Совершенствование системы управления инновационной деятельностью в вузе путем формирования инновационной инфраструктуры

Ефремова П.В.1
1 Дальневосточный федеральный университет

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 2 (Апрель-Июнь 2018)

Цитировать:
Ефремова П.В. Совершенствование системы управления инновационной деятельностью в вузе путем формирования инновационной инфраструктуры // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 2. – С. 311-326. – doi: 10.18334/vinec.8.2.39002.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=35288497
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Инновационная деятельность в вузе охватывает все его основные направления деятельности: научно-исследовательское, образовательное, административное. Однако наиболее пристальное внимание уделяется научно-инновационной сфере деятельности вуза, в то время как перспективы развития и результаты инновационной деятельности по прочим направлениям не менее важны для повышения эффективности его функционирования. В той связи незамеченными остаются разрывы в цепи инновационного процесса в вузе и как следствие низкие результаты инновационной деятельности вуза. В предлагаются направления формирования инновационной инфраструктуры вуза, способствующей сбалансированному и эффективному развитию инновационной деятельности вуза по всем основным направлениям.

Ключевые слова: управленческие инновации, инновационная деятельность в вузе, образовательные инновации, научно-инновационная деятельность

JEL-классификация: O31, I23, O33, O32



Введение

Инновационная деятельность в вузах уже не столько новая общемировая тенденция, сколько естественный процесс. Проникая и накладываясь на базовые направления деятельности вуза: научно-исследовательское, образовательное, административное, инновационная деятельность превозносит их на качественно новый уровень [4;16]. Причины поддержки и развития инновационной деятельности вузом могут быть как внутренние, так и внешние: желание принимать участие и сыграть свою роль в модели «тройной спирали», необходимость повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг на национальном, международном уровне, необходимость диверсификации источников финансирования, соответствия требованиям современного общества, времени, желание не отставать.Развитие инновационной экосистемы – одно из основных условий формирования конкурентного предложения со стороны вуза, который представляет свой продукт сразу на нескольких рынках.

Структура управления инновационной деятельностью в вузах РФ

Схематично структуру управления инновационной деятельностью вуза, содержащую разные иерархические уровни и отражающую положение объектов инновационной инфраструктуры в системе управления инновационной деятельностью вуза относительно основной организационной структуры, представим следующим образом (рис.1)

Рисунок 1Структура управления инновационной деятельностью в вузах РФ (составлено автором)

Инновационная деятельность в вузе охватывает образовательную, научную, административную и прочие базовые виды деятельности вуза. С этой позиции многогранности инновационной деятельности в вузе был проведен мониторинг интернет ресурсов отечественных вузов на предмет широты распространения инновационной деятельности. Проанализировав структуру управления инновационной деятельностью в вузах РФ на разных иерархических уровнях и по основным направлениям (научно-исследовательскому, образовательному, административному), нами было отмечено отсутствие четкого указания на то, какое подразделение занимается инновациями в образовательном и в особенностив административном направлениях деятельности вуза [4].Относительно административной инновационной деятельности это объясняется спецификой восприятия данного направления, поддерживающего научно-технические инновации и являющегося необходимым условием трансфера технологий, реже как сила, преобразующая основные бизнес-процессы в вузе. Потребление административных инноваций на внутреннем уровне, в отличие от научно-исследовательских и образовательных, ограничивает внешних пользователей в подробном изучение данного вопроса.Однако чаще административное направление деятельности на практике не воспринимается руководством вуза, как нечто подверженное инновационным процессам, являющегося частью инновационной деятельностью в вузе.

