Financial services marketing in Africa: factors influencing choice and consumption

Petrenko E.S.1,2, Vechkinzova E.A.1, Steblyakova L.P.1, Aleshnikova V.I.1
1 Государственный университет управления
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 12 (december 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63549409

Abstract:
The article examines how the heterogeneous structure of the middle class in sub-Saharan Africa affects the consumption of financial services. The authors identify the factors influencing the choice and consumption of financial services by the middle class. It is concluded that financial service providers and marketers in sub-Saharan Africa should take into account the different impact of the identified factors on representatives of different segments of the middle class when developing their marketing strategies. In order to improve access to financial services in sub-Saharan Africa, it is necessary to develop marketing strategies for providing financial services to so-called marginalized consumers. The articles will be of interest to marketers, financial services marketing specialists, as well as to all those who are interested in the problems of the world economy and international economic relations.

Keywords: Africa, marketing, marketing strategy, purchasing power, market segmentation, middle class, financial services

JEL-classification: F23, F63, M31, G00, G41



ВВЕДЕНИЕ

В первой четверти XXI в. наблюдается существенный рост числа домохозяйств среднего класса по всему миру, что делает эту группу ключевым объектом исследований различных дисциплин, включая международный маркетинг [1, C. 9–11; 19; 38; 52, C. 668–678]. Совокупная покупательная способность среднего класса а странах, относящихся к так называемым развивающимся рынкам, включая Китай, Индию, Бразилию и некоторые стран Африки к югу от Сахары, оценивается более чем в 35 трлн долл. США [54]. Привлекательность этого сегмента для международного бизнеса увеличивается еще больше, поскольку, по оценкам Всемирного банка, к 2030 г. ростом, число домохозяйств среднего класса вырастет еще на 25% [54]. Центральное место в росте покупательной способности занимает отношение представителей среднего класса к финансовым услугам. В странах Африки к югу от Сахары произошли значительные изменения в уровне финансовой доступности различных услуг, прежде всего для представителей среднего класса. В основном это связано с быстрым ростом числа услуг, получение и оплата которых возможна с помощью мобильных телефонов [24, C. 8–18; 45, C. 71–79]. Представитель среднего класса в странах Африки к югу от Сахары в настоящее время могут позволить себе разнообразные продукты и услуги, используя появляющиеся инновации в сфере финансовых услуг, за счет роста располагаемых доходов. Таким образом, средний класс в странах Африки к югу от Сахары представляет собой значимый целевой сегмент для маркетологов [23; 358, C. 703–710].

Именно поэтому интерес представляет исследование влияния изменяющейся и формирующейся структуры среднего класса в странах Африки к югу от Сахары на его модели потребления и факторы, определяющие выбор финансовых услуг потребителями, относящимися к данному классу в рассматриваемом регионе. Более того, важно отметить, что маркетологам, работающим в сфере финансовых услуг в странах Африки к югу от Сахары, при разработке маркетинговых стратегий необходимо учитывать неоднородность среднего класса.

Следует отметить, что проблемам разработки маркетинговых стратегий для рынка финансовых услуг посвящено достаточно много научных исследований. Среди наиболее интересных можно отметить научные публикации таких экспертов, как Афанасьева Т.С. [2], Бартенев А.А. [3], Лавриненко Я.Б., Тинякова В.И. [6], Музакаева Х.С., Кунтаева Х.М., Дускаев М.З. [7], Синяева И.М. [8], Трофимов А.Ю., Кузнецова Л.В. [9], Филипова Е.М. [10], Шляпина Ю.В., Ан Ю.Н. [11], Щепакин М.Б. [12]. Тем не менее особенностям разработки маркетинговых стратегий на финансовом рынке стран Африки к югу от Сахары уделяется недостаточно внимания.

Цель нашего исследования состоит в том, чтобы выделить факторы, влияющие на потребление финансовых услуг средним классом в странах Африки к югу от Сахары, т.е. ответить на вопрос: что стимулирует спрос на финансовые услуги в Африке?

Исследовательская гипотеза состоит в следующем. Маркетологам финансовых услуг при разработке маркетинговых стратегий необходимо учитывать неоднородность среднего класса в странах Африки к югу от Сахары, что позволит расширить доступ к финансовым услугам.

