Эмпирическое исследование грантовой поддержки научных исследований в российских университетах

Лавриненко Я.Б.1, Тинякова В.И.2, Шишкина Л.А.3
1 Воронежский государственный технический университет
2 Государственный университет управления, Россия, Москва
3 Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 1 (Январь-март 2023)

Цитировать:
Лавриненко Я.Б., Тинякова В.И., Шишкина Л.А. Эмпирическое исследование грантовой поддержки научных исследований в российских университетах // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – Том 13. – № 1. – С. 471-484. – doi: 10.18334/vinec.13.1.117296.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52456716
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Представленные в статье результаты авторского исследования вносят определенный вклад в изучение проблемы получения грантов Российского научного фонда и Президента Российской Федерации, выделяемых с целью поддержки и развития научно-инновационной деятельности университетов. Объект исследования составила совокупность российских университетов – наиболее частых получателей грантов. Был проведен корреляционный анализ между количеством полученных этими университетами грантов и показателями их деятельности, такими как средний балл Единого государственного экзамена, число публикаций, доля профессорско-преподавательского состава, имеющих ученые степени, величина средней заработной платы и рядом других показателей за период 2020-2021 гг. Проверке подверглась гипотеза о концентрации грантовой поддержки государства в немногочисленной группе университетов и максимальной концентрации грантов для университетов в двух городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге, а также гипотеза о существовании связи между количеством полученных университетами грантов и качеством аффилированных с ними публикаций. Результаты авторского исследования представляют интерес для руководителей научных подразделений университетов, а также для органов власти, формирующих научную политику государства.

Ключевые слова: университет, грантовая поддержка, Российский научный фонд, Совет по грантам Президента Российской Федерации, индекс Хирша, РИНЦ, рейтинг THE

JEL-классификация: I22, I25, I26, I28, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. В последнее время можно наблюдать катализирующее влияние научных фондов на инновационную активность университетов через грантовую поддержку. Увеличиваются бюджеты научных фондов, возрастает и средний размер выделяемого гранта [16]. Однако в научном сообществе нередко возникают вопросы относительно эффективности выделяемых средств, качества проводимой экспертизы поданных грантовых заявок и подходов к их одобрению [6]. В рамках данного исследования мы сосредоточились на оценке влияния деятельности Российского научного фонда (РНФ), а также грантов Президента Российской Федерации на инновационное развитие университетов.

Степень изученности проблемы. Российский научный фонд приобрёл особую значимость после объединения с Российским фондом фундаментальных исследований. РНФ стал конкурентом различным целевым программам и проектам. В этой связи актуализировались вопросы прозрачности отбора проектов для выделения грантового финансирования. В частности, отмечается существование негласной аффилированности победителей тех или иных конкурсов экспертным советам фонда, о чем свидетельствует присутствие среди соавторов статей, публикуемых в рамках поддержанных грантов, членов экспертных советов РНФ.

Проблемами распределения грантов научных фондов занималось множество ученых. Так, Эдвард Лазир в своём исследовании отметил, что для подачи заявки на грант необходимы уже имеющиеся результаты исследования [3]. Значимым фактором выделения средств является учет прежних достижений, известный как эффект Матфея [1].

Современная грантовая политика распределения средств приводит к финансированию наиболее известных групп лиц, с лучшей репутацией, сформированной на основе результатов их работы в рамках выполнения ранее полученных грантов, а также проведения научных исследований по собственной инициативе. С одной стороны, подобный механизм мотивирует молодых ученых к получению результатов, достойных внимания научного сообщества уже сейчас, с пониманием того, что они будут учтены при подаче им заявки на получение гранта. С другой стороны, получается, что средства постоянно выделяются лишь в пользу опытных участников.

В.И. Тинякова и Я.Б. Лавриненко исследовали оценку влияния государственного финансирования высшего образования на инновационную активность университетов [7]. Они выявили, что государственные расходы на высшую школу имеют сильную связь с уровнем инновационности экономики.

