Формирование трансфессиональных компетенций участников проектных команд (вопросы теории)

Степанов А.А.1, Савина М.В.2, Антонова Л.И.3
1 Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел России
2 Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина, Россия, Москва
3 Московский городской педагогический университет, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 11 (Ноябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56568099

Аннотация:
В статье рассмотрены актуальные вопросы овладения трансфессиональными навыками и компетенциями персонала проектных команд, его готовности активно принимать участие в постоянно изменяющихся условиях проектной деятельности, успешно применять на практике инструментарий решения межотраслевых, межпредметных и межпрофессиональных вопросов. Обоснована значимость трансфессиональных компетенций, умения их квалифицированного применения в качестве инструмента преодоления узкопрофессиональных взглядов в процессе поиска межпредметных зон, развития коммуникационной подвижности и активности во взаимодействия, как с другими членами проектных команд и за их пределами. Предложена модель формирования трансфессиональных компетенций в рамках реализации программ ДПО по креативному развитию персонала в рамках самообучающихся трансфессиональных проектных команд. В результате реализации образовательных программ ДПО у персонала проектных команд формируются качественно новые метапрофессиональные компетенции, обеспечивающие необходимую синхронизацию в освоении трансфессиональных компетенций в условиях постоянно изменяющихся параметров проектной деятельности.

Ключевые слова: проектные команды, компетенции, трансфессиональность, трансфессия, межпредметность, коммуникационная подвижность, трансфессиональные навыки, метапрофессиональные компетенции, самообучающиеся проектные команды

JEL-классификация: J24, M53, M54



Введение.

Актуальность. Переход к информационно-цифровому обществу предопределил необходимость осуществления заметных качественных изменений в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе и работе участников проектных команд. Сегодня речь идет не об обычной профессиональной адаптации участников проектных команд к постоянно усложняющейся проектной деятельности, а о трансфессионализации их знаний, умений и навыков.

Необходимость освоения навыков трансфессионализации в проектной деятельности обусловлена усложняющейся системной организацией процесса разработки и реализации проектов, проявляющейся в ее постоянно возрастающей многомерности, многоаспектности, межпредметности. Эффективность и успех работы участников проектных команд все в большей степени определяется междисциплинарным потенциалом компетенций их участников в конвергентных технологиях различных профессиональных сфер. [9]. В этой связи, очевидно, что изучение проблемы особенностей формирования трансфессиональных компетенций участников проектных команд является важной и актуальной темой исследований.

Актуальность проблемы обусловлена не только возрастающим числом проектных разработок межотраслевого характера, но и уровнем владения участниками проектной деятельности навыками трансфессиональных компетенций, которые непосредственно влияют на качество, содержание, жизнеспособность и эффективность разрабатываемых проектов.

Литературный обзор. Проблема трансфессионализма получила широкий научный интерес и востребованность в исследовании проблем формирования трансфессиональных компетенций учителей в процессе профессиональной подготовки, культурно-образовательного колидерства, транскультуральной перспективы и других аспектах.

Как отмечают Игнатьева Г.А., Тулупова О.В., трансфессионалы – участники проектных команд – должны быть способны «…находиться одновременно в широком пространстве профессионального мира в целом – «над профессией». [2]

С этим мнением согласны Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. , Тулупова О. Н., Петрова Г. И. и другие авторы, считая, что трансфессиональные навыки представляют собой способность и готовность к постоянным изменениям, выполнению «действия из разных областей деятельности». [10; 1]

Руководитель же проектной команды трансфессионалов, как отмечает Кабрин В.И., – это особый тип управленца «креативного лидерства», необходимого для управления участниками проектной деятельностью трансфессионалов на принципах сотворчества и колидерства в едином творческом процессе решения проектных задач. [3]

Научный пробел. Однако тема формирования трансфессиональных компетенций в работе участников проектных команд остается неразработанной.

Цель исследования – обосновать роль трансфессиональных компетенций в практике работы современных проектных команд, раскрыть значение их применения в качестве инструмента преодоления узкопрофессиональных взглядов, поиска межпредметных зон, развития коммуникационной подвижности и активности во взаимодействии, как с другими членами проектных команд и за их пределами.

Научная новизна. Научная новизна состоит в обосновании необходимости освоения трансфессиональных компетенций в работе проектных команд, а также в предложенной модели формирования метапрофессиональных компетенций в условиях постоянно изменяющихся параметров проектной деятельности.

Авторская гипотеза. Формирование межотраслевых и межпредметных концепций развития современного общества в условиях цифровой трансформации предопределили масштабные качественные и количественные изменения характеристик всех элементов проектной деятельности. Это существенно повлияло на необходимость формирования принципиально новых подходов, инструментов и методов в управлении работой проектных команд. Одним из таких компетентностных требований является трансфессионализм участников проектных команд.

Методология. Методологической основой изложенных в статье результатов исследований явились труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в сфере управления развитием профессионального потенциала и креативного менеджмента в работе проектных команд. В исследованиях использовались различные методики и методы, в том числе абстрактно-логический и монографический методы, методы креативного, системного, каузального анализа, а также другие методы социально-экономических исследований.