Сегментация среднего класса

В настоящее время общепринятого на национальном или глобальном уровнях определения среднего класса не существует. Связано это в первую очередь с тем, что представители среднего класса в разных странах и на разных континентах проживают в абсолютно разных условиях [21, C. 99–113; 22, C. 94–108; 42, C. 17–26; 51, C. 628–646; 52, C. 668–678]. Во многих исследованиях, что на наш взгляд является существенным недостатком, средний класс рассматривается как однородная группа потребителей [17; 20, C. 93–102; 36; 37; 47, C. 243–263], с примерно одинаковым уровнем дохода и структурой расходов, с определенными привычками, которые часто ассоциируются с демонстративным потреблением [40, C. 25–140; 50, C. 445–454]. Уровни дохода или потребления являются наиболее распространенными экономическими показателями, используемыми в качестве критериев для идентификации представителей среднего класса. Тем не менее есть подходы, не основанные на доходах; в рамках этих подходов используются такие критерии отнесения к среднему классу, как уровень образования и благосостояния, а также так называемый «социологический акцент на принадлежности к среднему классу»: на сколько тот или иной индивид ощущает себя представителем среднего класса [48, C. 1–27]. В таблице 1 представлена сводная информация о различных параметрах дохода, используемых разными авторами, для определения среднего класса.

Таблица 1

Значения критерия «уровень дохода» для представителей среднего класса

Автор, источник
Ежедневный доход, долл. США
Бёдсл Н. [18] (Birdsall, 2010), Всемирный банк [54] (World Bank, 2019)
10–20
Банерджи А.В., Дафло Е. [16, C. 3–28] (Banerjee, Duflo, 2008, p. 3–28)
2–10
Равальон М. [50, C. 445–454] (Ravallion, 2010, p. 445–454)
2–13
Африканский банк развития, Нкубе М. и др. [46] (Ncube et al., 2011)
2–20
Всемирная организация труда [33] (International Labour Organisation, 2013)
4–13
Корт Д., Нарасиман Л. [27, C. 12–17] (Court, Narasimhan, 2010, p. 12–17)
9–77
Кочхар Р. [39] (Kochhar, 2017)
10–20
Ферейра Ф. и др. [29] (Ferreira et al., 2012)
10–50
Миланович Б., Ицхаки С. [44, C. 155–178] (Milanovic, Yitzhaki, 2002, p. 155–178)
12–50
Вильсон Д., Драгусану Р. [53] (Wilson, Dragusanu, 2008)
16–82
Харас Х. [38] (Kharas, 2017)
11–110
Источник: [16, 18, 26, 27, 29, 33, 38, 39, 44, 46, 50, 53, 54].

Как мы видим из таблицы 1, диапазон уровня дохода варьирует от 2 до 110 долл. США. В связи с этим, на наш взгляд, может возникать целый ряд проблем. Так, определение среднего класса, в котором используется верхний предел максимального дохода в размере 100 долл. США в день, потенциально может уменьшить объем сегмента и проигнорировать рост среднего класса, например, в таких регионах, как ЮАР, где средний доход намного ниже. Критерий определения среднего класса в диапазоне доходов от 2 до 20 долл. США, используемый Африканским банком развития [46] (Ncube et al., 2011), потенциально преувеличивает размер среднего класса, учитывая потребителей с доходами 2–10 долл. США, которые вряд ли можно считать представителями среднего класса.

Несмотря на различия в значениях критериев, используемых для отнесения потребителей к среднему классу по уровню доходов, наибольшее распространение получила практика Всемирного банка, в рамках которой используется пороговое значение в размере 10 долл. США в день в качестве минимального критерия, который следует использовать для определения дохода среднего класса.

Перейдем к странам Африки. В большинстве современных исследований преобладает представление о том, что средний класс в странах Африки к югу от Сахары является однородным сегмент. Тем не менее если в качестве примера рассмотреть эмпирические исследования, в которых анализируются маркетинговые стратегии в контексте поведения потребителей, то можно отметить, что в этих исследованиях фиксируется гетерогенность среднего класса [25, C. 79–94; 26; 41, C. 58–85]. В нашем исследовании мы будем использовать модель сегментирования среднего класса Лаппемана Дж. и др. [41, C. 58–85] (табл. 2). В рамках этой модели для наблюдения за финансовым поведением выделяют три группы представителей среднего класса в странах Африки к югу от Сахары. Такое сегментирование среднего класса имеет значение для понимания процесса принятия решений о выборе финансовых услуг.