Действительно, именно инновации научно-исследовательской сферы деятельности вуза и их коммерциализация - это то, что на данный момент ожидают от отечественных вузов на всех уровнях власти для усиления, оздоровления экономики страны. Однако результаты пока не соответствуют ожиданиям [4;7;15]. Возможно по причине того, что «предпринимательская» деятельность изначально противоречит соционаправленной миссии высшего учебного заведения. Чтобы получить желаемый результат, а не эффект отторжения, необходимо найти способ органичного сочетания соционаправленной миссии вуза и современных требований рынка, государства, общества. Именно ввиду сложности вуза, как социально-экономического объекта, задачей системы управления инновационной деятельностью вуза является формирование условий для сбалансированного и эффективного развития инновационной деятельности путем создания инновационной инфраструктуры, формирования инновационной экосистемы, которая будет учитывать все особенности основных направлений деятельности вуза (научно-исследовательской, образовательной, административной) и позволит наладить баланс в их взаимодействии для повышения общей результативности инновационной деятельности в вузе. Инновационную экосистему мы рассматриваем как все элементы и связи, необходимые для развития инновационной деятельности в вузе и успеха коммерциализации инновационных продуктов вуза по основным направлениям деятельности [4].

В данной работе мы ставим перед собой целью показать возможности организации инновационной экосистемы вуза, способствующей сбалансированному и эффективному развитию инновационной деятельности вуза по всем основным направлениям.

Положение инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в основной организационной структуре в вузах РФ

При создании эффективной системы управления инновационной деятельностью вуза важным этапом является организация инновационной инфраструктуры: определение ее состава, характера взаимодействия с основной организационной структурой управления вузом. Ввиду молодости отечественной инновационной инфраструктуры, вполне естественным является обращение отечественных исследователей данной проблемы, а так же руководителей вузов к зарубежной практике по созданию, организации и управлению инфраструктурой поддержки инновационной деятельности вуза.

Так, в поисках ответа на наиболее актуальный вопрос управления инновационной инфраструктурой - вопрос наибольшей эффективности функционирования объектов инфраструктуры, зарубежные исследователи пришли к выводу о том, что «домашние» бизнес инкубаторы более эффективны для развития связей между вузом и бизнес-сектором, чем, например, более затратные по всем показателям технопарки [17-22]. Тем не менее, не всегда можно взять готовое решение, выведенное в иной среде, с другими условиями, и «пересадить» в свою неподготовленную почву.

В организации инновационной инфраструктуры в отечественных и зарубежных вузах просматриваются два основных варианта (рис. 2)

Рисунок 2 Место инновационной инфраструктуры в организационной структуре вуза (составлено автором по [2-4])

Рассматриваемые в данном исследовании отечественные вузы достаточно прогрессивны по своей природе и характеризуются стремлением к саморазвитию и высокими показателями во всех сферах своей деятельности [4]. Инновационная инфраструктура последних характеризуется либо как software, либо как hardware, что зависит в большей степени от иных характеристик вузов: размеров, возраста, профессиональной ориентации. При этом инновационная инфраструктура развивающихся вузов естественным образом стремится к развитию до уровня brainwear [1;2].

Ввиду того, что статья является продолжением исследования начатого в [4], где был проведен анализ инновационных отечественных вузов согласно рейтингу «Национальный рейтинг классических и исследовательских университетов 2013/2014 - Критерий "Инновации и Предпринимательство"» на предмет наличия тех или иных объектов поддержки инновационной деятельности в вузе,нецелесообразно дублировать материалы опубликованные раннее. Однако в данном исследовании мы будем использовать прежний перечень вузов.По результатам анализа условий развития инновационной деятельности в отечественных вузах, в частности наличия объектов инновационной инфраструктуры, нами ужебыли выявлены следующие проблемы:

1. Дисбаланс структуры объектов инновационной инфраструктуры, практическое отсутствие объектов «мягкой инфраструктуры», не находят должного развития объекты инфраструктуры, отвечающие за маркетинг инноваций;

2. Слабое «софт» наполнение (недостаточность компетенций у участников инновационного процесса);

3. Разрыв связи между основными направлениями деятельности вуза, за счет выделения одних и забвения иных, что не позволяет усилить развитие инновационной деятельности [4].

Рассматривая инновационный процесс в образовательной и административной деятельности, число пробелов возрастает. Контент анализ систем управления и поддержки инновационной деятельности российских вузов не позволил определить, какие подразделения вуза, объекты инновационной инфраструктуры отвечают за такие функции как: управление идеями, маркетинг инноваций, сбыт, разнонаправленное взаимодействие с бизнес-сообществом (табл.3).

