Innovative activity of Russian universities and Priority 2030 indicators

Lavrinenko Ya.B.1
1 Воронежский государственный технический университет

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 3 (July-september 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54754206

Abstract:
The article is devoted to the analysis of the impact of indicators of Russian universities on the achievement of key indicators of the Priority 2030 program in the direction of "Research Leadership" as indicators of innovation activity. The mutual influence between individual indicators of Russian universities and key indicators of the program is examined; the results of correlation analysis are presented. There is a strong correlation between innovation activity and indicators of the quality of future university students, as well as the effectiveness of international activities not only in attracting foreign students, but also leading foreign professors and researchers. There is a strong correlation between the effectiveness of the university's innovation activities and its cooperation with foreign organizations, as well as the level of employees' salaries. The obtained results of the interrelation of indicators help to effectively prioritize activities to increase the innovative activity of the university. This article is of interest to researchers of innovative activity of Russian universities, whose sphere of interest includes cause-and-effect relationships of the effectiveness of university innovative activity. In addition, the conclusions of the article may be useful for the top management of universities to achieve the goals of improving the efficiency of innovation activities.

Keywords: priority 2030, university innovation activity, innovation activity indicators, R&D, Unified State Examination scores, correlation analysis, innovation activity growth

JEL-classification: I23, I26, O31, O33



Введение

В текущей геополитической и макроэкономической ситуации повышение развитие инновационной экономики является одной из первостепенных задач России. Университеты РФ обладают огромным потенциалом для повышения уровня инновационной активности. Согласно исследованию «Индикаторы инновационной деятельности – 2023» лишь 28,5% организаций, проводивших исследования и разработки, реализовывали их совместно с университетами [9] (Vlasova, Gokhberg, Gracheva, 2023). При этом с научными организациями взаимодействовало 48,2% опрошенных организаций.

Потенциал повышения уровня инновационной активности российских университетов зиждется на низкой стартовой базе. Согласно упомянутому выше исследованию, в 2021 году в России лишь 5% от всех отгруженных товаров были инновационными. Для сравнения в Германии показатель равен 14%, в Турции – 16%, а в Литве – 11,5% [9] (Vlasova, Gokhberg, Gracheva, 2023).

Одним из подходов для оценки инновационной активности университетов являются ключевые показатели эффективности выполнения национальных и приоритетных проектов, таких как «Наука и университеты» [1], «Вузы как центры пространства создания инноваций» [2] и программа «Приоритет 2030» [3].

Впрочем, интерес к инновационной активности и показателям оценки инновационной активности проявляли ряд исследователей. Волков А.Т. [2] (Guba, 2022) выделил 6 составных показателей инновационной активности университета: персонал, занятый в НИР и ОКР, освоение новой техники и новой продукции, объём вложений в НИР и ОКР, эффективность использования интеллектуальной собственности, а также размер инвестиций в инновационные проекты.

Гусева А.И. [5] (Guseva, Kalashnik, Kaminsky, Kireev, 2022) с коллегами подтвердила о влиянии программы «Приоритет 2030» на объёмы НИОКР университетов, доходы от РИД, а также на публикационную активность.

В статье [11] (Petrov, Kurakova, 2019) авторы критиковали подход к установлению целевых показателей по национальным проектам и программам и пришли к выводу, что для их достижения необходимо увеличивать численность исследователей в естественных, медицинских и сельскохозяйственных науках [15] (Semenov, 2020).

Губа К.С. в своей работе [4] (Guba, 2022) отмечает высокое влияние государственных мер на рост научных статей российских университетов в международных базах цитирования. Большинство представителей университетов пытаются публиковать совместные статьи с сотрудниками институтов РАН.

Берестов А.В. в своём исследовании [1] (Berestov, 2020) подтвердил результативность формирования национальных исследовательских университетов.

В работах [14] (Preobrazhensky, Tolstykh, Shkarupeta, 2020) исследовали трансформацию сотрудников при активизации инновационной деятельности, а Карапетянц [19] (Karapetyants, Kostuhin, Tolstykh, 2017) с коллегами анализировали влияние исследовательской деятельности и исследовательских компетенций на уровнь инновационного развития российских университетов.

Цымбал А.А. и Бикметов А.Р. в своей работе [18] (Tsymbal, Bikmetov, 2020) пришли к выводу о наличии положительной связи между числом бизнес-акселераторов и количеством создаваемых МИПов в университетах.

Исследования [7, 8, 20] (Tinyakova, Morozova, Ziroyan, Falkovich, 2018; Davydova, 2022) подчеркивали важность развития человеческих ресурсов для повышения инновационной активности университетов и экономики в целом.

В работе [10, 17] (Tinyakova, Lavrinenko, 2022) представлена зависимость инновационного развития стран, университетов, числа высокоцитируемых ученых в разрезе расходов на высшее образование.

Погарская О.С. [12, 13] (Pogarskaya, 2016) в своих работах о трансферте технологий подчеркивала важность эффективных продаж технологий как базы для повышения инновационной активности университетов.

В исследовании [6] (Guseva, Kalashnikov, Kaminsky, Kireev, 2023) отмечены первые позитивные результаты реализации программы «Приоритет 2030» за первый год. Отмечено, что в специальной части программы безусловными лидерами являются университеты первой группы. Авторами предложено провести глубинную трансформацию деятельности университетов второй и третьей групп.

