The model of the innovative transport ecosystem

Zbarskiy A.M.1, Gorbunov D.V.2, Ivashcheva K.A.1
1 Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Russia
2 Совместный студенческий бизнес инкубатор СамГУПС – КбшЖД

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 7 (July 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54310348
Cited: 3 by 30.01.2024

Abstract:
The article presents the results of a study devoted to outlining and filling the innovation ecosystem of a modern university as a scientific and educational center for industrial development. The problem of finding effective mechanisms for financing universities is raised. It is proposed to consider university collaborations focused on the development and implementation of innovation as economic and scientific and educational ecosystems. To assess the development of the scientific and educational ecosystem, a matrix of innovation activity diagnostics and a list of tools that ensure an increase in the level of technology readiness were developed. Three types of readiness were identified. They are as follows: technological, production and market ones. The practical significance of the research lies in the development of tools for regional and sectoral innovation ecosystems and improving innovation performance. The results of the study may be of interest to federal and regional executive authorities, company management and management of educational organizations that form policy in science and education and manage programs for scientific and innovative development of industries.

Keywords: university, collaborations, ecosystem, innovation activity

JEL-classification: L91, R41, O31



Введение

Средой инновационного развития в период шестого технологического уклада являются научно-инновационные экосистемы, объединяющие бизнес, научные институты, центры образования, а также органы власти [1–7]. Последние выступают в качестве регуляторов систем. Современный взгляд на университет исходит из необходимости его трансформации в научно-образовательный центр инновационного развития отраслей и регионов. Инструменты развития системы российского образования в XXI веке предусматривают грантовую модель финансирования университетов. Такой подход позволяет купировать риски низкой эффективности и результативности. При этом одной из основных критериальных оценок, используемых в системе поддержки принятия решения о финансировании развития университета, являются количественные и качественные характеристики коллабораций, в которые входят университеты. Такие коллаборации, нацеленные на разработку и внедрение инноваций, при условии их целостности и взаимосвязанности входящих в нее участников представляют собой экономические экосистемы [1 – 7]. Такие экосистемы могут быть образованы как на региональном, так и на отраслевом уровне. В первом случае регулятором является субъект, во втором случае – федеральный орган исполнительной власти.

Цель, задачи и методы исследования

Целью исследования является формирование контуров и наполнения инновационной экосистемы современного университета как научно-образовательного центра развития отрасли. Для достижения этой цели поставлены и решены следующие основные задачи: разработка инструментов диагностики инновационной активности; разработка инструментов совершенствования процесса разработки и внедрения инноваций.

Результаты исследования являются логичным развитием комплексного научного исследования в области развития человеческого капитала, проводимого на базе Самарского государственного университета путей сообщения [20 – 23]. Подход предусматривает развитие университета как научно-образовательного центра создания и внедрения инноваций и развития территорий. Методологической основой исследования являются: классическая экономическая теория, включающая теорию экономического роста и развития секторальной экономики на основе воспроизводства знаний и рынка труда; институциональная, эволюционная теории, основные направления ресурсной концепции. В исследовании использовались результаты научных исследований отечественных ученых [1 – 7], а также анализ экспертных мнений в области проблем, рассматриваемых в отношении совершенствования и развития системы отраслевого профессионального образования [8 – 19]. В ходе решения поставленных задач в работе нашли применение методы: общенаучные – аналитический метод, сравнительно-аналитический метод; частно научные – методы системного анализа, метод экспертных оценок.

Диагностика инновационной активности

Для формирования и развития научно-образовательной экосистемы требуется система показателей и индикаторов, позволяющих оценить процесс. Это инструмент оценки (прогресс, бенчмаркинг, эффективность мер поддержки и др.). В качестве комплекса таких показателей предлагается матрица диагностики инновационной активности (рис. 1).












НОЦ



























Инновационный кластер



























Торговая площадка



























Индустриальный парк



























Корпоративная инновационная площадка РИП



























Технопарк



























Стартап-студия



























Корпоративный акселератор



























Бизнес акселератор студенческий



























Инновационный фонд



























Центр коллективного пользования



























Бизнес инкубатор



























Центр трансфера технологий



























Центр научно-технической информации



























Инжиниринговый центр



























Научная лаборатория


























проект
3. Объекты инновационной инфраструктуры ***
меропр.















