Ментальные модели менеджеров: компаративный анализ России и Казахстана

Петренко Е.С.1, Шабалтина Л.В.1, Куттыбаева Н.Б.2, Сальжанова З.А.2
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
2 Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент
Том 6, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2019)

Цитировать:
Петренко Е.С., Шабалтина Л.В., Куттыбаева Н.Б., Сальжанова З.А. Ментальные модели менеджеров: компаративный анализ России и Казахстана // Лидерство и менеджмент. – 2019. – Том 6. – № 4. – С. 361-374. – doi: 10.18334/lim.6.4.41439.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42446121
Цитирований: 1 по состоянию на 31.10.2020

Аннотация:
В данном исследовании представлен сравнительный анализ результатов социологического исследования проведенного Фондом им. Ф. Эберта в Казахстане и исследования авторов данной статьи в России, описывающий сходства и различия ментальных моделей будущих менеджеров, родившихся и выросших на постсоветском пространстве, и которые через определенный период времени будут определять направление развития наших стран.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, ментальные модели, досуговое время

JEL-классификация: M54, O57, M21



Введение

В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Россия и Казахстан сформировали и подписали международные соглашения по правовой базе Единого экономического пространства (ЕЭП). На современном этапе российско-казахские отношения развивают сотрудничество в ряде областей: политическое, торгово-экономическое, военно-техническое, энергетическое, культурно-гуманитарное и т.п. Взаимоотношения обеих стран представляют пример добрососедского и плодотворного сотрудничества, однако каждая из стран реализует собственную модель развития. Взаимоотношения с Россией рассматриваются Казахстаном как основной приоритет внешней политики. Подрастающие поколения России и Казахстана – это молодежь, родившаяся и выросшая на постсоветском пространстве в момент резкой трансформации бывших советских республик, на сломе ментальных моделей людей, основанных на накопленном опыте, идеях, стратегиях, способах понимания, направляющих их действия в сфере политических, социальных и экономических сфер жизни.

Качественно значимых исследований, посвященных изучению современной молодежи, особенно на постсоветском пространстве, немного. Однако современная молодежь – это люди, которые будут определять направление развития наших стран через 10–20 лет, поэтому всестороннее изучение их ментальных моделей как будущих менеджеров, принимающих управленческие решения [5; 6] (Vechkinzova, Zalutskaya, 2007), предоставляет возможность спрогнозировать будущие межстрановые отношения [8] (Petrenko, Stolyarov, Viter, 2019).

Выявление сходства и различия ментальных моделей поколений будущих менеджеров соседних стран, выделение имеющихся различий во взглядах и тенденциях будет способствовать лучшему пониманию специфики перспектив развития взаимовыгодных отношений в различных сферах России и Казахстана.

Особый интерес представляют воззрения молодого поколения о своей профессиональной карьере и будущем своей страны. И от этого в очень большой степени зависит развитие экономики и культуры в наших странах. В этой связи представляется чрезвычайно актуальным изучение представлений студенческой молодежи (как ее наиболее активной части) о стиле своей жизни.

Методология исследования

Микромир, в котором формируются ментальные модели молодого населения наших стран, остается порой «незначимым и невидимым» для более старшего поколения. Однако для молодежи эта «незначимая и невидимая реальность» является важным жизненным пространством [1; 7] (Vechkinzova, Bednyakova, 2011).

Наиболее значимыми элементами формирования личности молодого человека выступают досуговая деятельность, и в том числе культура и здоровый образ жизни, которые оказывают наибольшее влияние на формирование ментальных моделей молодежи. Поэтому в данном исследовании авторы акцентируют внимание на досуговой сфере интересов молодежи с целью получить как можно более полную картину о ментальных моделях будущих менеджеров.

В статье представлена вторичная обработка данных исследовательского проекта 2016 года «Молодежь Центральной Азии. Казахстан» представительства Фонда им. Фридриха Эберта в Казахстане и данных опроса студентов, проведенного авторами в России также в 2016 году.

Исследовательский проект «Молодежь Центральной Азии. Казахстан» Представительства Фонда им. Фридриха Эберта в Центральной Азии посвящен изучению образа жизни, ценностей, устремлений, уровню самоидентификации молодого поколения в Казахстане. Одним из аспектов этого исследования является определение отношения к политике интеграции с соседними государствами. Подобные исследования молодежи проводились в Албании, Македонии, Хорватии и Косово в 2013 году. Методика и дизайн исследования основаны на примере известного ShellYouthStudy, проводимого в ФРГ с 1953 года [3; 4].

