Оценка принимаемых мер по демографическим проблемам на Дальнем востоке в условиях частичной мобилизации

Городнов А.В.1,2
1 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
2 Войсковая часть 44261

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать:
Городнов А.В. Оценка принимаемых мер по демографическим проблемам на Дальнем востоке в условиях частичной мобилизации // Экономическая безопасность. – 2023. – Том 6. – № 4. – С. 1419-1438. – doi: 10.18334/ecsec.6.4.118658.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55929838

Аннотация:
В исследовании представлена оценка принимаемых мер по демографическим проблемам на Дальнем востоке, на примере Камчатского края, как отдельного обособленного субъекта, развитие которого невозможно без трудовых мигрантов. Проведён сравнительный анализ результатов, предыдущих исследований в различных субъектах России. Примечательно, что основная фаза исследования проходила в момент начала проведения специальной военной операции на территории Украины, что свидетельствует о резком снижении потока мигрантов, и как следствие сокращение экономической активности в регионе. Исследование проводилось как путем личного опроса респондентов (из числа мигрантов и местного населения, включая. лиц, которые напрямую заинтересованы в рабочей силе, так и дистанционно (по телефону и путем рассылки по электронной почте анкет, в том числе в адрес работодателей). Результаты проведенного исследования направлены в Правительство Камчатского края и УВМ по Камчатскому краю, где нашли практическое применение для разработки ряда нормативных документов, нацеленных на изменение миграционного законодательства, в рамках выполнения положений Концепции государственной миграционной политики и экономического развития края.

Ключевые слова: Камчатский край, трудовые мигранты, иммигранты, рынок труда, профили занятости, интенсивность труда, оплата труда, частичная мобилизация

JEL-классификация: J21, J23, J24, J61

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Российская Федерация, как и любая страна современного мира, старающаяся осуществлять свое экономическое развитие, является весьма зависимой от происходящих миграционных процессов. Причинами этой зависимости являются: продолжающая свое развитие «демографическая ловушка», как результат несвоевременной попытки государства поддержать рождаемость и повысить продолжительность жизни населения [1]; меры, приведшие к оттоку населения (имеющего более чем средний доход и высокую квалификацию) за рубеж (результат частичной мобилизации). Меры, предпринятые Правительством страны [1], позволившие странам-членам Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [13] и странам, входящим в Содружество Независимых Государств (СНГ), продолжить свое экономического развитие, способствовали возвращению на российский рынок труда иммигрантов, что, в то же время, осложнило криминогенную обстановку [4]. Для многих государств постсоветского пространства Россия по-прежнему является страной, лояльной для различного рода иммигрантов [7]. Не способствовал развитию стабильности и прием в состав Российской Федерации новых регионов (ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей), которые «подарили» стране более 6 млн. новых граждан, и внесение изменений в «Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» [2; 3], так как отсутствуют реальные механизмы, позволяющие не на словах, а на деле воплощать в жизнь провозглашенные решения.

Во всех ветвях власти и на всех их уровнях, у государственных чиновников имеется понимание о невозможности требуемого развития страны во всех сферах без привлечения большого количества трудовых мигрантов, которых невозможно получить без проведения изменений в законодательство страны, Правительством России не поставлено задачи ни одному исследовательскому институту страны на проведение исследований в сфере трудовой миграции в ключевых субъектах страны, а также в тех, которые уже долгое время являются дотационными, при наличии на их территории, добывающих и перерабатывающих предприятий, представляющих конкуренцию по продукции, в т.ч. и мировым производителям, а также являющихся поставщиками многих полезных ископаемых, востребованных на различных рынках. Согласно статистическим данным, в разное время в стране проведены исследования в сфере миграции на территории 19 из 85 субъектов страны, которые затрагивали различные вопросы иммиграции, но не способствовали решению проблемы как на уровне государства в целом, так и с учетом потребностей каждого субъекта. По-прежнему одним из ключевых вопросов является отсутствие доступа Росстата к статистической отчётности МВД и ФСБ России, что изначально вносит определенную погрешность при проведении различных исследований в сфере миграции, а начиная с марта 2022 года (после начала СВО) ряд учетных данных, прежде доступных, также оказались недоступны. В связи с этими обстоятельствами, лицам, проводящим исследования, приходится ориентироваться только на результаты своих исследований, и сравнивать их с результатами, полученными другими исследователями, после их опубликования. Проблемным вопросом также является то, что каждый исследователь миграционных процессов исследует свою область, и точки соприкосновения с исследованиями других носят очаговый характер.

Учитывая озвученные проблемы, в рамках проводимого исследования, автором принято решение о необходимости проведения исследования в сфере иммиграции (в основном трудовой, как наиболее значимой) на территории конкретного региона – Камчатского края – в целях дальнейшего сравнения уже имеющихся результатов. Полученные данные сравнивались с результатами ранее опубликованных официальных данных «Росстата, Центрального Банка учета иностранных граждан и лиц без гражданства (ЦБДУИГ), а также результатами исследований Центра этнополитических и региональных исследований (ЦЭПРИ) трудовых иммигрантов, проведенных в период с 2017 г. по 2022 г. на территории ряда субъектов Российской Федерации» (без учета Камчатского края) [5; 6; 7].

