Оценка эффективности взаимодействия в инновационной экосистеме университета

Пономарева О.Н.1
1 Уральский государственный медицинский университет, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)

Цитировать:
Пономарева О.Н. Оценка эффективности взаимодействия в инновационной экосистеме университета // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 3. – С. 1711-1720. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110522.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44082141
Цитирований: 13 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В экономике знаний высшее образование становиться мощным инструментом технического обновления экономики, что повышает значимость инновационной деятельности учреждений высшей школы. Мировой опыт показывает: эффективность инновационного процесса может быть повышена посредством инновационной экосистемы, где вуз является центром, вокруг которого группируют ресурсы ее участников. В связи с этим предложено оценить результативность функционирования системы через инновационную активность вуза. Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении теории управления инновационной активностью университета. Практическая - возможностью использования полученных результатов службой менеджмента вуза для снижения рисков инновационной деятельности экосистемы университета

Ключевые слова: Университет, оценка инновационной активности вуза, инновационная экосистема вуза, эффективность сетевых взаимодействий

JEL-классификация: O31, O32, O33, I23

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В экономике знаний усиливается значение инновационной деятельности университета. Следует признать, что инновационная активность основной массы российских вузов не соответствует современным требованиям. Мировой опыт показывает, что повышение эффективности инновационного процесса возможно в условиях инновационной экосистемы университета. Сочетание участников (государства, вуза, науки и бизнеса) в системе может быть различным, поэтому важно знать результативность функционирования системы.

Исследования автора в области инновационной активности вуза опираются на труды И. Адизеса, Р.Р. Нельсона, С. Дж. Уинтера, Н.В. Лютченко, Ю.И. Селиверстова, К.Н. Сергеевой, Е.А. Угнич, М.А. Изотова, И.И. Волощенко [1, 7, 9, 14, 18] (Lyulyuchenko, Seliverstov, 2017; Nelson, Uinter, 2002; Sergeeva, 2015; Ugnich, Izotov, Voloshchenko, 2015). Большой вклад в формирование научных подходов к комплексной оценке потенциала и инновационной активности организации и вуза внесли В.А. Антропов, О.А. Латуха, Л.Н. Николаева, Н.В. Таганова, А.А. Трифилова [3, 6, 11, 15. 16] (Antropov, 2013; Latukha, 2007; Nikolaeva, 2012; Taganova, 2007). Цель исследования заключается в разработке инструментария оценки инновационной активности вуза как индикатора, характеризующего эффективность взаимодействия в инновационной экосистеме университета. Автором использованы статистический и логический методы анализа.

Согласно экосистемному подходу, инновационная экосистема вуза представляет собой системное сообщество, где вуз является центральным звеном, вокруг которого другие его члены объединяются и комбинируют свои ресурсы на взаимовыгодных условиях; действует на принципах самоорганизации, саморегуляции и саморазвития [4, 7, 14, 18]. Основная цель экосистемы – обеспечить условия для создания и продвижения вузовских инноваций, включая их коммерциализацию. Вуз в этой системе берет на себя функцию организатора сетевых взаимодействий между участниками инновационной экосистемы, каждый из которых имеет свои, характерные только для него показатели инновационной деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика инновационной деятельности участников экосистемы университета

Субъект инновационной экосистемы
Показатели, характеризующие инновационную активность субъекта инновационной экосистемы
Университет
Качество и количество специалистов инновационной деятельности; количество ППС* и студентов, участвующих в инновационной деятельности; величина финансовых и иных ресурсов, вовлекаемых (полученных) от инновационной деятельности; количество разработанных инноваций и др.
Государство
Объем финансирования вузов (материально-техническая оснащение; пополняемость библиотек и других информационных источников, зарплата ППС* и т. п.); количество грантов и др.
Предприятие (бизнес)
Количество разработанных (коммерциализованных) совместно с вузом инноваций; количество участников инновационного проекта и др.
Академическое научное сообщество
Количество совместно с вузом проведенных исследований, количество участников, количество лицензий и др.
Межвузовское взаимодействие
Количество студентов, подготовленных за рубежом и в других вузах страны; количество привлеченных ППС* (в том числе кандидатов наук, докторов наук, включая зарубежные); совместные проекты и исследования и др.
*ППС – профессорско-преподавательский состав

Источник: составлено автором.

Если рассматривать развитие экосистемы организации с позиции эволюционных теорий инноваций и развития организации [1, 9], то можно утверждать: ее поступательное развитие определяется интенсивностью инновационной деятельности. Вуз является ядром инновационной экосистемы, поэтому результат мониторинга инновационной активности вуза свидетельствует об эффективности взаимодействия между субъектами системы и позволяет выделить факторы, способствующие ее повышению.

