Формирование трансфессиональных компетенций участников проектных команд (вопросы теории)

Степанов А.А.1, Савина М.В.2, Антонова Л.И.3
1 Одинцовский филиал Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел России
2 Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) им. И.М. Губкина, Россия, Москва
3 Московский городской педагогический университет, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 11 (Ноябрь 2023)

Цитировать:
Степанов А.А., Савина М.В., Антонова Л.И. Формирование трансфессиональных компетенций участников проектных команд (вопросы теории) // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 11. – С. 4131-4140. – doi: 10.18334/ce.17.11.119601.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=56568099

Аннотация:
В статье рассмотрены актуальные вопросы овладения трансфессиональными навыками и компетенциями персонала проектных команд, его готовности активно принимать участие в постоянно изменяющихся условиях проектной деятельности, успешно применять на практике инструментарий решения межотраслевых, межпредметных и межпрофессиональных вопросов. Обоснована значимость трансфессиональных компетенций, умения их квалифицированного применения в качестве инструмента преодоления узкопрофессиональных взглядов в процессе поиска межпредметных зон, развития коммуникационной подвижности и активности во взаимодействия, как с другими членами проектных команд и за их пределами. Предложена модель формирования трансфессиональных компетенций в рамках реализации программ ДПО по креативному развитию персонала в рамках самообучающихся трансфессиональных проектных команд. В результате реализации образовательных программ ДПО у персонала проектных команд формируются качественно новые метапрофессиональные компетенции, обеспечивающие необходимую синхронизацию в освоении трансфессиональных компетенций в условиях постоянно изменяющихся параметров проектной деятельности.

Ключевые слова: проектные команды, компетенции, трансфессиональность, трансфессия, межпредметность, коммуникационная подвижность, трансфессиональные навыки, метапрофессиональные компетенции, самообучающиеся проектные команды

JEL-классификация: J24, M53, M54



Введение.

Актуальность. Переход к информационно-цифровому обществу предопределил необходимость осуществления заметных качественных изменений в различных сферах профессиональной деятельности, в том числе и работе участников проектных команд. Сегодня речь идет не об обычной профессиональной адаптации участников проектных команд к постоянно усложняющейся проектной деятельности, а о трансфессионализации их знаний, умений и навыков.

Необходимость освоения навыков трансфессионализации в проектной деятельности обусловлена усложняющейся системной организацией процесса разработки и реализации проектов, проявляющейся в ее постоянно возрастающей многомерности, многоаспектности, межпредметности. Эффективность и успех работы участников проектных команд все в большей степени определяется междисциплинарным потенциалом компетенций их участников в конвергентных технологиях различных профессиональных сфер. [9]. В этой связи, очевидно, что изучение проблемы особенностей формирования трансфессиональных компетенций участников проектных команд является важной и актуальной темой исследований.

Актуальность проблемы обусловлена не только возрастающим числом проектных разработок межотраслевого характера, но и уровнем владения участниками проектной деятельности навыками трансфессиональных компетенций, которые непосредственно влияют на качество, содержание, жизнеспособность и эффективность разрабатываемых проектов.

Литературный обзор. Проблема трансфессионализма получила широкий научный интерес и востребованность в исследовании проблем формирования трансфессиональных компетенций учителей в процессе профессиональной подготовки, культурно-образовательного колидерства, транскультуральной перспективы и других аспектах.

Как отмечают Игнатьева Г.А., Тулупова О.В., трансфессионалы – участники проектных команд – должны быть способны «…находиться одновременно в широком пространстве профессионального мира в целом – «над профессией». [2]

С этим мнением согласны Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. , Тулупова О. Н., Петрова Г. И. и другие авторы, считая, что трансфессиональные навыки представляют собой способность и готовность к постоянным изменениям, выполнению «действия из разных областей деятельности». [10; 1]

Руководитель же проектной команды трансфессионалов, как отмечает Кабрин В.И., – это особый тип управленца «креативного лидерства», необходимого для управления участниками проектной деятельностью трансфессионалов на принципах сотворчества и колидерства в едином творческом процессе решения проектных задач. [3]

Научный пробел. Однако тема формирования трансфессиональных компетенций в работе участников проектных команд остается неразработанной.

Цель исследования – обосновать роль трансфессиональных компетенций в практике работы современных проектных команд, раскрыть значение их применения в качестве инструмента преодоления узкопрофессиональных взглядов, поиска межпредметных зон, развития коммуникационной подвижности и активности во взаимодействии, как с другими членами проектных команд и за их пределами.

Научная новизна. Научная новизна состоит в обосновании необходимости освоения трансфессиональных компетенций в работе проектных команд, а также в предложенной модели формирования метапрофессиональных компетенций в условиях постоянно изменяющихся параметров проектной деятельности.

