Тенденции развития высокотехнологичного малого бизнеса в системе социально-экономической безопасности в регионах России

Гончарова Е.А.1
1 Московская государственная академия физической культуры (Малаховка), Россия, Москва

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43085627
Цитирований: 14 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье представлено то, что проблема развития высокотехнологичного малого бизнеса, разрешение которой призвано обеспечить социально-экономическую безопасность, является актуальной для всех регионов России. Цель исследования заключается в оценке показателей инновационной деятельности малых предприятий. Анализ был проведен на основе сравнения статистических данных Росстата с целевыми показателями национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». Проведенный анализ показал, что тенденции развития высокотехнологичного малого бизнеса в федеральных округах Российской Федерации значительно варьируются – условия развития в центре, на западе и юге страны отличаются от условий, существующих в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах Российской Федерации. Результаты исследования позволили автору определить векторы эффективного государственного регулирования местными администрациями в направлении активизации малого высокотехнологичного промышленного производства, что позволит повысить показатели инновационной деятельности в регионах России.

Ключевые слова: высокотехнологичный малый бизнес, экономическая безопасность



Введение

В свете поддержки малого и среднего бизнеса и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Министерством экономического развития России (Минэкономразвития России) был разработан Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (нацпроект МСП), который был утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 года № 16) [6]. Указанный нацпроект включает пять федеральных проектов: «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности», «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию», «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» и «Популяризация предпринимательства». Обозначен срок реализации нацпроекта МСП: октябрь 2018 года по 2024 год (включительно).

Но это не значит, что до октября 2018 года в стране не осуществлялось малое и среднее предпринимательство, скорее всего, данный нацпроект подчеркивает необходимость поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы и отражает меры поддержки предпринимателей на каждом этапе жизненного цикла развития бизнеса, в том числе получения доступного финансирования в виде субсидий и инвестиций.

Однако следует отметить, что в соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года одной из основных задач является задача поддержки технологичного малого и среднего бизнеса [1]. Кроме того, вспомним, что эффективные инвестиции без инноваций немыслимы, но также и серьезные инновации невозможны без крупных инвестиций [2] (Vidyapina, Stepanov, 2002).

В связи с этим далее рассмотрим имеющиеся статистические данные о деятельности малых предприятий, осуществлявших инновационную деятельность в регионах Российской Федерации и в целом по стране. Сборник «Малое и среднее предпринимательство в России – 2019» Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [7], в котором последние данные представлены за 2018 год, а данные по инновационной деятельности малых и средних предприятий – только за 2017 год, поскольку такие данные публикуются один раз в два года. Кроме того, одновременно сравним имеющиеся данные с целевыми показателями нацпроекта МСП.

Основная часть

В соответствии с Паспортом нацпроекта МСП базовое значение (на 01 июля 2018 года) всей численности занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей (ИП), составляет 19,2 млн человек. На 2019 год запланировано 19,6 млн человек, и далее с ежегодным приростом в количестве 1 млн человек, и составит 25 млн человек к 2024 году. По данным Росстата за 2018 год, число субъектов МСП составляло 2 673,625 тыс. ед. со средней численностью работников 18 903,3 тыс. человек. Статданные расходятся, тем более в этом убеждаешься, когда обращаешься к данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства [5], где на 10 июля 2018 года зарегистрировано 6 269,150 тыс. субъектов МСП с общей численностью работников в количестве 15 901,271 тыс. чел., на 10 января 2020 года – 5 916,906 тыс. субъектов МСП и 15 321,788 тыс. работников. За приведенный период наблюдается тенденция снижения указанных показателей на 6% и 4% соответственно. От запланированных показателей на 2019 год по количеству работников отставание составляет 4 278,212 тыс. чел., или на 21,8%. Следует отметить, что исполнителям нацпроекта МСП с каждым годом придется активнее популяризировать предпринимательскую деятельность с целью наращивания темпов роста численности предпринимателей. К сожалению, данные по числу малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, и численности их работников за 2018 и 2019 годы отсутствуют, но в 2017 году их количество составляло 1 437 единиц и 74,413 тыс. человек.

Изначально рассмотрим распределение числа малых предприятий, осуществлявших технологические инновации в 2017 году, по видам инновационной деятельности (в целых процентах к числу малых предприятий, осуществлявших технологические инновации) по федеральным округам Российской Федерации, что наглядно представлено на рисунке 1.

В целом по стране по показателям (в процентах) представлены следующие данные: 1) 32; 2) 12; 3) 54; 4) 11; 5) 22; 6) 13; 7) 11; 8) 9.

