Инновационная экосистема индустрии гостеприимства и туризма в условиях цифровизации

Ашинова М.К.1, Пригода Л.В.1, Ешугова С.К.1, Кадакоева Г.В.1
1 Майкопский государственный технологический университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 10 (Октябрь 2023)

Цитировать:
Ашинова М.К., Пригода Л.В., Ешугова С.К., Кадакоева Г.В. Инновационная экосистема индустрии гостеприимства и туризма в условиях цифровизации // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 10. – С. 3659-3676. – doi: 10.18334/ce.17.10.119229.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54773111

Аннотация:
В настоящей статье рассмотрены подходы к определению цифровой экосистемы,представленные в научной литературе. Дано авторское определение понятия «региональная цифровая инновационная экосистема». Разработана концептуальная модель региональной цифровой инновационной экосистемы индустрии гостеприимства и туризма, учитывающая характеристики потенциала, основных тенденций и точек роста отрасли региона и включающая блоки диагностики, разработки и принятия решений и мониторинга. Она позволяет не только построить организационную модель региональной инновационной экосистемыиндустрии гостеприимства и туризма в условиях цифровизации, но и обосновать иерархические абстракции в выбранной структуре с учетом изменений внешней среды

Ключевые слова: инновации, цифровизация, индустрия гостеприимства, туризм, регион, экосистема, цифровой сервис, мониторинг

Финансирование:
Исследование выполнено за счет средств гранта ФГБОУ ВО «МГТУ»

JEL-классификация: Z31, Z32, L83, O31

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Одной из приоритетных задач развития региональной индустрии гостеприимства и туризма является создание необходимых условий для формирования цифровой инновационной экосистемы, объединяющей всех участников рынка в едином цифровом пространстве. Развитие индустрии гостеприимства и туризма является важным приоритетом социально-экономического развития региона благодаря существенному мультипликативному эффекту, который формируется за счет развития инфраструктуры, обеспечения занятости населения, привлечения инвестиций, внедрения цифровых инновационных технологий и других факторов, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста в Республике Адыгея.

Цифровая трансформация предполагает формирование единого информационного пространства, которое должно обеспечить потребности всех участников туристской деятельности в получении качественной и достоверной информации.

Цифровизация индустрии гостеприимства и туризма позволит существенно повысить конкурентоспособность субъектов регионального туристского рынка и туристских территорий в целом.

В «Стратегии развития туризма Российской Федерации на период до 2035 года» предусмотрено создание условий для формирования цифровой экосистемы, инфраструктуры и сервисов, создание туристского маркетплейса по предоставлению информации, бронированию и продаже туристских продуктов, что объединит значительное число участников рынка туристских услуг [23].

Значимыми рисками реализации указанных стратегий и программ является ухудшение геополитической ситуации, возможное усиление санкционного давления на российскую экономику со стороны западных стран. Реализация вышеуказанных рисков может негативно сказаться на имидже Российской Федерации как туристской территории и снизить положительный эффект от продвижения российских туристских продуктов на международный рынок. В этой связи разработка конкурентоспособных туристских продуктов и создание мест притяжения туристов с целью развития внутреннего туризма является актуальной проблемой.

Кроме того, между всеми участниками туристского рынка принципиально меняется схема экономических отношений в условиях цифровизации, в том числе между государственными органами, регулирующими туристскую деятельность, между производителями и потребителями туристских и гостиничных услуг. Таким образом, процесс разработки новой экономической бизнес-модели индустрии гостеприимства и туризма в форме экосистемы представляется особенно актуальным.

Таким образом, ключевым драйвером перемен нового времени являются цифровые технологии, которые стимулируют ускоренное инновационное развитие экономики, управления и общества, тем самым влияя практически на все сферы жизнедеятельности общества [27].