УГТ 9 Производство
Серийный выпуск изделий,
внедрение технологического процесса
УГТ 8 Опытно-промышленное производство и сертификация. Выпуск опытных изделий, их экспертиза
и сертификация
УГТ 7 Экспериментальные разработки. Заводские испытания опытно-промышленного образца
УГТ 6 Экспериментальная разработка. Испытание опытного образца в критических условиях
УГТ 5 Экспериментальная разработка. Испытания изготовленного опытного образца, технологического процесса в реальных условиях
УГТ 4 Опытно-конструкторская и/или технологическая разработка
УГТ 3 Прикладные исследования. Разработка и лабораторная проверка ключевых элементов технологии
УГТ 2 Прикладные исследования.
Выбор технологической концепции
УГТ 1 Фундаментальные исследования. Ориентированные. Оценка влияния новой технологии
УГТ 0 Фундаментальные исследования. Неориентированные. Определение возможности разработки новой технологии
2. Уровни готовности технологии

4. Взаимодействие / мероприятие ****
Образовательный семинар
Митап
Практический интенсив
Марафон генерации идей
Интенсив «Стартап выходные»
Экспертная карусель
Краш-тест идей
Пич-сессия проектов
Научно-практическая конференция
Хакатон
Пред-акселерационная программа
Акселерационная программа
Конференция по инновациям
Инвестиционный форум
СайнеСлэм










чел.
1. Субъекты инновационной деятельности *
ком.


























Научные работники



























Инженеры (в том числе IT)



























Предприниматели



























Бизнес-ангелы



























Венчурные капиталисты



























Банкиры



























Производители



























Продавцы



























Потребители
















Рис. 1 – Диагностика инновационной активности

Составлено авторами

Матрица представляет собой 1 квадранта, образованных показателями и индикаторами: проект, мероприятия, человек, команда. Показатели и индикаторы объединены в 4 группы: субъекты инновационной деятельности, уровни готовности технологии, объекты инновационной инфраструктуры и мероприятия. Пересечения показателей и индикаторов формируют квадранты по принципу диаграммы Ганта. Заполнение диаграммы осуществляется по модели светофора (зеленый (2) – не требует улучшения, желтый (1) – требует улучшения, красный (0) – отсутствует). Пустой квадрат означает отсутствие необходимости формирования элемента.

Инструменты совершенствования процесса разработки и внедрения инноваций

Логичным завершением данного исследования стала разработка перечня инструментов, обеспечивающих повышение уровня готовности технологий. Были выделены следующие типы готовности: технологической, производственной, рыночной (рис. 2 – 4).

1. TRL – уровень технологической готовности (Technology Readiness Level). Показывает уровень готовности самого продукта, оказывает то, насколько сам продукт готов для производства, тиражирования или серийного выпуска, насколько он безопасен и отвечает ожиданиям потребителя. Уровень так же показывает готовность технической документации, сертификации (при необходимости).

2. MRL – уровень производственной готовности (Manufacturing Readiness Levels). Показывает готовность потенциальной компании (любой) для серийного производства продукта. Это может быть поточная линия, или технология серийного производства.

3. CRL – уровень рыночной готовности и коммерциализации (Commercialization Readiness Level). Показывает уровень исследования рынка для продукта, включая: ценовую политику, маркетинговую политику и стратегию продвижения на рынке.


Механизмы

TRL Уровни технологической готовности
(Technology readiness levels)
TRL 1. Сформулирована фундаментальная концепция технологии и обоснование ее полезности
TRL 2. Определены и оценены целевые области технологии
и ее критические элементы
TRL 3. Получен макетный образец и продемонстрированы его ключевые характеристики
TRL 4. Получен лабораторный образец , подготовлен лабораторный стенд, проведены испытания базовых функций
TRL 5. Изготовлен экспериментальный образец в реальном масштабе по полупромышленной технологии и испытан
TRL 6. Изготовлен полнофункциональный образец на пилотной производственной линии, подтверждены рабочие характеристики
TRL 7. Протопит системы продемонстрирован в составе системы в реальных условиях эксплуатации
TRL 8. Окончательное подтверждение работоспособности образца , завершение функционирующей ренальной системы
TRL 9. Изделие удовлетворяет всем требованиям : инженерным, производственным, эксплуатационным
Группа экспертов