Сурай Н.М. c коллегами [16] (Surai, Tatochenko, Mamaeva, 2022) пришли к выводу, что результаты вузов в мировых университетских рейтингах являются показателем успешности реализации программы «Приоритет 2030».

Авторы исследования [3] (Hercik, Moskovkin, 2021) пришли к выводу о необходимо развития инновационных образовательных кластеров, как фактора повышения эффективности не только инновационной деятельности, но и образовательного процесса в целом.

Цель исследования – анализ влияния спектра показателей ежегодного мониторинга университетов на показатели его инновационной активности.

Базой показателей инновационной активности являются ключевые показатели университетов в треке «Исследовательское лидерство» в программе «Приоритет 2030», а также показатели национального проекта «Наук» и приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций». Показатели инновационной активности: доля ППС в возрасте до 39 лет, доходы от приносящей деятельности и РИД, НИОКР общий и без учета государственного задания, отношение внебюджетных средств и бюджетных расходов на ВЗИР, процент магистров, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров и доля иностранных, количество статей в базах WoS и Scopus.

Материалы и методы исследования

Исследовательская часть работы полагалась на данные ежегодного мониторинга университетов [4], сведения ежегодного рейтинга университетов Интерфакс-Инновации [5], информацию программы «Приоритет-2030», а также ключевые показатели инновационной и исследовательской эффективности национального проекта «Наука и университеты» и приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций».

В результате были отобраны следующие показатели инновационной активности университета: доля ППС в возрасте до 39 лет, доходы от приносящей доход деятельности в расчете на 1 НПР, объем исследований и разработок на 1 НПР, объем доходов от РИД на 1 НПР, НИОКР (без учета средств, выделенных в рамках государственного задания), в расчете на одного НПР, отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе ВЗИР, доля магистров, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров в общей численности обучающихся, доля иностранных магистров, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров, количество статей в базе WoS, количество статей в базе Scopus.

Данные ежегодного мониторинга университетов были проанализированы за период с 2017 по 2021 год. Были исследованы 360 университетов по 136 показателям, не включая расчётные показатели инновационной активности (представленные выше). Были выявлены средние и максимальные значения показателей по университетам.

Стоит отметить, что в ежегодном мониторинге университетов в 2022 году, который составляют за отчетный 2021 год, уже отсутствовали данные по количеству публикаций в базах Scopus и WoS. Для поддержания актуальности показатели кол-во статей в базе WoS и кол-во статей в базе Scopus представлены за 2020 год.

В работе исследуются две когорты университетов. Первая когорта – это университеты первой группы трека «Исследовательское лидерство» программы «Приоритет 2030». Всего 10 университетов [6]. Вторая когорта – это 360 университетов, входящих в рейтинг Интерфакс-Инновации.

Автор выдвигает гипотезу высокой связи между «качеством поступающих абитуриентов» (средними баллами поступивших студентов) в ведущих исследовательских университетах согласно программе «Приоритет 2030» и ключевыми показателями инновационной активности.

Корреляционный анализ между показателями инновационной активности и 136 показателями вузов проведен по двум когортам, представленным выше.

Для корреляционного анализа будут использоваться усредненные данные ежегодного мониторинга за 3 года: 2019-2021 гг. Это позволит избежать аномальных показателей в рамках одного года, сгладить итоговую картину и повысить объективность корреляционного анализа. Дополнительно будет проведен анализ динамики изменения ключевых показателей инновационной активности за период с 2016 по 2021 год по каждой из когорт.

В ходе исследования авторы использовали стандартные статистические подходы к определению коэффициента корреляции, проведению регрессионного анализа и определению взаимосвязи переменных и сопутствующих показателей.

В итоге в работе будут описаны результаты корреляционного анализа между выбранными показателям инновационной активности и 136 показателями ежегодного мониторинга, представлена динамика роста показателей инновационной активности за период с 2016 по 2021 год. Исследование будет проводиться по каждой из выбранных когорт отдельно.

Текущее исследование может стать базой последующих исследований эффективности программы «Приоритет-2030» в разрезе исследовательской и инновационной деятельности университетов.

В таблице 1 представлены исследуемые показатели инновационной активности по первой когорте университетов.

Таблица 1

Показатели инновационной активности вузов первой группы «Исследовательское лидерство» программы «Приоритет-2030» за 2021 год

Университет
1
2
3
4
5
6
7
8
9*
10*
Московский государственный технический университет
25%
1 449
12 933
43
831
34%
14%
12%
40
82
Московский физико-технический институт
31%
5 466
9 207
183
3 695
65%
45%
18%
227
268
МИСИС
30%
4 483
9 893
11
2 528
86%
31%
30%
157
262
Томский государственный университет
28%
696
3 716
5
516
14%
29%
22%
188
214
Томский политехнический университет
35%
1 316
4 787
4
1 298
47%
40%
24%
113
135
Высшая школа экономики
39%
5 372
6 871
11
969
45%
30%
11%
89
115
Университет ИТМО
48%
4 071
12 279
11
2 913
76%
53%
16%
165
282
МИФИ
26%
4 099
20 514
52
2 843
70%
37%
11%
232
346
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
30%
2 596
7 731
1113
888
63%
25%
16%
72
129
Уральский федеральный университет
26%
1 529
2 780
14
747
52%
20%
18%
80
126
Средние показатели
32%
3 108
9 071
145
1 723
55%
32%
18%
136
196
Максимальные показатели
48%
5 466
20 514
1113
3 695
86%
53%
30%
232
346
Минимальные показатели
25%
696
2 780
4
516
14%
14%
11%
40
82
Средние показатели по 360 университетам
24%
1 684
1 562
11
277
68%
15%
8%
24
42
Максимальные показатели по 360 университетам
57%
16 350
20 514
1113
3 695
100%
70%
82%
264
346
Источник: составлено автором по данным: Мониторинг-2022. Ежегодный мониторинг деятельности организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo&year=2022 (дата обращения: 01.06.2023).

