Модель инновационной транспортной экосистемы
Збарский А.М.1, Горбунов Д.В.2, Иващева К.А.1
1 Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Россия, Москва
2 Совместный студенческий бизнес инкубатор СамГУПС – КбшЖД
Скачать PDF | Загрузок: 1 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 7 (Июль 2023)
Цитировать:
Збарский А.М., Горбунов Д.В., Иващева К.А. Модель инновационной транспортной экосистемы // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 7. – С. 2385-2398. – doi: 10.18334/epp.13.7.118347.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54310348
Цитирований: 3 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Статья содержит результаты исследования, посвященного формированию контуров и наполнения инновационной экосистемы современного университета как научно-образовательного центра развития отрасли.
В статье поднята проблема поиска эффективных механизмов финансирования университетов. Предложено рассматривать коллаборации университетов, ориентированные на разработку и внедрение инноваций, как экономические и научно-образовательные экосистемы.
Для оценки формирования и развития научно-образовательной экосистемы была разработана матрица диагностики инновационной активности и перечень инструментов, обеспечивающих повышение уровня готовности технологий. Были выделены три типа готовности: технологическая, производственная, рыночная.
Практическая значимость исследования заключается в развитии инструментов региональных и отраслевых инновационных экосистем и повышении показателей инновационной деятельности.
Результаты исследования могут представлять интерес для: федеральных и региональных органов исполнительной власти, менеджмента предприятий и руководства образовательных организаций, формирующих политику в области науки и образования и управляющих программами научно-инновационного развития отраслей.
Ключевые слова: университет, коллаборации, экосистема, инновационная активность
JEL-классификация: L91, R41, O31
Введение
Средой инновационного развития в период шестого технологического уклада являются научно-инновационные экосистемы, объединяющие бизнес, научные институты, центры образования, а также органы власти [1–7]. Последние выступают в качестве регуляторов систем. Современный взгляд на университет исходит из необходимости его трансформации в научно-образовательный центр инновационного развития отраслей и регионов. Инструменты развития системы российского образования в XXI веке предусматривают грантовую модель финансирования университетов. Такой подход позволяет купировать риски низкой эффективности и результативности. При этом одной из основных критериальных оценок, используемых в системе поддержки принятия решения о финансировании развития университета, являются количественные и качественные характеристики коллабораций, в которые входят университеты. Такие коллаборации, нацеленные на разработку и внедрение инноваций, при условии их целостности и взаимосвязанности входящих в нее участников представляют собой экономические экосистемы [1 – 7]. Такие экосистемы могут быть образованы как на региональном, так и на отраслевом уровне. В первом случае регулятором является субъект, во втором случае – федеральный орган исполнительной власти.
Цель, задачи и методы исследования
Целью исследования является формирование контуров и наполнения инновационной экосистемы современного университета как научно-образовательного центра развития отрасли. Для достижения этой цели поставлены и решены следующие основные задачи: разработка инструментов диагностики инновационной активности; разработка инструментов совершенствования процесса разработки и внедрения инноваций.
Результаты исследования являются логичным развитием комплексного научного исследования в области развития человеческого капитала, проводимого на базе Самарского государственного университета путей сообщения [20 – 23]. Подход предусматривает развитие университета как научно-образовательного центра создания и внедрения инноваций и развития территорий. Методологической основой исследования являются: классическая экономическая теория, включающая теорию экономического роста и развития секторальной экономики на основе воспроизводства знаний и рынка труда; институциональная, эволюционная теории, основные направления ресурсной концепции. В исследовании использовались результаты научных исследований отечественных ученых [1 – 7], а также анализ экспертных мнений в области проблем, рассматриваемых в отношении совершенствования и развития системы отраслевого профессионального образования [8 – 19]. В ходе решения поставленных задач в работе нашли применение методы: общенаучные – аналитический метод, сравнительно-аналитический метод; частно научные – методы системного анализа, метод экспертных оценок.
