Цифровизация транспортно-логистических цепочек поставок: особенности и перспективы в Китае

Ван Сюган1
1 Южный федеральный университет, Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 4 (Апрель 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=53760187

Аннотация:
Основная цель исследования – с научной точки зрения выявить особенности и перспективы цифровизации транспортно-логистических цепочек поставок в Китае. На основе многоаспектного анализа научных источников обоснованы этапы развития цифровой экономики и дано авторское определение понятию «цифровизация». Проанализирован уровень развития цифровой экономики и тенденции рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ) в Китае. На основе анализа выявлены ключевые особенности цифровизации транспортно-логистических цепочек поставок в Китае, к которым относятся высокая степень интеграции между различными секторами экономики, использование передовых технологий, таких как искусственный интеллект, интернет вещей, блокчейн и облачные технологии, активное использование мобильных технологий. Обоснованы перспективы цифровизации транспортно-логистических цепочек поставок в Китае. В рамках научной новизны предложено использование экосистемного подхода в управлении цепями поставок в транспортно-логистической отрасли Китая как эффективного стратегического инструмента. Выделены критерии формирования и эффективности транспортно-логистической экосистемы. Сделан вывод, что цифровизация логистических операций, совершенствование инфраструктуры, сотрудничество и партнерство, развитие экологически устойчивой логистики и развитие компетенций и квалификации персонала могут способствовать созданию новых отношений в сфере логистики, основанных на принципах цифровой логистики.

Ключевые слова: цифровизация, транспортно-логистическая система, цепочки поставок, особенности, перспективы, экосистема, Китай

JEL-классификация: L91, R41, O31



Введение

Китай — одна из ведущих экономических держав мира, которая продолжает активно развиваться и совершенствовать свои технологические возможности в различных областях. Китайские компании, такие как Alibaba, Tencent, Baidu и Huawei, являются мировыми лидерами в области цифровых технологий и имеют значительный вклад в развитие цифровой экономики Китая. По данным Национального статистического бюро Китая, объем цифровой экономики Китая в 2022 году составил 45,5 трлн юаней (около 7 трлн долларов), что составляет 39,8% от ВВП страны. Это означает, что более трети экономики Китая сегодня зависит от цифровых технологий. По данным исследовательской компании China Academy of Information and Communications Technology (CAICT), цифровая экономика Китая за период с 2019 года по 2022 год создала более 40 миллионов рабочих мест [1].

Транспортно-логистический сектор Китая не является исключением, и в настоящее время цифровизация транспортно-логистических цепочек поставок является одним из приоритетных направлений развития цифровой экономики в целях повышения эффективности и прозрачности логистических процессов.

Государственным советом Китая разработан «Ориентир развития цифровой экономики на период 14-й пятилетки», представляющий собой стратегический документ, определяющий ключевые направления развития цифровой экономики Китая в ближайшие пять лет. В плане предусмотрено продвижение цифровых инфраструктурных проектов, таких как «Цифровая шелковая дорога» и развитие цифровых платформ для поддержки малого и среднего бизнеса [2]. Китайская правительственная инициатива «Один пояс, один путь" (Belt and Road Initiative) [3] также ставит перед страной задачу модернизации и цифровизации транспортно-логистических связей с партнерами в регионе. Кроме того, цифровые технологии используются для повышения безопасности грузовых перевозок, контроля за качеством и улучшения опыта потребителей.

Актуальность темы цифровизации транспортно-логистических цепочек поставок в Китае неоспорима. Внедрение цифровых технологий в транспортно-логистические операции может значительно повысить эффективность и скорость процессов, а также снизить издержки на логистические операции. Кроме того, в условиях быстрого роста мировой торговли и развития интернет-торговли, цифровизация транспортно-логистических цепочек поставок может способствовать ускорению поставок товаров, улучшению качества услуг и повышению удовлетворенности клиентов. Наконец, в свете новых вызовов, связанных с пандемией COVID-19, цифровизация транспортно-логистических цепочек поставок может быть особенно важна для обеспечения безопасности и эффективности логистических операций в условиях ограничений и неопределенности. Таким образом, цифровизация транспортно-логистических цепочек поставок в Китае имеет значительный потенциал для улучшения экономической производительности, ускорения процессов и повышения качества услуг.