Таблица 2

Сегментация среднего класса в странах Африки к югу от Сахары

№ п/п
Название сегмента среднего класса
Уровень дохода (средний доход семьи в день), долл. США
Доля в среднем классе, %
Характеристика представителей сегмента
1
Опытный (accomplished)
19
19
В значительной степени финансово обеспечены. С большим оптимизмом, чем представители других сегментов, смотрят в будущее. Позитивно относятся к решению экологических проблем в Африке. Имеют разнообразные источники дохода. Инвестируют в образование. Потребляют широкий спектр финансовых услуг.
2
Уверенный (comfortable)
16
26
С оптимизмом смотрят в будущее. Используют кредит в качестве основы для сохранения своего статуса представителей среднего класса. Знания и использование финансовых услуг не столь обширны.
3
Уязвимый (vulnerable)
15,70
15
Могут выйти из состава среднего класса, если изменятся факторы макросреды. Знания и использование финансовых услуг не столь обширны, как у представителей двух других групп.
Источник: составлено авторами по данным [25, C. 79–94; 26; 41, C. 58–85].

Хотя на первый взгляд разница в среднем доходе между темя выделенными сегментами относительно невелика, между ними существует ряд поведенческих различий (например, представители среднего класса, относящиеся к сегменту «Уязвимые» с большей вероятностью будут иметь долги по оплате образования, одежды, продуктов питания и собственного бизнеса).

Согласно исследованиям Standard Bank Group (южноафриканского банка, осуществляющего операции по всему региону), численность африканского среднего класса за последние 14 лет увеличилась втрое [14] (Africa Research Online 2014). Согласно отчету Ernst and Young о мировом среднем классе, средний класс только в странах Африки к югу от Сахары составляет более 82 млн человек и, по прогнозам, достигнет 107 млн к 2030 г. [28]. Перспективы дальнейшего роста указывают на то, что этот сегмент, по прогнозам, будет расти в течение следующих 15 лет, и еще 25 млн домохозяйств, как ожидается, станут представителями среднего класса [28]. Отчасти проблема количественной оценки этого сегмента заключается в отсутствии надежных и контекстуально релевантных данных, характеризующих африканский средний класс [26]. Средний класс рассматривается как потенциальный фактор экономического и социального развития Африки. В результате цифровой революции возможности африканского среднего класса растут. Это приводит к росту спроса на цифровые финансовые услуги и стимулирует развитие финтех [54].

Инклюзивность финансовой системы и доступность финансовых услуг для населения в странах Африки к югу от Сахары

Инклюзивная финансовая система, в соответствии с подходом Всемирного банка, которого придерживаются многие эксперты, представляет собой систему, которая обеспечивает легкий доступ к недорогим финансовым услугам и финансовым продуктам, включая транзакции, кредиты, депозиты, платежи, страхование и т.п., а также их использование, удовлетворяя потребности юридических и физических лиц наиболее удобным, эффективным и безопасным способом [49, 54].

Ряд экспертов изучали факторы, определяющие доступность финансовых услуг в странах Африки к югу от Сахары, уделяя особое внимание категории «уязвимых» потребителей, находящихся в основания пирамиды (bottom of the pyramid; BoP) [24, C. 8–18]. В странах Африки к югу от Сахары до финтех-революции, обеспечившей население мобильной телефонией, потребители сталкивались с многочисленными проблемами в части доступа к официальным финансовым услугам, такими как отсутствие инновационных финансовых решений, высокая стоимость финансовых услуг и недостаток информации об этих услугах [30, С. 343–360].

Быстрое внедрение мобильных телефонов и их роль в облегчении осуществления платежей на основе мобильных платформ стало одним из важнейших факторов, изменившим правила игры на рынке финансовых услуг, расширив доступ к ним в том числе и в странах Африки к югу от Сахары [13, C. 430–453; 15, C. 12–134; 30, C. 343–360; 31; 34, C. 1–15; 43, C. 1031–1049].

В странах Африки к югу от Сахары первые платежи с помощью мобильных телефонов появились в Кении в начале 2007 г., чтобы помочь городским работникам-мигрантам отправлять деньги домой своим семьям, проживающим в сельской местности [32, C. 63–81]. В настоящее время в регионе функционирует около 53% активных глобальных сервисов мобильных платежей, что стало возможным благодаря инвестициям в инфраструктуру мобильной телефонии [31]. Мобильные платформы также заложили основу для новых инновационных диверсифицированных финансовых услуг, таких как интернет-банкинг и различные формы страхования [31].