Примечание: 1 - процент ППС в возрасте до 39 лет; 2 - доходы от приносящей доход деятельности в расчете на 1 НПР, тыс. руб.; 3 - объем исследований и разработок на 1 НПР, тыс. руб.; 4 - объем доходов от РИД на 1 НПР, тыс. руб.; 5 - НИОКР (без учета средств, выделенных в рамках государственного задания), в расчете на одного НПР, тыс. руб.; 6- отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе ВЗИР; 7 - процент магистров, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров в общей численности обучающихся; 8 - процент иностранных магистров, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров; 9* - кол-во статей в базе WoS за 2020 год на 100 НПР; 10* - кол-во статей в базе Scopus за 2020 год на 100 НПР

* – данные доступны только за 2020 год

В таблице 1 наглядно представлена разница между университетами первой когорты и второй. Данные университетов первой группы национальной программы «Приоритет 2030» значительно превосходят показатели 360 российских университетов. Например, объём исследований и разработок на 1 научно-педагогического работника превышает в 5,8 раз. При этом кол-во статей, опубликованных в базе WoS на 100 научно-педагогических работников, превышает в 5,67 раз. Разница существенная. Поэтому автор данной работы ставит задачу определить взаимосвязи между показателями инновационной активности ведущих вузов из первой когорты и сравнить с 360 вузами рейтинга Интерфакс.

В качестве исследования были выбраны 10 базовых показателей инновационной активности университетов на основе национальных проектов и программ. В исследовании участвовали 360 российских университетов. Анализировались 136 показателей университетов и их взаимосвязь с базовыми показателями инновационной активности университетов.

Результаты

В работе автор провел усреднение данных ежегодного мониторинга университетов за три года: с 2019 по 2021 года. В настоящий момент 2021 год – это последний из доступных годов с данными мониторинга. Усреднение показателей позволяет сгладить экстремумы при исследовании и предоставить более объективную картину при проведении корреляционного анализа. Из-за ограниченности пространства данные корреляционного анализа между показателями ежегодного мониторинга и показателями инновационной активности 360 российских университетов представлены в двух таблицах: в таблице 2 и таблице 3.

Таблица 2

Корреляционный анализ показателей 360 университетов: дохода от приносящей деятельности, объёма исследований и разработок, НИОКР без учета госзадания и объема доходов от РИД на 1 НПР за период с 2019 по 2021 год

Показатель
Доходы от приносящей доход деятельности в расчете на 1 НПР
Объем исследований и разработок на 1 НПР
НИОКР без учета госзадания на 1 НПР
Объем доходов от РИД на 1 НПР
Бюджет университета

0,58


Доход от НИОКР без бюджетных ассигнований и грантов

0,77


Доходы от приносящей деятельности на одного научно-педагогического работника
0,96



Доходы университета к числу студентов
0,55



НИОКР собственными силами

0,67
0,57

Объем иностранных средств по НИОКР

0,51


Объём НИОКР

0,66
0,57

Объем средств от внебюджетных поступлений

0,53


Объём средств, полученных от приносящей деятельности на одного НПР


0,77

Процент внебюджетных доходов в образовательной деятельности
0,61



Процент доходов от приносящей деятельности
0,7



Процент доходов от РИД



0,86
Процент НИОКР в доходах

0,7
0,81

Процент средств, полученных из федбюджета
-0,63



Процент средств, полученных от внебюджетных поступлений
0,7



Процент средств, полученных от научной деятельности

0,71
0,8

Средний уровень з/п преподавателей
0,69



Число ведущих зарубежных НПР на одного НПР

0,5


Число ведущих зарубежных НПР на одного НПР
0,55


0,55
Число цитат научных работ за 5 лет в базе Scopus в расчете на 100 ППС и НР


0,51

Источник: разработано автором по данным: Мониторинг-2022. Ежегодный мониторинг деятельности организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo&year=2022 (дата обращения: 01.06.2023).

