Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала (на примере ООО «Спортмастер»)
Лобач Ф.С.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 3 (Март 2025)
Аннотация:
В работе рассматриваются ключевые технологии, используемые для эффективной организации процесса обучения в компании, а также перспективы внедрения новых. Актуальность темы статьи обусловлена современными тенденциями цифровизации и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые оказывают значительное влияние на процессы обучения и повышения квалификации персонала в компаниях. В условиях высокой конкуренции на рынке и необходимости постоянного совершенствования профессиональных навыков сотрудников, внедрение информационно-коммуникационных технологий становится ключевым инструментом для оптимизации корпоративного обучения. ООО «Спортмастер», как один из лидеров розничной торговли спортивными товарами, активно развивает внутренние программы обучения персонала. В работе изучается одни из важных научных проблем – вопрос доступности, качества и эффективности процесса развития и корпоративного обучения. Исследование данной темы важно для выявления лучших практик использования ИКТ в корпоративном обучении, анализа их влияния на профессиональный рост сотрудников и повышение конкурентоспособности компании. Кроме того, результаты исследования могут быть полезны для других организаций, стремящихся внедрить современные технологии в свои образовательные процессы. Данная работа будет полезна специалистам по обучению и развитию персонала, методологам, HR-специалистам и руководителям функции обучения. Таким образом, данная статья представляет собой результаты актуального и значимого исследования, направленного на решение задач цифровой трансформации в сфере корпоративного обучения.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, обучение и развитие, корпоративное обучение, дистанционное обучение, электронный курс, обучающая программа, развитие персонала
JEL-классификация: D83, M53, P36, P46
ВВЕДЕНИЕ
Благодаря информационно-коммуникационным технологиям становится возможно решать ключевые задачи бизнеса, связанные с развитием сотрудников, а также повышать эффективность и доступность обучения [20]. При качественном внедрении информационно-коммуникационных технологий возникают различные вызовы, которые важно учитывать и успешно преодолевать. Интеграция информационного-коммуникационных технологий в корпоративное обучение становится стратегически важным шагом для организаций, стремящихся к устойчивому развитию и конкурентоспособности в условиях быстро меняющегося рынка.
При этом важно понимать, что использование традиционных методов и форматов обучения также остается актуальным. В большом количестве компании эти методы остаются частым явлением, влияющим в положительном ключе на улучшение бизнес-показателей через развитие персонала. Синхронное очное обучение имеет ряд положительных характеристик, среди которых более высокая включенность участников, гибкость образовательного процесса. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении должно быть обосновано.
Например, Гладкая К. В. выделяет следующие задачи информационно-коммуникационных технологии в обучении персонала [4]: развитие умения аргументировать свою точку зрения, развитие познавательной и эмоциональной сферы, развитие способности анализировать сложные ситуации.
Присяжнюк А.В считает, что с помощью информационно-коммуникационных технологий могут реализовываться ключевые функции управления персоналом: найм, подбор и отбор персонала, обучение и развитие персонала, оценка персонала [15]. Также важно подчеркнуть, что информационно-коммуникационные технологии могут облегчать процессы взаимодействия и общения сотрудников внутри обучения. В контексте вышесказанного целью исследования является разработка практических подходов к использованию информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала ООО «Спортмастер».
Для реализации данной цели необходимо выполнение следующих задач:
1. Изучить базовые понятия и современные подходы к организации обучения персонала;
2. Изучить сущность понятия информационно-коммуникационных технологий, проанализировать;
3. Проанализировать процесс использования информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала ООО «Спортмастер».
Научная новизна исследования выражена в выявлении ключевых условий использования информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала розничных компаний.
Практическая значимость: разработаны рекомендации по улучшению процесса использования информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала ООО «Спортмастер».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Существует множество определений понятий обучения персонала и повышения квалификации персонала. Одно из них было составлено российским ученой Никитиной Василисой Олеговной: обучение персонала — это непрерывный процесс получения сотрудниками новых знаний, усвоение ими новых навыков и приемов работы [13].
