Направления цифровизации в области спорта

Сухостав Е.В., Сухостав О.А., Смирнова Е.И.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать:
Сухостав Е.В., Сухостав О.А., Смирнова Е.И. Направления цифровизации в области спорта // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 11. – doi: 10.18334/epp.14.11.121928.



Введение.

Актуальность.

В период активного развития цифровых технологий происходит проникновение цифрового инструментария в различные сферы непроизводственной деятельности, одной из которых является спортивная индустрия. Цифровая трансформация в области физической культуры и спорта может быть замечена как в коммерческом секторе, так и на государственном уровне за счет разработки соответствующих стратегий, концепций и программ. Развитие цифровых технологий позволяет внедрять разнообразные инструменты, направленные на обеспечение учебно-тренировочного процесса спортсменов, вовлечение болельщиков, спонсоров, взаимодействие с потенциальными потребителями спортивных товаров и услуг на качественно новом уровне. Технологичные решения способствуют созданию удобства для занятий физической культурой на различных уровнях – от массового спорта до профессионального спорта высоких достижений. Кроме того, элементы цифровизации делают спорт доступней, как с точки зрения непосредственных занятий спортом, в том числе посредством онлайн-тренировок, так и с точки зрения просмотров спортивных событий посредством онлайн-сервисов. Безусловно, сегодня спортивные активности и мероприятия различных направлений являются неотъемлемой частью социальной и культурной сфер повседневной жизни. В этом контексте цифровые возможности в спорте приобретают все большее значение для организаций, брендов, спортивных команд, болельщиков и других представителей отрасли.

Литературный обзор

Вопросы развития спортивной индустрии, современные тенденции массового спорта в условиях быстро меняющейся внешней среды изучают такие авторы как Гуреева Е.А. [6, с. 2424-2429], Беликова Е.В., Чернявская Е.Ю. [1, с. 648-656], Марандыкина О.В., Егоров Д.Е., Крамской С.И., Амельченко И.А. [14, с. 152-156], Леднев В.А. [13, с. 121-123], Гончарова Н.Ю. [5, с. 157-162].

Внимание аспектам цифровизации в различных направлениях спортивной индустрии, включая работу спортивных клубов, взаимодействие с болельщиками и спонсорами, фиксирование результатов спортсменов, обеспечение спортивных мероприятий, а также научно-исследовательскую и медико-биологическую деятельность в спорте уделяют Белякова М.Ю., Дьяконов А.Д. [2, c. 134-143], Дивина Т.В., Мусин А.П. [7, c. 176-185], Фахретдинова А.Б., Агеева Г.Ф. [18, c. 172-176], Илюшин О.В., Илюшина Т.П. [10, c. 101-104]. Вишнякова О.Н. [3, c. 24-30].

Научный пробел

Анализ литературы показал, что спортивная индустрия имеет достаточно широкие возможности для применения цифровых инструментов. При этом развитие технологий происходит настолько стремительно, что теоретическая база требует регулярного дополнения и систематизации знаний применительно к различным областям и направлениям в спорте.

Цель исследования заключается в систематизации направлений цифровизации в области спорта, выявлении основных тенденций и перспектив дальнейшего развития.

Научная новизна исследования состоит в разработке классификации цифровых инструментов в соответствии с достигаемыми критериями от их использования и областью применения в спортивной индустрии.

Авторская гипотеза связана с предположением, что занятия физической культурой и спортом, а также участие в спортивно-массовых мероприятиях будут иметь наибольшую доступность, востребованность и результативность при более широком применении в данном направлении цифровых инструментов.

Материалы и методы.

Основу информационной базы исследования составили труды представителей российской науки, отражающие вопросы развития цифровизации в спортивной области. В ходе работы применялись следующие методы: системный анализ, сравнительный анализ, логико-структурный анализ, контент-анализ.

Основная часть.

Под цифровизацией в индустрии спорта следует понимать применение цифровых технологий и инноваций в различных аспектах спортивной деятельности. Цифровые решения сегодня становятся не просто дополнением, а необходимым условием успешной работы представителей физической культуры и спорта. При этом направления спортивной цифровизации включают в себя достаточно обширный инструментарий и рассматриваются разными авторами с различных точек зрения, что представляет собой интерес к изучению в рамках данного исследования.

