Сегментирование рынка потребителей услуг семейной и детской анимации в сфере общественного питания
Гомилевская Г. А.1, Горбатенко А. Э.1
1 Владивостокский государственный университет
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)
Цитировать:
Гомилевская Г. А., Горбатенко А. Э. Сегментирование рынка потребителей услуг семейной и детской анимации в сфере общественного питания // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 11. – doi: 10.18334/epp.14.11.121914.
Аннотация:
Организация анимационного сервиса тесным образом связана с выбором потребителя и процессами сегментирования рынка, что приводит к четкому позиционированию анимационного продукта и созданию благоприятных условий развития данного вида бизнеса. При этом в условиях роста оборотов общественного питания детская анимация приобретает особое значение с точки зрения повышении качества жизни населения. В условиях приоритетного развития внутреннего туризма, опережающих темпов роста туристских прибытий в Дальневосточном регионе тема научного исследования представляется актуальной. В статье исследуется взаимосвязь между организацией анимационного сервиса и сегментированием рынка общественного питания, что способствует эффективному позиционированию анимационных программ и повышению качества обслуживания. Автором разработана новая методика систематизации детских анимационных программ, базирующаяся на теории поколений и принципах дифференциации сегментов рынка по поведенческим характеристикам. Работа решает проблему оптимизации анимационных услуг с учётом специфики региона. Практическая значимость исследования состоит в оценке возможностей развития детской анимации в сфере общественного питания с учетом региональной специфики Приморского края, как гастрономической территории.
Ключевые слова: общественное питание, сегментирование рынка, гастрономический туризм, культурно-досуговая деятельность, анимационный сервис, детская и семейная анимация
JEL-классификация: L80, L83, Z30
Введение. Современный рынок общественного питания претерпел значительные изменения в связи с повышенной конкуренцией и изменяющимися потребительскими предпочтениями. Одним из ключевых инструментов для адаптации к этим изменениям становится сегментация рынка, которая позволяет компаниям, развивающимся в сфере общественного питания, лучше понимать свою целевую аудиторию и эффективнее удовлетворять её потребности. Исследования показывают, что грамотная сегментация помогает предприятиям повышать свою конкурентоспособность за счет лучшего понимания ожиданий различных групп потребителей и формирования стратегий, которые позволяют максимально использовать потенциал каждого сегмента.
Примеры успешного применения сегментации в сфере общественного питания рассматриваются в трудах исследователей Т.К. Мирошниковой, И.А. Носова, Д.О. Маслаковой, В.А. Крохалева и др. [1-4], в которых подчеркивается, что развитие часто зависит от инновационности и способности адаптироваться к изменяющимся социальным и демографическим тенденциям. Так, проблеме анимации в общественном питании как социальном явлении посвящены работы авторов Н.Ю. Климовой, М.Р. Саушкиной, Е.С. Корсарской и др. [5-8]. Авторы рассматривают анимацию как важный элемент, способствующий повышению качества обслуживания и созданию благоприятной атмосферы при посещении общественных предприятий.
Важным аспектом в сегментации рынка является исследование факторов распределения, в том числе демографического критерия. В этой связи представляют интерес исследования теории поколений Н.Г. Сушко, Г.Н. Хамбалеевой, Н.И. Ковалевой и др. [9-11], в которых акцентируется внимание на различиях в поведении, предпочтениях и ценностях различных поколений. Понимание специфики каждого поколения помогает предприятиям эффективнее взаимодействовать с целевой аудиторией, улучшая качество обслуживания и удовлетворяя потребности различных возрастных групп. Так, в области детской анимации авторы К.А. Просветова, А.В. Балычева и др. [12-15] подчеркивают необходимость учета возрастных особенностей, интересов и потребностей детей, что позволяет разрабатывать программы, способствующие развитию и вовлеченности школьников.
В тоже время в представленных исследованиях отсутствуют анализ национальных и региональных особенностей организации детской анимации в общественном питании. К примеру, Дальневосточный регион характеризуется растущим турпотоком, культурным многообразием и специфическим климатом и требует особого подхода к внедрению анимационных программ в общественном питании.
Цель исследования – разработка системы сегментация анимационных программ на предприятиях общественного питания, ориентированных на детский и семейный сегменты. Исследование направлено на анализ и систематизацию различных видов анимации с учётом возрастных и поведенческих особенностей детей для оптимального удовлетворения их потребностей и повышения эффективности работы предприятий.
Научная новизна работы состоит в создании систематизации анимационных программ в сфере общественного питания, основанной на теории поколений, принципах дифференциации и типологии сегментов детского рынка по поведенческим признакам.