Опрос проводился с выборкой 1000 респондентов в возрасте от 14 до 28 лет в 14 областях Казахстана, городах Астана (ныне – Нур-Султан) и Алматы. Опрос охватил городское и сельское население и проводился методом интервью по месту жительства; выборка репрезентировала граждан Казахстана по полу, возрасту от 14 до 28 лет, национальной принадлежности, уровню образования, а также по месту проживания. Отбор респондентов осуществлен с использованием случайной маршрутной методики и квотного отбора.

Выборочная совокупность является репрезентативной, т.е. по выделенным параметрам состав респондентов приближается к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности в соответствии с актуальными на момент проведения социологического исследования данными Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

Российская аудитория изучения составила также 1000 студентов в возрасте от 17 до 28 лет, опрошенных в ходе исследования, проведенного среди студентов экономических специальностей в университетах регионов, близких к территории Казахстана (Сибирь и Урал). Выборочная совокупность также являлась бесповторной, серийной.

Мы считаем возможным проведение сопоставительного анализа данных аудиторий, поскольку у респондентов Казахстана не было выделено существенных различий по уровню образования. Будущие менеджеры республики формируют свои модели поведения на основе цивилизационных, общекультурных и национальных ценностей.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что интеграция экономик России и Казахстана, успех будущего сотрудничества определяется не только геополитическими интересами и возможностью выгодной производственной кооперации. Сотрудничество на уровне стран и организаций может быть успешным только в случае достижения взаимопонимания и сотрудничества менеджеров всех уровней взаимодействия. Определяя сходства и различия в ментальных моделях молодежи обеих стран, мы создаем основу развития и рассматриваем риски, которые могут возникнуть в связи с разницей организационных культур.

На самоидентификацию молодежи влияет множество факторов: уровень развития институтов социализации, особенности социальной пирамиды, специфика информационного шума и т.д. Кроме того, меняется институциональное ядро факторов капитализации человеческих ресурсов во всей мировой экономике (рис. 1).

Рисунок 1. Институциональное ядро факторов капитализации человеческих ресурсов

Источник: [5].

В блоке среды обитания капитализации человеческих ресурсов продолжительность жизни выходит на передний план в качестве интегрального показателя оценки таких факторов капитализации человеческих ресурсов, как среда обитания, здоровый образ жизни, здравоохранение.

В блоке социального и экономического контента от вертикальной мобильности внутри «узких» корпоративных каналов и горизонтальной мобильности торговли и профессиональных сообществ общество переходит к «диагональной» мобильности.

В области подготовки и образования институциональным ядром вместо образовательного учреждения становится индивидуальная образовательная программа.

И в этой связи задача исследования состоит в выявлении отношения молодых людей в возрасте к религии, политике, демократии, экономической ситуации, правам различных слоев населения. Учитывая, что нынешнее молодое поколение родилось и выросло в период социально-политической трансформации своих стран на фоне бурного развития технологий, представляется интересным выявление сходства и различий во взглядах молодёжи на направление и траекторию развития своих стран, составляющих один макрорегион.

Образ жизни

Современные поколения молодых людей живут в эпоху перемен, или, как ее определяют некоторые ученые, в «эпоху движения от неопределенности к определенности и наоборот». Поэтому становится очень актуальным вопрос: как изменения в социальной, политической, экономической сферах анализируемых стран нашли отражение в ментальных моделях подрастающего поколения. С одной стороны, стиль жизни поколения родителей устарел и не актуален для молодого поколения, но с другой стороны, современность предлагает несравнимо большее количество возможностей для самореализации, и формирование новых ментальных моделей видения стиля жизни затрудняет процесс их социализации.

Здоровый образ жизни

Идеальным стилем жизни, к которому необходимо стремиться, судя по официальным дискурсам и сложившимся в общественном мнении Казахстана представлениям, выступает здоровый образ жизни, ценность которого бесспорна. Однако, как довольно часто бывает на практике, идеальные представления не всегда претворяются или отражаются в реальном поведении [1].

Сравним представления о здоровом образе жизни молодого поколения россиян и казахстанцев посредством сравнения отношений представителей молодого поколения к четырем его составляющим: здоровой пище, занятию спортом, употреблению алкогольной продукции и употреблению табачных изделий.