Основной целью исследования является с научной точки зрения выявление особенностей и перспектив цифровизации транспортно-логистических цепочек поставок в Китае. На основании актуальности темы и поставленной цели исследования в статье представлен многоаспектный анализ научных источников и обоснованы этапы развития цифровой экономики. Приводятся показатели уровня развития цифровой экономики и тенденций рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ) в Китае. Выявлены ключевые особенности цифровизации транспортно-логистических цепочек поставок в Китае и обоснованы перспективы цифровизации транспортно-логистических цепочек поставок в Китае. Предложено использование экосистемного подхода в управлении цепями поставок в транспортно-логистической отрасли Китая как эффективного стратегического инструмента. Выделены критерии формирования и эффективности транспортно-логистической экосистемы.

Литературный обзор

Цифровая экономика представляет собой новую форму экономического и социального развития, которая базируется на использовании цифровых технологий. Развитие цифровой экономики является одним из главных направлений современного мирового развития, и многие страны, включая Китай, активно инвестируют в эту сферу.

Однако такие понятия как «цифровизация», «цифровая трансформация» и «цифровая экономика» являются достаточно новыми и сложными, их определения еще не сформировались в полной мере. В различных источниках и научных работах данные понятия могут трактоваться по-разному.

Д. Кастелс, один из ведущих мировых социологов и экономистов, определяет цифровизацию как «…процесс использования цифровых технологий для преобразования различных аспектов экономики и общества» [4]. Н. Негропонте, основатель Медиа-лаборатории Массачусетского технологического института, считает, что цифровизация означает «…создание цифровых версий реального мира и возможность их манипулирования» [5]. Р. Флорида, экономист и социолог, связывает цифровизацию с возможностью использования технологий и цифровых инструментов для создания новых продуктов, услуг и бизнес-моделей [6]. К. Шваб, основатель Всемирного экономического форума, определяет цифровизацию как «…использование цифровых технологий для создания новых форм производства, управления и коммуникации» [7]. Э. Брайнжолфссон, экономист и профессор технологического менеджмента, считает, что цифровизация означает интеграцию цифровых технологий во все сферы жизни и бизнеса, что приводит к значительным изменениям в экономике и обществе [8]. Э. МакАфи, эксперт в области кибербезопасности и основатель компании MGT Capital Investments, определяет цифровизацию как «…проникновение цифровых технологий во все аспекты жизни, что требует от организаций и людей новых знаний и навыков» [9].

Понятие цифровизации в работах российских ученых также имеет сходства и различия. Например, для В.Г. Гадецкого цифровизация — это «…процесс применения цифровых технологий в экономике и обществе, включающий не только внедрение новых технологий, но и изменение производственных и социальных отношений» [10]. А Я.В. Гайворонская в своих работах подчеркивает, что цифровизация — это «…широкий процесс изменений в экономике и обществе, вызванный внедрением информационных и коммуникационных технологий» [11]. У М.О. Едзаевой цифровизация тесно связана с цифровой экономикой и определяется как «…процесс создания и развития новых цифровых технологий, инфраструктуры и услуг в экономике и обществе» [12], а В.В. Загребин определяет цифровизацию как «…процесс преобразования экономических и социальных отношений под воздействием развития информационных технологий и цифровых коммуникаций» [13]. Н.В. Москвитина рассматривает цифровизацию как «…процесс внедрения и использования цифровых технологий в различных сферах жизнедеятельности, включая экономику, науку, образование, здравоохранение и т.д.» [14].