Также свое определение давала другая российская ученая Богданова Валентина Александровна: обучение персонала – процесс развития сотрудников с целью установления и повышения нужного уровня квалификации работника, а также адаптации к индивидуальному развитию и будущим условиям деятельности [2]. На основе этих определений, было составлено авторское, дополняющее в себе описание процесса обучения, а также перечень развиваемых элементов:
Обучение персонала – организованный, планируемый, результатоориентированный, непрерывный систематически воспроизводимый процесс получения знаний, формирования умений и навыков, развития компетенций, получения опыта и развития деловых качеств персонала, в рамках которого реализуется перечень заранее подготовленных мероприятий [10].
Схему заинтересованных сторон в обучении персонала можно представить в следующем виде (рис. 1).
|
Рисунок 1. Основные
заинтересованные в обучении персонала лица
(Источник: авторская разработка Лобача Ф. С.) |
|
Рисунок 2. Основные
подходы к обучению персонала
(Источник: составлено автором на основе [3].) |
Компетентностно-деятельностный подход основывается на позиции, что ключевая задача процесса обучения – формирование совокупности компетенций, а также создание практико-ориентированной среды, в которой и происходит развитие этих компетенций [21].
Основной посыл поискового подхода состоит в том, что ведущий обучения или тренер не дает обучающемуся персоналу сформулированные, сформированные знания, информацию или мысли.
Аксиологический подход основан на понимании и осознании ценностей социальных связей, духовно-нравственного развития, ненасильственного и гуманного общения.
Системно-деятельностный подход предполагает методологическую основу федеральных государственных образовательных стандартов в обучении, в рамках которой происходит выделение основных результатов образовательного процесса в разрезе текущих и потенциальных задач, с которыми необходимо справляться сотрудникам компании [12].
Основной идеей развивающего подхода к разработке, организации и проведению обучения персонала компаний является то, что освоение участниками обучения знаний, формирование умений и навыков является не конечным результатом образовательного процесса, а средством развития и улучшения [17].
Анализируя все вышесказанное, можно отметить, что информационно-коммуникационные технологии могут быть применены для каждого из подходов в определенном виде с возможными ограничениями.
Информационно-коммуникационные технологии представляют собой совокупность методов, процессов и устройств, связанных с обработкой, хранением и передачей информации [19]. В современном мире информационно-коммуникационные технологии играют ключевую роль в различных сферах деятельности, включая образование, бизнес и государственное управление [14]. Они охватывают широкий спектр инструментов и ресурсов, которые позволяют эффективно взаимодействовать, создавать, управлять и распространять информацию.
Классификация информационно-коммуникационных технологий выглядит следующим образом (рис. 3).
Рисунок 3. Основные виды информационно-коммуникационных технологий
(Источник: авторская разработка Лобача Ф. С.)
Каждый из этих видов информационно-коммуникационных технологий имеет свои особенности.
Компьютерные технологии: Это инфраструктура, которая используется для работы с данными (хранение, изменение, обработка, структуризация) [20]. Примерами компьютерных технологий являются ноутбуки, а также программное обеспечение, которое на них используется [18].
Сетевые технологии: Это инфраструктура, которая используется для передачи данных, позволяющая производить процесс обмена данными между устройствами.
Интернет-технологии: Инфраструктура, которая предоставляет возможность работы в интернете, позволяющая использовать онлайн-сервисы и протоколы.
Мультимедийные технологии: Предоставляют возможность создавать, обрабатывать и воспроизводить различные виды медиаконтента, такие как текст, изображения, звук и видео [9].
При этом важно понимать, что информационно-коммуникационные технологии могут быть применены в развитии и обучении персонала [1]. Это подтверждается опытом многочисленных российских и зарубежных компаний в области асинхронного обучения.