Факторы, влияющие на выбор и потребление финансовых услуг представителями среднего класса в странах Африки к югу от Сахары

Попытаемся определить ключевые факторы, которые влияют на выбор и потребление финансовых услуг представителями среднего класса в странах Африки к югу от Сахары. На наш взгляд, можно выделить следующие ключевые факторы:

· источники дохода;

· привычка тратить или сберегать;

· восприятие финансовых услуг;

· финансовая стабильность и общие устремления представителей среднего класса.

Остановимся на этих факторах подробнее.

1. Источники дохода

Источники дохода являются важнейшим фактором, который оказывает влияние на потребление финансовых услуг представителями среднего класса в странах Африки к югу от Сахары. Как показывают исследования, во всех трех сегментах среднего класса домохозяйства часто имеют более одного источника дохода, и доход каждого отдельного лица мог поступать из различных источников [26]. Большинство представителей среднего класса, относящихся к сегменту «опытные», получают свой доход от официальной занятости (либо в высших эшелонах государственной службы, либо в частном секторе) (45%). Некоторые из них также занимаются предпринимательской деятельностью (27%). Представители среднего класса, относящиеся к сегментам «уверенные» и «уязвимые» (31 и 35% соответственно) в основном полагаются на доходы, связанные с деятельностью своей диаспоры, перечисления от родственников, проживающих за границей, а также доходы от неформальной занятости [26].

2. Привычка тратить или сберегать

Привычки тратить и сберегать различаются у представителей всех трех сегментов среднего класса и определяются во многом сроками и периодичностью получения дохода. «Уязвимые» представители среднего класса отдают предпочтение покупке основных продуктов питания, тратят деньги на жилье и коммунальные услуги. Расходы «опытных» представителей среднего класса также включают регулярные траты на одежду, личные вещи и развлечения. Расходы «уверенных» представителей среднего класса аналогичны, но с меньшими затратами на одежду, личные вещи и развлечения.

На культуру сбережений трех сегментов среднего класса в странах Африки к югу от Сахары также существенное влияние оказывает и уровень располагаемого дохода, что важно в контексте понимания спроса среднего класса на финансовые услуги. Как правило, у подавляющего большинства представителей среднего класса по крайней мере раз в год бывают непредвиденные расходы [26]. Большинство «опытных» представителей среднего класса (75%) откладывают деньги на эти непредвиденные случаи. Среди «уверенных» представителей среднего класса такие сбережения делают лишь 59%. Интересным наблюдением является то, что «уязвимые» представители среднего класса (66%) более склонны экономить на случай чрезвычайных ситуаций, чем «уверенные» представители среднего класса. Частично это объясняется более высоким уровнем осторожности представителей данного сегмента и их неуверенностью в доходах от неформальной занятости.

Аналогичные закономерности наблюдаются и в отношении сбережений. У 30% «уверенных» представителей среднего класса часто оставались денежные средства в конце месяца, среди «уязвимых» представителей среднего класса денежные средства в конце месяца оставались у 36% [26].

Что касается сбережений, то здесь ситуация складывается следующим образом. 67% «опытных» и 66% «уверенных» представителей среднего класс откладывают деньги после покрытия расходов в конце месяца. В сегменте «уязвимых» только 60% представителей среднего класса экономят ежемесячно [26].

Таким образом, у маркетологов финансовых услуг существуют возможности для разработки сегментированных продуктов для удовлетворения потребностей представителей этих трех сегментов. Сбережения также иногда являются ключевым источником дополнительного дохода, наряду с деньгами, полученными от друзей и семьи. Кроме того, надежные сбережения имеют решающее значение для укрепления кредитоспособности и могут стать хорошей основой для формирования финансового рынка африканского среднего класса в будущем.

3. Восприятие финансовых услуг

Несмотря на то, что в целом представители всех трех сегментов среднего класса в странах Африки к югу от Сахары относятся к сбережениям положительно, существуют различия в представлениях представителей этих сегментов о финансовых услугах.

«Опытные» представители среднего класса, в частности, за последние десятилетия получили более широкий доступ к финансовым услугам. В сегменте «уверенных» представителей среднего класса представления о финансовых услугах в целом были также позитивные.

«Уязвимые» представителей среднего класса имеют ограниченное представление о различных финансовых услугах, меньше им доверяют.