Систематизация анимационных программ в сфере общественного питания с учётом теории поколений, принципов дифференциации и типологии сегментов детского рынка по поведенческим признакам позволит повысить их эффективность, адаптируя предложения к предпочтениям разных возрастных групп и моделей поведения детей.
Методической основой исследования является системный подход к анализу анимационных программ на предприятиях общественного питания для детского сегмента, включающий методы анализа, систематизации и моделирования для определения оптимальных решений в контексте рынка общественного питания.
Основная часть. Общественное питание занимает важное место в современном обществе, выполняя не только экономические, но и социальные и культурные функции. Рост этого сектора связан с изменением образа жизни, повышением уровня доходов и развитием городов. Современные предприятия общественного питания становятся площадками не только для приема пищи, но и для общения, отдыха и проведения мероприятий. Одним из важных факторов, способствующих привлечению посетителей и созданию уникального клиентского опыта, являются анимационные программы.
Для эффективной разработки анимационных программ в исследовании используется процесс сегментации. Этот метод предполагает разделение потребителей на группы на основе их различных характеристик. Среди таких характеристик выделяют демографические (возраст, пол), географические (местоположение), психографические (интересы, стиль жизни) и поведенческие (поведение, предпочтения). Применение сегментирования в общественном питании позволяет лучше учитывать потребности и предпочтения различных групп клиентов, что способствует созданию более релевантных анимационных программ и индивидуализированного опыта для каждого посетителя.
Исследования на тему анимационного сервиса доказывают, что это не просто метод привлечения посетителей, а особый вид культурно-досуговой деятельности. Связь экономического роста и качества уровня жизни исследовали авторы А.В. Исаенко, Р.А. Тедеева, Э.И. Зиннатова и др. [16–17], в работах которых отражены общие тенденции, связанные с развитием сектора общественного питания, и приведен ряд аспектов, связывающих уровень жизни и услуги общественного питания, в том числе:
– Индикатор благосостояния: Общественное питание отражает материальное положение и изменяющиеся предпочтения населения, выступая показателем уровня жизни.
– Удовлетворение потребностей: Услуги питания удовлетворяют как физиологические, так и социальные потребности, повышая удовлетворённость жизнью.
– Экономический рост: Развитие ресторанного бизнеса способствует созданию рабочих мест и росту доходов.
– Социальная интеграция: Рестораны способствуют социальным взаимодействиям, укрепляя связи в семьях и обществе.
В целом, авторы приходят к выводу, что развитие общественного питания не только отвечает потребностям населения, но и активно влияет на уровень жизни, создавая условия для социального и экономического прогресса.
Подтверждением выводов о росте уровня жизни и увеличении потребления услуг общественного питания служит статистика по обороту общепита на душу населения, (рис. 1).
Рис 1. Оборот в сфере общественного питания на душу населения по отдельным субъектам Российской Федерации за 2010-2023 гг. (рублей)
Разработано авторами по [18]
Данные показывают значительный рост расходов на душу населения в этом секторе с 5470 руб. в 2010 до 19606 руб. в 2023 году, более, чем в 3,5 раза. С учетом инфляции за исследуемый период реальный рост оборота общественного питания на душу населения оценивается на уровне (+31,5%), в Приморском крае показатель выше (+51,5%). Представленные статистические данные свидетельствуют о реальном увеличении уровня жизни населения и его потребительской способности в сегменте общественного питания.
Необходимо отметить, что повседневная культура общественного питания является важной составляющей социальной жизни, формирующей новые модели потребления и взаимодействия. Система общественного питания не только выполняет утилитарные функции, связанные с предоставлением продуктов и услуг, но и оказывает значительное влияние на социальное поведение, культурные нормы и образ жизни различных групп населения.
На наш взгляд, повседневная культура общественного питания охватывает несколько ключевых аспектов:
1. Социальная интеграция. Посещение ресторанов и кафе служит важной площадкой для коммуникации, укрепления социальных связей и построения новых контактов. В условиях урбанизации и ускоренного темпа жизни заведения общественного питания становятся местом для встреч как в профессиональной, так и в личной среде. Рестораны, предлагающие индивидуализированные услуги, способствуют созданию комфортной атмосферы, где клиенты могут удовлетворять свои не только гастрономические, но и социальные потребности.
2. Культурная идентичность. Заведения, акцентирующие внимание на местных кулинарных традициях, становятся местом популяризации региональной культуры, что способствует её сохранению и развитию. Тематические рестораны, представляющие различные национальные кухни, создают условия для культурного обмена и межкультурного диалога.
