Модель инновационной транспортной экосистемы

Збарский А.М.1, Горбунов Д.В.2, Иващева К.А.1
1 Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Россия, Москва
2 Совместный студенческий бизнес инкубатор СамГУПС – КбшЖД

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 7 (Июль 2023)

Цитировать:
Збарский А.М., Горбунов Д.В., Иващева К.А. Модель инновационной транспортной экосистемы // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 7. – С. 2385-2398. – doi: 10.18334/epp.13.7.118347.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54310348
Цитирований: 3 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Статья содержит результаты исследования, посвященного формированию контуров и наполнения инновационной экосистемы современного университета как научно-образовательного центра развития отрасли. В статье поднята проблема поиска эффективных механизмов финансирования университетов. Предложено рассматривать коллаборации университетов, ориентированные на разработку и внедрение инноваций, как экономические и научно-образовательные экосистемы. Для оценки формирования и развития научно-образовательной экосистемы была разработана матрица диагностики инновационной активности и перечень инструментов, обеспечивающих повышение уровня готовности технологий. Были выделены три типа готовности: технологическая, производственная, рыночная. Практическая значимость исследования заключается в развитии инструментов региональных и отраслевых инновационных экосистем и повышении показателей инновационной деятельности. Результаты исследования могут представлять интерес для: федеральных и региональных органов исполнительной власти, менеджмента предприятий и руководства образовательных организаций, формирующих политику в области науки и образования и управляющих программами научно-инновационного развития отраслей.

Ключевые слова: университет, коллаборации, экосистема, инновационная активность

JEL-классификация: L91, R41, O31



Введение

Средой инновационного развития в период шестого технологического уклада являются научно-инновационные экосистемы, объединяющие бизнес, научные институты, центры образования, а также органы власти [1–7]. Последние выступают в качестве регуляторов систем. Современный взгляд на университет исходит из необходимости его трансформации в научно-образовательный центр инновационного развития отраслей и регионов. Инструменты развития системы российского образования в XXI веке предусматривают грантовую модель финансирования университетов. Такой подход позволяет купировать риски низкой эффективности и результативности. При этом одной из основных критериальных оценок, используемых в системе поддержки принятия решения о финансировании развития университета, являются количественные и качественные характеристики коллабораций, в которые входят университеты. Такие коллаборации, нацеленные на разработку и внедрение инноваций, при условии их целостности и взаимосвязанности входящих в нее участников представляют собой экономические экосистемы [1 – 7]. Такие экосистемы могут быть образованы как на региональном, так и на отраслевом уровне. В первом случае регулятором является субъект, во втором случае – федеральный орган исполнительной власти.

Цель, задачи и методы исследования

Целью исследования является формирование контуров и наполнения инновационной экосистемы современного университета как научно-образовательного центра развития отрасли. Для достижения этой цели поставлены и решены следующие основные задачи: разработка инструментов диагностики инновационной активности; разработка инструментов совершенствования процесса разработки и внедрения инноваций.

Результаты исследования являются логичным развитием комплексного научного исследования в области развития человеческого капитала, проводимого на базе Самарского государственного университета путей сообщения [20 – 23]. Подход предусматривает развитие университета как научно-образовательного центра создания и внедрения инноваций и развития территорий. Методологической основой исследования являются: классическая экономическая теория, включающая теорию экономического роста и развития секторальной экономики на основе воспроизводства знаний и рынка труда; институциональная, эволюционная теории, основные направления ресурсной концепции. В исследовании использовались результаты научных исследований отечественных ученых [1 – 7], а также анализ экспертных мнений в области проблем, рассматриваемых в отношении совершенствования и развития системы отраслевого профессионального образования [8 – 19]. В ходе решения поставленных задач в работе нашли применение методы: общенаучные – аналитический метод, сравнительно-аналитический метод; частно научные – методы системного анализа, метод экспертных оценок.

Диагностика инновационной активности

Для формирования и развития научно-образовательной экосистемы требуется система показателей и индикаторов, позволяющих оценить процесс. Это инструмент оценки (прогресс, бенчмаркинг, эффективность мер поддержки и др.). В качестве комплекса таких показателей предлагается матрица диагностики инновационной активности (рис. 1).