«Опытные» представители среднего класса имеют наименьшую финансовую задолженность среди сегментов среднего класса. «Уверенные» представители среднего класса имеют наибольшую финансовую задолженность, а «уязвимые» представители среднего класса более осторожны в отношении формирования задолженности, поскольку реже берут кредиты, не являясь основной группой потребителей, которами интересуются поставщики финансовых услуг. Многие представители среднего класса из сегмента «уязвимые» предпочитают избегать использования кредита, потому что не понимают, как кредит работает, что может свидетельствовать об отсутствии инициатив по повышению финансовой грамотности у поставщиков финансовых услуг. А все это, соответственно, негативно сказывается на формировании кредитная история данных представителей среднего класса.

4. Финансовая стабильность и общие устремления представителей среднего класса

Общее мнение, которого придерживаются представители всех трех сегментов, заключается в том, что, по их мнению, уровень жизни и финансовое положение улучшились и, вероятно, продолжат улучшаться в будущем [34]. «Опытные» представители среднего класса более уверены в своей финансовой стабильности и способности поддерживать статус представителя среднего класса, что в значительной степени основывается на стабильности их работы и инвестициях в образование, что дает больше возможностей для карьерного роста. «Уверенные» представители среднего класса также имеют достаточно высокий уровень уверенности и придерживаются оптимизма в отношении своей будущей финансовой стабильности (хотя занятые в неформальном секторе не столь оптимистичны). «Уязвимые» представители среднего класса наименее оптимистичны.

На наш взгляд, создание коммерческих предприятий может стать ключевым механизмом обеспечения финансовой стабильности, что особенно актуально для «уязвимых» представителей среднего класса и занятых в неформальном секторе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Средний класс в странах Африки к югу от Сахары разнороден.

2. В его составе можно выделить три сегмента: «опытные», «уверенные» и «уязвимые».

3. Поставщикам финансовых услуг в странах Африки к югу от Сахары следует учитывать эту неоднородность среднего класса и пересмотреть свои маркетинговые стратегии охвата рынка, разделив его на три отдельных целевых микросегмента.

4. Эти сегменты используют разные модели потребления и по-разному относятся к финансовым услугам.

5. Пересмотрев свои маркетинговые стратегии, поставщики финансовых услуг в странах Африки к югу от Сахары смогут адаптировать свои услуги для различных групп населения, и, кроме того, это улучшит оценку их маркетинговых кампаний.

6. Для улучшения доступа к финансовым услугам в странах Африки к югу от Сахары необходимо разрабатывать маркетинговые стратегии предоставления финансовых услуг для так называемых маргинализированных потребителей.

7. И, наконец, представляется, что для успешного «тиражирования» успешных маркетинговых стратегий на рынке финансовых услуг стран Африки у югу от Сахары необходимо будет использовать весь потенциал Африканской континентальной зоны свободной торговли [4, 5].


References:

Abor J.Y., Amidu M., Issahaku H. (2018). Mobile telephony, financial inclusion and inclusive growth Journal of African Business. (19 (3)). 430–453.

Afanaseva T.S. (2022). Rol marketinga v povyshenii effektivnosti predprinimatelstva v period pandemii COVID–19 [Role of marketing in improving the entrepreneurship efficiency amidst the COVID–19 pandemic]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (2). 559-572. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.2.114227.

Africa Research Online (2014) Measuring Africa’s middle class, 15 September 2014Africa Research Online. Retrieved November 09, 2023, from https:// africaresearchonline.wordpress.com/2014/09/15/measuring-africas-middle-class/

Al-Mazkhuri Ya. Kh. K. (2018). Osobennosti marketinga v razvivayushchikhsya stranakh [Features of marketing in developing countries]. Current problems of the humanities and natural sciences. (4). 9-11. (in Russian).

Asuming P.O., Osei-Agyei L.G., Mohammed J.I. (2019). Financial inclusion in Sub-Saharan Africa: Recent trends and determinants Journal of African Business. (20 (1)). 12–134.

Banerjee A.V., Duflo E. (2008). What is middle class about the middle classes around the world? Journal of Economic Perspectives. (22 (2)). 3–28.

Bartenev A. A. (2015). Integratsiya marketinga finansovyh uslug v seti internet [Integration of financial services marketing on the Internet] Sankt-Peterburg: : Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet. (in Russian).