Оценку перспективам реорганизации научных фондов дала в своей работе [14] Л.Н. Сморчкова. Она считает, что текущая концентрация огромных средств в нескольких фондах приводит к монополизации финансирования и перефинансирование «наиболее лояльных университетов».

В.А. Смирнов изучил распределение президентских грантов для коммерческих структур [13]. Он выявил, что текущая система имеет ряд дисфункций, в частности, понимание учеными «гранта, как благотворительности», но не социальной инвестиции в будущее страны.

Л.Э. Миндели, А.Н. Либкинд, В.А. Маркусова исследовали зависимость уровня публикационной активности от грантовой поддержки [8]. Они выявили, что в период с 2009 по 2011 года доля публикаций, которые имели грантовое финансирование, в общем числе опубликованных научных работ составила примерно 50%.

Влияние личностных и профессиональных характеристик руководителя проекта на получение гранта анализировалось в рамках исследования Ашиш Арора и Альфонсо Гамбарделла Арора и Гамбарделла [2]. Они оценивали влияние пола, количества времени, которое прошло с момента получения заявителем степени PhD, тип организации – места работы заявителя, число публикаций и их качество, а также ряд других характеристик. Они выявили, что на получение грантовой поддержки в большой степени влияет число публикаций заявителя. Кроме того, было обосновано, что научные коллективы группы с хорошей репутацией обладают преимуществами при получении грантовой поддержки. В то же время обладатели гранта имеют больше шансов опубликовать результаты своих исследований – в целом, журналы более лояльными к подобным научным трудам.

Ричард Смит в своей работе [4] отметил, что в экспертизе проектов существует достаточно высокий уровень предвзятости в отношении женщин, менее известных организаций и непопулярных направлений исследований.

Одно из знаковых отечественных исследований проведено Ю.В. Симачевым, Л.С. Засимовой, Т.Р. Курбановым. [12]. Они провели анализ зависимости между фактом получения финансирования через гранты Российского научного фонда и числом публикаций в изданиях, индексируемых в международной базе WoS руководителя проекта, его полом, возрастом, регионом проживания, отношением к Российской академии наук (РАН), количеством участников проекта. Было установлено, что решающим фактором является принадлежность к РАН, а также высокая публикационная активность руководителя. Победители конкурсов имели высокий уровень публикационной активности, что, в частности, нашло отражение в достаточно высоком индексе Хирша в WoS.

В рамках упомянутых выше исследований усилия ученых были сконцентрированы на изучении отдельных индивидуальных характеристик участников проектов, которые детерминировали факт получения или не получения грантовой поддержки. В то же время без должного внимания, на наш взгляд, остались сами организации – получатели грантов.

Авторская гипотеза состоит в наличии взаимосвязи между количеством полученных университетом грантов и отдельными показателями его деятельности, такими как средний балл Единого государственного экзамена, число публикаций, доля профессорско-преподавательского состава, имеющих ученые степени, средней заработной платы и рядом других показателей.

Цель исследования – оценка зависимости количества получаемых российскими университетами грантов РНФ и Президента РФ от показателей их деятельности и определение на этой основе наиболее значимых показателей, которые существенным образом влияют на факт получения/неполучения вузом грантовой поддержки, то есть тех показателей, на которые вузам необходимо обратить внимание в первую очередь в том случае, если они заинтересованы получению как можно большего числа грантов. Таким образом, результаты данного исследования могут служить для российских университетов в качестве своеобразных ориентиров при планирования их научной деятельности. Подобного рода полномасштабные исследования ранее не проводились, что обуславливает его научную новизну.

Методология исследования лежит в плоскости математической статистики и предполагает расчетов средних величин, проведение группировки, классификации и корреляционного анализа.