Целью исследования является изучение миграционных процессов на примере конкретного региона, определение типологии иммиграции, выяснения причин их возникновения, установление основных профилей занятости иммигрантов, интенсивность их работы и оплаты труда, характерные для Камчатки.

Предметом исследования являются миграционные процессы, происходящие на территории Камчатского края; объектом исследования определены как сами иммигранты, так и местное население.

Основные задачи исследования:

– провести анализ зависимости региона от миграционных процессов;

– сформулировать предложения по улучшению миграционной политики в Камчатском крае, которые смогут повлиять на развитие субъекта в разных сферах.

В качестве методологической основы исследования применялись теоретические положения общей социологии, социологии управления, а также принятые решения государственной власти по вопросам миграционной политики.

Практическая значимость исследования состоит в представлении полученных данных в УФМС и Правительство Камчатского края в целях оказания помощи в выработке конкретных решений для регулирования и контроля за миграционными процессами в контексте развития региона.

Учитывая большой объем полученного материала (общий отчет о проделанной работе составляет более 80 листов текста), статья будет состоять из нескольких частей. В первой части будут рассмотрены результаты, полученные в ходе опросов местного населения и иммигрантов, прибывших на полуостров. Рассмотрен рынок труда, профили занятости, интенсивность труда, возможности отдыха и досуга иммигрантов, оплата труда.

В следующем исследовании будут рассмотрены результаты опросов из числа экспертов (лиц, представляющих бизнес-сообщество края, предпринимателей, занятых в различных сферах деятельности, а также непосредственно участвующих в принятии управленческих решений (работников центра занятости, сотрудников администрации и МВД России), непосредственно заинтересованных в развитии региона.

Рынок труда Камчатского полуострова и его зависимость от иммигрантов. Камчатский край, в силу своего географического расположения, является одним из труднодоступных для лиц, желающих приехать на полуостров. Официально возможно добраться до края вулканов, медведей и дикой природы только авиационным транспортом, стоимость билетов, особенно в летние месяцы, просто космическая для простых обывателей, не только являющихся гражданами Российской Федерации, но и тех, кто является гостем нашей страны и рассчитывает найти работу. Такая ситуация с транспортом характерна для Камчатки во все сезоны года. Во времена СССР многие районы полуострова были закрыты для посещения. Район, приравненный к крайнему Северу притягивал геологов, разнорабочих на рыбную путину, освоение редкоземельных металлов, а также военных.

Благодаря тому, что Камчатка является военным форпостом, там дислоцируется база подводных сил ТОФ («осиное гнездо», как его назвали в США). Развитие, а также поддержание гражданской и военной инфраструктуры полуострова держится на плаву за счет федеральных бюджетных средств.

Теоретически, Камчатский край, который богат не только рыбными ресурсами, но и разведанными и разрабатываемыми полезными ископаемыми (золото, платина, газ, нефть и др.), а также предоставляет великолепные возможности в туристической сфере, в состоянии, при должном руководстве и развитии быть самодостаточным и успешным. В тоже время, остро стоит вопрос, как и в большинстве периферийных субъектов страны, с населением, отток которого очень ощутим. Если во времена СССР, правило «длинного» рубля притягивало не только романтиков, и люди оставались, строились и развивались, то начиная с 1991 г., несмотря на многие старания власти всех уровней, прирост населения не ощутим, экономика края остро зависит от трудовых иммигрантов.

На Камчатском полуострове работает несколько ВУЗов, но молодые люди, в подавляющем большинстве, стремятся уехать и поступать в высшие учебные заведения в других субъектах, и обратно возвращаются единицы. Среди приехавших иммигрантов, цель которых пройти обучение в ВУЗе, не зафиксировано ни одного [6; 7].

По результатам исследования проводимого в течении 2020-2022 гг., и оценивая, по трех-бальной шкале уровень трудовой миграции в регионе, местные жители оценили его, как умеренный (67%), считают, что низкий – 26%, остальные оценили, как высокий (7%). Проводя оценку изменений за последние 10 лет, опрошенные считают, что ранее уровень трудовых мигрантов на Камчатке был значительно выше (72% опрошенных), что был умеренным – 23%. В отношении влияния уровня иммиграции на жизненный уровень края, и в частности города Петропавловск-Камчатский, 64% опрошенных считают, что иммигранты оказывают негативное влияние на жизненные показатели, при этом уровень толерантности местных жителей к иммигрантам значительно вырос и составляет 67%.

В целом, же Камчатский край считается субъектом, с территории которого жители стараются выехать в центральные части России, что существенно сказывается на демографии региона [7; 8; 14].