Так, Белякова М.Ю. [2] выделяет следующие основные направления использования цифровых технологий в спорте:

¾ цифровые инструменты для информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным и административным процессом в различных спортивных организациях;

¾ цифровые образовательные инструменты для совершенствования процесса преподавания, в том числе с помощью ускоренного процесса передачи данных;

¾ цифровые инструменты для планирования и реализации учебно-тренировочного процесса в различных спортивных организациях;

¾ цифровые инструменты показаний физического состояния, а также физических, психических, общефункциональных показателей спортсмена;

¾ цифровые инструменты автоматизации процессов обработки спортивных результатов;

¾ цифровые инструменты интеллектуального досуга и развивающих игр;

¾ цифровые инструменты маркетинговой деятельности в области спорта.

Достаточно емко продемонстрированы возможные направления цифровизации в спорте в трудах Дьяконова А.Д. [8] Так, первое направление касается цифровых инструментов непосредственно внутри спортивной организации, что позволяет оптимизировать процессы работы на разных уровнях. Второе направление затрагивает цифровизацию в области спортивных результатов и производительности спортсменов, отражая и помогая осуществлять учебно-тренировочные процессы. Третье – касается работы с болельщиками и фанатами, так как цифровые сервисы позволяют сделать взаимодействие с данными представителями спортивной индустрии более интерактивным, развлекательным тем самым повышая лояльность и вовлеченность аудитории.

В работе Дивиной Т.В., Мусина А.П. [7] представлены следующие области цифровизации в спорте:

¾ спортивные результаты, включая измерение работоспособности, вопросы спортивной подготовки, здоровья и реабилитации;

¾ взаимодействие с болельщиками, включая мобильные и виртуальные инструменты, а также электронные билеты на мероприятия;

¾ спортивный клуб, включая инструменты управления командой, привлечения спонсоров и другую инфраструктуру;

¾ управление событиями, включая инструменты организации массовых спортивных мероприятий и их продвижение.

Путилина В.Ю., Шилова М.В., Петров М.А., Петрова Л.Ю. [16] предлагают направления и задачи цифровизации в сфере спорта, которые затрагивают аспекты непосредственно массового и профессионального спорта. А именно речь идет о возможностях цифровизации для увеличения доступности занятий физической культурой, в том числе путем записи в секции и занятия онлайн, а также учет с помощью цифровых технологий спортивных результатов, присвоение спортивных разрядов и званий в области профессионального спорта.

Согласно исследованию Егоровой Н.М. [9] одним из основных направлений цифровизации в спорте являются системы поддержки принятия решения, основанные на использовании искусственного интеллекта в области профессионального спорта. Далее следуют технологии демонстрации спортивных соревнований и технологии виртуальной реальности.

Фахретдинова А.Б., Вишнякова О.Н., Агеева Г.Ф. [18] подчеркивают, что проникновение элементов цифровизации в спортивную инфраструктуру позволяет организовать комплексный подход к управлению спортивными объектами, решить вопросы их эффективности, доступности и безопасности, а также создать информационные системы с возможной междисциплинарной интеграцией спортивной науки, медицины, образования.

На основании изученных исследований отечественных авторов целесообразным представляется заключить, что вопросы цифровизации в спортивной индустрии имеют следующие направления:

¾ цифровизация массового спорта,

¾ цифровизация профессионального спорта,

¾ цифровизация спортивных мероприятий,

¾ цифровизация спортивных товаров, услуг и сопутствующего сервиса,

¾ цифровизация индустрии болельщиков.

При этом важно отметить, что каждое из выделенных направлений является достаточно широким, обладает своими особенностями и включает в себя определенные цифровые инструменты.

Так, изучая вопросы цифровизации в рамках первого направления – в области массового спорта, Гуреева Е.А. [6] говорит о важности создания цифровой экосистемы, объединяющей физкультурно-спортивные организации, агентства по организации спортивных мероприятий, высшие учебные заведения, представителей инфраструктуры для туризма и сопутствующей инфраструктуры (места размещения, предприятия общественного питания и прочее). Подобный инструментарий позволит ускорить предоставление, обмен, получение информации между различными представителями спортивной отрасли, внедрить новые форматы активного досуга, а также разнообразить их интерактивными элементами. В целом массовый спорт демонстрирует достаточно высокий уровень адаптивности применяя технологические инновации, идущие от синергии цифровых инструментов профессионального спорта и развлечений, учитывая при этом тренды здорового образа жизни и трансформацию модели поведения населения в повседневной жизни. Сегодня различные цифровые-помощники, умные тренажеры, мобильные приложения для отслеживания физической активности – это технологии, которые выходят за границы применения профессиональными спортсменами и доступны для массового, любительского спорта. Это также открывает для брендов новые возможности для взаимодействия с аудиторией, способствуя внедрению спортивных гаджетов в неотъемлемую часть повседневной жизни.

