Оценка и управление профессиональными рисками на основе модифицированного метода контрольных листов
Мажкенов С.А.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 22
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 12 (Декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=59554856
Аннотация:
Приводится описание модифицированного метода контрольных листов для оценки и управления профессиональными рисками. Модификация метода связана с пересмотром структуры и содержания контрольных листов, а также осуществлением оценки риска на основе наличия и анализа эффективности защитных мер. Для оценки эффективности каждой защитной меры введены весовые коэффициенты от 0,0 до 1,0 и определен порядок расчета общего уровня риска от нескольких защитных мер. В статье приводится пример формы модифицированного контрольного листа и схема расчета уровней профессионального риска. Модифицированный метод контрольных листов является простым и эффективным инструментом, применимым для оценки уровня профессионального риска.
Ключевые слова: опасность, оценка риска, защитная мера, контрольный лист, модифицированный метод
JEL-классификация: D81, G32, L50
Оценка рисков – занятие само по себе рискованное.
Энтони Гидденс,
британский социолог, 1991 г.
Введение.
Россия с 1 марта 2022 года перешла на новую модель управления охраной труда, которая опирается на риск-ориентированный и процессный подход [1]. Новая модель включает в себя 27 процессов, которые объединены в 5 взаимосвязанных групп [2].
Базовыми процессами являются процедуры оценки профессиональных рисков (ОПР) и специальной оценки условий труда (СОУТ), которые являются системообразующими процессами для всей системы управления охраной труда (СУОТ) организации. Результаты базовых процессов определяют требования к содержанию и объему реализации всех остальных процессов СУОТ. Причем ОПР является ведущей процедурой в СУОТ, поскольку допуск работника к рабочему месту разрешается производить только при наличии положительных результатов ОПР, в отличие от СОУТ [3] От полноты и качества проведения оценки профессиональных рисков в конечном счете зависит уровень безопасности рабочих мест. А качество оценки рисков зависит от методов, применяемых для их оценки. Главные требования к методам ОПР это простота, ясность и прозрачность подхода, устойчивость получения результатов, т.е. получение одинаковых результатов оценки риска для одинаковых наборов внешних факторов. В частности, такая рекомендация приведена в [4], которая гласит, что методы оценки рисков должны обеспечивать возможности прослеживания, воспроизводимости и проверки процесса и результатов, полученных выбранным методом [1]. Очевидно, что это невозможно без выработки четких формализованных правил проведения оценки профессиональных рисков.
Целью статьи является разработка формализованной процедуры оценки профессиональных рисков для метода контрольных листов.
1. Существующий метод оценки профессиональных рисков с применением контрольных листов.
Согласно «Рекомендациям по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков» [4] считается, что метод контрольных листов не требует значительных временных и финансовых затрат, а также углублённого обучения использующих его специалистов и может применяться для контроля уровня профессиональных рисков на малых и микропредприятиях.
Данный метод основывается на наборе контрольных листов, каждый из которых составляется для конкретной опасности и представляет собой перечень требований, которые позволяют выявить источники возникновения опасностей и определить защитные меры, необходимые для снижения потенциального ущерба.
В «Рекомендациях по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков» [4] приводится краткое описание метода контрольных листов и прилагается перечень контрольных листов для следующих опасностей и видов работ: скользкие поверхности, подвижные части оборудования, шум, вибрация, стрессы на работе, работа в офисе, строительство. Для остальных опасностей предлагается разработка таких контрольных листов силами специалистов по охране труда.
На рисунке 1 приведен пример контрольного листа для опасности «Шум» из [4].
Как видно из рисунка 1 контрольный лист для каждой опасности состоит из двух частей:
- Часть А: перечень контрольных вопросов;
- Часть Б: перечень возможных предупредительных мер для снижения рисков.
Рисунок 1. Контрольный лист по опасности «Шум»
Источник: [4]
В «Рекомендациях …» [4] к методу сообщается, что для разработки контрольного листа необходимо:
- определить производственные процессы или иную деятельность, которые необходимо контролировать;
- составить перечень требований, предъявляемых к этим процессам или производственной деятельности;
- направить контрольный лист для заполнения работникам, выполняющим данные операции.
Анализ метода контрольных листов, изложенного в «Рекомендациях по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков» [4] показывает, что описание применения метода контрольных листов и проведение оценки риска изложено не четко, предполагается, что оценка уровней риска состоит из трех частей – низкого, среднего или высокого однако правила для их определения не приводятся.