Таблица 3

Корреляционный анализ показателей 360 университетов: процента ППС до 39 лет, магистров, аспирантов, кол-ва статей в базах WoS и Scopus на 100 НПР за период с 2019 по 2021 год

Показатель
Процент ППС в возрасте до 39 лет
Процент магистров, аспирантов, ординаторов
Процент иностранных магистров, аспирантов, ординаторов
Кол-во статей в базах
WoS
на 100 НПР
Scopus на 100 НПР
Доход от НИОКР без бюджетных ассигнований и грантов



0,62
0,54
Кол-во диссоветов




0,52
Кол-во совместных научных работ с зарубежными организациями на одного НПР



0,62
0,65
Кол-во совместных научных работ с зарубежными организациями на одного НПР


0,86

0,83
НИОКР собственными силами



0,58
0,57
Объём НИОКР



0,57
0,56
Объём средств, полученных от приносящей деятельности на одного НПР



0,63
0,55
Объем средств, полученных от РИД на одного НПР



0,62
0,54
Процент иностранных аспирантов (без СНГ)


0,88


Процент иностранных аспирантов (СНГ)


0,63


Процент иностранных НПР



0,54
0,53
Процент иностранцев: магистров, аспирантов и ординаторов



0,92

Процент магистров, аспирантов и ординаторов

0,99

0,57
0,55
Процент научно-педагогических работников без ученой степени до 30 лет, кандидатов до 35 и докторов до 40
0,64




Процент НИОКР в доходах



0,59
0,54
Процент средств, полученных от научной деятельности



0,6
0,55
Процентов магистрантов

0,71



Соотношение внебюджетных и бюджетных расходов на внутренние разработки



0,56
0,54
Усредненный балл ЕГЭ, поступивших на бюджетную основу

0,53

0,5
0,5
Численность "олимпиадников" среди поступивших



0,51
0,51
Число ведущих зарубежных НПР на одного НПР



0,59
0,6
Число ведущих зарубежных НПР на одного НПР


0,67

0,66
Число цитат научных работ за 5 лет в базе Scopus в расчете на 100 ППС и НР

0,56

0,81
0,8
Число цитат научных работ за 5 лет в базе WoS в расчете на 100 ППС и НР

0,59

0,82
0,84
Источник: разработано автором по данным: Мониторинг-2022. Ежегодный мониторинг деятельности организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo&year=2022 (дата обращения: 01.06.2023).

Напомним, что представленный выше корреляционный анализ проведен по 360 университетам. Сильными корреляционными связями обладают следующие показатели: количество статей в базе WoS на 100 НПР коррелируется с количеством статей с зарубежными организациями – 0,83 и с процентом иностранных магистров – 0,86. Кроме того, число ведущих зарубежных НПР в расчете на одного НПР коррелируется с объёмом доходов от РИД на 1 НПР – 0,55.

Однако важно провести корреляционный анализ по ведущим российским университетам. В таблице 4 и 5 представлен корреляционный анализ первой группы университетов «Исследовательское лидерство» показателей инновационной активности.

Таблица 4

Корреляционный анализ показателей первой группы университетов «Исследовательское лидерство»: дохода от приносящей деятельности, объёма исследований и разработок, НИОКР без учета госзадания и объема доходов от РИД на 1 НПР за период с 2019 по 2021 год

Показатель
Доходы от приносящей доход деятельности в расчете на 1 НПР
Объем исследований и разработок на 1 НПР
НИОКР без учета госзадания на 1 НПР
Объем доходов от РИД на 1 НПР
Доход от НИОКР без бюджетных ассигнований и грантов
0,76
0,62


Доходы от НИОКР иностранного происхождения




Доходы от НИОКР иностранного происхождения на одного НПР




Доходы от образовательной деятельности на одного НПР
0,52



Доходы от приносящей деятельности на одного научно-педагогического работника
0,95
0,58
0,83

Доходы университета к числу студентов
0,65
0,61
0,77

Кол-во аспирантов




Кол-во договоров с компаниями о практике




Кол-во иностранных аспирантов

-0,66


Кол-во компаний - баз для практики




Кол-во совместных научных работ с зарубежными организациями на одного НПР
0,67

0,91

НИОКР собственными силами
0,67


0,8
Объем иностранных средств по НИОКР




Объём НИОКР
0,62



Объем средств от внебюджетных поступлений
0,53



Объем средств, полученных от исследований и разработок на одного НПР


0,76

Объём средств, полученных от НИОКР без бюджетных ассигнований и госзаданий на одного НПР




Объём средств, полученных от приносящей деятельности на одного НПР




Объем средств, полученных от РИД на одного НПР


0,62

Процент аспирантов очной формы




Процент в стоимости машин и оборудования не старше 5 лет
0,66



Процент внебюджетных доходов от научной деятельности
0,6

0,71

Процент доходов от приносящей деятельности
0,69



Процент защитивших диссертацию за год




Процент иностранных обучающихся (без аспирантов)




Процент иностранцев: магистров, аспирантов и ординаторов




Процент магистров, аспирантов и ординаторов
0,52

0,73

Процент научно-педагогических работников без ученой степени до 30 лет, кандидатов до 35 и докторов до 40




Процент НИОКР в доходах


0,79

Процент НИОКР выполненных собственными силами




Процент НР с ученой степенью
0,55
0,7
0,77

Процент преподавателей до 39 лет
0,6

0,71

Процент преподавателей младше 65 лет

-0,56


Процент средств, полученных из региональных и местных бюджетов




Процент средств, полученных из федбюджета
-0,72



Процент средств, полученных от внебюджетных поступлений
0,72



Процент средств, полученных от научной деятельности


0,74

Процент средств, полученных от образовательной деятельности

-0,55
-0,69

Процентов магистрантов
0,57

0,68

Процентов студентов очной формы (без аспирантов)
0,64
0,54
0,59

Соотношение внебюджетных и бюджетных расходов на внутренние разработки




Соотношение средней з/п к средней по региону




Средний балл ЕГЭ, поступивших на бюджетную основу
0,93
0,62
0,76

Средний уровень з/п научных сотрудников

0,69


Средний уровень з/п преподавателей
0,88
0,7
0,69

Численность "олимпиадников" среди поступивших
0,68



Численность студентов, получающих два диплома совместно с иностранными вузами на одного НПР