Bhorat H., Kimani M.E., Lappeman J., Egan P. (2021). Characterisation, definition, and measurement issues of the middle class in sub-Saharan Africa Characterisation, definition, and measurement issues of the middle class in sub-Saharan Africa. (40(460)). 1-18. doi: 10.1080/0376835X.2021.1945912.

Birdsall N. (2007). Reflections on the macroeconomic foundations of inclusive middle-class growth

Birdsall N. (2010). The (Indispensable) Middle Class in Developing Countries; or, The Rich and the Rest, Not the poor and the Rest

Bowman S.W. (2016). Who and what you know: Social and human capital in black middle-class economic decision-making Race and Social Problems. (8 (1)). 93–102.

Bui H.T., Wilkins H.C. (2017). Young Asians’ imagination of social distinction Journal of Vacation Marketing. (23 (2)). 99–113.

Cavusgil S.T., Deligonul S., Kardes I., Cavusgil E. (2018). Middleclass consumers in emerging markets: Conceptualization, propositions, and implications for international marketers Journal of International Marketing. (26 (3)). 94–108.

Cavusgil S.T., Kardes I. (2013). GSU-CIBER middle class scorecard: Quantifying the rise of the middle class in emerging markets Middle Class Phenomenon in Emerging Markets Conference, Atlanta (September 26–28).

Chikalipah S. (2017). What determines financial inclusion in Sub-Saharan Africa? African Journal of Economic and Management Studies. (8 (1)). 8–18.

Chikweche T., Lappeman J., Egan P. (2021). Revisiting middleclass consumers in Africa: A cross-country city-based investigation outlining implications for international marketers Journal of International Marketing. (29 (4)). 79–94.

Chikweche Tendai, Lappeman James, Egan Paul (2022). Marketing financial services in Africa: exploring the heterogeneous middle-class consumer across nine countries Journal of Financial Services Marketing. doi: 10.1057/s41264-022-00179-4.

Court D., Narasimhan L. (2010). Capturing the world’ emerging middle-class McKinsey Quartely. (3). 12–17.

Drobot E.V. (2022). Faktory integratsii stran Afrikanskoy kontinentalnoy zony svobodnoy torgovli v globalnye tsepochki sozdaniya stoimosti [Integration of African Continental Free Trade Area countries into global value chains: driving factors]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (1). 741-754. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.1.114342.

Drobot E.V. (2022). Novye prioritety natsionalnoy bezopasnosti stran Afriki v usloviyakh narusheniya globalnyh tsepochek sozdaniya stoimosti [New national security priorities of African countries in the context of disruption of global value chains]. Journal of international economic affairs. 12 (2). 285-308. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.2.114825.

Ernst & Young (2013) Hitting the sweet spot: The growth of the middle class in emerging marketsErnst & Young. Retrieved November 06, 2023, from http://www.ey.com/gl/en/issues/driving-growth/middle-class-growth-in-emerging-markets

Ferreira F., Messina J., Rigolini J., Lopez-Calva L.F., Lugo M.A., Vakis R. (2012). Economic mobility and the Latin American middle-class

Filipova E. M. (2015). Tsennostnyy podkhod k marketingu finansovyh uslug [Value-based approach to financial services marketing]. Economy and society (Ekonomika i socium). (1-4(14)). 1042-1044. (in Russian).

GSMA (2016). The mobile economy Africa 2016

Gosavi A. (2018). Can mobile money help firms mitigate the problem of access to finance in Eastern sub-Saharan Africa? Journal of African Business. (19 (3)). 343–360.

Hughes N., Lonie S. (2007). M-PESA: Mobile money for the ‘unbanked’ turning cellphones into 24-hour tellers in Kenya Innovations: Technology Governance, Globalization. (2 (1–2)). 63–81.

International Labour Organization (2013). Global employment trends 2013: Recovering from a second jobs dip

Kanobe F., Alexander P.M., Bwalya K.J. (2017). Policies, regulations and procedures and their effects on mobile money systems in Uganda The Electronic Journal of Information Systems in Developing Countries. (83 (1)). 1–15.

Kardes I. (2016). Reaching middle class consumers in emerging markets: Unlocking market potential through urban-based analysis International Business Review. (25 (3)). 703–710.