Для нашего исследования крайне важно рассмотреть развитие понятий цифровой экономики и цифровизации с точки зрения китайской науки. Например, китайский исследователь Ц. Цзюнь (Jiang Jun) определяет цифровую экономику как «…экономику, основанную на цифровых технологиях, с использованием цифровых данных и информации в производственном процессе и цепочке поставок товаров и услуг» [15]. Ц. Чжисинь анализирует влияние цифровой экономики на развитие Китая и обсуждает возможности использования цифровых технологий в различных отраслях экономики [16]. Ч. Чжицзюнь выделяет несколько ключевых характеристик цифровой экономики, таких как ускоренный темп роста, высокая степень инноваций и новых технологий, изменение структуры производства и потребления, повышение эффективности использования ресурсов и т.д. [17] Л. Джан и С. Чен подчеркивает важность цифровой экономики для устойчивого развития национальной экономики и для решения социальных проблем [18]. В своих работах Д. Сяосун рассматривает различные аспекты цифровой экономики, в том числе ее влияние на экономический рост, развитие инноваций, трансформацию традиционных отраслей и улучшение качества жизни людей. Он также исследует особенности развития цифровой экономики в Китае, включая роль правительства, инновационную экосистему, использование больших данных и искусственный интеллект [19]. П. Шаньлинь [20] и Л. Дундун [21] проводят исследования в области цифровых технологий, цифровой трансформации, цифровой экономики и ее влияния на социально-экономическое развитие Китая. В их работах рассматриваются различные аспекты цифровой экономики, такие как цифровые инновации, цифровые платформы, цифровые экосистемы и цифровая трансформация традиционных отраслей. Ма Хуатэн с коллегами определяют цифровизацию как «…процесс использования цифровых технологий для обновления и улучшения традиционных отраслей экономики» [22].

Таким образом, изучив мнение различных авторов и исследователей, в данной работе под цифровизацией будем понимать процесс превращения аналоговых данных и процессов в цифровой формат, а также использование цифровых технологий в различных сферах экономики и общественной жизни. Под цифровой экономикой будем понимать экономический сектор, основанный на применении цифровых технологий в производственных и бизнес-процессах, а также создание и продажу цифровых продуктов и услуг.

Структурно этапы развития цифровой экономики представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Этапы развития цифровой экономики

Источник: составлено автором

Уровень цифровой экономики Китая

Цифровой Китай входит в число лидеров в международных сравнениях, связанных с индексами цифровой экономики, цифровой инфраструктуры и цифровой конкурентоспособности. По индексу цифровой экономики и общества (DESI) Китай занимает 31 место среди 45 стран [23]. Согласно исследованию China Academy of Information and Communications Technology (CAICT) объем цифровой экономики Китая постоянно растет и в 2022 году превысил 50% ВВП страны (рисунок 2).

Рисунок 2. Объем цифровой экономики Китая, 2016-2022 гг.

Источник: составлено автором на основе [24]

Доля цифровой экономики в ВВП и ВВП на душу населения провинций Китая может сильно варьироваться в зависимости от многих факторов, таких как уровень развития информационных технологий, наличие цифровой инфраструктуры, уровень инвестиций в цифровизацию и другие. В отдельных провинциях и городах Китая уровень развития цифровой экономики уже сопоставим с уровнем развитых стран. Одной из провинций, где цифровая экономика достигла высокого уровня, является Гуандун, который стал центром инновационных технологий, таких как электроника, телекоммуникации, биотехнологии и другие. На цифровую экономику Гуандуна, Чжэцзяна, Цзянсу и Фуцзянь приходится более 40% ВВП. На рисунке 3 приведены данные о доле цифровой экономики в ВВП и ВВП на душу населения некоторых провинций Китая по состоянию на 2022 год.

Рисунок 3. Доля цифровой экономики в ВВП и ВВП на душу населения провинций Китая, по состоянию на 2022 год

Источник: составлено автором на основе [25]

Одной из ключевых причин успешного развития цифровой экономики в Китае является активная государственная поддержка, в рамках которой выделяются значительные ресурсы на развитие искусственного интеллекта и создание национальных центров искусственного интеллекта. Кроме того, правительство Китая регулярно принимает новые законы и нормативные акты, направленные на регулирование различных аспектов цифровой экономики, таких как защита данных, кибербезопасность и электронная коммерция.

Особенности цифровизации транспортно-логистических цепочек поставок в Китае

В настоящее время рынок транспортно-логистических услуг Китая на территории Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) является одним из наиболее динамично развивающихся рынков в мире. Китай является крупнейшим экспортером мировых товаров и имеет значительную роль в глобальных логистических цепочках, особенно в АТР. Китай активно развивает свою инфраструктуру и транспортные маршруты, такие как Шелковый путь, который связывает Китай с Европой, и морские маршруты, связывающие Китай с другими странами АТР. На сегодняшний день Китай занимает третье место после США и ЕС по размеру рынка транспортно-логистических услуг. Китай контролирует около 18,7% мирового рынка транспортно-логистических услуг, что является значительным показателем [26].

