Современное состояние и тенденции развития российской системы высшего образования

Новиков С.В.1
1 Санкт-Петербургский горный университет, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 9 (Сентябрь 2023)

Цитировать:
Новиков С.В. Современное состояние и тенденции развития российской системы высшего образования // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 9. – С. 3589-3604. – doi: 10.18334/epp.13.9.118723.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54773562
Цитирований: 4 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье исследуются тенденции функционирования и развития системы высшего образования Российской Федерации. Исследование динамики показателей развития системы высшего образования РФ позволяет выявить ряд тенденций, характерных для современного этапа развития высшей школы. Анализируются меры государственного регулирования и поддержки системы высшего образования РФ, направленные на повышение ее конкурентоспособности. Выделены проблемы развития российской высшей школы на современном этапе, а также определены направления формирования перспективных конкурентных преимуществ. Сделан вывод о необходимости разработки научно-обоснованной стратегии развития российской высшей школы, учитывающей как национальные интересы, так и внешние вызовы. В работе используются общенаучные методы: анализ, сравнение, систематизация, обобщение, а также методы обработки, интерпретации и визуализации статистических данных

Ключевые слова: система высшего образования РФ, тенденции, государственное регулирование, реформирование, конкурентоспособность, стратегия

JEL-классификация: I21, I23, I25

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Формирование конкурентоспособной системы высшего образования является необходимым условием достижения высоких лидерских позиций страны на мировом рынке научно-образовательных услуг и технологий. Кроме того вклад высшей школы в обеспечение национальной безопасности в условиях сложнейшей геополитической ситуации трудно переоценить. Именно поэтому исследование тенденций функционирования высшей школы, а также факторов, определяющих ее развитие, является крайне актуальной задачей.

Высшая школа Российской Федерации на протяжении последних тридцати лет находится в условиях перманентной трансформации. С 90х годов XX века начался активный период государственных реформ, оказавших значительное воздействие, как на количественные, так и на качественные показатели национальной системы высшего образования.

Следует отметить, что, несмотря на высокий интерес научного сообщества к проблеме трансформации российской системы высшего образования в настоящее время отмечается дефицит научных работ, посвященных исследованию специфики адаптивного управления высшей школой в условиях внутренних противоречий и внешних шоков.

В работе приводится анализ количественных показателей функционирования и развития российской высшей школы, а также направлений государственной политики в сфере высшего образования, что позволило автору выделить тенденции, актуальные на современном этапе ее развития. Раскрываются задачи, требующие решения в соответствии с обозначенными национальными целями, отраженными в приоритетных направлениях развития системы высшего образования Российской Федерации. Поднимается вопрос о целесообразности и необходимости разработки научно-обоснованной стратегии развития российской высшей школы, учитывающей как национальные интересы, так и внешние вызовы.

В научной работе использовались такие методы, как анализ, сравнение, обобщение, методы обработки, интерпретации и визуализации статистических данных. Информационной базой исследования послужили статистические данные Минобрнауки РФ, информационно-аналитические материалы «Мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования».

Цель научной статьи – анализ современного состояния и тенденций развития системы высшего образования Российской Федерации в условиях ее трансформации и определение направлений формирования перспективных конкурентных преимуществ высшей школы в достижении национальных стратегических целей.

Тенденции развития российской системы высшего образования

В течение последних трех десятилетий система высшего образования многих стран мира подвергается системной трансформации под влиянием новых глобальных трендов, а также перманентному реформированию и модернизации в соответствии с национальными приоритетами и государственными инициативами.

Анализ тенденций, определяющих развитие высшей школы, представлен в исследованиях Л.В. Заниной, В.А. Кирик [1]; Л.Б. Нюренбергер, И.В.Краковецкой, Н.А. Лучины [2]; И.А. Ериной, Ю.Ю. Курбангалиевой [3]; А.В. Рыбьяковой [4] и других ученых.

Наиболее значимыми тенденциями, оказавшими значительное влияние на формирование новой модели высшего образования, являются глобализация и интернационализация, породившая «особую среду», в которой функционируют и развиваются образовательные учреждения высшего образования. Следствием глобализации и интернационализации в сфере высшего образования стали высокий уровень научной и образовательной мобильности и миграции студентов и академического персонала вузов, а также усиление международной конкуренции за таланты.