НОЦ



























Инновационный кластер



























Торговая площадка



























Индустриальный парк



























Корпоративная инновационная площадка РИП



























Технопарк



























Стартап-студия



























Корпоративный акселератор



























Бизнес акселератор студенческий



























Инновационный фонд



























Центр коллективного пользования



























Бизнес инкубатор



























Центр трансфера технологий



























Центр научно-технической информации



























Инжиниринговый центр



























Научная лаборатория


























проект
3. Объекты инновационной инфраструктуры ***
меропр.















УГТ 9 Производство
Серийный выпуск изделий,
внедрение технологического процесса
УГТ 8 Опытно-промышленное производство и сертификация. Выпуск опытных изделий, их экспертиза
и сертификация
УГТ 7 Экспериментальные разработки. Заводские испытания опытно-промышленного образца
УГТ 6 Экспериментальная разработка. Испытание опытного образца в критических условиях
УГТ 5 Экспериментальная разработка. Испытания изготовленного опытного образца, технологического процесса в реальных условиях
УГТ 4 Опытно-конструкторская и/или технологическая разработка
УГТ 3 Прикладные исследования. Разработка и лабораторная проверка ключевых элементов технологии
УГТ 2 Прикладные исследования.
Выбор технологической концепции
УГТ 1 Фундаментальные исследования. Ориентированные. Оценка влияния новой технологии
УГТ 0 Фундаментальные исследования. Неориентированные. Определение возможности разработки новой технологии
2. Уровни готовности технологии

4. Взаимодействие / мероприятие ****
Образовательный семинар
Митап
Практический интенсив
Марафон генерации идей
Интенсив «Стартап выходные»
Экспертная карусель
Краш-тест идей
Пич-сессия проектов
Научно-практическая конференция
Хакатон
Пред-акселерационная программа
Акселерационная программа
Конференция по инновациям
Инвестиционный форум
СайнеСлэм










чел.
1. Субъекты инновационной деятельности *
ком.


























Научные работники



























Инженеры (в том числе IT)



























Предприниматели



























Бизнес-ангелы



























Венчурные капиталисты



























Банкиры



























Производители



























Продавцы



























Потребители
















Рис. 1 – Диагностика инновационной активности

Составлено авторами

Матрица представляет собой 1 квадранта, образованных показателями и индикаторами: проект, мероприятия, человек, команда. Показатели и индикаторы объединены в 4 группы: субъекты инновационной деятельности, уровни готовности технологии, объекты инновационной инфраструктуры и мероприятия. Пересечения показателей и индикаторов формируют квадранты по принципу диаграммы Ганта. Заполнение диаграммы осуществляется по модели светофора (зеленый (2) – не требует улучшения, желтый (1) – требует улучшения, красный (0) – отсутствует). Пустой квадрат означает отсутствие необходимости формирования элемента.

Инструменты совершенствования процесса разработки и внедрения инноваций

Логичным завершением данного исследования стала разработка перечня инструментов, обеспечивающих повышение уровня готовности технологий. Были выделены следующие типы готовности: технологической, производственной, рыночной (рис. 2 – 4).

1. TRL – уровень технологической готовности (Technology Readiness Level). Показывает уровень готовности самого продукта, оказывает то, насколько сам продукт готов для производства, тиражирования или серийного выпуска, насколько он безопасен и отвечает ожиданиям потребителя. Уровень так же показывает готовность технической документации, сертификации (при необходимости).

2. MRL – уровень производственной готовности (Manufacturing Readiness Levels). Показывает готовность потенциальной компании (любой) для серийного производства продукта. Это может быть поточная линия, или технология серийного производства.

3. CRL – уровень рыночной готовности и коммерциализации (Commercialization Readiness Level). Показывает уровень исследования рынка для продукта, включая: ценовую политику, маркетинговую политику и стратегию продвижения на рынке.


