Оценка эффективности взаимодействия в инновационной экосистеме университета
Пономарева О.Н.1
1 Уральский государственный медицинский университет, Россия, Екатеринбург
Скачать PDF | Загрузок: 11 | Цитирований: 13
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44082141
Цитирований: 13 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В экономике знаний высшее образование становиться мощным инструментом технического обновления экономики, что повышает значимость инновационной деятельности учреждений высшей школы. Мировой опыт показывает: эффективность инновационного процесса может быть повышена посредством инновационной экосистемы, где вуз является центром, вокруг которого группируют ресурсы ее участников. В связи с этим предложено оценить результативность функционирования системы через инновационную активность вуза. Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении теории управления инновационной активностью университета. Практическая - возможностью использования полученных результатов службой менеджмента вуза для снижения рисков инновационной деятельности экосистемы университета
Ключевые слова: Университет, оценка инновационной активности вуза, инновационная экосистема вуза, эффективность сетевых взаимодействий
JEL-классификация: O31, O32, O33, I23
Введение
В экономике знаний усиливается значение инновационной деятельности университета. Следует признать, что инновационная активность основной массы российских вузов не соответствует современным требованиям. Мировой опыт показывает, что повышение эффективности инновационного процесса возможно в условиях инновационной экосистемы университета. Сочетание участников (государства, вуза, науки и бизнеса) в системе может быть различным, поэтому важно знать результативность функционирования системы.
Исследования автора в области инновационной активности вуза опираются на труды И. Адизеса, Р.Р. Нельсона, С. Дж. Уинтера, Н.В. Лютченко, Ю.И. Селиверстова, К.Н. Сергеевой, Е.А. Угнич, М.А. Изотова, И.И. Волощенко [1, 7, 9, 14, 18] (Lyulyuchenko, Seliverstov, 2017; Nelson, Uinter, 2002; Sergeeva, 2015; Ugnich, Izotov, Voloshchenko, 2015). Большой вклад в формирование научных подходов к комплексной оценке потенциала и инновационной активности организации и вуза внесли В.А. Антропов, О.А. Латуха, Л.Н. Николаева, Н.В. Таганова, А.А. Трифилова [3, 6, 11, 15. 16] (Antropov, 2013; Latukha, 2007; Nikolaeva, 2012; Taganova, 2007). Цель исследования заключается в разработке инструментария оценки инновационной активности вуза как индикатора, характеризующего эффективность взаимодействия в инновационной экосистеме университета. Автором использованы статистический и логический методы анализа.
Согласно экосистемному подходу, инновационная экосистема вуза представляет собой системное сообщество, где вуз является центральным звеном, вокруг которого другие его члены объединяются и комбинируют свои ресурсы на взаимовыгодных условиях; действует на принципах самоорганизации, саморегуляции и саморазвития [4, 7, 14, 18]. Основная цель экосистемы – обеспечить условия для создания и продвижения вузовских инноваций, включая их коммерциализацию. Вуз в этой системе берет на себя функцию организатора сетевых взаимодействий между участниками инновационной экосистемы, каждый из которых имеет свои, характерные только для него показатели инновационной деятельности (табл. 1).
Таблица 1
Характеристика инновационной деятельности участников экосистемы университета
Субъект инновационной экосистемы
|
Показатели, характеризующие инновационную активность
субъекта инновационной экосистемы
|
Университет
|
Качество и количество специалистов
инновационной деятельности; количество ППС* и студентов, участвующих в
инновационной деятельности; величина финансовых и иных ресурсов, вовлекаемых (полученных)
от инновационной деятельности; количество разработанных инноваций и др.
|
Государство
|
Объем финансирования вузов
(материально-техническая оснащение; пополняемость библиотек и других
информационных источников, зарплата ППС* и т. п.); количество грантов и
др.
|
Предприятие
(бизнес)
|
Количество разработанных
(коммерциализованных) совместно с вузом инноваций; количество участников
инновационного проекта и др.
|
Академическое
научное сообщество
|
Количество совместно с вузом проведенных
исследований, количество участников, количество лицензий и др.
|
Межвузовское
взаимодействие
|
Количество студентов, подготовленных
за рубежом и в других вузах страны; количество привлеченных ППС* (в том числе
кандидатов наук, докторов наук, включая зарубежные); совместные проекты и
исследования и др.
|
Источник: составлено автором.
Если рассматривать развитие экосистемы организации с позиции эволюционных теорий инноваций и развития организации [1, 9], то можно утверждать: ее поступательное развитие определяется интенсивностью инновационной деятельности. Вуз является ядром инновационной экосистемы, поэтому результат мониторинга инновационной активности вуза свидетельствует об эффективности взаимодействия между субъектами системы и позволяет выделить факторы, способствующие ее повышению.