Второе направление – цифровизация профессионального спорта, непосредственно касается вопросов формирования учебно-тренировочного процесса, отслеживания результатов спортсменов. Рассматривая данное направление более детально отметим, что здесь имеет место применение технологий измерения работоспособности, технологий видеофиксации и видеоаналитики тренировочного процесса, технологий виртуальной и дополненной реальности для моделирования и прогнозирования различных ситуаций в спорте, умное оборудование для тренировок и прочее. Основными устройствами этого направления являются датчики, носимые устройства, дроны, камеры и интеллектуальные процессоры [7].

Цифровизация в области спортивных мероприятий, как третье направление использования новейших технологий в спорте, позволяет автоматизировать процесс организации, координации и управления спортивным событием. Для реализации соревнований, открытых тренировок, встреч с болельщиками и прочих мероприятий используются технологические инструменты, позволяющие создать удобство внутренней коммуникации организаторов, обмена информацией, а также последующей аналитики и хранения данных о проекте. Для работы с гостями, посетителями спортивных мероприятий создаются сайты событий, страницы в социальных медиа, а также применяются возможности электронной покупки билетов, что делает любое спортивное мероприятия более доступным и привлекательным для посещения. Также здесь имеют место компьютерные технологии, применяемые в процессе судейства соревнований. Отдельные инструменты цифровизации спортивных мероприятия – это технологии, позволяющие обеспечить безопасность спортивного события, управлять потоками людей на спортивных аренах и выявлять недопустимое поведения.

Цифровизация спортивных товаров, услуг и сопутствующего сервиса имеет отношение и к вопросами маркетинга, в частности к аспектам коммуникаций и продвижения. На сегодняшний день присутствие в социальных медиа и на прочих онлайн-платформах для спортивных организаций, брендов, команд является необъемлемой составляющей эффективного функционирования. Это основные каналы для регулярного взаимодействия с аудиторией, которые также могут быть использованы для размещения новостной ленты, включая информацию о наборах детей в секции, результатах соревнований, выполнений разрядов, а также для проведения интерактивных мероприятий, публикации эксклюзивного контента, трансляции соревнований или их отдельных моментов [15]. Социальные сети стали местом эффективной интеграции интересов потребителей спортивных услуг, поставщиков спортивных услуг, формирующих целевой контент и амбассадоров брендов сферы физической культуры и спорта. Кроме того, в научном аспекте уже трансформируется восприятие социальной сети не как общественно-коммуникативного пространства, а информационно-экономического с соответствующими прикладными атрибутами и механизмами управления [12]. Также в рамках цифровизации целесообразно отметить, что выстроить долгосрочные отношения с целевой аудиторией помогает внедрение мобильных приложений, что становится возможным благодаря формированию персонализированного подхода, использования уведомлений о интересующем пользователя контенте, узкоспециализированной информации по интересам потребителей или болельщиков в рамках разработанного приложения. Мобильные приложения позволяют вовлечь пользователей в интерактивный процесс, оперативно решить вопросы по приобретению товаров или услуг посредством системы обратной связи, отслеживать реакцию аудитории на те или иные активности и мероприятия за счет возможности оценки и комментирования контента [4]. Спонсорство команд, соревнований, мероприятий в сфере спорта, партнерство с известными спортсменами с целью продвижения товаров или услуг представляет собой неотъемлемую часть спортивной индустрии. Это не только способ расширить аудиторию, повысить узнаваемость бренда, но и возможность создать долгосрочные отношения с болельщиками. При этом сегодня и инструмент спонсорства также имеет смещение в строну цифровизации. С одной стороны, это проявляется в размещении рекламных компаний прежде всего на цифровых ресурсах, запуск видеоконтента и его распространение в различных социальных медиа. С другой стороны, здесь имеет место развитие индустрии букмекеров, которые являются сегодня основными спонсорами в области спорта. Крупнейшими букмекерскими конторами являются Winline, Fonbet, Leon, Olimpbet, Лига Ставок, развивающие различные проекты, затрагивающие медийный, блогерский спорт и направленные преимущественно на молодую активную аудиторию.

В области цифровизации индустрии болельщиков новые возможности открывают такие технологии как виртуальная и дополненная реальность. Они позволяют болельщикам «погрузиться» в игру, находясь далеко от стадиона, и получать уникальный опыт взаимодействия с любимыми командами и спортсменами [15]. Индустрия болельщиков активно развивается через вовлечения фанатов на сайт спортивного клуба, в мобильное приложения и социальные сети. Помимо информационного контента болельщиков привлекают элементами геймификации, персонализации контента, конкурсных активностей.