Отсутствие ясного механизма реализации существенно ограничивает возможности практического применения метода для оценки рисков (хотя попытка улучшения метода предпринималась в [5] за счет качественного описания основных показателей оценки риска, но она принципиально не способствовала улучшению метода). В рамках метода предполагается, что оценку уровня риска осуществляет самостоятельно лицо, проводящее процедуру оценки риска. Такая зависимость от знаний, компетенций и опыта исполнителя делает данный метод субъективным, непрозрачным, что негативно отражается на конечных результатах и не позволяет сопоставлять их с результатами, полученными другими исполнителями. В этом смысле метод не удовлетворяет требованиям, изложенным в пункте 5 «Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков» [4], которые гласят, что метод оценки профессиональных рисков должен обеспечивать возможность прослеживания, воспроизводимости и проверки процесса и результатов.
Другим немаловажным моментом является то, что «Рекомендации …» [4] не содержатся требования об учете результаты СОУТ в процессе проведения оценки профессиональных рисков. Об этом свидетельствует форма для документирования результатов оценки профессиональных рисков, которая приведена в таблице 1.
Шаг 1: Выявление опасностей
|
Шаг 2: Оценка уровня риска
|
Шаг 3: Дополнительные меры
контроля (в случае необходимости)
| |||||
Какие
существуют опасности?
|
Кто
может пострадать
|
Принимаемые
меры контроля
(Что уже делается?) |
Уровень
риска
(Оценка уровня оставшегося риска с учетом уже предпринимаемых мер контроля. Например, низкий, средний или высокий) |
Необходимые
дополнительные меры контроля
(Дальнейшие действия по снижению оставшегося до максимально низкого уровня) |
Ответственный,
сроки
|
Отметка
о выполнении
| |
|
|
|
|
|
|
| |
Таблица 1. Форма карты записи результатов оценки рисков по методу контрольных листов
Источник: [4].
Статья 7 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» [3] гласит, что результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для управления профессиональными рисками.
Для того, чтобы метод контрольных листов стал полноценным методом оценки профессиональных рисков необходимо устранить выявленные недостатки.
2. Модифицированный метод оценки рисков на основе контрольных листов.
Для устранения вышеуказанных недостатков разработан модифицированный метод контрольных листов для оценки и управления профессиональными рисками, описание процедуры применения которого приводится ниже.
В модифицированном методе:
- пересмотрена структура и содержание контрольного листа;
- введены параметры оценки тяжести последствий реализации опасности в нежелательное событие;
- для каждой защитной меры введены экспертные оценки весовых коэффициентов эффективности;
- введено правило оценки достаточности защитных мер при снижении уровня риска (отношение к риску);
- расширено содержание карты записи результатов оценки рисков по методу контрольных листов.
2.1. Структура модифицированного контрольного листа
Модифицированный контрольный лист (рисунок 2) включает в себя:
- Строку для записи сведений о тяжести последствий при реализации опасности в нежелательное событие;
- Часть А, которая содержит перечень вопросов, связанных с выявлением (идентификацией) конкретных источников опасностей на рабочем месте; Поиск источников опасностей рекомендуется структурировать по объектам возникновения опасностей (здания и сооружения, машины и оборудование, инструменты и приспособления, сырье и материалы, территория, биологические объекты и т.д.);
- Часть Б содержит перечень защитных мер по снижению уровня профессионального риска, где для каждой защитной меры экспертным путем установлен уровень ее эффективности (надежности) в виде весового коэффициента в диапазоне от 0,0 до 1,0.
Следует заметить, что идея использования надежности защитных мер не нова и применялась ранее для различных целей, в том числе и для оценки рисков [6 – 8].
Для удобства практического использования часть Б контрольного листа дополнена колонками «Наличие защитных мер на рабочем месте» и «Требуемые дополнительные защитные меры». Колонка «Наличие защитных мер на рабочем месте» позволяет фиксировать наличие существующих защитных мер на рабочем месте, что необходимо для последующей оценки их эффективности при расчете существующего уровня риска. Для этого в данной колонке ставится соответствующая отметка о наличии защитной меры. Колонка «Требуемые дополнительные защитные меры» применяется для выбора дополнительных защитных мер и оценки их эффективности для повышения уровня безопасности рабочего места.
В случае отсутствия необходимого модифицированного контрольного листа такой лист разрабатывается работодателем самостоятельно, согласно вышеприведенному описанию.
