The peculiarities of the financing of the state defense procurement and acquisition in the current legislation

Smirnov S.V.1
1 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Russia

Journal paper

High-tech Enterprises Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 4, Number 2 (April-June 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54758475

Abstract:
The article attempts to identify and assess the impact on the duration of the implementation of program documents by companies of the military-industrial complex caused by compliance with the procedures prescribed by the regulatory norms of legislation in the state defense procurement and acquisition to ensure defense capability. The financing of ensuring the fulfillment of the state defense procurement and acquisition by companies of the military-industrial complex, the creation of a scientific and technical reserve at the expense of state support is being considered. The interrelation of the implementation of planned documents with the creation of new models of armaments and military and special purpose equipment and the formation of scientific and technical reserve in the context of the economic specifics of the companies of the military-industrial complex, taking into account the evaluation of program activities for inclusion in program documents and the military-economic efficiency of budget spending. The regulatory mechanism of the formation of the cost of military products is being examined. As a tool for constructing a price formation scheme, methods of constraint theory are used.



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Национальная безопасность обеспечивается развитием военно-технического потенциала, как возможности государства содержать вооруженные силы и обеспечивать их современной, конкурентоспособностью военной и специальной техникой (далее — ВВСТ), реализация которой осуществляется путём выполнения мероприятий госпрограммы вооружения (далее — ГПВ) и гособоронзаказа (далее — ГОЗ), что требует привлечения значительной финансовой поддержки, как правило, бюджетной. Но при этом основополагающим фактором является время, так как недостаточно просто запастить современными образцами вооружение — важно сделать это заблаговременно. Существующие процессы формирования ГОЗ могут быть растянуты по времени вследствие процедурной насыщенности и необходимости многократных утверждений и согласований исходных данных. В связи с чем требуется изучение влияние действующих норм закона на продолжительность реализации мероприятий.

Целью данной статьи является исследование логической структуры нормативного документа, определяющего порядок формирования гособоронзаказа, в сочетании с особенностями функционирования предприятий ОПК.

Для достижения указанной цели потребовалось рассмотреть специфику работы предприятий оборонной отрасли; обозначить способы государственной поддержки предприятий со стороны государства за счёт программных документов; установить присутствие и роль ценообразования в методике формирования программного документа; исследовать логику формирования прогнозной цены на продукцию по гособоронзаказу согласно действующему закону об гособоронзаказе.

Текущее законодательство процедурно-запутанное и приводит к значительным временным затратам, в то время как задержки производства военной продукции вызывают увеличение сроков реализации мероприятий ГПВ, прямо влияет на обороноспособность.

Проверка этой гипотезы состоит в том, чтобы пронаблюдать на примере исследования логики закона о гособоронзаказе с помощью отдельных методик, используемых в теории ограничений Голдратта (англ. TOC) сложность процесса формирования ГОЗ в части прогнозной цены и временную ёмкость такого процесса.

В начале статьи рассмотрена специфика экономической деятельности предприятий ОПК. Указано влияние экономического состояния предприятий на возможность выпускать продукцию по ГОЗ, обеспечивая тем самым основную цель — обороноспособность. Поскольку основным заинтересованным лицом, при этом обеспечивающим регулирование и доступ к бюджетному финансированию, является государство, то логичным является ожидание финансовой поддержки для предприятий ОПК с целью поддержания достаточной экономической эффективности.

С этой целью правительством осуществляется программа развития ОПК для обеспечения контролируемого финансирования предприятий ОПК. Обозначены цели и задачи, а также источники такого финансирования программы.

Далее указана необходимость наличия соответствующей методики для подготовка такого рода документов предполагает, целью которой является обосновать с позиций денежных затрат в соотношении с эффективностью планируемых мероприятий, что включает в себя определение ценовых предложений по предполагаемым к заключению в дальнейшем государственным контрактам на выпуск ВВСТ или создание НТЗ, и отражающей взаимосвязь показанных выше особенностей экономической деятельности предприятий ОПК с важностью выдерживать минимальные сроки на проведение всего цикла: от формирования потребностей государства и определения возможностей производства до формирования программного документа, включая ценовые параметры сего последующей реализацией. Отмечена важная составляющая методики, касающаяся военно-экономической эффективности расходования бюджетных средств.

Как следствие, выделен аспект, связанный с управлением ценообразованием при осуществлении ГОЗ. Рассмотрена логика формирования цен на продукцию ГОЗ согласно закону об оборонзаказе 275‑ФЗ [2] с учетом Постановления Правительства РФ №1465 [3], и дана оценка полученных результатов.

Схема изложения материала в статье представлена на рис. 1.

Рис. 1. Взаимосвязь рассмотренных в статье структурных компонентов. Составлено автором.