Механизмы

TRL Уровни технологической готовности
(Technology readiness levels)
TRL 1. Сформулирована фундаментальная концепция технологии и обоснование ее полезности
TRL 2. Определены и оценены целевые области технологии
и ее критические элементы
TRL 3. Получен макетный образец и продемонстрированы его ключевые характеристики
TRL 4. Получен лабораторный образец , подготовлен лабораторный стенд, проведены испытания базовых функций
TRL 5. Изготовлен экспериментальный образец в реальном масштабе по полупромышленной технологии и испытан
TRL 6. Изготовлен полнофункциональный образец на пилотной производственной линии, подтверждены рабочие характеристики
TRL 7. Протопит системы продемонстрирован в составе системы в реальных условиях эксплуатации
TRL 8. Окончательное подтверждение работоспособности образца , завершение функционирующей ренальной системы
TRL 9. Изделие удовлетворяет всем требованиям : инженерным, производственным, эксплуатационным
Группа экспертов









Проектный офис









Коворкинг-центр









Бизнес-инкубатор









Центры компетенций









Система акселерации проектов









Фандрайзинговые подразделения









Технопарк









Центр сертификации









Центр внедрения









Рис. 2 – Инструменты повышения уровней технологической готовности

Составлено авторами


Механизмы

MRL Уровни производственной готовности
(Manufacturing readiness levels)
MRL 1. Сделаны выводы относительно основных производственных потребностей
MRL 2. Определена концентрация производства
MRL 3. Подтверждена производственная концепция
MRL 4. Достигнута возможность изготовления технических средств в лабораторных условиях
MRL 5. Достигнута возможность изготовления прототипов компонентов систем в соответствующих производственных условиях
MRL 6. Достигнута возможность изготовления прототипов систем и подсистем при наличии готовых элементов основного производства
MRL 7. Достигнута возможность изготовления систем, подсистем или их компонентов в условиях, близких к реальным
MRL 8. Испытана пилотная производственная линия, достигнута готовность к началу мелкосерийного производства
MRL 9. Успешно продемонстрирована возможность мелкосерийного производства, подготовлена база для полномасштабного производства
MRL 10. Налажено полномасштабное производство
Группа экспертов










Проектный офис










Коворкинг-центр










Бизнес-инкубатор










Центры компетенций










Система акселерации проектов










Фандрайзинговые подразделения










Технопарк










Центр сертификации










Центр внедрения










Рис. 3 – Инструменты повышения уровней производственной готовности

Составлено авторами


Механизмы

CRL Уровни рыночной готовности
(Commercialization readiness levels)
CRL 1. Определено наличие потребности рынка по литературным источникам: тренды, обзоры, конференции, динамика патентов
CRL 2. Определены и оценены целевые потребительские сегменты
CRL 3. Проведены конкурентный анализ, анализ поставщиков, уточнены характеристики продукта, способы монетизации
CRL 4. Уточнены конкуренты, поставщики, модели ценообразования
CRL 5. Уточнены ценовая политика, выбраны канал продаж, авторитетные поставщики
CRL 6. Уточненные спецификации продукта по каждому целевому сегменту, уточненная бизнес-модель
CRL 7. Предварительный вывод на рынок
CRL 8. Отработка замечаний заказчика
CRL 9. Вывод на рынок
Группа экспертов









Проектный офис









Коворкинг-центр









Бизнес-инкубатор









Центры компетенций









Система акселерации проектов









Фандрайзинговые подразделения









Технопарк









Центр сертификации









Центр внедрения









Рис. 4 – Инструменты повышения уровней рыночной готовности

Составлено авторами

В качестве инструментов повышения готовности разработок использованы как уже зарекомендовавшие себя инструменты, так и новые. Ниже представлено краткое описание инструментов.

1. Группа экспертов. Работники университета из числа профессорско-преподавательского состава, или административного персонала, а также внешние эксперты, имеющие глубокие знания и опыт в профессиональной области, оценивающие идеи с точки зрения применимости и возможности коммерциализации.

2. Проектный офис. Сотрудники и инфраструктура, позволяющие обеспечить поиск, отбор идей и разработок, как правило на низких уровнях готовности. Работа проектного офиса осуществляется по двум направлениям: 1 – поиск и просеивание идей и разработок, 2 – поддержка и развитие отобранных разработок. Первое направление имеет циклический характер работы, предусматривающий от 2 до 4 циклов отбора в год.