Согласно экспертным данным, объём рынка транспортно-логистических услуг Китая в 2022 году составил около 2800 миллиардов юаней (около 440 млрд дол США) (рост на 17,8% по сравнению с 2021 годом) (рисунок 4).

Рисунок 4. Объем рынка транспортно-логистических услуг Китая, 2015-2025 гг., млрд долл.

Источник: составлено автором на основе [27]

Согласно статистике на 2022 год, наибольшую долю в рынке транспортно-логистических услуг Китая занимают автомобильные перевозки - около 70% общего объема. Железнодорожные перевозки занимают около 10%, а морские и речные перевозки - около 8%. Авиаперевозки имеют небольшую долю в рынке, около 2%, но имеют высокую стоимость и используются для доставки ценных грузов и экспресс-доставки (рисунок 5).

Рисунок 5. Структура рынке транспортно-логистических услуг Китая в 2022 году, %

Источник: составлено автором на основе [27]

Крупнейшими компаниями на рынке ТЛУ Китая являются China Railway Corporation, Sinotrans & CSC, China COSCO Shipping Corporation Limited, China Merchants Group, China Eastern Airlines Corporation Limited, China Southern Airlines Co. Ltd и др. Эти компании предоставляют широкий спектр услуг по грузовым и пассажирским перевозкам, а также логистические услуги.

В настоящее время Китай активно развивает свою цифровую инфраструктуру и цифровые технологии для оптимизации цепочек поставок. Важнейшими тенденциями, которые наблюдаются в транспортно-логистической отрасли Китая, являются:

- рост электронной коммерции и рост объемов онлайн-продаж, что приводит к увеличению потребности в логистических услугах;

- расширение глобальных торговых связей и увеличение международной торговли, что требует более сложных и гибких логистических решений;

- увеличение использования технологий в логистике, таких как системы управления складами, автоматические склады, дронов и автономных транспортных средств, что повышает эффективность и снижает затраты на логистику;

- рост экологических требований и регулятивного давления на уменьшение выбросов газов, что приводит к поиску более экологически чистых транспортных средств и процессов доставки.

Цифровизация транспортно-логистических цепочек поставок в Китае имеет свои особенности, связанные с характеристиками китайского рынка и особенностями китайской экономики. Одной из ключевых особенностей является высокая степень интеграции между различными секторами экономики, такими как производство, транспорт и логистика, торговля и финансы. Это позволяет создавать более эффективные цепочки поставок, обеспечивать более точное планирование и управление производственными процессами, а также снижать издержки и улучшать качество обслуживания. Другой важной особенностью является использование передовых технологий, таких как искусственный интеллект, интернет вещей, блокчейн и облачные технологии. В Китае активно развивается концепция «умных» логистических цепей поставок, где взаимодействие между участниками происходит через цифровые платформы, которые позволяют автоматизировать и оптимизировать процессы. Кроме того, в Китае также активно внедряются технологии распознавания лиц и голоса, которые могут использоваться для идентификации и аутентификации водителей и работников складов, а также для контроля доступа на территории складов и портов. Еще одной особенностью является активное использование мобильных технологий. Мобильные приложения для логистических компаний позволяют участникам цепи поставок отслеживать грузы, получать информацию о расписании и статусе доставки, а также связываться друг с другом в режиме реального времени. Китай также активно внедряет системы автоматического управления складами и транспортными средствами, которые позволяют оптимизировать процессы хранения, перемещения товаров и маршрутов, в целях улучшения обмена данными между различными участниками цепочки поставок [28].

Обобщенно особенности цифровизации транспортно-логистических цепочек поставок в Китае представлены в таблице 1.