Наибольшие данные по стране и по федеральным округам (Дальневосточный федеральный округ – 69%) относятся к показателю 3 (приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями). Наименьшие данные по стране и по федеральным округам распределились по-разному. В Уральском федеральном округе по 4% относятся к показателям 2 (дизайн – деятельность по изменению формы, внешнего вида или удобства использования продуктов или услуг) и 8 (маркетинговые исследования).

В Дальневосточном федеральном округе 4% по показателю 6 – инжиниринг, включая подготовку технико-экономических обоснований, производственное проектирование, пробное производство и испытания, монтаж и пуско-наладочные работы, другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов.

Рисунок 1. Малые предприятия, осуществлявшие технологические инновации по видам инновационной деятельности в 2017 году по федеральным округам Российской Федерации (в процентах к числу малых предприятий,

осуществлявших технологические инновации)

Источник: Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат. сб. – М.: Росстат, 2019.

Следует отметить, что по первому показателю (исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов) довольно неплохие данные практически по всем федеральным округам – от 20 до 37% малых предприятий, за исключением Дальневосточного федерального округа, где данный показатель отражают указанную деятельность только 12 % малых предприятий.

Относительно показателя 4 (приобретение новых технологий) можно отметить, что наибольшее число в количестве 28% малых предприятий зафиксировано в Северо-Кавказском федеральном округе.

Далее рассмотрим объем затрат на технологические инновации малых предприятий в федеральных округах Российской Федерации в 2017 году (в млн рублей), которые представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Общие (капитальные и текущие) затраты на технологические инновации малых предприятий в 2017 году по федеральным округам

Российской Федерации, млн рублей

Источник: Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат. сб. – М.: Росстат, 2019.

В целом по стране общие затраты на технологические инновации в 2017 году составили 19 220 млн рублей. В большей степени затраты на технологические инновации в размере 7 838 млн рублей осуществлялись в Центральном федеральном округе. В меньшей степени – в Дальневосточном федеральном округе – 98 млн рублей.

Вероятно, следует определить, насколько оправданы данные затраты, рассмотрев более подробно, на какие технологические инновации (по видам инновационной деятельности) малые предприятия их осуществили в 2017 году по федеральным округам Российской Федерации (в млн рублей), что представлено в таблице 1.

Таблица 1

Затраты на технологические инновации (по видам инновационной деятельности) малых предприятий в 2017 году по федеральным округам

Российской Федерации, млн рублей

Федеральные округа Российской Федерации
1) исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов
2) дизайн (деятельность по изменению формы, внешнего вида или удобства использования продуктов или услуг)
3) приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями
4) приобретение новых технологий
5) приобретение программных средств
6) инжиниринг и другие разработки новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов
7) обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями
8) маркетинговые исследования
Центральный
2 402
37
2 364
149
249
469
22
25
Северо-Западный
548
24
280
12
9
83
2
4
Южный
160
3
499
5
4
6
1
2
Северо-Кавказский
45
5
246
6
-
-
-
13
Приволжский
1 133
33
2 673
71
29
242
13
17
Уральский
253
2
611
9
6
46
2
2
Сибирский
1 064
14
1 312
20
7
30
3
15
Дальне-восточный
11
5
61
13
1
-
-
6

Источник: Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат. сб. – М.: Росстат, 2019.

Анализируя приведенные данные, отметим, что наибольшие затраты на технологические инновации совершены в Центральном федеральном округе по всем показателям, за исключением Приволжского федерального округа, где на приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями (показатель 3), было затрачено 2 673 млн рублей, что является самой большой суммой из всех представленных в таблице 1.

Структура источников финансирования затрат на технологические инновации, осуществляемые в малом и среднем бизнесе, отмечается преобладанием собственных средств; из привлеченных средств наибольшую долю составляют кредиты и займы, нежели средства федерального бюджета и средства бюджетов субъектов Российской Федерации. Источники финансирования затрат на технологические инновации малых предприятий в 2017 году по федеральным округам Российской Федерации (в процентах) представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Источники финансирования затрат на технологические инновации малых предприятий в 2017 году по федеральным округам Российской Федерации, %

Источник: Малое и среднее предпринимательство в России. 2019: Стат. сб. – М.: Росстат, 2019.

Так, в 2017 году более 50% собственных средств малых предприятий были использованы для затрат на технологические инновации практически во всех федеральных округах, за исключением Северо-Кавказского федерального округа (41%).

В большей степени средства федерального бюджета были направлены в Приволжский и Северо-Западный федеральные округа (12,6 и 11,8% соответственно). В Южный, Северо-Кавказский и Дальневосточный федеральные округа средства федерального бюджета вообще не направлялись.

