Совершенствование системы управления инновационной деятельностью в вузе путем формирования инновационной инфраструктуры
Ефремова П.В.1
1 Дальневосточный федеральный университет
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 9
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 2 (Апрель-Июнь 2018)
Цитировать:
Ефремова П.В. Совершенствование системы управления инновационной деятельностью в вузе путем формирования инновационной инфраструктуры // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 2. – С. 311-326. – doi: 10.18334/vinec.8.2.39002.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=35288497
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Инновационная деятельность в вузе охватывает все его основные направления деятельности: научно-исследовательское, образовательное, административное. Однако наиболее пристальное внимание уделяется научно-инновационной сфере деятельности вуза, в то время как перспективы развития и результаты инновационной деятельности по прочим направлениям не менее важны для повышения эффективности его функционирования. В той связи незамеченными остаются разрывы в цепи инновационного процесса в вузе и как следствие низкие результаты инновационной деятельности вуза. В предлагаются направления формирования инновационной инфраструктуры вуза, способствующей сбалансированному и эффективному развитию инновационной деятельности вуза по всем основным направлениям.
Ключевые слова: управленческие инновации, инновационная деятельность в вузе, образовательные инновации, научно-инновационная деятельность
JEL-классификация: O31, I23, O33, O32
Введение
Инновационная деятельность в вузах уже не столько новая общемировая тенденция, сколько естественный процесс. Проникая и накладываясь на базовые направления деятельности вуза: научно-исследовательское, образовательное, административное, инновационная деятельность превозносит их на качественно новый уровень [4;16]. Причины поддержки и развития инновационной деятельности вузом могут быть как внутренние, так и внешние: желание принимать участие и сыграть свою роль в модели «тройной спирали», необходимость повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг на национальном, международном уровне, необходимость диверсификации источников финансирования, соответствия требованиям современного общества, времени, желание не отставать.Развитие инновационной экосистемы – одно из основных условий формирования конкурентного предложения со стороны вуза, который представляет свой продукт сразу на нескольких рынках.
Структура управления инновационной деятельностью в вузах РФ
Схематично структуру управления инновационной деятельностью вуза, содержащую разные иерархические уровни и отражающую положение объектов инновационной инфраструктуры в системе управления инновационной деятельностью вуза относительно основной организационной структуры, представим следующим образом (рис.1)
Рисунок 1Структура управления инновационной деятельностью в вузах РФ (составлено автором)
Инновационная деятельность в вузе охватывает образовательную, научную, административную и прочие базовые виды деятельности вуза. С этой позиции многогранности инновационной деятельности в вузе был проведен мониторинг интернет ресурсов отечественных вузов на предмет широты распространения инновационной деятельности. Проанализировав структуру управления инновационной деятельностью в вузах РФ на разных иерархических уровнях и по основным направлениям (научно-исследовательскому, образовательному, административному), нами было отмечено отсутствие четкого указания на то, какое подразделение занимается инновациями в образовательном и в особенностив административном направлениях деятельности вуза [4].Относительно административной инновационной деятельности это объясняется спецификой восприятия данного направления, поддерживающего научно-технические инновации и являющегося необходимым условием трансфера технологий, реже как сила, преобразующая основные бизнес-процессы в вузе. Потребление административных инноваций на внутреннем уровне, в отличие от научно-исследовательских и образовательных, ограничивает внешних пользователей в подробном изучение данного вопроса.Однако чаще административное направление деятельности на практике не воспринимается руководством вуза, как нечто подверженное инновационным процессам, являющегося частью инновационной деятельностью в вузе.
