Направления формирования инновационной экосистемы нефтегазового региона

Волкова И.А.1, Галынчик Т.А.1
1 Нижневартовский государственный университет

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать:
Волкова И.А., Галынчик Т.А. Направления формирования инновационной экосистемы нефтегазового региона // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 2. – С. 941-954. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117666.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54060724

Аннотация:
Нефтегазовые предприятия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры остаются движущей силой разработки передовых технологий и продуктов, однако инновационные процессы и управление ими требуют детальной проработки. Целью исследования стало определение направлений формирования инновационной экосистемы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Наибольшую опасность для экономики региона представляют факторы внешнего влияния, связанные с нестабильностью макроэкономической и внешнеполитической ситуации. В статье дан анализ внешней и внутренней среды основных отраслей экономики региона. В качестве исследуемого периода определен текущий период. При проведении анализа особое внимание уделено основным отраслям экономики автономного округа. Авторами определены ключевые вопросы, которые необходимо решить в процессе формирования инновационной экосистемы, обозначены направления развития и эффективного использования ресурсного и инновационного потенциала. Результаты исследования будут интересны для представителей федерального и регионального уровней власти, деятельность которых связана с инновационными процессами в регионе.

Ключевые слова: инновационная экосистема; Ханты-Мансийский автономный округ – Югра; ресурсный потенциал; нефтегазовая отрасль

JEL-классификация: R11, R12, R13, O31



Введение. Инновационное развитие национальной экономики является приоритетным трендом в современной России [4, 13]. Для инновационного перехода в стране необходимо создавать благоприятную деловую среду [2, 8, 16], примером которой может служить инновационная экосистема. Инновационная экосистема – это самоорганизующаяся, саморегулируемая и саморазвивающаяся открытая система взаимодействия участников инновационного процесса, обеспечивающая создание, развитие инноваций и вывод на рынок нового продукта [1, 7]. Экосистема – спектр обстоятельств, позитивно воздействующих на функционирование предприятий, которые наращивают результативность собственной деятельности [17]. Нефтегазовые компании, благодаря своим финансовым возможностям и содействию государства, остаются движущей силой разработки передовых технологий и продуктов. Однако инновационные процессы в этих компаниях и управление ими часто выстроены неэффективно, с применением устаревших инструментов [2].

Целью исследования стало определение направлений формирования инновационной экосистемы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее автономный округ).

В центре современных взглядов на управление регионом находится проблема гибкости и адаптивности к изменениям во внешней среде, образованной непосредственно участниками инновационных процессов, в рамках которой протекает их взаимодействие, направленное на создание и развитие инноваций. Формирование инновационной экосистемы происходит в соответствии со сложившейся в обществе системой взглядов на управление, вытекающей из основополагающих идей и научных результатов деятельности ученых, воспринятой исследователями и практиками-управленцами.

Представленные исследования проведены при помощи SWOT-анализа и включают в себя анализ внешней и внутренней среды отраслей экономики региона. В качестве исследуемого периода определен текущий период, т.е. ситуация на сегодняшний день. При проведении анализа особое внимание было уделено основным отраслям экономики автономного округа, а именно: добыче полезных ископаемых; производству и распределению электроэнергии; нефтегазопереработке; производству нефтегазового оборудования и предоставлению нефтесервисных услуг; лесопромышленному комплексу; строительству и производству строительных материалов.

Основная часть. В настоящее время для определения направлений развития региона необходимо осуществить поиск оптимальных вариантов использования ресурсной базы. Но одностороннее исследование только ресурсного потенциала не позволит выявить скрытые ресурсы или неиспользованные запасы, таким образом, следует определить систему, выступающую катализатором взаимодействия участников в целях трансформации, обмена, распространения и эффективного распределения ресурсов. Обозначенную задачу следует решать в процессе организации использования ресурсного потенциала с использованием возможностей инновационной экосистемы.

