Моделирование системы взаимосвязей субъектов управления занятостью молодежи и образованием

Вязова Н.С.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 9 (Сентябрь 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44263604

Аннотация:
Статья посвящена теоретическим аспектам управления взаимодействующими системами занятости молодежи и образования. Результат указанного взаимодействия нацелен на формирование и накопление человеческих ресурсов в регионе. В контексте исследования предлагается модель системы взаимосвязей субъектов управления занятостью молодежи и образованием. Система взаимосвязей построена на субъектно-объектных отношениях, возникающих в процессе реализации государственной политики занятости молодежи региона. Государственная политика в сфере занятости молодежи направлена на решение проблем социально-экономического характера, среди которых повышение качества жизни, занятость населения, человеческий капитал региона

Ключевые слова: Управление занятостью населения и системой образования, взаимодействие рынков труда и образовательных услуг, человеческие ресурсы, человеческий потенциал, государственная политика занятости молодежи

JEL-классификация: J21, J24, I23, I26



Введение

Актуальность исследования обусловлена положениями концепции социально-экономического развития Российской Федерации, заключенными в создании условий для развития человеческого потенциала в регионах и повышении конкурентоспособности человеческого капитала в целом [3]. Приведенное направление государственной социально-экономической политики и достижение поставленных задач неразрывно связаны с построением эффективного механизма управления, который является важной задачей при реализации государственной политики в регионах на современном этапе.

Развитие человеческого потенциала на региональном уровне сопряжено с качественным уровнем образования и формированием профессиональных компетенций молодежи, а также с последующим трудоустройством молодежи по направлению полученного образования [7] (Zaborovskaya, Sharafanova, Plotnikova, 2014). В данном контексте человеческий потенциал возможно рассматривать в ресурсном аспекте как важный сегмент развития экономики региона. Вопрос о формировании человеческих ресурсов в региональном аспекте актуален с позиции управления взаимодействующими сферами занятости и образования, где в процессе обучения и после его окончания молодежь формирует предложение на рынке труда по определенному виду профессиональной деятельности, в области которой получено образование.

Государственная политика занятости молодежи и образования на региональном уровне

Государственная политика занятости [1] носит программный характер и направлена на стабилизирование и улучшение ситуации на рынке труда конкретного региона, в том числе она направлена на снижение уровня безработицы и повышение уровня занятости населения. Государственная политика в сфере образования имеет первостепенную цель, состоящую в повышении качества образования, которое в соответствии с государственный программой характеризуется конкурентоспособностью и трудоустройством молодежи из числа выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования [2].

Прогнозирование в сфере занятости осуществляется с помощью построения баланса трудовых ресурсов в региональном разрезе на краткосрочный и долгосрочный период. В нем отображаются данные о наиболее востребованных отраслях экономики и тех отраслях, где ожидается снижение потребности в квалифицированных кадрах (то есть снижение спроса на трудовые ресурсы).

В данном контексте реализация государственной политики занятости должна проводиться с учетом прогнозируемых данных в потребности квалифицированных кадров в различных отраслях экономики и учитывать данные мониторинга образовательных учреждений об обучающихся, планируемом выпуске и о предстоящем наборе студентов, учитывать факторы развития высшего и среднего образования [4] (Barabanova, 2019).

Две взаимодействующие сферы – образование и занятость молодежи – связывает объект управления – молодежь. Так или иначе в процессе формирования государственной политики занятости молодежи речь идет об управлении человеческими ресурсами, снижении напряженности на рынке труда, повышении уровня занятости и снижении уровня безработицы населения.

В системе государственного управления социально-экономической системой применимы функции менеджмента, включающие планирование – прогнозные планы и программы, организацию – иерархия реализующих программу органов государственной власти, мотивацию – материальная и нематериальная государственная поддержка работников и иных граждан и контроль – отчетность о ходе реализации программ, их корректировка.

Сам процесс управления состоит их субъектно-объектных отношений, где субъект – менеджер (управленец) объединяет все функции управления в процессе выработки решения и концепции его реализации, а также в процессе достижения цели.

Построение эффективной системы управления человеческими ресурсами со стороны государства должно начинаться с эффективной работы с человеческим потенциалом, формирование и накопление которого на региональном уровне возможно регулировать через процесс обучения в вузе.

Трудоустройство выпускников вуза с позиции конкурентоспособности молодежи неразрывно связано с набором профессиональных компетенций выпускников и их соответствием требованиям работодателя. Когда политика занятости направлена на молодежный сегмент, то ее необходимо рассматривать сопряженной с политикой в сфере образования ввиду тесной взаимосвязи субъектов управления, представленных Правительством субъекта РФ, органами службы занятости, органами исполнительной власти в сфере образования и рынка труда, а также вузами и работодателями [5] (Vyazova, Voronina, 2016).

С целью построения эффективного механизма взаимодействия занятости молодежи и образования необходимо построить модель взаимосвязей субъектов системы взаимосвязей систем занятости молодежи и образовательных услуг. Построение такой системы взаимосвязей позволит выявить имеющиеся проблемы во взаимодействии систем, определить функциональные элементы управления занятостью молодежи в субъектно-объектном представлении.