Действительно, именно инновации научно-исследовательской сферы деятельности вуза и их коммерциализация - это то, что на данный момент ожидают от отечественных вузов на всех уровнях власти для усиления, оздоровления экономики страны. Однако результаты пока не соответствуют ожиданиям [4;7;15]. Возможно по причине того, что «предпринимательская» деятельность изначально противоречит соционаправленной миссии высшего учебного заведения. Чтобы получить желаемый результат, а не эффект отторжения, необходимо найти способ органичного сочетания соционаправленной миссии вуза и современных требований рынка, государства, общества. Именно ввиду сложности вуза, как социально-экономического объекта, задачей системы управления инновационной деятельностью вуза является формирование условий для сбалансированного и эффективного развития инновационной деятельности путем создания инновационной инфраструктуры, формирования инновационной экосистемы, которая будет учитывать все особенности основных направлений деятельности вуза (научно-исследовательской, образовательной, административной) и позволит наладить баланс в их взаимодействии для повышения общей результативности инновационной деятельности в вузе. Инновационную экосистему мы рассматриваем как все элементы и связи, необходимые для развития инновационной деятельности в вузе и успеха коммерциализации инновационных продуктов вуза по основным направлениям деятельности [4].
В данной работе мы ставим перед собой целью показать возможности организации инновационной экосистемы вуза, способствующей сбалансированному и эффективному развитию инновационной деятельности вуза по всем основным направлениям.
Положение инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в основной организационной структуре в вузах РФ
При создании эффективной системы управления инновационной деятельностью вуза важным этапом является организация инновационной инфраструктуры: определение ее состава, характера взаимодействия с основной организационной структурой управления вузом. Ввиду молодости отечественной инновационной инфраструктуры, вполне естественным является обращение отечественных исследователей данной проблемы, а так же руководителей вузов к зарубежной практике по созданию, организации и управлению инфраструктурой поддержки инновационной деятельности вуза.
Так, в поисках ответа на наиболее актуальный вопрос управления инновационной инфраструктурой - вопрос наибольшей эффективности функционирования объектов инфраструктуры, зарубежные исследователи пришли к выводу о том, что «домашние» бизнес инкубаторы более эффективны для развития связей между вузом и бизнес-сектором, чем, например, более затратные по всем показателям технопарки [17-22]. Тем не менее, не всегда можно взять готовое решение, выведенное в иной среде, с другими условиями, и «пересадить» в свою неподготовленную почву.
В организации инновационной инфраструктуры в отечественных и зарубежных вузах просматриваются два основных варианта (рис. 2)
Рисунок 2 Место инновационной инфраструктуры в организационной структуре вуза (составлено автором по [2-4])
Рассматриваемые в данном исследовании отечественные вузы достаточно прогрессивны по своей природе и характеризуются стремлением к саморазвитию и высокими показателями во всех сферах своей деятельности [4]. Инновационная инфраструктура последних характеризуется либо как software, либо как hardware, что зависит в большей степени от иных характеристик вузов: размеров, возраста, профессиональной ориентации. При этом инновационная инфраструктура развивающихся вузов естественным образом стремится к развитию до уровня brainwear [1;2].
Ввиду того, что статья является продолжением исследования начатого в [4], где был проведен анализ инновационных отечественных вузов согласно рейтингу «Национальный рейтинг классических и исследовательских университетов 2013/2014 - Критерий "Инновации и Предпринимательство"» на предмет наличия тех или иных объектов поддержки инновационной деятельности в вузе,нецелесообразно дублировать материалы опубликованные раннее. Однако в данном исследовании мы будем использовать прежний перечень вузов.По результатам анализа условий развития инновационной деятельности в отечественных вузах, в частности наличия объектов инновационной инфраструктуры, нами ужебыли выявлены следующие проблемы:
1. Дисбаланс структуры объектов инновационной инфраструктуры, практическое отсутствие объектов «мягкой инфраструктуры», не находят должного развития объекты инфраструктуры, отвечающие за маркетинг инноваций;
2. Слабое «софт» наполнение (недостаточность компетенций у участников инновационного процесса);
3. Разрыв связи между основными направлениями деятельности вуза, за счет выделения одних и забвения иных, что не позволяет усилить развитие инновационной деятельности [4].
Рассматривая инновационный процесс в образовательной и административной деятельности, число пробелов возрастает. Контент анализ систем управления и поддержки инновационной деятельности российских вузов не позволил определить, какие подразделения вуза, объекты инновационной инфраструктуры отвечают за такие функции как: управление идеями, маркетинг инноваций, сбыт, разнонаправленное взаимодействие с бизнес-сообществом (табл.3).