Согласно мнению молодежи, вести здоровый образ жизни – это заниматься каким-либо видом спорта и отказаться от вредных привычек (курение и алкоголь). Сравнительный анализ данных выявил следующие показатели: важно регулярно заниматься спортом для 26,7 % казахстанцев и 55,8 % россиян; важно принимать здоровую пищу для подавляющего большинства респондентов обеих стран (» 80 %); неприемлемым считают принятие алкоголя 56,3 % казахстанцев и 37,7 % россиян; не употребляют табачные изделия 61,5 % опрошенных молодых казахстанцев и 59 % россиян.

В то же время число респондентов, которые употребляют табачные изделия и в Казахстане, и в России довольно велико (» 40 %), алкогольные напитки (в том числе и слабоалкогольные) » 45 %. Кроме того, отмечена тревожащая тенденция, что алкоголь и табак все чаще заменяются слабоалкогольными коктейлями, энергетиками и кальяном.

Рассмотрим вышеприведенные составляющие поподробнее. Занятия спортом – не вызывают такого сильного интереса со стороны молодежи Казахстана в отличие от России. В Казахстане спортом чаще занимаются юноши, чем девушки, и совершенно противоположная картина наблюдается в России. При этом возрастной срез существенных отличий странового показателя не демонстрирует, во всех возрастных группах доля молодежи, часто занимающейся спортом, колеблется от 22 % до 32 %.

За здоровый образ жизни выступают большинство опрошенных молодых людей (свыше 60 %) в обеих странах – он выражается в отказе от алкоголя и курения и употреблении здоровой пищи.

Занятия спортом – значимая и одна из главных составляющих здорового образа жизни – для подавляющей массы молодых россиян является регулярной необходимостью: 78,9 % респондентов занимаются спортом профессионально и регулярно несколько раз в неделю, 39,1 % – изредка, и 5,1 % – никогда. В том числе россияне посещают бассейн и фитнес-клуб – 27,3 %, совершают утреннюю зарядку и пробежки – 30,8 %. Кроме того, россияне достаточно внимания уделяют профилактике своего здоровья: отдых в оздоровительных учреждениях – 20, 3 %, диспансеризация – 21,5 %.

А для большей части молодых казахстанцев занятия спортом не стали повседневной потребностью: 59,2 % респондентов иногда или редко посещают фитнес-клубы, 14,1 % – никогда (рис. 2).

Рисунок 2. Здоровый образ жизни: регулярность занятий спортом

Источник: составлено авторами на основании результатов исследования.

Спортом чаще занимается молодежь, которая оценила свое финансовое положение выше среднего, тогда как в других группах число молодых людей, занимающихся часто спортом, в среднем 23 % респондентов. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что занятия спортом для молодого поколения россиян являются важным атрибутом здорового образа жизни, а для казахстанцев – нет.

Другими составляющими, входящими в представление о здоровом образе жизни, является отношение к алкогольным и табачным продуктам. Так, половина респондентов не принимают алкоголь; и более половины молодых людей в обеих странах не курят табачные изделия. Значительных различий в ответах респондентов в зависимости от финансового положения не выявлено, во всех группах большинство молодежи придерживаются взглядов, выделенных на страновом уровне (рис. 3 и 4).

Рисунок 3. Употребление табачных изделий

Источник: составлено авторами на основании результатов исследования.

Рисунок 4. Употребление алкоголя

Источник: составлено авторами на основании результатов исследования.

Наряду с этим опрос фиксирует, что отношение молодых людей к употреблению алкоголя и курению табачных изделий меняется с возрастом. Чем старше становятся респонденты, тем чаще они придерживаются мнения, что употребление табачных изделий и алкоголя неприемлемо, это опасная тенденция.

Доля курящих девушек и юношей практически одинакова в России, а доля курящих девушек в Казахстане значительно меньше, чем юношей. Аналогичная картина наблюдается и в отношении употребления алкоголя.

Однако, исходя из ответов респондентов в обеих странах, можно сказать, что отказ от употребления табачных изделий и алкоголя не является свидетельством ведения здорового образа жизни, так как молодые люди находят им заменители.

В частности, молодые люди и в России, и в Казахстане отмечали, что курение табачных изделий их сверстниками заменяется кальяном, VAPE и IQOS, спиртными напитками (водка, коньяк и др.) или алкогольными и слабоалкогольными коктейлями, энергетиками и т.п.

Среди всех составляющих здорового образа жизни положительно выглядит отношение к питанию. Для преобладающего числа молодых людей очень важным выступает принятие здоровой пищи, так считают около 80 % респондентов в обеих странах.