Не смотря на указанные обстоятельства, на Камчатку, в целях заработка приезжают иммигранты, в основном из стран СНГ. По результатам проведенного опроса постоянного населения в исследуемый период, на вопрос «Что можно иммигрантам разрешать в Вашем городе?» мнения разделились. следующим образом. Большинство граждан полуострова отрицательно относится к любым попыткам со стороны иностранных граждан приобретать земельные участки (76%), а также брать их в аренду (против 61%). Положительно граждане относятся к тому, чтобы иммигранты могли приобретать постоянное жилье (49%), открывать свой бизнес (43%), иметь постоянную работу (54%), а также желают, чтобы прибывающие рассматривали регион для оседания (в качестве постоянного места жительства) (49%). Кроме того, в качестве положительных аспектов жители края в работе приезжих указали, что последние работают на различных предприятиях и в тех сферах деятельности, которые по различным причинам не устраивают коренное население (травматизм, недостаточная оплата труда, ее интенсивность и т.д.) (25%), т.е. это, как правило низкоквалифицированная и непрестижная работа; являются более дешевой рабочей силой (19%), что дает возможность заработать местным предпринимателям; на них держится торговля (7%). Вместе с тем, большая часть респондентов (38%) затруднилась с ответом.

Предполагаем, что такой разброс в ответах респондентов, связан с тем, что только 35% принявших участие в опросе указали, что пользовались услугами приезжих при различных обстоятельствах, 58% опрошенных заявили, что никогда не пользовались услугами иммигрантов. Из тех, кто прибегал к услугам гостей полуострова 53% остались довольными результатами их работы, в тоже время 44% ответили негативно в отношении оказанных услуг.

В качестве отрицательных сторон пребывания на территории Камчатского края приезжающих на заработки и переселенцев, постоянные жители отметили, что мигранты, особенно из стран СНГ игнорируют местные традиции, к коренным (постоянным) жителям относятся с некоторым неуважением – 23%; стремление приезжих устроиться практически на любую работу, что, в конечном итоге способствует к уменьшению оплаты труда местного населения, и увеличивает доход предпринимателей, так считает – 16%; еще большую тревогу вызывает увеличение иммигрантов, исповедующих иную религию (в основном Ислам), чем определяется опасность возникновений межнациональных конфликтов и увеличению преступлений экстремистской и террористической направленности – 12%; только около 4% считают, что приезжие иммигранты, создают трудности в получении социальных льгот и услуг местному населению, так как последим, чиновники стараются создать более благоприятные условия жизни.

Кроме того, учитывая многонациональный состав населения Камчатки, жители полуострова считают, что для развития края и его благополучия, необходимо предпринимать меры, направленные на прием соотечественников из числа проживающих в настоящее время на территории стран СНГ (бывших республик СССР), это мнение 42% населения, а 14% считает, что возможно осуществлять прием любых иммигрантов, изъявивших желание работать и жить в крае, только 6% считает, что оказывать помощь и принимать иммигрантов надо всех, независимо от страны происхождения, национальности и веры исповедания. Хорошо, коренное население относится и к приезду в страну выходцев из ЮВА и Африки (3%), особенно, если это касается прохождения ими обучения в российских ВУЗах, которых на территории края немного.

Вместе с тем, пытаясь получить ответ на вопрос о мерах, которые должны приниматься Правительством Камчатского края, для регулирования миграционной политики, большинство (21%) опрошенных предложили принять меры, которые бы способствовали улучшению жизни иммигрантов, 19% считают, что нет необходимости проведения политики, направленной на целенаправленное привлечение иммигрантов, но поддерживать тех, кто приезжает в целях работы/учебы, 14% предложили не привлекать мигрантов вообще, а улучшить положения местного населения, и 9% предложили вообще выселить иммигрантов.

Результатами исследования, установлено, что прибывающие на Камчатку трудовые иммигранты распределяются неравномерно по территории края. Так как основной финансовый центр находится в городе Петропавловск-Камчатский, то прибывшие в целях налаживания коммерческих отношений (по делам коммерции) стараются остаться и закрепиться в самом городе, а также в Елизово, городе, являющемся своеобразными воздушными воротами полуострова. Остальные приезжие трудоустраиваются в основном в отдаленных от городов населенных пунктов, так как их работа связана с добычей и переработкой рыбной продукции, ремонтом или строительством дорог и другой тяжелой работой.

По данным Камчатстата, в 2022 г., с начала СВО, а потом начавшейся частичной мобилизацией, количественный и качественный состав прибывших иммигрантов в целях трудоустройства, в основном на сезонных работах, из стран СНГ снизился более чем в 2 раза, по сравнению с 2020,2021 гг. [7; 8; 12; 14], образовался большой дефицит рабочей силы, произошла стагнация многих строительных проектов, в том числе находящихся на федеральном контроле. Бюджет Камчатки недополучил от трудовых патентов сумму равную 100 млн. рублей [7; 8; 12; 14]. Своими силами Камчатский край не в состоянии восполнить не только трудовые ресурсы, но и подержать свое экономическое и социальное развитие.

В тоже время, результаты проведенного исследования, позволяют сделать однозначный вывод, о лояльности местного (постоянного) населения к приезжим трудовым иммигрантам, понимании необходимости их пребывания и работы в целях дальнейшего развития полуострова.