Инновационная экосистема носит многоуровневый характер и представлена пятью основными уровнями: мировой (наднациональный), национальный, региональный (территориальный), корпоративный и индивидуальный [8]. В рамках данной статьи наибольший интерес представляют исследования, направленные на выявление особенностей региональной инновационной экосистемы, и разработка рекомендаций по ее формированию.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра является стратегической ресурсной базой России по добыче углеводородов, являясь регионом-донором. В отраслевой структуре промышленности доминирующее положение занимает нефтегазодобывающая отрасль, на долю которой приходится 81,7%. Удельный вес обрабатывающего производства составляет 12,2%, электроэнергетики – 6,1% [10].

В силу различных причин, таких как поздняя стадия разработки и высокая степень выработки запасов имеющихся месторождений, прогрессирующая динамика обводнения добываемой продукции, а также договоренности ОПЕК+, приводят к планомерному сокращению объемов нефтедобычи. Неблагоприятная конъюнктура мировых цен на нефть, а также текущая политическая и макроэкономическая ситуация обуславливают необходимость диверсификации экономики автономного округа путем ускоренного развития других отраслей.

Помимо добычи полезных ископаемых, в автономном округе активно развиваются смежные отрасли, в том числе нефтегазопереработка, производство нефтегазового оборудования и оказание нефтесервисных услуг. Основную долю – 72,0 %, в общем объеме выпускаемых нефтепродуктов, занимает продукция ООО «Нижневартовское нефтеперерабатывающее объединение» ПАО «НК Роснефть». Второй крупнейшей отраслью экономики ХМАО – Югры является электроэнергетика. Автономный округ является нетто-экспортером электроэнергии. Ввод новых энергоблоков и реализация мер по повышению энергоэффективности создают задел для полного удовлетворения дальнейшего растущего спроса на электроэнергию, увеличения экспорта электроэнергии (таблица 1).

Таблица 1 – Динамика показателей производства нефтепродуктов, газопереработки и электроэнергии ХМАО-Югры [9]

Показатель
2010 год
2015 год
2020 год
2021 год
2022 год оценка
2022 к 2021, %
Бензин автомобильный, млн тонн
1,3
1,6
1,3
1,2
1,6
33,33
Дизельное топливо, млн тонн
1,5
1,5
1,5
1,5
1,6
6,67
ШФЛУ, млн тонн
-
6,2
5,6
5,4
5,6
3,70
Сжиженный газ, млн тонн
1,4
1,9
1,8
1,8
1,8
-
Сухой газ, млрд куб. м
19,8
21,6
20,7
20,3
19,4
-4,43
Выработка электрической энергии, млрд кВт∙ч
78,6
88,2
75,5
80,5
80,7
0,25
Темп роста объема, %
110,1
99,0
89,3
106,6
100,2

В структуре электропотребления наибольшую долю – 87,1 % занимают промышленные потребители. В округе реализуются 12 инвестиционных программ субъектов электроэнергетики с общим объемом инвестиций на 2022 год – 3,9 млрд. рублей, в соответствии с которыми за счет привлеченных средств по состоянию на 1 сентября 2022 года введены в эксплуатацию 176 км линий электропередач и 30 мега-вольт ампер трансформаторной мощности с общим объемом финансирования 1,8 млрд. рублей.

Существенную роль в экономике автономного округа играет строительная отрасль (таблица 2). Существует потенциал дальнейшего развития и расширения предприятий по производству строительных материалов вследствие растущих объемов жилищного строительства, сохраняющегося дефицита строительных материалов и их закупок в соседних регионах. Дополнительную поддержку строительной отрасли может оказать государственная программа комплексного развития транспортной инфраструктуры.

Таблица 2 – Динамика показателей жилищного фонда ХМАО-Югры [9]

Показатель
2010 год
2015 год
2020 год
2021 год
2022 год оценка
2022 к 2021, %
Общая площадь жилищного фонда, млн кв. м
29,1
33,1
36,5
36,8
37,5
1,90
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, кв. м
18,9
20,4
21,4
21,6
22,2
2,78

Наблюдается положительная динамика увеличения общей площади жилищного фонда. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, в 2022 г. составляет 22,2 кв. м, что на 2,78% больше предыдущего периода. Значение показателя ниже среднероссийского – 27,8 кв. м на 1 жителя.