Диагностика инновационной активности
Для формирования и развития научно-образовательной экосистемы требуется система показателей и индикаторов, позволяющих оценить процесс. Это инструмент оценки (прогресс, бенчмаркинг, эффективность мер поддержки и др.). В качестве комплекса таких показателей предлагается матрица диагностики инновационной активности (рис. 1).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НОЦ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инновационный
кластер
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Торговая
площадка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Индустриальный
парк
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Корпоративная инновационная площадка РИП
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технопарк
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стартап-студия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Корпоративный акселератор
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бизнес акселератор студенческий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инновационный
фонд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Центр
коллективного пользования
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бизнес инкубатор
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Центр
трансфера технологий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Центр
научно-технической информации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инжиниринговый
центр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Научная лаборатория
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
проект
|
3. Объекты инновационной
инфраструктуры ***
|
меропр.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УГТ
9 Производство
Серийный выпуск изделий, внедрение технологического процесса |
УГТ
8 Опытно-промышленное производство и сертификация. Выпуск опытных изделий,
их экспертиза
и сертификация |
УГТ
7 Экспериментальные разработки. Заводские испытания опытно-промышленного
образца
|
УГТ
6 Экспериментальная разработка. Испытание опытного образца в критических
условиях
|
УГТ
5 Экспериментальная разработка. Испытания изготовленного опытного образца,
технологического процесса в реальных условиях
|
УГТ
4 Опытно-конструкторская и/или технологическая разработка
|
УГТ
3 Прикладные исследования. Разработка и лабораторная проверка ключевых
элементов технологии
|
УГТ
2 Прикладные исследования.
Выбор технологической концепции |
УГТ
1 Фундаментальные исследования. Ориентированные. Оценка влияния новой
технологии
|
УГТ
0 Фундаментальные исследования. Неориентированные. Определение возможности
разработки новой технологии
|
2.
Уровни готовности технологии
|
|
4.
Взаимодействие / мероприятие ****
|
Образовательный
семинар
|
Митап
|
Практический
интенсив
|
Марафон
генерации идей
|
Интенсив
«Стартап выходные»
|
Экспертная
карусель
|
Краш-тест
идей
|
Пич-сессия
проектов
|
Научно-практическая
конференция
|
Хакатон
|
Пред-акселерационная
программа
|
Акселерационная
программа
|
Конференция
по инновациям
|
Инвестиционный
форум
|
СайнеСлэм
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чел.
|
1. Субъекты инновационной деятельности
*
|
ком.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Научные
работники
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инженеры
(в том числе IT)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предприниматели
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бизнес-ангелы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Венчурные
капиталисты
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Банкиры
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Производители
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Продавцы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Потребители
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 1 – Диагностика инновационной активности
Составлено авторами
Матрица представляет собой 1 квадранта, образованных показателями и индикаторами: проект, мероприятия, человек, команда. Показатели и индикаторы объединены в 4 группы: субъекты инновационной деятельности, уровни готовности технологии, объекты инновационной инфраструктуры и мероприятия. Пересечения показателей и индикаторов формируют квадранты по принципу диаграммы Ганта. Заполнение диаграммы осуществляется по модели светофора (зеленый (2) – не требует улучшения, желтый (1) – требует улучшения, красный (0) – отсутствует). Пустой квадрат означает отсутствие необходимости формирования элемента.
Инструменты совершенствования процесса разработки и внедрения инноваций
Логичным завершением данного исследования стала разработка перечня инструментов, обеспечивающих повышение уровня готовности технологий. Были выделены следующие типы готовности: технологической, производственной, рыночной (рис. 2 – 4).
1. TRL – уровень технологической готовности (Technology Readiness Level). Показывает уровень готовности самого продукта, оказывает то, насколько сам продукт готов для производства, тиражирования или серийного выпуска, насколько он безопасен и отвечает ожиданиям потребителя. Уровень так же показывает готовность технической документации, сертификации (при необходимости).
2. MRL – уровень производственной готовности (Manufacturing Readiness Levels). Показывает готовность потенциальной компании (любой) для серийного производства продукта. Это может быть поточная линия, или технология серийного производства.
3. CRL – уровень рыночной готовности и коммерциализации (Commercialization Readiness Level). Показывает уровень исследования рынка для продукта, включая: ценовую политику, маркетинговую политику и стратегию продвижения на рынке.