Проектный офис









Коворкинг-центр









Бизнес-инкубатор









Центры компетенций









Система акселерации проектов









Фандрайзинговые подразделения









Технопарк









Центр сертификации









Центр внедрения









Рис. 2 – Инструменты повышения уровней технологической готовности

Составлено авторами


Механизмы

MRL Уровни производственной готовности
(Manufacturing readiness levels)
MRL 1. Сделаны выводы относительно основных производственных потребностей
MRL 2. Определена концентрация производства
MRL 3. Подтверждена производственная концепция
MRL 4. Достигнута возможность изготовления технических средств в лабораторных условиях
MRL 5. Достигнута возможность изготовления прототипов компонентов систем в соответствующих производственных условиях
MRL 6. Достигнута возможность изготовления прототипов систем и подсистем при наличии готовых элементов основного производства
MRL 7. Достигнута возможность изготовления систем, подсистем или их компонентов в условиях, близких к реальным
MRL 8. Испытана пилотная производственная линия, достигнута готовность к началу мелкосерийного производства
MRL 9. Успешно продемонстрирована возможность мелкосерийного производства, подготовлена база для полномасштабного производства
MRL 10. Налажено полномасштабное производство
Группа экспертов










Проектный офис










Коворкинг-центр










Бизнес-инкубатор










Центры компетенций










Система акселерации проектов










Фандрайзинговые подразделения










Технопарк










Центр сертификации










Центр внедрения










Рис. 3 – Инструменты повышения уровней производственной готовности

Составлено авторами


Механизмы

CRL Уровни рыночной готовности
(Commercialization readiness levels)
CRL 1. Определено наличие потребности рынка по литературным источникам: тренды, обзоры, конференции, динамика патентов
CRL 2. Определены и оценены целевые потребительские сегменты
CRL 3. Проведены конкурентный анализ, анализ поставщиков, уточнены характеристики продукта, способы монетизации
CRL 4. Уточнены конкуренты, поставщики, модели ценообразования
CRL 5. Уточнены ценовая политика, выбраны канал продаж, авторитетные поставщики
CRL 6. Уточненные спецификации продукта по каждому целевому сегменту, уточненная бизнес-модель
CRL 7. Предварительный вывод на рынок
CRL 8. Отработка замечаний заказчика
CRL 9. Вывод на рынок
Группа экспертов









Проектный офис









Коворкинг-центр









Бизнес-инкубатор









Центры компетенций









Система акселерации проектов









Фандрайзинговые подразделения









Технопарк









Центр сертификации









Центр внедрения









Рис. 4 – Инструменты повышения уровней рыночной готовности

Составлено авторами

В качестве инструментов повышения готовности разработок использованы как уже зарекомендовавшие себя инструменты, так и новые. Ниже представлено краткое описание инструментов.

1. Группа экспертов. Работники университета из числа профессорско-преподавательского состава, или административного персонала, а также внешние эксперты, имеющие глубокие знания и опыт в профессиональной области, оценивающие идеи с точки зрения применимости и возможности коммерциализации.

2. Проектный офис. Сотрудники и инфраструктура, позволяющие обеспечить поиск, отбор идей и разработок, как правило на низких уровнях готовности. Работа проектного офиса осуществляется по двум направлениям: 1 – поиск и просеивание идей и разработок, 2 – поддержка и развитие отобранных разработок. Первое направление имеет циклический характер работы, предусматривающий от 2 до 4 циклов отбора в год.

3. Коворкинг – центр. Это среда для притяжения разработчиков. В отличие от предыдущего инструмента, не имеет выделенного персонала, обеспечивающего сопровождение проектов.

4. Бизнес инкубатор. Инструмент, включающий кадровое, инфраструктурное и методическое сопровождение проектов. Это трекеры и менторы, сопровождающие проекты, работающие по заранее согласованным методикам и сценариям. Их задача – быстрое выращивание проектов (от 1 до 6 месяцев). В отличие от технопарка акцент делается на методическом и кадровом сопровождении.

5. Центры компетенций. Это группы специалистов, включающих сотрудников кафедр, работников предприятий, внешних и внутренних экспертов, агентов, обеспечивающих реализацию научных и инновационных проектов. Для университеты такие центры компетенций – основа для развития. Центры компетенций – источники появления техностертеров (групп сотрудников – предпринимателей) и спинаутов (внешних компаний, получивших развитие в университете и вышедших на внешний рынок в свободное плавание).

6. Система акселерации проектов. Это внутренние механизмы развития проектов, не имеющие четких структур и стандартов работы. Это может быть коллектив в подчинении проректоров по науке или инновациям, или отдел с соответствующими функциями. Их задача – повышение уровня готовности идей и разработок различными методами (собственное финансирование, включая прямое и перекрестное финансирование, привлечение бюджетных и внебюджетных источников финансирования).