Число аспирантов, ординаторов в расчете на 100 обучающихся


0,72

Число ведущих зарубежных НПР на одного НПР
0,63

0,66

Число грантов на 100 научно-педагогических работников




Число лицензий-соглашений на одного НПР




Число малых компаний
-0,57
-0,51


Число научных журналов на одного НПР
0,63

0,66
0,73
Число научных работ за 5 лет в базе WoS в расчете на 100 ППС и НР




Число научных работ на одного НПР




Число центров коллективного использования оборудованием
-0,67

-0,51

Число цитат научных работ за 5 лет в базе Scopus в расчете на 100 ППС и НР
0,55

0,77

Число цитат научных работ за 5 лет в базе WoS в расчете на 100 ППС и НР
0,54

0,76

Источник: разработано автором по данным: Мониторинг-2022. Ежегодный мониторинг деятельности организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo&year=2022 (дата обращения: 01.06.2023).

Таблица 5

Корреляционный анализ показателей первой группы университетов «Исследовательское лидерство»: процента ППС до 39 лет, магистров, аспирантов, кол-ва статей в базах WoS и Scopus на 100 НПР за период с 2019 по 2021 год

Показатель
Процент ППС в возрасте до 39 лет
Процент магистров, аспирантов, ординаторов
Процент иностранных магистров, аспирантов, ординаторов
Кол-во статей в базах
WoS
на 100 НПР
Scopus на 100 НПР
Доход от НИОКР без бюджетных ассигнований и грантов

0,75

0,72
0,83
Доходы от НИОКР иностранного происхождения
0,89
0,55



Доходы от НИОКР иностранного происхождения на одного НПР
0,92
0,88



Доходы от образовательной деятельности на одного НПР
0,75




Доходы от приносящей деятельности на одного научно-педагогического работника

0,51

0,51
0,65
Доходы университета к числу студентов



0,72
0,67
Кол-во аспирантов



-0,64
-0,67
Кол-во договоров с компаниями о практике
-0,58




Кол-во иностранных аспирантов





Кол-во компаний - баз для практики

-0,65

-0,8
-0,63
Кол-во совместных научных работ с зарубежными организациями на одного НПР

0,79

0,85
0,88
НИОКР собственными силами





Объем иностранных средств по НИОКР
0,87
0,51
0,57


Объём НИОКР





Объем средств от внебюджетных поступлений


0,58


Объем средств, полученных от исследований и разработок на одного НПР

0,51



Объём средств, полученных от НИОКР без бюджетных ассигнований и госзаданий на одного НПР





Объём средств, полученных от приносящей деятельности на одного НПР

0,72



Объем средств, полученных от РИД на одного НПР




0,58
Процент аспирантов очной формы

0,54

0,65
0,59
Процент в стоимости машин и оборудования не старше 5 лет





Процент внебюджетных доходов от научной деятельности



-0,57
-0,56
Процент доходов от приносящей деятельности





Процент защитивших диссертацию за год
0,76
0,65



Процент иностранных обучающихся (без аспирантов)

0,6

0,59
0,58
Процент иностранцев: магистров, аспирантов и ординаторов



0,65
0,67
Процент магистров, аспирантов и ординаторов
0,76
1

0,62
0,66
Процент научно-педагогических работников без ученой степени до 30 лет, кандидатов до 35 и докторов до 40
0,66
0,65



Процент НИОКР в доходах

0,84

0,76
0,71
Процент НИОКР выполненных собственными силами
0,52
0,58



Процент НР с ученой степенью

0,75

0,77
0,87
Процент преподавателей до 39 лет





Процент преподавателей младше 65 лет
0,81




Процент средств, полученных из региональных и местных бюджетов
-0,58
-0,71



Процент средств, полученных из федбюджета





Процент средств, полученных от внебюджетных поступлений





Процент средств, полученных от научной деятельности

0,78

0,84
0,75
Процент средств, полученных от образовательной деятельности



-0,8
-0,79
Процентов магистрантов
0,83
0,94

0,54
0,6
Процентов студентов очной формы (без аспирантов)





Соотношение внебюджетных и бюджетных расходов на внутренние разработки

0,75

0,72
0,83
Соотношение средней з/п к средней по региону
0,58
0,52



Средний балл ЕГЭ, поступивших на бюджетную основу



0,5
0,56
Средний уровень з/п научных сотрудников



0,66
0,72
Средний уровень з/п преподавателей





Численность "олимпиадников" среди поступивших
0,62




Численность студентов, получающих два диплома совместно с иностранными вузами на одного НПР
0,56




Число аспирантов, ординаторов в расчете на 100 обучающихся

0,72

0,82
0,74
Число ведущих зарубежных НПР на одного НПР

0,5

0,74
0,67
Число грантов на 100 научно-педагогических работников


0,64
0,81
0,69
Число лицензий-соглашений на одного НПР





Число малых компаний





Число научных журналов на одного НПР

0,5

0,74
0,67
Число научных работ за 5 лет в базе WoS в расчете на 100 ППС и НР




0,93
Число научных работ на одного НПР
-0,64




Число центров коллективного использования оборудованием





Число цитат научных работ за 5 лет в базе Scopus в расчете на 100 ППС и НР



0,76
0,86
Число цитат научных работ за 5 лет в базе WoS в расчете на 100 ППС и НР



0,79
0,87
Источник: разработано автором по данным: Мониторинг-2022. Ежегодный мониторинг деятельности организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo&year=2022 (дата обращения: 01.06.2023).

