Инновационная экосистема – как ключевой фактор успеха «выращивания» малой венчурной компании
Скачать PDF | Загрузок: 15 | Цитирований: 24
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (26), Февраль 2009
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11701941
Цитирований: 24 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Одной из предпосылок появления термина «инновационная экосистема» (ИЭ) является то, что в современной науке становятся актуальными проблемы смежности наук (биологии и экономики, философии и физики и т.д.). Следовательно, использование категории «ИЭ» вполне отвечает новейшим научным условиям.
Ключевые слова: инновационное предпринимательство, термин, эффективность предпринимательской деятельности, венчур, малые инновационные предприятия, инновационная экосистема, венчурная компания
Одной из предпосылок появления термина «инновационная экосистема» (ИЭ) является то, что в современной науке становятся актуальными проблемы смежности наук (биологии и экономики, философии и физики и т.д.). Следовательно, использование категории «ИЭ» вполне отвечает новейшим научным условиям.
Основой «пересечения» биологической и экономической науки послужила экспансия научных изысканий учения Ч.Дарвина об эволюции видов на другие науки (экономику в частности). Описание сходства и отличия экономики и биосферы можно найти в трудах Кудрина Б.И., Фуфаева В.В., Р.Айреса [2,3,5] Нас же, главным образом, интересует обоснование использования термина «ИЭ».
Понятие «экосистема» известно каждому из курса биологии. В наиболее общем виде экосистема - «относительно устойчивая система живых и неживых элементов природы, между которыми постоянно происходит круговорот веществ, а свойства обменных процессов между ними обладают стабильностью» [7]. При этом простые биологические экосистемы входят в состав более сложно организованных, образуя тем самым биосферу.
Со временем, использование термина «экосистема» стало целесообразно в отношении сообществ, характеризующихся схожими функциями и структурой [2,3]. Поэтому, идеи биологической экосистемы можно применять и в экономических науках.
Под термином ИЭ Л.Копейкина [1] понимает набор условий обеспечивающих успешное создание и развитие предприятий. Субъектами ИЭ являются исследователи и ученые, научное сообщество, инновационные менеджеры, инвесторы.
По нашему мнению наиболее четко понятие ИЭ характеризуется через ее функции (обмен и критика идей, поиск инвесторов, коммерциализация новшеств или создание структур, которые будут реализовывать эти новшества) и назначение – вид инновационного сообщества.
Следует добавить также, что как и биологические экосистемы в совокупности составляют биосферу, так и ИЭ можно строить на различных уровнях. По нашему мнению можно выделить три уровня ИЭ, каждый из которых включает в себя ИЭ предыдущего: корпоративный; региональный; национальный. Последний рассматривается с двух позиций: национальная ИЭ, субъектами которой являются сектора - образование и наука, общество, бизнес, государство; и как совокупность региональных экосистем.
Поскольку целью формирования экосистемы является создание и развитие малых венчурных предприятий (МВП), то целесообразно понять их место на каждом из уровней:
1. Уровень корпорации.
Все функции ИЭ осуществляют внутренние отделы компании, поэтому МВП могут существовать как поглощенные и ставшие впоследствии дочерними, либо в качестве отпочкованных (spin-off) (с долей материнского капитала или без него) компаний.
2. Уровень региональной экосистемы
Субъекты данного уровня перечислены в [1]. МВП становятся результатом работы ИЭ. По нашему мнению, МВП являющиеся spin-off крупных компаний, могут расширять рамки ИЭ регионального уровня и на равных с остальными субъектами входить в нее. При этом МВП могут являться: носителями идей; инвесторами (если сами стали достаточно успешными).
3. Уровень национальной (государственной) экосистемы
МВП присутствуют только посредством нахождения внутри корпоративной или региональной ИЭ, которые являются частью государственной.
Присутствие МВП на каждом из уровней ИЭ имеет свои преимущества (свобода в выборе направлений развития) и недостатки (необходимость поиска финансирования).