Таблица 3 - Положение объектов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в инновационном процессе в вузах РФ
Направление ИД
|
Этапы инновационного процесса
| ||||||
0. Создание внутренних
условий
|
1.Рождение идеи
|
2.Управление идеями, отбор,
экспертиза
|
3. Маркетинг
(местоположение стадии может изменяться)
|
4. Производственно –
техническая часть, наладка (возможно самая длительная)
|
5. Внедрение инновации,
использование, распространение
|
6. Оценка эффективности
| |
Научное
|
Стратегический уровень управления: формирование
инновационной политики вуза, включение в последнюю положений о развитии ИД по
нескольким базовым направлениям
|
Ученый-изобретатель, студент, аспирант, преподаватель,
НИК
|
Центр по трансферу технологий
| ||||
Конкурсная
комиссия по научно-инновационным проектам
|
*Нет информации, подтверждающей ответственность
какого-либо отдела за этот этап
|
Объекты
научно-производственной инфраструктуры
|
Объекты
инфраструктуры поддержки и сопровождения
|
*Нет информации, подтверждающей ответственность
какого-либо отдела за этот этап
| |||
Образовательное
|
*Нет информации, подтверждающей ответственность
какого-либо отдела за этот этап
|
Центр
маркетинговых исследований
|
*Нет информации, подтверждающей ответственность
какого-либо отдела за этот этап
|
Учебно-методическое
управление
|
Центр мониторинга и менеджмента качества
| ||
Административное
|
Решение сверху на основе мониторинга основных
процессов, протекающих в вузе
|
Департамент
по стратегическому развитию
|
-
|
Отдел
информационных технологий (IT), возможно совместно с внешними исполнителями
|
Сопровождение
отдела IT, возможно совместно с внешними исполнителями
|
*Нет информации, подтверждающей ответственность
какого-либо отдела за этот этап
|
Очевидно, что сложно выявить ответственных за функции, связанные с маркетингом, сбытом инновационных продуктов, можно лишь предположить, что часть этих функций возложена на отдел по трансферу технологий. Вполне вероятно, что отдел, занимающийся вопросами маркетинга, существует в основной организационной структуре вуза, однако, в таком случае остается неясным, принимает ли данный отдел участие в инновационном процессе и каким образом происходит взаимодействие с объектами инновационной инфраструктуры. Ситуация аналогична по отношению к процессам взаимодействия с представителями бизнес-среды. Непрозрачность инновационных процессов, нечеткие границы ответственности объектов,обилие пробелов – все это порождает домыслы, которые не объективны и не могут лечь в основу системы оценки эффективности инновационных процессов, инновационной деятельности, эффективности управления инновационной деятельностью в вузе по направлениям.
Формирование инновационной экосистемы вуза: заполняя пробелы
Для решения проблемы разрыва инновационного процесса, мы предлагаем не столько создание каких-либо новых объектов инновационной инфраструктуры, сколько закрепления ответственности за выполнение конкретных функций, соответствующих определенным участкам инновационного процесса, за конкретными исполнителями - объектами инновационной инфраструктуры(существующими или вновь созданными - на усмотрение руководства вуза)внутренними нормативно-правовыми актами, заполняя существующие пробелы и формируя инновационную экосистему.
Ввиду широкого понимания инновационных процессов, протекающих в вузе на всех уровнях и по всем основным направлениям, большое значение имеет взаимодействие между объектами инновационной инфраструктуры и основной организационной структуры вуза. В связи с этим делаем акцент на объектах, способных связать основную и инновационную деятельность в вузе и обеспечить непрерывность инновационных процессов, объектах-переходниках.
На стратегическом уровне управления (на уровне департамента)разрабатывается инновационная политика вуза, в этих целях может быть создана временная проектная группа, состоящая из компетентных специалистов. Далее согласовывается и закрепляется соответствующими локальными нормативно-правовыми актами, в которой определяются базовые понятия, направления инновационной деятельности в вузе, цели, задачи, приоритетные направления научно-исследовательской, образовательной инновационной деятельности, в соответствии с национальными интересами, а так же в соответствии с основными тенденциями развития рынка инноваций.Что определяет необходимость поиска внебюджетных источников финансирования, их диверсификации за счет привлечения средств из бизнес-сектора, развития эндаумент финансирования, а так же использования внутренних источников. Это позволит реализовывать собственные инновационные проекты. Плотное двустороннее взаимодействие с представителями власти разных уровней, сообществ предпринимателей (промышленности) региона, институтов развития, а так же вовлечение их в процессы формирования инновационной политики, приоритетных направлений исследований, процесс отбора проектов, открытый доступ к отчетам о проделанной работе сделают инновационную деятельность вуза более открытой и обеспечат удовлетворение интересов всех заинтересованных сторон и участников инновационного процесса.
