Формирование комфортной городской среды в Хабаровском крае: тенденции, проблемы, перспективы

Власов С.А.1
1 Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН

Статья в журнале

Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать:
Власов С.А. Формирование комфортной городской среды в Хабаровском крае: тенденции, проблемы, перспективы // Жилищные стратегии. – 2023. – Том 10. – № 4. – С. 441-454. – doi: 10.18334/zhs.10.4.119650.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55848179

Аннотация:
В статье рассмотрена проблема по реализации проекта ФКГС в Хабаровском крае, призванного повысить качество жизни жителей, сократить количество городских поселений с неблагоприятной средой, создать механизм участия горожан в обустройстве и развитии мест их проживания. В ходе исследования выявлено, что одной из главных проблем в реализации проекта является финансовая ограниченность муниципальных бюджетов (особенно в малых городах). Установлено, что социальные и экономические эффекты от вложенных средств повышаются при активном участии горожан через систему рейтингового голосования. Сделан вывод, что создание комфортной городской среды сократит отток населения и даст толчок к развитию городов.

Ключевые слова: благоустройство, общественные пространства, финансирование, рейтинговое голосование, малые города

JEL-классификация: I22, D25, D72



Введение

В настоящее время федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» (ФКГС), являющийся одним из направлений более глобального национального проекта «Жильё и городская среда», выдвинулся в число приоритетных. В ходе его реализации предусматривается развитие принципиально новых подходов к организации комплексного благоустройства городских территорий на основе взаимодействия федерального, регионального и местного уровней власти, участия жителей городов, взаимодействия с частными проектировщиками и строителями, а также учетом интересов бизнеса.

Для Дальнего Востока в целом, и для Хабаровского края в частности, формирование комфортной городской среды особенно актуально, поскольку многие города не привлекательны для жизни и проигрывают в конкуренции с городами европейской части страны по привлечению молодых, перспективных, креативных кадров. Часть дальневосточной молодежи уезжает или намерена уехать в Москву, Санкт-Петербург, Краснодар, Казань, Нижний Новгород – города, где более высокий уровень жизни и более благоприятная городская среда. Как показывают исследования, проведенные в разных регионах России, именно молодежь является наиболее требовательной группой населения к наличию в городах качественной городской среды, и отсутствии таковой порождает миграционные намерения [6, 10, 13] (Ivanova I.A., Puliayeva V.N., 2023; Potapova D.S., 2022; Uhanova Y.V., Zhdanova A.E., 2022). Дальневосточная молодежь в этом контексте не является исключением, причем юноши и девушки стремятся эмигрировать не только из малых городов, но также из крупных, больших – краевых и областных центров Дальнего Востока. Точкой притяжения креативной молодых людей являются города миллионники, поскольку по месту жительства они не могут найти возможности для самореализации, применить и раскрыть в полной свои способности. У них ограниченный круг единомышленников, нет возможности для профессионального и карьерного роста, повышения уровня и качества жизни, всё это они находят в мегаполисах, где сконцентрированы деньги, власть, есть современная комфортная территория с развивающимися общественными пространствами, благоприятными условиями для проживания [7] (Lubova O.V., 2019).

Миграционные настроения присущи не только дальневосточной молодежи, но и людям среднего и старшего поколений. Для многих дальневосточников желание покинуть регион во многом связано с неблагоприятной средой проживания, низким качеством жизни, где комфорт проживания является одним из главных компонентов. В настоящее время наблюдается устойчивая динамика сокращения населения во всех региональных столицах Дальневосточного федерального округа, за исключением Якутска [3] (Vinokurova A.V., 2022).

Желание сменить место жительства, обосноваться в местах не только с благоприятным климатом, но и комфортной средой проживания порождает миграционные процессы, что является неотъемлемой частью современного общества, с присущей ему глобальной внешней и внутренней конкуренцией. Российские города не являются исключением и в открытой или в скрытой форме соперничают за высококвалифицированные кадры. Вот почему формирование комфортной городской среды – это решение не только сегодняшних текущих проблем жизни людей, но и своего рода залог будущего развития, перспектив конкретного города.

