Специфика финансирования гособоронзаказа в условиях действующего законодательства
Смирнов С.В.1
1 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 4, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)
Цитировать:
Смирнов С.В. Специфика финансирования гособоронзаказа в условиях действующего законодательства // Экономика высокотехнологичных производств. – 2023. – Том 4. – № 2. – С. 163-176. – doi: 10.18334/evp.4.2.118342.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54758475
Аннотация:
В статье предпринимается попытка выявить и оценить влияние на продолжительность реализации программных документов предприятиями оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК), вызванное соблюдением процедур, предписанных регулирующими нормами законодательства в сфере гособоронзаказа по обеспечению обороноспособности.Рассматривается финансирование обеспечения выполнения предприятиями ОПК гособоронзаказа, создания научно-технического задела (далее — НТЗ) за счёт средств государственной поддержки. Показана взаимосвязь реализации плановых документов с созданием новых образцов ВВСТ и формированием НТЗ в контексте экономической специфики предприятий ОПК с учётом оценки программных мероприятий для включения в программные документы и военно-экономической эффективности расходования бюджетных средств.Проводитсяисследование регуляторного механизма формирования стоимости продукции военного назначения (далее — ПВН). В качестве инструмента построения схемы формирования цены используются методы теории ограничений
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Национальная безопасность обеспечивается развитием военно-технического потенциала, как возможности государства содержать вооруженные силы и обеспечивать их современной, конкурентоспособностью военной и специальной техникой (далее — ВВСТ), реализация которой осуществляется путём выполнения мероприятий госпрограммы вооружения (далее — ГПВ) и гособоронзаказа (далее — ГОЗ), что требует привлечения значительной финансовой поддержки, как правило, бюджетной. Но при этом основополагающим фактором является время, так как недостаточно просто запастить современными образцами вооружение — важно сделать это заблаговременно. Существующие процессы формирования ГОЗ могут быть растянуты по времени вследствие процедурной насыщенности и необходимости многократных утверждений и согласований исходных данных. В связи с чем требуется изучение влияние действующих норм закона на продолжительность реализации мероприятий.
Целью данной статьи является исследование логической структуры нормативного документа, определяющего порядок формирования гособоронзаказа, в сочетании с особенностями функционирования предприятий ОПК.
Для достижения указанной цели потребовалось рассмотреть специфику работы предприятий оборонной отрасли; обозначить способы государственной поддержки предприятий со стороны государства за счёт программных документов; установить присутствие и роль ценообразования в методике формирования программного документа; исследовать логику формирования прогнозной цены на продукцию по гособоронзаказу согласно действующему закону об гособоронзаказе.
Текущее законодательство процедурно-запутанное и приводит к значительным временным затратам, в то время как задержки производства военной продукции вызывают увеличение сроков реализации мероприятий ГПВ, прямо влияет на обороноспособность.
Проверка этой гипотезы состоит в том, чтобы пронаблюдать на примере исследования логики закона о гособоронзаказе с помощью отдельных методик, используемых в теории ограничений Голдратта (англ. TOC) сложность процесса формирования ГОЗ в части прогнозной цены и временную ёмкость такого процесса.
В начале статьи рассмотрена специфика экономической деятельности предприятий ОПК. Указано влияние экономического состояния предприятий на возможность выпускать продукцию по ГОЗ, обеспечивая тем самым основную цель — обороноспособность. Поскольку основным заинтересованным лицом, при этом обеспечивающим регулирование и доступ к бюджетному финансированию, является государство, то логичным является ожидание финансовой поддержки для предприятий ОПК с целью поддержания достаточной экономической эффективности.
С этой целью правительством осуществляется программа развития ОПК для обеспечения контролируемого финансирования предприятий ОПК. Обозначены цели и задачи, а также источники такого финансирования программы.
Далее указана необходимость наличия соответствующей методики для подготовка такого рода документов предполагает, целью которой является обосновать с позиций денежных затрат в соотношении с эффективностью планируемых мероприятий, что включает в себя определение ценовых предложений по предполагаемым к заключению в дальнейшем государственным контрактам на выпуск ВВСТ или создание НТЗ, и отражающей взаимосвязь показанных выше особенностей экономической деятельности предприятий ОПК с важностью выдерживать минимальные сроки на проведение всего цикла: от формирования потребностей государства и определения возможностей производства до формирования программного документа, включая ценовые параметры сего последующей реализацией. Отмечена важная составляющая методики, касающаяся военно-экономической эффективности расходования бюджетных средств.