О.А. Береговая и В.И. Кудашов отмечают позитивное влияние тенденций глобализации и интернационализации на повышение качества образования, межкультурного взаимодействия и др. Авторы утверждают, что доминирующим принципом интернационализации является не конкуренция, а международное сотрудничество [5].

С точки зрения Т.М.Лебедевой международная образовательная миграция, как следствие тенденций глобализации и интернационализации, оказывает положительное влияние на развитие российской высшей школы: «… способствуя сохранению и расширению контингента студентов, занятости профессорско-преподавательского персонала, повышению качества образования, формированию межнационального, межкультурного, межконфессионального сообщества в российских вузах» [6].

В свою очередь, в исследовании В.Г. Безматерных раскрываются последствия влияния глобализации на социально трудовую сферу: «…реальностью является вымывание с национального рынка труда рабочих мест с высшим и средним образованием…» [7].

Исследуя возникшую в условиях глобализации тенденцию международной научной миграции, В.А. Кошкаров и Г.А. Агарков выделяют позитивные и негативные аспекты ее влияния на научно-техническую безопасность России. Авторы отмечают, что, существует общепринятое утверждение о том, что международная мобильность имеет положительное влияние для всех участников процесса. Однако опасной тенденцией этого процесса является «утечка мозгов» с национальных рынков многих стран мира – специалистов технических и естественно-научных наук преимущественно в страны Западной Европы и США [8].

В своих исследованиях Л.А. Смоляков исследуя связь между такими тенденциями, как массовизация (динамичное увеличение количества вузов и обучающихся студентов) и интернационализация, отмечает положительный эффект межуниверситетского сотрудничества в международной сфере. В то же время, в условиях массовизации высшей школы остро встает вопрос о необходимости обеспечения приемлемого качества образования [9].

И.А. Ерина, Ю.Ю. Курбангалиева в своем исследовании делают акцент на тенденции коммерциализации, которая ставит новые задачи перед современными высшими учебными заведениями – участие в коммерческой деятельности по различным направлениям: платные образовательные услуги, трансфер технологий (продажа лицензий, патентов т пр.) [3].

К современным тенденциям, оказывающим значительное влияние на развитие высшей школы, следует отнести интеграцию – возникновение интеграционных международных и региональных образовательных альянсов, а также гармонизацию – определенную унификацию образования. В качестве примера гармонизации высшей школы можно привести Сорбонскую и Болонскую декларации, определяющие унифицированные форматы для европейского образовательного пространства. Еще одним актуальным трендом является непрерывность образования в течение всей жизни.

Исследованию влияния тенденции цифровизации на развитие высшей школы посвящены научные труды Е.С. Новиковой [10]; И.В. Шацкой и А. И. Архипова [11]; Е.Г. Долговой, И.С. Казимировой, М.В. Миновой, С.Е. Супрунова [12].

Анализируя тенденции развития высшего образования, А.Ж. Якушев и С.Р. Турковский [13] отмечают возрастающий тренд самообразования. В условиях трансформации высшей школы повышается доступность многих цифровых ресурсов и цифровых профессиональных сообществ для общения с коллегами и экспертами по актуальным темам.

Государственные программы и инициативы реформирования системы высшего образования Российской Федерации.

Государственная поддержка оказывает огромное влияние на процесс формирования у национальной высшей школы перспективных конкурентных преимуществ. Инвестирование в высшее образование способствует формированию в стране высококлассного человеческого капитала.

С.А. Беляков и Г.А. Краснова отмечают, что образование является одной из крупнейших отраслей экономики РФ по потребляемым ресурсам, по инвестициям, по занятости кадров с высшим образованием [14].

В Стратегии национальной безопасности РФ подчеркивается важность развития научного потенциала, повышения качества и доступности образования для ускоренной перестройки российской экономики [15].

Процесс модернизации и реформирования системы высшего образования РФ начался в 90-х годах XX века. С целью интеграции в европейское образовательное пространство в 2003 году было принято решение о переходе России на двухуровневую систему образования в рамках Болонской декларации. С 2005 года в России последовательно реализуются масштабные федеральные целевые программы, национальные проекты и инициативы, направленные на модернизацию системы высшего образования, такие как: ПНП «Образование», «Уникальные научно-образовательные комплексы», «Национальные исследовательские университеты», «Федеральные университеты», «Опорные университеты», «Экспорт образования», «Вузы как центры пространства создания инноваций» и др.

Благодаря реализации обозначенных выше проектов, в России была сформирована сеть ведущих вузов, предоставляющая возможность каждому гражданину РФ в любом Федеральном округе страны получать высшее образование в соответствии с мировыми стандартами.