Типологический портрет мигрантов, прибывших на территорию Камчатского края для трудоустройства. Проведя анализ полученных данных по результатам исследования, автором сделан вывод, что на территорию края в основной массе прибывают мужчины. Средний возраст трудового иммигранта от 25 до 50 лет. Образование среднее или среднее специальное. Это, как правило, городской житель, в том числе и из пригородных районов. В отношении женского портрета трудового иммигранта, можно сказать, что приезжают женщины от 23 до 45 лет, имеющие на иждивении ребенка до 17 лет. Также в основной массе проживавшие в городе. По уровню и качеству образования несколько выше, чем у мужчин (имеют диплом об окончании среднего-специального и высшего учреждения) (табл. 1), при этом экстраполируется, что количество иммигрантов из числа женщин будет возрастать. В настоящее время наблюдается намного больший процент количества представителей мужского пола, приезжающих на заработки, это связано с востребованностью тяжелой неквалифицированной рабочей силы, а также зависит от страны исхода. Наибольшее количество прибывших на территории полуострова составляют выходцы из ЦАР (Киргизии, Узбекистана, Таджикистана), а также стран Закавказья, что связано с наличием на территории края диаспор и лиц, выходцев из диаспор, находящихся во властных структурах, и оказывающих покровительство. Необходимо отметить, что многие прибывшие иммигранты, указывая свою национальность, относят себя к русским, рассчитывая на получение определенных льгот, характерных для лиц, возвращающихся на Родину.

Прибывающие иммигранты, в основной массе, имеют средний уровень образования (не более 30%), и только 11-16% сообщили что имеют более высокое образование (среднее специальное / высшее / неполное высшее). Отмечено, что большая часть иммигрантов отказалась указывать данные об образовании.

Большинство трудовых иммигрантов занято в областях, не требующих квалификации (строительство, обработка рыбной продукции, общественное питание, такси и т.д.), т.е. являющихся сезонной. Отмечено, что высокотехнологичные сферы труда (связь и информационная деятельность), а также финансовая, страховая сферы труда практически не рассматриваются ими в качестве приоритетных.

Таблица 1. Основные социально-демографические характеристики респондентов из числа трудовых мигрантов на территории Камчатского края (в %)

по результатам исследования в 2020-2022 гг.

Параметры/год
2020
2021
2022
Пол



Возраст, лет
18-24
20,4
20,1
19,2
25-29
12,7
12,3
11,7
30-34
15,8
15,5
15,1
35-44
30,1
29,1
31,4
45-59
18,3
19,9
19,7
60-64 и старше
2,7
3,1
2,9
Семейное положение
Ранее не состоявшие в браке
14,1
13,4
14,5
Состоящие в браке, в т. ч. гражданском/религиозном
34,2
33,2
31
Вдовые/Разведенные
2,8
5,3
5,9
Не указавшие брачное состояние
48,9
49,1
48,6
Данные о наличии образования
Начальное/ незаконченное среднее
2,2
2,1
1,8
Среднее общее (полное)
31,4
31,6
31,9
Начальное профессиональное
3,1
3,3
3,2
Среднее специальное
18,5
18,9
19,4
Высшее/высшее профессиональное
14,8
15,1
15,3
Незаконченное высшее
4,1
4,3
4,6
Не указали уровень образования
25,9
24,7
23,8
Национальность
Азербайджанец
4,5
4,3
4,2
Армянин
4,7
4,1
4,5
Киргиз
54,9
55,7
54,2
Узбек
22,2
21,9
22,4
Таджик
7,1
6,9
6,8
Казах
2,6
2,1
1,9
Украинец
4
5
6
Всего

100%
100%
100%
Источник: составлено автором по данным проведенного исследования.

Причинами, по которым прибывшие были вынуждены покинуть свое прежнее местожительство, называли следующие: приехали в «поисках лучшей жизни/жилья» 63,3%, в связи с безработицей по прежнему месту жительства 34,4%, переезд к мужу/жене 1,5%, неблагоприятная ситуация в стране 0,76%.

При определении общей протяжённости времени проживания и пребывания на территории Камчатского края и в России, 19,5% иммигрантов заявили, что проживают обычно не менее трех месяцев (приезжают на сезонные работы), 48% респондентов ответили, что проживают до 1 года (при наличии договора на работу), 28,5%, что проживают от 1 года до 5 лет и 3,9% ответили, что более 5 лет.

Наиболее частными проблемами, с которыми сталкиваются иммигранты после переезда на Камчатку, большинство ответили, что им непривычны природные условия Камчатки 37%, также приехавшие столкнулись с проблемами проживания в более худших жилищных условиях 24% и в поселках более низкого ранга 18%. С проблемами трудоустройства по имеющейся профессии столкнулись 11%, отметили не очень доброжелательное отношение со стороны местного населения 4%.

Прибывшие и находящиеся на территории Камчатки иммигранты подчеркивают свою национальность и гордятся этим (94%), рассчитывая на помощь представителей диаспор. Также установлено, что все они свободно владеют свои родным языком (читают и общаются) и 89% из них, находясь в России в своих семьях стараются общаться как на родном языке, так и на русском, в целях улучшения практики. Более 68% иммигрантов заявили, что стараются соблюдать религиозные традиции и прививать их в семье детям, но главным препятствием является отсутствие на Камчатке мечети (имеется только несколько молельных домов). Верующими себя считают 97% опрошенных, из которых 86% считают себя мусульманами и исповедуют ислам.

