская больница №4, открывшая кафедру внутренних болезней. В дальнейшем студенты стали получать знания от высококвалифицированных практикующих врачей во всех ведущих больницах региона: областной клинической больнице, клинической больнице скорой помощи; детской больнице, городской больнице «Сосновая роща», специализированном центре инфекционных заболеваний и СПИД (Синдром приобретенного иммунного дефицита) и областном онкологическом диспансере. Четкая реализация региональной программы, широкое использование технологий цифровой экономики, информационно-коммуникационного потенциала позволили в кратчайшие сроки сформировать полноценный вузовский медицинский факультет, выведенный из состава Института естествознания.

Концептуально студенты при совершенствовании компетенций, навыков используют инновационные технологии, но основой получения образования на факультете выступает полное погружение в освоение методики лечебного дела, общение с опытными врачами и ведение под их руководством пациентов.

При первых шагах открытия специальности «Лечебное дело» на учебу было принято 18 человек, в текущем учебном году план приема составляет 120 человек, а к 2024–2025 годам предусмотрено довести общее количество студентов-медиков до 1000 человек. Обучение студентов осуществляется по целевому набору, или договорам с региональными лечебными учреждениями, они все знают, куда придут работать по завершению учебы. [19–25] (Krutikov, 2018; Kossov, 2020; Volkonskiy, Gavrilets, Kudrov, 2020; Smorodinskaya, 2011; Repkin, Sergeeva, 2020)

Заключение

Результаты проведенных исследований позволяют сформулировать следующие преобладающие недостатки, проявившиеся в ходе осуществления реформирования российской системы образования.

Формальный характер реформ с преобладанием мер административного характера, разработанных узким кругом чиновников, без проведения глубоких исследований всех мнений представителей научно-образовательного сообщества и гражданского общества.

Университеты не заняли лидерских позиций, способных проложить путь для всей образовательной системы к прорывным, перспективным, инновационным образовательным технологиям, не продемонстрировали дара предвидения, позволяющего сформировать инновационное мышление, одаренное талантом вырабатывать адекватные ответы на современные вызовы.

Образовательная система выступила зеркальным отражением реального состояния социально-экономических отношений, управляемых в ручном режиме, который не использует долгосрочные прогнозы научно-технического прогресса, потенциалы опережающего развития и взаимовыгодный обмен знаниями.

Профессорско-преподавательский состав университетов, не наделенный соответствующим статусом, не смог конструктивно повлиять на происходящие социально-экономические процессы, в частности на диверсификацию предпринимательской деятельности, способную вывести страну с инерционного, сырьевого пути развития.

Решение комплекса целей и задач по достижению страной уровня мирового социально-экономического развития, как демонстрирует мировой опыт, возможно только путем формирования системы образования высокого уровня, перспективы успешного создания подобной системы неотделимы от совершенствования структур государственной власти и управления.

Необходимо переосмыслить современные процессы, происходящие в глобальной и отечественной экономике, с позиций обширных возможностей, предоставляемых цифровой экономикой, исключить принятие конъюнктурных и келейных решений, препятствующих активизации работы по внедрению инновационных технологий в образовательную деятельность, разработать гармоничную систему, объединяющую онлайн и офлайн форматы.

Негативные оценки ситуации, складывающейся в образовательной среде, вызывающие недоверие и протест граждан, порождены допущенными в ходе проведения реформ формализмом и просчетами, но не в меньшей мере потоком «фейковой информации», исходящей зачастую от чиновников и аффилированных с ними средств массовой информации, характеризуют некомпетентность и безответственность этих представителей власти.

Система высшего образования получила негативную оценку и со стороны определенной части бизнес-сообщества, которая уверена, что выпускники недостаточно овладели знаниями по выводу средств компаний в офшоры, уклонению от уплаты налогов, переводу активов корпоративной в личную собственность и тому подобными компетенциями и навыками, что характеризует этические основы отечественного предпринимательства.

Следует незамедлительно устранить отставание в темпах и качестве создания отечественной нормативно-правовой базы, стимулирующей внедрение потенциалов технологий цифровой экономики, обеспечить правоприменительную практику методическими, регламентирующими, процедурными правилами внедрения современных инновационных институтов, инструментов, в первую очередь в сфере дистанционной образовательной деятельности.

Реализация в системе образования региона высокопрофессиональной, скоординированной и гармоничной политики выступает гарантом уверенного адекватного реагирования на возникающие внешние и внутренние вызовы и перспективного развития.

Основой для формирования подобной политики выступает комплексная интегрированная платформа университета, которая предоставляет неограниченные возможности для совершенствования внутренней платформы и вовлечения в научно-образовательный процесс потенциалов внешних платформ и экосистем.

Новые подходы к деятельности профессорско-преподавательского состава должны исходить из оценки его способности к анализу и систематизации постоянно обновляемых информационных потоков; адаптации знаний к изменяющимся условиям; умении довести информацию до обучающихся в доступной, креативной форме с использованием потенциалов высоких технологий, включая работу собственного сайта как интеллектуальной составляющей платформы университета.