Авторская гипотеза. Формирование межотраслевых и межпредметных концепций развития современного общества в условиях цифровой трансформации предопределили масштабные качественные и количественные изменения характеристик всех элементов проектной деятельности. Это существенно повлияло на необходимость формирования принципиально новых подходов, инструментов и методов в управлении работой проектных команд. Одним из таких компетентностных требований является трансфессионализм участников проектных команд.

Методология. Методологической основой изложенных в статье результатов исследований явились труды отечественных и зарубежных ученых и практиков в сфере управления развитием профессионального потенциала и креативного менеджмента в работе проектных команд. В исследованиях использовались различные методики и методы, в том числе абстрактно-логический и монографический методы, методы креативного, системного, каузального анализа, а также другие методы социально-экономических исследований.

Основное содержание. Высококвалифицированные участники проектных команд, как специалисты узкого и широкого профиля, так и руководители групп, – одна их наиболее востребованных и в то же время дефицитных категорий участников проектной деятельности.

Именно от уровня их профессиональной компетенции в значительной мере зависят показатели эффективности работы проектных команд.

Ключевыми компетенциями участников проектных команд принято считать способность к выдвижению нестандартных инновационных идей, умению их отстаивать и реализовать на практике, а также конструктивно разрешать творческие конфликты и противоречия внутри инновационно-творческого сообщества.

Вместе с тем в условиях междисциплинарных и межпредметных моделей разрабатываемых проектов участники проектных команд, как рядовые работники, так и руководители, должны владеть наряду с общеизвестными компетенциями в вопросах организации планирования, стимулирования, мотивации, координации и контроля участников проектной деятельности навыками менеджмента эффективного взаимодействия с другими членами – участниками, как внутри, так за пределами проектных команд.

Возрастающую актуальность для работы в современных проектных командах приобретает компетентность в вопросах формирования трансфессиональных умений и навыков участников проектных команд.

Трансфессионализм – это способность выполнения широкого круга различных видов специализированной деятельности. Именно трансфессионализм отражает специфический социально-психологический процесс трудовой активности в условия неопределенности, в результате которого участники проектных команд интуитивно вырабатывают в режиме «самогенерирование-самообучение» новые навыки и компетенции на основе конвергенции и синтеза транспрофессиональных знаний, необходимых для выполнения нестандартных задач.

Специфической особенностью работы проектных команд трансфессионального типа является их системная неопределенность, в отличие от функциональных коллективов работников, где главной характеристикой и критерием их деятельности служит системная определенность конкретных видов и форм технологических действий, основанных на традиционном разделении труда.

Сегодня формируется новая система профессиональных компетенций участников командной работы – трансфессиональные компетенции. [2] Такие компетенции активно реализуются в навыках непрерывного генерирования и «самоконструирования» новых идей, предложений и решений, адекватных изменяющимся ситуационным условиям. Это создает объективные предпосылки для трансформации профессиональной деятельности участников проекта в трансфессиональную.

Трансфессионализм становится специфической квалификационной характеристикой субъекта – участника проектной деятельности. Такая квалификационная характеристика должна отражать новую общественную востребованность в трансфессиональной компетенции кадров, обладающих знаниями, умениями и навыками самогенерирования инновационных, нестандартных решений проблем в условиях хронической неопределенности и непредсказуемости как следствия высоких темпов развития и смены технологий информационно-цифрового общества.

Сегодня участник проектной команды – это, прежде всего, трансфессионал, то есть творческая личность, способная трансформироваться к требованиям постоянно меняющейся среды. [3] Это не просто широкопрофильный специалист, это одновременно и креативный лидер, профессиональный потенциал которого постоянно трансформируется на основе применения навыков творческой коммуникации в процессе осуществления инициативных разработок. [12; 8]

Понятие трансфессионала характеризует способность участника проектной команды к постоянной заинтересованности, освоению чего-то нового и, прежде всего, новых научных знаний и способности их трансформировать и комбинировать с учетом межпредметной и межпрофессиональной особенности.

Трансфессионал – это постоянная готовность к творческой трансформации, поиску новых мыслей и предложений, созданию нестандартных решений с учетом изменяющихся обстоятельств и возможностью применения новых научных знаний и опыта передовой практики непосредственно в процессе проектной деятельности. Такой участник команды, как правило, способен не просто осуществлять поиск необходимой для работы информации, но и вовлеченно взаимодействовать с коллегами, эффективно «пользоваться сетями знаний» и другими типами творческой коммуникации. [3]

В условиях высокой динамичности непредсказуемости и неопределенности, транспредметности, межпредметности, междисциплинарности проектной деятельности формируется принципиально новый тип участника проектных команд как ответ на вызовы современности: сетевая личность в ее многомерной командной идентичности, отражающаяся, с одной стороны, в «личностной и социальной идентичности, с другой стороны, представляющая идеальную, искусственно сгенерированную модель. Соотношение реального и идеального (или воображаемого) в цифровом имидже меняется на протяжении становления и развития сетевых ресурсов» [11], а также в процессе взаимодействия и сотворчества.