Важным результатом корреляционного анализа является взаимосвязь баллов ЕГЭ поступивших абитуриентов и ряда ключевых показателей:

· доходы от приносящей деятельности на 1 НПР – 0,93;

· объём исследования и разработок на 1 НПР – 0,62;

· НИОКР без государственной поддержки – 0,76;

· количество статей в базах цитирования Scopus и WoS: 0,50 и 0,56 соответственно.

Заслуживающим вниманием результат корреляционного анализа ведущих университетов – это высокая взаимосвязь между объемом НИОКР на одного НПР и совместных статей с зарубежными организациями – 0,91.

Связь между процентом ППС до 39 лет и соотношением средней заработной платы ППС к средней в регионе – 0,58. Неоспорим факт, что привлечение перспективных молодых кадров связано с предлагаемым уровнем заработной платы в университетах. Иначе перспективные молодые ученые выбирают «бизнес», который по достоинству оценивает их знания и навыки. Кроме того, процент молодых ППС имеет высокую связь с доходами от иностранных НИОКР на одного НПР – 0,92.

Обсуждение

Значимость полученных результатов исследования подтверждается широким охватом: 360 университетов и 136 показателей.

Подтвердилась гипотеза взаимосвязи между «качеством поступающих абитуриентов» и объёмом НИОКР на одного НПР и другими ключевыми показателями инновационной активности.

Важной составляющей исследования стала времяемкая работа по сбору и обработки данных каждого университета по каждому году.

В ходе исследования была исследована динамика показателей инновационной активности каждой когорты университетов по годам. Результаты представлены в таблице 6 и 7.

Таблица 6

Динамика показателей инновационной активности 360 университетов за период с 2016 по 2021 год

Показатель
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2016-2021
2019-2021
Доходы от приносящей доход деятельности в расчете на 1 НПР, тыс. рублей
1 231
1 320
1 491
1 648
1 679
1 684
36,90%
2,20%
Кол-во статей в базе Scopus на 100 НПР
21
27
32
38
42
42
101,70%
10,70%
Кол-во статей в базе WoS на 100 НПР
15
24
23
25
24
24
57,70%
-4,00%
НИОКР (без учета средств, выделенных в рамках государственного задания), в расчете на одного НПР, тыс. рублей
167
180
221
240
237
277
65,90%
15,60%
Объем доходов от РИД на 1 НПР, тыс. рублей
7
8
7
8
4
11
64,60%
36,30%
Объем исследований и разработок на 1 НПР, тыс. рублей
1 250
1 339
1 433
1 578
1 556
1 562
25,00%
-1,00%
Отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе ВЗИР
66%
66%
69%
69%
68%
68%
2,60%
-1,20%
Процент иностранных магистров, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров
6%
7%
8%
8%
8%
8%
34,30%
0,80%
Процент магистров, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров в общей численности обучающихся
17%
16%
17%
16%
16%
15%
-9,30%
-8,50%
Процент ППС в возрасте до 39 лет
30%
29%
27%
26%
24%
24%
-20,10%
-5,50%
Источник: составлено автором по данным: Мониторинг-2022. Ежегодный мониторинг деятельности организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo&year=2022 (дата обращения: 01.06.2023).

Большая часть показателей в исследуемых 360 российских университетах с 2016 года выросла. За 6 лет значительно выросли доходы от РИД на одного НПР – 64,6%. Текущий показатель всё равно находится на недостаточном уровне. К сожалению, российские университеты пока не научились «зарабатывать» на результатах своей интеллектуальной деятельности.

В российских университетах снижается процент профессорско-преподавательского состава в возрасте до 39-40 лет. Если нет притока новых молодых перспективных исследователей, то невозможно ожидать значительных результатов в инновационной деятельности вуза. В таблице 7 представлена динамика показателей инновационной активности ведущих российских университетов.

Таблица 7

Динамика показателей инновационной активности первой группы университетов «Исследовательское лидерство» за период с 2016 по 2021 год