Анализ научной литературы показал, что для оценки инновационной активности организаций и вуза, в частности, чаще всего привлекают формальный, ресурсно-затратный и результатный подходы. Применение первого позволяет выделить инновационно активные вузы, если они представлены в национальных или международных рейтингах [5] (Larionova, 2011). Привлечение последних обеспечило формирование принципов, заложенных в авторскую методику: оценка показателей, характеризующих инновационную активность, осуществляется в баллах; итоговый показатель – это результат аддитивной модели; привлечение показателей, учитывающих особенности инновационной деятельности вуза [3, 6, 11, 15, 16] (Antropov, 2013; Latukha, 2007; Nikolaeva, 2012; Taganova, 2007).

Выделим совокупность показателей инновационной активности вуза. Для этого научно-исследовательскую деятельность вуза разделим на два направления – ресурсы и результаты. Выделяются такие показатели, как количество и качество кадров, привлекаемых к инновационной деятельности; интеллектуальный потенциал; объем материальной и информационной базы инновационной деятельности [11]; объем разработанного и/или коммерциализованного инновационного продукта.

В инновационной экосистеме огромную роль играет качество корпоративной среды и менеджмента вуза, оценка которых осуществляется экспертным методом и качественными показателями [6, 10, 17]. Экспертом выступает лицо, производящее оценку, но для сглаживания субъективных факторов показатели и шкалы четко прописаны в инструментарии. В результате исследований автором выделены четыре группы показателей инновационной активности вуза как ядра экосистемы (рис.).

Рисунок. Показатели инновационной активности

Источник: составлено автором.

Оценка по каждому показателю групп «ресурсы» и «результаты» осуществляется в баллах по шкале, предложенной автором и базирующейся на шкале Чеддока [12], которая совмещает количественные и качественные стороны показателя (табл. 2). Итоговая оценка по каждой группе определяется по аддитивной модели.

Таблица 2

Типология инновационной активности вуза


Шкала для оценки
(шкала Чедокка)

0,10 - 0,29
0,30 - 0,49
0,50 - 0,69
0,70 -0,89
0.90-0,99
Интегральная оценка инновационной активности вуза,
КИАВ, балл.
0,00

0,01 –0,99
1,00-1,99
2,00-2,99
3,00-4,00

Тип инновационной активности вуза
отсутствует

низкая
средняя
высокая

максимальная
Источник: составлено автором по данным [12, 15, 16].

Показатели корпоративной среды и менеджмента имеют качественный характер, поэтому привлекается экспертный метод и шкала желательности Е. Харрингтона. [17], расширенная автором графой баллов (табл. 3). Интегральная оценка инновационной активности вуза (КИАВ) есть средняя арифметическая из четырех ранее полученных результатов. Согласно полученному результату, определяют тип инновационной активности вуза (табл. 2) и направления ее развития (табл. 4).

Таблица 3

Шкала желательности Е. Харрингтона

Желательность
Отметки на шкале желательности
Количество баллов
Очень хорошо
Хорошо
Удовлетворительно
Плохо
Очень плохо
0,800–1,000
0,630–0,799
0,370–0,629
0,200–0,369
0,000–0,199
4
3
2
1
0
Источник: составлено автором по данным [17].

Эффективное взаимодействие между субъектами экосистемы вуза характеризуется положительной тенденцией инновационной активности университета. В связи с этим проведено исследование инновационной деятельности 25 вузов, входящих в национальный рейтинг по версии ЭКСПЕРТ РА (вуз отбирался, если представлен в рейтинге 2017–2019 гг.). В результате выделены факторы, способствующие повышению и снижению инновационной активности вуза, а также перспективные направления ее наращения (табл. 4). Аналогичный анализ также необходим для выявления методов управления, которые направлены на повышение величины инновационной активности университетов. Этот вопрос автор уже рассматривал в других своих работах, но с других позиций: управление научно-образовательным потенциалом вуза [8] (Kozlova, Ponomareva, 2017) и типология университетов и их влияние на качество человеческого капитала [13] (Ponomareva, 2019).