Удачными примерами ИЭ на национальном уровне являются инновационная система Финляндии, Германии, США, Канады, Японии; региональном – MIT (Массачусетский университет), Силиконовая долина (Стэндфордский университет), Нью Джерси (Университет Принстона и бывшая Bell-лаборатория); корпоративном - IBM, Microsoft, GE, Google и др.
В России успешных примеров ИЭ пока нет (у нас просто отсутствует модель формирования ИЭ), однако, для этого существуют предпосылки. ИЭ различных уровней можно пробовать создавать на базе Томского и Новосибирского университета, компании «Ситроникс» (г.Зеленоград).
По нашему мнению, для РФ наиболее актуальными вопросами в аспекте формирования ИЭ являются: как построить ИЭ, а затем как улучшить взаимодействие между участниками ИЭ?
Но для начала нужно решить проблему, вокруг чего должна строиться ИЭ. Некоторые авторы считают, что ядром ИЭ должна быть крупная компания [6]. Безусловно, такой вариант беспроигрышный. Но как в таком случае должны осуществлять свое инновационное развитие регионы, где нет таких предприятий, или есть, но их материально-техническая устарела? На наш взгляд, изначально нужно решить:
1. Как объединять ученых или изобретателей, инвестиции и организовать сообщество, включающее представителей технических наук и инновационных менеджеров?
2. Как в созданном сообществе будут возникать и развиваться МВП?
Мы считаем, что ИЭ регионального уровня должна строиться вокруг университета/ научной среды, и, безусловно, в тесной взаимосвязи с производством, бизнесом. Ниже схематично продемонстрировано, почему ядром экосистемы должны быть университеты.
Рис.1. Роль университетов в формировании инновационной экосистемы.
Университет имеет возможность обучать и растить ученых и инновационных менеджеров, а также создавать сообщество, в котором будет происходить обмен идеями и привлечение инвесторов с целью коммерциализации новшеств. Результатом работы экосистемы будут новые МВП.
Если представить что на место университета встает крупный бизнес, то:
Рис. 2. Место крупного бизнеса в экосистеме
становится очевидно, что крупный бизнес не может создать три из четырех необходимых компонентов ИЭ. А даже если и решит выполнить такую задачу, то она потребует гигантских ресурсов времени и денег. Тогда какая крупная компания пойдет на организацию стольких субъектов ИЭ? Ответ очевиден. Следовательно, мы еще раз убеждаемся, что данную функцию удачнее всего выполнит университет. Еще одной причиной, по которой университет должен быть центральным звеном ИЭ является то, что бизнес строит ИЭ корпоративного уровня, целью существования которой является отнюдь не создание МВП.
Подводя итог исследованию можно сделать следующие выводы:
Источники:
2. Кудрин Б.И. Технетика: новая парадигма философии техники (третья научная картина мира). – Томск : Изд-во Том. ун-та,
1998. – 40 с.
3. Фуфаев В.В. Экономические ценозы организаций. – М.: Абакан : Центр системных исследований, 2006. – С. 3–38.
4. Mathieu Albert, Suzanne Laberge. The Legitimation and Dissemination Processes of the Innovation System Approach. The Case of
the Canadian and Québec Science and Technology Policy // Science, Technology, &Human Values, Vo lume 32. – Number 2. – 2007. – March. – 221-249.
5. Robert U. Ayres. On the life cycle metaphor: where ecology and economics diverge // Ecological Econo mics 48. –2004. – 425–438
6. Уткин Е. Высокие технологии: экосистема инноваций [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа –http://www.vedomosti. ru/newspaper/articlehtml?2007/07/10/128929. – Загл. с экрана.
7. Экосистема: как создать? [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа – http://qd.ifmo.ru/node/876?mini =calendar/ 2008/10/all&. – Загл. с экрана.
Страница обновлена: 01.12.2024 в 18:50:53