Показатель
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2016-2021
2019-2021
Доходы от приносящей доход деятельности в расчете на 1 НПР, тыс. рублей
1 790
2 049
2 839
3 067
3 108
3 108
73,60%
1,30%
Кол-во статей в базе Scopus на 100 НПР
140
165
189
197
196
196
39,70%
-0,70%
Кол-во статей в базе WoS на 100 НПР
109
158
150
149
136
136
25,50%
-8,40%
НИОКР (без учета средств, выделенных в рамках государственного задания), в расчете на одного НПР, тыс. рублей
702
854
1 302
1 388
1 421
1 723
145,50%
24,10%
Объем доходов от РИД на 1 НПР, тыс. рублей
21
9
23
55
33
145
597,70%
160,60%
Объем исследований и разработок на 1 НПР, тыс. рублей
6 892
7 529
9 229
9 093
9 071
9 071
31,60%
-0,20%
Отношение внебюджетных средств и бюджетных ассигнований в составе ВЗИР
49%
50%
55%
60%
55%
55%
12,10%
-7,80%
Процент иностранных магистров, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров
13%
15%
16%
16%
17%
18%
34,50%
8,70%
Процент магистров, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров в общей численности обучающихся
31%
33%
33%
32%
32%
32%
4,10%
0,20%
Процент ППС в возрасте до 39 лет
31%
31%
31%
32%
32%
32%
1,10%
0,50%
Источник: составлено автором по данным: Мониторинг-2022. Ежегодный мониторинг деятельности организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo&year=2022 (дата обращения: 01.06.2023).

В ведущих российских университетах за 6 лет все показатели показали прирост. Больше всех выросли доходы от РИД на одного НПР – 597,7%. Минимальный прирост процента магистров и аспирантов – 4,1%. Однако в среднем по 360 университетам показатель снизился на 9,3%.

Оценивая взаимосвязь между ключевыми показателями инновационной активности ведущих университетов, возможно определить причинно-следственную связь успешности ведущих университетов в инновационной деятельности, а в дальнейшем – перенять их опыт. Отметим, что инновационная активность связана со множеством показателей, которые находятся во взаимосвязи и взаимовлиянии.

Высокий уровень инновационной активности университетов является следствием высокой исследовательской активности.

Заключение

Работа дополняет ранее проведенные исследования. Она охватывает 360 российских университетов, 136 их показателей за период с 2016 по 2021 год. В статье приводятся десять показателей инновационной активности университетов согласно национальным проектам и программам. Проведен корреляционный анализ упомянутых выше показателей и 136 показателей ежегодного мониторинга университетов.

Оригинальность подхода вызвана тем, что анализируются показатели инновационной активности множества университетов, выделяются в качестве ориентира ведущие российские университеты.

Цель данного исследования анализ влияния спектра показателей ежегодного мониторинга университетов на показатели его инновационной активности достигнута. Выявлена значительная корреляционная связь между множеством показателей: средними баллами ЕГЭ, числом иностранных профессоров на одного НПР, числом статей с зарубежными организациями, уровнем заработной платы и рядом других.

Подтвердилась гипотеза связи между высокими средними баллами по ЕГЭ среди поступающих в ведущие вузы и показателями инновационной активности данных вузов.

Дальнейшие исследования автор рассматривает в области детального анализа причинно-следственных связей между показателями, а также углубленного изучения каждого из показателя инновационной активности университета.

Несомненно, что ведущие университеты страны определяют её будущее. Университеты становятся ведущими через повышение уровня своей инновационной активности.

[1] Национальные проект "Наука и университеты". [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/nac_project/ (дата обращения: 01.04.2023).

[2] Паспорт приоритетного проекта "Вузы как центры пространства создания инноваций". Правительство РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/OnTUmegFLNj5Uqtac57y1WG1EtMG9ABe.pdf (дата обращения: 01.04.2023).

[3] Приоритет 2030. Государственная программа поддержки университетов РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://priority2030.ru/ (дата обращения: 01.04.2023).

[4] Мониторинг-2022. Ежегодный мониторинг деятельности организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo&year=2022 (дата обращения: 01.06.2023).

[5] Интерфакс-Инновации. Национальный рейтинг университетов. [Электронный ресурс]. URL: https://academia.interfax.ru/ru/ratings/?rating=8&year=2023&page=1 (дата обращения: 01.04.2023).

[6] Трек «Исследовательское лидерство». Программа 2030. [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/education/obyavleny-vuzy-kotorye-poluchat-spetsgranty-programmy-prioritet2030/ (дата обращения: 01.04.2023).


References:

Indikatory innovatsionnoy deyatelnosti: 2023 : statisticheskiy sbornik [Indicators of innovation activity: 2023 : statistical collection] (2023). (in Russian).

Berestov A.V., Guseva A.I., Kalashnik V.M. i dr. (2020). Proekt Natsionalnyy issledovatelskiy universitet - drayver rossiyskogo vysshego obrazovaniya [Project “National research university” - driver of Russian higher education]. Higher education in Russia. (6). 22-34. (in Russian). doi: 10.31992/0869-3617-2020-6-22-34.

Davydova T.E. (2014). Razvitie chelovecheskogo potentsiala v usloviyakh partnerstva vuzov, korporativnogo sektora i gosudarstva [Human development under the conditions of higher education partnership corporate sector and the state]. Modern economy: problems and solutions. (2(50)). 95-104. (in Russian).

Davydova T.E. (2022). Prediktory uspeshnogo razvitiya universiteta v innovatsionnoy ekosisteme [Predictors of successful university development in the innovation ecosystem]. Organizer of Production. (1). 158-169. (in Russian). doi: 10.36622/VSTU.2022.12.19.015.

Gertsik Yu.G., Moskovkin V.M. (2021). Povyshenie konkurentosposobnosti rossiyskikh vuzov i rol gosudarstvennyh programm v razvitii vysshego obrazovaniya [Improving the competitiveness of Russian universities and the role of state programs in the development of higher education]. Ekonomika nauki. (1). 39-50. (in Russian). doi: 10.22394/2410-132X-2021-7-1-39-50.

