Рациональное ресурсопотребление как повышение конкурентоспособности сферы жилищно-коммунальных услуг: постановка проблемы
Скачать PDF | Загрузок: 12 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 11 (11), Декабрь 2011
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17678823
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматриваются ключевые вопросы организации рационального ресурсопотребления в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), связанные с необходимостью проведения модернизации и воспроизводства жилищного фонда, обеспечением комфортности жилья и повышением эффективности организации в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, что в свою очередь может явиться ключом к конкурентоспособности ЖКХ.
Ключевые слова: конкурентоспособность, ЖКХ, ресурсопотребление, ЖКУ, сфера ЖКУ
При решении глобальных вопросов по развитию экономических систем в первую очередь принимается во внимание состояние основных производственных фондов промышленных предприятий различных отраслей народного хозяйства, так как считается, что именно они формируют основу конкурентоспособной экономики государства и его устойчивые позиции в международном сообществе. В то же время, не совсем верно рассматривать формирование конкурентоспособности государства только со стороны промышленных предприятий, оставляя без внимания жилищно-коммунальный кластер экономики.
Рациональное ресурсопотребление в ЖКХ затрагивает вопросы не только нормативно установленных тарифов, экономии денежных средств населения, но и интересы собственников жилья и ответственных квартиросъемщиков — основных потребителей услуг данной сферы обслуживания, что обеспечивает их жизнедеятельность, а также вопросы экономии природных ресурсов через водо-, газо-, тепло- потребление и стратегически важного объекта — земельных ресурсов.
Так, например, территория Республики Татарстан на 01.01.2011 г. составляет 6783,7 тыс.га, в том числе земли населенных пунктов 5,8% от общей площади. Общая площадь городских населенных пунктов составляет 154,2 тыс.га, сельских населенных пунктов — 235,8 тыс.га, под застройкой находится 76,4 тыс.га, под дорогами, улицами, площадями — 54,3 тыс.га. Данные территории обслуживаются предприятиями ЖКХ, однако, по исторически сложившейся структуре административно-территориальной единицы промышленные предприятия выступают градообразующими элементами данной системы, поэтому формирование комплексов с жилой застройкой напрямую зависит от наличия действующих промышленных предприятий [1, 4, 5, 7].
Учитывая наличие большого разнообразия земель по категориям в границах одной административно-территориальной единицы, возникает обоснованное предположение о наличии синергетической связи между деятельностью промышленных предприятий и расположенных вблизи с ними объектами ЖКХ.
Жилищно-коммунальное хозяйство — это земли, на которых расположены комплексы с жилой застройкой и озеленением, организациями сферы торговли и бытового обслуживания, инженерными сооружениями (сети тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения, контейнерные площадки) и инженерными коммуникациями (радио и телевидения, электроснабжения) и т.д. (рис. 1.).
Рис. 1. Состав ЖКХ
В Республике Татарстан земли промышленности, транспорта, связи, телевидения, информатики, энергетики, космического обеспечения, обороны и иного назначения составляют 79,1 тыс. га, т.е. 1,2% от общей площади (промышленные предприятия — 30,0 тыс.га; энергетики – 0,6 тыс.га; транспорта — 37,4 тыс.га; связи, радиовещания, телевидения, информатики, обороны и безопасности — 2,3 тыс. га; иного специального назначения — 8,6 тыс. га) [3, 4, 7].
В связи с этим объекты ЖКХ можно рассматривать как отрасль экономики стратегического значения, имеющую цели:
Еще раз хочется подчеркнуть положительную сторону интегрированного экономического взаимодействия хозяйственной деятельности различных предприятий и организаций (органы управления, финансово-кредитные учреждения, образовательные и дошкольные учреждения, бытового обслуживания и т.д.), локализованных на конкретной территории, для формирования идеологии рационального ресурсопотребления, которая заложена в принципах хозяйствования. Так, например, систематизированная и правильно организованная деятельность предприятий и организаций ЖКХ (предоставление услуг) способствует повышению уровня культуры населения, психологического (социального) климата, улучшению состояния здоровья и качества жизни населения в целом.
Система ЖКХ обеспечивает комфортность жилья, предоставляя услуги по водо-, газо-, тепло-, электроснабжению, утилизации ТБО, уборки внутри подъездов, освещения мест общего пользования (внутри подъездов, придомовой территории, а также дорог и тротуаров), проведение необходимых мероприятий по воспроизводству (капитальный ремонт) и содержанию (текущий ремонт) зданий и инженерных сооружений, а также озеленение и благоустройство территорий (рис. 2.) [5, 8].