Таблица 1. Особенности цифровизации транспортно-логистических цепочек поставок в Китае

Особенности
Описание
Использование новых технологий
Китай активно применяет новые технологии, такие как интернет вещей (IoT), искусственный интеллект (AI), блокчейн и т.д., для создания интеллектуальных транспортных систем.
Повышение эффективности ТЛЦ
Цифровизация позволяет повысить эффективность и качество услуг, уменьшить время доставки, улучшить прогнозирование и планирование, а также улучшить контроль и отслеживание грузов. Для достижения этой цели могут использоваться технологии автоматизации складов, улучшение маршрутизации доставки и использование новых видов транспорта.
Интеграция и координация
Цифровизация позволяет интегрировать и координировать различные элементы транспортно-логистической цепочки, такие как склады, транспорт, таможня и др., чтобы обеспечить более эффективное управление и снизить затраты. Для этого могут использоваться системы управления связями с клиентами (CRM), системы планирования ресурсов предприятия (ERP) и другие технологии
Развитие электронной коммерции
Китай активно развивает электронную коммерцию, что приводит к значительному увеличению объемов грузов, а также к необходимости создания более эффективных систем доставки и управления складами. Это может включать создание онлайн-магазинов, использование платформ электронной коммерции, таких как Amazon или Alibaba, и использование различных форм электронных платежей и доставки.
Источник: составлено автором.

В целом, цифровизация транспортно-логистических цепочек поставок в Китае имеет множество преимуществ. Среди них можно выделить: повышение эффективности логистических процессов; улучшение контроля и отслеживания грузов; увеличение скорости доставки; сокращение затрат на транспортировку; улучшение качества услуг.

Перспективы цифровизации транспортно-логистических цепочек поставок в Китае

Изменения в государственной политике Китая и пандемия COVID-19 привели к серьезной трансформации в сфере организации работы транспортно-логистических систем [29]. В связи с этим Китай был вынужден изменить свою транспортную политику, чтобы обеспечить более безопасные и эффективные логистические системы.

Существующие общественные и правовые реалии обусловили решение вопроса оптимального применения инструментов цифровизации в ТЛЦП Китая, основанных на балансе ресурсных затрат и высокой результативности процесса, включающего цифровизацию логистических операций, совершенствование инфраструктуры, сотрудничество и партнерство, развитие экологически устойчивой логистики и развитие компетенций и квалификации персонала. Однако необходимо учитывать, что каждое направление модернизации имеет свои особенности и требует индивидуального подхода к реализации.

Одним из ключевых факторов для успешного развития в данной области этой отрасли является правовая регламентация в сфере цифровизации транспортно-логистических цепочек поставок в Китае. В последние годы в Китае приняты многочисленные законодательные акты, которые регулируют транспортную логистику, и не только улучшают правовую регламентацию отношений в сфере транспортной логистики, но и создают условия для развития инфраструктуры транспортных средств, повышения качества и безопасности перевозок, а также сокращения времени доставки товаров. Более того, правительство Китая активно инвестирует в развитие транспортной инфраструктуры и создание новых технологических решений, которые могут улучшить процессы транспортной логистики, например, создание системы GPS для отслеживания грузов, разработка технологий автономных транспортных средств и т.д. В Китае уже существуют цифровые платформы для координации и оптимизации логистических процессов, такие как Alibaba Group и JD.com, а также множество стартапов, которые разрабатывают инновационные решения для улучшения транспортно-логистических процессов.

Нельзя не сказать и о перспективе развития концепции «платформенной логистики» на базе виртуальных транспортно-грузовых бирж. Данный подход к организации логистических процессов основан на использовании цифровых платформ для сбора, обработки и анализа информации о грузах и транспорте. Основная идея заключается в том, чтобы объединить предложения грузов и транспорта на единой платформе и обеспечить их эффективное сопоставление и координацию. Такие платформы могут помочь оптимизировать процессы логистики, уменьшить затраты на перевозку грузов, улучшить прозрачность и надежность доставки, а также повысить уровень сервиса для клиентов [30].

Однако, для эффективного использования платформенной логистики, необходимо решить ряд технологических, организационных и правовых вопросов. К примеру, нужно обеспечить надежность и безопасность данных, а также установить четкие правила и процедуры работы на платформе. Также необходимо учитывать, что платформенная логистика не может полностью заменить традиционные методы логистики, такие как использование собственных транспортных средств и складов. Вместо этого, платформенная логистика может быть эффективным дополнением к существующим методам логистики.

Поэтому для успешной реализации платформенной логистики на базе виртуальных транспортно-грузовых платформ требуется системная интеграция в трех плоскостях: организационной, технологической и логистической (рисунок 6).

Рисунок 6. Критерии формирования и эффективности транспортно-логистической экосистемы

Источник: составлено автором.

