Моделирование системы взаимосвязей субъектов управления занятостью молодежи и образованием

Вязова Н.С.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 9 (Сентябрь 2020)

Цитировать:
Вязова Н.С. Моделирование системы взаимосвязей субъектов управления занятостью молодежи и образованием // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 9. – С. 2097-2104. – doi: 10.18334/ce.14.9.110843.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44263604

Аннотация:
Статья посвящена теоретическим аспектам управления взаимодействующими системами занятости молодежи и образования. Результат указанного взаимодействия нацелен на формирование и накопление человеческих ресурсов в регионе. В контексте исследования предлагается модель системы взаимосвязей субъектов управления занятостью молодежи и образованием. Система взаимосвязей построена на субъектно-объектных отношениях, возникающих в процессе реализации государственной политики занятости молодежи региона. Государственная политика в сфере занятости молодежи направлена на решение проблем социально-экономического характера, среди которых повышение качества жизни, занятость населения, человеческий капитал региона

Ключевые слова: Управление занятостью населения и системой образования, взаимодействие рынков труда и образовательных услуг, человеческие ресурсы, человеческий потенциал, государственная политика занятости молодежи

JEL-классификация: J21, J24, I23, I26

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Актуальность исследования обусловлена положениями концепции социально-экономического развития Российской Федерации, заключенными в создании условий для развития человеческого потенциала в регионах и повышении конкурентоспособности человеческого капитала в целом [3]. Приведенное направление государственной социально-экономической политики и достижение поставленных задач неразрывно связаны с построением эффективного механизма управления, который является важной задачей при реализации государственной политики в регионах на современном этапе.

Развитие человеческого потенциала на региональном уровне сопряжено с качественным уровнем образования и формированием профессиональных компетенций молодежи, а также с последующим трудоустройством молодежи по направлению полученного образования [7] (Zaborovskaya, Sharafanova, Plotnikova, 2014). В данном контексте человеческий потенциал возможно рассматривать в ресурсном аспекте как важный сегмент развития экономики региона. Вопрос о формировании человеческих ресурсов в региональном аспекте актуален с позиции управления взаимодействующими сферами занятости и образования, где в процессе обучения и после его окончания молодежь формирует предложение на рынке труда по определенному виду профессиональной деятельности, в области которой получено образование.

Государственная политика занятости молодежи и образования на региональном уровне

Государственная политика занятости [1] носит программный характер и направлена на стабилизирование и улучшение ситуации на рынке труда конкретного региона, в том числе она направлена на снижение уровня безработицы и повышение уровня занятости населения. Государственная политика в сфере образования имеет первостепенную цель, состоящую в повышении качества образования, которое в соответствии с государственный программой характеризуется конкурентоспособностью и трудоустройством молодежи из числа выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования [2].

Прогнозирование в сфере занятости осуществляется с помощью построения баланса трудовых ресурсов в региональном разрезе на краткосрочный и долгосрочный период. В нем отображаются данные о наиболее востребованных отраслях экономики и тех отраслях, где ожидается снижение потребности в квалифицированных кадрах (то есть снижение спроса на трудовые ресурсы).

В данном контексте реализация государственной политики занятости должна проводиться с учетом прогнозируемых данных в потребности квалифицированных кадров в различных отраслях экономики и учитывать данные мониторинга образовательных учреждений об обучающихся, планируемом выпуске и о предстоящем наборе студентов, учитывать факторы развития высшего и среднего образования [4] (Barabanova, 2019).

Две взаимодействующие сферы – образование и занятость молодежи – связывает объект управления – молодежь. Так или иначе в процессе формирования государственной политики занятости молодежи речь идет об управлении человеческими ресурсами, снижении напряженности на рынке труда, повышении уровня занятости и снижении уровня безработицы населения.

В системе государственного управления социально-экономической системой применимы функции менеджмента, включающие планирование – прогнозные планы и программы, организацию – иерархия реализующих программу органов государственной власти, мотивацию – материальная и нематериальная государственная поддержка работников и иных граждан и контроль – отчетность о ходе реализации программ, их корректировка.

Сам процесс управления состоит их субъектно-объектных отношений, где субъект – менеджер (управленец) объединяет все функции управления в процессе выработки решения и концепции его реализации, а также в процессе достижения цели.

Построение эффективной системы управления человеческими ресурсами со стороны государства должно начинаться с эффективной работы с человеческим потенциалом, формирование и накопление которого на региональном уровне возможно регулировать через процесс обучения в вузе.

Трудоустройство выпускников вуза с позиции конкурентоспособности молодежи неразрывно связано с набором профессиональных компетенций выпускников и их соответствием требованиям работодателя. Когда политика занятости направлена на молодежный сегмент, то ее необходимо рассматривать сопряженной с политикой в сфере образования ввиду тесной взаимосвязи субъектов управления, представленных Правительством субъекта РФ, органами службы занятости, органами исполнительной власти в сфере образования и рынка труда, а также вузами и работодателями [5] (Vyazova, Voronina, 2016).