В научной литературе авторы по- разному рассматривают понятие экосистемы [1, 14, 25, 27]. Теория развития экосистем и научные походы к адаптации экосистемного подхода к социально-экономическим процессам рассматриваются в трудах зарубежных исследователей Аднера Р. [29], Коломбо М.Г. [30], а также российских ученых Карпинской В.A. [15], Клейнера Г.Б. [16] и др.

Актуальные вопросы развития российского туризма, совершенствования туристской деятельности, инфраструктуры туризма, качества предоставляемых туристских услуг, государственной поддержки и финансово-экономического регулирования туристской сферы рассматриваются многими авторами, среди которых необходимо отметить таких, как Александрова А.Ю. [2], Ашиновой М.К. [4, 5], Быстров А.В. [10], Васильева А.Д. [12], Воронцова М.Г. [12], Кумпилова А.Р. [6] и др.

В свои трудах цифровизацию в качестве приоритетного направления экономического и социального развития общества рассматривают такие отечественные ученые как Бийчук А.Н. [8], Ешугова С.К. [13], Кадакоева Г. В. [13], в том числе занимающиеся вопросами цифровизации сферы туризма: Бакуцкая Ю.В. [7], Богомазова И.В. [9], Василькевич Т.Ю. [11], Темякова Т.В. [24], Хорева Л. В. [25] и др.

С учетом развития экосистемного подхода на основе цифровизации, вопросы развития предпринимательских экосистем в научной литературе часто рассматриваются с позиций инновационных и цифровых экосистем, в том числе в туризме, в трудах Сердюкова Н.А. [20], Степанян Э.А. [22].

Несмотря на значительное количество работ по данной теме, отдельные вопросы формирования инновационной цифровой экосистемы сферы гостеприимства и туризма на региональном уровне остаются недостаточно изученными и согласуются с элементами новизны проекта.

Цель исследования заключается в разработке концепции формирования региональной инновационной экосистемы индустрии гостеприимства и туризма в условиях цифровизации.

В процессе написания статьи использованы труды зарубежных и отечественных авторов, а также электронные ресурсы. Для написания статьи использованы следующие методы научного познания: синтез, сравнение, обобщение, контент-анализ научных работ и электронных ресурсов.

Понятие региональной цифровой инновационной экосистемы

Региональная цифровая экосистема нацелена на поиск и внедрение цифровых инструментов, платформ и сервисов, которые могут улучшить качество обслуживания и оптимизировать бизнес-процессы.

В концепции государственного регулирования цифровых платформ и экосистем, предложенной Министерством экономического развития Российской Федерации, предложено определение понятия цифровой экосистемы как бизнес-модель, в рамках которой поставщики и покупатели (потребители) связываются онлайн для обмена продуктами, услугами и информацией, в том числе предоставляя продукты, услуги и информацию собственного производства [16].

В научной литературе многие авторы, исследовавшие данный феномен, давали разные определения цифровой экосистемы (таблица 1).

Таблица 1 – Понятие цифровой экосистемы [1]

Авторы
Понятие экосистемы
Арзамаскин А. Н. [3]
С экономической точки зрения цифровая экосистема – это среда, в которой создание добавленной стоимости проектов или продуктов осуществляется с помощью информации и технологий работы с большими данными.
Морозов М.А., Морозова Н.С. [17]
Цифровая экосистема - это взаимосвязанная и взаимозависимая группа экономических субъектов, которые совместно используют цифровые платформы для взаимовыгодных целей, таких как коммерческая выгода, инновации или общие интересы.
Быстров, А. В. [10]
Цифровая экосистема представляет собой полиструктурную взаимосвязь основных акторов цифровизации экономики (население, государство, бизнес-структуры) и базовых условий их функционирования
Adner, R. [28]
Цифровые экосистемы - это совокупность взаимосвязанных цифровых технологий, платформ и сервисов, которые обеспечивают создание, распространение и потребление контента.