3. Потребительские предпочтения. Тенденции к увеличению числа семейных походов в рестораны и рост интереса к здоровому питанию создают спрос на специализированные услуги и программы. Современные предприятия общественного питания ориентируются на удовлетворение этих запросов, предлагая не только разнообразие меню, но и анимационные программы для детей, специальные предложения для семейных аудиторий и экологически чистые продукты.
4. Технологичность. Внедрение цифровых технологий, таких как онлайн-заказы, системы самообслуживания и мобильные приложения для доставки, изменяет традиционные модели потребления и взаимодействия с клиентами. Цифровизация усиливает удобство и доступность услуг, делая посещение ресторанов и кафе более гибким и соответствующим ожиданиям современных потребителей.
Рост семейного сегмента в общественном питании наблюдается в ответ на изменения в социокультурной среде, включая повышение уровня жизни и занятости родителей. Семьи с детьми становятся более активными потребителями услуг, что приводит к необходимости предоставления специализированного обслуживания, учитывающего их потребности. В следствии чего формируется растущий интерес к детской анимации в сфере общественном питании, анимационные программы помогают создать привлекательную атмосферу для детей, что, в свою очередь, делает заведение более привлекательным для семейных клиентов.
Детская анимация в широком смысле рассматривается как особый вид творчества, который способствует сохранению и развитию детской фантазии, воображения, а также образного и пространственного мышления. Примеры типовых анимационных программ для детей в зависимости от возраста представлены в таблице 1. Таблица основана на комплексном анализе рынка и существующих практиках в области анимации.
Таблица 1
Типовые анимационные программы для детей [12-14]
Возраст
|
Анимационные программы
|
От 5 до 8 лет |
Тематические вечеринки с играми и
танцами
|
Творческие занятия (рисование, лепка)
| |
Шоу с аниматорами (персонажи
мультфильмов)
| |
От 8 до 14 лет |
Квесты с загадками и приключениями
|
Тематические вечеринки по мотивам
популярных фильмов или книг
| |
Кулинарные мастер-классы
| |
Музыкальные вечеринки с современными
хитами
| |
От
15 лет и старше
|
Игры в стиле "escape room"
для команд
|
Тематические вечеринки
|
Каждое новое поколение требует нового подхода. Понимание особенностей и предпочтений различных возрастных групп позволяет предприятиям общественного питания адаптировать свои анимационные программы, создавая уникальный клиентский опыт. Анализ поколений позволяет понять, как адаптировать услуги для удовлетворения потребностей каждой возрастной группы (табл.2).
Таблица 2
Анимационный сервис для различных поколений
Поколение
|
Годы
рождения
|
Предпочтения
|
Анимационные
услуги
|
Поколение X
|
1965-1980
гг.
|
Ценит
качество и надежность; спокойную атмосферу и классические развлечения.
|
Живая
музыка, кулинарные мастер-классы, дегустации вин. Важно обеспечить комфорт и
возможность общения.
|
Поколение Y
|
1981-1996
гг.
|
Ценит
уникальные и запоминающиеся впечатления; активно использует социальные сети.
|
Интерактивные
мероприя-тия, квесты, тематические вечеринки, фотозоны. Учитывать
экологичность и социальную ответственность
|
Поколение Z
|
1997-2012
гг.
|
Выросло
в цифровую эпоху; ценит инновации и технологии; предпо-читает динамичные
мероприятия.
|
Мероприятия
с использованием виртуальной и дополненной реальности, интерактивные игры,
шоу с участием популярных блогеров.
|
Поколение
Альфа
|
2013
г. и позже
|
Молодо,
проявляет интерес к технологиям и интерактивным развлечениям.
|
Мероприятия
с участием аниматоров, интерактивные шоу и образовательные программы,
сочетающие развлечение и обучение.
|
Современные дети в возрасте моложе 10-12 лет, так называемое «Поколение Альфа», растут в условиях цифровизации и всеобъемлющих технологий. Они ценят интерактивные, образовательные и развлекательные форматы, которые помогают им развиваться и социализироваться.
Для углубленной разработки сегментов рынка детской анимации с учетом типологии можно выделить несколько новых направлений, которые помогут адаптировать продукт для семей с детьми (табл. 3). На основании поведенческого признака и в зависимости от типологии рынка (дети «исследователи», «приключенцы» или «мечтатели») различные виды анимации создают уникальные условия для их вовлечения.