Таблица 3 - Положение объектов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в инновационном процессе в вузах РФ

Направление ИД
Этапы инновационного процесса
0. Создание внутренних условий
1.Рождение идеи
2.Управление идеями, отбор, экспертиза
3. Маркетинг (местоположение стадии может изменяться)
4. Производственно – техническая часть, наладка (возможно самая длительная)
5. Внедрение инновации, использование, распространение
6. Оценка эффективности
Научное
Стратегический уровень управления: формирование инновационной политики вуза, включение в последнюю положений о развитии ИД по нескольким базовым направлениям
Ученый-изобретатель, студент, аспирант, преподаватель, НИК
Центр по трансферу технологий
Конкурсная комиссия по научно-инновационным проектам
*Нет информации, подтверждающей ответственность какого-либо отдела за этот этап
Объекты научно-производственной инфраструктуры
Объекты инфраструктуры поддержки и сопровождения
*Нет информации, подтверждающей ответственность какого-либо отдела за этот этап
Образовательное
*Нет информации, подтверждающей ответственность какого-либо отдела за этот этап
Центр маркетинговых исследований
*Нет информации, подтверждающей ответственность какого-либо отдела за этот этап
Учебно-методическое управление
Центр мониторинга и менеджмента качества
Административное
Решение сверху на основе мониторинга основных процессов, протекающих в вузе
Департамент по стратегическому развитию
-
Отдел информационных технологий (IT), возможно совместно с внешними исполнителями
Сопровождение отдела IT, возможно совместно с внешними исполнителями
*Нет информации, подтверждающей ответственность какого-либо отдела за этот этап
Составлено авторомпо [3;5;6;8-14]

Очевидно, что сложно выявить ответственных за функции, связанные с маркетингом, сбытом инновационных продуктов, можно лишь предположить, что часть этих функций возложена на отдел по трансферу технологий. Вполне вероятно, что отдел, занимающийся вопросами маркетинга, существует в основной организационной структуре вуза, однако, в таком случае остается неясным, принимает ли данный отдел участие в инновационном процессе и каким образом происходит взаимодействие с объектами инновационной инфраструктуры. Ситуация аналогична по отношению к процессам взаимодействия с представителями бизнес-среды. Непрозрачность инновационных процессов, нечеткие границы ответственности объектов,обилие пробелов – все это порождает домыслы, которые не объективны и не могут лечь в основу системы оценки эффективности инновационных процессов, инновационной деятельности, эффективности управления инновационной деятельностью в вузе по направлениям.

Формирование инновационной экосистемы вуза: заполняя пробелы

Для решения проблемы разрыва инновационного процесса, мы предлагаем не столько создание каких-либо новых объектов инновационной инфраструктуры, сколько закрепления ответственности за выполнение конкретных функций, соответствующих определенным участкам инновационного процесса, за конкретными исполнителями - объектами инновационной инфраструктуры(существующими или вновь созданными - на усмотрение руководства вуза)внутренними нормативно-правовыми актами, заполняя существующие пробелы и формируя инновационную экосистему.

Ввиду широкого понимания инновационных процессов, протекающих в вузе на всех уровнях и по всем основным направлениям, большое значение имеет взаимодействие между объектами инновационной инфраструктуры и основной организационной структуры вуза. В связи с этим делаем акцент на объектах, способных связать основную и инновационную деятельность в вузе и обеспечить непрерывность инновационных процессов, объектах-переходниках.

На стратегическом уровне управления (на уровне департамента)разрабатывается инновационная политика вуза, в этих целях может быть создана временная проектная группа, состоящая из компетентных специалистов. Далее согласовывается и закрепляется соответствующими локальными нормативно-правовыми актами, в которой определяются базовые понятия, направления инновационной деятельности в вузе, цели, задачи, приоритетные направления научно-исследовательской, образовательной инновационной деятельности, в соответствии с национальными интересами, а так же в соответствии с основными тенденциями развития рынка инноваций.Что определяет необходимость поиска внебюджетных источников финансирования, их диверсификации за счет привлечения средств из бизнес-сектора, развития эндаумент финансирования, а так же использования внутренних источников. Это позволит реализовывать собственные инновационные проекты. Плотное двустороннее взаимодействие с представителями власти разных уровней, сообществ предпринимателей (промышленности) региона, институтов развития, а так же вовлечение их в процессы формирования инновационной политики, приоритетных направлений исследований, процесс отбора проектов, открытый доступ к отчетам о проделанной работе сделают инновационную деятельность вуза более открытой и обеспечат удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон и участников инновационного процесса.

