Анализ основ цифрового лидерства как инструмента управления изменениями в цифровой экономике
Губанова А.В.1, Минева О.К.1
1 Астраханский государственный университет, Россия, Астрахань
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 2 (Февраль 2023)
Цитировать:
Губанова А.В., Минева О.К. Анализ основ цифрового лидерства как инструмента управления изменениями в цифровой экономике // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 2. – С. 507-526. – doi: 10.18334/ce.17.2.117098.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50369192
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования особенностей лидерства в условиях цифровой экономики. На основе обобщения результатов различных исследований по проблемам лидерства в условиях цифровой трансформации определен и описан набор лидерских качеств, умений и навыков, необходимых для эффективного лидерства в условиях цифровой экономики для обеспечения конкурентоспособности и успеха организации. Проведено социологическое исследование качеств и навыков российских формальных и неформальных лидеров разных поколений, которое подтвердило первоначальную гипотезу, заключающуюся в том, что российские лидеры в основном демонстрируют традиционные и уже в большей части исчерпавшие себя взгляды на лидерство, компетенции и качества, свойственные практике управления 2000-х гг., что порождает несоответствие их практики управления новому контексту менеджмента в условиях цифровой экономики. Представленное исследование будет полезно в рамках решения проблемы повышения эффективности лидерства в условиях цифровой трансформации, разработки программ обучения лидеров в современных условиях. По итогам исследования был сделан ряд выводов, в частности, определена необходимость поиска способов развития требуемых качеств и компетенций и подготовки цифровых лидеров. В первую очередь, речь идет о необходимости развития цифровых навыков, стратегического видения, устойчивости к риску, а также таких важных soft skills, как креативность, навыки коммуникации, эмпатии, коллаборации и т.д., что позволит более эффективно строить командную работу
Ключевые слова: лидер, лидерство, цифровая экономика, цифровые технологии, цифровой лидер, трансформационное лидерство
JEL-классификация: E24, J24, O15, O31
Введение
Все сферы жизни и деятельности человека подвергаются в настоящее время очень сильному влиянию развития цифровых технологий, создающих обновленную технологическую основу для повышения качества и уровня жизни путем дальнейшего развития социально-экономической сферы. Цифровизация вызывает трансформацию отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления, вследствие чего меняются основы функционирования современных организаций, требуются новые управленческие модели, включая подходы к лидерству.
Исследования лидерства последнего десятилетия сосредоточили свое внимание на определении роли и типа лидерства в организациях в цифровой экономике. Возникло такое понятие как «цифровые лидеры». Ежегодный отчет Global Human Capital Trends от компании Deloitte, характеризующий и задающий тренды в области управления персоналом современных организаций, еще в 2017 году посвятил отдельную главу цифровому лидерству [1]. Авторы исследования трендов цифрового лидерства утверждают, что эпоха лидеров-героев завершилась [1], осуществляется переход к распределенному лидерству как результату коллективных усилий.
Если говорить об ассоциациях, связанных с феноменом лидерства, то в наибольшей степени современное лидерство связывают с проблемами, которые возникают перед лидерами [2], а также с необходимостью управления изменениями в условиях стремительной цифровой трансформации.
В связи с этим исследования лидерства не теряют актуальности, т.к. нужно искать новые способы развития и подготовки лидеров в условиях новой реальности. Среди исследований последних лет необходимо отметить труды В.Г. Грязевой-Добшинской, Ю.А. Дмитриевой и Н.В. Маркиной [3], Е.Г.Калязиной [4], В.В. Афанасьева [5], В.В. Комарова [6], А.А. Звягина [7], И.В.Рейхановой, С.Г. Сафоновой, А.Д. Ягудина [8], Е.В. Лаптевой, А.А.Попова [9], А.А. Литвинюка [10], И.В. Новиковой [11], А.А.Ригина, А.М. Елина [12], М.М.Чегурова [13], Л.В. Кожевникова, И.Е. Старовойтова [14] и ряда других.
Новый контекст менеджмента в условиях цифровой экономики в сопоставлении его с практикой управления 2000-х гг. характеризуют С.Шекшня, А. Улановский, В.Загиева [15], В.В. Зотов, А.Д. Петросян [2].
При этом следует отметить, что проблема лидерства в условиях цифровой экономики исследована еще крайне мало, что отмечают в своих публикациях В.В. Зотов, А.Д. Петросян [2], С.П. Коляда [16], О.Ю. Феофанова [17], В.Н.Пуляева [18], Н.Ю.Марошина [19] и другие.