Специфика экономики предприятий ОПК. Создание НТЗ или выполнение ГОЗ происходит на основе ГПВ. При этом в большинстве случаев субъектом мероприятий является ответственный федеральный орган исполнительной власти (далее — ФОИВ), а объектом — предприятие ОПК (производственные, научные, испытательные и т. д.), и физическое воплощение любого мероприятия ГПВ зависит от готовности производства реализовать данное мероприятие [4]. Это напрямую связано с состоянием предприятия: способно ли оно соответствовать актуальным техническим требованиям новых образцов ВВСТ (поддержка соответствующих технологий, наличие оборудования, его исправность и т. п., логистика), обладает ли оно достаточными производственными мощностями (объём и загруженность станочного парка, наличие специалистов, текущие заказы). Но для понимания того, как и в каком объеме предприятию может требоваться финансовая поддержка со стороны государства, рассматривается специфика работы с экономической точки зрения и ценообразования.

Экономическая эффективность работы предприятий OПK проистекает из особенностей самой отрасли, и среди значимых факторов: низкий закладываемый процент прибыли; неравномерное поступление оплаты оборонными ведомствами в течение года; запрет на использование импортных комплектующих при неготовности отечественных производителей производить такую продукцию в необходимых количествах. Также на экономической эффективности сказываются издержки, величина которых складывается из постоянного роста стоимости комплектующих и материалов, энергоносителей и многого другого. Кроме того, издержки определяются исходя из повышенных требований к качеству продукции, производства с режимами секретности. Часть факторов увеличения издержек происходит из неналаженных кооперационных связей, отношений с поставщиками и заказчиками, а также госорганами. Хотя издержки увеличивают отпускную стоимость продукции, на общее экономическое состояние это никак не влияет.

Кроме того, законодательством прямо предусмотрено при исполнении ГОЗ ведение раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по кодам направлений расходования, что не даёт возможности предприятию сбалансировать финансовую деятельность между получением прибыли и всеми затратами в виде выплаты заработной платы и уплаты налогов, закупке сырья и материалов, коммунальным платежам т. д., ввиду значительной разницы в размерах авансов и сроках реализации по госконтрактам.

К причинам, осложняющим деятельность предприятий ОПК можно отнести установленную законодательством необходимость выпуска гражданской продукции и продукции двойного назначения. Одной стороны это позволяет диверсифицировать производство и увеличить прибыль, с другой — переустройство производства, переподготовка кадров, реорганизация всех служб предприятия, что ведёт к дополнительным затратам.

Финансовое обеспечение предприятий оборонно-промышленного комплекса. Государственная промышленная и стратегическая политика предполагает стимулирование развития ОПК, в связи с чем Правительством РФ разработана и утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса», определяющая цели, принципы, приоритетные направления и задачи, целевые показатели и перечень основных мероприятий в области развития ОПК. Цель программы — повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Задачи Программы: стимулирование развития оборонно-промышленного комплекса на основе обеспечения развития и использования современных компьютерных технологий; продвижение ПВН на мировые рынки вооружений; создание условий для диверсификации и развития производства высокотехнологичной продукции военного, гражданского и двойного назначения; обеспечение финансово-экономической устойчивости и развития кадрового потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса.

Общий объём бюджетных ассигнований Программы составляет 125055215,4 тыс. рублей, в том числе (в ценах соответствующих лет):

на 2021 год — 9079066,8 тыс. рублей; на 2022 год — 8985200,8 тыс. рублей; на 2023 год — 8786930 тыс. рублей; на 2024 год — 8637430 тыс. рублей; на 2025 год — 8637430 тыс. рублей; на 2026 год — 8637430 тыс. рублей; на 2027 год — 8637430 тыс. рублей [6].

К основным источникам финансирования реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса» за счёт средств федерального бюджета относятся: субсидии организациям ОПК, организациям-экспортерам промышленной ПВН на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам; имущественный взнос Российской Федерации в целях компенсации недополученных доходов по кредитам производителей высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения; субсидии стратегическим организациям ОПК с целью предупреждения банкротства и на возмещение отдельных затрат казённых предприятий; стипендии для работников (учёные, конструкторы и др.) и молодёжи организаций−исполнителей гособоронзаказа; субсидии на осуществление мониторинга и информационно-аналитической кадровой обеспеченности, на возмещение затрат, связанных с высокопроизводительными вычислениями.

Методика обоснования программного документа. Развитие предприятий, создание НТЗ и новых технологий происходит во многом за счёт программных документов. Итоговый документ определяет объём финансирования и порядок предоставления средств по мероприятиям. Формирование такого планового документа подразумевает совместную работу всех участвующих субъектов (ФОИВы, организации промышленности, НИО (научно-исследовательские организации) Минобороны России, государственные заказчики и др.), в чьи задачи входит разработка и представление документов, подготовка исходных данных для обоснования мероприятий, их стоимости и сроков реализации.