По данным таблицы видно, что представленные авторы рассматривают цифровую платформу как совокупность взаимосвязанных инновационных технологий, которые находятся в едином информационном пространстве для цифрового взаимодействия различных субъектов.

Таким образом, появляется объективная необходимость разработки и использования понятия «региональная цифровая инновационная экосистема», позволяющего перейти от дифференцированных понятий «регион», «цифровизация» и «инновации» к интегральному понятию «региональная цифровая инновационная экосистема».

«Региональная цифровая инновационная экосистема» в индустрии гостеприимства и туризма, по нашему мнению, - это саморазвивающаяся и саморегулирующая интегрированная система, которая включает в себя совокупность хозяйствующих субъектов, стартапов, образовательных организаций, научно-исследовательских институтов, государственных органов и других участников, которые взаимодействуют для создания и внедрения цифровых технологий и бизнес-моделей в сфере гостеприимства и туризма на региональном уровне.

Инновационная экосистема направлена на поиск креативных подходов к улучшению качества обслуживания, развитию новых видов туризма, оптимизации бизнес-процессов и созданию уникальных предложений для клиентских. Это способствует развитию культуры инноваций и обмену знаниями и опытом между участниками экосистемы.

Через региональную цифровую инновационную экосистему осуществляется активное взаимодействие между стартапами, которые разрабатывают и предоставляют IT- решения, и хозяйствующими субъектами, заинтересованными в их внедрении. Цифровые технологии, такие как интернет вещей (IoT), искусственный интеллект, анализ больших данных и мобильные приложения, могут использоваться для оптимизации процессов, повышения безопасности, улучшения взаимодействия с клиентами и создания персонализированных предложений.

Одна из важных функций, которую выполняет инновационная экосистема индустрии гостеприимства и туризма, - разработка стартапов, которые могут стать драйверами ускоренного экономического развития региона.

В структуру инновационной экосистемы входят и образовательные учреждения, которые готовят специалистов с новыми навыками к креативному мышлению в индустрии гостеприимства и туризма, способными генерировать новые идеи, работать в команде, что позволяет формировать лидерские качества и критическое мышление.

Важную роль в структуре инновационной экосистемы играют правительственные органы, которые создают условия для развития инноваций, предоставляя финансовую поддержку и стимулируя инновационную деятельность в отрасли.

В целом, инновационная экосистема гостиничной и туристической индустрии способствует развитию отрасли, повышает ее конкурентоспособность и создает новые возможности для туристов и предпринимателей.

Концепция региональной инновационной экосистемы индустрии гостеприимства и туризма в условиях цифровизации

Мировая практика показывает, что наибольший удельный вес в росте экономики обеспечивают компании, которые используют инновационные технологии.

По оценкам McKinsey, экосистемные компании могут обеспечить совокупный объем доходов в размере 60 трлн долл. США к 2025 г. с потенциальным увеличением доли в мировой экономике с 1-2% в 2020 г. до 30% мирового ВВП к 2025 г. Однако российские цифровые экосистемы пока не реализовали свой потенциал роста в сравнении с иностранными компаниями [26].

Туризм в республике Адыгея — сфера экономики региона. Подразделяется на активный туризм, оздоровительный и паломнический.

В целом в России сохраняется высокий спрос на внутренний туризм. По данным республиканского комитета по туризму и курортам, уже сейчас многие представители туриндустрии Адыгеи оценивают свою загруженность на 85%.