Материалы и методы исследования. Исследование опирается на данные Российского научного фонда, Совета по грантам Президента Российской Федерации и мониторинга деятельности организаций высшего образования. Исследование заключается в анализе количества выданных грантов РНФ и грантов Президента РФ в разрезе регионов и университетов за период 2020-2021 гг., оценкой связей между количеством выданных грантов и отдельными показателями деятельности университетов, получивших наибольшее число грантов. Двухлетний период обусловлен объединением в 2020 году Российского научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований, а также наличием требуемой исходной информации за указанный срок.

Российский научный фонд предоставляет в свободном доступе данные по организации-получателю гранта и региону присутствия, но не раскрывает информацию о размере самого гранта, поэтому в исследовании анализируется лишь количество полученных грантов. В то же время Совет по грантам Президента Российской Федерации представляет информацию по получателю гранта и организации.

Мониторинг деятельности организаций высшего образования предусматривает ежегодную фиксацию более 100 показателей, но мы сконцентрировали свое внимание на наиболее важных (с нашей точки зрения) из них и применили для их обработки и анализа методы математической статистики.

Исходные для анализа данные представлены в табл. 1 и табл. 2.

Заметим, что в табл. 1 включен показатель «Индекс Хирша по ядру РИНЦ университета» за период 2016-2020 гг.

Всего ежегодно в среднем ежегодно РНФ выдавал по 1633 грантов. При этом на организации и учреждения, подведомственные Российской академии наук, приходился 675 грантов, т.е. 41,3% от общего числа выданных грантов РНФ.

Что касается грантов Президента РФ, то в среднем ежегодно выдавалось по 510 грантов. При этом в среднем на организации учреждения, подведомственные Российской академии наук, приходился 132 гранта, т.е. 25,9% от общего числа выданных грантов Президента РФ.

Из исходных данных были исключены организации и учреждения, подведомственные Российской академии наук, поскольку в качестве объектов данного исследования выступали университеты.

Таблица 1 – ТОП-30 университетов по количеству полученных грантов от РНФ за период 2020-2021 гг.

(источник: составлена авторами по данным [10, 11])

Университет
Индекс Хирша по ядру РИНЦ
Среднее количество грантов за год
Процент от общего числа грантов
Накопленный процент от общего числа грантов
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
308
122
13,56%
13,56%
Санкт-Петербургский государственный университет
233
72
8,00%
21,57%
ИТМО
109
36
3,95%
25,51%
Московский физико-технический институт
147
33
3,67%
29,18%
Казанский (Приволжский) федеральный университет
101
27
2,95%
32,13%
МИСиС
91
27
2,95%
35,08%
Высшая школа экономики
85
25
2,78%
37,85%
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
127
24
2,61%
40,47%
Томский политехнический университет
82
23
2,50%
42,97%
Сколковский институт науки и технологий
129
20
2,50%
45,47%
Томский государственный университет
140
18
2,22%
47,69%
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
84
17
2,00%
49,69%
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
122
14
1,89%
51,58%
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
91
14
1,56%
53,14%
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
96
13
1,50%
54,64%
Южный федеральный университет
179
11
1,45%
56,09%
МИФИ
102
10
1,22%
57,31%
Новосибирский государственный технический университет
78
8
1,06%
58,37%
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
50
7
0,89%
59,26%
МЭИ
45
7
0,78%
60,03%
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
86
7
0,78%
60,81%
Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана
58
7
0,78%
61,59%
Дальневосточный федеральный университет
100
6
0,72%
62,31%
Сеченовский Университет
66
6
0,61%
62,92%
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
42
6
0,61%
63,54%
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
43
6
0,61%
64,15%
МИЭТ
50
5
0,61%
64,76%
Ивановский государственный химико-технологический университет
59
5
0,56%
65,31%
Воронежский государственный университет
38
5
0,56%
65,87%

Таблица 2 – Университеты, получившие 50% всех грантов Президента РФ за период 2020-2021 гг. (источник: составлена авторами по данным [11, 15])