Множеству компаний из разных секторов экономики, сфере государственного управления требуются совершенно иные лидеры, так называемые цифровые лидеры, причем в гораздо большем количестве. Кроме того, необходимо найти новые формы проявления лидерских качеств и совершенно иные способы их развития, что и обусловливает актуальность большинства современных исследований в области лидерства.
Целью данного исследования является определение характеристик и качеств российских лидеров в современных организациях в условиях цифровой экономики. Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- изучение этапов и тенденций цифровой трансформации в России;
- определение особенностей и характеристик цифровых лидеров;
- исследование качеств и компетенций лидера в цифровой экономике.
Методология исследования базируется на таких методах, как теоретический анализ научных источников, посвященных теме цифровизации и цифрового лидерства; сравнительный анализ и системный подход; социологическое исследование.
Основная гипотеза исследования, выдвинутая авторами: российские лидеры в основном демонстрируют традиционные и уже в большей части исчерпавшие себя взгляды на лидерство, компетенции и качества, свойственные практике управления 2000-х гг., что порождает несоответствие их практики управления новому контексту менеджмента в условиях цифровой экономики.
Для проведения социологической части исследования была разработана анкета лидера, содержащая порядка 30 вопросов, характеризующих личность лидера, его роль в организации, особенности поведения и условия эффективности. В анкетировании, которое проводилось в сентябре-ноябре 2021 года, приняли участие формальные и неформальные лидеры разных возрастов и социальных групп в количестве 171 человек из Татарстана, Дагестана, Ингушетии, Якутии, Ставропольского края, Екатеринбурга, Красноярска, Новосибирска, Челябинска, Архангельска, Воронежа, Самары, Калининграда, Волгограда, Москвы, Санкт-Петербурга, больше всего респондентов – из Астрахани и Астраханской области. Среди них – руководители высшего и среднего звена организаций и региональных и муниципальных органов управления, руководители и члены общественных организаций, активисты в студенческой среде и молодежных организациях.
Научная новизна исследования заключается в определении перечня качеств и навыков, необходимых цифровому лидеру и проведении диагностики этих качеств и навыков у российских лидеров в разрезе социальных поколений.
Основные тенденции развития цифровой экономики в России
В данной статье представлены результаты исследования особенностей лидерства, соответствующих тенденциям развития цифровой экономики.
В 2016 году президент России В.В. Путин в своем послании федеральному собранию подчеркнул важность процессов цифровизации и поручил запустить масштабную программу развития цифровой экономики [20].
В 2017 году вышел указ президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» [21]. В нем определяется цель и приоритеты информационного общества, среди которых формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры РФ, создание и применение российских информационных и коммуникационных технологий, обеспечение национальных интересов в области цифровой экономики.
В 2017 г. была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [22]. В методических рекомендациях по разработке проектов для реализации данной программы определено понятие цифровой трансформации [23] как «глубоких и всесторонних изменений в производственных и социальных процессах, связанных с заменой аналоговых технических систем цифровыми и широкомасштабным применением цифровых технологий».
Цифровая трансформация происходит в государственном и частном секторе экономики, охватывая все отрасли. Ее ориентиры заложены в целях и задачах, определенных Указом Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» от 9 мая 2017 г. [24], а также национальной программой «Цифровая экономика», среди целей которой обозначено решение задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.07.2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» цифровая трансформация определена как одна из следующих национальных целей развития на период до 2030 года [25].
Цифровизация – закономерный и неотвратимый процесс развития общества. Ученые Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в своем докладе о ключевых аспектах цифровой экономики [26] характеризуют основные тренды развития цифровых технологий и те последствия цифровизации, с которыми уже сталкивается и весь мир, и Россия в том числе, предлагая следующее обобщающее определение цифровой экономики: «цифровая экономика – деятельность по созданию, распространению и использованию цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг»; «цифровые технологии – технологии, сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде».
Под влиянием цифровизации, отмечается в докладе Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, будет происходить трансформация различных сфер экономики, социальной сферы, государственного управления, в том числе и серьезное преобразование рынка труда и сферы трудовых отношений. В частности, прогнозируются следующие изменения в трудовой деятельности [26]:
- рост конкуренции за рабочие места в связи с ростом продолжительности жизни, что приведет к необходимости изменения профессиональной сферы для многих людей по несколько раз в течение жизни и постоянному обучению;
- исчезновение целого ряда традиционных профессий, появление новых, технологическое усложнение определенных профессий, увеличение спроса на неалгоритмизируемый и творческий труд;
- формирование новых компетенций, в связи с критической важностью для большинства работодателей цифровых навыков и «soft skills» (в первую очередь, эмоционального интеллекта, гибкости, адаптивности);
- рост спроса на специалистов, владеющих комплексом жестких, гибких и специальных цифровых компетенций, а также специалистов, выполняющих высокоуровневые задачи – управление людьми, коммуникацию, разработку методологий, выработку нестандартных решений;
- переход в виртуальную среду большого части трудовых отношений и целых сегментов занятости, широкое использование гибких форм занятости;
- растущее влияние на рынок труда поколения Z – поколения с развитыми цифровыми компетенциями (digital natives) и преобладающей мотивацией к личностному развитию, что потребует от компаний изменения тактики найма и удержания персонала, перехода на модель гибких карьерных траекторий.