При этом сетевая личность в ее многомерной командной идентичности на поверхности явления проявляется в трансфессиональной трансформации участников проектных команд, где механизм взаимодействия реализуется в сотворчестве и колидерстве, как симбиозе взаимного участия в работе команды руководителя и ее участников, а суть – во взаимном интересе в процессе непосредственного сотворчества и его результатах.

Одним из ключевых признаков-индикаторов участника современной проектной команды является их постоянная готовность к преадаптации, то есть способности трансформироваться и адаптироваться в стремительно изменяющихся многомерных условиях неопределенности новых ситуаций, возникающих в процессе разработки и реализации проектов.

Помимо этого трансфессионалы – участники проектных команд – должны обладать высокой коммуникационной способностью, в том числе и способностью к выполнению различных ролей в проектных командах.

Руководитель проектной команды трансфессионалов – это особый тип управленца «креативного лидерства», необходимого для управления участниками проектной деятельностью трансфессионалов на принципах сотворчества и колидерства в едином творческом процессе решения проектных задач. [3]

Заключение. Приобретение участниками проектных команд качественно новых метапрофессиональных компетенций взаимодействия в процессе, как непосредственно в «рутинных» инструментальных, так и повседневных самообучающихся коммуникациях, является одной из первоочередных задач развития проектной команды трансфессионалов.

Формирование трансфессиональных компетенций у участников проектных команд требует поиска и освоения новых методических подходов, способных обеспечить освоение трансфессиональных навыков участниками проектной команды.

Такие компетенции приобретаются в рамках самообучающихся трансфессиональных проектных команд, где формируются качественно новые метапрофессиональные компетенции их участников по программе креативного развития персонала, обеспечивающей необходимую синхронизацию в освоении трансфессиональных компетенций в условиях постоянно изменяющихся параметров проектной деятельности. Реализация данной программы, как показало ее применение в учебном процессе кафедры управления инновациями Одинцовского филиала МГИМО, позволяет обеспечивать непрерывное комплексное развитие трансфессиональных компетенций участников проектных команд.


Источники:

1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. – 2017. – № 8. – c. 9–28. – doi: 10.17853/1994-5639-2017-8-9-28.
2. Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Научно-проектный консалтинг как инновационный формат постдипломного образования // Образование и наука. – 2017. – № 1. – c. 177–197. – doi: 10.17853/1994-5639-2017-1-11-38.
3. Кабрин В.И. Креативное лидерство: транскультуральная перспектива // Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 58. – c. 121–135. – doi: 10.17223/17267080/63/12.
4. Калинкина В.В., Степанов А.А. Компетентностная модель менеджера в сфере управления инновационным процессом. / Энергетическая политика и стратегии инновационного развития компаний топливно-энергетического комплекса в парадигме цифровизации : сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава и студентов по результатам Международной научно-практической конференции «Инновационная неделя МГИМО». - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2022. – 63-75 c.
5. Петрова Г.И. «Истина на границах»: понятие, содержание, культурно-образовательные следствия // Проблема истины в философии и науке: Сборник Всероссийского семинара молодых ученых им. П. В. Копнина. Сер. "Труды Томского государственного университета. Серия философская" Том 270. Томский государственный университет; Научная редакция тома: М. Н. Баландин (составитель и ответственный редактор тома). Томск, 2008. – c. 107–111.
6. Рыбин М.В., Морозова Н.В., Степанов И.А. и др. Creative Management = Креативный менеджмент. / textbook (short course of lectures) = учебник (краткий курс) [на английском языке]/ [коллектив авторов]; под ред. А. А. Степанова. – Часть 1. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2021. – 116 c.
7. Рыбин М.В., Савина М.В., Степанов А.А. Формирование новой парадигмы принятия управленческих решений: креативно-авторизованная концепция // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2022. – № 5. – c. 4-11. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2022.05.03.001.
8. Ткачева Н.А., Фокина А.Б. Трансфессионализм и профессиональный потенциал молодежи // Успехи современной науки и образования. – 2016. – № 9. – c. 185–186.
9. Транспрофессионализм субъектов социально-профессиональной деятельности. / монография / В. С. Третьякова [и др.]; под ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. – 7 c.
10. Тулупова О. Н., Петрова Г. И. Теоретико-методологические установки определения понятий «профессия» и «трансфессия»: сравнительный анализ // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. – 2020. – № 56. – c. 113-121. – doi: 10.17223/1998863X/56/11.
11. Фролова И.В. Сетевая идентичность современного человека: философская рефлексия // Ценности и смыслы. – 2018. – № 2. – c. 40–52.
12. Sternberg R., Kaufman J., Pretz J. A Propulsion model of creative leadership // Creativity and Innovation Management. – 2004. – № 13(3). – p. 145–153. – doi: 10.1111/j.0963- 1690.2004.00304.x.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 12:18:17