В отечественной и зарубежной практике главенствующимобъектом сопровождения и поддержки инновационного процесса в вузе является «Центр по трансферу технологий» (название может отличаться).Мы убедились, что в мировой практике организации системы поддержки инновационной деятельности в вузе нередко «Центр по трансферу технологий» является тем объектом, который берет на себя большинство функций, связанных с поддержкой и сопровождением инновационного продукта: маркетинг инноваций, выяснение нужд промышленности, планирование продвижения продукта, юридическую помощь и сопровождение, управление инновационным портфелем вуза, организацию и проведение курсов повышения квалификации среди НПП и т.д.В этом случае, подобный объект должен иметь доступ к достаточному объему ресурсов для выполнения широкого спектра функций.

В целом соглашаясь с подобным подходом и не умаляя значимости данного объекта инновационной инфраструктуры, заметим, что, например, вопрос маркетинга продуктов вуза возникает не только в инновационно-исследовательском направлении деятельности вуза (вуз работает на нескольких категориях рынков: образовательных услуг (в том числе и дистанционных), труда (в том числе инновационных кадров), инновационных продуктов научно-исследовательской деятельности, рынка малых инновационных предприятий и стар-апов) [16].Отсюда нами предлагается, не столько создание нового объекта (в рассматриваемой нами категории вузов такой отдел/департамент должен быть), сколько расширение функциональных обязанностей, в связи с расширением области деятельности (ответственности) «Центрамаркетинговых исследований»(название может быть иным), с целью охвата последним области маркетинга инноваций. В этой же связи вводим предложение о создании специализированного подразделения, занимающегося внешними связями с представителями бизнес - сообщества, институтами развития в целях продвижения инновационных продуктов, а так же в иных направлениях взаимодействия вуза и представителей коммерческого сектора: образовательные услуги для корпоративного сектора, совместные исследования, вовлечение представителей бизнеса в образовательный процесс, наставничество, организация студенческих практик и т.д. (табл. 4).

Таблица4-Направления деятельности «Центра маркетинговых исследований» и «Отдела по взаимодействию с бизнес-сообществом»в рамках инновационного процесса

Центр маркетинговых исследований
Отдел по взаимодействию с бизнес-сообществом
· анализ рынков образовательных услуг, в том числе дистанционных; рынка труда – инновационных кадров; рынков инноваций и услуг инновационных компаний.
· проведение исследований, подготовка отчетов, заключений, аналитических записок, прочей отчетности согласно запросам «центра по трансферу технологий», органов стратегического управления инновационной деятельностью;
· разработка схем продвижения, поиск каналов сбыта инновационной продукции, услуг;
· формирование соответствующих баз данных (БД) для дальнейшего использования заинтересованных сторон.
· привлечение представителей бизнес-сектора к совместным исследованиям;
· подбор имеющихся результатов НИД по интересующим областям;
· поиск направлений и учет интересовпредставителей бизнес-сектора при дальнейшем формировании предложения инновационных продуктов вуза, в том числе образовательных (технологическое брокерство);
· поиск новых партнеров, создание альянсов, заключение договоров;
· содействие в подготовке технико-технологического обоснования проектов;
· привлечение корпоративного сектора к двустороннему взаимодействию в области высшего образования;
· формирование соответствующих баз данных (БД) для дальнейшего использования заинтересованных сторон.
Составлено автором

Структурно не являясь всецело объектами инновационной инфраструктуры, данные объекты не только помогут заполнить существующие пробелы в инновационном процессе, через выполняемые ими функции, но и послужат связующим звеном между инновационной инфраструктурой и основной организационной структурой вуза.

Для мониторинга инновационной деятельности и поддержки процесса принятия решений в рамках инновационного процесса требуется непрерывная, оперативная информационная поддержка (рис.3).