Как следствие, выделен аспект, связанный с управлением ценообразованием при осуществлении ГОЗ. Рассмотрена логика формирования цен на продукцию ГОЗ согласно закону об оборонзаказе 275‑ФЗ [2] с учетом Постановления Правительства РФ №1465 [3], и дана оценка полученных результатов.
Схема изложения материала в статье представлена на рис. 1.
Рис. 1. Взаимосвязь рассмотренных в статье структурных компонентов. Составлено автором.
Специфика экономики предприятий ОПК. Создание НТЗ или выполнение ГОЗ происходит на основе ГПВ. При этом в большинстве случаев субъектом мероприятий является ответственный федеральный орган исполнительной власти (далее — ФОИВ), а объектом — предприятие ОПК (производственные, научные, испытательные и т. д.), и физическое воплощение любого мероприятия ГПВ зависит от готовности производства реализовать данное мероприятие [4]. Это напрямую связано с состоянием предприятия: способно ли оно соответствовать актуальным техническим требованиям новых образцов ВВСТ (поддержка соответствующих технологий, наличие оборудования, его исправность и т. п., логистика), обладает ли оно достаточными производственными мощностями (объём и загруженность станочного парка, наличие специалистов, текущие заказы). Но для понимания того, как и в каком объеме предприятию может требоваться финансовая поддержка со стороны государства, рассматривается специфика работы с экономической точки зрения и ценообразования.
Экономическая эффективность работы предприятий OПK проистекает из особенностей самой отрасли, и среди значимых факторов: низкий закладываемый процент прибыли; неравномерное поступление оплаты оборонными ведомствами в течение года; запрет на использование импортных комплектующих при неготовности отечественных производителей производить такую продукцию в необходимых количествах. Также на экономической эффективности сказываются издержки, величина которых складывается из постоянного роста стоимости комплектующих и материалов, энергоносителей и многого другого. Кроме того, издержки определяются исходя из повышенных требований к качеству продукции, производства с режимами секретности. Часть факторов увеличения издержек происходит из неналаженных кооперационных связей, отношений с поставщиками и заказчиками, а также госорганами. Хотя издержки увеличивают отпускную стоимость продукции, на общее экономическое состояние это никак не влияет.
Кроме того, законодательством прямо предусмотрено при исполнении ГОЗ ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по кодам направлений расходования, что не даёт возможности предприятию сбалансировать финансовую деятельность между получением прибыли и всеми затратами в виде выплаты заработной платы и уплаты налогов, закупке сырья и материалов, коммунальным платежам т. д., ввиду значительной разницы в размерах авансов и сроках реализации по госконтрактам.
К причинам, осложняющим деятельность предприятий ОПК можно отнести установленную законодательством необходимость выпуска гражданской продукции и продукции двойного назначения. Одной стороны это позволяет диверсифицировать производство и увеличить прибыль, с другой — переустройство производства, переподготовка кадров, реорганизация всех служб предприятия, что ведёт к дополнительным затратам.
Финансовое обеспечение предприятий оборонно-промышленного комплекса. Государственная промышленная и стратегическая политика предполагает стимулирование развития ОПК, в связи с чем Правительством РФ разработана и утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса», определяющая цели, принципы, приоритетные направления и задачи, целевые показатели и перечень основных мероприятий в области развития ОПК. Цель программы — повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Задачи Программы: стимулирование развития оборонно-промышленного комплекса на основе обеспечения развития и использования современных компьютерных технологий; продвижение ПВН на мировые рынки вооружений; создание условий для диверсификации и развития производства высокотехнологичной продукции военного, гражданского и двойного назначения; обеспечение финансово-экономической устойчивости и развития кадрового потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса.
Общий объём бюджетных ассигнований Программы составляет 125055215,4 тыс. рублей, в том числе (в ценах соответствующих лет):
на 2021 год — 9079066,8 тыс. рублей; на 2022 год — 8985200,8 тыс. рублей; на 2023 год — 8786930 тыс. рублей; на 2024 год — 8637430 тыс. рублей; на 2025 год — 8637430 тыс. рублей; на 2026 год — 8637430 тыс. рублей; на 2027 год — 8637430 тыс. рублей [6].
К основным источникам финансирования реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» за счёт средств федерального бюджета относятся: субсидии организациям ОПК, организациям-экспортерам промышленной ПВН на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам; имущественный взнос Российской Федерации в целях компенсации недополученных доходов по кредитам производителей высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения; субсидии стратегическим организациям ОПК с целью предупреждения банкротства и на возмещение отдельных затрат казённых предприятий; стипендии для работников (учёные, конструкторы и др.) и молодёжи организаций−исполнителей гособоронзаказа; субсидии на осуществление мониторинга и информационно-аналитической кадровой обеспеченности, на возмещение затрат, связанных с высокопроизводительными вычислениями.