Университет
Индекс Хирша по ядру РИНЦ
Среднее количества грантов за год
Процент от общего числа грантов
Накопленный процент от общего числа грантов
Санкт-Петербургский государственный университет
233
22
6,31%
6,31%
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
308
20
5,74%
12,05%
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
127
11,5
3,30%
15,35%
Казанский (Приволжский) федеральный университет
101
10,5
3,01%
18,36%
ИТМО
109
8,5
2,44%
20,80%
Томский политехнический университет
82
8
2,30%
23,10%
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
84
7,5
2,15%
25,25%
Томский государственный университет
129
7,5
2,15%
27,40%
Санкт-Петербургский горный университет
38
7,5
2,15%
29,56%
Южный федеральный университет
96
6,5
1,87%
31,42%
Северо-Кавказский федеральный университет
39
6
1,72%
33,14%
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
52
5,5
1,58%
34,72%
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
30
5
1,43%
36,15%
Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
140
5
1,43%
37,59%
Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана
86
5
1,43%
39,02%
Алтайский государственный университет
63
5
1,43%
40,46%
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
45
4,5
1,29%
41,75%
МИЭТ
43
4,5
1,29%
43,04%
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
122
4,5
1,29%
44,33%
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
91
4,5
1,29%
45,62%
Владимирский государственный университет
37
4,5
1,29%
46,92%
Московский физико-технический институт
147
4
1,15%
48,06%
Воронежский государственный университет
59
4
1,15%
49,21%
Юго-Западный государственный университет
29
4
1,15%
50,36%

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования были рассчитаны средние показатели основных университетов-получателей грантов РНФ и грантов Президента Российской Федерации. Проведены расчеты средних показателей вузов по группам:

· группа 1: вузы, получившие 50% всех грантов РНФ;

· группа 2: топ-30 вузов, получившие наибольшее количество грантов РНФ;

· группа 3: вузы, получившие 50% всех грантов Президента РФ;

· группа 4: вузы рейтинга Интерфакс (318 вузов).

Результаты расчётов представлены в табл. 3.

Таблица 3 – Средние показатели вузов, получивших наибольшую поддержку через РНФ и Совет по грантам Президента РФ (источник: составлена авторами по данным [9])

Университет
Средние значения показателей университетов
Группа 1
Группа
2
Группа 3
Группа
4
Средний балл ЕГЭ по всем формам обучения
81,37
76,55
75,09
66,45
Доля иностранцев в общей численности обучающихся
16,10
13,56
11,60
7,89
Численность студентов, победителей олимпиад, принятых на первый курс
203,58
110,62
83,21
15,72
Доля обучающихся по программам магистратуры в общей численности
23,83
18,77
18,93
11,05
Число публикаций в базах научного цитирования WoS и Scopus на 100 НПР
308,35
223,85
193,63
68,61
Число совместных статей с зарубежными организациями на 100 НПР
74,68
44,94
41,48
11,21
Доля ППС, имеющих ученые степени
56,26
52,23
55,23
52,71
Доля иностранных граждан в НПР
4,48
3,46
3,35
0,82
Доходы вуза в расчете на одного студента
691,71
589,00
499,28
371,47
Средняя заработная плата ППС
130,92
117,16
104,60
94,49
Средняя заработная плата научных сотрудников
172,78
168,25
134,89
115,88

В таблице 3 видны значимое различие средних показателей между первыми тремя группами и четвертой группой. Например, средняя заработная плата в вузах-получателях грантовой поддержки выше на 38,6%, а заработная плата научных сотрудников выше на 49%.

Университеты, получающие грантовую поддержку, показывают более высокий уровень публикационной активности. Число публикаций в международных индексируемых базах WoS и Scopus в расчете на 100 НПР выше в 4,5 раза, а число публикаций с зарубежными организациями – в 6,67 раз.

Результаты корреляционного анализа между количеством выданных грантов и индексом Хирша по ядру РИНЦ представлены в табл. 4.