Турпоток республики ежегодно растет в среднем на 4-5%. По итогам прошлого года составил порядка 470 тысяч гостей региона. Адыгея участвует в федеральных целевых программах, а также в нацпроекте «Туризм и индустрия гостеприимства». Проводятся мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации туристической инфраструктуры. Кроме того, для привлечения инвестиций в отрасль формируются новые земельные участки для рекреации, а также подведение к ним необходимой инженерной и дорожной инфраструктуры. Основные показатели деятельности коллективных средств размещения в разрезе субъектов ЮФО представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Основные показатели деятельности коллективных средств размещения в 2021 году в разрезе субъектов ЮФО [21] [2]


Число коллективных средств размещения
Число мест, тыс
Число ночевок, тыс.
Численность размещенных лиц, тыс. человек
Коэффициент использования наличных мест
Россия
28 979
2 634,4
275 603,1
66 539,8
0,29
Южный федеральный округ
8 678
755,0
72 736,9
13 197,4
0,26
Республика Адыгея
88
4,9
523,1
208,7
0,29
Республика Калмыкия
44
1,5
113,2
41,8
0,21
Республика Крым
1 630
179,2
18 139,0
2 479,7
0,28
Краснодарский край
5 404
473,4
47 418,4
8 073,9
0,27
Астраханская область
328
16,7
1 143,2
300,3
0,19
Волгоградская область
459
30,4
1 972,9
729,5
0,18
Ростовская область
532
34,7
2 360,9
1 145,9
0,19
г. Севастополь
193
14,2
1 066,1
217,6
0,21

На сегодняшний день, можно выделить в индустрии гостеприимства и туризма республики несколько типов цифровых сервисов, которые предоставляют различные возможности для путешественников (рис. 1)

Рис. 1 - Типы цифровых сервисов в индустрии гостеприимства и туризма Адыгеи [3]

Сервис онлайн-бронирования и поиск отелей предоставляет информацию о доступных номерах, ценах, отзывах и удобствах отеля, а также позволяют сравнивать различные варианты и выбирать наиболее подходящий.

Поиск и бронирование авиабилетов и туров предоставляет путешественникам информацию о доступных рейсах, ценах, расписании и условиях перелета, а также предоставляют информацию о доступных турах, ценах, маршрутах и условиях.

Мобильное приложение для путешествий предоставляет путешественникам информацию о достопримечательностях, ресторанах, магазинах и других объектах в выбранном городе или стране. Кроме того, могут предоставить рекомендации по навигации, подсказки и карты.

Сервис онлайн-путеводителей содержат описания достопримечательностей, исторические факты, советы путешественникам, рекомендации по маршрутам и другую полезную информацию.

Сервисы онлайн-карт и навигации интерактивные карты, маршруты, информацию о транспортных средствах и другие данные для удобной навигации.

Это основные типы цифровых сервисов в индустрии гостеприимства и туризма, наиболее предпочтительные в регионе, развитие которых предоставляет возможности для улучшения опыта организации поездок.

В 2021 году Комитетом Республики Адыгея по туризму и курортам было заключено соглашение с ПАО «Мегафон» на предоставление доступа к ретро-данным за 2019-2020 годы в упрощенном формате по одному муниципалитету - Майкопскому району республики, отражающим общие цифры по туристскому потоку в выбранном муниципалитете. Так, по отчету ПАО «Мегафон» общее количество посетивших Майкопский район Республики Адыгея в 2019 году составило 900 468 туристов и экскурсантов (из них: 391 807 человек - туристы, 508 661 - экскурсанты). В 2020 году - 758 122 туриста и экскурсанта (из них, соответственно, 349 322 туриста и 408 800 экскурсантов). Здесь под туристом понимается лицо, которое пребывало более 24 часов на территории Адыгеи. Количество туристов и экскурсантов без привязки к муниципалитету в период с 01.01.2019 года по 31.03.2020 года составило свыше 1658,0 тысяч человек [19].

В Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2030 года предусмотрена реализация флагманского проекта «Развитие туристско-рекреационного комплекса Республики Адыгея», который предполагает концентрацию и синхронизацию усилий и ресурсов региональных властей, органов местного самоуправления, бизнеса и общества в комплексном развитии индустрии гостеприимства и туризма в регионе с целью создания конкурентоспособного турпродукта на основе формирования современной туристкой инфраструктуры и инновационной среды. В цифровом формате предусматривается оказание государственных услуг, связанных с осуществлением туристской деятельности, а также взаимодействие с предпринимательским и экспертным сообществом при разработке и реализации проектов в туристской сфере [19].