Федеральный проект ФКГС и качество жизни горожан

2017 г. можно считать определяющим в современной истории благоустройства российских городов – 25 января Председатель Правительства Д.А. Медведев объявил о приоритетном для отечественных городов (включая агломерации от 500 тыс. чел.) проекте «Формирование комфортное городской среды». Органам местного самоуправления было рекомендовано заняться благоустройством общественных пространств и поддержанием их в нормальном состоянии, чтобы в условиях городской агломерации смогли развиваться цивилизованные формы услуг: общественное питание, бытовое обслуживание, торговля и другие услуги. В рамках реализации данного проекта муниципальные образования должны были сформировать комплексные программы по благоустройству населенных пунктов до февраля 2021 г. При этом, правительство утвердило правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета регионам на реализацию этой программы, т.е. муниципалитетам была гарантирована финансовая поддержка. Заинтересованными лицами проекта выступали как органы местного самоуправления, ответственные за реализацию программы, так и предприниматели, предоставляющие услуги горожанам в формате заявленных ими видов экономической деятельности. Конечными потребителями являлись российские граждане, оценивающие через состояние городской среды социально-экономическую ситуацию, как в городе, так и в стране в целом.

Для современных городских жителей не проблема удовлетворение минимальных базовых потребностей в питании, жилье, одежде и безопасности, как это, к примеру, было в послевоенные годы. Они претендуют на возможность приобретения дополнительного перечня качественных услуг в соответствии со статусом современного города. Каждый житель города, имеющий представление о комфорте, хочет быть уверен, что его ожидания будут удовлетворены, уровень предоставленных услуг соответствует современным параметрам, иначе смысл проживания в условиях городской среды теряет привлекательность [11] (Razomasova E.A., Romanova N.G., 2018).

Качественные характеристики городской среды включают ряд видов экономической деятельности, способных обеспечить жителям города необходимый комфорт проживания. При этом предложения услуг потребительского свойства населению на территории города должно быть равномерным и количественно достаточным, чтобы любой житель, независимо от фактического места проживания или пребывания, мог получить требуемые ему услуги надлежащего качества по доступным ценам. В случае отсутствия предложения подобного рода городская среда теряет свою привлекательность, оставаясь лишь местом проживания и приложения труда. Всем этим факторы учитывались при разработке федерального проекта ФКГС, конечна цель которого – существенное улучшение качества социальной и культурной жизни проживающих в городах жителей.

В ходе реализации проекта ФКГС выявился ряд проблем, осложняющих его выполнение. Надо отметить, что подобные проблемы присущи не только городам Хабаровского края, но и многим другим поселениям городского типа в разных регионах страны.

Проблемы финансирования

Одним из условий участия в нацпроекте является софинансирование, финансовое обеспечение его исполнения, осуществляемое из нескольких источников, главным из которых является федеральный бюджет, но помимо его – местные бюджеты, средства предпринимателей и рядовых граждан. Две трети средств федеральной субсидии направляется на благоустройство дворовых территорий и только треть – на модернизацию общественных пространств: парков, скверов и т.д. Здесь основная проблема – ограниченность городского бюджета (особенно в малых городах) и финансовые возможности жителей. Привлечение финансов жителей происходит трудно, как правило, по преимуществу тех, кто объединён рамками ТСЖ, но и там достаточно трудно встречается взаимопонимание, сплоченность и взаимное доверие, готовность вкладывать свои средства в общую придомовую территорию.

Один из принципов проекта ФКГС – провозглашение приоритета городской территории, которая непосредственно окружает жителей –придомовой. Городской двор должен стать комфортным местом для его жителей, выполнять возложенные на него рекреационные функции, и в то же время эта территория должна быть безбарьерной для маломобильных групп населения, эстетически привлекательной и функционально отвечать своему назначению [9] (Morozova I.D., Debelaya I.D., 2017).

Решать, как будет выглядеть обновленный двор или сквер, смогут сами граждане в тандеме с местными властями и экспертной комиссией. Такой порядок закреплен в документах. Это позволяет избежать однотипности проектов реконструкции, сделать общественное пространство комфортным, и при этом учитывающим особенности и пожелания местных жителей, которые в конечном итоге и будут пользоваться этой средой. Ведь цель программы – не сделать из каждого города типовой мегаполис из стекла и бетона, а помочь регионам, сохранив свой колорит, неповторимую архитектуру, создать атмосферу комфорта и безопасности, в которой одинаково приятно жить, работать, проводить время с детьми, заниматься спортом или хобби как людям старшего возраста, так и молодежи.