Основными носителями традиций являются лица старшего поколения, которые стараются передавать их младшим и требуют их выполнения. У таких людей (23%) в местах проживания имеются книги, написанные как на родном языке, так и на арабском, которые передаются и перевозятся с собой, в качестве реликвии.

Трудовые иммигранты чтут и празднуют свои национальные праздники (Навруз (Нооруз, Наурыз, Новруз-баурам), Ордо-айт /Курман-айт (Рамадан-хайит/ Курбан хайт, Иди-Рамадан/ Иди-Курбан), а также российские праздники (Новый год, День Победы), так ответили 98,7%, и только 1,3% заявили, что также празднуют свои государственные праздники (День независимости/День национального единства, День Конституции).

Отдельного внимания заслуживают ответы на вопрос об определении различия в уровне жизни представителей разных национальностей в городе и крае, так как 37% респондентов ответили, что уровень жизни в азербайджанской диаспоре значительно выше других в крае, 19 % считают, что лучше других живут представители киргизской диаспоры, 16% указали, что представители армянской диаспоры, почти ничем не отличается уровень жизни в узбекской (11%), украинской (9%) и таджикских диаспорах.

Вместе с тем, по результатам опроса в 2020 и 2021 гг., около 87% опрашиваемых ответили, что у русских (постоянных и коренных жителей) Камчатского края благосостояние лучше, что им проще претендовать на высокую руководящую должность, получить хорошо оплачиваемую работу (59%), открыть собственное дело (42%), но в тоже время более 37% респондентов ответили, что уровень жизни никак не связан с национальностью.

Тогда как, по результатам опросов в 2022 году, респонденты практически однозначно ответили, что иммигранты не рассчитывают на занятие руководящих и хорошо оплачиваемых должностей, опасаясь возможной всеобщей мобилизации и перехода экономики на стандарты жесткого регулирования и контроля.

При этом, приехавшие на Камчатку иммигранты положительно и высоко оценивают деятельность своих диаспор на полуострове, а также их руководителей, которые отстаивают их интересы на уровне Правительства края. По их мнению, деятельность диаспор не сводится только к организации национальных праздников, но и показывает уровень развития культуры и поддержки своих соплеменников, поэтому 79% опрошенных стараются посещать организуемые и проводимые ими мероприятия.

Основные профили занятости иммигрантов на полуострове. По результатам исследования, установлено, что прибывшие для трудоустройства на территорию Камчатского края иммигранты знают русский язык и способны объясняться на нем (93%) и только 7% приехавших обладают недостаточными знаниями, но готовы учиться. При это на вопрос «Испытывают ли прибывшие трудности при общении с местным населением России и другими национальностями других государств?» положительно ответили только 19,1%, об отсутствии трудности с общением ответили более 80% опрошенных. Более 60% сообщили, что не в первый раз приезжают в Россию и в целом не испытывают дискомфорта в стране, в т.ч. и благодаря поддержке представителей диаспоры и наличию знакомых и дружественных связей, менее дискомфортно ощущают себя 38% приехавших.

По результатам изучения анкетных данных, подаваемых в управление по делам миграции, иммигранты указывают, что приехали в Россию в целях трудоустройства в следующих сферах деятельности: строительство 28,7%, туризм (гостиничный) бизнес, а также организации питания 14,9%, торговля 13,4%, работа в фермерских (домашних) хозяйствах 9,7%, транспортных услуг/ услуг по организации хранения 7,3% и т.д. Очень малый процент иммигрантов рассчитывает на работу в сфере здравоохранения и социальных услугах 1,5%, что свидетельствует о том, что прибывающие иммигранты рассчитывают на работу там, где не требуется квалификация, а имеющие квалификацию не уверены в том, что смогут трудоустроиться по профессии.

В тоже время, результаты опросов иммигрантов в отношении профиля основной работы позволили выявить род занятий трудовых иммигрантов: более 46% опрошенных сообщили, что работают в качестве неквалифицированных рабочих, 16% сообщили, что заняты в сфере обслуживания или технического персонала (охранник, разнорабочий, грузчик, продавец, и т.д.), 12% работают фактически по специальности и своей квалификации.

Проведенное исследование в течении 2020-2022 гг. позволило сделать вывод, что возрастной ценз иммигрантов для работы в основных сферах экономики Камчатского края не является решающим, так как основной акцент работодатели делают на квалификацию, уровень образования, умении работать в коллективе.

