Методика оценки результатов деятельности организационных структур в области информационно-коммуникационных технологий
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 (48), Декабрь 2010
Цитировать:
Афанасьев В.Б. Методика оценки результатов деятельности организационных структур в области информационно-коммуникационных технологий // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 12. – С. 42-46.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15341410
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье нашли отражение теоретические положения (на основе мирового опыта) и практические разработки (практика российского промышленного предприятия) в области управления эффективностью информационных технологий путем анализа социально-экономических эффектов внедрения ИКТ-проектов. Такие проекты вносят вклад в развитие методов управления информационно-коммуникационными технологиями и позволяют своевременно выявлять источники негативного влияния на реализацию ИКТ-проектов в промышленности.
Ключевые слова: информационные технологии, промышленные предприятия, информационно-коммуникационные технологии, икт-проекты, показатели социально-экономической эффективности, исследование социально-экономических эффектов
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) управления промышленным предприятием – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации, необходимой для организации управления промышленным предприятием [4, c.157].
Взаимное влияние менеджмента организации и ИКТ проявляется в социально-экономических эффектах. Социально- экономический эффект – разница между результатами социально-экономической деятельности Афанасьев Вячеслав Борисович аспирант, Сыктывкарский государственный университет, менеджер ООО «Комитекс Лин» slaf@mail.ru эффективная общительность методика оценки результатов деятельности организационных структур в области информационно-коммуникационных технологий и затратами [2, c.45]. В данной статье применяется проектный подход к изучению информационно-коммуникационных технологий управления, поэтому будем говорить об эффектах ИКТ- проектов.
Эффекты от проектов
Эффекты от ИКТ-проектов в управлении в большинстве своем нематериальны, поэтому для их оценки предлагается применение комбинированных методов [3, c.34]. Преимущество комбинированных методов – это комбинация количественных (финансовых) расчетов с качественными оценками. Данные методы позволяют оценить явные и неявные эффекты внедрения ИКТ-проектов. Основные недостатки данных методов – это сложность в собственной разработке системы анализируемых показателей и сильное влияние субъективного мнения на выбор системы показателей [1, c.29].
Множественность направлений анализа предопределяет необходимость описания логической схемы исследования, представим ее в табл. 1.
Таблица 1
Методика анализа организационных структур и ИКТ
Недостатки существующей структуры управления и ИКТ
Объектом исследования в данной статье выбрана компания «Комитекс ЛИН», работающая в отрасли производств напольных покрытий. Для выявления недостатков существующей структуры управления и ИКТ были использованы внешние источники данных. Информация собиралась при помощи анкетирования. Взаимодействие внутри микросреды компании с ее партнерами является многомерной переменной, поэтому исследование не ограничивалось лишь информационной составляющей и сферой ИКТ. При анализе структуры взаимодействия были учтены экономический, стратегический и социальный аспекты.
Опросный лист был разослан на электронные адреса двадцати стратегически важным партнерам компании, находящимися в различных регионах России и СНГ. Отклик составил 60%. После анализа полученных данных, можно сделать вывод, что у компании сложились успешные взаимоотношения, о чем свидетельствуют высокие оценки по исследуемым параметрам. Однако существуют проблемы, напрямую связанные с ИКТ, открытостью обмена информацией, а также согласованностью стратегий партнеров. Сильные и слабые стороны структур управления компании, а также потенциальные выгоды использования ИКТ, с помощью которых можно нейтрализовать слабые стороны, представлены в табл. 1.
Для адаптации процесса продуктовых инноваций и создания вертикальной интеграции менеджментом ООО «Комитекс ЛИН» было решено внедрить элементы CALS-технологии, также была создана идеальная модель данного вида ИКТ, определяющая желаемый уровень.
Таблица 2
Оценка результатов функционирования организационных структур и ИКТ
Этапы жизненного цикла
Рассмотрим содержание основных этапов жизненного цикла продукта ООО «Комитекс ЛИН»:
1. маркетинговые исследования с применением базы данных ключевых покупателей;
2. проектирование параметрической модели с помощью ИТ-приложений растровой и векторной графики;
3. разработка модели продукта с применением рецептурных баз компаниипроизводителя печатных валов;
4. подготовка производства компаний поставщиков;
5. производство нового продукта, в процессе которого с помощью корпоративной информационной системы (КИС) обеспечивается взаимосвязь подразделений компаний;
6. реализация нового продукта с использованием технологий штрих-кодирования и технологий сбора данных о продажах.
В качестве критериев оценки уровня развития свойств данной технологии использовались финансовые инвестиции в инновации и внутренние бизнес-процессы.
Исходя из проведенного финансового экспресс-анализа CALS-технологии, мы определяем, что большинство ИТ-нструментария уже есть в наличии, необходимо лишь наладить доступ к корпоративной системе производителю валов и ввести в этой компании автоматизированную систему внешней и внутренней логистики. Приобретение производственных сканеров обойдется примерно в $3400, подключение к системе ЮНИСКАН обойдется в $1000, плюс $500 ежегодно.
Предлагаемый ниже комплекс критериев оценки внутренних бизнес-процессов сформирован в рамках модели Надлера-Ташмена и представлен в табл. 3.
Таблица 3
Комплекс критериев и показателей оценки внутренних бизнес-процессов
В таблице использованы следующие сокращения: «1» означает потенциальный желаемый уровень относительного показателя при внедрении элементов CALS-технологии, а «0» – уровень показателя на сегодняшний день; Вэпп – время на выполнение этапа подготовки проекта; Вэп подг – время на выполнение подготовительных работ; Вэп ком – время согласования результатов работы с другими исполнителями; Вэп сопр – время на доработку проектов; Вэп творч – время на техническое творчество (проектирование); Китрм – количество рабочих мест, обеспеченных соответствующим ИТ- инструментарием (ИТРМ); Кперс – необходимое количество специалистов в системе подготовки производства; Какт – количество ИТРМ с актуальной для предприятия версии программного обеспечения; Кио – количество операций по преобразованию вида носителя информации, выполняемых в ходе жизненного цикла одного изделия; Киер – количество уровней иерархии, которое преодолевает проектное решение в процессе его утверждения; Оэти – объем технической информации, сформированной с помощью ИКТ-инструментов; Оти – объем технической информации, участвующей в обмене со сторонними организациями; Ксп – число сертифицированных специалистов системы подготовки производства; Кссч – среднесписочная численность работников матричной команды; Кувол – количество работников системы подготовки производства, уволившихся за истекший период (год).
Вывод
Представленная методика оценки результатов деятельности организационных структур в области ИКТ на основе анализа недостатков менеджмента позволяет предложить пути совершенствования управления информационно коммуникационными технологиями предприятий.
Источники:
2. Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. – № 4.
3. Петрова Ю. Информационные технологии «на вес» // Эксперт. – 2002, № 39.
4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2005.
5. Remeny. A Guide to Measuring and Managing IT Benefits, NCC Blackwell Limited, Oxford, 1991.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:08:52