Говоря о цифровизации в спортивной индустрии отдельно стоит затронуть и направление киберспорта, представляющего собой индивидуальные или групповые соревнования в виртуальном пространстве, аудитория которого постепенно растет – согласно результатам исследования Mediascope, киберспортом так или иначе интересуются порядка 10% россиян преимущественно мужского пола в среднем в возрастной группе до 25 лет. Среди данной аудитории большинство не только наблюдают, но и сами принимают участие в играх до нескольких раз в неделю. [11]. Индустрия киберспорта представляет собой достаточно обширную онлайн-систему, имеющую различные возможности для взаимодействия с аудиторией через социальные сети, стриминговые платформы и медийные ресурсы, что способствует не только формированию политики продвижения товаров и услуг, но созданию долгосрочных отношений с аудиторией.

Сегодня при помощи возможностей цифровых технологий могут быть решены социальные вопросы работы спортивных организаций. Среди таких социальных аспектов выделим формирование коммуникационной среды занимающихся физической культурой и спортом, создание творческой среды и возможности формирования профессионального, личностного плана развития личности, формирование условий для проведения содержательного досуга, удовлетворение эмоциональных потребностей человека через просмотр или участие в спортивных мероприятиях, отвлечение от вредных привычек и формирование здорового образа жизни [1]. Объединение в рамках одной экосистемы спортивных активностей и технологий создает новую, привлекательную среду для занятий физической культурой и спортом, позволяет повысить лояльность к различным спортивным организациям, обеспечить качественную среду для работы с профессиональными спортсменами, болельщиками и другими представителями спорта.

Также отметим, что влияние цифровизации в спортивной индустрии находит отражение и на государственном уровне, что выражается в разработке соответствующих стратегий, программ развития. В феврале 2024 г. вышло распоряжение Правительства Российской Федерации № 264-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации физической культуры и спорта до 2030 г., основной целью которого является создание единой цифровой среды в области физической культуры и спорта, внедрение технологий искусственного интеллекта и новых электронных сервисов для граждан. В частности, запланирована реализация полного перехода на электронную запись детей в спортшколы и другие организации спортивной подготовки через портал госуслуг, внедрение электронных паспортов спортсменов, ускорение процесса присвоения спортивных званий и спортивных разрядов за счет цифровых технологий [17]. В 2022 году в России была внедрена государственная информационная система «Физическая культура и спорт» (ГИС ФКС), решающая задачу объединения данных о спортивных соревнованиях и их результатах, секциях, объектах, работниках спортивной сферы, расписаний мероприятий. Данная платформа поэтапно запускается в работу, появляется доступность различных сервисов. Так, в 2024 году в целях популяризации массового спорта предусмотрена возможность онлайн-записи на спортивные мероприятия (например, «Лыжня России»). Кроме того, сегодня функциональность системы позволяет записывать детей в детские спортивные школы, а также обеспечивает доступ к сведениям обо всех предстоящих спортивных событиях из единого календарного плана [19].

На основании изученных исследований целесообразно заключить, что применение цифровых инструментов в области физической культуры и спорта позволяет достичь следующих критериев:

¾ доступность, под которой следует понимать расширение возможностей для занятий физическими упражнениями и участия в различных спортивных мероприятиях;

¾ вовлеченность – повышение интереса к занятиям физической культурой и спортом;

¾ результативность – повышение эффективности учебно-тренировочного процесса и спортивных результатов;

¾ автоматизация и управляемость – упрощение определенных процессов в области организации учебно-тренировочного процесса, спортивных мероприятий, включая сбор, хранение и аналитику данных.

Рис. 1. Классификация цифровых инструментов в области спорта

Источник: составлено авторами

Далее авторы статьи предлагают систематизировать цифровые инструменты спортивной индустрии посредством классификации, основанной на указанных выше критериях доступности, вовлеченности, результативности, автоматизации, управляемости и области применения цифрового инструментария (рисунок 1).

Предложенная классификация позволяет в упорядоченном виде представить множество цифровых инструментов, имеющих применение в области спорта. Важно отметить, что часть цифровых инструментов, таких как фитнес-браслет, смарт-часы, электронные билеты, онлайн-трансляции, технологии VR и AR, мобильные приложения способствуют достижению сразу нескольких критериев, а также применяются в различных областях физической культуры и спорта. Представленные в рамках классификации цифровые инструменты стимулируют формирование более целостного и персонализированного взаимодействия между различными представителями спортивной индустрии, способствует повышению эффективности работы спортивных организаций, деятельности спортсменов, а также улучшению взаимодействия с болельщиками и потенциальными потребителями спортивных товаров и услуг.


Страница обновлена: 23.10.2024 в 09:49:01