Контрольный лист для опасности «Шум»
Тяжесть последствий (Т) - ____ (устанавливается работодателем в диапазоне от 1 до 100)
Часть А. Идентификация источников опасностей
№
|
Вопросы
|
Да
|
Нет
|
1.
|
Могут ли в ходе работы
возникать шумы высокого уровня (например, при соприкосновении металлических
поверхностей, работа двигателей и т.п.)?
|
|
|
2.
|
Могут ли возникать шумы
высокого уровня в рабочей зоне вследствие проникновения в здания внешних
шумов (откуда, причина шума)?
|
|
|
3.
|
Может ли производственный
шум заглушать сигналы тревоги (источник(и) шума)?
|
|
|
4.
|
Приходится ли Вам повышать
голос при разговоре с другими людьми на Вашем рабочем месте? Где это
происходит и по какой причине?
|
|
|
5.
|
Повышаете ли Вы
непроизвольно голос при разговоре с другими людьми, после того как покидаете
рабочее место?
|
|
|
6.
|
….
|
|
|
Часть Б. Защитные меры по снижению уровня профессионального риска
№
|
Защитные меры (ЗМ)
|
Эффектив-ность ЗМ (Э)
|
Наличие ЗМ на рабочем месте (да/нет)
|
Требуемые дополни-
тельные ЗМ (да/нет) |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Инженерно-технические
|
|
|
|
1.1
|
Внедрение инженерных
решений, позволяющих снизить шумовое воздействие (например, оснащение вытяжек
шумоглушителями).
|
0,6
|
|
|
1.2
|
Экранирование промышленных
установок для снижения шума.
|
0,8
|
|
|
1.3
|
Установка барьеров или
экранов, препятствующих прямому распространению шума.
|
0,3
|
|
|
2
|
Организационно-административные
|
|
|
|
2.1
|
Размещение источников шума
на большем расстоянии от работников.
|
0,7
|
|
|
2.2
|
Установление уровня
воздействия шума на работников; проверка соответствия уровня шума установленным
нормам (производственный контроль).
|
0,1
|
|
|
2.3
|
Временные ограничения по
продолжительности работы в зонах с повышенным уровнем шума.
|
0,2
|
|
|
2.4
|
Информирование,
инструктирование и обучение.
|
0,2
|
|
|
2.5
|
Определение зон, где
необходимо защищать органы слуха и обозначение подобных зон плакатами и
знаками о необходимости работы в наушниках.
|
0,1
|
|
|
2.6
|
Обеспечение работников
средствами защиты органов слуха (в том числе, после консультаций с
работниками или их представителями).
|
0,05
|
|
|
2.7
|
Регулярные проверки слуха
всех работников, подвергающихся высоким уровням шума.
|
0,2
|
|
|
2.8
|
Контроль исправности и
правильности применения средств индивидуальной защиты органов слуха
|
0,05
|
|
|
3
|
СИЗ и меры реагирования
|
|
|
|
3.1
|
Использование средств
индивидуальной защиты органов слуха
|
0,5
|
|
|
4
|
Оценка
уровня риска (R = T * Э)
|
|
| |
5
|
Отношение
к риску
|
|
|
Рисунок 2. Модифицированный контрольный лист для опасности «Шум»
Источник: составлено автором
2.2. Порядок определения тяжести последствий
После того, как проведена идентификации опасности определяется потенциальная тяжесть последствия при реализации данной опасности в нежелательное событие. Тяжесть последствий устанавливается при условии полного отсутствия защитных мер в диапазоне от 1 до 100. Примерное распределение оценок тяжести последствий приведено в таблице 2.
Таблица 2. Оценка тяжести последствий при реализации опасности
в нежелательное событие
Источник: составлено автором
№
|
Тяжесть последствий
|
Оценка тяжести последствий
|
1
|
Первая помощь
|
1 – 10
|
2
|
Легкая травма без потери времени
|
11 – 19
|
3
|
Травма с потерей времени (до 15 дней), временный
перевод на более легкую работу
|
20 – 39
|
4
|
Травма с потерей времени (до 60 дней)
|
40 – 54
|
5
|
Травма с потерей времени (более 60 дней), стойкая утрата
трудоспособности
|
55 – 69
|
6
|
Инвалидность
|
70 - 84
|
7
|
Смертельная травма
|
85 - 100
|
Выбранное значение потенциальной тяжести последствий вносится в первую строку модифицированного контрольного листа (рисунок 2).