Уже в первый 2017 г., когда началась реализация проекта «Формирование комфортной городской среды», Хабаровский край получил из федерального бюджета 235,3 млн. руб., еще 74,3 млн. было выделено из казны региона. За счет всех этих средства привели в порядок 168 дворов и 29 общественных пространств (территорий). В 2018 г. за счет федеральных и краевых средств удалось благоустроить 331 двор, 86 общественных территорий и 7 парков. В 2019 г. край получил из 393 млн. руб. из федерального бюджета, из краевой казны было выделено 54,5 млн. руб. и 30,6 млн. руб. – из муниципальных бюджетов, что позволило провести благоустройство 88 дворовые территории в 47 поселениях. В 2022 г. по в Хабаровском крае удалось привести в порядок 160 дворов. Общая стоимость работ (с учетом работ на общественных пространствах) составила 1,13 млрд. руб., 99% суммы – средства федерального бюджета. В 2023 г. край получил 562 млн. руб. на реконструкцию 80 дворов в центрах экономического роста. Вместе с тем нуждающимися в благоустройстве остаются более 2 тыс. дворовых территорий. Исходя из минимального перечня видов работ – асфальтирование, освещение, установка лавочек и урн – потребность в финансировании составляет не менее 9 млрд. руб. [1]

Кроме работ по обустройству дворов, в крае ежегодно велись работы по ремонту и реконструкции общественных пространств – улиц, бульваров, набережных, площадей, скверов и парков. Общественные пространства или публичные места формируют единую городскую среду, реализуют возможность для совместного проведения досуга, общения, реализации творческих идей и т.д. Они также обладают важным психологическим и социальным значением, выступают в роли нейтральной наблюдательной площадки, где жители города усваивают различные формы поведения и образы жизни, вырабатывают взаимную толерантность. Для молодежи публичные места – одна из площадок социализации. В экономическом отношении общественные пространства оказывают влияние на увеличение стоимости недвижимости и земельных участков, количество предприятий, оказывающих торговые и иные услуги, повышают туристическую привлекательность города, то есть формируют доходную часть городского бюджета за счет налогов и прочих поступлений [14] (Stareva E.O., Podoprigora Y.V., 2022).

Учитывая важность общественных территорий в формировании комфортной городской среды, их созданию придавалось большое внимание. Наиболее масштабные работы велись в Комсомольске-на-Амуре, где в 2017 – 2020 г. было обустроено 22 общественных пространств (скверы, парки) на общую сумму 209,66 млн. руб. [2] (Borovik O.V., Kapustenko I.S., 2021). Кроме того, на средства из федерального бюджета в 2018 г. началась реконструкция набережной. Согласно проекту на протяжении почти 3 км береговой линии планируется создать тротуары для пешеходов, велодорожки, фонтан, колесо обозрения, песчаный пляж, семь площадок для воркаута. Общая стоимость проекта 2,1 млрд. руб., работы намечалось завершить в 2020 г., но из-за частой смены подрядчика они затянулись. Первая очередь была сдана весной 2023 г., а окончание всех работ в настоящее время переносится на неопределенный срок, что во многом связано с проблемами финансирования.

Участие горожан в проекте ФКГС

Обязательной процедурой по реализации проекта ФКГС является рейтинговое голосование, которое имеет своей целью повысить уровень вовлеченности граждан в процесс принятия решений по вопросам развития городской среды, выбор для благоустройства действительно востребованных общественных пространств. Голосование является одним из наиболее эффективных инструментов вовлечения граждан в вопросы благоустройства. Эта процедура призвана упростить и систематизировать запросы граждан в части развития городской среды во всех регионах России, помочь им принимать участие в формировании облика своих городов, сделать так, чтобы их пожелания и потребности учитывались при работе с территориями. Вовлеченность населения позволяет выявить востребованные общественные пространства, что дает возможность за счет оптимизации сэкономить бюджетные расходы. Голосованием жители определяют территорию, которую, по их мнению, нужно благоустроить в первую очередь – в этом или следующем году.