С 2012 года государство еще более усилило контроль над процессом регулирования высшего образования. Был создан новый механизм контроля качества образования – мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, результаты которого привели к многочисленным слияниям и реорганизациям вузов.

В период с 2012 по 2021 год в российской высшей школе реализовывался "Проект 5-100" по повышению международной конкурентоспособности ведущих российских университетов [16].

С 2021 года в России реализуется приоритетный национальный проект «Наука и университеты», включающий в себя инициативы: «Исследовательское лидерство», «Интеграций», «Кадры», «Инфраструктура», «Кампусы». Основной целью проекта является обеспечение присутствия Российской Федерации в числе 10 ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образованиях.

В настоящее время в России реализуется Программа стратегического академического лидерства «Приоритет -2030», направленная на реализацию национальных целей развития Российской Федерации [17].

В Послании Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 года Президент РФ В.В. Путин сформулировал основные задачи в сфере образования: «…необходим синтез всего лучшего из советского образования и опыта современности. В ближайшие годы нужно подготовить 5 млн. специалистов для таких сфер, как электроника, промышленность, сельское хозяйство, оборонно-промышленный комплекс, строительство, транспорт» [18].

12 мая 2023 года Президентом РФ подписан Указ о реализации пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования в период с 2023 по 2026 гг. Проект предусматривает два уровня высшего образования – базовое высшее (бакалавриат, специалитет) и специализированное высшее (магистратура, ординатура, ассисентуры- стажировки), а также один уровень профессионального образования – аспирантура (адъюнктура).

Таким образом, в настоящее время Россия отказывается от Болонской системы и начинает развивать отечественную «уникальную» модель высшего образования, учитывающую интересы национальной экономики и ориентированную на максимально эффективную реализацию потенциала каждого студента.

Анализ состояния системы высшего образования Российской Федерации в условиях модернизации

В условиях перманентного реформирования российской высшей школы несомненный интерес представляет исследование тенденций основных показателей развития высшего образования РФ.

В таблице 1 представлена динамика количества высших учебных заведений в период реформ системы высшего образования. Так, в период с 2000 по 2022 годы можно наблюдать тенденцию снижения количества высших учебных заведений, обусловленную реформированием системы высшего образования РФ с ориентацией на повышение их качества. Лишь, начиная с 2020 года, отмечается тенденция незначительного роста количества высших учебных заведений, в большей степени частных вузов.

Таблица 1 – Динамика количества организаций, реализующих программы высшего образования в РФ.

Организации, реализующие программы высшего образования
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2010
2005
2000
Всего
722
717
710
724
741
766
1115
1068
965
Государственные
500
501
497
495
496
500
653
655
607
Частные
222
216
213
229
245
266
462
413
358
Составлено автором по [19]

Система высшего образования Российской Федерации является одной из самых централизованных в мире. На рисунке 1 продемонстрирован факт того, что Федеральное Правительство РФ контролирует и напрямую управляет более, чем 91% высшими учебными заведениями страны. Так, по отношению к 2017 году соотношение количества частных высших учебных заведений имеет тенденцию к снижению – в 2020 году соотношение, только с 2021 года наблюдается увеличение количества частных вузов.

Рисунок 1 – Динамика соотношения государственных и частных высших учебных заведений РФ в 2017-2021 гг

Составлено автором по [20]

Аналогичная тенденция отмечается и в отношении количества филиалов высших учебных заведений в Российской Федерации (рис.2). Так, по отношению к 2017 году в 2021 году количество филиалов вузов снизилось на 14,3 %. Следует отметить, что в условиях сложной геополитической ситуации с целью расширения присутствия высшей школы России в дружественных странах Центральной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки планируется дополнительное открытие филиалов ведущих российских вузов.

Рисунок 2 – Динамика количества филиалов вузов в РФ (2017-2021 гг)

Составлено автором по [20]

Под влиянием тенденции массификации высшего образования с 1990 года по 2009 год в России наблюдалась тенденция значительного роста численности студентов российских вузов. Однако далее была отмечена тенденция значительного снижения численности студентов (по всем формам обучения). На рисунке 3 представлена динамика контингента студентов, обучающихся в высших учебных заведениях РФ в период 2017-2021 гг.