2.3. Порядок оценки уровня риска
Для каждого выявленного источника опасности лицо, проводящее оценку рисков должно установить наличие существующих защитных мер от данной опасности и, при их обнаружении, подтвердить их наличие соответствующей отметкой (например, да) в соответствующей строке колонки 4 (рисунок 2).
После того как будут выявлены все защитные меры для конкретного источника опасности производится расчет уровня риска (R) по формуле:
R = T * (1-Э1)* (1-Э2)*…*(1-Эi),
где i - количество защитных мер, выявленных для конкретного источника опасности.
Расчет уровня риска осуществляется для каждого конкретного источника опасности по всем установленным защитным мерам, применяемых для защиты от этого источника. Полученные результаты заносятся в предпоследнюю строку колонки 4 (рисунок 2).
2.4. Определение отношения к риску
Определение отношения к риску осуществляется на основе таблицы 3. Если по полученным результатам оценки риска они находятся на высоком или среднем уровне, что соответствует неприемлемому или допустимому отношению к риску, то работодатель обязан разработать дополнительные меры по снижению уровня риска и реализовать их в порядке, описанном в таблице 3. Отношение к полученным оценкам уровня риска отражается в последней строке колонки 4 (рисунок 2).
Таблица 3. Уровень риска и отношение к нему
Источник: составлено автором
Оценка уровня риска
|
Отношение к риску
| |
0-20
(низкий) |
Приемлемый
|
Дополнительных защитных мер не
требуется, необходимо поддержание существующих мер управления и контроля
рисками
|
21 – 60
(средний) |
Допустимый
|
Необходимо плановое внедрение
дополнительных защитных мер управления рисками при условии обеспечения
повышенного контроля существующих мер управления рисками
|
61 – 100
(высокий) |
Неприемлемый
|
Работы должны быть немедленно остановлены;
разработка дополнительных защитных мер обязательна и должна быть начата
незамедлительно. Работы могут быть возобновлены только после снижения уровня
риска до приемлемого или допустимого уровня
|
2.5. Порядок снижения уровня риска
Для недопустимого и допустимого отношения к риска разрабатываются дополнительные защитные меры для снижения уровня риска до приемлемых уровней. Выбор дополнительных мер управления рисками должен осуществляться в соответствии с иерархией эффективности защитных мер – от наиболее эффективных (надежных) к менее эффективным согласно таблице 3.
Все выбранные дополнительные защитные мер фиксируются в соответствующей строке колонки 5 (рисунок 2).
На основании выбранных дополнительных и существующих защитных мер производится оценка остаточного уровня риска согласно формуле, описанной в п. 2.3 и повторно определяется отношение к риску согласно п. 2.4. Полученные результаты отражаются в предпоследней строке колонки 5, а в ее последней строке отражаются результаты отношения к данному риску (рисунок 2).
2.6. Заполнение карты оценки и управления профессиональными рисками
Все полученные результаты вносятся в соответствующие графы Карты оценки и управления профессиональными рисками. Форма доработанной карты оценки и управления профессиональными рисками приведена на рисунке 3 в которую внесены следующие изменения:
- графа о необходимости указания сведений об индивидуальном номере и наименовании рабочего места (колонка 2);
- графа о необходимости указания сведений о классе условий труда по СОУТ на данном рабочем месте (колонка 3);
- графа о необходимости указания сведений об остаточном уровне риска после внедрения дополнительных мер управления рисками (колонка 7).
Карта оценки и управления профессиональными рисками в ____________________________________________
(полное наименование организации работодателя)
Идентификация опасностей
|
Оценка профессионального риска (ПР)
|
Дополнительные меры управления профессиональными рисками (ПР) | |||||||
Опасность / Опасное событие
|
Индивидуальный номер и наименование РМ
|
Класс СОУТ (дата составления карты СОУТ)
|
Существующие меры управления / контроля ПР
|
Уровень ПР
с учетом существующих мер управления (высокий, средний или низкий) |
Дополнительные меры по управлению
/контролю ПР |
Остаточный уровень ПР
(высокий, средний или низкий) |
Должность, ФИО, ответственного лица
|
Сроки выполнения
|
Отметка о выполнении
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 3. Форма карты оценки и управления профессиональными рисками для модифицированного метода оценки рисков на основе контрольных листов
Источник: составлено автором
Предложенная форма Карты оценки и управления профессиональными рисками позволяет работодателю сохранить все полученные результаты, необходимые для управления рисками и при этом является достаточно компактной и удобной для работы. Учитывая, что данный метод рекомендован для предприятий малого и микро-бизнеса целесообразно применять единую (общую) карту оценки профессиональных рисков для всей организации, поскольку такой тип организаций предполагает небольшую численность трудового коллектива и наличие наиболее распространенных опасностей и их источников.