Таблица 4

Направления развития инновационной активности университета

К ИАВ, балл/
тип ИАВ

Характеристика ИАВ*

Факторы, снижающие ИАВ

Факторы, повышающие ИАВ

Перспективные направления развития ИАВ
3,0- 4,0
Максимальная
1. Расширение структуры вуза за счет создания новых инновационных структур.
2. Вуз разрабатывает стратегии развития инновационной активности для системы высшего образования в целом.
3. Вуз имеет узнаваемый бренд

Незначительные
1. Реализация ИА в нескольких направлениях. 2. Определяет стратегии развития ИА для системы высшего образования в целом.
3. Возможность создания новых инновационных структур
1. Участие в нескольких крупных инновационных проектах.
2. Подготовка специалистов по организации инновационной деятельности ИЭВ.
3. Взаимодействие с бизнесом и академической наукой
2,0-2,99
Высокая
1. Работает по нескольким независимым приоритетным направлениям ИА.
2. Проникновение на рынок инноваций и закрепление на нем за счет реализации инновационных проектов.
3. Инновационная инфраструктура вуза задействована максимально, поэтому обсуждается вопрос создания новой
1. Недостаток долгосрочных ресурсов.
2. Требуется наблюдение за динамикой величины корпоративной среды и менеджмента
1. Использует достижения собственного опыта ИА и других вузов.
2. Продвижение вузовских инноваций.
1. Разработка и освоение новых и (или) инновационных технологий, включая образовательные.
2. Самостоятельно работать над сравнительно небольшим количеством инновационных проектов.
3. Взаимодействие с бизнесом и академической наукой
1,0-1,99
Средняя
1. Величина инновационной активности имеет неустойчивый характер, но положительную тенденцию.
2. Разработанные инновации субъекты ИЭВ пытаются продвинуть и (или) коммерциализовать, но только некоторые из них достигают поставленной цели
1. Требуется привлечение дополнительных ресурсов из внешних источников.
2. Состояние корпоративной среды и менеджмента не устойчивое, поэтому требуется постоянное наблюдение
1. Вуз выбирает и сосредотачивается на решении одной конкретной проблемы.
2. Вуз способен анализировать большое количество информации с целью выбора наилучшего варианта для решения какой-либо задачи
4. Коммерциализация наиболее удачных инновационных проектов.
5. Постоянная апробация методов, способствующих повышению инновационной активности с целью выявления наиболее эффективного
0,01-0,99
Низкая
2. Формируются идеи по развитию инновационной активности, на основании которых определяется круг задач развития ИЭВ.
3. Поиск дополнительных ресурсов через привлечение других субъектов ИЭВ
1. Дефицит или отсутствие ресурсов.
2. Состояние корпоративной среды и менеджмента переменчивое, поэтому появляется сильная угроза для инновационной активности
1. Вуз не нуждается в детальном понимании проблемы в целом, чтобы приступить к работе над частью инновационного проекта
1. Концентрация на ограниченном количестве инноваций.
2. Расширение участников существующей инновационной экосистемы
Источник: составлено автором.

Дополнительным инструментом выступает бенчмаркинг. Бенчмаркером выбирают вуз, имеющий максимальную инновационную активность в данной группе, стране (регионе). В этом случае университеты можно разделить не только по уровню инновационной активности, но и определить критичность взаимоотношений в инновационной экосистеме и определить целесообразность ее функционирования. Процентное соотношение по критичности принято в соответствии с общепринятыми параметрами коэффициентов взаимосвязи (табл. 5) [12].

Таблица 5

Типология экосистемы вуза по уровню развития инновационной активности университета

Тип экосистемы вуза по уровню развития инновационной активности университета
Характеристика экосистемы вуза
1 группа
Если текущее значение инновационной активности вуза составляет не менее 80% от выбранного значения-эталона, то это свидетельствует о том, что величина инновационной активности вуза меняется незначительно, поэтому состав участников экосистемы не требует изменений
2 группа
Если текущее значение инновационной активности вуза составляет 50–80% от значения-эталона, что свидетельствует о значительном ее изменении, поэтому требуется замена субъектов экосистемы, имеющих низкую инновационную активность
3 группа
Если текущее значение составляет менее 30–50% и менее от значения-эталона, что свидетельствует о критическом изменении величины инновационной активности вуза, поэтому необходима замена всех участников инновационной экосистемы и формирование новой
Источник: составлено автором.

Заключение

В экономике знаний большое значение приобретает инновационная деятельность учреждений высшей школы, которая выходит на новый уровень реализации. Ранее каждый вуз самостоятельно разрабатывал методы, повышающие инновационную активность, но теперь этого недостаточно. В экономике знаний необходимо совмещать ресурсы участников инновационной деятельности, чтобы увеличить ее интенсивность. В таких обстоятельствах положительная тенденция инновационной активности вуза выступает индикатором эффективности взаимодействия участников в инновационной экосистеме университета. Проводя мониторинг инновационной активности с помощью авторского инструментария, вуз имеет возможность оценить качество экосистемы и тем самым предупредить замену ее участников; выделить факторы, положительно (отрицательно) влияющие на ее интенсивность, а значит, снизить риск ведения инновационной деятельности; определить перспективные направления развития экосистемы, что позволяет целесообразно использовать ее ресурсы.