В отечественной и зарубежной практике главенствующимобъектом сопровождения и поддержки инновационного процесса в вузе является «Центр по трансферу технологий» (название может отличаться).Мы убедились, что в мировой практике организации системы поддержки инновационной деятельности в вузе нередко «Центр по трансферу технологий» является тем объектом, который берет на себя большинство функций, связанных с поддержкой и сопровождением инновационного продукта: маркетинг инноваций, выяснение нужд промышленности, планирование продвижения продукта, юридическую помощь и сопровождение, управление инновационным портфелем вуза, организацию и проведение курсов повышения квалификации среди НПП и т.д.В этом случае, подобный объект должен иметь доступ к достаточному объему ресурсов для выполнения широкого спектра функций.
В целом соглашаясь с подобным подходом и не умаляя значимости данного объекта инновационной инфраструктуры, заметим, что, например, вопрос маркетинга продуктов вуза возникает не только в инновационно-исследовательском направлении деятельности вуза (вуз работает на нескольких категориях рынков: образовательных услуг (в том числе и дистанционных), труда (в том числе инновационных кадров), инновационных продуктов научно-исследовательской деятельности, рынка малых инновационных предприятий и стар-апов) [16].Отсюда нами предлагается, не столько создание нового объекта (в рассматриваемой нами категории вузов такой отдел/департамент должен быть), сколько расширение функциональных обязанностей, в связи с расширением области деятельности (ответственности) «Центрамаркетинговых исследований»(название может быть иным), с целью охвата последним области маркетинга инноваций. В этой же связи вводим предложение о создании специализированного подразделения, занимающегося внешними связями с представителями бизнес - сообщества, институтами развития в целях продвижения инновационных продуктов, а так же в иных направлениях взаимодействия вуза и представителей коммерческого сектора: образовательные услуги для корпоративного сектора, совместные исследования, вовлечение представителей бизнеса в образовательный процесс, наставничество, организация студенческих практик и т.д. (табл. 4).
Таблица4-Направления деятельности «Центра маркетинговых исследований» и «Отдела по взаимодействию с бизнес-сообществом»в рамках инновационного процесса
Центр
маркетинговых исследований
|
Отдел
по взаимодействию с бизнес-сообществом
|
·
анализ рынков образовательных услуг,
в том числе дистанционных; рынка труда – инновационных кадров; рынков
инноваций и услуг инновационных компаний.
· проведение исследований, подготовка отчетов, заключений, аналитических записок, прочей отчетности согласно запросам «центра по трансферу технологий», органов стратегического управления инновационной деятельностью; · разработка схем продвижения, поиск каналов сбыта инновационной продукции, услуг; · формирование соответствующих баз данных (БД) для дальнейшего использования заинтересованных сторон. |
·
привлечение представителей
бизнес-сектора к совместным исследованиям;
· подбор имеющихся результатов НИД по интересующим областям; · поиск направлений и учет интересовпредставителей бизнес-сектора при дальнейшем формировании предложения инновационных продуктов вуза, в том числе образовательных (технологическое брокерство); · поиск новых партнеров, создание альянсов, заключение договоров; · содействие в подготовке технико-технологического обоснования проектов; · привлечение корпоративного сектора к двустороннему взаимодействию в области высшего образования; · формирование соответствующих баз данных (БД) для дальнейшего использования заинтересованных сторон. |
Структурно не являясь всецело объектами инновационной инфраструктуры, данные объекты не только помогут заполнить существующие пробелы в инновационном процессе, через выполняемые ими функции, но и послужат связующим звеном между инновационной инфраструктурой и основной организационной структурой вуза.