Рейтинговое голосование является одним из наиболее эффективных механизмов обратной связи с жителями, но обязательное требование учета его результатов, имеет существенный недостаток – победителями становятся общественные территории, расположенные в центре города и густонаселенных микрорайонах. Периферийные районы городов, где нет достаточно благоустроенных общественных пространств, остаются в проигрыше, а их жители для полноценного отдыха вынуждены ехать в центр города. Хотя очевидно, благоустроенные общественные пространства должны находиться в пешей доступности во всех районах города.

С учетом рейтингового голосования средства в формирование комфортной городской среды вкладывают частные инвесторы. Так, в Хабаровске в парке «Северный» на средства одного из предпринимателей (95 млн. руб.) в 2019 г. был создан тематический парк «Wonderland», который получил негласное название «Хабаровский Диснейленд».

Еще одним примером частной инициативы и выбора горожан является благоустройства сквера «Самбо-90» в Краснофлотском районе Хабаровска. Этот масштабный культурно-спортивный проект площадью свыше 17,5 тыс. кв. м и стоимостью выполненных работ более 47,5 млн. руб. был реализован в 2022 г. поскольку за него в ходе онлайн-голосовании было подано больше всего голосов. В сквере были выполнены работы по обустройству прогулочной зоны, детского городка и зоной активного отдыха со спортивным комплексом и уличными тренажерами.

Как показывает опыт многих стран, успешное формирование комфортной городской среды является результатом деятельности организованных граждан и муниципалитетов. То есть не только государство и чиновники (как это было при советской власти), а сами жители и их квалифицированные представители участвуют в принятии решений. Эти практики исключают ошибки и неэффективные затраты, опираются на постоянный общественный контроль, мониторинг и механизмы обратной связи. Создание качественной среды «для всех» предполагает дальнейшее развитие институтов территориального общественного самоуправления. В отсутствие этих институтов действия по созданию жилой среды будут носить искусственный, имитационный и неустойчивый характер.

В целях вовлечения населения в процесс благоустройства территорий и определения общественных пространств, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке, в Хабаровском крае каждый год проводится рейтинговое голосование. Причастность населения к процессу создания комфортной городской среды дает уверенность в том, что города Хабаровского края станут более привлекательны для жизнедеятельности, как дальневосточников, так и мигрантов.

В создании комфортной городской среды специалисты выделяют социальные эффекты, экономические и экологические [8] (Malomuzh S.S., Zhilstov K.S., 2021). Под социальными эффектами понимаются те, которые улучшают качество жизни, рост доли жителей, удовлетворенных средой проживания, формирование позитивного восприятия социально-политической ситуации не только в локальном месте обитания, но и в стране в целом. Экономические эффекты способствуют увеличению потока людей на благоустроенную территорию, что ведет к развитию бизнеса в данном конкретном месте, привлекает новых инвесторов в тот город, где подобных территорий (локаций) несколько. В то же время проекты благоустройства приводят к подорожанию недвижимости в зоне пешей доступности, а также к росту арендных ставок на коммерческую недвижимость. Важно также отметить, что проекты благоустройства, как правило, способствуют повышению туристической привлекательности города, что также ведет к развитию бизнеса.

Хабаровск несколько раз признавали самым благоустроенным городом России. Городская администрация не жалеет денег на облагораживание скверов, парков, улиц. Здесь действует несколько программ, в рамках которых на озеленение и установку малых архитектурных форм ежегодно выделяют миллионы рублей. Город, в отличие от соседнего Владивостока, действительно комфортен и удобен для пешеходных прогулок и семейного отдыха. В 2019 г. объем средств на формирование комфортной городской среды в Хабаровском крае составил 405,2 млн. руб. [2], значительная часть этих средств пошла на благоустройство городов края, что позволило краю стать лучшим среди Дальневосточных регионов в рейтинге по реализации проекта «Формирование комфортной городской среды». В России Хабаровский оказался на 6 месте (вместе с Курганской и Мурманской областями), опередив Амурскую область (9 место) и ЕАО (11 место) Другие субъекты ДФО вообще не попали в рейтинговый список, в котором было отмечено 53 субъекта РФ.