Республика Адыгея с 2020 года представлена на новой цифровой туристической платформе RUSSPASS. Цифровую туристическую платформу Russpass разработало правительство Москвы совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России. Russpass - агрегаторе онлайн-сервисов для индивидуальных туристов. Платформа призвана не только организовать путешествие, но и сопровождать туриста на время отдыха.

Комитет Республики Адыгея по туризму и курортам заключил соглашение с Комитетом по туризму города Москвы, целью которого является увеличение взаимных туристских потоков между Адыгеей и Москвой, сообщает республиканское ведомство.

Исследование ситуации, сложившейся в сложившихся условиях, а также труды различных авторов [6, 7, 8, 9], позволяет обосновать концептуальные основы региональной инновационной экосистемы индустрии гостеприимства и туризма в условиях цифровизации (рис. 2).

Основная цель предлагаемой концепции состоит в формировании интегрированной структуры организационно-экономического механизма модернизации индустрии гостеприимства и туризма региона. Она включает в себя два блока:

1. Блок диагностики потенциала, основных тенденций и точек роста региональной индустрии гостеприимства и туризма.

Первый блок предполагает определение методологических основ и алгоритмов экономической диагностики развития региональной индустрии гостеприимства и туризма:

· оценка туристско-рекреационного потенциала Республики Адыгея;

· анализ программ господдержки индустрии гостеприимства и туризма;

· анализ инновационно-цифровой зрелости Республики Адыгея;

· выявление основных тенденций и точек роста индустрии гостеприимства и туризма Республики Адыгея.

Рисунок 2 - Концептуальная модель инновационной экосистемы индустрии гостеприимства и туризма в условиях цифровизации [4]

2. Блок принятия решений и мониторинга.

Второй блок предполагает модельное обоснование и методы регулирования туристского комплекса региона в условиях цифровизации:

· обоснование региональной инновационной экосистемы индустрии гостеприимства и туризма в условиях цифровизации;

· определение понятия «региональная цифровая инновационная экосистема»;

· разработка цифрового сервиса мобильного приложения «Уникальные места Адыгеи» для самостоятельного туризма и отдыха в Республике Адыгея;

· разработка модели монетизации цифрового сервиса «Уникальные места Адыгеи».

Цифровой сервис мобильного приложения «Уникальные места Адыгеи» для самостоятельного туризма и отдыха в Республике Адыгея предполагает систему подсказок для передвижения туристов, предусматривающей расчет нагрузки на объекты достопримечательностей и способствующей, таким образом, регулированию пространственно-временного распределения туристских потоков наиболее привлекательных туристских дестинаций.

Заключение

Несмотря на значительное количество работ по данной теме и достаточно широкое распространение понятия «цифровая экосистема», отдельные вопросы формирования инновационной цифровой экосистемы сферы гостеприимства и туризма на региональном уровне остаются недостаточно изученными. В научной литературе многие авторы, исследовавшие данный феномен, давали разные определения цифровой экосистемы. Несмотря на разные трактовки данного понятия, наиболее распространенным является понимание цифровой платформы как совокупности технологий, которые обеспечивают единое информационное пространство для цифрового взаимодействия различных субъектов. В связи с этим, авторская формулировка понятия «региональная цифровая инновационная экосистема» позволяет перейти от дифференцированных понятий «регион», «цифровизация» и «инновации» к интегральному понятию «региональная цифровая инновационная экосистема».

Таким образом, концепция цифровой региональной инновационной экосистемы индустрии гостеприимства и туризма – это интегрированная система взаимосвязанных функций, которая позволяет создавать и внедрять цифровые технологии и решения в сфере гостеприимства и туризма, при этом учитывать характеристики потенциала, основных тенденций и точек роста отрасли региона. Данная концепция включает блоки диагностики, разработки, принятия решений и мониторинга, что позволяет определить пути формализации процедур синтеза регулирующих воздействий на ускоренное инновационное развитие индустрии гостеприимства и туризма.