Для мониторинга инновационной деятельности и поддержки процесса принятия решений в рамках инновационного процесса требуется непрерывная, оперативная информационная поддержка (рис.3).
ИД – исходные данные
ИБД – информация базы данных
Рисунок 3- Направления информационных потоков в СУБД инновационной инфраструктуры вуза (составлено автором)
Здесь, среди прочих направлений деятельности информационного блока инновационной инфраструктуры, выделим формирование системы управления баз данных (СУБД) при технической поддержке «Департамента информационных технологий» (IT департамент), в которых будет накапливаться, обрабатываться и структурироваться информация, необходимая для управления инновационной деятельностью и инновационными процессами вуза на всех уровнях.Предполагается, что в создаваемую СУБД будет скапливаться информация, используемая не только на оперативном, но и на стратегическом уровне управления. Каждый отдельный реестр баз данных имеет функции отбора и сортировки информации, а так же связан с другими реестрами через общие показатели и ключевые слова.
Для решения проблемы нехватки необходимого «софт» наполнения в системе поддержки инновационной деятельности, а так же развития инновационно-образовательного направления деятельности вуза, предлагается создание объектаинновационной поддержки инновационной деятельности в области образования «Инновационно-образовательный центр»(название может быть иным). Структурно данный объект нельзя всецело отнести к инновационной инфраструктуре, скорее он занимает пограничное положение между объектами поддержки инновационной деятельности и основной организационной структурой вуза (рис.5).
Рисунок5- Инновационно-образовательный центр в инновационной структуре вуза (составлено автором)
Основные направления деятельности инновационно-образовательного центра:
1. Консультация, помощь в разработке и внедрении новых образовательных программ с применением информационных технологий, в том числе МООК.
2. Реализация и продвижение принципов непрерывного образования: предоставление образовательных услуг дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, дистанционных образовательных услуг, активная работа и ориентация на корпоративный сектор (разработка предложения образовательных услуг совместно с маркетинговым центром, центром по работе с бизнес-сектором). Предоставление образовательных программ, имеющих международную аккредитацию, бизнес-образование (напримерMBA), по новым востребованным направлениям, в том числе в сфере управления инновациями. Организация и проведение сопряженных с этим направлением мероприятий.Организация и вовлечение представителей бизнес-среды в образовательный процесс вуза, совместное составление учебных программ, наставничество, организация практик.
3. Обучение, подготовка и переподготовка специалистов, работающих непосредственно в сфере поддержки и управления инновационной деятельностью: инновационных менеджеров, консультантов, специалистов сферы защиты интеллектуальной собственности, прочих специалистов, работающих в сфере поддержки и продвижения инноваций. В том числе организация выступлений приглашенных специалистов, обмен опытом, кейс-стади и т.д. Иными словами подготовка тех специалистов, кто заполнит «скелет» инновационной инфраструктуры своими компетенциями и обеспечит непрерывность и эффективность инновационного процесса. Кроме того, в рамках данного направления предполагается проведение следующих мероприятий: разработка, организация и проведение специализированных курсов повышения финансовой грамотности, предпринимательского мастерства среди НПР, изобретателей, студентов, аспирантов, всех заинтересованных лиц.
Необходимым объектом управления инновационным вузом является такой объект, как «Центр анализа и оптимизации административных процессов» (название может быть иным). Подобный отдел административной инновационной деятельности присутствует в структуре ГУ ВШЭ. Данный объект инфраструктуры вуза призван решать вопросы администрирования всех процессов происходящих в вузе, в том числе и инновационных. Систематический сбор и анализ информации,описывающей бизнес процессы,протекающие в вузе, позволит своевременно выявлять проблемы в данной сфере, а взаимодействие с департаментом информационных технологий позволит находить и реализовывать эффективные пути их решения. Программа реинжиниринга инновационных процессов вуза должна быть подготовлена именно этим отделом, исходя из особенностей и приоритетов развития конкретного вуза.
