Vectors of support for small and medium-sized innovative businesses in the region

Volkova I.A.1, Galynchik T.A.1, Danilova S.V.1
1 Нижневартовский государственный университет

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 4 (October-December 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63633370

Abstract:
In Russia, the development of innovative business is an important factor in ensuring economic security. Small and medium-sized businesses are able to create the latest technology that form the basis for the strategic development of the region and the country as a whole. The innovative potential of the business is not used enough, since companies do not have the necessary amount of resources. Small and medium-sized businesses need targeted support, first of all, from the state authorities. The article analyzes the factors of endogenous and exogenous nature that determine the innovative business activity. The problems and prospects of development of the northern territory on the example of Nizhnevartovsk are considered. During the analysis, problems and tasks were identified. Within the framework of these problems and tasks, it is necessary to support innovation activity in order to improve the business climate and maintain growth trends and development of small and medium-sized businesses. The results of the study will be of interest to representatives of the federal and regional levels of government, whose activities are related to innovation processes in the region.

Keywords: innovation, region, small and medium-sized business, state support

JEL-classification: L26, O30, O31



Введение. В настоящее время в России сформирована трехсекторная модель экономики [1]. Компании первого сектора специализируются на сырьевом бизнесе, а именно добыче, переработке, транспортировке углеводородного сырья. Компании несырьевых отраслей, продукция которых ориентирована на внутренний рынок, относят ко второму сектору. Третий сектор включает субъекты малого и среднего бизнеса в сфере услуг и торговли.

Развитию малого и среднего бизнеса уделяется пристальное внимание, т.к. стратегический потенциал современного предпринимательства, способствует экономическому росту в регионе, обеспечению производства необходимых товаров и оказанию услуг высокого качества, созданию дополнительных рабочих мест для населения. Критерием успешности функционирования и обеспечения конкурентоспособности организаций малого и среднего бизнеса является использование инноваций [12]. Стимулирование инновационных процессов и рост инновационного потенциала бизнеса является основой стратегии развития любой территории.

Предприятия малого и среднего инновационного предпринимательства способны создавать новейшие технологии, которые могут сформировать основу стратегического развития, в том числе и крупного бизнеса. Поэтому в России развитие инновационного бизнеса является важным фактором обеспечения экономической безопасности страны [2]. Однако инновационный потенциал малого и среднего предпринимательства используется недостаточно, так как зачастую организации не обладают необходимым объемом ресурсов, а поддержка со стороны государственной власти происходит нерегулярно, достаточно сложно и медленно.

Данные положения обуславливают актуальность и формируют цель исследования. Цель исследования - выявление факторов, стимулирующих активность малого и среднего инновационного предпринимательства и определение векторов региональной поддержки.

В качестве методов исследования использовались: логико-структурный, системный и сравнительный анализ. Материалами для исследования послужили статистические данные с сайта Федеральной службы государственной статистики и сайта администрации ХМАО-Югры и города Нижневартовска.

Основная часть.

Инновационное малое и среднее предпринимательство является одной из перспективных форм, так как данный вид деятельности реагирует на запросы рынка путем быстрого внедрение новейших научно-технических достижений и наилучшим образом использует потенциал региона.

Однако, процесс развития инновационного малого и среднего предпринимательства ограничен рядом факторов [4]. Необходимо отметить, что эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на деятельность субъектов предпринимательства, определяют инновационную активность.

*(составлено авторами на основе [2, 3, 5, 7])

Рисунок 1 - Факторы, стимулирующие инновационную активность малого и среднего предпринимательства

Несмотря на актуальность факторов внешней и внутренней среды, эндогенные факторы имеют преимущественное значение, это может быть связано с неразвитостью и недостаточной насыщенностью рынков товаров и услуг, в тоже время как целью инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства является снижение себестоимости и увеличение прибыли, а не рост доли рынка.