Надпись: Центр мониторинга

ИД – исходные данные

ИБД – информация базы данных

Рисунок 3- Направления информационных потоков в СУБД инновационной инфраструктуры вуза (составлено автором)

Здесь, среди прочих направлений деятельности информационного блока инновационной инфраструктуры, выделим формирование системы управления баз данных (СУБД) при технической поддержке «Департамента информационных технологий» (IT департамент), в которых будет накапливаться, обрабатываться и структурироваться информация, необходимая для управления инновационной деятельностью и инновационными процессами вуза на всех уровнях.Предполагается, что в создаваемую СУБД будет скапливаться информация, используемая не только на оперативном, но и на стратегическом уровне управления. Каждый отдельный реестр баз данных имеет функции отбора и сортировки информации, а так же связан с другими реестрами через общие показатели и ключевые слова.

Для решения проблемы нехватки необходимого «софт» наполнения в системе поддержки инновационной деятельности, а так же развития инновационно-образовательного направления деятельности вуза, предлагается создание объектаинновационной поддержки инновационной деятельности в области образования «Инновационно-образовательный центр»(название может быть иным). Структурно данный объект нельзя всецело отнести к инновационной инфраструктуре, скорее он занимает пограничное положение между объектами поддержки инновационной деятельности и основной организационной структурой вуза (рис.5).

Надпись: Департамент по учебной, воспитательной деятельности, инновациям в образовании Надпись: Отдел подготовки научно-педагогических кадров

Рисунок5- Инновационно-образовательный центр в инновационной структуре вуза (составлено автором)

Основные направления деятельности инновационно-образовательного центра:

1. Консультация, помощь в разработке и внедрении новых образовательных программ с применением информационных технологий, в том числе МООК.

2. Реализация и продвижение принципов непрерывного образования: предоставление образовательных услуг дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, дистанционных образовательных услуг, активная работа и ориентация на корпоративный сектор (разработка предложения образовательных услуг совместно с маркетинговым центром, центром по работе с бизнес-сектором). Предоставление образовательных программ, имеющих международную аккредитацию, бизнес-образование (напримерMBA), по новым востребованным направлениям, в том числе в сфере управления инновациями. Организация и проведение сопряженных с этим направлением мероприятий.Организация и вовлечение представителей бизнес-среды в образовательный процесс вуза, совместное составление учебных программ, наставничество, организация практик.

3. Обучение, подготовка и переподготовка специалистов, работающих непосредственно в сфере поддержки и управления инновационной деятельностью: инновационных менеджеров, консультантов, специалистов сферы защиты интеллектуальной собственности, прочих специалистов, работающих в сфере поддержки и продвижения инноваций. В том числе организация выступлений приглашенных специалистов, обмен опытом, кейс-стади и т.д. Иными словами подготовка тех специалистов, кто заполнит «скелет» инновационной инфраструктуры своими компетенциями и обеспечит непрерывность и эффективность инновационного процесса. Кроме того, в рамках данного направления предполагается проведение следующих мероприятий: разработка, организация и проведение специализированных курсов повышения финансовой грамотности, предпринимательского мастерства среди НПР, изобретателей, студентов, аспирантов, всех заинтересованных лиц.

Необходимым объектом управления инновационным вузом является такой объект, как «Центр анализа и оптимизации административных процессов» (название может быть иным). Подобный отдел административной инновационной деятельности присутствует в структуре ГУ ВШЭ. Данный объект инфраструктуры вуза призван решать вопросы администрирования всех процессов происходящих в вузе, в том числе и инновационных. Систематический сбор и анализ информации,описывающей бизнес процессы,протекающие в вузе, позволит своевременно выявлять проблемы в данной сфере, а взаимодействие с департаментом информационных технологий позволит находить и реализовывать эффективные пути их решения. Программа реинжиниринга инновационных процессов вуза должна быть подготовлена именно этим отделом, исходя из особенностей и приоритетов развития конкретного вуза.