Лесопромышленный комплекс на данный момент занимает небольшую долю в валовом региональном продукте, но существует высокий потенциал развития отрасли, который подкрепляется целевой поддержкой со стороны регионального правительства. В автономном округе в настоящее время реализуется ряд крупных инвестиционных проектов в области деревообработки [12].

Так планируется создать особую экономическую зону в городе Нягани. В рамках поставленной цели сформирован земельный участок площадью 272,8 га с возможностью расширения до 1 092 га, заключены соглашения о намерениях с якорными резидентами о размещении производств в сфере лесопереработки, производства стройматериалов, растениеводства, пищевого производства, химической промышленности, оборудования для нефтесервиса, хранения и логистики.

С помощью метода SWOT-анализа была оценена относительная значимость отдельных факторов для экономики региона в целом.

Сильные стороны:

– имеющиеся запасы нефти и газа в сравнении с ограниченными запасами углеводородных ресурсов в других регионах и мире;

– отработанные технологии добычи нефти и газа, транспортировки сырья;

– наличие объектов инфраструктуры, необходимых для добычи и транспортировки углеводородов;

– наличие вертикально интегрированных нефтяных компаний в регионе;

– государственная поддержка нефтегазовой отрасли, предоставление государственных субсидий предприятиям лесопромышленного комплекса;

– доступность ипотечного кредитования;

– компенсация части затрат застройщиков на строительство инженерных сетей со стороны регионального правительства;

– наличие человеческих ресурсов с опытом работы в нефтегазовом секторе;

– благоприятные условия жизни, естественный прирост населения;

– высокий уровень доходов населения;

– региональные программы развития лесопромышленного комплекса;

– наличие ресурсов лесосырьевой отрасли;

– наличие мощностей по переработке древесины, производству основных видов лесоматериалов;

– высокий уровень инвестиционной привлекательности региона.

Слабые стороны:

– снижение уровня добычи нефти вследствие роста количества зрелых месторождений;

– территориальная локация региона, удаленность от потребителей углеводородов;

– климатические условия, способствующие дополнительным издержкам на поддержания нефтегазовых месторождений и разработку новых, дополнительные издержки в строительстве;

– изношенность основных фондов;

– высокая капиталоемкость проектов, технологическая сложность производственных процессов;

– зависимость от западных поставщиков в части новых технологий, оборудования и комплектующих;

– необходимость доставки строительных материалов из других регионов в силу слабой самообеспеченности;

– повышение стоимости логистики и цепочек поставок из-за неразвитой транспортной инфраструктуры;

– слаборазвитая лесоперерабатывающая отрасль вследствие низкой инвестиционной привлекательности;

– недостаточная освоенность лесных ресурсов региона;

– изношенность основных фондов отрасли жилищно-коммунального хозяйства, неудовлетворительное техническое состояние жилого фонда.

Возможности:

– ресурсный потенциал региона способствует разработке перспективных проектов в нефтегазовой отрасли, строительстве, электроэнергетике;

– наличие научно-исследовательского потенциала региона, развитой системы образования;

– кооперация с федеральным центром при реализации крупных инфраструктурных проектов;

– рост спроса на услуги нефтегазосервиса, возможность экспорта услуг в другие регионы страны;

– санкционная политика, уход иностранных компаний с рынка, возможности импортозамещения;

– возможности синергетического взаимодействия строительного и лесопромышленного сектора;

– потребность в лесопромышленной продукции в других регионах;

– естественный прирост населения способствует повышению потребления услуг строительной отрасли;

– возможность использования технологии частно-государственного партнерства в части реализации проектов;

– дальнейшее развитие инновационных технологий и коммуникаций, формирование инновационной экосистемы.

Угрозы:

– падение цен на нефть и газ, ужесточение и расширение санкций;

– изменение налогового режима для предприятий нефтегазовой отрасли;

– риски роста долговой нагрузки предприятий отрасли из-за нехватки инвестиционных ресурсов;

– удорожание стоимости и задержки в сроках реализации проектов из-за нестабильной экономической ситуации;

– разорение и уход с рынка малого бизнеса;

– сокращение программ государственной поддержки;

– возможность монополизации рынков строительных материалов основными производителями;

– рост тарифов на ГСМ, электрическую энергию и коммунальное обслуживание;

– сдерживание роста производства деревообрабатывающей продукции вследствие низких объемов лесной заготовки;

– криминализация лесопромышленной отрасли;

– снижение кредитных программ, повышение стоимости банковских услуг;

– усиление бюрократизации в деятельности основных отраслей региона.