Источники:

1. Ванденко А.Е, Шевкин А. Откровения об образовании от игрока вдолгую. URL: https://zen.yandex.ru/media/shevkin/otkroveniia-obobrazo v anii-ot-igroka-vdolguiu-5f0756c9c682a7301dcc9ef2 (дата обращения: 30.07.2020).
2. Пандемия кардинально увеличит долю онлайн-сервисов в вузах и принципиально изменит требования к преподавателям, считает глава ведомства. URL: https://www.computerworld.ru/news/Minobrnauki-iz-za-virusa-poyavitsya-drugoe-vysshee-obrazovanie?utm_campaign=main&utm_ referrer=https%3A%2F%2Fpulse.mail.ru&utm_source=pulse_mail_ru
(дата обращения:30.07.2020).
3. Си Цзиньпин. О государственном управлении. Пекин: Изд-во литературы на иностранных языках, 2014. 624 c. С. 369-370.
4. Сунь Ели. Мышление и стиль работы нового руководства Китая. О книге «Си Цзиньпин о государственном управлении»//Китай. - 2014. - № 11(109). - С.21.
5. Сергей Глазьев: мы находимся в ситуации гибридной мировой войны. URL:https://zen.yandex.ru/media/pragmatic/sergei-glazev-my-nahodimsia-v-situacii-gibridnoi-mirovoi-voiny-5eb73b13f2aa0073ed977e71 (дата обращения:26.07.2020)
6. Проценко Н. Фиаско оптимизаторов: залить деньгами образование и медицину не вышло. URL: https://eadaily.com/ru/news/2019/11/08/fiasko-optimizatorov-zalit-dengami-obrazovanie-i-medicinu-ne-vyshlo?utm_ referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (дата обращения18.07.2020)
7. Аузан А.А: Экономика всего. Как институты определяют нашу жизнь. М., Издательство: Манн, Иванов и Фербер. 2017.
8. Сальникова Ю. Путин заявил, что в России не собираются переходить полностью на дистанционное обучение. Такой формат был востребован в период пандемии. URL: https://www.kp.ru/online/news/3930664/ (дата обращения:21.07.2020)
9. Совещание по текущей ситуации в системе образования. Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл совещание о ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63376 (дата обращения:24.07.2020)
10. Мишустин рассказал о плюсах технического образования. URL: https://ria.ru/20200313/1568558886.html (дата обращения: 24.07.2020).
11. Мишустин заявил, что отказа от традиционных форм образования не будет. URL: https://tass.ru/obschestvo/9023015 (дата обращения:24.07.2020)
12. Евстигнеев Р., Евстигнеева Л. Стратегия выхода России из кризиса Вопросы экономики. 2009. № 5. С. 47—58
13. Корнаи Я. Размышления о капитализме. — М.: Издательство института Гайдара, 2012 .
14. Грэхэм Л. Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России. М.: Издательство «Манн, Иванов и Фербер». 2014.
15. Ректоры флагманских вузов назвали условия для построения в России экономики знаний. URL: https://forpost-sz.ru/a/2020-05-01/rektory-flagmanskikh-vuzov-nazvali-usloviya-dlya-postroeniya-v-rossii-ehkonomiki?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com (дата обращения:27.07.2020)
16. Судья КC вынес вердикт российскому образованию. Константин Арановский поставил под сомнение ценность дипломов отечественных вузов. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4125068 (дата обращения:28.07.2020)
17. Блинов А., Рудакова О. Модернизация образования и безопасность государства, Экономист. №1. 2013.
18. Савченко П., Федорова М. Человеческая доминанта в современных условиях, Экономист. - №3. – 2013.
19. Официальный портал органов власти Калужской области. URL: https://admoblkaluga.ru/main/ (дата обращения:21.07.2020).
20. Крутиков В.К. Цифровая экономика: проблемы и возможности./В.К. Крутиков. Калуга. Издательство АКФ «Политоп», - 2018.- 18 с.
21. Официальный сайт Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. URL:https://tksu.ru/ (дата обращения:31.07.2020).
22. Коссов В.В. Отставание России от западных стран - следствие разрыва между вековыми чаяниями народа и прозой жизни//Экономическая наука современной России. 2020. - №2(89) С.132-136.
23. Волконский В.А., Гаврилец Ю.Н. и Кудров А.В. Либерализм и государство: экономический рост и неравенство// Экономическая наука современной России. 2020.№2(89) С.147-156.
24. Смородинская Н. Тройная спираль, как новая матрица экономических систем https://cyberleninka.ru/article/n/troynaya-spiral-kak-novaya-matritsa-ekonomicheskih-sistem
25. Репкин А.И., Сергеева И.Г. Взаимосвязь экономической науки с экономическим и бизнес-образованием // Modern Economy Success. 2020. - № 1. С. 143-148.
26. Корякина Т.В. Особенности формирования человеческого капитала субъектов Российской Федерации в условиях угрозы повторяющихся эпидемий // Креативная экономика Т.14. №8 2020.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:43:02