Наиболее востребованными сферами занятости для женщин, приехавших на полуостров, являются: торговля и работа в сфере оказания различных услуг (гостиницы, гувернантки и др.) – 21%, работа в сфере здравоохранения (младший персонал), а также по оказанию социальных услуг – 13%, различные обрабатывающие производства – 11%. Очевидно, что для приехавших иммигрантов, из числа женщин, выбор сфер деятельности на Камчатке крайне ограничен, им легче найти работу, если они имеют средний возраст (до 35 лет), показывают хорошее знание русского языка, имеют образование, желательно от среднего специального и выше, если они рассчитывают найти работу в сфере торговли, туристическом или гостиничном бизнесе, а также домашнем хозяйстве. Учитывая определенный возрастной ценз, иммигрантам из числа женщин в возрасте от 45 лет и выше крайне сложно найти хорошо оплачиваемую работу.

Практически незанятыми трудовыми иммигрантами сферами на полуострове являются: IT-технологии, связи, финансовая и страховая деятельность, юридические услуги, а также область недвижимости.

Интенсивность работы, уровень оплаты труда, досуг трудовых иммигрантов. «Как показывают результаты проведенных опросов, иммигранты, прибывшие в Россию, нацелены на получение заработка и готовы к ненормированному (скользящему) графику работы, обычно не считаются с условиями труда и выполняют работу весьма эффективно, что выгодно работодателям, использующим их труд, особенно на сезонных работах, а также в сфере строительства, где работы обычно ведутся по круглосуточному графику. Учитывая это, большинство работодателей негласно устанавливают среднюю продолжительность рабочей недели от 60 часов и выше, всячески пренебрегая законодательством в трудовой сфере, определившей продолжительность рабочей недели в 40 часов для работников российских граждан» [9]. Как правило, иммигранты соглашаются на предлагаемый коммерсантами график работы, рассчитывая на получение дополнительной финансовой выгоды. «Так, по результатам проведенных опросов следует, что средняя зарплата трудового иммигранта в строительстве составляет от 42 тыс. руб. (медианное значение составляет 38 тыс. руб.) и зависит также от региона (табл. 2). Самая высокая оплата труда специалистов в IT-сфере и связи, а также в научно-технической деятельности (порядка 90 тыс. руб.), строительстве, в т.ч. дорожном (от 46 тыс. руб.), ниже всего оплачиваются услуги в сфере ЖКХ (до 30 тыс. руб.), торговле (до 28 тыс. руб.)» [5].

Таблица 2. Данные о средней заработной плате трудовых мигрантов на территории Камчатского края (с учетом районного коэффициента), руб. за период с 2020-2022 гг.

Виды экономической деятельности
Данные Росстата, руб.
Данные онлайн-опросов, руб.
Данные кадрового агентства hh.ru, руб.
Данные CATI, руб.
Строительство
от 50 000
от 40 000
от 43 000
от 60 000
Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов
от 37 000
от 35 000
от 33 000
от 45 000
Гостиницы и общественное питание
от 30 000
от 25 000
от 37 000
от 48 000
ЖКХ, уборка зданий и территорий (ЖКХ)
от 23 000
от 34 000
от 36 000
от 38 000
Связь, информационные услуги IT-специалистов
от 70 000
от 85 000
от 87 000
от 100 000
Источник: составлено автором по данным проведенного исследования.

Вместе с тем, результаты опросов, проведенных дистанционно (CATI), показывают, что согласно ответам респондентов «оплата труда работников, имеющих недостаточную квалификацию, несколько ниже, но продолжительность рабочего дня при этом для них выше. Так, в строительстве – 40 тыс. руб., в торговле 25-30 тыс. руб., в ЖКХ – 28-32 тыс. руб.

Кроме того, изучив Российское законодательство, большинство иммигрантов, как правило имеющих неполное высшее образование, в целях получения большего дохода регистрируются в качестве «самозанятых» (около 10%) и индивидуальных предпринимателей.

Разница в оплате труда у работника, имеющего патент, и работающего нелегально, в среднем составляет 10-15%. При этом, в среднем до 25% трудовых иммигрантов сталкиваются с обманом при расчете заработной платы, независимо от того, является ли он гражданином России или нет. И если, у трудового иммигранта остается возможность урегулировать проблему, обратившись к главе своей диаспоры, то российский гражданин – внутренний мигрант, как показывает практика, не обращается в правоохранительные органы, и продолжает работать или увольняется и переезжает на другое место в поиске работы» [5].

Сами трудовые иммигранты оценивают свое социальное положение по прежнему месту жительства: 48,9% считают свой достаток средним, 22% считают свой достаток ниже среднего, к бедным себя отнесли 15,8%, а 9,7% считают свой достаток выше среднего.

Ответы трудовых иммигрантов на вопрос о способах пополнения (повышения) своих знаний за последние 3-5лет дали возможность определить, что только 12% из них предпринимали меры по повышению своей квалификации, 5% повышали свою квалификацию и образование в учебных или специализированных учреждениях, 4% повышали квалификацию или переучивались за счет работодателя на новом месте работы, 71% не предпринимал никаких действий для повышения своих знаний.

В тоже время, отвечая на вопрос касающийся оценки материального положения семьи, находясь на территории Камчатского края основная масса респондентов из числа иммигрантов (64%) ответила, что получаемых денежных средств хватает только для приобретения продуктов питания, одежды, а более 30% ответили, что денег хватает для покупки ряда товаров из разряда длительного пользования, при этом не самых лучших брендов, остальные участники опроса заявили, что денег, катастрофически не хватает, поэтому вынуждены искать работу в России.