Рассмотрев объекты, являющееся пограничными между инновационной инфраструктурой и основной организационной структурой вуза, перенесем свое внимание на центральный объект поддержки и сопровождения инновационной деятельности – Центр по трансферу технологий. Центр по трансферу технологий – это в первую очередь команда проектных, инновационных менеджеров, обладающих соответствующими компетенциями для отбора, создания и сопровождения инновационных проектов по этапам инновационного процесса (трансфер технологий): от экспертизы предоставленных изобретений и консультационных услуг до коммерциализации изобретений).

Основные направления деятельности центра по трансферу технологий: управление идеями, анализ информации по поводу имеющихся разработок, выявление перспективных направлений, разработка предложений по направлениям исследований; консультации изобретателей, предпринимателей, ученых-исследователей по поводу имеющихся идей, проектов, разработок на предмет перспективности коммерциализации, экспертиза предлагаемых результатов НИД на предмет наличия правоохранного результата; правовая защита, юридическая помощь в вопросах правовой защиты;поиск оптимальных способов коммерциализации, поиск источников финансирования на разной стадии инновационного процесса, взаимодействие с институтами венчурного инвестирования и развития, бизнес-сектором (посредством «Центра по взаимодействию с бизнес-сообществом»); не исключена и помощь в подготовке документации для участия в конкурсах, грантах и т.д.; управление инновационным портфелем вуза; разработка буклетов, раздаточных материалов, презентаций, обучающих программ, курсов (совместно с инновационно-образовательным центром) предпринимательского мастерства, защиты интеллектуальной собственности, разработки бизнес-планов и программ инновационных проектов.

Управление инновационной деятельностью на данном уровне предполагает реализацию основных функций менеджмента:

· планирование (в соответствии сприоритетными направлениями исследований вуза, сформированного с учетом ориентиров на национальном уровне, а так же на уровне рынка),

· организация, координация (взаимодействие с остальными объектами инновационной инфраструктуры, роль промежуточного звена между высшим и низшим уровнями управления инновационной деятельностью, привлечение доступных ресурсов, координация проекта по этапам инновационного процесса, принятие решения о порядке и длительности этапов),

· мотивация (применение инструментов и методов мотивации участников инновационного процесса,развитиеинновационной культуры);

· анализ и контроль (ежегодные отчеты о проделанной работе, содержащей информацию о количестве изобретений, представленных изобретателями в офис трансфера технологий для экспертизы, количество изобретателей, получивших консультационные или иные услуги, количество поданных патентных заявок/ полученных патентов, новых лицензий, малых инновационных компаний, величина дохода от разных видов коммерциализации и пр.)

Принятие описанных выше описанных мер позволит заполнить пробелы в процессе создания инновационных продуктов в вузе по основным направлениям деятельности (табл.5)

Таблица5 - Место объектов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в инновационной процессе после реализации процедуры реинжиниринга инновационных процессов


Направление ИД
Этапы инновационного процесса
0. Создание внутренних условий
1.Рождение идеи
2.Управление идеями, отбор, экспертиза
3. Маркетинг (местоположение стадии может изменяться)
4. Производственно – техническая часть, наладка (возможно самая длительная)
5. Внедрение инновации, использование, распространение
6. Оценка эффективности
Научное

Стратегический уровень управления: формирование инновационной политики вуза, включение в последнюю положений о развитии ИД по нескольким базовым направлениям
· Ученый-изобретатель, студент, аспирант, преподаватель, НИК.
·
· Информация отдел по взаимодействию с бизнес-сообществом;
·
· Информация центра маркетинговых исследований
Центр по трансферу технологий; Отдел по взаимодействию с бизнес-сообществом
Конкурсная комиссия по научно-инновационным проектам
Центр маркетинговых исследований
Объекты научно-производственной инфраструктуры
Объекты инфраструктуры поддержки и сопровождения
Центр мониторинга
Образовательное
Инновационно-образовательный центр; Отдел по взаимодействию с бизнес-сообществом
Конкурсная комиссия по отбору образовательных инновационных проектов
Центр маркетинговых исследований
Привлечение специалистов отдела информационных технологий
Учебно-методическое управление, при поддержке специалистов отдела IT технологий
Центр мониторинга
Административное
Центр анализа и оптимизации административных процессов/ Центр информационных технологий
Решение сверху на основе мониторинга основных процессов протекающих в вузе
Департамент по стратегическому развитию
-
Отдел информационных технологий (IT), возможно совместно с внешними исполнителями
Сопровождение отдела IT, возможно совместно с внешними исполнителями
Центр мониторинга
Составлено автором