Основное содержание. Высококвалифицированные участники проектных команд, как специалисты узкого и широкого профиля, так и руководители групп, – одна их наиболее востребованных и в то же время дефицитных категорий участников проектной деятельности.

Именно от уровня их профессиональной компетенции в значительной мере зависят показатели эффективности работы проектных команд.

Ключевыми компетенциями участников проектных команд принято считать способность к выдвижению нестандартных инновационных идей, умению их отстаивать и реализовать на практике, а также конструктивно разрешать творческие конфликты и противоречия внутри инновационно-творческого сообщества.

Вместе с тем в условиях междисциплинарных и межпредметных моделей разрабатываемых проектов участники проектных команд, как рядовые работники, так и руководители, должны владеть наряду с общеизвестными компетенциями в вопросах организации планирования, стимулирования, мотивации, координации и контроля участников проектной деятельности навыками менеджмента эффективного взаимодействия с другими членами – участниками, как внутри, так за пределами проектных команд.

Возрастающую актуальность для работы в современных проектных командах приобретает компетентность в вопросах формирования трансфессиональных умений и навыков участников проектных команд.

Трансфессионализм – это способность выполнения широкого круга различных видов специализированной деятельности. Именно трансфессионализм отражает специфический социально-психологический процесс трудовой активности в условия неопределенности, в результате которого участники проектных команд интуитивно вырабатывают в режиме «самогенерирование-самообучение» новые навыки и компетенции на основе конвергенции и синтеза транспрофессиональных знаний, необходимых для выполнения нестандартных задач.

Специфической особенностью работы проектных команд трансфессионального типа является их системная неопределенность, в отличие от функциональных коллективов работников, где главной характеристикой и критерием их деятельности служит системная определенность конкретных видов и форм технологических действий, основанных на традиционном разделении труда.

Сегодня формируется новая система профессиональных компетенций участников командной работы – трансфессиональные компетенции. [2] Такие компетенции активно реализуются в навыках непрерывного генерирования и «самоконструирования» новых идей, предложений и решений, адекватных изменяющимся ситуационным условиям. Это создает объективные предпосылки для трансформации профессиональной деятельности участников проекта в трансфессиональную.

Трансфессионализм становится специфической квалификационной характеристикой субъекта – участника проектной деятельности. Такая квалификационная характеристика должна отражать новую общественную востребованность в трансфессиональной компетенции кадров, обладающих знаниями, умениями и навыками самогенерирования инновационных, нестандартных решений проблем в условиях хронической неопределенности и непредсказуемости как следствия высоких темпов развития и смены технологий информационно-цифрового общества.

Сегодня участник проектной команды – это, прежде всего, трансфессионал, то есть творческая личность, способная трансформироваться к требованиям постоянно меняющейся среды. [3] Это не просто широкопрофильный специалист, это одновременно и креативный лидер, профессиональный потенциал которого постоянно трансформируется на основе применения навыков творческой коммуникации в процессе осуществления инициативных разработок. [12; 8]

Понятие трансфессионала характеризует способность участника проектной команды к постоянной заинтересованности, освоению чего-то нового и, прежде всего, новых научных знаний и способности их трансформировать и комбинировать с учетом межпредметной и межпрофессиональной особенности.

Трансфессионал – это постоянная готовность к творческой трансформации, поиску новых мыслей и предложений, созданию нестандартных решений с учетом изменяющихся обстоятельств и возможностью применения новых научных знаний и опыта передовой практики непосредственно в процессе проектной деятельности. Такой участник команды, как правило, способен не просто осуществлять поиск необходимой для работы информации, но и вовлеченно взаимодействовать с коллегами, эффективно «пользоваться сетями знаний» и другими типами творческой коммуникации. [3]

В условиях высокой динамичности непредсказуемости и неопределенности, транспредметности, межпредметности, междисциплинарности проектной деятельности формируется принципиально новый тип участника проектных команд как ответ на вызовы современности: сетевая личность в ее многомерной командной идентичности, отражающаяся, с одной стороны, в «личностной и социальной идентичности, с другой стороны, представляющая идеальную, искусственно сгенерированную модель. Соотношение реального и идеального (или воображаемого) в цифровом имидже меняется на протяжении становления и развития сетевых ресурсов» [11], а также в процессе взаимодействия и сотворчества.

При этом сетевая личность в ее многомерной командной идентичности на поверхности явления проявляется в трансфессиональной трансформации участников проектных команд, где механизм взаимодействия реализуется в сотворчестве и колидерстве, как симбиозе взаимного участия в работе команды руководителя и ее участников, а суть – во взаимном интересе в процессе непосредственного сотворчества и его результатах.

Одним из ключевых признаков-индикаторов участника современной проектной команды является их постоянная готовность к преадаптации, то есть способности трансформироваться и адаптироваться в стремительно изменяющихся многомерных условиях неопределенности новых ситуаций, возникающих в процессе разработки и реализации проектов.

Помимо этого трансфессионалы – участники проектных команд – должны обладать высокой коммуникационной способностью, в том числе и способностью к выполнению различных ролей в проектных командах.