Рисунок 3 – Динамика контингента студентов, обучающихся по программам высшего образования в РФ в 2017-2021 гг

Составлено автором по [20]

С 2020 года количество студентов очной формы обучения имеет тенденцию незначительного роста, в большей степени за счет увеличения мест, обеспеченных за счет бюджетных средств. По прогнозам Министерства науки и высшего образования РФ в будущем тенденция роста контингента студентов будет сохраняться, в том числе благодаря экспорту российского высшего образования в дружественные страны.

Рассмотрим далее структуру распределения образовательных программ высшего образования РФ по укрупненным группам специальностей (рис.4).

Рисунок 4 – Динамика распределения образовательных программ высшего образования по укрупненным группам специальностей (2017-2021 гг).

Составлено автором по [20]

Анализируя структуру распределения образовательных программ высшего профессионального образования в разрезе укрупненных групп специальностей можно сделать вывод о том, что в период 2017-2021 гг наблюдается тенденция их перераспределения. Так, с 2017 года произошло последовательное снижение всех укрупненных групп в пользу укрупненной группы специальностей «Науки об обществе».

Тем не менее, анализ статистических данных Министерства науки и высшего образования РФ позволил выявить наиболее актуальные (с позиции студентов) направления и специальности высшего профессионального образования. Так, в 2022 году самыми многочисленными программами бакалавриата стали: 40.03.01 – Юриспруденция; 38.03.01 – Экономика; 44.03.05 – Педагогическое образование (с двумя уровнями подготовки); 38.03.02 – Менеджмент; 44.03.01 – Педагогическое образование; 08.03.01 – Строительство.

В магистратуре в 2022 году наблюдалась похожая картина. Наибольшая численность студентов была отмечена на программах: 40.04.01 – Юриспруденция; 44.04.01 – Педагогическое образование; 38.04.01 – Экономика; 38.04.02 – Менеджмент; 08.04.01 – Строительство.

На специалитете в 2022 году наибольшая численность студентов была отмечена на программах: 31.05.01 – Лечебное дело; 31.05.02 – Педиатрия; 31.05.03 – Стоматология; 38.05.01 – Экономическая безопасность; 38.05.02 – Таможенное дело; 40.05.01 – Правовое обеспечение национальной безопасности; 36.05.01 – Ветеринария.

Следует отметить, что на большинстве указанных выше программ отмечено значительное количество студентов, обучающихся по договорам об оказании платных образовательных услуг, а также иностранных студентов. Т.В. Лебедева обосновывает целесообразность, в условиях снижения контингента российских студентов, привлечение в российские вузы иностранных студентов, что будет способствовать росту валютных поступлений в российскую экономику, а также укреплению международных связей с дружественными странами [6].

В условиях формирования шестого технологического уклада, системы высшего образования многих стран мира трансформируются под новые направления развития общества в целом, и экономики в частности. Государства используют различные механизмы для активизации спроса на технические, инженерные и естественно-научные специальности. Огромным потенциалом обладают направления и специальности в сфере подготовки IT-специалистов, спрос на которых в условиях цифровизации постоянно растет.

С.А. Беляков, Г.А. Краснова отмечают необходимость учета региональных заявок, учитывающих потребности локальных рынков труда, при определении контрольных цифр приема Минобрнауки для формирования структуры подготовки кадров по направлениям и специальностям [14].

Вызовы и перспективы развития российской высшей школы

Санкционное воздействие коллективного Запада отразилось на функционировании многих отраслей российской экономики. Не является исключением и российская система высшего образования. К негативным последствиям санкционного давления можно отнести такие факторы, как: разрушение ряда образовательных и научно-исследовательских связей; снижение возможности осуществления академической мобильности студентов, преподавателей и студентов; закрытие доступа для российских исследователей к международным базам данных Web of Science и Scopus и др.

Помимо внешних шоков, существуют и внутренние национальные и локальные специфические черты, препятствующие эффективному развитию российской высшей школы. К таким факторам можно отнести системное недофинансирование российской высшей школы и науки, старение научно-педагогических кадров, снижение контингента российских студентов из-за сложной демографической ситуации 90-х годов XX века, утечка выпускников российских вузов за рубеж и др.

Сегодня в российском академическом сообществе идет активное обсуждение последствий интеграции России в Европейскую систему образования. Черепанов В.Д., Черепанова Н.В., Широкова М.О. критикуют переход российской высшей школы на двухуровневую Болонскую систему образования, аргументируя это тем, что большинство работодателей России не воспринимают бакалавриат как полноценный уровень образования [21].