Вследствие прогнозируемых изменений в трудовой деятельности потребуется пересмотреть подходы к управлению и управленческие модели, в первую очередь, подходы к лидерству и менеджменту организаций.
Анализ качеств и навыков цифрового лидера
Для успешного осуществления изменений в организации, по мнению И.В.Катуниной, должны быть реализованы несколько важных лидерских ролей [27], которые присущи разным типам лидеров (таблица 1).
Таблица 1 – Роли руководителей для осуществления и поддержание организационных изменений*
Роли
руководителей
|
Функции
|
Лидеры перемен
|
Выступает инициатором перемен, который
создает видение будущего организации и должен увлечь им своих последователей
(подчиненных).
|
Менеджеры перемен
|
Подключаются в ходе осуществления
изменений подключается, реализуют управленческие функции в процессе
управления изменениями, включая решение всех возникающих проблем, в том числе
преодоление сопротивления персонала.
|
Агенты перемен
|
Являются фасилитаторами изменений, то
есть теми лидерами, которые организуют процесс групповой работы в ходе
осуществления организационных изменений.
|
Как отмечает И.В. Катунина, руководитель должен объединять в себе обе роли – и лидера перемен, и менеджера перемен, особенно при осуществлении стратегических изменений, для профилактики проблем с мотивацией персонала и различных проблем организационного характера. [27] Реализация указанных в таблице ролей позволяет лидеру более эффективно управлять изменениями в организации в условиях происходящей цифровизации общества.
Как мы уже указывали, множество исследователей лидерства для эффективного управления изменениями в организации считают наиболее эффективной теорию трансформационно-трансакционного лидерства [28].
Опрошенные нами в этой связи лидеры продемонстрировали умеренные, близкие к высокому уровню, способности к трансформационному лидерству и широкое применение на практике трансакционной модели лидерства. Многими исследователями доказано, что сочетание характеристик трансакционного и трансформационного лидерства обеспечивает наибольшую эффективность проведения организационных изменений. Главная проблема состоит в том, насколько эффективно современные российские лидеры способны ориентироваться в потоке быстрых непрерывных изменений, связанных с переходом к цифровой экономике и применять модель лидерства в зависимости от характеристик ситуации, в которой проводят преобразования в организации.
Сегодня компаниям в большом количестве требуются так называемые «цифровые лидеры», которые, в первую очередь, должны быть ориентированы на создание команды, поддержание вовлеченности людей и связи между ними, обеспечение устойчивого развития группы, организации, общества, построение гармонии между работой и личной жизнью для себя и последователей, умеют «чувствовать тренды» и делать прогнозы, транслируют и развивают культуру инноваций, совершенствуются, обладая любопытством, сообразительность, обучаемостью, гибкостью, необходимыми для проведения преобразований.
Обобщив результаты различных исследований по проблемам лидерства в условиях цифровизации, цифровой трансформации, проведенных в последние 5 лет [29-31], можно составить список основных лидерских качеств, навыков и умений, необходимых для эффективного лидерства в условиях цифровой экономики для обеспечения конкурентоспособности и успеха организации. В процессе систематизации такого перечня были выделены следующие позиции.
1. Лидерские качества: ключевые для лидеров метапрофессиональные личностные качества – решительность, смелость, мудрость и т.п.; устойчивость к изменениям; устойчивость к риску; гибкость, адаптивность; инклюзивность; любопытство, любознательность; динамичность; коллаборативность; искреннее стремление приносить пользу, улучшать мир; сфокусированность на человеке.
2. Навыки лидера: цифровые навыки (цифровые компетенции); аналитические способности; быстрое принятие решений; междисциплинарные навыки для обеспечения сотрудничества в более широких экосистемах; «ситуационная скромность»; ситуационная и культурная осведомленность; навыки ведения открытого диалога; навыки нетворкинга; опора на доверие; постоянное обучение; навыки коллаборации; навыки наставничества.