Методика обоснования программного документа. Развитие предприятий, создание НТЗ и новых технологий происходит во многом за счёт программных документов. Итоговый документ определяет объём финансирования и порядок предоставления средств по мероприятиям. Формирование такого планового документа подразумевает совместную работу всех участвующих субъектов (ФОИВы, организации промышленности, НИО (научно-исследовательские организации) Минобороны России, государственные заказчики и др.), в чьи задачи входит разработка и представление документов, подготовка исходных данных для обоснования мероприятий, их стоимости и сроков реализации.
Методика, предполагающая расчёт значений временных и стоимостных параметров с распределением по годам с целью принять решение о включении мероприятий в состав планового документа, а также оценивать реализуемость мероприятий, должна позволять обеспечивать прозрачность процесса формирования стоимостных и временных параметров планируемых мероприятий (в т. ч. с учётом всего жизненного цикла образца), верификацию технико-экономических исходных данных, проведение оценки военно-экономической целесообразности расходования средств и реализуемости разработки и производства перспективных образцов, а также такое планирование жизненного цикла, исключающее конкуренцию между альтернативными версиями одного образца ВВСТ.
Для обеспечения объективной оценки военно-экономической эффективности выполнения программного мероприятия (задания ГОЗ) необходимо совокупно рассматривать наряду с планируемым или израсходованным объемом бюджетных средств также и планируемый или уже полученный результат выполнения госконтракта: количество боевых задач, решенных или планируемых к решению; тактико-технические характеристики создаваемого или уже созданного образца ВВСТ, а также характеристики процессов обеспечения жизненного цикла (послепродажное и сервисное обслуживания, капитальный ремонт и т. п.). Оценка при этом проводится как для отдельного программного мероприятия, так и для жизненного цикла образца в целом. В процессе реализации планового документа требуется также проведение корректировок, вызванных изменениями исходной информации о сроках и стоимости при иерархическом переходе мероприятия ГПВ к заданию ГОЗ и затем к госконтракту.
Управление ценообразованием при выполнении ГОЗ. Необходимым условием эффективного расходования бюджетных средств является управление ценообразованием путём определённого государством механизма регулирования цен. Одним из таких механизмов является постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465, устанавливающее порядок государственного регулирования цен на товары, работы, услуги, поставляемые в соответствии с государственными контрактами по ГОЗ, где изложены несколько методов определения цен на продукцию (анализа рыночных индикаторов; сравнимой цены; затратный; индексации базовой цены; индексации по статьям базовых затрат), причём затратный метод является основным при формировании прогнозной цены ПВН: цена устанавливается исходя из состава затрат на ее поставку (включая производство) в виде суммы величин этих затрат и рентабельности (прибыли).
На рисунке 2 приведена схема процесса формирования прогнозной цены согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465. Схема построена с помощью методов теории ограничений Голдратта и представляет собой графическое определение причинно-следственной логической взаимосвязи в цепи формирования прогнозной цены в ГОЗ, позволяет оценить механизм формирования прогнозной цены с точки зрения временных параметров и прозрачности шагов [7-16]. Несмотря на то, что схема представляет собой лишь часть процесса формирования гособоронзаказа, уже этого достаточно, чтобы сделать вывод о сложности процесса в целом с необходимостью удовлетворения нескольким условиям для выполнения очередного пункта (на схеме такие объединённые условия обозначены эллипсами). Наблюдается некоторое тасование документации между ведомствами, заказчиком и исполнителями как следствие многоэтапности, начиная с подготовки и рассылки предложений, получения ответных сведений, этапов урегулирования разногласий и заканчивая комплексным пакетом материалов для включения в сводную информацию о прогнозных ценах, направляемую в Федеральную антимонопольную службу. Причины многократного переподтверждения и согласования различными ведомствами предложений ясны из специфики продукции (ВВСТ), но как видно, на прохождение всей цепочки уходит значительное количество времени — полный цикл формирования прогнозной цены занимает по средним подсчётам от трёх месяцев. Предположительно сказывается объём и состав документации, составляющей исходные задания, ответные предложения и формируемые на их основе итоговые пакеты предложений прогнозной цены; также может сказываться трудоёмкость процессов урегулирования разногласий и возражений со стороны госзаказчика, отраслевого органа или организации.
Полное же формирование планового документа охватывает, как уже говорилось в статье, множество других аспектов, что в сумме занимает еще больше времени.
Рис. 2. Схема процесса формирования прогнозной цены. Составлено автором.