Рассмотрев объекты, являющееся пограничными между инновационной инфраструктурой и основной организационной структурой вуза, перенесем свое внимание на центральный объект поддержки и сопровождения инновационной деятельности – Центр по трансферу технологий. Центр по трансферу технологий – это в первую очередь команда проектных, инновационных менеджеров, обладающих соответствующими компетенциями для отбора, создания и сопровождения инновационных проектов по этапам инновационного процесса (трансфер технологий): от экспертизы предоставленных изобретений и консультационных услуг до коммерциализации изобретений).
Основные направления деятельности центра по трансферу технологий: управление идеями, анализ информации по поводу имеющихся разработок, выявление перспективных направлений, разработка предложений по направлениям исследований; консультации изобретателей, предпринимателей, ученых-исследователей по поводу имеющихся идей, проектов, разработок на предмет перспективности коммерциализации, экспертиза предлагаемых результатов НИД на предмет наличия правоохранного результата; правовая защита, юридическая помощь в вопросах правовой защиты;поиск оптимальных способов коммерциализации, поиск источников финансирования на разной стадии инновационного процесса, взаимодействие с институтами венчурного инвестирования и развития, бизнес-сектором (посредством «Центра по взаимодействию с бизнес-сообществом»); не исключена и помощь в подготовке документации для участия в конкурсах, грантах и т.д.; управление инновационным портфелем вуза; разработка буклетов, раздаточных материалов, презентаций, обучающих программ, курсов (совместно с инновационно-образовательным центром) предпринимательского мастерства, защиты интеллектуальной собственности, разработки бизнес-планов и программ инновационных проектов.
Управление инновационной деятельностью на данном уровне предполагает реализацию основных функций менеджмента:
· планирование (в соответствии сприоритетными направлениями исследований вуза, сформированного с учетом ориентиров на национальном уровне, а так же на уровне рынка),
· организация, координация (взаимодействие с остальными объектами инновационной инфраструктуры, роль промежуточного звена между высшим и низшим уровнями управления инновационной деятельностью, привлечение доступных ресурсов, координация проекта по этапам инновационного процесса, принятие решения о порядке и длительности этапов),
· мотивация (применение инструментов и методов мотивации участников инновационного процесса,развитиеинновационной культуры);
· анализ и контроль (ежегодные отчеты о проделанной работе, содержащей информацию о количестве изобретений, представленных изобретателями в офис трансфера технологий для экспертизы, количество изобретателей, получивших консультационные или иные услуги, количество поданных патентных заявок/ полученных патентов, новых лицензий, малых инновационных компаний, величина дохода от разных видов коммерциализации и пр.)
Принятие описанных выше описанных мер позволит заполнить пробелы в процессе создания инновационных продуктов в вузе по основным направлениям деятельности (табл.5)
Таблица5 - Место объектов инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в инновационной процессе после реализации процедуры реинжиниринга инновационных процессов
Направление ИД |
Этапы инновационного
процесса
| ||||||
0. Создание внутренних
условий
|
1.Рождение идеи
|
2.Управление идеями, отбор,
экспертиза
|
3. Маркетинг
(местоположение стадии может изменяться)
|
4. Производственно –
техническая часть, наладка (возможно самая длительная)
|
5. Внедрение инновации,
использование, распространение
|
6. Оценка эффективности
| |
Научное
|
Стратегический уровень управления: формирование инновационной политики вуза, включение в последнюю положений о развитии ИД по нескольким базовым направлениям |
·
Ученый-изобретатель, студент,
аспирант, преподаватель, НИК.