Вложения средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов варьируются от 0,2% (Приволжский ФО) до 10,7% (Сибирский ФО), кроме Северо-Кавказского федерального округа, где указанные средства не применялись.

Кредиты и займы наиболее активно использовались в Дальневосточном федеральном округе (41,4%), в отличие от Уральского федерального округа (1,6%).

При наличии такой возможности, как использование кредитов и займов на льготных условиях, Северо-Кавказский и Дальневосточный федеральные округа абсолютно неактивны в этом направлении. Наибольший показатель – у Центрального федерального округа (5,7%), по 1,6% – у Приволжского и Уральского федеральных округов и по 0,3% используют Северо-Западный, Южный и Сибирский федеральные округа.

Также активно не используются средства фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Совершенно не используются в Южном, Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральных округах. В наибольшей степени в размере 5,6% они применялись в Северо-Западном ФО, в других федеральных округах – разброс от 0,5% (Сибирский ФО) до 1,6% (Приволжский ФО).

Прочие средства привлекались федеральными округами в разбросе от 0,1% до 41,5% в Дальневосточном и Северо-Кавказском федеральных округах соответственно.

Иностранные инвестиции привлекались только в двух федеральных округах (Северо-Западном и Южном) в объеме 0,1% и 1,3% соответственно.

Средства венчурных фондов не привлекались ни в одном из федеральных округов, вероятно, потому, что они вообще отсутствовали в 2017 году. Возможно, это объясняется тем, что эти средства являются высокорискованными, несмотря на то, что они ориентированы именно на работу с инновационными предприятиями.

Следует отметить, что в Паспорте нацпроекта МСП приоритизированы направления поддержки производственного и инновационного бизнеса – за счет реализации механизмов обеспечения доступа таких компаний к производственным площадям и мощностям на льготных условиях.

При этом в Паспорте нацпроекта МСП по целевому показателю «Доля малого и среднего предпринимательства в ВВП (в процентах)» указано базовое значение 22,3% (на 31 декабря 2017 года).

По данным Росстата, в целом доля МСП в валовом внутреннем продукте (ВВП) Российской Федерации в 2017 году (в текущих ценах, в процентах) составила 21,9% [4], что на 0,4% меньше базового значения. Притом что в Паспорте нацпроекта МСП запланирован ежегодный рост до 2020 г. на 0,6%, в 2021 году – на 1,5%, с 2022 года по 2024 год – на 2,5%.

С этой целью в разделе 5 «Создание системы акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе инфраструктуры и сервисов поддержки, а также их ускоренное развитие в таких областях, как благоустройство городской среды, научно-технологическая сфера, социальная сфера и экология» федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» предусмотрено ежегодное оказание поддержки до 20 декабря 2024 года не менее 100 инновационным, высокотехнологичным субъектам МСП, в том числе стартап-предприятиям и «газелям» (п. 5.5). Кроме того, в п. 5.8 изложено о предоставлении субсидий из федерального бюджета Федеральному государственному бюджетному учреждению (ФГБУ) «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» в целях предоставления грантов к 2024 году не менее 1 212 субъектам МСП на разработку и создание производства инновационной продукции под задачи крупного российского бизнеса, на создание и (или) расширение производства инновационной продукции, а также на осуществление НИОКР, в том числе в сфере спорта, городской среды, экологии, социального предпринимательства в размере 28,754 млрд рублей, что по двум показателям и годам наглядно представлено на рисунке 4.

Рисунок 4. Число инновационных субъектов МСП в Российской Федерации и субсидии, предоставленные им в 2019–2024 годах

Источник: Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Заключение

Подводя итог, отметим, что при сходности основных тенденций, выражающихся в снижении государственного финансирования технологических инноваций, использования для инвестирования в технологические инновации собственных средств малых предприятий, осуществляющих технологические инновации, а также использования привлеченных средств (в большей степени кредитов и займов), темпы развития инновационной деятельности малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации значительно варьируются. Наибольшие затраты на технологические инновации осуществлялись в Центральном ФО (собственные средства – 53,7%, кредиты и займы – 27,833%, средства всех бюджетов – 11,084%); наименьшие – в Дальневосточном ФО (собственные средства – 50,686%, кредиты и займы – 41,445%, средства местных бюджетов – 7,814%). В целом условия развития инновационной деятельности в центре, на западе и юге страны отличаются от условий, существующих в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах Российской Федерации.