Проведенный анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз определил ключевые вопросы, которые необходимо решить в первую очередь, а именно:

1. Повышение эффективности нефтегазового сектора и диверсификации экономики при общей тенденции снижения добычи нефти и газа. С целью повышения устойчивости экономического роста возможна работа по двум направлениям: увеличение добычи нефти за счет разработки новых месторождений; диверсификация экономики за счет развития отраслей, не относящихся к нефтегазовому сектору. Это позволит поддерживать высокий уровень социально-экономического развития региона, при этом снизится зависимость от цен на сырьевые ресурсы. В конечном итоге успешное развитие несырьевого сектора сможет привести к росту промышленного производства и валового регионального продукта в ХМАО – Югре.

2. Повышение производительности труда в нефтегазовой отрасли, вносящий наибольший вклад в валовый региональный продукт Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, так и для прочих отраслей, обладающих большим потенциалом для роста.

3. Реализация стратегии концентрации в лесопромышленном комплексе, что позволит более оперативно отвечать на запросы и потребности предприятий, увеличить производительность труда и, как следствие, повышение конкурентоспособности продукции, что будет способствовать реализации экспортного потенциала и увеличения емкости внутреннего рынка.

4. Обеспечение растущей потребности в качестве государственных услуг на основе цифровизации и автоматизации информационных процессов, что позволит оперативно реагировать на растущие требования граждан к качеству услуг, предоставляемых государственными учреждениями, в том числе в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства.

5. Внедрение концепции и инструментов бережливого производства в корпоративную культуру, более эффективное использование творческого потенциала сотрудников и повышение их заинтересованности в работе и в совершенствовании процессов, лучшее понимание потоков создания ценности и стандартизацию производственных и бизнес-процессов предприятий, выстраивание иерархии целей и их согласованность со стратегией развития региона.

6. Повышение инвестиционной привлекательности и улучшение общего имиджа региона посредством становления ХМАО-Югры в качестве центра реализации концепции непрерывного совершенствования, привлечение внимания к автономному округу со стороны других регионов, местных и федеральных средств массовой информации. Это будет способствовать улучшению имиджа региона, его инвестиционной привлекательности, а также развитию межрегионального и международного сотрудничества.

Обозначенные выше вопросы позволили определить направления инновационной политики региона. В рамках формирования инновационной экосистемы в настоящее время существуют различные подходы к оценке уровня инновационного развития. Авторами проведена оценка инновационной активности региона через призму показателей: уровень инновационной активности предприятий и интенсивность затрат на инновационную деятельность.

Анализ уровня инновационной активности свидетельствуют о слабой активности предприятий региона в части внедрения инноваций в производственную, организационную, маркетинговую и другие виды деятельности, так показатель инновационной активности в ХМАО-Югре составил 6,6%, в сравнении с лидерами по округу: Курганская область – 14,4%, Челябинская область – 13,2%, Свердловская область – 13,0%, в целом по УФО – 11,1%, по Российской Федерации – 11,9% [6].

Следует отметить, что в зависимости от вида экономической деятельности инновационная активность предприятий различается, так наибольшая активность отмечена в обрабатывающем производстве – 23,1%; менее активны предприятия в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха – 9,0%; добычи полезных ископаемых – 7,8%; в направлении водоснабжения; водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений – 5,6%.

Для нефтегазового региона в рамках инновационной деятельности актуальным является экологическое направление, однако, удельный вес предприятий, внедряющих экологические инновации, в общем числе предприятий, имевших завершенные инновации в 2019-2021году составил: промышленное производство – 17,1%; обрабатывающие производства – 17,6%; строительство – 15,0%; сельское хозяйство – 11,8%; транспортировка и хранение – 13,7%.