Рис. 2. Основные функции системы ЖКУ
Основная доля потребления топлива (газ, мазут, уголь) в теплоэнергетическом комплексе приходится на предприятия «Генерирующей компании», на ЖКХ — 2,6%, и в основном потребляется газ — 212560 тыс.м3 (2008 г.); 154599 тыс.м3 (2009 г.); 307515 тыс.м3 (2010 г.). В Республике Татарстан по статистике на 01.01.2011 г. имеются 45846 стационарных источников, осуществляющих выбросы в атмосферный воздух, в том числе 218 (0,48%) приходится на предприятиях ЖКХ. За период с2008 г. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями отрасли ЖКХ сократились в 3 раза и в2010 г. составили 1,6 тыс.т. Ситуация по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, с учетом всех отраслей экономики, стабилизируется. Специальные фильтры, которыми оборудованы стационарные установки предприятий ЖКХ, улавливают и обезвреживают до 63,5% вредных веществ (2008 г. — 5 тыс.т;2009 г. — 5,7 тыс.т; 2010 г. — 1,6 тыс.т). Благодаря этому по данному показателю отрасль занимает 6 место 12 промышленных отраслей.
Необходимо отметить, что в Республике Татарстан с каждым годом растет количество индивидуальных автотранспортных средств, которые оказывают влияние на деятельность ЖКХ в разрезе благоустройства на подведомственных территориях (2007 г. — 694888 ед.,2008 г. — 764414 ед.,2009 г. — 781507 ед.,2010 г. — 812649 ед.), в то время как предприятия и организации транспортных средств имеют тенденцию к сокращению их количества (2007 г. — 97817 ед.,2008 г. — 96164 ед.,2009 г. — 90538 ед.,2010 г. — 93730 ед.).
Динамика использования воды в Республики Татарстан за период с 2007 г. по 2010 г. положительная, цифры показывают сокращение водопотребления. Централизованные и децентрализованные системы водоснабжения, эксплуатируемые коммунальными предприятиями «Водоканал», ОАО «Татсельжилкомхоз», а также муниципальными унитарными предприятиями «МУП Водоканал» г. Казань и ЗАО «Челныводоканал», обеспечивают населенные пункты Республики водой. На хозбытовые нужды было использовано воды: в 2007 г. — 234,78 млн. м3, в 2008 — 249,53 млн. м3, в 2009 г. — 226,65 млн. м3, в 2010 г. — 187,04 млн. м3; на производственные нужды: в 2007 г. — 394,28 млн. м3, в 2008 г. — 390,54 млн. м3, в 2009 г. — 372,65 млн. м3, в 2010 г. — 384,97 млн. м3. Объем воды (поверхностной подземной), забранной коммунальными предприятиями, составил: в 2009 г. — 323677,9 тыс. м3, в 2010 г. — 309057,0 тыс. м3.
Обеспеченность населения водопроводными и канализационными сетями в городских и муниципальных районах Республики такова: на 3778,5 тыс.чел. приходится 84,9% водопроводных сетей и 78,5% канализационных сетей. В городской местности на 94,2 тыс. чел. приходится 92,1% водопроводных сетей, в сельской местности на 60,2 тыс.чел. — 42,2% [1, 5, 7, 8].
В связи с тем, что многие промышленные предприятия не имеют очистных сооружений по очистке сточных вод, а также собственных выпусков для сброса сточных вод в поверхностные водные объекты, основной объем сброса приходится на коммунальные предприятия и в 2010 г. он составил — 57,7% от общего объема, энергетики (в т. ч. теплоэнергетики) — 22,5%, химической (в т. ч. нефтехимческой) — 17,7% и т.д. Отличие вод, сбрасываемыми коммунальными предприятиями, от сточных вод, например, предприятий теплоэнергетического комплекса, заключается в их загрязненности (категория «недостаточно очищенные» составляет 11,5%.