Инновационная активность субъектов малого и среднего предпринимательства неодинакова в разрезе видов экономической деятельности (рисунок 2). Так рейтинг инновационной активности малых предприятий Российской Федерации по видам экономической деятельности за 2021 год [9] свидетельствует о преимуществе компаний специализирующихся на гостиничном бизнесе и оказании услуг общественного питания (77,1%), осуществляющих деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (72%).

В разрезе федеральных округов активное внедрение инновационных технологий отмечено в Южном, Центральном и Приволжском федеральных округах, уровень активности превышает среднее значение по Российской Федерации (рисунок 3). Уральский федеральный округ по показателям инновационной деятельности ниже средних показателей по стране на 1,3% [9]. Однако в настоящее время имеются перспективы развития в разрезе отдельных регионов, так малый и средний бизнес Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – один из самых быстрорастущих сегментов региональной экономики.

Развитие малого и среднего предпринимательства является стратегическим фактором, определяющим устойчивость экономики города Нижневартовска, т.к. способствует экономическому росту, ускорению развития научно-технической деятельности, снабжению потребительского рынка необходимыми товарами и услугами надлежащего качества, созданию дополнительных рабочих мест для населения города.

По результатам сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, которое проводилось в соответствии с законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, а также Федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р и на основании информации, представленной респондентами - юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, сделаны соответствующие выводы.

Число малых и средних предприятий в статусе юридического лица, осуществлявших деятельность за пятилетний период уменьшилось на 8%, в большей степени вызовы внешней среды оказали воздействие на число индивидуальных предпринимателей, их количество уменьшилось на 20% [10, 11].

В 2022 году количество малых и средних предприятий в городе Нижневартовске составляло более 3,56 тыс. единиц, среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, оценивается в количестве 38,0 тыс. человек, оборот малых и средних предприятий по оценке составляет 96,5 млрд. рублей.

В 1 квартале 2023 года по данным Единого реестра Федеральной налоговой службы России количество малых и средних предприятий в городе Нижневартовске составляет более 4,66 тыс. единиц. Среднесписочная численность работников, занятых на малых и средних предприятиях города - 33,6 тыс. человек. Оборот малых и средних предприятий по оценке составляет 34,8 млрд. рублей [8].

Субъекты малого и среднего предпринимательства города Нижневартовска имеют конкурентные преимущества в формировании социальной и экологической ответственности в условиях социально-экономической нестабильности, о чем свидетельствуют результаты анализа основных показателей их деятельности (рисунок 5) [6].

В 2022 году наибольший удельный вес в отраслевой структуре города занимают малые и средние предприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств и мотоциклов (33,2%), наибольшая доля численности работников представлена на малых и средних предприятиях этой же сферы (20,5%), наибольший оборот малых и средних предприятий по оценке у строительных компаний (26%) [8, 6].

Таким образом, можно отметить, что тенденция к развитию малого и среднего предпринимательства свидетельствует о наличии потенциала при условии регулярной государственной поддержки. Внедрение инновационных технологий возможно, если инновационные решения субъекты малого и среднего бизнеса разрабатывают или самостоятельно, или адаптируют с учетом своего опыта и возможностей уже существующие на рынке новые услуги и организационные инновации.

Как правило, малое и среднее инновационное предпринимательство осуществляет связь между фундаментальными исследованиями и массовым производством нового инновационного продукта, доводят научные открытия до отработанной промышленной технологии и в последующем передают результаты крупному бизнесу, который организуют массовое производство [5].

Сегодня развитие малого и среднего инновационного предпринимательства сталкивается с множеством проблем, в рамках которых могут быть выделены следующие группы:

- недостаточность собственных финансовых ресурсов, сложность в получении кредитов из-за невысоких, по сравнению с доходностью бизнеса, ставок платы за кредитные ресурсы;

- проблемы продвижения продукции (работ и услуг) на региональные рынки, недостаточно эффективная маркетинговая политика;

- недостаточность инвестиционной и инновационной активности, отрицательная тенденция в развитии наукоемкого предпринимательства, обусловлено увеличением доли субъектов по сегментам размерности в сторону «обмельчания», не позволяет наращивать инвестиционный потенциал, быть источником высокой добавленной стоимости экономики города;