Результаты опросов об источниках доходов, позволил определить, что около 1/3 или 36% респондентов работают на одном (основном) месте работы, немногим меньше, или 28% опрошенным удается работать еще и на другом месте, 21% отказался отвечать на данный вопрос и 7% работают в качестве разнорабочих на местных рынках.

На вопрос «Какое жилье занимает Ваша семья, проживая на территории Камчатского края?», почти половина опрошенных (48,8%) ответила, что вынуждены снимать жилье, 36,7% заявили, что поживают в общежитиях различного типа по предварительной договоренности, почти 12% сообщили, что проживают в муниципальном жилье. Следовательно, можно предположить, что трудовые иммигранты, прибывшие на полуостров для трудовой деятельности, как правило, заранее определяются с местами проживания, в том числе и по предварительной договоренности с работодателем.

Опросы в отношении различных обстоятельств жизни иммигрантов, в том числе реализации права на отдых, помогли составить следующую картину: в свободное от работы время, 25,4% респондентов ответили, что стараются побыть с семьей, встречаясь с друзьями (хожу в кафе, в гости) 15,6%, смотрю телевизор 12%, отдыхаю/сплю 5,2%. Результаты опросов свидетельствую о том, что времени на отдых у трудовых иммигрантов не хватает, и они в основном стараются использовать его для того, чтобы сохранить семейные связи и укрепить их, а также просто отдохнуть и подготовиться к следующей рабочей неделе.

При ответе на вопрос о том, какие ближайшие планы у прибывших мигрантов имеются в отношении нахождения на территории Российской Федерации, ответы респондентов оказались следующими (табл. 3).

Таблица 3. Данные по ответам иммигрантов о планах на будущее,

по результатам опросов ы 2020-2022 гг.


2020 г.
2021 г.
2022 г.
Какие у Вас ближайшие планы
работающие и ищущие работу
Не работающие и не ищущие работу
работающие и ищущие работу
Не работающие и не ищущие работу
работающие и ищущие работу
Не работающие и не ищущие работу
Оставаться в России
119 (45%)
76 (29%)
124 (47%)
88 (33%)
89 (34%)
47 (18%)
Вернуться на родину, там переждать трудности и потом приехать в Россию
50 (19%)
100 (38%)
61 (23%)
18 (7%)
124 (47%)
32 (12%)
Вернуться на работу на Родину насовсем
32 (12%)
11 (4%)
11 (4%)
13 (5%)
19 (7%)
21 (8%)
Уехать в другую страну на заработки
18 (7%)
56 (21%)
5 (2%)
50 (19%)
8 (3%)
103 (39%)
Не знаю
45 (17%)
21 (8%)
63 (24%)
95 (36%)
24 (9%)
61 (23%)
Источник: составлено автором по данным проведенного исследования.

Очевидно, что после снятия ограничений, вызванных пандемией COVID-19, желание иммигрантов приезжать и работать на территорию Камчатского края существенно возросло, оставалась уверенность в возможности заработка, тогда как с «началом СВО и проведения мероприятий частичной мобилизации, большая часть, несмотря на наличие двойного гражданства решила покинуть территорию России» [11].

Результаты проведенных опросов трудовых иммигрантов, прибывших и находящихся на территории Камчатского края, показали, что в целом территория полуострова является привлекательной для них как для получения денежных средств, так и для дальнейшего проживания и получения гражданства России. Иммигранты, осуществляя трудовую деятельность, имеют возможность получения дохода и приобретения недвижимости (строительства, ремонта жилья или оказания помощи родственникам) в стране происхождения исхода). При этом, 49% из них, отвечая на вопрос об оценке удовлетворенности различными сторонами своей жизни, и наличии возможностей по своему дальнейшему развитию в плане экономического роста затруднились с однозначной положительной оценкой, ссылаясь на неопределенность процессов, происходящих на сегодня в мировом пространстве, напрямую затрагивающих Россию, 18%. рассчитывают на незначительное улучшение жизни, что связанно, по их мнению, с тем, что Правительство России по-иному начало рассматривать проблему миграции, не сворачивая программы, а всячески их поддерживая и финансируя. В тоже время. респонденты сообщили, что пока обстановка в России не стабилизируется, многие предпочтут вернуться на родину (страну исхода), во избежание каких-либо проблем.

Заключение

Камчатский край, как субъект Российской Федерации, начиная с момента своего создания до настоящего времени испытывает трудности своего развития. Более того, регион помимо своей отдаленности от Центра, является не только дотационным, но и фактически «вымирающим» в демографическом плане. Существенную помощь в экономическом развитии оказывают иммигранты, в основном приезжающие на полуостров на сезонные заработки. Вместе с тем, с учетом окрепших диаспор, осевших на Камчатке, приезжие иммигранты, получая в упрощенном виде гражданство России, заменяют уезжающих на постоянное место жительство жителей края, таким образом поддерживая демографию региона. Камчатке, просто необходимы пополняемые трудовые ресурсы, которые должны быть хорошо обученными, и иметь высокую квалификацию, для претворения в жизнь проектов Федерального значения. В тоже время, пребывающие трудовые иммигранты из стран ЦАР, Закавказья обладают недостаточной квалификацией, что не способствует росту экономики и общего социального уровня.