3. Иллюстрация применения модифицированного метода оценки рисков на основе контрольных листов.
Предположим, что работодатель должен выбрать необходимые защитные меры для двух различных источников опасностей по шуму и оценить их ожидаемое влияние на снижение уровня вероятности опасного (нежелательного) события.
Примем за оценку тяжести последствий потери слуха значение 70 при полном отсутствии защитных мер управления риском. За приемлемый уровень риска примем значение 20 и ниже.
Рассмотрим два источника опасности шума:
- источник 1 – наличие действующего генератора под окном офисного здания;
- источник 2 – работа осуществляется работником на станке для обработки заготовок в одном из помещений здания.
Снижение уровня риска по источнику 1.
Работодатель принял решение перенести генератор на расстояние 100 м от здания и с этой целью выбрал из контрольного листа следующие защитные меры: 1.2 и 2.1. Расчет уровня риска для выбранных защитных мер показывает следующее значение:
R = 70 * (1-0,8) * (1-0,7) = 4,2.
Оценка риска R= 4,2 соответствует приемлемому уровню риска.
Снижение уровня риска по источнику 2.
По данному источнику опасности работодатель выбрал из контрольного листа следующий набор защитных мер: 1.3, 2.2 – 2.8, 3.1. Расчет уровня риска для выбранных защитных мер показывает следующее значение:
R = 70*(1-0,3)*(1-0,1)*(1-0,2)*(1-0,2)*(1-0,1)*(1-0,05)*(1-0,2)*(1-0,05)*(1-0,5) = 9,1.
Оценка риска R= 9,1 также соответствует приемлемому уровню риска.
Данный пример демонстрируют механизм отбора работодателем необходимых защитных мер и возможность, по формальному правилу, оценить эффективность и достаточность выбранного набора защитных мер.
Заключение.
Достоинством модифицированного метода контрольных листов является наличие формализованного инструмента оценки уровня риска, а также возможность предварительной оценки эффективности выбранных мер управления рисками (остаточный уровень риска), что делает процедуру оценки риска простой, ясной и удобной в практическом применении.
Очевидно, что все значения оценок эффективности (надежности) защитных мер в контрольных листах, оценок уровней риска и отношения к ним могут быть пересмотрены. Но такой пересмотр должен делаться комиссией работодателя (с привлечением экспертов из соответствующих областей знаний) и осуществляться до начала проведения процедуры оценки рисков. Принятые значения не должны меняться в процессе проведения работы по оценке и управлению рисками, а в случае изменения, все ранее полученные результаты подлежат обязательному пересчету по вновь принятым значениям.
Таким образом, представленный выше модифицированный метод оценки риска на основе контрольных листов становится полноценным методом оценки профессиональных рисков и обеспечивает возможность прослеживания, воспроизводимости и проверки процесса и полученных результатов.
[1] Следует обратить внимание, что данная рекомендация является критически важной для определения работоспособности и надежности любого метода оценки рисков.
Источники:
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда». Система «Консультант». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_403335/ (дата обращения: 22.10.2023).
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 декабря 2021 г. № 926 «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков». Система «Консультант». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_406016/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518 (дата обращения: 22.10.2023).
4. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Система «Консультант». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156555/ (дата обращения: 22.10.2023).
5. Руководство «Основы оценки рисков». Европейское агентство по охране труда. [Электронный ресурс]. URL: http://hwi.osha.europa.eu.
6. ГОСТ Р 12.0.011-2017 «Система стандартов безопасности труда. Методы оценки и расчета профессиональных рисков работников железнодорожного транспорта» (Утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 декабря 2017 г. № 2065-ст). Система «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72734806/ (дата обращения: 22.10.2023).
7. Федорец А.Г. Практическая реализация современных принципов риск-менеджмента в национальном стандарте ГОСТ Р 12.0.011-2017 // Безопасность и охрана труда. – 2018. – № 4(77). – c. 10-15.
8. Мажкенов С.А. Формализованный подход к оценке экономической эффективности мероприятий по охране труда // Экономика труда. – 2022. – № 8. – c. 1295-1306. – doi: 10.18334/et.9.8.114790.
Страница обновлена: 16.11.2024 в 21:53:25