Механизмы |
TRL Уровни технологической готовности (Technology readiness levels) | ||||||||
TRL
1. Сформулирована фундаментальная концепция технологии и обоснование ее
полезности
|
TRL
2. Определены и оценены целевые области технологии
и ее критические элементы |
TRL
3. Получен макетный образец и продемонстрированы его ключевые
характеристики
|
TRL
4. Получен лабораторный образец , подготовлен лабораторный стенд, проведены
испытания базовых функций
|
TRL
5. Изготовлен экспериментальный образец в реальном масштабе по полупромышленной
технологии и испытан
|
TRL
6. Изготовлен полнофункциональный образец на пилотной производственной
линии, подтверждены рабочие характеристики
|
TRL
7. Протопит системы продемонстрирован в составе системы в реальных
условиях эксплуатации
|
TRL
8. Окончательное подтверждение работоспособности образца , завершение
функционирующей ренальной системы
|
TRL
9. Изделие удовлетворяет всем требованиям : инженерным, производственным,
эксплуатационным
| |
Группа
экспертов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проектный
офис
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коворкинг-центр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бизнес-инкубатор
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Центры
компетенций
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Система
акселерации проектов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фандрайзинговые
подразделения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технопарк
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Центр
сертификации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Центр
внедрения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 2 – Инструменты повышения уровней технологической готовности
Составлено авторами
Механизмы |
MRL Уровни производственной готовности (Manufacturing readiness levels) | |||||||||
MRL
1. Сделаны выводы относительно основных производственных потребностей
|
MRL
2.
Определена концентрация производства
|
MRL
3.
Подтверждена производственная концепция
|
MRL
4. Достигнута возможность изготовления технических средств в лабораторных
условиях
|
MRL
5. Достигнута возможность изготовления прототипов компонентов систем в
соответствующих производственных условиях
|
MRL
6. Достигнута возможность изготовления прототипов систем и подсистем при
наличии готовых элементов основного производства
|
MRL
7. Достигнута возможность изготовления систем, подсистем или их компонентов в
условиях, близких к реальным
|
MRL
8. Испытана пилотная производственная линия, достигнута готовность к началу
мелкосерийного производства
|
MRL
9. Успешно продемонстрирована возможность мелкосерийного производства,
подготовлена база для полномасштабного производства
|
MRL
10. Налажено полномасштабное производство
| |
Группа
экспертов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проектный
офис
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коворкинг-центр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бизнес-инкубатор
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Центры
компетенций
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Система
акселерации проектов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фандрайзинговые
подразделения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технопарк
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Центр
сертификации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Центр
внедрения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 3 – Инструменты повышения уровней производственной готовности
Составлено авторами
Механизмы |
CRL Уровни рыночной готовности (Commercialization readiness levels) | ||||||||
CRL
1. Определено наличие потребности рынка по литературным источникам: тренды,
обзоры, конференции, динамика патентов
|
CRL
2. Определены и оценены целевые потребительские сегменты
|
CRL
3. Проведены конкурентный анализ, анализ поставщиков, уточнены характеристики
продукта, способы монетизации
|
CRL
4. Уточнены конкуренты, поставщики, модели ценообразования
|
CRL
5. Уточнены ценовая политика, выбраны канал продаж, авторитетные поставщики
|
CRL
6. Уточненные спецификации продукта по каждому целевому сегменту,
уточненная бизнес-модель
|
CRL
7. Предварительный вывод на рынок
|
CRL
8. Отработка замечаний заказчика
|
CRL
9. Вывод на рынок
| |
Группа
экспертов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проектный
офис
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коворкинг-центр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бизнес-инкубатор
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Центры
компетенций
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Система
акселерации проектов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Фандрайзинговые
подразделения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технопарк
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Центр
сертификации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Центр
внедрения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 4 – Инструменты повышения уровней рыночной готовности
Составлено авторами
В качестве инструментов повышения готовности разработок использованы как уже зарекомендовавшие себя инструменты, так и новые. Ниже представлено краткое описание инструментов.
1. Группа экспертов. Работники университета из числа профессорско-преподавательского состава, или административного персонала, а также внешние эксперты, имеющие глубокие знания и опыт в профессиональной области, оценивающие идеи с точки зрения применимости и возможности коммерциализации.