В рамках дистанционных обучающих технологий существует несколько видов, которые могут пересекаться или использоваться в комплексе в зависимости от целей обучения персонала, условий и возможностей компании, а также экспертизы подразделений, реализующих обучение [10]. Все виды представлены на схеме (рис. 4).
Рисунок 4. Виды
дистанционных образовательных технологий обучения и повышения квалификации
персонала компаний
(Источник: авторская разработка Лобача Ф. С.)
Схема применения информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала компаний выглядит следующим образом (рис. 5).
Рисунок 5. Схема применения информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала компаний
(Источник: составлено автором на основе [16].)
«Спортмастер» — это международный спортивный ритейлер, в команде которого работает более 28 тысяч сотрудников. Магазины компании открыты для клиентов в нескольких странах: России, Армении, Беларуси, Казахстане, Киргизии, Узбекистане.
Одним из ключевых аспектов деятельности компании является внедрение инновационных технологий в процесс торговли. Компания использует информационные системы для управления запасами, логистики и клиентского сервиса.
Верхнеуровневая структура компании выглядит следующим образом (рис. 6).
Рисунок 6. Верхнеуровневая структура компании ООО «Спортмастер»
(Источник: авторская разработка Лобача Ф. С.)
В Спортмастере действует децентрализованная система развития и обучения персонала. Каждый бизнес-юнит имеет собственный отдел развития и обучения, который работает с сотрудниками своих подразделений. Некоторые решения ИКТ реализуются на всю компанию.
Цель использования информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала Спортмастера – повышение эффективности, доступности и качества образовательных процессов, направленных на развитие профессиональных компетенций сотрудников и их адаптацию к современным требованиям бизнеса. К использованию информационно-коммуникационных в компании Спортмастер относится:
● Система дистанционного обучения
● Программное обеспечение для разработки обучающих материалов
● Автоматизированная система заявок на обучение
● Синхронные обучающие онлайн программы
Система дистанционного обучения. Система дистанционного обучения (СДО) активно используется для организации и управления процессом обучения сотрудников. Она представляет собой цифровую платформу, которая позволяет обучать персонал удаленно, гибко и эффективно. На этой платформе автоматизирован весь процесс асинхронного онлайн-обучения компании Спортмастер: исследование целевой аудитории, формирование запроса, размещение обучающих материалов, прохождение обучения, оценка эффективности, сбор обратной связи. На платформе размещено 114 обучающих программ по hard и soft skills, которые может пройти любой сотрудник компании в любое время без ограничений. Внедрение данной информационно-коммуникационной технологии в компании повысило удовлетворённость сотрудников процессом обучения в компании на 18% по результатам опроса вовлеченности.
Преимущества: доступность, широкий ассортимент обучающих материалов, удобность и простота интерфейса, весь процесс обучения в одном месте.
Недостатки: подключение только через корпоративную сеть, сложность в отслеживании прогресса, отсутствие рекомендаций.
Программное обеспечение для разработки обучающих материалов. В компании Спортмастер полностью цифровизирован процесс разработки асинхронного онлайн-обучения. В рамках реализации информационно-коммуникационных технологий используется программное обеспечение Rise Articulate. Rise Articulate — это инструмент для создания адаптивных онлайн-курсов, который используется для разработки дистанционного обучения. Он входит в пакет программного обеспечения Articulate 360 и выделяется своей простотой, гибкостью и возможностью быстро создавать профессиональные курсы без необходимости глубоких знаний в программировании или дизайне. В Спортмастере данное программное обеспечение используется для создания адаптивных курсов, разработки интерактивного контента, быстрой разработки электронных курсов, реализации смешанных форматов обучения, простой интеграции обучающих материалов в СДО.
Преимущества: простота и удобство использования, возможность интеграции с другими ИКТ в обучении персонала, высокая скорость разработки обучающих материалов.
Недостатки: работа только в SCORM-формате.
Внедрение данной информационно-коммуникационной технологии в компании снизило среднюю продолжительность разработки обучающих программ в рамках экспертного обучения на 50% [11].