Методика, предполагающая расчёт значений временных и стоимостных параметров с распределением по годам с целью принять решение о включении мероприятий в состав планового документа, а также оценивать реализуемость мероприятий, должна позволять обеспечивать прозрачность процесса формирования стоимостных и временных параметров планируемых мероприятий (в т. ч. с учётом всего жизненного цикла образца), верификацию технико-экономических исходных данных, проведение оценки военно-экономической целесообразности расходования средств и реализуемости разработки и производства перспективных образцов, а также такое планирование жизненного цикла, исключающее конкуренцию между альтернативными версиями одного образца ВВСТ.

Для обеспечения объективной оценки военно-экономической эффективности выполнения программного мероприятия (задания ГОЗ) необходимо совокупно рассматривать наряду с планируемым или израсходованным объемом бюджетных средств также и планируемый или уже полученный результат выполнения госконтракта: количество боевых задач, решенных или планируемых к решению; тактико-технические характеристики создаваемого или уже созданного образца ВВСТ, а также характеристики процессов обеспечения жизненного цикла (послепродажное и сервисное обслуживания, капитальный ремонт и т. п.). Оценка при этом проводится как для отдельного программного мероприятия, так и для жизненного цикла образца в целом. В процессе реализации планового документа требуется также проведение корректировок, вызванных изменениями исходной информации о сроках и стоимости при иерархическом переходе мероприятия ГПВ к заданию ГОЗ и затем к госконтракту.

Управление ценообразованием при выполнении ГОЗ. Необходимым условием эффективного расходования бюджетных средств является управление ценообразованием путём определённого государством механизма регулирования цен. Одним из таких механизмов является постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1465, устанавливающее порядок государственного регулирования цен на товары, работы, услуги, поставляемые в соответствии с государственными контрактами по ГОЗ, где изложены несколько методов определения цен на продукцию (анализа рыночных индикаторов; сравнимой цены; затратный; индексации базовой цены; индексации по статьям базовых затрат), причём затратный метод является основным при формировании прогнозной цены ПВН: цена устанавливается исходя из состава затрат на ее поставку (включая производство) в виде суммы величин этих затрат и рентабельности (прибыли).

На рисунке 2 приведена схема процесса формирования прогнозной цены согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. N 1465. Схема построена с помощью методов теории ограничений Голдратта и представляет собой графическое определение причинно-следственной логической взаимосвязи в цепи формирования прогнозной цены в ГОЗ, позволяет оценить механизм формирования прогнозной цены с точки зрения временных параметров и прозрачности шагов [7-16]. Несмотря на то, что схема представляет собой лишь часть процесса формирования гособоронзаказа, уже этого достаточно, чтобы сделать вывод о сложности процесса в целом с необходимостью удовлетворения нескольким условиям для выполнения очередного пункта (на схеме такие объединённые условия обозначены эллипсами). Наблюдается некоторое тасование документации между ведомствами, заказчиком и исполнителями как следствие многоэтапности, начиная с подготовки и рассылки предложений, получения ответных сведений, этапов урегулирования разногласий и заканчивая комплексным пакетом материалов для включения в сводную информацию о прогнозных ценах, направляемую в Федеральную антимонопольную службу. Причины многократного переподтверждения и согласования различными ведомствами предложений ясны из специфики продукции (ВВСТ), но как видно, на прохождение всей цепочки уходит значительное количество времени — полный цикл формирования прогнозной цены занимает по средним подсчётам от трёх месяцев. Предположительно сказывается объём и состав документации, составляющей исходные задания, ответные предложения и формируемые на их основе итоговые пакеты предложений прогнозной цены; также может сказываться трудоёмкость процессов урегулирования разногласий и возражений со стороны госзаказчика, отраслевого органа или организации.

Полное же формирование планового документа охватывает, как уже говорилось в статье, множество других аспектов, что в сумме занимает еще больше времени.

Рис. 2. Схема процесса формирования прогнозной цены. Составлено автором.

Заключение. Таким образом, было проведено исследование в форме выстраивания причинно-следственных связей структуры, посвящённой формированию прогнозной цены на продукции ОПК секции закона о государственном оборонном заказе, в тесной связи с предпосылками использования таких регулирующих мер (т. .е. особенностями функционирования отрасли ОПК) и пониманием того, на что в итоге оказывается направлено их влияние. Проведённое исследование также является проверкой гипотезы и ее подтверждением.