7. Фандрайзинговые подразделения. Специалисты, осуществляющие поиск финансирования проектов, обеспечивающие привлечение грантов и заключение договоров на проведение исследований и разработок.

8. Технопарк. Инструмент, включающий сервисное и инфраструктурное сопровождение проектов. Это инфраструктура (компьютеры, помещения, мебель, оборудование и пр.), позволяющая обеспечить развитие проектов с учетом индивидуальных особенностей последних. Их задача – долгое выращивание проектов (от 1 до 3 лет). В отличие от инкубатора акцент делается на инфраструктурном сопровождении.

9. Центр сертификации. Специалисты, осуществляющие разработку инструкций, паспортов и обеспечивающие сертификацию и испытания новых продуктов с учетом отраслевых особенностей. Для отдельных групп продуктов требуются длительные испытания. Как правило, это элементы, от работы которых зависит безопасность, например элементы подвижного состава и транспортных средств.

10. Центр внедрения. Группы специалистов, осуществляющие внедрение разработок и продвижение их на рынке. Работа строится на основе тесных связей с бизнесом. Специалисты осуществляют поиск рынков сбыта продукции.

Как видно из рис. 5 – 7, одни и те же инструменты могут быть эффективны для разных процессов. При этом наиболее универсальными инструментами являются центры компетенций – основа для формирования будущих техностартеров и спинаутов.

Заключение

Основным результатом представленного исследования является формирование модели инновационной экосистемы для региональных университетов, рассматриваемых в роли научно-образовательных центров инновационного развития отраслей.

Впервые на основе проведенных исследований разработан инструмент диагностики инновационной активности экосистем, позволяющий определить недостающие элементы и определить направления для развития; раскрыты возможности применения инструментов инновационной экосистемы университета, что позволило сформировать карты развития экосистем через призму повышения уровней готовности инноваций.

Практическая значимость исследования заключается в развитии инструментов региональных и отраслевых инновационных экосистем и повышении таких показателей инновационной деятельности, как: конверсия научных проектов, длительность процесса разработки нового продукта (новой технологии), затраты на разработку нового продукта, длительность вывода продукта на рынок и др. Практическим результатом исследования является карта диагностики инновационной активности экосистем, которую можно использовать для диагностики, как региональных, так и отраслевых экосистем, а также формирования программы их развития.

Результаты исследования могут представлять интерес для: федеральных органов исполнительной власти, формирующих научную политику и управляющих программами научно-инновационного развития отраслей, региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управления региональными экосистемами, команд управления образовательных организаций, осуществляющих научно-инновационную деятельность, административно-управленческого персонала предприятий, формирующих научную политику и управляющих программами научно-инновационного развития предприятий, в части формирования научно-инновационных экосистем и их развития.


References:

Transportnoe obrazovanie i molodezhnaya politika v transportnyh vuzakh Rossii: istoriya, sovremennost, perspektivy [Transport Education and Youth Policy in Russian Transport Universities: History, Modernity, and Prospects] (2019). (in Russian).

Borovskaya M. A., Masych M. A., Panichkina M. V. (2020). Sovershenstvovanie sistemy nepreryvnogo obrazovaniya: klasternyy i ekosistemnyy podkhody [Improving lifelong leaming: cluster and ecosystem approaches]. Gumanitariy Yuga Rossii. (5). 15-35. (in Russian). doi: 10.18522/2227-8656.2020.5.1.

Borovskaya M. A., Nikitaeva A. Yu., Bechvaya M. R., Chernichenko O. A. (2022). Finansovye instrumenty v ekonomicheskikh mekhanizmakh strategicheskogo razvitiya nauki i obrazovaniya: ekosistemnyy podkhod [Financial instruments of economic mechanisms for strategic development of science and education: ecosystem approach]. Finance: Theory and Practice». (2). 6-24. (in Russian). doi: 10.26794/2587-5671-2022-26-2-6-24.

Dukhno N. A. (2017). Otraslevoe transportnoe obrazovanie [Industry transport education]. Transportnoe pravo i bezopasnost. (7(19)). 42-55. (in Russian).

Garanin M. A. (2020). Transportnoe obrazovanie v mire [Transport education in the world]. Professional education and labor market. (3). 61-71. (in Russian). doi: 10.24411/2307-4264-2020-10309.

Garanin M.A. (2019). Model upravleniya universitetom kak tsentrom razvitiya kompetentsiy [The model of the university as a centre of competence development]. Creative Economy. 13 (1). 183-194. (in Russian). doi: 10.18334/ce.13.1.39667.