Автоматизированная система заявок на обучение. В Спортмастере в рамках использования информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала внедрена автоматизированная система заявок на обучение. Она представляет собой инструмент, который используют для управления процессом подачи, обработки и реализации запросов на обучение сотрудников. После подачи заявки на обучение сотрудником компании данные из заявки автоматически попадают в базу, информацию из которой специалист по развитию и обучению берет в работу.
Преимущества: простота и удобство использования, возможность интеграции с другими информационно-коммуникационными технологиями в обучении персонала, доступность для всех сотрудников компании.
Недостатки: система заявок требует выстроенный бизнес-процесс работы с запросами на обучение, нет возможности автоматической отработки заявок, материалы по которым есть в СДО.
Синхронные обучающие онлайн-программы. В рамках реализации синхронных онлайн-программ обучения персонала внедрена система для проведения видео-конференций, которая доступна для всех сотрудников компании, которая помогает обучать сотрудников из распределенных команд, находящихся в разных местах.
Преимущества: простота и удобство использования, высокое качество связи, доступность для всех сотрудников компании.
Недостатки: невозможность реализации записи онлайн-тренингов, отсутствие интеграции с другими информационно-коммуникационными технологиями.
Важно отметить, что вышеописанные форматы информационно-коммуникационных технологий используются и как самостоятельные сервисы, и как экосистема онлайн-обучения. Это позволяет выстроить качественную и эффективную инфраструктуру синхронного и асинхронного обучения [7].
SWOT-анализ информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала компании Спортмастер (рис. 7).
Рисунок 7. SWOT-анализ информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала компании Спортмастер
(Источник: авторская разработка Лобача Ф. С.)
Сильные стороны: интеграция информационно-коммуникационных технологий с другими системами позволяет обеспечить бесшовный и удобный пользовательский путь, что повышает вовлеченность и качество процесса обучения, а наличие центра экспертизы помогает обеспечить бесперебойную работу и развитие ИКТ.
Слабые стороны: отсутствие учета пользовательского опыта влечет за собой снижение вовлеченности обучения, а также влияет на образовательные результаты учащихся, а отсутствие системы анализа данных по обучению не дает возможность эффективно реагировать на проблемы и сложности учащихся в процессе обучения.
Возможности: масштабируемость информационно-коммуникационных технологий позволяет обеспечивать работу процесса обучения персонала при любом количестве обучающихся вне зависимости от их местонахождения, а расширение используемых форматов обучения сотрудников повышает эффективность этого процесса.
Угрозы: зависимость от внешних провайдеров может влиять на скорость разработки и внедрения обучающих материалов, а также может уменьшать гибкость изменений в обучении. Утечка данных – важный и часто встречающийся риск работы с информационно-коммуникационными технологиями. Для качественной работы с ним необходимо привлечение в процесс обучения специалистов по информационной безопасности.
Важно отметить, что внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения компании ООО «Спортмастер» привело к увеличению количества участников обучения, увеличило показатели NPS и CSAT на 9 и 11% соответственно, а также увеличило количество обучающих дидактических единиц на 93.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала ООО «Спортмастер» имеет значительный потенциал для повышения эффективности и качества обучения, особенно с учётом масштабов компании и её распределённой структуры. Однако успешная реализация этой стратегии требует решения ряда проблем, таких как повышение цифровой грамотности сотрудников, обеспечение технической поддержки и мотивации персонала к участию в программах обучения. Использование информационно-коммуникационных технологий должно быть обосновано целями и задачами развития HR-функции в компании, а также должно влиять на бизнес-результаты организации. При внедрении информационно-коммуникационных технологий важно изначально закладывать возможность масштабирования инфраструктуры, а также возможность интеграции и взаимодействия с другими системами. Для реализации информационно-коммуникационных технологий в обучении персонала лучше всего отталкиваться от бизнес-процесса разработки и внедрения обучения.