Выводы

Таким образом, реинжиниринг инновационных процессов в вузе путем внедрения описанных объектов инновационной инфраструктуры, перераспределения функций, соответствующих этапам инновационной деятельности между существующими и вновь созданными объектами инновационной инфраструктуры и основной организационной структуры вуза, в совокупности с формированием и принятием соответствующих нормативно-правовых актов образует инновационную экосистему вуза и решит существующие проблемы в системе управления инновационной деятельностью вуза:

1. Обеспечить непрерывность выполнения всех этапов инновационного процесса и тем самым наладить процесс коммерциализации инноваций;

2. Обеспечить софт наполняемость инновационной инфраструктуры;

3. Развить инновационную деятельность вуза по нескольким направлениям его основной деятельности, повысив его общую эффективность и конкурентоспособность.


Источники:

1. Абанкина И.В., Белоусова В.Ю., Гохберг Л.М., Зиньковский К.В., Кисельгоф С.Г., Швыдун С.В. Типология и анализ научно-образовательной результативности российских вузов // Форсайт. – 2013. – № 3. – С. 48-63.
Волков А.Т. Инновационная инфраструктура вуза. / Учебно-методическое пособие / и др. Подобщ.ред. Д.С. Медовникова. Вступительная статья Е.А. Савелёнка. - М.: МАКС Пресс, 2011. – 236 с.
3. Ефремова П.В. Анализ опыта развития инновационной деятельности в зарубежных университетах // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 4-1(57-1). – С. 649-653.
4. Ефремова П.В., Романова И.М. Особенности организации инновационной деятельности в вузах России // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2016. – № 3. – С. 61-75.
Казанский (Приволжский) федеральный университет. [Электронный ресурс]. URL: http://kpfu.ru.
Казанский национальный исследовательский технический университет: Отдел электронные технологии в образовании. [Электронный ресурс]. URL: http://eto.kai.ru/resources/edr/mooc.
Митрофанов С.А. О мониторинге и анализе реализации программ развития инновационной инфраструктуры вузов. Google.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Frii-vuz.extech.ru%2Fpresent%2Freport_bahtur.rtf&ei=7XlxVPn4PMv_ywPpxoHwD.
Мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/2016.
Московский национальный исследовательский физико-технический институт (государственный университет). [Электронный ресурс]. URL: https://mipt.ru.
Наука в СПБГПУ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.spbstu.ru/science/scientific_directions.
Национальный исследовательский Томский государственный университет. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsu.ru/.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет. [Электронный ресурс]. URL: http://tpu.ru.
Национальный исследовательский университет «Московский Энергетический Институт (Технический Университет). [Электронный ресурс]. URL: http://www.mpei.ru.
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». [Электронный ресурс]. URL: https://mephi.ru.
Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем. [Электронный ресурс]. URL: http://oldmiiris.extech.ru.
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsu.ru.
Осипов Г.В., Стриханов М.Н., Шереги Ф.Э. Взаимодействие науки и производства: социологический анализ. - М.: ЦСП и М, 2014. – 364 с.
РВК Анализ инновационной экосистемы вузов и научных центров. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/Innovation_ecosystem_analytical_report.pdf.
19. Ульянова Н. Объекты и субъекты // Бизнес журнал. – 2013. – № 8. – С. 76-81.
20. Geuna A., Muscio A. The Governance of University Knowledge Transfer: A Critical Review of the Literature // Minerva. – 2009. – № 3. – С. 93-114.
21. Minguillo D., Thelwall M. Which are the best innovation support infrastructures for universities? Evidence from R&D output and commercial activities // Scientometrics. – 2015. – С. 1057-1081.
22. Roig-Tierno N., Alcazar J., Ribeiro-Navarrete S. Use of infrastructures to support innovative entrepreneurship and business growth // Journal of Business Research. – 2015. – С. 2290-2294.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:28:15