Таблица 4 – Результаты корреляционного анализа количеством полученных грантов РНФ, количеством полученных грантов Президента РФ, индексом Хирша университета по ядру РИНЦ (источник: составлена авторами по данным [9-11, 15])

Группы университетов
Коэффициент корреляции R
Коэффициент детерминацииR2
Скорректированный коэффициент детерминации R2
Стандартная ошибка
F-критерий
Группа 1. Вузы, получившие 50% всех грантов РНФ
0,933
0,870
0,857
11,541
67,138
Группа 2. ТОП-30 вузов, получившие наибольшее количество грантов РНФ
0,872
0,760
0,751
12,050
85,427
Группа 3. Вузы, получившие 50% всех грантов Президента РФ
0,804
0,646
0,630
2,854
40,109

Заметим, что наибольшую корреляцию (R = 0,933) с индексом Хирша имеют вузы, получившие 50% всех грантов РНФ. Визуализация распределения коэффициентов корреляции предоставлена на рисунке ниже.

Рисунок – Распределение коэффициентов корреляции в зависимости от рейтинга (источник: составлен на основе данных табл. 4)

Отдельный интерес авторов вызывает распределение грантов РНФ по регионам России (см. табл. 5).

Таблица 5 – Распределение грантов РНФ, полученных университетами, по регионам России (источник: составлена авторами по данным [10])

Регион
Кол-во грантов
Процент грантов от общего кол-ва
Университетов
Процент студентов от общего числа
Всего
в том числе национальных
в том числе федеральных
г. Москва
358
37,41%
141
11
-
19,04%
г. Санкт-Петербург
179,5
18,76%
66
4
-
7,90%
Томская обл.
56
5,85%
10
2
-
1,47%
Московская обл.
53
5,54%
56
-
-
1,86%
Татарстан
34,5
3,61%
42
2
1
3,50%
Новосибирская обл.
28,5
2,98%
21
1
-
2,38%
Нижегородская обл.
27,5
2,87%
28
1
-
2,08%
Свердловская обл.
23,5
2,46%
35
-
1
2,89%
Ростовская обл.
21
2,19%
37
-
1
3,21%
Саратовская обл.
15,5
1,62%
17
1
-
1,69%
Самарская обл.
15
1,57%
23
1
-
2,41%
Пермский край
10,5
1,10%
21
2
-
1,32%
Белгородская обл.
7,5
0,78%
11
1
-
1,15%
Челябинская обл.
7,5
0,78%
27
1
-
2,07%
Воронежская обл.
7
0,73%
23
-
-
2,09%
Приморский край
6,5
0,68%
12
-
1
1,04%
Башкортостан
6,5
0,68%
27
-
-
2,36%
Ивановская обл.
6
0,63%
11
-
-
0,60%

Отметим огромный отрыв Москвы и Санкт-Петербурга от остальных регионов страны. На их долю приходится более половины общего числа полученных грантов Российского научного фонда. При этом в этих регионах обучается порядка 27% всех студентов очной и заочной формы обучения.

Далее оценим связь между количеством полученных грантов от Российского научного фонда, грантов Президента РФ и положением университетов в международном рейтинге Times Higher Education (THE) по направлению Research («Исследования»). Результаты представлены в табл. 6.

Таблица 6 – Корреляционный анализ между количеством полученных университетами грантов РНФ, грантов Президента РФ и баллами рейтинга THE направления Research

(источник: рассчитана авторами по данным [5, 10, 11, 15]

Группы университетов
Коэффициент корреляций R
Коэффициент детерминации R2
Скорректированный коэффициент детерминации R2
Стандартная ошибка
F-критерий
Количество грантов Президента РФ
0,556
0,309
0,268
4,370
7,588
Количество грантов РНФ
0,787
0,619
0,603
50,008
38,973

Данные табл. 6 демонстрируют значимую взаимосвязь между баллами университетам рейтинга THE направления Research и средним количеством полученных грантов от РНФ за период 2020-2021 гг. Менее значимая связь выявлена с количеством грантов от Президента РФ.

Заключение. Выполненный нами анализ дополняет проведенные ранее исследования. Анализу подверглись 318 российских университетов. Для его проведения были использованы открытые данные Российского научного фонда, Совета по грантам Президента Российской Федерации, международного рейтинга университетов THE.