Для максимального эффекта рекомендуется:
• Инвестировать ресурсы в обучение специализирующих сотрудников работе с информационно-коммуникационными технологиями;
• Регулярно обновлять используемые информационно-коммуникационные технологии;
• Внедрять смешанные форматы обучения и развития сотрудников (асинхронные, синхронные, онлайн, очные);
• Проводить мониторинг эффективности обучения и удовлетворённости сотрудников.
Источники:
2. Богданова В.А. Определение потребности в обучении персонала // Экономика и социум. – 2020. – № 9(76). – c. 430-435.
3. Валиуллин М.Р. Обучение персонала фирмы и оценка его эффективности в условиях конкурентной среды // Экономика и социум. – 2017. – № 1-1(32). – c. 251-256.
4. Гладкая К.В., Семина А.П. Использование информационно-коммуникационных и виртуальных технологий в обучении персонала // Московский экономический журнал. – 2019. – № 11. – c. 69. – doi: 10.24411/2413-046X-2019-10107.
5. Канатникова Н.Н. Об интегрирующей роли средств информационных и коммуникационных технологий, используемых для подготовки студентов-медиков // Евразийский союз ученых. – 2014. – № 8-3(8). – c. 95-96.
6. Костиков А.Н. О развитии информационных технологий // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2010. – № 7. – c. 33-35.
7. Куркина Е.Ю. Анализ эффективности внедрения информационных технологий в процесс подготовки управленческих кадров // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2014. – № 8(68). – c. 4.
8. Ламзин Р.М., Якимчук Г.Д. Современные обучающие информационные технологии в инновационном бизнес-образовании // Перспективы развития информационных технологий. – 2016. – № 29. – c. 63-68.
9. Лобач Ф.С. Методы дистанционного обучения и повышения квалификации персонала компаний // Научный аспект. – 2023. – № 6. – c. 1264-1271.
10. Лобач Ф.С. Новые подходы к проектированию образовательной программы для развития компетенций работников // Инновации и инвестиции. – 2024. – № 10. – c. 163-165.
11. Лобач Ф.С. Оценка эффективности дистанционного обучения // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 7(156). – c. 1279-1282. – doi: 10.34925/EIP.2023.156.7.232.
12. Лобач Ф.С. Этапы разработки электронных обучающих курсов // Научный аспект. – 2023. – № 6. – c. 1254-1263.
13. Никитина В.О. Методики обучения персонала в организациях // E-Scio. – 2021. – № 9(60). – c. 447-452.
14. Погорелова Е.В., Сакова Т.Г. Переподготовка персонала на основе современных информационно-коммуникационных технологий // Интернет-журнал науковедение. – 2015. – № 6(31). – c. 76. – doi: 10.15862/43EVN615.
15. Присяжнюк А.В. Роль информационно-коммуникационных технологий в управлении персоналом // Молодий вчений. – 2014. – № 1-1(03). – c. 242-245.
16. Ревинова С.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в российских компаниях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2010. – № 3. – c. 22-30.
17. Сороко А.В., Бакланов П.А., Солодова М.В., Зеленцов А.В., Колесников А.М. Информационно-коммуникационные технологии на государственной гражданской службе Российской Федерации // Государственная служба. – 2018. – № 1(111). – c. 28-37. – doi: 10.22394/2070-8378-2018-20-1-28-37.
18. Использование электронного обучения для повышения квалификации сотрудников малых предприятий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – № 4(33). – c. 229-232. – doi: 10.26140/anip-2020-0904-0050.
19. Терновский О.А. Информационно-коммуникационные технологии в системе подготовки персонала промышленного предприятия // Инженерный вестник Дона. – 2015. – № 1-2(34). – c. 1.
20. Турлакова С.С. Информационно-коммуникационные технологии развития «умных» производств // Экономика промышленности. – 2019. – № 1(85). – c. 101-122. – doi: 10.15407/econindustry2019.01.101.
21. Шарабыров А.С. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании // Решетневские чтения. 2013. – c. 524-526.
Страница обновлена: 27.02.2025 в 11:42:58