3. Коворкинг – центр. Это среда для притяжения разработчиков. В отличие от предыдущего инструмента, не имеет выделенного персонала, обеспечивающего сопровождение проектов.

4. Бизнес инкубатор. Инструмент, включающий кадровое, инфраструктурное и методическое сопровождение проектов. Это трекеры и менторы, сопровождающие проекты, работающие по заранее согласованным методикам и сценариям. Их задача – быстрое выращивание проектов (от 1 до 6 месяцев). В отличие от технопарка акцент делается на методическом и кадровом сопровождении.

5. Центры компетенций. Это группы специалистов, включающих сотрудников кафедр, работников предприятий, внешних и внутренних экспертов, агентов, обеспечивающих реализацию научных и инновационных проектов. Для университеты такие центры компетенций – основа для развития. Центры компетенций – источники появления техностертеров (групп сотрудников – предпринимателей) и спинаутов (внешних компаний, получивших развитие в университете и вышедших на внешний рынок в свободное плавание).

6. Система акселерации проектов. Это внутренние механизмы развития проектов, не имеющие четких структур и стандартов работы. Это может быть коллектив в подчинении проректоров по науке или инновациям, или отдел с соответствующими функциями. Их задача – повышение уровня готовности идей и разработок различными методами (собственное финансирование, включая прямое и перекрестное финансирование, привлечение бюджетных и внебюджетных источников финансирования).

7. Фандрайзинговые подразделения. Специалисты, осуществляющие поиск финансирования проектов, обеспечивающие привлечение грантов и заключение договоров на проведение исследований и разработок.

8. Технопарк. Инструмент, включающий сервисное и инфраструктурное сопровождение проектов. Это инфраструктура (компьютеры, помещения, мебель, оборудование и пр.), позволяющая обеспечить развитие проектов с учетом индивидуальных особенностей последних. Их задача – долгое выращивание проектов (от 1 до 3 лет). В отличие от инкубатора акцент делается на инфраструктурном сопровождении.

9. Центр сертификации. Специалисты, осуществляющие разработку инструкций, паспортов и обеспечивающие сертификацию и испытания новых продуктов с учетом отраслевых особенностей. Для отдельных групп продуктов требуются длительные испытания. Как правило, это элементы, от работы которых зависит безопасность, например элементы подвижного состава и транспортных средств.

10. Центр внедрения. Группы специалистов, осуществляющие внедрение разработок и продвижение их на рынке. Работа строится на основе тесных связей с бизнесом. Специалисты осуществляют поиск рынков сбыта продукции.

Как видно из рис. 5 – 7, одни и те же инструменты могут быть эффективны для разных процессов. При этом наиболее универсальными инструментами являются центры компетенций – основа для формирования будущих техностартеров и спинаутов.

Заключение

Основным результатом представленного исследования является формирование модели инновационной экосистемы для региональных университетов, рассматриваемых в роли научно-образовательных центров инновационного развития отраслей.

Впервые на основе проведенных исследований разработан инструмент диагностики инновационной активности экосистем, позволяющий определить недостающие элементы и определить направления для развития; раскрыты возможности применения инструментов инновационной экосистемы университета, что позволило сформировать карты развития экосистем через призму повышения уровней готовности инноваций.

Практическая значимость исследования заключается в развитии инструментов региональных и отраслевых инновационных экосистем и повышении таких показателей инновационной деятельности, как: конверсия научных проектов, длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии), затраты на разработку нового продукта, длительность вывода продукта на рынок и др. Практическим результатом исследования является карта диагностики инновационной активности экосистем, которую можно использовать для диагностики, как региональных, так и отраслевых экосистем, а также формирования программы их развития.

Результаты исследования могут представлять интерес для: федеральных органов исполнительной власти, формирующих научную политику и управляющих программами научно-инновационного развития отраслей, региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управления региональными экосистемами, команд управления образовательных организаций, осуществляющих научно-инновационную деятельность, административно-управленческого персонала предприятий, формирующих научную политику и управляющих программами научно-инновационного развития предприятий, в части формирования научно-инновационных экосистем и их развития.