Таблица 3
Типы детей и соответствующие примеры анимационных программ
Тип детей
|
Предпочтительные типы анимации
|
Описание
|
Исследователи |
Природно-рекреационный
Культурно-развивающий |
Анимационные программы направлены на
познание окружающего мира через игры, квесты и образовательные шоу. Подходят
для семей, которые ценят интеллектуальный досуг.
|
Приключенцы |
Спортивно-зрелищный Санаторно-оздоровительный |
Программы включают спортивные
соревнования, подвижные игры и квесты с физической активностью. Ориентированы
на семьи, стремящиеся к активному отдыху.
|
Мечтатели |
Природно-рекреационный Зрелищно-развлекательный |
Анимация с мастер-классами по созданию
поделок, рисунков, выступлениями и театрализованными играми. Привлекает детей
и их родителей с художественными наклонностями.
|
При сегментировании детского анимационного сервиса на предприятиях общественного питания (рис.2) используются два подхода: массовый и дифференцированный.
Рис. 2 – Сегментирование детского анимационного сервиса на предприятиях общественного питания
Разработано авторами
Массовый принцип ориентирован на создание универсальных программ, которые подходят для всех возрастных категорий детей. Дифференцированный подход, напротив, учитывает возрастные особенности детей, предлагая специализированные программы для различных возрастных групп.
Также в процессе сегментирования продуктового рынка одним из ключевых признаков является географический. Анимационный сервис, в том числе в сфере общественного питания, не является исключением. В качестве практического примера можно рассмотреть специфику Приморского края и города Владивостока, который является столицей гастрономической кухни Дальнего Востока и активно продвигает бренд «Дальневосточная кухня». Так, культурное разнообразие города, обусловленное его историческим контекстом и географическим положением в Азиатско-Тихоокеанском регионе, оказывает значительное влияние на содержание анимационных программ (рис. 3).
Рис. 3 – Ресурсная специфика г. Владивосток в анимационном сервисе
Разработано авторами
Так, природные ресурсы Приморского края и города Владивостока, включая живописные бухты, острова и лесные массивы, могут быть органично интегрированы в структуру анимационного сервиса. Кроме того, гастрономическая специфика региона, акцентирующая внимание на богатстве морепродуктов, находит отражение в программах через практические мастер-классы, что способствует культурному образованию детей.
Каждая категория анимации может выступать тематикой для анимационного сервиса в сфере общественного питании, отражая уникальные возможности региона, что позволяет детям не только развлекаться, но и познавать природу, культуру и историю Владивостока:
1. Природно-рекреационные особенности:
- Квесты на природе. К примеру, в парке «Минный Городок» проводятся квесты, где дети могут изучать природу и историю региона через интерактивные задания.
- Экологические гастрономические экскурсии. В Приморском крае активно развиваются хозяйства марикультуры, где выращивают морепродукты (мидии, устрицы, морские гребешки) и предлагаются экскурсии с дегустацией свежих морепродуктов и приморских лесных эндемиков в местных ресторанах:
- Бухта "Золотой Рог" (или "Хайшенвей"), известная как "морской женьшень", популярное место для знакомства с трепангом.
- Бухты Новик и Рында, где доступны дегустации сезонных морепродуктов, таких как навага, мидии и гребешки.
- Морская ферма в бухте "Воевода" на острове Русский, где проходят экскурсии по выращиванию трепанга, мидий и устриц.
2. Культурно-гастрономические особенности. Ежегодно во Владивостоке организуют культурные гастрономические экскурсии и фестивали с широким спектром мастер-классов и дегустаций: «Дни Дальневосточной кухни», «О! Мега Вкус», «День тигра», «День рыбака», «Владивостокская крепость» и др.
3. Спортивно-развлекательные направления. При организации спортивных мероприятий и соревнований с участием детей в качестве спортсменов и зрителей кафе и рестораны организуют выездное обслуживание (например, фестиваль пляжных видов спорта «Sup Fest 2024», фестиваль спорта в рамках празднования Дня Молодёжи «Вместе со спортом» и др.).
Очевидно, что основной спецификой города Владивостока и Приморского края является море и его ресурсы, а также уникальная природная среда, сочетающая флору и фауну северных и южных районов, и культурная идентичность на стыке Европы и Азии.
Выводы.
В результате исследования процессов сегментирования анимационного сервиса для семейного и детского отдыха в сфере общественного питания установлено, что ключевое значение на потребительский выбор и в итоге – удовлетворение потребностей потребителей оказывают демографические и географические признаки. Детская анимация в широком смысле рассматривается как особый вид творчества, который способствует сохранению и развитию детской фантазии, воображения, а также образного и пространственного мышления.
В целом наблюдается положительная динамика развития сферы общественного питания, что требует пристального внимания со стороны менеджмента предприятий питания по расширению спектра дополнительных услуг, в том числе для детей. В данном аспекте необходимо учитывать различные факторы социализации, культурной идентичности, потребительских предпочтений и технологичности при разработке детских анимационных программ. При этом одним из наиболее важных факторов для данного сегмента рынка является возрастная специфика потребительских реакций.