Анализ научной литературы показал, что для оценки инновационной активности организаций и вуза, в частности, чаще всего привлекают формальный, ресурсно-затратный и результатный подходы. Применение первого позволяет выделить инновационно активные вузы, если они представлены в национальных или международных рейтингах [5] (Larionova, 2011). Привлечение последних обеспечило формирование принципов, заложенных в авторскую методику: оценка показателей, характеризующих инновационную активность, осуществляется в баллах; итоговый показатель – это результат аддитивной модели; привлечение показателей, учитывающих особенности инновационной деятельности вуза [3, 6, 11, 15, 16] (Antropov, 2013; Latukha, 2007; Nikolaeva, 2012; Taganova, 2007).
Выделим совокупность показателей инновационной активности вуза. Для этого научно-исследовательскую деятельность вуза разделим на два направления – ресурсы и результаты. Выделяются такие показатели, как количество и качество кадров, привлекаемых к инновационной деятельности; интеллектуальный потенциал; объем материальной и информационной базы инновационной деятельности [11]; объем разработанного и/или коммерциализованного инновационного продукта.
В инновационной экосистеме огромную роль играет качество корпоративной среды и менеджмента вуза, оценка которых осуществляется экспертным методом и качественными показателями [6, 10, 17]. Экспертом выступает лицо, производящее оценку, но для сглаживания субъективных факторов показатели и шкалы четко прописаны в инструментарии. В результате исследований автором выделены четыре группы показателей инновационной активности вуза как ядра экосистемы (рис.).
Рисунок. Показатели инновационной активности
Источник: составлено автором.
Оценка по каждому показателю групп «ресурсы» и «результаты» осуществляется в баллах по шкале, предложенной автором и базирующейся на шкале Чеддока [12], которая совмещает количественные и качественные стороны показателя (табл. 2). Итоговая оценка по каждой группе определяется по аддитивной модели.
Таблица 2
Типология инновационной активности вуза
Шкала для оценки (шкала Чедокка) |
0,10 - 0,29 |
0,30 - 0,49
|
0,50 - 0,69
|
0,70 -0,89
|
0.90-0,99
|
Интегральная
оценка инновационной активности вуза,
КИАВ, балл. |
0,00
|
0,01 –0,99 |
1,00-1,99
|
2,00-2,99
|
3,00-4,00
|
Тип инновационной активности вуза |
отсутствует
|
низкая |
средняя
|
высокая
|
максимальная |
Показатели корпоративной среды и менеджмента имеют качественный характер, поэтому привлекается экспертный метод и шкала желательности Е. Харрингтона. [17], расширенная автором графой баллов (табл. 3). Интегральная оценка инновационной активности вуза (КИАВ) есть средняя арифметическая из четырех ранее полученных результатов. Согласно полученному результату, определяют тип инновационной активности вуза (табл. 2) и направления ее развития (табл. 4).
Таблица 3
Шкала желательности Е. Харрингтона
Желательность
|
Отметки на
шкале желательности
|
Количество баллов
|
Очень хорошо
Хорошо Удовлетворительно Плохо Очень плохо |
0,800–1,000
0,630–0,799 0,370–0,629 0,200–0,369 0,000–0,199 |
4
3 2 1 0 |
Эффективное взаимодействие между субъектами экосистемы вуза характеризуется положительной тенденцией инновационной активности университета. В связи с этим проведено исследование инновационной деятельности 25 вузов, входящих в национальный рейтинг по версии ЭКСПЕРТ РА (вуз отбирался, если представлен в рейтинге 2017–2019 гг.). В результате выделены факторы, способствующие повышению и снижению инновационной активности вуза, а также перспективные направления ее наращения (табл. 4). Аналогичный анализ также необходим для выявления методов управления, которые направлены на повышение величины инновационной активности университетов. Этот вопрос автор уже рассматривал в других своих работах, но с других позиций: управление научно-образовательным потенциалом вуза [8] (Kozlova, Ponomareva, 2017) и типология университетов и их влияние на качество человеческого капитала [13] (Ponomareva, 2019).
Таблица 4
Направления развития инновационной активности университета
К ИАВ, балл/
тип ИАВ |
Характеристика ИАВ* |
Факторы, снижающие ИАВ |
Факторы, повышающие ИАВ |
Перспективные направления развития ИАВ |
3,0- 4,0
Максимальная |
1.
Расширение структуры вуза за счет создания новых инновационных структур.
2. Вуз разрабатывает стратегии развития инновационной активности для системы высшего образования в целом. 3. Вуз имеет узнаваемый бренд |
Незначительные |
1.