Garanin M.A. (2019). Transformatsiya universiteta v tsentr prostranstva vnedreniya innovatsiy [Transformation of the university into the center of the innovation space]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (3). 955-968. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.3.40957.

Garanin M.A. (2020). Model vzaimodeystviya ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya i ministerstva transporta v chasti kadrovogo obespecheniya transporta [Model of interaction between the Ministry of Science and Higher Education and the Ministry of Transport in terms of staffing for transport]. Creative Economy. 14 (6). 1055-1078. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.6.110277.

Kleyner G. B. (2019). Sovremennyy universitet kak ekosistema: instituty mezhdistsiplinarnogo upravleniya [Modern University as an Ecosystem: Institutions of Interdisciplinary Management]. Journal of Institutional Studies. (11(3)). 54-63. (in Russian). doi: 10.17835/2076-6297.2019.11.3.054-063.

Kuzminov Ya. I., Semenov D. S., Frumin I. D. (2013). Struktura vuzovskoy seti: ot sovetskogo k rossiyskomu master-planu [University network structure: from the soviet to the Russian master plan]. Voprosy obrazovania / Educational Studies Moscow. (4). 8-63. (in Russian). doi: 10.17323/1814-9545-2013-4-8-69.

Leshukov O. V., Frumin I. D. (2017). Flagmanskie universitety: ot sovetskogo opyta k poisku novoy modeli [Flagship universities: from Soviet experience to searching for new model]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. (4). 22-29. (in Russian).

Levin B. A. (2008). Sotrudnichestvo i integratsiya otraslevyh vuzov [Cooperation and integration of the institutes of higher education of the transport branch]. The world of transport. (1). 126-131. (in Russian).

Levin B. A. (2021). V interesakh otrasli i gosudarstva [In the interest of the industry and the state]. Zheleznodorozhnyy transport. (9). 6-13. (in Russian). doi: SBQRDY.

Levin B. A., Tsvetkov V. Ya. (2017). Nepreryvnoe obuchenie spetsialistov v sfere transporta [Continuous training of specialists in the field of transport]. Sovremennoe dopolnitelnoe professionalnoe pedagogicheskoe obrazovanie. (2). 52-61. (in Russian).

Lobachev S. L. (2022). Transportnoe obrazovanie Rossii v kontekste ego tsifrovizatsii: sostoyanie i nekotorye perspektivy [Transport education in Russia in the context of its digitalization: the state and some prospects]. Transportnoe pravo i bezopasnost. (2(42)). 26-33. (in Russian).

Misharin A. S. (2015). Transportnaya strategiya Rossiyskoy Federatsii: tseli i prioritety [Transport strategy of the Russian Federation: goals and priorities]. Innovatsionnyy transport. (1). 3-7. (in Russian).

Pashkov K. (2019). Transportnoe obrazovanie Rossii [Transport Education in Russia]. Transportnaya strategiya - XXI vek. (42). 26-27. (in Russian).

Pashkov K. A. (2015). Kuda idet reforma transportnogo obrazovaniya? [Where does the transport education reform lead to?]. Transport Rossiyskoy Federatsii. (6(61)). 3-8. (in Russian).

Pashkov K. A. (2016). Kakim budet Rossiyskiy transportnyy universitet [What would the Russian transport university be like?]. Transport Rossiyskoy Federatsii. (4). 7-10. (in Russian).

Sakuleva T. N. (2017). Transportnoe obrazovanie v tsarskoy Rossii [Transport Education in Czarist Russia]. Vestnik transporta. (3). 17-18. (in Russian).

Syromyatnikov A. E. (2020). Transportnoe obrazovanie Rossii 1809-2019: itogi i zakonomernosti [Transport education in Russia 1809-2019: results and patterns]. Mir dorog. (134). 76-80. (in Russian).

Volkov A. E. (2019). Kak budet menyatsya upravlenie universitetami [Now university management will change]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. (4). 6-8. (in Russian).

Volkov A. E., Kuzminov Ya. I., Remorenko I. M. i dr. (2008). Rossiyskoe obrazovanie - 2020: model obrazovaniya dlya innovatsionnoy ekonomiki Material dlya obsuzhdeniya [Russian Education 2020: Education Model for Innovative Economy. Material for discussion]. Voprosy obrazovania / Educational Studies Moscow. (1). 32-65. (in Russian).

Страница обновлена: 26.04.2025 в 08:29:01