Предложена концепция цифровой региональной инновационной экосистемы индустрии гостеприимства и туризма, учитывающая характеристики потенциала, основных тенденций и точек роста отрасли региона и включающая блоки диагностики, разработки, принятия решений и мониторинга, что позволяет определить пути формализации процедур синтеза регулирующих воздействий на развитие индустрии гостеприимства и туризма. При этом определена роль инновационных факторов в повышении конкурентоспособности отрасли с значимости мультипликативных, межотраслевых эффектов от внедрения инновационных технологий, что обусловлено отличием от существующих концепций.

[1] Составлена авторами

[2] Составлена авторами с использованием данных Статистического бюллетеня РОССТАТА к всемирному дню туризма – 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turism_2022.pdf

[3] Составлен авторами

[4]Разработан авторами


Источники:

1. Александров И.С. Развитие экосистемы поддержки информационно-коммуникационных технологий в современных корпорациях // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 9. – c. 38-42.
2. Александрова А. Ю., Красавцев И. В. Территориальная структура въездного и внутреннего туризма в странах Прибалтики // Балтийский регион. – 2023. – № 1. – c. 120—138.
3. Арзамаскин А. Н. Цифровые экосистемы в современном российском обществе: понятие, общая характеристика, правовой аспект регулирования // Общетеоретические и исторические проблемы формирования правового государства. – 2022. – № 2(68). – c. 9-15.
4. Ашинова М.К. Роль инноваций в развитии бизнеса // Новые технологии. / Выпуск 2/52. - Майкоп: изд-во ФГБОУ ВО «МГТУ», 2020. – 176 c.
5. Ашинова М.К., Амосов А.С. Меры поддержки российского туризма в условиях пандемии коронавируса COVID-19// Новые технологии. / Выпуск 2. - Майкоп: изд-во ФГБОУ ВО «МГТУ», 2021. – 169 c.
6. Ашинова М.К., Амосов А.С., Кумпилова А.Р. Концептуальные основы развития туристского комплекса региона в условиях пандемии коронавируса COVID-19 // Новые технологии. – 2021. – № 6. – c. 68-75.
7. Бакуцкая Ю. В. Туристическая полиция в РА и мировой опыт // Тенденции развития индустрии гостеприимства, туризма и спорта: российский и зарубежный опыт. - М., 2021. – 80-92 c.
8. Бийчук А.Н. Цифровая трансформация бизнеса в современной экономике // Экономическая среда. – 2017. – № 2(20). – c. 14-16.
9. Богомазова И. В. Экономика туризма. / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет". - Белгород: Белгород НИУ "БелГУ", 2018. – 195 c.
10. Быстров А. В., Толстых Т.О., Агаева А.М. Модель экосистемных рисков экономической безопасности предприятий промышленной экосистемы // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2020. – № 2(34). – c. 14–28.
11. Василькевич Т.Ю. Перспективы развития современных информационных технологий в туризме // Вестник РМАТ. – 2017. – № 4. – p. 21-24.
12. Воронцова М.Г., Васильева А.Д. Проектная деятельность в развитии туристской территории региона // Журнал правовых и экономических исследований. – 2022. – № 1. – c. 176–184.
13. Ешугова С.К., Кадакоева Г.В. Особенности развития цифровизации в России в условиях пандемии 2020 года. / В сборнике: Фестиваль науки и технологий. Международный сборник научных статей. - Волгоград, 2021. – 96-101 c.
14. Карпинская В.А. Экосистема как единица экономического анализа // Системные проблемы отечественной мезоэкономики, микроэкономики, экономики предприятий: Материалы Второй конференции Отделения моделирования производственных объектов и комплексов ЦЭМИ РАН. Том Выпуск 2. Москва, 2018 Издательство: ФГБУН Центральный экономико-математический институт РАН. Москва, 2018.