Источники:

Адизес И.К. Управление жизненным циклом корпорации / И.К. Адизес.- 500с. [Электронный ресурс]. URL:http://adizec.pdf (дата обращения: 10.01.2020).
2.Антоненко И.В. Типология и классификация инновационного потенциала экономических систем. // Проблемы современной экономики.-2010.-№2(34) [Электронный ресурс]. URL:http://m-economy.ru/author/php?nAuthorId=2109 (дата обращения: 10.01.2020).
3.Антропов В.А. Проблемы модернизации и инноваций в российском профессиональном образовании.- Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013, 104с.;
4.Боргес Н.М. Принципы управления вузом на основе самоорганизации. [Электронный ресурс].URL:ssc.smr.ru›media/ ipuss_conf/ 13/4_07.pdf (дата обращения: 10.01.2020).
5. Ларионова М.В. Сравнительный анализ опыта оценки исследовательского потенциала университетов // Вестник международных организаций.- 2011.-№1(32).- с.4-28- eLIBRARY ID: 16162270
6. Латуха О.А. Комплексная оценка деятельности вуза:теоретические и методические аспекты: автореф. диссертации Комплексная оценка деятельности вуза:теоретические и методические аспекты канд. экон. наук:08.00.05 /Латуха О.А.- Новосибирск,2007.[Электронный ресурс]. URL: http://np.tu-bryansk.ru/doc/any/1.doc (дата обращения: 10.03.2020).
7.Люлюченко М.В., Селиверстов Ю.И. Инновационная экосистема вуза как фактор инновационного развития государства//Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт.-2017.-№12.-с.61-63.- elibrary ID:30710227.
8.Козлова О.А., Пономарева О.Н. Комплексный подход к моделированию системы управления научно-образовательным потенциалом вуза.// Экономическая теория.-2017.-№4,с.243-252 - elibrary ID:30684930
9.НельсонР.Р., Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений / Нельсон Р.Р., Уинтер С.Дж.-М.:Дело,2002-536с. [Электронный ресурс]. URL: http: // nel_son_r_r_uinter_s_dzh_evolyutsionnaya_ teoriya_
ekonomiches.pdf (дата обращения: 10.03.2020).
10. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура [Электронный ресурс].URL:http://masters.domtu.org (дата обращения: 10.03.2020).
11.Николаева Л.Н. Методологические основы оценки инновационного потенциала вузовского сектора науки и его влияние на развитие бизнес-среды: автореф. диссертации Методологические основы оценки инновационного потенциала вузовского сектора науки и его влияние на развитие бизнес – среды доктора эк. наук: 08.00.05.- Владивосток.-2012. [Электронный ресурс]. URL:http://vvsu/ru//filis/11F903D-33CC-4EFO-94C9-3454A1809825.pdf (дата обращения: 10.03.2020).
12.Общая теория статистики: Статистическая методология изучения коммерческой деятельности: Учебник/ Под ред.О.Э. Башиной, А.А. Спирина.-5-е изд. доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика,2000.-440с
13. Пономарева О.Н. Роль современных моделей университетов в формировании человеческого капитала // ЦИТИСЭ.-2019.-№5(22),с.344-353 - DOI: 10.15350/24097616.2019.5.31- eLIBRARY ID: 42327457
14.Сергеева К.Н.Формирование конкурентноспосбной инновационной экосистемы университета: автореф. дис. …канд. экон. наук: 08.00.05.-М.-2015.-30с. [Электронный ресурс].URL:http:// https://new-disser.ru/_avtoreferats/01007940277.pdf (дата обращения: 15.04.2020).
15.Таганова Н.В.Современные методы оценки инновационного потенциала научной деятельности университетского комплекса: автореф. дис. …канд. экон. наук: 08.00.05.-М.,2007.-58с. [Электронный ресурс]. URL:http://BiblioFond.ru. (дата обращения: 10.03.2020).
16.Трифилова А.А. Оценка инновационной активности предприятия [Электронный ресурс]. URL:http:// innov.etu.ru› innov/actual.nsf/ /…/…/$FILE/_…_.doc (дата обращения: 20.03.2020).
17.Шляхто И.В. Оценка инновационного потенциала промышленного предприятия // Вестник Брянского университета. [Электронный ресурс].URL: http://www.tu-bryansk.ru/doc/vestnik/1_2006/shlyahto.doc (дата обращения: 30.07.2013).
18.Угнич Е.А., Изотов М.А., Волощенко И.И. Коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности в университетах: концепция инновационной экосистемы //Интернет-журнал «Науковедение».-2015.-№4. [Электронный ресурс].URL:http:naukovedenie.ru/PDF/30EVN415.pdf DOI:10.15862/30EVN415 (дата обращения: 30.03.2020)

Страница обновлена: 21.03.2024 в 16:34:59