А.Ж. Якушев, С.А.Филин, В.В. Великороссов и др. также отмечают, что в период перехода российской высшей школы на Болонскую систему образования была утеряна оригинальная и эффективная национальная система образования, следствием чего явилось значительное снижение качества образования [22].

Влияние новых технологий на деятельность высших учебных заведений трудно переоценить – настолько стремительно и кардинально они меняют сами процессы и формы взаимодействия между участниками этих процессов. В условиях цифровой трансформации общества цифровизация становится ведущим трендом, определяющим уровень развития сферы высшего образования. Будущее российской высшей школы многие отечественные исследователи, такие как О.Л. Асханова [23], И.А. Алексеева [24], Ю.О.Климова, В.С. Усков [25] связывают с достижением ведущих позиций отечественного высшего образования в сфере подготовки высококвалифицированных инженеров и специалистов для цифровой экономики.

Роль высшей школы в достижении технологического и цифрового суверенитета России трудно переоценить. Решение этой национальной стратегической цели потребует качественной модернизации управления научным, образовательным и инновационным процессами в вузах на основе современных моделей менеджмента [26].

В настоящее время в России растет количество университетов, активно разрабатывающих новые механизмы интеграции с научными организациями, промышленными компаниями для реализации потребностей цифровой экономики. Описывая сущность новой модели участия университетов в экономике, Е.В.Балацкий, Н.А. Екимова обосновывают необходимость тесной интеграции вузов с предприятиями и организациями реального сектора экономики и приводят примеры таких успешных практик [27]. В качестве примера актуального механизма взаимодействия заинтересованных сторон можно также привести инициативу Санкт-Петербургского горного университета по созданию научного центра «Инжинирингового обеспечения проектов» с целью развития междисциплинарных исследований, цифрового проектирования и научно-инновационного сотрудничества с компаниями реального сектора экономики.

В своем исследовании А.Ж. Якушев, С.А.Филин, В.В. Великороссов и др. выделяют факторы, определяющие в настоящее время развитие системы высшего образования РФ, такие как: модернизация высшей школы и научно-исследовательской деятельности, ее адаптация к реалиям цифровой трансформации общества. Авторы также поднимают вопрос о крайней необходимости разработки национальной научно-обоснованной стратегии развития для создания научно-образовательной системы, отвечающей интересам страны [22].

Параметры национальной стратегии развития системы высшего образования обсуждаются сегодня на разных уровнях. Р.А. Амиров обосновывает необходимость разработки национальной стратегии развития образования, в силу его определяющей роли в воспроизводстве и развитии человеческого капитала, в решении национальных стратегических задач обеспечения конкурентоспособности и безопасности страны [28].

Заключение

В ходе проведения исследования были выявлены тенденции, оказывающие значительное влияние на развитие системы высшего образования Российской Федерации. Представлены программы государственной поддержки, отражающие эволюционные этапы реформирования и модернизации российской высшей школы с начала 90-х годах XX века, направленные на повышение ее конкурентоспособности. Проведен анализ динамики показателей развития сферы высшего образования Российской Федерации, что позволило выявить ряд системных проблем, требующих разработки методологических и практических подходов для минимизации возникающих рисков.

В условиях внешних вызовов для России, в целом, и для российской системы высшего образования, в частности, реализация цели достижения технологического и цифрового суверенитета потребует кардинальной перестройки многих процессов. Следует также отметить, что на настоящий момент времени не разработана и не закреплена в нормативных актах национальная стратегия развития высшей школы Российской Федерации.

Все вышесказанное актуализирует проблему разработки методологии, стратегического и тактического инструментария для адаптивного управления системой высшего образования Российской Федерации в условиях ее кардинальной трансформации для реализации национальных целей и преодоления внешних вызовов.