Таким образом, сравнительный анализ проведенных исследований позволяет сделать вывод, что большая часть будущих менеджеров и в России, и в Казахстане имеют представление о здоровом образе жизни, однако в повседневной жизни не всегда есть возможность и/или желание его соблюдать. Молодые люди употребляют алкоголь и табачные изделия или их заменители, недостаточно занимаются поддержанием своего здоровья, спортом и правильным питанием. Молодое поколение считает, что здоровье гарантировано возрастом и нет необходимости в каждодневной заботе о своем здоровье.

Свободное время

Ведущими формами досугового времяпровождения как для молодежи России, так и Казахстана являются общение и развлечения, тогда как самообразование, творчество и другие виды деятельности, которые направлены на развитие личности, занимают в структуре досугового времени молодежи не столь значительное место, чем хотелось бы. Отмечается отсутствие сознательного управления своим досугом, доминируют инертные формы отдыха молодежи. Так, в свое свободное время молодые люди предпочитают общение с друзьями (кафе, кино, клубы), в том числе и посредством социальных сетей, общение дома в кругу семьи. Интернет используется для просмотра фильмов, скачивания музыки и активного общения. В образовательных целях глобальная сеть применяется довольно редко, в случае крайней необходимости. Для получения информации и прочтения новостей интернетом пользуются молодые люди более взрослой возрастной группы (25– 29 лет). В целом же интернету уделяется в среднем 4 часа и более в день. Чтение книг не является для современных молодых людей захватывающей формой проведения свободного времени, подавляющее большинство молодежи, в среднем более 70 %, довольно редко читают книги, в большинстве случаев – только в случае крайней необходимости.

Социокультурная ситуация в Казахстане динамично развивается, происходят преобразования культурных компонентов повседневной жизни людей, меняется, соответственно, и досуговая часть, особенно молодежи. И если молодое поколение прошлых лет формировалось в рамках установленной идеологии, которая влияла и на досуг, то в нынешних условиях наполнение свободного времени молодежи зависит от них самих. В связи с этим в исследовании авторы хотели изучить: как организовывает свой досуг молодежь и какими поведенческими стереотипами руководствуются молодые люди в организации собственного свободного времени. По сути, механизмы удовлетворения потребностей в сфере досуга или через него – это способы реализации личных целей в молодом возрасте; в выборе досуговой деятельности ярко отражается уровень развития личности, ее направленность, степень формирования жизненной позиции, так как именно в сфере досуга молодежь проявляет себя в качестве свободных индивидуальностей.

По результатам исследования четко прослеживается диспропорция в представлениях молодого поколения о досуге как о развлечении, а не как о возможности самообразования. Саморазвитию молодежь уделяет довольно малую часть из внеучебного времени: в России 49 % респондентов изредка занимаются самообразованием и 10 % – никогда, в Казахстане 31 % респондентов изредка занимаются самообразованием и 9 % – никогда. Реже читают книги и журналы, ходят в кинотеатр в Казахстане: почти всегда – 14 %, часто – 33 %, изредка – 35 %, никогда – 18 %; в России: почти всегда – 6 %, часто – 23 %, изредка – 45 %, никогда – 26 %. В большей степени молодые люди в свободное время сидят в интернете, в Казахстане: почти всегда – 70 %, часто – 23 %, изредка – 6 %, никогда – 1 %; в России: почти всегда – 42 %, часто – 36 %, изредка – 17 %, никогда – 5 %. В кругу семьи смотрят телевизор в России: почти всегда – 27 %, часто – 49 %, изредка – 21 %, никогда – 3 %; в Казахстане: почти всегда – 62 %, часто – 28 %, изредка – 7 %, никогда – 3 %. Проводят время с друзьями в России: почти всегда – 25 %, часто – 56 %, изредка – 16 %, никогда – 3 %; в Казахстане: почти всегда – 55 %, часто – 33 %, изредка – 11 %, никогда – 3 % (рис. 5).

Рисунок 5. Предпочтения в проведении свободного времени

Источник: составлено авторами на основании результатов исследования.

Данные сравнительного анализа выявляют приоритетность развлекательного досуга среди молодых россиян и казахстанцев и доминирование пассивных его видов.

Молодые респонденты и в России, и в Казахстане чаще проводят время с друзьями. Телевизор и передачи ТВ смотрят в основном в интернете. В целом преобладает общение с друзьями, т.е. пребывание вне дома.