Научная новизна работы заключается в систематизации анимационных программ в сфере общественного питания на основе теории поколений, принципов дифференциации и типологии сегментов детского рынка по поведенческому признаку. Использование основных положений теории поколений непосредственно для сегментирования рынка детской анимации позволило адаптировать анимационные продукты в зависимости от поведенческой специфики различных возрастных групп.
Практическая значимость исследования состоит в оценке возможностей развития детской анимации в сфере общественного питания с учетом региональной специфики Приморского края, как гастрономической территории. Регион обладает широким спектром природно-рекреационных, культурно-гастрономических, спортивно-развлекательных ресурсов для развития гастрономической анимации.
Источники:
2. Носов И.А. Сегментация мирового рынка в области общественного питания // Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические аспекты: Сборник научных трудов 3-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2018. – c. 111-114.
3. Маслакова Д.О., Храпенко Д.А. Ресторанный бизнес: тематическая специализация заведений общественного питания, обзор Российского рынка // Современные проблемы и перспективы развития туризма и сферы услуг в условиях глобализации: Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. Владимир, 2020. – c. 128-132.
4. Крохалев В.А. Особенности установления целевых потребительских сегментов на предприятиях общественного питания // Стратегическое развитие инновационного потенциала отраслей, комплексов и организаций: Сборник статей XI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2023. – c. 258-262.
5. Чикурова Т.Ю. Туризм как фактор регионального развития. / Материалы VIII Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2018. – 111-117 c.
6. Климова Н.Ю., Саушкина М.Р. Развлечения как инструмент анимационного сервиса и объект менеджмента анимации // Концепции и модели устойчивого инновационного развития общества: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ижевск, 2020. – c. 92-96.
7. Косарская Е.С. К вопросу о типологизации анимационного сервиса // Сервис plus. – 2018. – № 3. – c. 105-116. – doi: 10.24411/2413-693X-2018-10311.
8. Вилданова Д.А., Зиновьева А.А. Особенности организации анимационной деятельности на предприятии сферы сервиса // Общество, государство, личность: влияние цифровых технологий: Материалы XXII Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Казань, 2022. – c. 97-100.
9. Сушко Н.Г., Ржохин А.А., Митла М.В. Анализ модели потенциальной целевой аудитории предприятий общественного питания на основе теории поколений // Ученые заметки ТОГУ. – 2018. – № 4. – c. 418-423.
10. Ивлева Е.В., Ковалева Н.И. Выбор предприятий общественного питания: теория поколений // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2022. – № 2. – c. 274-279.
11. Екатеринушкина А.В., Хамбалеева Г.Н. Формирование культуры потребления современных баров // Проблемы этнохудожественной культуры и её потенциал в образовательной среде. Курск, 2023. – c. 328-334.
12. Лукина О.В., Алгалиева Г.С. Анимационный сервис в гостиницах как средство организации досуга детей с инвалидностью в инклюзивном туризме // Омские социально-гуманитарные чтения - 2021: Материалы XIV Международной научно-практической конференции. Омск, 2021. – c. 173-177.
13. Просветова К.А. Возможности разработки анимационных программ в детском оздоровительном лагере // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – № 11(51). – c. 84-88.
14. Балычевская А.В. Эффективность игры в анимационных программах с детьми и подростками // Театрализованные представления и праздники в контексте современных тенденций развития культуры: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 45-летию кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников Хабаровского государственного института культуры. Хабаровск, 2021. – c. 25-29.
15. Богданова О.А., Алаторцева А.И. Анимационная деятельность как фактор развития индустрии гостеприимства // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2021. – № 1(64). – c. 64-68.
16. Исаенко А.В., Тедеева Р.А., Зиннатова Э.И. Общественное питание как индикатор уровня жизни населения // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2017. – № 5(66). – c. 28-40.
17. Суслова Ю.Ю., Подачина Л.И. Развитие услуг общественного питания как фактора повышения качества жизни населения // Проблемы современной экономики. – 2015. – № 2(54). – c. 325-328.
18. Розничная торговля и общественное питание. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya# (дата обращения: 02.10.2024).
19. Гомилевская Г.А., Горбатенко А.Э. Инновационные технологии анимационного сервиса на предприятиях общественного питания // Креативная экономика. – 2023. – № 6. – c. 2235-2248. – doi: 10.18334/ce.17.6.117962.
Страница обновлена: 20.11.2024 в 16:45:44