Благополучие Хабаровска во многом определяется наличием большого количества зеленых насаждений, бульваров, парков, которые выполняют важные экологические, социальные и экономические функции, создавая тем самым фундамент для нового образа жизни, семейных ценностей и человеческих взаимоотношений. Наличие парков и скверов не стоит рассматривать как роскошь в городе, скорее они являются некой демократической частью социума, который объединяет разных людей вместе, создает чувство общности и социальной жизнеспособности, способствуя оздоровлению людей и окружающей среды. Социальная значимость парков и скверов рассматривается как место, поощряющее людей к взаимодействию различными способами, и приводящее к доверию и взаимопониманию между индивидами, разделяющими общие жизненные ценности. Общедоступность парков, скверов для отдыха и взаимодействия с природой одно из важнейших свойств этих территорий города. Зеленые зоны положительно воздействуют на экосистему города, население которого получает то этого определенные преимущества. Важно еще отметить, что наличие парков, скверов, зеленых насаждений оказывают значимое влияние на стоимость недвижимости, расположенной в непосредственной к ним близости. Как показывают исследования, проведенные в других регионах, наличие и благоустройство парков повышает в разы привлекательность городской территории в глазах жителей [5] (Gareev I.F., Valiullina A.V., Valiullin A.A., Blinova A.V., Salahov SH.K., Mingazova Z.Z., 2022). Ситуация в Хабаровске полностью соответствует этим выводам.

В Хабаровске «главный» парк с краевым статусом – это парк им. Н.Н. Муравьева-Амурского, где находятся мемориальные комплексы и памятники, связанные с далекой историей города, великолепные прогулочные аллеи и отличный лес. Есть детский городской парк отдыха им. А.П. Гайдара с аттракционами для детей и взрослых, с развлекательным центром «Арлекин», где имеется детское кафе и магазин игрушек. Здесь зимой заливают каток. Около 31 га в центре Хабаровска занимает парк «Динамо», где можно отдыхать в любое время года. Это зеленая зона с настоящим лесом, со стадионом, где зимой заливают каток. Рядом с этим парком находятся городские пруды с прогулочной зоной и каскадом фонтанов. Отдаленный от центра города парк «Северный» весной 2019 г. приобрел у горожан дополнительную популярность открытым здесь на площади в полгектара тематическим парком «Wonderland». В городе имеется парк «Хабаровский дендрарий», парковые зоны Амурского т Уссурийского бульваров. В 2018 г. городская администрация реконструировала небольшой площадью 1,6 га парк Гастелло, в 2020 г. – Ленинский парк в Кировском районе города.

Реализация проекта ФКГС в малых городах

Одной из проблем по выполнению проекта ФКГС является его реализация в малых городах (численность население до 50 тыс. чел.). По оценке специалистов, проводивших исследование состояния городов России, было выявлено, что больше всего городов с неблагоприятной средой относится к группе малых городов, а это является следствием отсутствия средств местных бюджетов для повышения качества городского среды [15] (Chereshnev V.I., Chereshneva N.V., 2022).

Малые города Хабаровского края вынуждены бороться со стареющей инфраструктурой и ограниченным бюджетом. Основной проблемой малых городов является нехватка финансов. Ограниченность малых городов в ресурсах не позволяет им своими силами обеспечить создание комфортной городской среды. На федеральном уровне есть понимание того, что без создания устойчивой системы благоустройства невозможно добиться существенных результатов в обеспечении социально-экономического развития малых городов. В результате в рамках проекта «Жилье и городская среда» с 2018 г. стал проводиться Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Ежегодно определяют не менее 80 победителей. Выделенные средства идут на реализацию самых удачных проектов. За этот период в Хабаровском крае победителями конкурса становились Амурск и Советская Гавань.

Для того чтобы стать победителем, проект, поданный для участия в конкурсе, должен удовлетворять ряду критериев:

– степень и разнообразие форм участия граждан, социокультурное программирование территории;

– обоснованность выбора места, востребованность, синхронизация проекта с национальными проектами и иными государственными и муниципальными программами;

– сохранение историко-градостроительной и природной среды;

– прогнозируемые экономические и социальные эффекты;

– качество планировочных и архитектурных решений.