Руководитель проектной команды трансфессионалов – это особый тип управленца «креативного лидерства», необходимого для управления участниками проектной деятельностью трансфессионалов на принципах сотворчества и колидерства в едином творческом процессе решения проектных задач. [3]

Заключение. Приобретение участниками проектных команд качественно новых метапрофессиональных компетенций взаимодействия в процессе, как непосредственно в «рутинных» инструментальных, так и повседневных самообучающихся коммуникациях, является одной из первоочередных задач развития проектной команды трансфессионалов.

Формирование трансфессиональных компетенций у участников проектных команд требует поиска и освоения новых методических подходов, способных обеспечить освоение трансфессиональных навыков участниками проектной команды.

Такие компетенции приобретаются в рамках самообучающихся трансфессиональных проектных команд, где формируются качественно новые метапрофессиональные компетенции их участников по программе креативного развития персонала, обеспечивающей необходимую синхронизацию в освоении трансфессиональных компетенций в условиях постоянно изменяющихся параметров проектной деятельности. Реализация данной программы, как показало ее применение в учебном процессе кафедры управления инновациями Одинцовского филиала МГИМО, позволяет обеспечивать непрерывное комплексное развитие трансфессиональных компетенций участников проектных команд.


Источники:

1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. – 2017. – № 8. – c. 9–28. – doi: 10.17853/1994-5639-2017-8-9-28.
2. Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Научно-проектный консалтинг как инновационный формат постдипломного образования // Образование и наука. – 2017. – № 1. – c. 177–197. – doi: 10.17853/1994-5639-2017-1-11-38.
3. Кабрин В.И. Креативное лидерство: транскультуральная перспектива // Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 58. – c. 121–135. – doi: 10.17223/17267080/63/12.
4. Калинкина В.В., Степанов А.А. Компетентностная модель менеджера в сфере управления инновационным процессом. / Энергетическая политика и стратегии инновационного развития компаний топливно-энергетического комплекса в парадигме цифровизации : сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава и студентов по результатам Международной научно-практической конференции «Инновационная неделя МГИМО». - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2022. – 63-75 c.
5. Петрова Г.И. «Истина на границах»: понятие, содержание, культурно-образовательные следствия // Проблема истины в философии и науке: Сборник Всероссийского семинара молодых ученых им. П. В. Копнина. Сер. "Труды Томского государственного университета. Серия философская" Том 270. Томский государственный университет; Научная редакция тома: М. Н. Баландин (составитель и ответственный редактор тома). Томск, 2008. – c. 107–111.
6. Рыбин М.В., Морозова Н.В., Степанов И.А. и др. Creative Management = Креативный менеджмент. / textbook (short course of lectures) = учебник (краткий курс) [на английском языке]/ [коллектив авторов]; под ред. А. А. Степанова. – Часть 1. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. – 116 c.
7. Рыбин М.В., Савина М.В., Степанов А.А. Формирование новой парадигмы принятия управленческих решений: креативно-авторизованная концепция // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2022. – № 5. – c. 4-11. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2022.05.03.001.
8. Ткачева Н.А., Фокина А.Б. Трансфессионализм и профессиональный потенциал молодежи // Успехи современной науки и образования. – 2016. – № 9. – c. 185–186.
9. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности. / монография / В. С. Третьякова [и др.]; под ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. – 7 c.
10. Тулупова О. Н., Петрова Г. И. Теоретико-методологические установки определения понятий «профессия» и «трансфессия»: сравнительный анализ // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. – 2020. – № 56. – c. 113-121. – doi: 10.17223/1998863X/56/11.
11. Фролова И.В. Сетевая идентичность современного человека: философская рефлексия // Ценности и смыслы. – 2018. – № 2. – c. 40–52.
12. Sternberg R., Kaufman J., Pretz J. A Propulsion model of creative leadership // Creativity and Innovation Management. – 2004. – № 13(3). – p. 145–153. – doi: 10.1111/j.0963- 1690.2004.00304.x.

Страница обновлена: 14.09.2025 в 14:19:44

 

 

Transfessional competencies of project team members: theoretical issues

Stepanov A.A., Savina M.V., Antonova L.I.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 17, Number 11 (November 2023)

Citation:

Abstract:
The article deals with topical issues of mastering the transfessional skills and competencies of project team staff, its willingness to actively participate in the constantly changing conditions of project activity, successfully apply in practice the tools for solving intersectoral, interdisciplinary and interprofessional challenges. The importance of transfessional competencies, the ability of their qualified application as a tool for overcoming narrow professional views in the search for interdisciplinary areas, the development of communication mobility and activity in interaction, both with other members of project teams and beyond, is substantiated. A model of transfessional competencies is proposed in the framework of the implementation of programs for the creative development of employees in the framework of self-learning transfessional project teams. As a result of the implementation of educational programs of supplementary vocational education, the personnel of project teams form qualitatively new metaprofessional competencies that provide the necessary synchronization in the development of transfessional competencies amidst constantly changing parameters of project activity.

Keywords: project teams, competencies, transprofessionality, transfessionality, interdisciplinary, communication mobility, transprofessional skills, metaprofessional competencies, self-learning project teams

JEL-classification: J24, M53, M54