· · Информация отдел по взаимодействию с бизнес-сообществом; · · Информация центра маркетинговых исследований |
Центр
по трансферу технологий; Отдел по взаимодействию с бизнес-сообществом
| ||||
Конкурсная комиссия по научно-инновационным проектам
|
Центр маркетинговых исследований
|
Объекты научно-производственной инфраструктуры
|
Объекты инфраструктуры поддержки и сопровождения
|
Центр мониторинга
| |||
Образовательное
|
Инновационно-образовательный центр; Отдел по взаимодействию с
бизнес-сообществом
| ||||||
Конкурсная комиссия по отбору образовательных
инновационных проектов
|
Центр маркетинговых исследований
|
Привлечение специалистов отдела информационных
технологий
|
Учебно-методическое управление, при поддержке
специалистов отдела IT технологий
|
Центр мониторинга
| |||
Административное
|
Центр анализа и оптимизации
административных процессов/ Центр информационных технологий
| ||||||
Решение сверху на основе мониторинга основных
процессов протекающих в вузе
|
Департамент по стратегическому развитию
|
-
|
Отдел информационных технологий (IT),
возможно совместно с внешними исполнителями
|
Сопровождение отдела IT, возможно
совместно с внешними исполнителями
|
Центр мониторинга
|
Выводы
Таким образом, реинжиниринг инновационных процессов в вузе путем внедрения описанных объектов инновационной инфраструктуры, перераспределения функций, соответствующих этапам инновационной деятельности между существующими и вновь созданными объектами инновационной инфраструктуры и основной организационной структуры вуза, в совокупности с формированием и принятием соответствующих нормативно-правовых актов образует инновационную экосистему вуза и решит существующие проблемы в системе управления инновационной деятельностью вуза:
1. Обеспечить непрерывность выполнения всех этапов инновационного процесса и тем самым наладить процесс коммерциализации инноваций;
2. Обеспечить софт наполняемость инновационной инфраструктуры;
3. Развить инновационную деятельность вуза по нескольким направлениям его основной деятельности, повысив его общую эффективность и конкурентоспособность.
Источники:
Волков А.Т. Инновационная инфраструктура вуза. / Учебно-методическое пособие / и др. Подобщ.ред. Д.С. Медовникова. Вступительная статья Е.А. Савелёнка. - М.: МАКС Пресс, 2011. – 236 с.
3. Ефремова П.В. Анализ опыта развития инновационной деятельности в зарубежных университетах // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 4-1(57-1). – С. 649-653.
4. Ефремова П.В., Романова И.М. Особенности организации инновационной деятельности в вузах России // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2016. – № 3. – С. 61-75.
Казанский (Приволжский) федеральный университет. [Электронный ресурс]. URL: http://kpfu.ru.
Казанский национальный исследовательский технический университет: Отдел электронные технологии в образовании. [Электронный ресурс]. URL: http://eto.kai.ru/resources/edr/mooc.
Митрофанов С.А. О мониторинге и анализе реализации программ развития инновационной инфраструктуры вузов. Google.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Frii-vuz.extech.ru%2Fpresent%2Freport_bahtur.rtf&ei=7XlxVPn4PMv_ywPpxoHwD.
Мониторинг эффективности деятельности организаций высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/2016.
Московский национальный исследовательский физико-технический институт (государственный университет). [Электронный ресурс]. URL: https://mipt.ru.
Наука в СПБГПУ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.spbstu.ru/science/scientific_directions.
Национальный исследовательский Томский государственный университет. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tsu.ru/.
Национальный исследовательский Томский политехнический университет. [Электронный ресурс]. URL: http://tpu.ru.
Национальный исследовательский университет «Московский Энергетический Институт (Технический Университет). [Электронный ресурс]. URL: http://www.mpei.ru.
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». [Электронный ресурс]. URL: https://mephi.ru.
Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем. [Электронный ресурс]. URL: http://oldmiiris.extech.ru.
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsu.ru.
Осипов Г.В., Стриханов М.Н., Шереги Ф.Э. Взаимодействие науки и производства: социологический анализ. - М.: ЦСП и М, 2014. – 364 с.
РВК Анализ инновационной экосистемы вузов и научных центров. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusventure.ru/ru/programm/analytics/docs/Innovation_ecosystem_analytical_report.pdf.
19. Ульянова Н. Объекты и субъекты // Бизнес журнал. – 2013. – № 8. – С. 76-81.
20. Geuna A., Muscio A. The Governance of University Knowledge Transfer: A Critical Review of the Literature // Minerva. – 2009. – № 3. – С. 93-114.
21. Minguillo D., Thelwall M. Which are the best innovation support infrastructures for universities? Evidence from R&D output and commercial activities // Scientometrics. – 2015. – С. 1057-1081.
22. Roig-Tierno N., Alcazar J., Ribeiro-Navarrete S. Use of infrastructures to support innovative entrepreneurship and business growth // Journal of Business Research. – 2015. – С. 2290-2294.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:28:15