Немаловажное значение для победы проектов в конкурсе имеет такой важный аспект проектного процесса, как разработка концепции. Концепция должна отразить наиболее характерные составляющие истории формирования и современного социально-экономического развития городского поселения.

Серьезной проблемой при реализации программы по благоустройству городских программ в малых городах является вандализм. Эта проблема частично имеет место в больших и крупных городах, но для малых городов она особенно остра и актуальна, поскольку изыскать дополнительные средства по охране обустроенной территории достаточно трудно. Ущерб, причиняемый вандалами муниципальному имуществу, оценивается немалыми суммами и обходится достаточно дорого. В обновленных по программе ФКГС парках, дворовых территориях устанавливаются и сооружаются малые архитектурные формы из полимеров и органического стекла, сенсорные панели, экраны с виртуальной картой, красивые безопасные детские и спортивные площадки, оригинальные уличные светильники. Стоимость таких элементов и работ по их установке высокая, но часто они подвергаются разрушениям хулиганов и вандалов, поэтому при проектировании общественных объектов приходится учитывать «фактор вандальности» и идти на дополнительные расходы по выбору материалов и установке камер наблюдения [1] (Aveeva B.M., Kaldinova G.P., 2021). Как свидетельствует практика, мегаполисы и крупные города не испытывают проблем с установкой видеокамер [12] (Stroev P.V., Pivovarova O.V., 2022), чего не скажешь о малых городах, где отсутствуют стабильные крупные статьи доходов, которые можно без ущерба для решения других важных проблем потратить на эксплуатационные расходы по охране обустроенной территории.

Перспективы благоустройства городской среды

В ближайшей перспективе необходимо завершить уже начатые работы по благоустройству набережных в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, реконструкцию площади Победы в Советской Гавани. В Хабаровске готовность реконструируемого участка набережной в центральной части города от Уссурийского бульвара до ул. Советской оценивается в 70%. Общая стоимость объекта – 1,5 млрд. руб. 80% этой суммы – федеральные средства, 20% – краевые. Первые три очереди реконструкции хабаровской набережной завершены еще в 2019 г. Сдать в эксплуатацию очередной участок планировалось к 2022 г., однако эти сроки скорректировали из-за непростой гидрологической обстановки. На реконструируемом участке набережной предусмотрены прогулочная зона, велодорожки, видовые площадки, освещение. Сейчас ведется проектирование нового участка набережной от речного порта до торгового центра «Броско Молл». В перспективе планируется соединить дамбу в южной части города с центральной городской набережной, что позволит создать пешеходный маршрут протяженностью более 9 км, который будет включать в себя смотровые площадки, зоны активного и спокойного отдыха, элементы благоустройства. Будет создан «речной фасад» Хабаровска, который будет содержать большое количество знаковых объектов культуры, спорта, рекреации: яхтклуб, открытый плавательный бассейн, колесо обозрения, краеведческий и художественный музеи, аквапарк, спортивную арену «Ерофей». В комплексе это создаст мощную точку притяжения для жителей и гостей города.

В Комсомольске-на-Амуре также предстоят работы по завершению реконструкции набережной. Как считают специалисты по урбанизации, благоустройство набережных – это один из важных трендов, присущих развитию современных городов с высоким уровнем комфорта городской среды [4] (Vishnevskaya E.V., Prokopova L.I., 2019). Поэтому задача муниципальных властей (вместе с федеральными и краевыми) – превратить участки реки Амур в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре в рекреационные пространства для отдыха горожан и сделать их визитной карточкой городов, центром притяжения для туристов.

В отдаленной перспективе требуется благоустроить набережную в Амурске. Кроме того, следует не ослаблять работу по благоустройству придомовых территорий во всех городах края, включая малые города и поселки городского типа, проводить её во всё возрастающих масштабах и объемах. Только так можно будет создать комфортные условия для проживания в городских поселениях Хабаровского края.