Для принятия решений о необходимости внесения изменений в законодательство субъекта по линии иммиграции, проведено исследование иммиграционной ситуации на Камчатке. Изучены миграционные процессы, определена типология иммиграции, выяснены причины их возникновения, установлены основные профили занятости иммигрантов, интенсивность их работы и оплаты труда.

Регион, который является форпостом страны на Дальнем востоке, который вполне может быть самодостаточным в контексте развития, а также способствовать росту экономики страны, причем не только в сферах рыбной продукции, добычи полезных ископаемых, туризма и спорта, в настоящее время является полностью дотационным, имеется огромный отток населения, который пытаются закрыть наплывом дешевой трудовой силы.

Правительство Камчатского края, исполняя поставленную Президентом В.В. Путиным задачу по восполнению населения, вынужден прибегать к реализации «стратегии активного привлечения иммигрантов», для чего передало своеобразный карт-бланш представителям многих производств на территории края. Но результат, от принимаемых решений далек от желаемого, примером тому является резкий отток иммигрантов после начала СВО и мобилизации.

Постепенное изменение населения Камчатки пока не влияет на толерантность местных жителей (стычек с иммигрантами и по национальному принципу не зафиксировано). Начиная с 2014 года Правительством Камчатского края предпринимаются попытки привлечения на полуостров граждан с «Новороссии», но их количество на полуострове незначительное. Правительство Камчатского края, в целях получения дополнительных субсидий из центра, старается самостоятельно реализовывать мероприятия «Концепции государственной миграционной политики на 2019-2025 гг.» в рамках ранее провозглашенной общей «стратегии, нацеленной на совершенствование благоприятного иммиграционного режима для переселения в Российскую Федерацию иностранных граждан, способных интегрироваться и адаптироваться в российское общество» [2; 3; 10]. Приезжающие граждане с новых территорий, рассматривают Камчатку как временное пристанище, в основном, как субъект проживания, который позволит получить какие-либо льготы при убытии из него, по результатам работы и как возможность заработать больше денег.

В целях оказания помощи в принятии конкретных решений в миграционной сфере, экономического улучшения положения местного населения, и проводилось исследование, результаты которого переданы Правительству края и в УМВД России по Камчатскому краю, налажено взаимодействие для проведения дальнейшей исследовательской работы.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (дата обращения: 02.02.2023).
2. Указ Президента РФ от 31.10.2018 N 622 (ред. от 12.05.2023) «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_310139/ (дата обращения: 12.05.2023).
3. Указ Президента РФ от 12.05.2023 N 342 «О внесении изменений в Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_446952/ (дата обращения: 12.05.2023).
4. Бастрыкин А. Мигранты стали одним из факторов социальной напряженности в мире и России. Interfax.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/russia/895287 (дата обращения: 12.05.2023).
5. Городнов А.В. Влияние миграционных процессов на развитие политики и экономики России в условиях современного глобального кризиса // Экономическая безопасность. – 2022. – № 4. – c. 1565-1582. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.116284.
6. Городнов А.В. Миграционные процессы как основные факторы, влияющие на рынок труда. / В кн.: Современные трансформации рынка труда. Гл. 3. - Нижний Новгород: НИСОЦ, 2022. – 42-61 c.
7. Ивахнюк И.В. Предложения к миграционной стратегии России до 2035 г. / Монография. - М.: РСМД, 2017. – 82 c.
8. Информация о миграционной ситуации на территории Камчатского края. Kamgov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://kamgov.ru/agzanyat/document/file/download?id=133603 (дата обращения: 25.04.2023).
9. Караваева И.В., Лев М.Ю. Государственное управления в сфере национальной безопасности: актуальные проблемы экономической безопасности современной России (по итогам проведения Международной научно-практической конференции «VI Сенчаговские чтения: Экономическая безопасность России в новой реальности») // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 1109-1143. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114811.
10. Караваева И.В., Лев М.Ю. Результирующие проблемы экономической безопасности современной России (по итогам проведения Международной научно-практической конференции «VI Сенчаговские чтения: Экономическая безопасность России в новой реальности») // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 711-736. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114772.
11. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Движущие силы антироссийской коалиции: проблемы современной международной безопасности // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 749-774. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117829.
12. Оперативные итоги миграции населения Камчатского края. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://41.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Миграция%20-06.pdf (дата обращения: 25.04.2023).
13. Петренко Е.С., Варламов А.В., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность России в процессе интеграции в Евразийский экономический союз // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1191-1210. – doi: 10.18334/eo.10.4.111399.
14. Трофимова О.Е. Европейские подходы к теориям миграции: особенности формирования // Общественные науки и современность. – 2020. – № 5. – c. 53-66. – doi: 10.31857/S086904990011155-2.

Страница обновлена: 25.01.2024 в 18:10:48