2. Проектный офис. Сотрудники и инфраструктура, позволяющие обеспечить поиск, отбор идей и разработок, как правило на низких уровнях готовности. Работа проектного офиса осуществляется по двум направлениям: 1 – поиск и просеивание идей и разработок, 2 – поддержка и развитие отобранных разработок. Первое направление имеет циклический характер работы, предусматривающий от 2 до 4 циклов отбора в год.
3. Коворкинг – центр. Это среда для притяжения разработчиков. В отличие от предыдущего инструмента, не имеет выделенного персонала, обеспечивающего сопровождение проектов.
4. Бизнес инкубатор. Инструмент, включающий кадровое, инфраструктурное и методическое сопровождение проектов. Это трекеры и менторы, сопровождающие проекты, работающие по заранее согласованным методикам и сценариям. Их задача – быстрое выращивание проектов (от 1 до 6 месяцев). В отличие от технопарка акцент делается на методическом и кадровом сопровождении.
5. Центры компетенций. Это группы специалистов, включающих сотрудников кафедр, работников предприятий, внешних и внутренних экспертов, агентов, обеспечивающих реализацию научных и инновационных проектов. Для университеты такие центры компетенций – основа для развития. Центры компетенций – источники появления техностертеров (групп сотрудников – предпринимателей) и спинаутов (внешних компаний, получивших развитие в университете и вышедших на внешний рынок в свободное плавание).
6. Система акселерации проектов. Это внутренние механизмы развития проектов, не имеющие четких структур и стандартов работы. Это может быть коллектив в подчинении проректоров по науке или инновациям, или отдел с соответствующими функциями. Их задача – повышение уровня готовности идей и разработок различными методами (собственное финансирование, включая прямое и перекрестное финансирование, привлечение бюджетных и внебюджетных источников финансирования).
7. Фандрайзинговые подразделения. Специалисты, осуществляющие поиск финансирования проектов, обеспечивающие привлечение грантов и заключение договоров на проведение исследований и разработок.
8. Технопарк. Инструмент, включающий сервисное и инфраструктурное сопровождение проектов. Это инфраструктура (компьютеры, помещения, мебель, оборудование и пр.), позволяющая обеспечить развитие проектов с учетом индивидуальных особенностей последних. Их задача – долгое выращивание проектов (от 1 до 3 лет). В отличие от инкубатора акцент делается на инфраструктурном сопровождении.
9. Центр сертификации. Специалисты, осуществляющие разработку инструкций, паспортов и обеспечивающие сертификацию и испытания новых продуктов с учетом отраслевых особенностей. Для отдельных групп продуктов требуются длительные испытания. Как правило, это элементы, от работы которых зависит безопасность, например элементы подвижного состава и транспортных средств.
10. Центр внедрения. Группы специалистов, осуществляющие внедрение разработок и продвижение их на рынке. Работа строится на основе тесных связей с бизнесом. Специалисты осуществляют поиск рынков сбыта продукции.
Как видно из рис. 5 – 7, одни и те же инструменты могут быть эффективны для разных процессов. При этом наиболее универсальными инструментами являются центры компетенций – основа для формирования будущих техностартеров и спинаутов.
Заключение
Основным результатом представленного исследования является формирование модели инновационной экосистемы для региональных университетов, рассматриваемых в роли научно-образовательных центров инновационного развития отраслей.
Впервые на основе проведенных исследований разработан инструмент диагностики инновационной активности экосистем, позволяющий определить недостающие элементы и определить направления для развития; раскрыты возможности применения инструментов инновационной экосистемы университета, что позволило сформировать карты развития экосистем через призму повышения уровней готовности инноваций.
Практическая значимость исследования заключается в развитии инструментов региональных и отраслевых инновационных экосистем и повышении таких показателей инновационной деятельности, как: конверсия научных проектов, длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии), затраты на разработку нового продукта, длительность вывода продукта на рынок и др. Практическим результатом исследования является карта диагностики инновационной активности экосистем, которую можно использовать для диагностики, как региональных, так и отраслевых экосистем, а также формирования программы их развития.
Результаты исследования могут представлять интерес для: федеральных органов исполнительной власти, формирующих научную политику и управляющих программами научно-инновационного развития отраслей, региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управления региональными экосистемами, команд управления образовательных организаций, осуществляющих научно-инновационную деятельность, административно-управленческого персонала предприятий, формирующих научную политику и управляющих программами научно-инновационного развития предприятий, в части формирования научно-инновационных экосистем и их развития.