Следует отметить, что вопрос встраивания в инновационную экосистему для отдельных предприятий не утратил своей актуальности, с каждым годом растет количество организаций, планирующих как одно из стратегических направлений – инновационное. Так удельный вес организаций, планирующих осуществление инновационной деятельности в ближайшие три года, в общем числе организаций ХМАО-Югры составил 9,8%, УФО – 12,5% и Российской Федерации – 12,2% соответственно.

Вторым показателем, характеризующим инновационную активность, является показатель затрат на инновационную деятельность. В 2021 году обозначенные затраты составили в целом по Российской Федерации – 2379709,9 млн. руб, в процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг – 2,0%, по Уральскому федеральному округу – 158096,0 млн. руб (0,9%), по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югра – 69903,7 млн. руб (1,1%).

Интенсивность затрат на инновационную деятельность по видам экономической деятельности свидетельствует о большей заинтересованности в инновационном развитии предприятий обрабатывающего производства – 2,0%; добычи полезных ископаемых – 0,8%; строительства – 0,2%; обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирования воздуха – 0,7%.

Распределение организаций по видам инновационной деятельности в ХМАО-Югре свидетельствует о приоритетности в направлении разработки и внедрения инноваций следующих видов: исследования и разработки; приобретение машин и оборудования, прочих основных средств; разработка и приобретение программ для ЭВМ и баз данных (таблица 3).

Таблица 3 - Структура затрат по видам инновационной деятельности в 2021 году, % [6]


Вид инновационной деятельности
Распределение организаций по видам инновационной деятельности в 2021 (в процентах от числа организаций, имевших затраты на инновационную деятельность)
Структура затрат по видам инновационной деятельности в 2021 году, %
РФ
УФО
ХМАО
РФ
УФО
ХМАО
1
Исследования и разработки
30,8
34,6
23,4
43,3
34,1
20,7
2
Приобретение машин и оборудования, прочих основных средств
48,5
38,5
37,7
36,6
47,1
69,2
3
Маркетинг и создание бренда
5,4
4,2
2,6
0,2
0,04
0,02
4
Обучение и подготовка персонала
11
12,5
13
0,2
0,6
1,1
5
Дизайн
2,8
3,1
1,3
0,2
0,1
0,02
6
Инжиниринг
9,3
9,8
6,5
5,9
6,6
4,1
7
Разработка и приобретение программ для ЭВМ и баз данных
25,6
24,6
26
2,6
2,3
0,2
8
Приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности
27,6
36,4
15,6
1,2
0,6
0
9
Планирование, разработка и внедрение новых методов ведения бизнеса, организации рабочих мест и внешних связей
3,3
3,7
2,6
0,2
0,3
0,01
10
Прочие виды деятельности
11
14,6
26
9,5
8,2
4,6

Следует отметить, что в автономном округе наибольшие затраты на инновации – 69,2% в части обновления машин и оборудования, это характерно для крупнейшего в России регионом по добыче сырой нефти и газового конденсата.

Выводы. В результате исследований можно сделать вывод, что главные возможности для развития экономики региона заключаются в его ресурсном и инновационном потенциале в совокупности с перспективой улучшения взаимодействия с крупными нефтедобывающими компаниями. Наибольшую опасность представляют факторы внешнего влияния, связанные с нестабильностью макроэкономической и внешнеполитической ситуации.

Исходя из представленного анализа, определены направления формирования инновационной экосистемы региона:

1. Инновационное развитие экосистемы региона с привлечением научно-исследовательского потенциала для решения технологических проблем нефтегазовой отрасли и расширения добываемой ресурсной базы, вложение значительных средств в человеческий капитал с привлечением государственной поддержки.

2. Развитие строительной индустрии с привлечением потенциала лесопромышленной отрасли региона и расширением производственной базы для удовлетворения растущих нужд строительства, снижение зависимости от внешних поставщиков строительных ресурсов.

3. Привлечение инвестиций из государственного и частного секторов для реформирования и модернизации основных фондов, направление средств на развитие ЖКХ при поддержке процесса внедрения существующих информационных технологий в сфере ЖКХ.

4. Внедрение инновационных технологий управления процессами производства в основных отраслях экономики региона в целях сокращения издержек и потерь, уход от технологической зависимости за счет импортозамещения.