Реализация ИА в нескольких направлениях. 2. Определяет стратегии развития ИА
для системы высшего образования в целом.
3. Возможность создания новых инновационных структур |
1.
Участие в нескольких крупных инновационных проектах.
2. Подготовка специалистов по организации инновационной деятельности ИЭВ. 3. Взаимодействие с бизнесом и академической наукой |
2,0-2,99
Высокая |
1.
Работает по нескольким независимым приоритетным направлениям ИА.
2. Проникновение на рынок инноваций и закрепление на нем за счет реализации инновационных проектов. 3. Инновационная инфраструктура вуза задействована максимально, поэтому обсуждается вопрос создания новой |
1.
Недостаток долгосрочных ресурсов.
2. Требуется наблюдение за динамикой величины корпоративной среды и менеджмента |
1.
Использует достижения собственного опыта ИА и других вузов.
2. Продвижение вузовских инноваций. |
1.
Разработка и освоение новых и (или) инновационных технологий, включая
образовательные.
2. Самостоятельно работать над сравнительно небольшим количеством инновационных проектов. 3. Взаимодействие с бизнесом и академической наукой |
1,0-1,99
Средняя |
1.
Величина инновационной активности имеет неустойчивый характер, но
положительную тенденцию.
2. Разработанные инновации субъекты ИЭВ пытаются продвинуть и (или) коммерциализовать, но только некоторые из них достигают поставленной цели |
1.
Требуется привлечение дополнительных ресурсов из внешних источников.
2. Состояние корпоративной среды и менеджмента не устойчивое, поэтому требуется постоянное наблюдение |
1.
Вуз выбирает и сосредотачивается на решении одной конкретной проблемы.
2. Вуз способен анализировать большое количество информации с целью выбора наилучшего варианта для решения какой-либо задачи |
4.
Коммерциализация наиболее удачных инновационных проектов.
5. Постоянная апробация методов, способствующих повышению инновационной активности с целью выявления наиболее эффективного |
0,01-0,99
Низкая |
2.
Формируются идеи по развитию инновационной активности, на основании которых
определяется круг задач развития ИЭВ.
3. Поиск дополнительных ресурсов через привлечение других субъектов ИЭВ |
1.
Дефицит или отсутствие ресурсов.
2. Состояние корпоративной среды и менеджмента переменчивое, поэтому появляется сильная угроза для инновационной активности |
1.
Вуз не нуждается в детальном понимании проблемы в целом, чтобы приступить к
работе над частью инновационного проекта
|
1.
Концентрация на ограниченном количестве инноваций.
2. Расширение участников существующей инновационной экосистемы |
Дополнительным инструментом выступает бенчмаркинг. Бенчмаркером выбирают вуз, имеющий максимальную инновационную активность в данной группе, стране (регионе). В этом случае университеты можно разделить не только по уровню инновационной активности, но и определить критичность взаимоотношений в инновационной экосистеме и определить целесообразность ее функционирования. Процентное соотношение по критичности принято в соответствии с общепринятыми параметрами коэффициентов взаимосвязи (табл. 5) [12].
Таблица 5
Типология экосистемы вуза по уровню развития инновационной активности университета
Тип экосистемы вуза по уровню развития
инновационной активности университета
|
Характеристика экосистемы вуза
|
1 группа
|
Если текущее значение инновационной активности
вуза составляет не менее 80% от выбранного значения-эталона, то это
свидетельствует о том, что величина инновационной активности вуза меняется
незначительно, поэтому состав участников экосистемы не требует изменений
|
2 группа
|
Если текущее
значение инновационной активности вуза составляет 50–80% от значения-эталона,
что свидетельствует о значительном ее изменении, поэтому требуется замена
субъектов экосистемы, имеющих низкую инновационную активность
|
3 группа
|
Если
текущее значение составляет менее 30–50% и менее от значения-эталона, что
свидетельствует о критическом изменении величины инновационной активности
вуза, поэтому необходима замена всех участников инновационной экосистемы и
формирование новой
|
Заключение
В экономике знаний большое значение приобретает инновационная деятельность учреждений высшей школы, которая выходит на новый уровень реализации. Ранее каждый вуз самостоятельно разрабатывал методы, повышающие инновационную активность, но теперь этого недостаточно. В экономике знаний необходимо совмещать ресурсы участников инновационной деятельности, чтобы увеличить ее интенсивность. В таких обстоятельствах положительная тенденция инновационной активности вуза выступает индикатором эффективности взаимодействия участников в инновационной экосистеме университета. Проводя мониторинг инновационной активности с помощью авторского инструментария, вуз имеет возможность оценить качество экосистемы и тем самым предупредить замену ее участников; выделить факторы, положительно (отрицательно) влияющие на ее интенсивность, а значит, снизить риск ведения инновационной деятельности; определить перспективные направления развития экосистемы, что позволяет целесообразно использовать ее ресурсы.
