Изменение концепции «качество высшего образования» в современном обществе

Морозова Н.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (71), Октябрь 2012

Цитировать:
Морозова Н.А. Изменение концепции «качество высшего образования» в современном обществе // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 10. – С. 72-75.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17964051
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассмотрена проблема изменения парадигмы качества высшего образования в современном обществе. Предложена четырехуровневая модель качества высшего образования, выделены составляющие парадигмы качества высшего образования, определены ее доминанты.

Ключевые слова: экономика знаний, социализация, интегративность, парадигма качества высшего образования, системность, ориентация на спрос



Категория «качество высшего образования» во многом обусловлена тенденциями в развитии общества, его потребностями и ожиданиями. В связи с этим необходимо понять, что такое качество высшего образования на современном этапе, то есть сформулировать парадигму качества высшего образования [1].

Понимание по уровням

Исходя из трактовки термина «парадигма», закрепленного в методологии науки Т.С. Куном [1], следует обозначить принципиальное видение исследуемого предмета науки, а именно определить совокупность ценностей, методов и средств в отношении качества высшего образования в настоящий период времени. Таким образом, определение парадигмы качества высшего образования предполагает ответ на вопрос, что следует понимать под качеством высшего образования. Здесь должны быть четко выделены следующие уровни:

- что такое качество высшего образования на уровне отрасли (мегауровень), насколько цели, формулируемые образовательной отраслью, соответствуют целям, объективно стоящим перед обществом;

- что такое качество высшего образования на уровне региона (макроуровень), насколько обеспечены потребности региона в высококвалифицированном персонале, в качественных образовательных услугах с использованием ресурсов образовательных учреждений, научных организаций, предприятий, бизнес-структур и иных организаций;

- что такое качество высшего образования на уровне вуза (микроуровень), насколько политика вуза в области качества образования соответствует миссии вуза и способствует его продвижению на рынке образовательных услуг;

- что такое качество образования на уровне индивидуума (наноуровень), насколько образование способствует формированию современного мировоззрения, развитию личностных способностей, гражданской инициативы, устойчивости и социальной установки на успешность решения профессиональных проблем и жизненных задач, успешной адаптации в рыночных реалиях и конкурентной среде; а также обеспечивает удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей.

На основе анализа основополагающих документов, определяющих развитие образования в России, а также объективных изменений, происходящих в системе высшего образования в целом, можно констатировать основные изменения в направлении от внутренних проблем к социально-экономическим, организационным и политическим, от внутренней реструктуризации отдельных высших учебных заведений до трансформации их внешних связей с основными подсистемами общества. Парадигма качества высшего образования на современном этапе развития высшей школы также определяется все большим воздействием факторов макроуровня, к которым относятся процессы международной интеграции и глобализации экономики, формирование экономики, основанной на знаниях, и информационного общества.

Что составляет парадигму?

Несмотря на тенденцию сближения образовательных парадигм в рамках Болонского процесса считаем целесообразным применение странового подхода к качеству высшего образования, учитывающего специфику национальной образовательной системы. Исходя из вышеизложенного определим составляющие парадигмы качества российского высшего образования:

1) мегауровень: признание на уровне государства примата академического образования над профессиональным; создание государственными органами управления развитой системы академических свобод, расширяющей возможности вузов по взаимодействию с научными и производственными предприятиями и организациями, осуществлению академической мобильности персонала и студентов, реализации новых направлений подготовки в соответствии с запросами бизнеса, общества и граждан; формирование прогрессивной кадровой политики в сфере высшего образования;

2) макроуровень: профилизация высшего образования в соответствии с потребностями регионального рынка труда; создание благоприятных условий для формирования регионального образовательного пространства; признание за вузами системообразующей роли, объединяющей знаниевый, научный, социальный и человеческий капитал региона;

3) микроуровень: реализация системы «образование в течение жизни» за счет развития дополнительного образования, внедрения ИКТ и персонализации процесса образования; создание механизмов взаимодействия вузов с промышленностью; расширение обмена опытом в сфере высшей школы, в том числе на международном уровне;

4) наноуровень: изменение отношения к высшему образованию как способу получения профессиональных знаний; включение в систему ценностных ориентаций социализацию как результат высшего образования; признание концепции «образование в течение жизни» необходимым условием реализации профессионального и личностного потенциала.

Доминанты парадигмы

Признавая возможность расширения данной парадигмы за счет педагогических, методических, предметно-содержательных и других элементов, считаем целесообразным выделить следующие доминанты парадигмы качества высшего образования:

- социализация;

- системность;

- ориентация на спрос;

- интегративность.

Социализация связана с принципиально новым положением высшей школы: высшее образование рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Очевидно, что важнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Системность в данном контексте рассматривается более широко по сравнению с традиционным пониманием высшего образования как системного результата, создаваемого в течение нескольких лет спланированной работы многих людей. Систему высшего образования можно рассматривать как открытую систему, обладающую всеми свойствами системности, связанными:

1) с целями и функциями (синергичность, эмерджентность, целенаправленность, альтернативность путей функционирования и развития). При этом особое значение в современных условиях приобретает приоритет целей высшего образования как системы перед целями ее элементов;

2) со структурой (структурность, иерархичность). Для поддержания данного свойства необходимо не только четкое структурирование компонентов, но и установление прочных связей между ними;

3) с ресурсами и особенностями взаимодействия со средой (коммуникативность, адаптивность, надежность, интерактивность, обособленность).

Ориентация на спрос предопределена появлением концепции «образование в течение всей жизни», пришедшей на смену концепции «образование на всю жизнь». Концепция обучения в течение всей жизни направлена на человека в контексте обеспечения его занятости и активной гражданской позиции.

Интегративность отражает сочетание целей личности, общества и государства, реализуемых на мега-, макро-, микро- и наноуровне. Другой формой интеграции является сближение науки, образования и производства. Важной составляющей выступают и международные интеграционные процессы, обеспечивающие обмен информацией и опытом с зарубежными партнерами, развитие академической мобильности и т.д.

Выводы

Можно констатировать, что изменение парадигмы качества высшего образования обусловлено, прежде всего, внешними факторами – новыми требованиями общества к системе высшего образования.


Источники:

1. Кун Т.С. Структура научных революций / T.S. Kuhn. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago, 1962. / Перевод с англ. И.З. Налетова [Электронная версия] // http://psylib.org.ua/books/kunts01/.
2. Зайцев А.В., Крафт Й. Влияние глобализации и роль университетов в формировании интеллектуально-креативных ресурсов общества // Российское предпринимательство, 2012, № 2 // http://www.creativeconomy.ru/articles/22814/.

Страница обновлена: 28.03.2024 в 20:40:46