Источники:

1. Занина Л.В., Кирик В.А. Тенденции развития высшей школы в современной экономической ситуации // Проблемы современного образования. – 2018. – № 2. – c. 72-78.
2. Нюренбергер Л.Б., Краковецкая И.В., Лучина Н.А. Мировой рынок образовательных услуг: тенденции и перспективы // Актуальные тренды в экономике и финансах: Под редакцией В.А. Ковалева, А.И. Ковалева. Изд-во: Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ. Омск, 2019. – c. 191-196.
3. Ерина И.А., Курбангалиева Ю.Ю. Современные тенденции развития высшего образования // Modern Science. – 2022. – № 6-4. – c. 35-40.
4. Рыбьякова А.В. Основные тенденции развития высшего образования в России // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. – 2021. – c. 136-142.
5. Береговая О. А., Кудашов В. И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 3(39). – c. 31–43.
6. Лебедева Т.В. Влияние международной образовательной миграции на развитие современной системы высшего образования в Российской Федерации // Векторы благополучия: экономика и социум. – 2022. – № 4. – c. 23-39.
7. Безматерных В.Г. Влияние глобализации экономики на состояние рынка труда в России // Дни науки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского: Сборник трудов «Дни науки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского» V Научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых ученых. Симферополь 30 октября – 01 ноября. Симферополь , 2019. – c. 276-279.
8. Кокшаров В. А., Агарков Г. А. Международная научная миграция: прогресс или угроза научно-технической безопасности России // Экономика региона. – 2018. – № 1. – c. 243–252.
9. Смоляков Д.А. Институциональные условия высшего образования: массовая высшая школа // Образование и наука. – 2021. – № 5. – c. 11-37.
10. Новикова Е.С. Риски и перспективы трансформации высшей школы для российской экономики в условиях глобализации и цифровизации // Международная торговля и торговая политика. – 2021. – № 4(28). – c. 147-162.
11. Шацкая И.В., Архипов А.И. Цифровизация экономики и новейшие тенденции в системе образования // Горизонты экономики. – 2019. – № 2(48). – c. 53-57.
12. Долгова Е.Г., Казимирова И.С., Минова М.В., Супрунов С.Е. Актуальные современные тенденции в сфере высшего образования: прогноз развития и риски // Экономические науки. – 2022. – № 207. – c. 41-45.
13. Якушев А.Ж., Турковский С.Р. Анализ тенденций развития высшего образования при цифровой трансформации // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 2(134). – c. 124-133.
14. Беляков С. А, Краснова Г. А. Оценка вклада системы образования в социально-экономическое развитие региона: международные тенденции и российский опыт // Университетское управление: практика и анализ. – 2016. – № 103. – c. 8–15.
15. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 26.05.2023).
16. Указ Президента России от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&mode=splus&base=LAW&n=129346#ZAhSaVT0mmC5AA3f1 (дата обращения: 18.04.2023).
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2021 № 729 "О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030". [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105210040?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 23.05.2023).
18. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.02.2023 «Послание Президента Федеральному Собранию». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_440178/ (дата обращения: 05.06.2023).
19. Статистическая информация Минобрнауки. Сводные данные по Форме № ВПО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». [Электронный ресурс]. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed// (дата обращения: 02.06.2023).
20. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования (Мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования). [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo (дата обращения: 31.05.2023).
21. Черепанов В.Д., Черепанова Н.В., Широкова М.О. Задачи высшей школы по подготовке кадров для российской экономики в условиях санкционного давления // Экономика образования. – 2022. – № 6(133). – c. 4-11.
22. Якушев А.Ж., Филин С.А., Великороссов В.В., Ланчаков А.Б., Балаханова Д.К. Проблемы модернизации научно-образовательной деятельности в высшей школе России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2023. – № 5 (422). – c. 843-865.
23. Ахсанова О.Л. Современное высшее образование: новые задачи // Управление устойчивым развитием. – 2023. – № 1(44). – c. 109-113.
24. Алексеева И.А. Тенденции в подготовке ИТ-специалистов для цифровой экономики // Экономика образования. – 2023. – № 2(135). – c. 65-71.
25. Климова Ю.O. Усков В.С. К вопросу подготовки кадров для ИТ-отрасли в условиях цифровизации // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2020. – № 2(16). – c. 222-231.
26. Новиков С.В., Чумак Е.В., Ядранский Д.Н., Коковихин А.Ю., Хохолуш М.С., Огородников Е.С., Ростовцев К.В., Корчагин Р.Л.,Кочергина Т.В., Яшека Г.А., Вайлунова Ю.Г., Плахин А.Е. Модели управления: теория и практика. / Монография. - Казань, 2022. – 228 c.
27. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Механизмы интеграции вузов и реального сектора экономики // Journal of Economic Regulation. – 2021. – № 3. – c. 58-75.
28. Амиров Р.А. Стратегия развития высшего образования в России // Вестник НГИЭИ. – 2019. – № 8(99). – c. 105-117.

Страница обновлена: 16.04.2024 в 15:30:09