Оригинальность исследования обусловлена аффилированностью полученных грантов к самим университетам, а также к регионам их присутствия.

Заявленная цель исследования была достигнута. Кроме того, выявлена сильная связь между количеством полученных грантов и индексом Хирша университетов по ядру РИНЦ, а также их баллами в рейтинге THE по направлению Research.

В ходе анализа подтвердилась гипотеза о концентрации грантовой поддержки государства в небольшой группе университетов и максимальной концентрации грантов для университетов в двух городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге.

Дальнейшие исследования, на наш взгляд, лежат в области оптимизации подхода к распределению грантовой поддержки и ускорению предварительной оценки грантов для сокращения расходов на экспертизу.


Источники:

1. Antonelli C., Crespi F. Matthew Effects and R&D Subsidies: Knowledge Cumulability in High-tech and Low-tech Industries. Working Paper 11/2011. Rome: University ‘Roma Tre’. - 2011
2. Arora A., Gambardella A. The impact of NSF support for basic research in economics // Annales d’Economie et de Statistique. – 2005. – № 79-80. – p. 91-117.
3. Lazeur E.P. Incentives in Basic Research // Journal of Labour Economics. – 1997. – № 1-2. – p. S167–S197.
4. Smith R. Peer review: A flawed process at the heart of science and journals // Journal of the Royal Society of Medicine. – 2006. – № 4. – p. 178-182. – doi: 10.1258/jrsm.99.4.178.
5. World University Rankings. Times Higher Education. [Электронный ресурс]. URL: https://www.timeshighereducation.com/ (дата обращения: 12.12.2022).
6. Иванов К.С. Как пилят деньги в новом Российском научном фонде // Уральский геологический журнал. – 2014. – № 5(101). – c. 3-9.
7. Лавриненко Я.Б., Тинякова В.И. Оценка влияния государственного финансирования высшего образования на инновационную активность университетов. / В книге: Стратегическое управление устойчивым развитием экономики в новой реальности. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2022. – 721-747 c.
8. Миндели Л.Э., Либкинд А.Н., Маркусова В.А. Влияние грантового финансирования на эффективность научных исследований в высшей школе // Вестник Российской академии наук. – 2014. – № 12. – c. 1080-1089. – doi: 10.7868/S0869587314120111.
9. Мониторинг деятельности организаций высшего образования. Главный информационно-вычислительный центр МИРЭА – Российский технологический университет. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo/ (дата обращения: 05.12.2022).
10. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/ (дата обращения: 01.12.2022).
11. Поиск проектов. Российский научный фонд. [Электронный ресурс]. URL: https://rscf.ru/project/ (дата обращения: 05.12.2022).
12. Симачёв Ю., Засимова Л., Курбанов Т. Грантовая поддержка фундаментальных исследований в России: уроки первого конкурса РНФ // Форсайт. – 2017. – № 11(4). – c. 74-83. – doi: 10.17323/2500-2597.2017.4.74.83.
13. Смирнов В.А. Эффективность грантовой поддержки российских социально ориентированных некоммерческих организаций (на примере Фонда президентских грантов) // Социологические исследования. – 2020. – № 9. – c. 79-89. – doi: 10.31857/S013216250009619-3.
14. Сморчкова Л.Н. Реорганизация научных фондов: перспективы государственного финансирования научно-исследовательских работ посредством грантов в России и его правовое регулирование // Современное право. – 2021. – № 8. – c. 38-43. – doi: 10.25799/NI.2021.90.96.006.
15. Совет по грантам Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://grants.extech.ru/ (дата обращения: 12.12.2022).
16. Хлунов А.В. Куда ушли 180 миллиардов рублей Российского научного фонда. Russiancouncil.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/kuda-ushli-180-milliardov-rubley-rossiyskogo-nauchnogo-fonda/ (дата обращения: 01.12.2022).

Страница обновлена: 19.03.2024 в 22:54:09