Kharas H. (2010). The emerging middle class in developing countries

Kharas H. (2017). The unprecedented expansion of the global middle class: An update

Kharas H. (2016) How a Growing Global Middle Class Could Save the World’s EconomyTrend Magazine (Summer). Retrieved November 09, 2023, from http://trend.pewtrusts.org/en/archive/trend-summer-2016/how-a-growing-middleclass-could-save-the-worlds-economy

Kochhar R. (2017). A global middle-class is more promise than reality: From 2001 to 2011, nearly 700 million step out of poverty, but most only barely

Kravets O., Sandikci O. (2014). Competently ordinary: New middle class consumers in the emerging markets Journal of Marketing. (78 (4)). 25–140.

Lappeman J., du Plessis L., Ho E., Louw E., Egan P. (2021). Africa’s heterogenous middle class: A 10-city study of consumer lifestyle indicators International Journal of Market Research. (63 (1)). 58–85.

Lavrinenko Ya. B., Tinyakova V. I. (2020). Prikladnye aspekty marketinga iskrennosti na rynke finansovyh i investitsionnyh uslug [Applied aspects of sincerity marketing in the financial and investment services market]. Modern economy: problems and solutions. (5). 97-111. (in Russian). doi: 10.17308/meps.2020.5/2366.

Liébana-Cabanillas F., De Luna I.R., Montoro-Ríos F.J. (2015). User behaviour in QR mobile-payment system: The QR payment acceptance model Technology Analysis & Strategic Management. (27 (9)). 1031–1049.

Lustig N. (2016). Inequality and fiscal redistribution in middle income countries: Brazil, Chile, Colombia, Indonesia, Mexico, Peru and South Africa Journal of Globalization and Development. (7 (1)). 17–26.

Milanovic B., Yitzhaki S. (2002). Decomposing world income distribution: Does the world have a middle-class? Review of Income and Wealth. (48 (2)). 155–178.

Mothobi O., Grzybowski L. (2017). Infrastructure deficiencies and adoption of mobile money in Sub-Saharan Africa Information Economics and Policy. (40). 71–79.

Muzakaeva Kh. S., Kuntaeva Kh. M., Duskaev M. Z. (2022). Vliyanie marketingovyh instrumentov na deyatelnost bankov [The impact of marketing tools on the activities of banks]. Vestnik Ekaterininskogo instituta. (4). 115-118. (in Russian).

Ncube M., Lufumpa C., Kayizzi-Mugerwa S. (2011). The middle of the pyramid: Dynamics of the middle class in Africa

PWC (2016) Ghana banking survey: How to win in era of mobile moneyPwc. Retrieved November 09, 2023, from from https://www.pwc.com/gh/en/assets/pdf/2016-banking-survey-report.pdf

Pressman S. (2010). The middle class throughout the world in the mid-2000s Journal of Economic Issues. (44 (1)). 243–263.

Pressman S. (2015). Defining and measuring the middle class

Ravallion M. (2010). The developing world’s bulging (but vulnerable) middle class World Development. (38 (4)). 445–454.

Sarma M. (2008). Index of financial inclusion

Schepakin M.B. (2021). Gibridnyy marketing kak instrument razvivayushchegosya digital-prostranstva [Hybrid marketing as a tool of the developing digital space]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (11). 2513-2536. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.11.113796.

Shlyapina Yu. V., An Yu. N. (2020). Marketing finansovyh uslug [Financial Services Marketing] (in Russian).

Sinyaeva I. M. (2021). Aktivizatsiya tekhnologiy marketinga uslug v sfere finansovogo sektora v sovremennyh usloviyakh [Activation of technologies for marketing services in the financial sector in modern conditions]. Economic systems. 14 (1). 89-95. (in Russian).

Trofimov A. Yu., Kuznetsova L. V. (2019). Analiz marketingovyh instrumentov na rynke finansovyh uslug [Analysis of marketing tools in the financial services market]. Modern Science. (12-1). 220-225. (in Russian).

Tschirley D., Reardon T., Dolislager M., Snyder J. (2015). The rise of a middle class in East and Southern Africa: Implications for food system transformation Journal of International Development. (27 (5)). 628–646.

Uner M.M., Gungordu A. (2016). The new middle class in Turkey: A qualitative study in a dynamic economy International Business Review. (25 (3)). 668–678.

Wilson D., Dragusanu R. (2008). The expanding middle: The exploding world middle-class and falling global in equality global economics

World Bank (2019) Taking the Pulse of Africa’s EconomyWorld Bank. Retrieved November 09, 2023, from https://www.world bank.org/en/region/afr/publication/taking-the-pulse-of-africas-economy

Страница обновлена: 16.03.2025 в 05:30:07