Организационная интеграция включает в себя создание новых бизнес-моделей и структур управления, которые позволят эффективно использовать платформу в логистической деятельности. Например, необходимо установить правила использования платформы, определить структуру тарифов и комиссионных, а также организовать взаимодействие между участниками логистических процессов на платформе. Технологическая интеграция предполагает создание единой технологической платформы, которая позволит связать различные логистические системы и обеспечить эффективное управление грузовыми потоками. Например, необходимо разработать программные решения, которые обеспечат автоматическую обработку заказов, мониторинг грузовых потоков и координацию работы транспортных средств. Логистическая интеграция предполагает установление эффективных процессов управления грузовыми потоками на платформе. Например, необходимо разработать системы управления складами и маршрутизации грузов, а также обеспечить эффективное использование транспортных средств и максимальную загрузку складов.

Предложенный экосистемный подход к управлению цепями поставок в транспортно-логистической отрасли Китая может быть эффективным стратегическим инструментом. Это связано с тем, что экосистемный подход позволяет рассматривать все компоненты цепи поставок в их взаимосвязи и взаимодействии, а не только как отдельные элементы. В рамках экосистемного подхода участники цепи поставок могут сотрудничать и обмениваться информацией и знаниями, что позволяет оптимизировать процессы и улучшить качество услуг. Кроме того, экосистемный подход позволяет быстро реагировать на изменения внешней среды, такие как изменение спроса на услуги, изменение регулирования или внедрение новых технологий. Также использование экосистемного подхода может помочь улучшить эффективность и конкурентоспособность цепей поставок, повысить качество услуг и удовлетворенность клиентов.

Однако, необходимо учитывать особенности культуры и бизнес-практик в Китае, так как они могут отличаться от западных стран. При этом внедрение экосистемного подхода требует значительных усилий и ресурсов, а также координации между участниками цепи поставок. Поэтому, прежде чем внедрять экосистемный подход, необходимо провести тщательный анализ и планирование.

Заключение

Таким образом, цифровизация транспортно-логистических цепочек поставок в Китае уже сейчас является одним из приоритетных направлений развития экономики страны, и ожидается, что к 2025 году этот процесс будет продолжаться. Некоторые ожидаемые результаты цифровизации транспортно-логистических цепочек поставок в Китае к 2025 году включают:

- увеличение эффективности: внедрение цифровых технологий в ТЛЦП может улучшить их эффективность за счет оптимизации маршрутов, сокращения времени на перевозки, уменьшения затрат на складирование и других мер.

- уменьшение затрат: цифровизация ТЛЦП может уменьшить затраты на транспортировку и хранение товаров, улучшить использование ресурсов, сократить количество ошибок и снизить потери товаров.

- повышение качества услуг: цифровые технологии могут улучшить качество услуг поставщиков логистических услуг и повысить уровень сервиса для потребителей.

- улучшение управления: цифровизация ТЛЦП может облегчить управление ими и повысить уровень прозрачности и контроля.

- снижение вредного влияния на окружающую среду: цифровизация транспортно-логистических цепочек поставок может помочь снизить негативное воздействие на окружающую среду благодаря уменьшению количества отходов, оптимизации маршрутов, использованию более экологичных транспортных средств и другим мерам.

В целом, цифровизация транспортно-логистических цепочек поставок имеет большой потенциал для повышения эффективности и конкурентоспособности экономики Китая к 2025 году.


Источники:

