Создание малых инновационных фирм на базе экономических университетов

Корнеева Е.Н.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (42), Июнь 2010

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15112916
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В современных условиях центром интеграции инновационной активности в России может стать система вузовской и академической науки. Наряду с ведущими техническими вузами страны экономические университеты планируют включиться в процесс создания малых инновационных фирм, что позволит реализовать значительный научный потенциал преподавателей и студентов, а также создаст рынок квалифицированных консультационных услуг.

Ключевые слова: консалтинг, консультационные услуги, малые инновационные предприятия, интеграция науки и бизнеса



В ближайшие годы российская промышленность не сможет стать локомотивом инновационного развития из-за отсутствия финансовых ресурсов, кадров, неэффективной структуры управления инновационной деятельностью. В связи с этим в качестве центров системной интеграции инновационной активности в России целесообразно рассматривать ведущие университеты страны.

Роль вузов в инновационных процессах

Как показывает мировой опыт, вузы играют большую роль в инновационных процессах. В развитых странах мира все учебные заведения проводят активную инновационную политику и стремятся иметь высокий инновационный рейтинг. В России же доля высших учебных заведений среди всех организаций, которые занимаются исследованиями и разработками, за последнее десятилетие составляла лишь около 10%.

Несмотря на это на сегодняшний день университеты являются авангардом современной науки и основными поставщиками научных кадров для наукоемкого производства. В вузах страны работает более половины отечественных ученых и формируется новое поколение исследователей. При условии государственной поддержки ведущие вузы могут образовать систему консалтинговых центров для предпринимательского сектора, а также стать партнерами бизнеса в продвижении инновационной продукции на рынок.

На пути реализации этих перспектив в августе 2009 года принят Федеральный закон №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

Законом предусматривается наделение бюджетных научных и образовательных учреждений правом самостоятельно создавать хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным научным и образовательным учреждениям.

В качестве вклада в уставные капиталы малых предприятий научные учреждения и вузы могут вносить право использования результатов интеллектуальной деятельности, денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в их оперативном управлении.

Подавляющее большинство участников обсуждения закона на интернет-сайте «Президент России – молодым ученым и специалистам» считают, что с принятием закона возможности коммерциализации интеллектуальной собственности государственных вузов и научно-исследовательских организаций существенно увеличатся.

Следует отметить, что ожидаемого бурного развития малых предприятий на базе вузов и НИИ пока не наблюдается. При этом необходимо принимать во внимание, что вузам нужно время на поиск инвесторов, на регистрацию фирм, на отработку механизмов взаимодействия. По результатам мониторинга, проведенного Федеральным агентством по образованию, 121 вуз готов создать 925 МИП с общей суммой рабочих мест в 11485 человек.

Реализация закона

Для полноценной реализации закона необходимо создать в вузах и научных организациях соответствующую организационно-техническую инфраструктуру и методическую базу, подготовить или привлечь соответствующих специалистов.

Организация малых инновационных фирм на базе крупных университетов может обеспечить последним следующие важные преимущества:

  • децентрализация инновационной деятельности университета при сохранении контроля над ней;
  • привлечение высококвалифицированного персонала, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;
  • получение университетом дополнительных доходов от работы инновационной фирмы;
  • развитие базы практики студентов, в первую очередь будущих инновационных менеджеров;
  • ориентация малого инновационного предприятия на трудоустройство выпускников данного университета;
  • дополнительная реклама деятельности университета через рост деловых связей инновационной фирмы;
  • рост престижа университета, включившегося в государственную программу по созданию малых инновационных предприятий.
  • Эксперты полагают, что в ближайшей перспективе в процессе реализации рассматриваемых законодательных инициатив на первый план по своей значимости выйдет экономическая составляющая: объективная оценка инновационного потенциала научно-технических разработок и объектов интеллектуальной собственности, маркетинговый анализ, бизнес-планирование, привлечение инвестиций, участие в управлении учрежденных при университетах и НИИ обществ.

    В процесс решения обозначенных задач целесообразно включиться экономическим вузам, которые планируют создание на своих площадях малых инновационных фирм. Университеты, имеющие в своем составе экономические институты и факультеты, могут и должны учреждать консалтинговые фирмы, что позволит реализовать существенный научный потенциал преподавателей и студентов, а также создаст привлекательный для малого и среднего бизнеса рынок квалифицированных и доступных по цене консультационных услуг.

    Управленческое консультирование предприятий

    В современных условиях российским предприятиям не хватает внутренних ресурсов для своевременного реагирования на происходящие во внешней среде изменения. В этой ситуации необходима помощь внешних консультантов, от которых предприниматели ждут квалифицированных решений конкретных проблем. В условиях рынка развитие отрасли управленческих консалтинговых услуг практически неизбежно, однако спрос на управленческие консультационные услуги в нашей стране пока еще слабый. Сложившаяся практика отечественного консалтинга такова, что крупные предприятия предпочитают услуги агентств с мировым именем, а у средних и малых предприятий нет средств на привлечение внешних консультантов.

    Консалтинг как явление и процесс представляет собой комплекс знаний и навыков научного поиска и исследований, постановки экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, научных обобщений и научного обоснования проектов для успешного развития организации. Управленческое консультирование является наукой, основу которой составляют достижения экономики, менеджмента, психологии, научной организации труда, маркетинга, организационного поведения и других наук. Как вид интеллектуальной профессиональной деятельности и услуга управленческий консалтинг заключается в профессиональном содействии управленческому персоналу различных организаций в решении проблем их функционирования и развития. Создание консалтинговых фирм при вузах, которые способны обеспечить необходимую интеграцию научных знаний и целей развития бизнеса, может существенно ускорить формирование отечественного рынка квалифицированных консультационных услуг.

    Вывод

    Таким образом, создание малых консалтинговых фирм в составе экономических университетов может оказать стимулирующее воздействие не только на развитие науки, но и на создание благоприятного для развития бизнеса инновационного климата.


    Источники:

    1. Блинов А.О., Бутырин Г.Н., Добренькова Е.В. Управленческий консалтинг корпоративных организаций. – М.: ИНФРА-М, 2002.
    2. Газизов Ф.А., Князева С.Н. Создание малых инновационных предприятий при вузах и научных учреждениях Удмуртской Республики // http://www.istu.ru.
    3. Кулапина Г.М. Обслуживание малого и среднего бизнеса для повышения его конкурентоспособности. – М.: NOTA BENE, 2005.
    4. Портал дистанционного правового консультирования предпринимателей. Материалы ИА «Альянс Медиа» // http:// www.dist-cons.ru.
    5. Федосова Р.Н. Инновационная политика высшего учебного заведения. – М.: Экономика. – 2006.

    Страница обновлена: 26.09.2024 в 20:37:22