Заключение

В условиях рыночных отношений конкурентоспособность города, а следовательно, его экономическое благосостояние, во многом определяется комфортом городской среды. Обустроенная по современным требованиям городская среда должна стать привлекательной площадкой для развития деловой активности и бизнеса, приобрести статус комфортного и безопасного пространства для пребывания различных городских сообществ, а также сформировать городской имидж, отражающий культурные традиции и высокий уровень социального благополучия горожан. Создание комфортной городской среды в Хабаровском крае подразумевает не только создание благоприятных условий для проживания, следствием чего будет сокращение оттока населения, но и даст толчок к развитию городов, повышению их привлекательности, притоку новых жителей, а в конечном итоге развитию всего Дальневосточного региона.

[1] Соловьёв В. Среда преображения // Российская газета. 2023. 30 марта.

[2] Гарднер Ю. Букетик для вандала // Российская газета. 2020. 11 июля.


Источники:

1. Авеева Б.М., Кальдинова Г.П. Проблемы и трудности реализации национального проекта «Формирование комфортной городской среды» в городе Элисте // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий. – 2021. – № 2(43). – c. 54-60. – doi: 1024412/2071-7830-2021-243-54-60.
2. Боровик О.В., Капустенко И.С. Результаты выполнения мероприятий муниципальной программы «Формирование комфортной городской среды» в городе Комсомольске-на-Амуре 2017–2020 гг // Молодежь и наука: актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований: Материалы IV Всероссийской национальной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Комсомольск-на-Амуре, 2021. – c. 356-358.
3. Винокурова А.В. Региональные столицы Дальнего Востока: уехать нельзя остаться (где поставить запятую?) // Respublica literaria. – 2022. – № 1. – c. 67-80. – doi: 10.47850/RL.2022.3.1.67-80.
4. Вишневская Е.В., Прокопова Л.И. Благоустройство городской среды как фактор развития муниципальных образований // Научный результат. Экономические исследования. – 2019. – № 4. – c. 20-32. – doi: 10.18413/2409-1634-2019-5-4-0-3.
5. Гареев И.Ф., Валиуллина А.В., Валиуллин А.А., Блинова А.В., Салахов Ш.К., Мингазова З.З. Оценка влияния мероприятий по формированию комфортной городской среды на пространственное развитие территорий // Жилищные стратегии. – 2022. – № 4. – c. 387-410. – doi: 10.18334/zhs.9.4.116638.
6. Иванова И.А., Пуляева В.Н. Благоустройство городской среды в контексте развития молодежи России // Жилищные стратегии. – 2023. – № 2. – c. 123-136. – doi: 10.18334/zhs.10.2.117823.
7. Любова О.В. Формирование комфортной городской среды: тенденции, проблемы // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. – 2019. – № 2(81). – c. 89-94.
8. Маломуж С.С., Жильцов К.С. Как оценить социально-экономические эффекты проектов благоустройства // Журнал бюджет. – 2021. – № 8(244). – c. 40-43.
9. Морозова И.Д., Дебелая И.Д. Формирование комфортной городской среды на примере Хабаровска // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2017. – № 2. – c. 144-150.
10. Потапова Д.С. Влияние благоустройства городской территории на миграционные намерения молодежи // Вестник университета «Кластер». – 2022. – № 5(5). – c. 72-78.
11. Разомасова Е.А., Романова Н.Г. Условия и элементы комфортной городской среды // Наука без границ. – 2018. – № 1(18). – c. 5-9.
12. Строев П.В., Пивоварова О.В. Цифровизация городской среды как фактор развития человеческого капитала // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2315-2528. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116578.
13. Уханова Ю.В., Жданова А.Э. Участие молодежи в развитии комфортной городской среды // Caucasian science bridge. – 2022. – № 4(18). – c. 136-146. – doi: 10.18522/2658-5820.2022.4.14.
14. Царёва Е.О., Подопригора Ю.В. Социально-экономические аспекты развития комфортной городской среды в регионах России // 68-я университетская научно-техническая конференция студентов и молодых ученых: Избранные доклады 68-й университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых. Томск, 2022. – c. 720-721.
15. Черешнев В.И., Черешнева Н.В., Кусков Е.Д. Формирование комфортной городской среды: к вопросу об оценке проектов благоустройства // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. – 2022. – № 1(86). – c. 338-347.

Страница обновлена: 12.07.2024 в 09:41:10