Заключение. Таким образом, было проведено исследование в форме выстраивания причинно-следственных связей структуры, посвящённой формированию прогнозной цены на продукции ОПК секции закона о государственном оборонном заказе, в тесной связи с предпосылками использования таких регулирующих мер (т. .е. особенностями функционирования отрасли ОПК) и пониманием того, на что в итоге оказывается направлено их влияние. Проведённое исследование также является проверкой гипотезы и ее подтверждением.
Кроме того, из рассмотренного материала очевидна потребность в бюджетном финансировании предприятий ввиду указанных в статье причин и факторов, влияющих на экономическое состояние (и как следствие, готовность) предприятий создавать новые образцы вооружения, в т. ч. отрабатывать необходимые для этого новые технологии (НТЗ). При этом также очевидна прямая зависимость обороноспособности страны от финансирования, которое направлено на поддержку предприятий ОПК и на создание НТЗ, поскольку несвоевременное обеспечение средствами на заявленные нужды ведет к риску невыполнения ГОЗ или технологического отставания. Таким образом, если государство заинтересовано как минимум в поддержании национальной безопасности от внешних и внутренних угроз, то достаточно эффективным способом является регулярное формирование плановых документов, учитывающих потребности в финансировании и позволяющих эффективно оценивать расходование бюджетных средств.
В качестве возможных предложений можно рекомендовать организациям оборонно-промышленного комплекса, научно-исследовательским-организациям Миноборононы сотрудничать с органами исполнительной власти в части дальнейшей работы по совершенствованию законодательной базы, учитывающей потребности отрасли и государства.
Источники:
2. Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 N 275. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140175/ (дата обращения: 01.02.2023).
3. Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_284195/ (дата обращения: 01.02.2023).
4. Абрамов Е. Г., Авдонин Б. Н., Батьковский А. М., Батьковский М.А. Диагностика и мониторинг экономической устойчивости предприятий радиоэлектронного комплекса с учетом оценки их инновационного потенциала // Электронная промышленность. – 2010. – № 3. – c. 51-71.
5. Приказ Минпромторга России от 08.02.2019 N 334 (ред. от 25.08.2022) «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_322968/ (дата обращения: 01.02.2023).
6. Постановление Правительства РФ от 29.03.2021 N 470-17 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса". [Электронный ресурс]. URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&demo=2&base=LAW&n=381114&dst=100001%2C-1&date=31.05.2023/ (дата обращения: 31.05.2023).
7. Детмер У. Теория ограничений Голдратта: Системный подход к непрерывному совершенствованию. - М.: Альпина Бизнес Букс.
8. Чернышева Г. Н., Рогов Н. В., Ткачева М. В. Подходы к обеспечению надежности выполнения гособоронзаказа // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2021. – № 3. – c. 94–108.
9. Лутченко В. Г., Хорев А. И., Адраховская Л. Л. Специфика работы оборонных предприятий с экономической точки зрения // Вестник воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2021. – № 3. – c. 264–268.
10. Иванов В. В., Малинецкий Г. Г. Механизмы выполнения оборонного заказа с точки зрения системного анализа и моделирования // Вестник Российской академии наук. – 2017. – № 2. – c. 136–144.
11. Утяганова Д.М., Абрамов Е.Г. Какие качества необходимы студентам для успешного трудоустройства: позиция работодателей в 2021 г // Экономика труда. – 2021. – № 12. – c. 1485-1500. – doi: 10.18334/et.8.12.114133.
12. Иванов А.М., Звягина Д.А., Абрамов Е.Г., Стюхин Д.А. Продукт научной школы «Промышленная управленческая элита развития»: инновационная программа подготовки кадров «Эффективный руководитель производства» // Экономика высокотехнологичных производств. – 2021. – № 3. – c. 147-168. – doi: 10.18334/evp.2.3.113445.
13. Подольский А. Г. К вопросу о совершенствовании методического аппарата обоснования параметров планового документа // Вооружение и экономика. – 2021. – № 2(56). – c. 97–107.
14. Окладников Д. Е. Практическое ценообразование. - М.: Ленанд, 2014. – 160 c.
15. Подольский А. Г., Теребухин А. В. К вопросу об управлении ценообразованием на научно-производственном предприятии при планировании создания научно-технической продукции // Вооружение и экономика. – 2020. – № 2(52). – c. 87–94.
16. Буравлев А. И. Повышение рентабельности предприятий как основа стратегического управления оборонно-промышленным комплексом // Вооружение и экономика. – 2018. – № 4(46). – c. 80–87.
Страница обновлена: 16.07.2024 в 18:44:49