Таким образом, у молодых людей появилась фактическая возможность выбора наиболее предпочтительных форм проведения досуга и отдыха, повышающая шансы на самореализацию. Но, с другой стороны, стало более сложным осознание нематериальных потребностей и само решение проблемы индивидуальных предпочтений. Как фиксирует опрос, молодежь использует лишь малую часть культурно-развлекательного потенциала досуговой среды. К тому же потребность в творчестве и саморазвитии у казахстанской молодежи невысока. Потому время, которое отводится для самообразования, незначительно.

В структуре досуга молодежи преобладают домашние формы проведения свободного времени, а также общение с друзьями. К широко распространенным видам проведения досуга относятся также времяпровождение с компьютером: общение в социальных сетях, прослушивание музыки, просмотр фильмов. Среди молодежи пользуются популярностью модные и престижные вещи, маркирующие их современность, главным качеством которых является техническая новизна. Важны для молодых людей наличие и использование гаджетов (мобильные телефоны, планшеты и т.д.), самых последних достижений науки и техники.

К тому же, как показывает проведенный сравнительный анализ исследований, у молодежи России и Казахстана сосуществуют несколько, порой довольно противоречивых друг другу метальных моделей – систем оценок окружающего мира. К примеру, заметно противоречие в представлениях молодежи о том, что такое жизненный успех.

Заключение

Ментальные модели выстраиваются и подкрепляются посредством четырех инструментов: вычеркивание, конструирование, искажение и обобщение [2]. На основании проведенного сравнительного анализа исследований ментальных моделей молодежи из России и Казахстана можно сделать вывод, что ментальные модели респондентов из обеих стран находятся на стадии формирования, молодые люди отбирают из всей доступной информации только информацию, отвечающую их интересам, как бы вычеркивая из всего списка образовательную, развивающую, деловую, политическую и другую информацию. И из данной информационной выборки молодежь в меру своей способности в ситуации неясности пытается находить правдоподобные объяснения, конструирует свою искаженную, уменьшающую одни детали и преувеличивающую другие, и обобщенную реальность, т.е. ментальную модель.

Формирующиеся ментальные модели будущих менеджеров стран России и Казахстана демонстрируют невысокое стремление к развитию и самообучению.


Источники:

Молодежь Центральной Азии. Казахстан. На основе социологического опроса. Под научным руководством проф. Клауса Хурельмана (Германия, Берлин). - Алматы, 2016. – 440 с.
Википедия. Свободная энциклопедия. Википедия. [Электронный ресурс]. URL: ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Ментальные_модели#cite_ref-О’Коннор_Дж.,_Макдермотт _1-0 ( дата обращения: 29.11.2019 ).
18th Shell Youth Study: Rising political engagement among young Germans. Www.hertie-school.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hertie-school.org/en/debate/detail/content/18th-shell-youth-study-rising-political-engagement-among-young-germans/ ( дата обращения: 27.11.2019 ).
17th Shell Youth Study. Www.shell.de. [Электронный ресурс]. URL: https://www.shell.de/ueber-uns/die-shell-jugendstudie/multimediale-inhalte/_jcr_content/par/expandablelist_643445253/expandablesection.stream ( дата обращения: 27.11.2019 ).
Щедровицкий П.Г. Цикл лекций «Человеческие ресурсы и человеческий капитал в контексте углубления разделения труда: диалектика влияния». Www.myshared.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.myshared.ru/slide/916597/ ( дата обращения: 27.11.2019 ).
Вечкинзова Е.А., Залуцкая И.Л. Особенности социальной политики в социально-ориентированной экономике в условиях формирующегося рыночного хозяйства // Проблемы стратегического обеспечения рыночно-ориентированных общественных преобразований: Труды международной научно-практической конференции. – КарГТУ. Караганда, 2007. – С. 159-161.
Вечкинзова Е.А., Беднякова О.В. Основы конкурентоспособного управленческого и бизнес-образования // Конкурентоспособный специалист: инновационный контент и технологии подготовки: материалы Международной науч.-практ. конф.УрГЭУ,. Екатеринбург, 2011. – С. 173-179.
8. Петренко Е.С., Столяров Н.О., Витер К.А. Компаративный анализ ментальных моделей восприятия социального предпринимательства в России и Казахстане // Экономические отношения. – 2019. – № 1. – С. 107-122. – doi: 10.18334/eo.9.1.40501.
9. Притворова Т.П., Гелашвили Н.Н., Жуманова Б.К. Социальное предпринимательство в Республике Казахстан: проблемы и перспективы развития // Креативная экономика. – 2019. – № 2. – С. 231-238. – doi: 10.18334/ce.13.2.39919.

Страница обновлена: 17.11.2020 в 20:10:39