Источники:

1. Боровская М. А., Масыч М. А., Паничкина М. В. Совершенствование системы непрерывного образования: кластерный и экосистемный подходы // Гуманитарий Юга России. – 2020. – № 5. – c. 15-35. – doi: 10.18522/2227-8656.2020.5.1.
2. Боровская М. А., Никитаева А. Ю., Бечвая М. Р., Черниченко О. А. Финансовые инструменты в экономических механизмах стратегического развития науки и образования: экосистемный подход // Финансы: теория и практика. – 2022. – № 2. – c. 6-24. – doi: 10.26794/2587-5671-2022-26-2-6-24.
3. Клейнер Г. Б. Современный университет как экосистема: институты междисциплинарного управления // Журнал институциональных исследований. – 2019. – № 11(3). – c. 54-63. – doi: 10.17835/2076-6297.2019.11.3.054-063.
4. Волков А. Е. Как будет меняться управление университетами // Университетское управление: практика и анализ. – 2019. – № 4. – c. 6-8.
5. Кузьминов Я. И., Семенов Д. С., Фрумин И. Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому мастер-плану // Вопросы образования. – 2013. – № 4. – c. 8-63. – doi: 10.17323/1814-9545-2013-4-8-69.
6. Лешуков О. В., Фрумин И. Д. Флагманские университеты: от советского опыта к поиску новой модели // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 4. – c. 22-29.
7. Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М. и др. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики Материал для обсуждения // Вопросы образования. – 2008. – № 1. – c. 32-65.
8. Пашков К. А. Куда идет реформа транспортного образования? // Транспорт Российской Федерации. – 2015. – № 6(61). – c. 3-8.
9. Пашков К. Транспортное образование России // Транспортная стратегия - XXI век. – 2019. – № 42. – c. 26-27.
10. Пашков К. А. Каким будет Российский транспортный университет // Транспорт Российской Федерации. – 2016. – № 4. – c. 7-10.
11. Левин Б. А. Сотрудничество и интеграция отраслевых вузов // Мир транспорта. – 2008. – № 1. – c. 126-131.
12. Левин Б. А. В интересах отрасли и государства // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 9. – c. 6-13. – doi: SBQRDY.
13. Левин Б. А., Цветков В. Я. Непрерывное обучение специалистов в сфере транспорта // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. – 2017. – № 2. – c. 52-61.
14. Духно Н. А. Отраслевое транспортное образование // Транспортное право и безопасность. – 2017. – № 7(19). – c. 42-55.
15. Сакульева Т. Н. Транспортное образование в царской России // Вестник транспорта. – 2017. – № 3. – c. 17-18.
16. Лобачев С. Л. Транспортное образование России в контексте его цифровизации: состояние и некоторые перспективы // Транспортное право и безопасность. – 2022. – № 2(42). – c. 26-33.
17. Сыромятников А. Е. Транспортное образование России 1809-2019: итоги и закономерности // Мир дорог. – 2020. – № 134. – c. 76-80.
18. Транспортное образование и молодежная политика в транспортных вузах России: история, современность, перспективы. / А. А. Горбунов, С. А. Зубков, Г. Н. Крайнов [и др.]. - Москва : Социально-политическая мысль, 2019. – 330 c.
19. Мишарин А. С. Транспортная стратегия Российской Федерации: цели и приоритеты // Инновационный транспорт. – 2015. – № 1. – c. 3-7.
20. Гаранин М. А. Транспортное образование в мире // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – № 3. – c. 61-71. – doi: 10.24411/2307-4264-2020-10309.
21. Гаранин М.А. Модель управления университетом как центром развития компетенций // Креативная экономика. – 2019. – № 1. – c. 183-194. – doi: 10.18334/ce.13.1.39667.
22. Гаранин М.А. Модель взаимодействия министерства науки и высшего образования и министерства транспорта в части кадрового обеспечения транспорта // Креативная экономика. – 2020. – № 6. – c. 1055-1078. – doi: 10.18334/ce.14.6.110277.
23. Гаранин М.А. Трансформация университета в центр пространства внедрения инноваций // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 955-968. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40957.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 09:53:49