Источники:
2.Антоненко И.В. Типология и классификация инновационного потенциала экономических систем. // Проблемы современной экономики.-2010.-№2(34) [Электронный ресурс]. URL:http://m-economy.ru/author/php?nAuthorId=2109 (дата обращения: 10.01.2020).
3.Антропов В.А. Проблемы модернизации и инноваций в российском профессиональном образовании.- Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013, 104с.;
4.Боргес Н.М. Принципы управления вузом на основе самоорганизации. [Электронный ресурс].URL:ssc.smr.ru›media/ ipuss_conf/ 13/4_07.pdf (дата обращения: 10.01.2020).
5. Ларионова М.В. Сравнительный анализ опыта оценки исследовательского потенциала университетов // Вестник международных организаций.- 2011.-№1(32).- с.4-28- eLIBRARY ID: 16162270
6. Латуха О.А. Комплексная оценка деятельности вуза:теоретические и методические аспекты: автореф. диссертации Комплексная оценка деятельности вуза:теоретические и методические аспекты канд. экон. наук:08.00.05 /Латуха О.А.- Новосибирск,2007.[Электронный ресурс]. URL: http://np.tu-bryansk.ru/doc/any/1.doc (дата обращения: 10.03.2020).
7.Люлюченко М.В., Селиверстов Ю.И. Инновационная экосистема вуза как фактор инновационного развития государства//Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт.-2017.-№12.-с.61-63.- elibrary ID:30710227.
8.Козлова О.А., Пономарева О.Н. Комплексный подход к моделированию системы управления научно-образовательным потенциалом вуза.// Экономическая теория.-2017.-№4,с.243-252 - elibrary ID:30684930
9.НельсонР.Р., Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений / Нельсон Р.Р., Уинтер С.Дж.-М.:Дело,2002-536с. [Электронный ресурс]. URL: http: // nel_son_r_r_uinter_s_dzh_evolyutsionnaya_ teoriya_
ekonomiches.pdf (дата обращения: 10.03.2020).
10. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура [Электронный ресурс].URL:http://masters.domtu.org (дата обращения: 10.03.2020).
11.Николаева Л.Н. Методологические основы оценки инновационного потенциала вузовского сектора науки и его влияние на развитие бизнес-среды: автореф. диссертации Методологические основы оценки инновационного потенциала вузовского сектора науки и его влияние на развитие бизнес – среды доктора эк. наук: 08.00.05.- Владивосток.-2012. [Электронный ресурс]. URL:http://vvsu/ru//filis/11F903D-33CC-4EFO-94C9-3454A1809825.pdf (дата обращения: 10.03.2020).
12.Общая теория статистики: Статистическая методология изучения коммерческой деятельности: Учебник/ Под ред.О.Э. Башиной, А.А. Спирина.-5-е изд. доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика,2000.-440с
13. Пономарева О.Н. Роль современных моделей университетов в формировании человеческого капитала // ЦИТИСЭ.-2019.-№5(22),с.344-353 - DOI: 10.15350/24097616.2019.5.31- eLIBRARY ID: 42327457
14.Сергеева К.Н.Формирование конкурентноспосбной инновационной экосистемы университета: автореф. дис. …канд. экон. наук: 08.00.05.-М.-2015.-30с. [Электронный ресурс].URL:http:// https://new-disser.ru/_avtoreferats/01007940277.pdf (дата обращения: 15.04.2020).
15.Таганова Н.В.Современные методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса: автореф. дис. …канд. экон. наук: 08.00.05.-М.,2007.-58с. [Электронный ресурс]. URL:http://BiblioFond.ru. (дата обращения: 10.03.2020).
16.Трифилова А.А. Оценка инновационной активности предприятия [Электронный ресурс]. URL:http:// innov.etu.ru› innov/actual.nsf/ /…/…/$FILE/_…_.doc (дата обращения: 20.03.2020).
17.Шляхто И.В. Оценка инновационного потенциала промышленного предприятия // Вестник Брянского университета. [Электронный ресурс].URL: http://www.tu-bryansk.ru/doc/vestnik/1_2006/shlyahto.doc (дата обращения: 30.07.2013).
18.Угнич Е.А., Изотов М.А., Волощенко И.И. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности в университетах: концепция инновационной экосистемы //Интернет-журнал «Науковедение».-2015.-№4. [Электронный ресурс].URL:http:naukovedenie.ru/PDF/30EVN415.pdf DOI:10.15862/30EVN415 (дата обращения: 30.03.2020)
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:55:47