Источники:
2. Боровская М. А., Никитаева А. Ю., Бечвая М. Р., Черниченко О. А. Финансовые инструменты в экономических механизмах стратегического развития науки и образования: экосистемный подход // Финансы: теория и практика. – 2022. – № 2. – c. 6-24. – doi: 10.26794/2587-5671-2022-26-2-6-24.
3. Клейнер Г. Б. Современный университет как экосистема: институты междисциплинарного управления // Журнал институциональных исследований. – 2019. – № 11(3). – c. 54-63. – doi: 10.17835/2076-6297.2019.11.3.054-063.
4. Волков А. Е. Как будет меняться управление университетами // Университетское управление: практика и анализ. – 2019. – № 4. – c. 6-8.
5. Кузьминов Я. И., Семенов Д. С., Фрумин И. Д. Структура вузовской сети: от советского к российскому мастер-плану // Вопросы образования. – 2013. – № 4. – c. 8-63. – doi: 10.17323/1814-9545-2013-4-8-69.
6. Лешуков О. В., Фрумин И. Д. Флагманские университеты: от советского опыта к поиску новой модели // Университетское управление: практика и анализ. – 2017. – № 4. – c. 22-29.
7. Волков А. Е., Кузьминов Я. И., Реморенко И. М. и др. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики Материал для обсуждения // Вопросы образования. – 2008. – № 1. – c. 32-65.
8. Пашков К. А. Куда идет реформа транспортного образования? // Транспорт Российской Федерации. – 2015. – № 6(61). – c. 3-8.
9. Пашков К. Транспортное образование России // Транспортная стратегия - XXI век. – 2019. – № 42. – c. 26-27.
10. Пашков К. А. Каким будет Российский транспортный университет // Транспорт Российской Федерации. – 2016. – № 4. – c. 7-10.
11. Левин Б. А. Сотрудничество и интеграция отраслевых вузов // Мир транспорта. – 2008. – № 1. – c. 126-131.
12. Левин Б. А. В интересах отрасли и государства // Железнодорожный транспорт. – 2021. – № 9. – c. 6-13. – doi: SBQRDY.
13. Левин Б. А., Цветков В. Я. Непрерывное обучение специалистов в сфере транспорта // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. – 2017. – № 2. – c. 52-61.
14. Духно Н. А. Отраслевое транспортное образование // Транспортное право и безопасность. – 2017. – № 7(19). – c. 42-55.
15. Сакульева Т. Н. Транспортное образование в царской России // Вестник транспорта. – 2017. – № 3. – c. 17-18.
16. Лобачев С. Л. Транспортное образование России в контексте его цифровизации: состояние и некоторые перспективы // Транспортное право и безопасность. – 2022. – № 2(42). – c. 26-33.
17. Сыромятников А. Е. Транспортное образование России 1809-2019: итоги и закономерности // Мир дорог. – 2020. – № 134. – c. 76-80.
18. Транспортное образование и молодежная политика в транспортных вузах России: история, современность, перспективы. / А. А. Горбунов, С. А. Зубков, Г. Н. Крайнов [и др.]. - Москва : Социально-политическая мысль, 2019. – 330 c.
19. Мишарин А. С. Транспортная стратегия Российской Федерации: цели и приоритеты // Инновационный транспорт. – 2015. – № 1. – c. 3-7.
20. Гаранин М. А. Транспортное образование в мире // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – № 3. – c. 61-71. – doi: 10.24411/2307-4264-2020-10309.
21. Гаранин М.А. Модель управления университетом как центром развития компетенций // Креативная экономика. – 2019. – № 1. – c. 183-194. – doi: 10.18334/ce.13.1.39667.
22. Гаранин М.А. Модель взаимодействия министерства науки и высшего образования и министерства транспорта в части кадрового обеспечения транспорта // Креативная экономика. – 2020. – № 6. – c. 1055-1078. – doi: 10.18334/ce.14.6.110277.
23. Гаранин М.А. Трансформация университета в центр пространства внедрения инноваций // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 955-968. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40957.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 09:53:49