Так, для малых предприятий, осуществляющих технологические инновации в 2017 году в субъектах Российской Федерации по видам инновационной деятельности, характерны следующие показатели:

1) исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов:

- наибольшее число малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, располагаются в Северо-Западном ФО (37%); наименьшее – в Дальневосточном ФО (12%);

- наибольшие затраты на технологические инновации осуществлялись в Центральном ФО (2 402 млн руб.); наименьшие – в Дальневосточном ФО (11 млн руб.);

2) дизайн (деятельность по изменению формы, внешнего вида или удобства использования продуктов или услуг):

- наибольшее число малых предприятий располагаются в Северо-Кавказском ФО (22%); наименьшее – в Уральском ФО (4%);

- наибольшие затраты осуществлялись в Центральном ФО (37 млн руб.); наименьшие – в Уральском ФО (2 млн руб.);

3) приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями:

- наибольшее число малых предприятий располагаются в Дальневосточном ФО (69%); наименьшее – в Северо-Западном ФО (46%);

- наибольшие затраты осуществлялись в Приволжском ФО (2 673 млн руб.); наименьшие – в Дальневосточном ФО (61 млн руб.);

4) приобретение новых технологий:

- наибольшее число малых предприятий располагаются в Северо-Кавказском ФО (28%); наименьшее – в Северо-Западном ФО (7%);

- наибольшие затраты осуществлялись в Центральном ФО (149 млн руб.); наименьшие – в Южном ФО (5 млн руб.);

5) приобретение программных средств:

- наибольшее число малых предприятий располагаются в Южном ФО (27%); наименьшее – в Дальневосточном ФО (15%);

- наибольшие затраты осуществлялись в Центральном ФО (249 млн руб.); наименьшие – в Северо-Кавказском ФО (232 тыс. руб.);

6) инжиниринг, включая подготовку технико-экономических обоснований, производственное проектирование, пробное производство и испытания, монтаж и пусконаладочные работы, другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов:

- наибольшее число малых предприятий располагаются в Северо-Западном ФО и Приволжском ФО (по 15%); наименьшее – в Дальневосточном ФО (4%);

- наибольшие затраты осуществлялись в Центральном ФО (469 млн руб.); наименьшие – в Дальневосточном ФО (267,6 тыс. руб.);

7) обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями:

- наибольшее число малых предприятий располагаются в Приволжском ФО и Сибирском ФО (по 14%); наименьшее – в Южном ФО и Северо-Кавказском ФО (по 6%);

- наибольшие затраты осуществлялись в Центральном ФО (22 млн руб.); наименьшие – в Северо-Кавказском ФО (15 тыс. руб.);

8) маркетинговые исследования:

- наибольшее число малых предприятий располагаются в Северо-Кавказском ФО (17%); наименьшее – в Северо-Западном ФО (7%);

- наибольшие затраты осуществлялись в Центральном ФО (25 млн руб.); наименьшие – в Южном ФО и Уральском ФО (по 2 млн руб.);

9) прочие виды инновационной деятельности:

- наибольшее число малых предприятий располагаются в Северо-Кавказском ФО (33%); наименьшее – в Дальневосточном ФО (11,5%);

- наибольшие затраты осуществлялись в Центральном ФО (2 121 млн руб.); наименьшие – в Дальневосточном ФО (638,5 тыс. руб.).

Для местных администраций субъектов Российской Федерации в направлении эффективного государственного регулирования вопрос социально-экономической безопасности заключается в том числе в активизации малого промышленного производства, осуществляющего технологические инновации. Прежде всего, это является предпочтительным, поскольку позволяет решать проблемы занятости квалифицированных работников, высвобожденных в связи с остановкой крупных индустриальных предприятий [3] (Goncharova, 2020). Кроме того, малые предприятия легко контролируются, что упрощает сбор налогов и других платежей.

Реализация в назначенный срок задач, мероприятий и в целом комплекса мер в соответствии с федеральными проектами в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (от 24 декабря 2018 года) позволит решить многие проблемы социально-экономической безопасности в субъектах Российской Федерации.


Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 года N 208. Российская Федерация. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года
2. Видяпина В.И., Степанов М.В. Региональная экономика. / Учебник. - Москва: ИНФРА-М, 2002. – 606(14) c.
3. Гончарова Е.А. Роль малых промышленных предприятий в экономической безопасности регионов Российской Федерации // Сенчаговские чтения: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Москва – Кострома, 2020. – c. 43.
4. Доля малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте Российской Федерации в 2017 году (обновлено 25.01.2019). Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/free_doc/newsite/vvp/dolya-msp.xlsx (дата обращения: 18.02.2020).
5. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html (дата обращения: 18.02.2020).
6. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы. Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/35563 (дата обращения: 18.02.2020).
7. Малое и среднее предпринимательство в России. 2019. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru/ folder/210/document/13223 (дата обращения: 18.02.2020).

Страница обновлена: 25.10.2024 в 05:34:32