5. Формирование инвестиционных ресурсов для последующего обновления основных фондов предприятий и развития человеческого капитала путем наращивания темпов геологоразведочных работ и добычи, спонсирование разработки перспективных месторождений.

6. Внедрение инновационных технологий на основе государственной поддержки строительного бизнеса.

7. Внедрение инновационных технологий управления процессами добычи и транспортировки углеводородного сырья, стимулирование притока частных инвестиций за счет роста производительности труда и улучшения качества добычи, роста рентабельности отрасли.

Таким образом, формирование инновационной экосистемы автономного округа позитивно скажется на развитии экономики региона и поспособствует наращиванию результативности предприятий приоритетных отраслей ХМАО-Югры.


Источники:

1. Афонин П.А. О роли модели инновационного процесса в формировании региональной инновационной экосистемы // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. – 2022. – № 22. – c. 32-39.
2. Гниломёдов Е.В., Хрипунова А.С. Особенности функционирования инновационных экосистем российских нефтегазовых компаний в условиях построения национальной инновационной экосистемы в Российской Федерации // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – № 10. – c. 187-192.
3. Доходы и уровень жизни населения. Tumstat.gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tumstat.gks.ru/ofs_doh_hmao (дата обращения: 17.01.2023).
4. Ермоленко В.В., Чурилова А.А. Инновационная экосистема как новый институт инновационной экономики: проблемы становления и развития // Управление инновационной экосистемой региона и коммерциализацией нововведений. Организационное, аналитическое и информационно-документационное сопровождение деятельности инфраструктуры: Сборник трудов V Всероссийской (национальной) научно-практическая конференции с международным участием. Краснодар, 2021. – c. 428-435.
5. Инвестиции в основной капитал по видам экономической деятельности. Tumstat.gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tumstat.gks.ru/ofs_inv_hmao (дата обращения: 17.01.2023).
6. Власова В.В., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы инновационной деятельности: 2023. / Статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 292 c.
7. Кулаков К.Ю., Верстина Н.Г., Мещерякова Т.С. Инновационная инфраструктура и инновационный климат: экосистема инновационного развития // E-Management. – 2022. – № 1. – c. 32-42. – doi: 10.26425/2658-3445-2022-5-1-32-42.
8. Ланская Д.В., Хачак С.Н., Яковленко А.Е. Управленческие инновации и системная оценка эффективности изменений в инновационных экосистемах // Вестник Академии знаний. – 2019. – № 35(6). – c. 177-186. – doi: 10.24411/2304-6139-2019-00033.
9. Об отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2022 год, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Dumahmao.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dumahmao.ru/ai_fill/File/Meeting/07_soz/13/gubernator_2022.pdf (дата обращения: 20.01.2023).
10. Оценка регулирующего воздействия: Главное о регионе ХМАО-Югра. Orv.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://orv.gov.ru/Regions/Details/60 (дата обращения: 20.01.2023).
11. Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры распоряжение от 19 августа 2016 г. N 455-рп. О концепции «Бережливый регион» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
12. Производство основных видов продукции по виду экономической деятельности «лесозаготовки». Tumstat.gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tumstat.gks.ru/ofs_sx_hmao (дата обращения: 17.01.2023).
13. Проскурнин С.Д. Формирование саморазвивающихся инновационных экосистем в инновационных центрах - пространственных точках роста научно-технологического лидерства страны и регионов // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2022. – № 1(69).
14. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 октября 2022 года № 624-рп «О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»
15. Рыжкова О.В., Бородкина В.В. Успешность региональных инновационных экосистем и их интеграция в национальную инновационную экосистему // Промышленная политика в цифровой экономике: проблемы и перспективы: Труды научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 2017. – c. 302-310.– doi: 10.18720/IEP/2017.5/44.
16. Суханова П.А. Инновационная инфраструктура в региональной инновационной экосистеме и ее элементы // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2012. – № 3(3). – c. 49-52.
17. Чехов А.В. Отражение инновационной промышленной среды на базе инновационной экосистемы // Российский экономический интернет-журнал. – 2022. – № 2.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 15:58:10