Кроме того, из рассмотренного материала очевидна потребность в бюджетном финансировании предприятий ввиду указанных в статье причин и факторов, влияющих на экономическое состояние (и как следствие, готовность) предприятий создавать новые образцы вооружения, в т. ч. отрабатывать необходимые для этого новые технологии (НТЗ). При этом также очевидна прямая зависимость обороноспособности страны от финансирования, которое направлено на поддержку предприятий ОПК и на создание НТЗ, поскольку несвоевременное обеспечение средствами на заявленные нужды ведет к риску невыполнения ГОЗ или технологического отставания. Таким образом, если государство заинтересовано как минимум в поддержании национальной безопасности от внешних и внутренних угроз, то достаточно эффективным способом является регулярное формирование плановых документов, учитывающих потребности в финансировании и позволяющих эффективно оценивать расходование бюджетных средств.

В качестве возможных предложений можно рекомендовать организациям оборонно-промышленного комплекса, научно-исследовательским-организациям Миноборононы сотрудничать с органами исполнительной власти в части дальнейшей работы по совершенствованию законодательной базы, учитывающей потребности отрасли и государства.


References:

Abramov E. G., Avdonin B. N., Batkovskiy A. M., Batkovskiy M.A. (2010). Diagnostika i monitoring ekonomicheskoy ustoychivosti predpriyatiy radioelektronnogo kompleksa s uchetom otsenki ikh innovatsionnogo potentsiala [Diagnostics and monitoring of the economic sustainability of radio-electronic complex enterprises, taking into account the assessment of their innovative potential]. Elektronnaya promyshlennost. (3). 51-71. (in Russian).

Buravlev A. I. (2018). Povyshenie rentabelnosti predpriyatiy kak osnova strategicheskogo upravleniya oboronno-promyshlennym kompleksom [Improving of enterprise profitability as a basis of defense-industrial complex strategic management]. Vooruzhenie i ekonomika. (4(46)). 80–87. (in Russian).

Chernenko V. A., Lyadova Yu. O. (2019). Gosudarstvennoe finansirovanie promyshlennyh predpriyatiy korporativnogo sektora ekonomiki [State financing of industrial enterprises of the corporate sector of the economy]. Intelligence. Innovation. Investments. (1). 65–71. (in Russian).

Chernysheva G. N., Rogov N. V., Tkacheva M. V. (2021). Podkhody k obespecheniyu nadezhnosti vypolneniya gosoboronzakaza [Methods for ensuring the reliable fulfilment of state defence orders]. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (3). 94–108. (in Russian).

Detmer U. Teoriya ogranicheniy Goldratta: Sistemnyy podkhod k nepreryvnomu sovershenstvovaniyu [Goldratt's Theory of Constraints: A systematic Approach to Continuous Improvement] (0). (in Russian).

Ivanov A.M., Zvyagina D.A., Abramov E.G., Styukhin D.A. (2021). Produkt nauchnoy shkoly «Promyshlennaya upravlencheskaya elita razvitiya»: innovatsionnaya programma podgotovki kadrov «Effektivnyy rukovoditel proizvodstva» [Product of the scientific school]. High-tech Enterprises Economy. 2 (3). 147-168. (in Russian). doi: 10.18334/evp.2.3.113445.

Ivanov V. V., Malinetskiy G. G. (2017). Mekhanizmy vypolneniya oboronnogo zakaza s tochki zreniya sistemnogo analiza i modelirovaniya [Mechanisms of defense orders in relation to systems analysis and modeling]. Vestnik Rossiyskoy akademii nauk. (2). 136–144. (in Russian).

Lutchenko V. G., Khorev A. I., Adrakhovskaya L. L. (2021). Spetsifika raboty oboronnyh predpriyatiy s ekonomicheskoy tochki zreniya [The specifics of the work of defense enterprises from an economic point of view]. Vestnik voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta inzhenernyh tekhnologiy. (3). 264–268. (in Russian).

Okladnikov D. E. (2014). Prakticheskoe tsenoobrazovanie [Practical pricing] (in Russian).

Podolskiy A. G. (2021). K voprosu o sovershenstvovanii metodicheskogo apparata obosnovaniya parametrov planovogo dokumenta [On the issue of the methodical apparatus improvement intended for the planning document characteristics validation]. Vooruzhenie i ekonomika. (2(56)). 97–107. (in Russian).

Podolskiy A. G., Terebukhin A. V. (2020). K voprosu ob upravlenii tsenoobrazovaniem na nauchno-proizvodstvennom predpriyatii pri planirovanii sozdaniya nauchno-tekhnicheskoy produktsii [On the issue of pricing management at a scientific production enterprise in the course of scientific and technical product creation planning]. Vooruzhenie i ekonomika. (2(52)). 87–94. (in Russian).

Utyaganova D.M., Abramov E.G. (2021). Kakie kachestva neobkhodimy studentam dlya uspeshnogo trudoustroystva: pozitsiya rabotodateley v 2021 g [What competencies students need for successful employment: the employers' position in 2021]. Russian Journal of Labour Economics. 8 (12). 1485-1500. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.12.114133.

Страница обновлена: 21.03.2025 в 04:05:31