Guba K.S. (2022). Naukometricheskie pokazateli v otsenke rossiyskikh universitetov: obzor issledovaniy [Scientometric indicators in the evaluation of Russian universities: a literature review]. Mir Rossii. Sotsiologiya. Etnologiya. (1(31)). 49-73. (in Russian). doi: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-49-73.

Guseva A.I., Kalashnik V.M., Kaminskiy V.I., Kireev S.V. (2022). Issledovatelskoe liderstvo programmy Prioritet-2030: faktory uspekha [Research leadership of the “Priority 2030” program: success factors]. Higher education in Russia. (1(31)). 42-58. (in Russian). doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-1-42-58.

Guseva A.I., Kalashnik V.M., Kaminskiy V.I., Kireev S.V. (2023). Pervyy god realizatsii programmy «Prioritet-2030»: pozitivnye rezultaty i problemnye napravleniya universitetov issledovatelskogo treka [The first year of the Priority 2030 program implementation: positive results and problem areas of research track universities]. Higher education in Russia. (3). 9-25. (in Russian). doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-3-9-25.

Karapetyants I., Kostuhin Y., Tolstykh T. (2017). Establishment of research competencies in the context of Russian digitalization Proceedings of the 30th International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2017 - Vision 2020: Sustainable Economic development, Innovation Management, and Global Growth. 845-854.

Lavrinenko Ya.B., Tinyakova V.I., Geokchakyan A.G. (2022). Analiz napravleniy publikatsionnoy aktivnosti vedushchikh innovatsionnyh universitetov [Analysis of the directions of publication activity of the leading innovative universities]. Competitiveness in the global world: economy, science, technology. (5). 282-292. (in Russian).

Petrov A.N., Kurakova N.G. (2019). Problemy dostizheniya sistemnosti tselevyh pokazateley natsionalnogo proekta Nauka [Problems of achieving systematic targets of the national project science]. Ekonomika nauki. (1). 4-18. (in Russian). doi: 10.22394/2410-132X-2019-5-1-4-18.

Pogarskaya O.S. (2013). Universitetskiy transfer tekhnologiy kak klyuchevoy faktor razvitiya rossiyskoy ekonomiki znaniy [University technology transfer as a key factor in the development of the Russian knowledge economy]. Herald of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. (4). 504-511. (in Russian).

Pogarskaya O.S. (2016). Algoritm otsenki kommercheskogo potentsiala nauchno-tekhnicheskikh razrabotok [Algorithm of estimation of commercial potential of scientific and technical developments]. Upravlenie gorodom: teoriya i praktika. (1). 34-39. (in Russian).

Preobrazhenskiy B.G., Tolstyh T.O., Shkarupeta E.V. (2018). Transformatsiya dolzhnostey, kompetentsiy i profiley v usloviyakh tsifrovizatsii [Transformation of positions, competences and profiles in the conditions of digitalization]. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. (3). 151-156. (in Russian).

Semenov E.V. (2020). Proizvodstvo pokazateley kak mekhanizm podavleniya proizvodstva znaniy, tekhnologiy i kompetentsiy [The production of indicators as a mechanism for suppressing the production of knowledge, technologies and competencies]. Upravlenie naukoy: teoriya i praktika. (1(2)). 69-93. (in Russian). doi: 10.19181/smtp.2020.2.1.4.

Suray N.M., Tatochenko A.L., Mamaeva N.A. i dr. (2022). Metrologicheskiy podkhod k opisaniyu rezultatov mirovyh universitetskikh reytingov kak instrument uspeshnoy realizatsii programmy Prioritet 2030 v otechestvennoy vysshey shkole [Metrological approach to the description of the results of the world university rankings as a tool for the successful implementation of the “Ppriority 2030” program in the domestic higher school]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. (4). 21-29. (in Russian).

Tinyakova V.I. (2022). Issledovanie urovnya innovatsionnosti stran mira vo vzaimosvyazi s ikh raskhodami na vysshee obrazovanie [The study of the level of innovation of the countries of the world in relation to their spending on higher education]. Nauchnyy rezultat. Ekonomicheskie issledovaniya. (1(8)). 121-133. (in Russian). doi: 10.18413/2409-1634-2022-8-1-0-12.

Tinyakova V.I., Morozova N.I., Ziroyan M.A., Falkovich E. B. (2018). Monitoring of human resources and a new educational structure for training specialists as key factors to reactivate the system of consumer cooperation in Russia Amazonia Investiga. 7 (17). 353-359.

Tsymbal A.A., Bikmetov A. R. (2020). Vliyanie akseleratsii innovatsionnyh proektov pri vuzakh na innovatsionnuyu deyatelnost po sredstvam malyh innovatsionnyh predpriyatiy [The impact of acceleration of innovative projects at universities on innovative means small innovative enterprises] Innovative approaches to solving technical and economic problems. 177-181. (in Russian).

Volkov A.T. (2017). Pokazateli otsenki innovatsionnoy aktivnosti i slozhnosti ikh opredeleniya [Criteria for evaluating innovation activity and challenges in defining it]. Ekonomika nauki. (4). 240-249. (in Russian).

Страница обновлена: 26.04.2025 в 14:30:54