С целью построения эффективного механизма взаимодействия занятости молодежи и образования необходимо построить модель взаимосвязей субъектов системы взаимосвязей систем занятости молодежи и образовательных услуг. Построение такой системы взаимосвязей позволит выявить имеющиеся проблемы во взаимодействии систем, определить функциональные элементы управления занятостью молодежи в субъектно-объектном представлении.

Модель взаимосвязей субъектов управления занятостью молодежи и образованием должна основываться на сбалансированном взаимодействии двух социально-экономических систем. Субъектами управления при взаимодействии системы занятости молодежи и образования выступают органы государственной службы занятости, правительство субъекта РФ, органы исполнительной власти в сфере образования, образовательные учреждения и работодатели.

На рисунке 1 представлена модель взаимосвязей между двумя региональными социально-экономическими системами: занятости молодежи и образования.

Рисунок 1. Модель взаимосвязей развития занятости молодежи и спроса на образовательные услуги на региональном уровне

Источник: составлено автором.

Взаимодействие между субъектами отношений, представленными образовательными учреждениями, работодателями и абитуриентами, осуществляется с помощью взаимосвязей между ними по прогнозированию потребительского спроса на образовательные услуги и предложения работодателей. Обеспечение взаимодействия необходимо наладить с помощью осуществления государственной организации и контроля за процессом и взаимосогласованностью действий всех субъектов.

Учет имеющихся субъектно-объектных отношений, представленный в модели взаимосвязей занятости молодежи и образования необходим для построения эффективного механизма управления молодежной занятостью. С этой целью также актуально осуществлять координацию действий, регулярный мониторинг и контроль за выполнением этапов программы развития занятости молодежи в регионе и коррелировать полученные данные с мониторингом, проводимым в образовательных учреждениях и среди работодателей.

Заключение

В контексте развития информационных технологий и формирования цифрового пространства необходимо выстраивать механизм управления занятостью молодежи с позиции управления ресурсами, являющимся важным составляющим элементом экономики региона [6] (Vasilenko, Khaykin, 2018). Формирование такого механизма должно начинаться с управления сферой образования, компетентностного подхода к обучению молодежи с ориентацией на требования рынка труда и работодателей в частности.

В рамках реализации государственной политики в сфере занятости молодежи необходимо проведение мониторинга, с помощью которого будет осуществлено прогнозирование спроса на образовательные услуги со стороны молодежи и предложения рабочих мест со стороны работодателей. Аккумулировать данные должны образовательные учреждения, поскольку именно их ресурсы владеют данными по приемной кампании в учебное заведение, сведениями о трудоустройстве выпускников. Органы государственной службы занятости, а в последние годы – образовательные учреждения, активно сотрудничают с работодателями. В рамках такого сотрудничества организовывается база практик для обучающейся молодежи, приглашаются выпускники для трудоустройства после вуза, а также пополняется банк вакансий для выпускников вузов в центрах занятости населения.


Источники:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 298 «О государственной программе Российской Федерации «Содействие занятости населения»//Собрание законодательства Российской Федерации, 2014. – № 18 (ч.I). – С. 2147.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»//Собрание законодательства Российской Федерации, 2018. – № 1 (ч.II). – С.375.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р (ред. от 08.08.2009) «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»//КонсультантПлюс, 2008.
4. Барабанова М.И. Проблемы формирования исследовательских компетенций в подготовке рабочих кадров и специалистов среднего профессионального образования/М.И. Барабанова//Сборник материалов конференции. Профессиональное образование в современном мире: традиции и инновации. международная практическая конференция. — 2019. — С. 19-24.
5. Вязова Н.С., Воронина Е.В. Развитие человеческого капитала как основа взаимодействия рынков труда и образовательных услуг/Н.С. Вязова, Е.В. Воронина//Журнал правовых и экономических исследований. — 2016. — 2016/№3 — С. 104-107.
6. Василенко Н.В., Хайкин М.М. Человеческий капитал цифровой экономики: сущность и проблемы развития/Н.В. Василенко, М.М. Хайкин//Развитие экономики и менеджмента в условиях цифровизации. Сборник трудов научно–практической конференции с международным участием. под ред. А.В. Бабкина. СПб: ФГАОУ ВО СПбПУ. – 2018. – С. 22–36.
7. Заборовская О.В., Шарафанова Е.Е., Плотникова Е.В. Комплексная оценка условий формирования и развития человеческого капитала в регионах Российской Федерации/О.В. Заборовская, Е.Е. Шарафанова, Е.В. Плотникова//Общество. Среда. Развитие: Центр научно–информационных технологий «Астерион» (Санкт–Петербург). – 2014. – 2 (31). – С. 8–16

Страница обновлена: 14.09.2023 в 18:32:50