На предприятиях и в организациях ресурсопотребление регулируется нормативно-законодательными актами, которые предписывают проведение мероприятий по обязательному учету и контролю за использованием ресурсов. Также имеются рекомендации по разработке технологий, которые будут позволять использовать вторресурсы в собственном производстве. В Республике утверждены Концепции: постановление Кабинета Министров РТ от 03.09.2007 № 438 «Экологическая безопасность Республики Татарстан (на 2007–2015 гг.)» и постановление Кабинета Министров РТ от 15.11.2007 № 638 «Утилизация, переработка отходов производства, потребления и вовлечение вторичных ресурсов в промышленное производство в Республике Татарстан» [1, 6, 7, 8].
Санитарная очистка территорий имеет большое значение, поэтому вопросы организации и обращения с отходами производства и потребления актуальны в формировании идеологии рационального ресурсопотребления на промышленных предприятиях и среди населения (табл.1).
Таблица 1
Динамика образования отходов производства и потребления по РТ за период с 2006–2010 гг.
Год
|
Всего отходов, тыс. т
|
Бытовые отходы,
тыс. т |
Промышленные отходы, тыс. т
|
2006
|
14230,064
|
1077,486
|
2974,013
|
2007
|
9410,492
|
1194,808
|
3704,434
|
2008
|
10789,064
|
1242,133
|
3516,797
|
2009
|
9901,283
|
1148,100
|
2581,417
|
2010
|
9458,5195
|
1155,6445
|
2210,398
|
По данным таблицы 1 можно вывести закономерность, которая прослеживается на протяжении всего указанного периода — образование бытовых отходов фактически в 2 раза меньше промышленных. Масса промышленных отходов, образовавшихся в2010 г., уменьшилась на 14% по сравнению с2009 г. и составила 2210,398 тыс. т (основная причина — это уменьшение количества отчитавшихся предприятий по образованию отходов производства и потребления).
Ежегодно утверждается перечень отходов, подлежащих обязательному сбору в качестве вторсырья: в приказе министра экологии и природных ресурсов РТ от 01.02.2010г. № 58 обязательному сбору подлежит 12 видов отходов: макулатура, отходы черного металла, отходы цветного металла, ртутьсодержащие отходы, отработанные масла, нефтешламы, отходы полимерных материалов, отходы резинотехнических изделий, отработанные аккумуляторы, отработанный электролит, текстиль, стеклобой.
Выполнение данного приказа обеспечивается организацией деятельности по обращению с отходами на предприятиях и функционированием в Республике специализированных предприятий, имеющих лицензию на право деятельности по обращению с опасными отходами. Всего зарегистрировано 200 предприятий и организаций из них 84 предприятия (42%) имеют лицензию на сбор черных и цветных металлов, 116 (58%) на другие виды отходов.
Из общего количества отходов передано организациям, занимающимся сбором и утилизацией отходов, — 2188,707 тыс. т, использовано вторично в собственном производстве — 1025,871 тыс. т отходов, 462,154 тыс. т обезврежено. Среди отраслей экономики с наибольшими показателями по образованию отходов ЖКХ занимает третью позицию — 286,851 тыс. т., уступая место отрасли машиностроения — 821,931 тыс. т. и пищевой — 353,403 тыс. т [1, 6, 7, 8].
Вывод
На основании вышеизложенного необходимо отметить, что в области ЖКХ вопросы идеологии рационального ресурсопотребления переплетаются с аспектами модернизации и воспроизводства жилищного фонда, обеспечением комфортности жилья и повышением эффективности организации в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, что в свою очередь может явиться ключом к конкурентоспособности ЖКХ через индикативное управление.
Источники:
2. Приказ МСАЖКХ РТ от 11.07.2011 № 128/о «Об утверждении отраслевой целевой программы «Общепрограммная деятельность Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан на 2011–2013 годы»
3. Экономический словарь / Е.Г.Багудина, А.К.Большаков и др. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 624 с.
4. Региональная экономика: серия «Учебник для вузов» / А.П.Градов, Б.И.Кузин, М.Д.Медников, А.С. Соколицын. – Спб.: Питер, 2003. – 222 с.
5. Управление водохозяйственными системами: учебник / Р.Г. Мумладзе, Г.Н. Гужина, Н.В. Быковская, А.А. Кузьмина. – М.: КНОРУС, 2010. – 208 с.
6. www.mert.tatar.ru. – [Электронные дан.]
7. www.eco.tatarstan.ru. – [Электронные дан.]
8. www.minstroy.tatarstan.ru. – [Электронные дан.]
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:33