15. Клейнер Г.Б. Стратегическое планирование и развитие предприятий: пленарные доклады Девятнадцатого всероссийского симпозиума. / Москва, 10–11 апреля 2018 г. / под ред. чл.-корр. РАН Клейнера Г.Б. - М.: ЦЭМИ РАН, 2019. – 6–13 c.
16. Концепция государственного регулирования цифровых платформ и экосистем. Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d31/koncepciya_gos_regulirovaniya_cifrovyh_platform_i_ekosistem/ (дата обращения: 10.09.2023).
17. Морозов М.А., Морозова Н.С. Концепция цифровой экосистемы индустрии туризма и гостеприимства // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2020. – № 4. – c. 27-36.
18. Морозов М.М. Цифровизация бизнес-процессов в туризме и гостиничном бизнесе // Туризм и гостеприимство в мейнстриме цифровой экономики: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции / Отв. ред. О.К. Слинкова. - Белгород: БелГУ: НИУ \"БелГУ\". Белгород, 2020. – c. 82-85.
19. Республика Адыгея. [Электронный ресурс]. URL: http://www.adygheya.ru/ministers/departments/komitet-po-turizmu-i-kurortam/novosti-ministerstva/po-dannym-pao-megafon-obshchiy-turistskiy-potok-v-maykopskom-rayone-respubliki-adygeya-sostavil-900- (дата обращения: 22.08.2023).
20. Сердюкова Н.А., Сердюкова С.Д. Теоретические и прикладные аспекты экосистемного подхода к развитию туризма и гостеприимства // Естественно- гуманитарные исследования. – 2022. – № 44(6). – c. 272-277.
21. Статистический бюллетень РОССТАТА к всемирному дню туризма – 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/turism_2022.pdf (дата обращения: 21.08.2023).
22. Степанян Э.А. Цифровая экономика как фактор эконмического роста России и ее регионов // Теоретико-методологические и практические проблемы инновационных способов повышения энергоэффективности региональных промышленных комплексов: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2018. Издательство: АНО «Издательство СНЦ». Г. Самара. Самара, 2018. – c. 226-228.
23. Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года] (с изменениями на 7 февраля 2022 года). [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/561260503?marker=6580IP (дата обращения: 23.08.2023).
24. Темякова Т.В. Эконометрический анализ расходов иностранных туристов на территории Российской Федерации // Приоритетные направления инновационной деятельности в промышленности: сборник научных статей IV международной научной конференции. 29-30 апреля 2021 г. Часть 2 – Казань: ООО «Конверт». Казань, 2021. – c. 63-65.
25. Особенности поведения потребителей туристских услуг Хорева Л.В.Особенности поведения потребителей туристских услуг // Научные записки кафедры управления и планирования социально-экономических процессов им. Ю.А. Лаврикова. СПб.: Изд-во СПбГУ-ЭФ. № 2. 2011. С
26. Цифровая стратегия на 2022-2025 годы. Программа развития Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. URL: https://digitalstrategy.undp.org/documents/Digital-Strategy-2022-2025-Full-Document_RU_Interactive.pdf (дата обращения: 09.09.2023).
27. Цифровые экосистемы в России: эволюция, типология, подходы к регулированию. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iep.ru/files/news/Issledovanie_jekosistem_Otchet.pdf (дата обращения: 08.09.2023).
28. Adner R. Match your innovation strategy to your innovation ecosystem // Harvard Business Review. – 2006. – p. 98-107.
29. Colombo M. G., Dagnino G. B., Lehmann E. E., Salmador M. P. The governance of entrepreneurial ecosystems // Small Business Economics. – 2019. – № 52(2). – p. 419-428.

Страница обновлена: 14.04.2024 в 11:04:35