- слабая конкуренция в предпринимательской среде, о чем свидетельствует низкий уровень количества субъектов МСП на 1000 жителей г. Нижневартовска;

- низкая мотивация молодежи к занятию бизнесом, что обусловлено рядом причин: отсутствие программных инструментов для развития молодежного предпринимательства, слабая информированность молодежи о бизнес-возможностях и их мотивация при недостаточно сформированной культуре;

- изменение потребительских привычек, задержки в деятельности контрагентов, снижение доступности сырья, комплектующих, перебои в логистических цепочках, сказываются на устойчивости развития малого и среднего бизнеса.

В настоящее время для малого и среднего предпринимательства города Нижневартовска созданы условия роста и развития при помощи реализации технологий финансовой, имущественной, административной и информационно-консультационной поддержки, разработанной нормативно-правовой базы [7, 13]. Но для улучшения делового климата, поддержания тенденций роста и развития субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо продолжить осуществлять поддержку инновационной активности с учетом выявленных проблем и в рамках обозначенных задач.

Основными целями государственной политики в области развития инновационного малого и среднего предпринимательства являются:

1) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства и увеличения их количества в целях формирования конкурентной среды;

2) повышение удельного веса оборота малых и средних предприятий в валовом региональном продукте и увеличение доли занятых в инновационном малом и среднем предпринимательстве;

3) увеличение доли уплаченных налогов субъектами малого и среднего предпринимательства в налоговых доходах федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета.

Для достижения указанных целей необходимо обоснованное сочетание множественности субъектов, объектов, механизмов поддержки и технологий взаимодействия, которое возможно при решении следующих задач:

1. Оказание финансовой, имущественной поддержки субъектам инновационного малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки:

определение основных финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего бизнеса и инфраструктуры поддержки на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы на основе прогнозов социально-экономического развития города Нижневартовска;

расширение участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной и муниципальной власти, связанных с регулированием экономики;

осуществление институциональных преобразований системы поддержки инновационного предпринимательства, приоритизация нормативных и законодательных нововведений на расширение доступа к возможностям финансовых институтов и инструментам государственной поддержки;

методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию инновационного малого и среднего предпринимательства.

2.Формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение ее деятельности:

формирование предпринимательской экосистемы с выделением единого центра управления организаций инфраструктурной поддержки;

создание единой информационной системы в целях реализации государственной политики в области развития инновационного малого и среднего предпринимательства, интеграция информационного потока в системе поддержки малого и среднего предпринимательства в единую цифровую платформу;

поддержка инновационных проектов цифровизации системы информационно-консультационного обеспечения и мониторинга предпринимательской деятельности.

3. Создание условий для повышения уровня знаний субъектов предпринимательской деятельности по ведению бизнеса:

поддержка инициатив бизнеса по участию в формировании человеческого капитала и в развитии социальной сферы через стимулирование межотраслевой ротации трудовых ресурсов малых и средних предприятий на основе переподготовки и повышении квалификации занятых в предпринимательстве, в структурах дополнительного профессионального образования;

учебно-методическая и научно-методическая помощь субъектам малого и среднего предпринимательства, организация проведения образовательных мероприятий.

4. Создание условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по инновационным направлениям:

организация новых и развитие существующих предприятий малого и среднего предпринимательства в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации объектов жилищного фонда и культурно-бытового назначения;

повышение качества жизни населения в части развития необходимых бытовых услуг, а также услуг в сфере спорта, культуры и отдыха;

создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области народных промыслов и ремесел; обеспечение условий для сбора, переработки дикоросов и экспорта данной продукции, развитие сувенирных производств;

поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающих нишу развития въездного и внутреннего туризма.

5. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития инновационного малого и среднего предпринимательства в приоритетных сферах:

поддержка предпринимательских инициатив в векторе «зеленой» экономики и в направлении переработки промышленных и бытовых отходов, стимулирование организации малого экологического производства на создание техники и технологий для предотвращения вреда окружающей среде от производственной деятельности, на получение тепла и энергии на основе возобновляемых источников;

стимулирование предпринимательской деятельности в части производства замещающей продукции в условиях импортозамещения, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, внедряющих инновационные технологии повышения эффективности организации производственного процесса в условиях экономической нестабильности;

формирование благоприятного инвестиционного климата, способствующего реализации проектов малого и среднего предпринимательства в сфере альтернативных источников энергии, топлива, в сфере электроэнергетики, энергосбережения и энергоаудита;

наращивание компетенций в сфере бизнеса, науки, образования, технологий и инноваций, стимулирование инновационно-активных субъектов малого и среднего предпринимательства в социально значимых видах деятельности;

развитие рынка электронной коммерции, стимулирование создания собственных конкурентоспособных торговых площадок, развитие потребительского рынка.

Вывод. Реализация обозначенных стратегических направлений и решение поставленных задач будет способствовать формированию предпосылок для роста деловой активности инновационного малого и среднего предпринимательства, обеспечению оптимальной структуры экономики и, соответственно, устойчивости экономической системы, росту доходов и повышению уровня качества жизни населения.

Следует отметить, что существующая система поддержки субъектов инновационного малого и среднего предпринимательства должна отличаться комплексностью и планомерностью проводимых мероприятий.

Таким образом, формирование благоприятной предпринимательской среды для реализации инновационных инициатив малого и среднего предпринимательства, развитие конкуренции, повышение инвестиционной привлекательности, рост социального потенциала населения обеспечит экономическую и социальную стабильность в регионе.


References:

Reyting innovatsionnogo razvitiya subektov Rossiyskoy Federatsii [Ranking of innovative development of the subjects of the Russian Federation] (2016). M.: NIU VShE. (in Russian).

Ankidinova N., Kuzminov Ya., Yasin E. (2016). Ekonomika Rossii pered dolgim perekhodom [Russia’s economy: before the long transition]. Voprosy Ekonomiki. (6). 5-35. (in Russian). doi: 10.32609/0042-8736-2016-6-5-35.

Borisov S.A., Somenkova N.S. (2022). Povyshenie innovatsionnogo potentsiala malogo predprinimatelstva kak instrument ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii [Enhancing the innovation potential of small business as a tool for Russia\'s economic security]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 5 (4). 1665-1678. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.4.114990.

Bulanova E.V., Somenkova N.S., Yagunova N.A. (2019). Formirovanie strategii razvitiya malogo innovatsionnogo predpriyatiya promyshlennogo kompleksa [Formation of development strategy of small innovative enterprise of industrial comple]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (2). 449-466. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.2.40783.

Chistyakova O.V. (2012). Innovatsionnye napravleniya razvitiya predprinimatelstva v Baykalskom regione [Innovative directions of entrepreneurship development in the Baikal region] Irkutsk: Baykalskiy gosudarstvennyy universitet. (in Russian).

Drobot E.V., Makarov I.N., Manasyan S.M., Nazarenko V.S., Bakhmutskaya V.S. (2020). Malyy i sredniy biznes v Rossii: kak zhit vo vremya i posle krizisa? [Small and medium-sized businesses in Russia: how to live during and after the crisis?]. Creative economy. 14 (10). 2413-2430. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.10.110897.

Kozyrev A.V. (2021). Kontseptsiya adaptivnoy sistemy razvitiya infrastruktury podderzhki malogo predprinimatelstva [The concept of an adaptive infrastructure development system to support small businesses]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (12). 2755-2774. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.12.114049.

Novoseltseva G.B., Rasskazova N.V. (2020). Perspektivy malogo biznesa v tsifrovoy ekonomike [The prospects for small business in the digital economy]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (1). 521-532. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.1.100580.

Shpileva A.A. (2021). Protsessy tsifrovizatsii v kompaniyakh malogo i srednego biznesa v usloviyakh pandemii [Digitalization processes in small and medium-sized businesses in the context of a pandemic]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (2). 299-312. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.2.111637.

Страница обновлена: 24.06.2025 в 10:54:27