1. China Academy of Information and Communications Technology, 2019-2022. [Электронный ресурс]. URL: https://academy.itu.int/itu-d/projects-activities/digital-transformation-centres-initiative (дата обращения: 26.01.2023).
2. 国务院关于印发 «十四五”数字经济发展规划的通知 国发. Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/content/2022-01/12/content_5667817.htm (дата обращения: 26.01.2023).
3. Один пояс, один путь. [Электронный ресурс]. URL: http://rus.yidaiyilu.gov.cn/ (дата обращения: 26.01.2023).
4. Reis J., Amorim M., Melão N., Cohen Y., Rodrigues M. Digitalization: A Literature Review and Research Agenda // Lecture Notes on Multidisciplinary Industrial Engineering: In book: Proceedings on 25th International Joint Conference on Industrial Engineering and Operations Management – IJCIEOM. 2020. – p. 443-456.– doi: 10.1007/978-3-030-43616-2_47.
5. Negroponte N. Being Digital. - New York: Vintage, 1996. – 272 p.
6. Florida R.L. The Rise of the Creative Class. - New York: Basic Books, 2004. – 512 p.
7. Schwab K., Davis N. Shaping the Fourth Industrial Revolution. - N.Y., 2018.
8. Brynjolfsson E., Hitt L. Beyond Computation: Information Technology, Organizational Transformation and Business Performance // Journal of Economic Perspectives. – 2000. – № 4. – p. 23-48. – doi: 10.1257/jep.14.4.23.
9. McAfee A., Brynjolfsson E. Machine, platform, crowd: harnessing our digital future. - N.Y., 2017.
10. Гадецкий В.Г., Корякина А.А. Особенности цифровизации на муниципальном уровне // Вестник ГГУ. – 2020. – № 5. – c. 23-30.
11. Гайворонская Я.В., Мирошниченко О.И., Мамычев А.Ю. Нескромное обаяние цифровизации // Правовая парадигма. – 2019. – № 4. – c. 40-47. – doi: 10.15688/lc.jvolsu.2019.4.
12. Едзаева М.О., Чижик А.П. Цифровизация избирательного процесса // Студенческая молодежь XXI века: наука, творчество, карьера, цифровизация: Сборник материалов межвузовской студенческой научно-практической интернет-конференции. М., 2020. – c. 204-209.
13. Загребин В.В., Серова Е.А. Процесс цифровизации в условиях глобальной неопределённости // Возможности и угрозы цифрового общества: Материалы конференции Всероссийской научно-практической конференции. Ярославль, 2020. – c. 79-84.
14. Москвитина Н.В. Цифровая трансформация государственного управления // Социология. – 2021. – № 4. – c. 114-128.
15. Цзянцзюнь Ц. Цифровая экономика ведет к качественному развитию. , 2019. – 39 c.
16. Цянь Чжисинь Цифровая экономика. , 2019. – 11-18 c.
17. Гао Хан, Чэнь Чжицзюнь Блокчейн и цифровая экономика. , 2018. – 4 c.
18. Джан Л., Чен С. Цифровая экономика Китая: возможности и риски // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2019. – № 2. – c. 275-303. – doi: 10.17323/1996-78452019-02-11.
19. Дун Сяосун Цифровая экономика Китая и ее корреляция по пространству. , 2018. – 13-68 c.
20. Пань Шаньлинь Практика цифровой трансформации бизнеса Китая. , 2015. – 68 c.
21. Лю Дундун Расширение возможностей цифровой экономики: откровение больших данных в областях инноваций и предпринимательства. , 2019. – 9-17 c.
22. Ма Хуатэн и др. Цифровая трансформация Китая. Опыт преобразования инфраструктуры национальной экономики. / Пер. с кит. - М.: Интеллектуальная литература, 2019. – 250 c.
23. The Digital Economy and Society Index. [Электронный ресурс]. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/policies/desi/ (дата обращения: 16.02.2023).
24. China Academy of Information and Communications Technology. [Электронный ресурс]. URL: https://academy.itu.int/itu-d/projects-activities/centres-excellence/coe-cycles/coe-cycle-2019-2022/coe/china-academy-information-and-communications-technology (дата обращения: 16.02.2023).
25. Статистический отчет о развитии Интернета в Китае [第50次《中国互联网络发展状况统计报告》发布]. Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2022-09/01/content_5707695.htm (дата обращения: 18.02.2023).
26. Аналитическая информация. Eec.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/transport/info.php (дата обращения: 18.02.2023).
27. Transport Services Global Market Report 2022. Yahoo.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.yahoo.com/lifestyle/transport-services-global-market-report-065500211.html (дата обращения: 18.02.2023).
28. Дыбская В.В., Сергеев В.И., Лычкина Н.Н. и др. Цифровые технологии в логистике и управлении цепями поставок: аналитический обзор. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 190 c.
29. Чжао Д. Анализ логистической системы Китая в условиях эпидемии Covid-19 // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2020. – № 3(123). – c. 180-184.
30. Гвилия Н.А. Развитие цифровых экосистем корпораций на основе интернета логистики (IoL) // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2021. – № 1(73). – c. 74-81.

Страница обновлена: 29.11.2024 в 05:16:34