Модель взаимосвязей субъектов управления занятостью молодежи и образованием должна основываться на сбалансированном взаимодействии двух социально-экономических систем. Субъектами управления при взаимодействии системы занятости молодежи и образования выступают органы государственной службы занятости, правительство субъекта РФ, органы исполнительной власти в сфере образования, образовательные учреждения и работодатели.

На рисунке 1 представлена модель взаимосвязей между двумя региональными социально-экономическими системами: занятости молодежи и образования.

Рисунок 1. Модель взаимосвязей развития занятости молодежи и спроса на образовательные услуги на региональном уровне

Источник: составлено автором.

Взаимодействие между субъектами отношений, представленными образовательными учреждениями, работодателями и абитуриентами, осуществляется с помощью взаимосвязей между ними по прогнозированию потребительского спроса на образовательные услуги и предложения работодателей. Обеспечение взаимодействия необходимо наладить с помощью осуществления государственной организации и контроля за процессом и взаимосогласованностью действий всех субъектов.

Учет имеющихся субъектно-объектных отношений, представленный в модели взаимосвязей занятости молодежи и образования необходим для построения эффективного механизма управления молодежной занятостью. С этой целью также актуально осуществлять координацию действий, регулярный мониторинг и контроль за выполнением этапов программы развития занятости молодежи в регионе и коррелировать полученные данные с мониторингом, проводимым в образовательных учреждениях и среди работодателей.

Заключение

В контексте развития информационных технологий и формирования цифрового пространства необходимо выстраивать механизм управления занятостью молодежи с позиции управления ресурсами, являющимся важным составляющим элементом экономики региона [6] (Vasilenko, Khaykin, 2018). Формирование такого механизма должно начинаться с управления сферой образования, компетентностного подхода к обучению молодежи с ориентацией на требования рынка труда и работодателей в частности.

В рамках реализации государственной политики в сфере занятости молодежи необходимо проведение мониторинга, с помощью которого будет осуществлено прогнозирование спроса на образовательные услуги со стороны молодежи и предложения рабочих мест со стороны работодателей. Аккумулировать данные должны образовательные учреждения, поскольку именно их ресурсы владеют данными по приемной кампании в учебное заведение, сведениями о трудоустройстве выпускников. Органы государственной службы занятости, а в последние годы – образовательные учреждения, активно сотрудничают с работодателями. В рамках такого сотрудничества организовывается база практик для обучающейся молодежи, приглашаются выпускники для трудоустройства после вуза, а также пополняется банк вакансий для выпускников вузов в центрах занятости населения.


Источники:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 298 «О государственной программе Российской Федерации «Содействие занятости населения»//Собрание законодательства Российской Федерации, 2014. – № 18 (ч.I). – С. 2147.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»//Собрание законодательства Российской Федерации, 2018. – № 1 (ч.II). – С.375.
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р (ред. от 08.08.2009) «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»//КонсультантПлюс, 2008.
4. Барабанова М.И. Проблемы формирования исследовательских компетенций в подготовке рабочих кадров и специалистов среднего профессионального образования/М.И. Барабанова//Сборник материалов конференции. Профессиональное образование в современном мире: традиции и инновации. международная практическая конференция. — 2019. — С. 19-24.
5. Вязова Н.С., Воронина Е.В. Развитие человеческого капитала как основа взаимодействия рынков труда и образовательных услуг/Н.С. Вязова, Е.В. Воронина//Журнал правовых и экономических исследований. — 2016. — 2016/№3 — С. 104-107.
6. Василенко Н.В., Хайкин М.М. Человеческий капитал цифровой экономики: сущность и проблемы развития/Н.В. Василенко, М.М. Хайкин//Развитие экономики и менеджмента в условиях цифровизации. Сборник трудов научно–практической конференции с международным участием. под ред. А.В. Бабкина. СПб: ФГАОУ ВО СПбПУ. – 2018. – С. 22–36.
7. Заборовская О.В., Шарафанова Е.Е., Плотникова Е.В. Комплексная оценка условий формирования и развития человеческого капитала в регионах Российской Федерации/О.В. Заборовская, Е.Е. Шарафанова, Е.В. Плотникова//Общество. Среда. Развитие: Центр научно–информационных технологий «Астерион» (Санкт–Петербург). – 2014. – 2 (31). – С. 8–16

Страница обновлена: 08.08.2025 в 09:44:09

 

 

Modeling of the system of interrelations between the subjects of youth employment and education management

Vyazova N.S.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 9 (September 2020)

Citation:

Abstract:
The article is devoted to theoretical aspects of interrelations between youth employment and education management. The result of this interaction is aimed at the creation and accumulation of human resources in the region. In the context of the study, a model of the system of interrelations between the subjects of youth employment and education management is proposed. The system of relationships is based on agent-object relationships that arise in the process of implementing the state policy of youth employment in the region. State policy in the youth employment is aimed at solving socio-economic problems, including improving the quality of life, employment, and human capital of the region.

Keywords: management of employment and education system, interaction of labour markets and educational services, human resources, human potential, youth employment state policy

JEL-classification: J21, J24, I23, I26