3. Умения лидера: формулировать видение и цели; управлять цифровыми изменениями; поддерживать связи между людьми и их вовлеченность; создавать команды и управлять ими; развивать культуру инноваций; создавать в организации атмосферу психологической безопасности; управлять талантами; создавать культуру обучения и принятия неудач.
Некоторые из представленных характеристик лидера в последние несколько десятков лет уже прочно ассоциируются с лидерством, такие как метапрофессиональные ключевые личностные качества, быстрое принятие решений, умение формулировать видение и цели и создавать в организации благоприятные условия для вовлеченности подчиненных в их реализацию. Ряд характеристик необходимы лидеру, который осуществляет управление любыми организационными изменениями в условиях высокой изменчивости среды: динамичность, устойчивость к изменениям и риску, любопытство, навыки нетворкинга и ведения открытого диалога, умение создавать команды и управлять ими, опора на доверие, умение изменять организационную культуру, стремление к обучению, развитию, вовлечение последователей в эти процессы.
Однако, целый ряд значимых характеристик лидера обусловлен именно спецификой работы организаций в цифровой экономике и отражает присущие ей вызовы, сложности и возможности. На них остановимся подробнее.
Говоря о личностных качествах цифрового лидера, следует отдельно выделить наличие у него таких черт, как:
- инклюзивность, которую эксперты McKinsey описывают как уважительное отношение к другим, интерес к мнениям других (в частности, подчиненных), особенно если они отличаются от мнения лидера [29];
- высокая гибкость (адаптивность), то есть способность быстро перестраивать свое мышление;
- сфокусированность на человеке, что продиктовано ценностями создаваемого цифрового («умного») общества и крайне необходимо в условиях цифровизации множества процессов и сфер. Этика цифровой экономики ставит во главу угла ориентацию на человека и главенство его интересов;
- искреннее стремление приносить пользу, делать мир лучше;
- цифровые навыки (цифровые компетенции), означающие, что лидер технически грамотен, знаком на высоком уровне с цифровым ландшафтом, при этом ему совсем не обязательно разбираться во всех тонкостях и всем разнообразии новых технологий, ему скорее необходимо понимание того эффекта, который он хочет получить от внедрения цифровых технологий;
- междисциплинарные навыки для обеспечения сотрудничества в более широких экосистемах, что необходимо для эффективной коллаборации различных сфер деятельности между собой, командной работы, сотрудничества и построения компаниями экосистем со своими партнерами;
- «ситуационная скромность» – образ мышления, ориентированный на любознательность, постоянный личностный рост, самосовершенствование;
- ситуационная и культурная осведомленность – понимание лидером того, как и почему в разных культурах и слоях социума формируются те или иные убеждения, нормы;
- коллаборативность как интегральная характеристика личности лидера, состоящая в умении критически мыслить в процессе решения задач, вносить на рассмотрение эффективные идеи и решения в команде, и навыки коллаборации, т.е. эффективной совместной деятельности;
- навыки наставничества, подразумевающие способности лидера создавать благоприятную среду для чужого успеха, в данном случае для успеха и развития своих подчиненных, для создания новых лидеров внутри организации, в которых она нуждается;
- умение управлять цифровыми изменениями означает, что лидеры могут развивать цифровые возможности, свои и своей организации. Как отмечается в исследовании Deloitte, для организации и ее лидеров это означает необходимость трансформации в трех областях: когнитивной трансформации, когда лидер должен научиться думать иначе, поведенческой трансформации, предполагающей освоение новых действий, эмоциональной трансформации, связанной с изменением реакции лидера на события [1];
- умение развивать культуру инноваций, включая создание культуры обучения и принятия неудач, что предполагает широкое внедрение экспериментов в работу, поощрение сотрудников задавать вопросы, проявлять инициативу в направлении совершенствования организации и ее деятельности, даже в том случае, если эти инициативы оказались неудачными;
- умение создавать в группе атмосферу психологической безопасности, основным фактором которой является благоприятный климат, что критически важно, как показывают исследования McKinsey в период пандемии [29]. Психологическая безопасность предполагает, что организация заботится о людях, поддерживает их, ценит вклад каждого сотрудника в общую работу и ее результат, ценит мнения и предложения со стороны персонала;
- умение управлять талантами, что особенно актуально в условиях цифрового дефицита кадров, который сейчас испытывают многие компании. Лидер должен заниматься поиском талантов, их привлечением в организацию, удержанием, развитием талантливых сотрудников внутри организации, для чего компания должна быть привлекательным и конкурентоспособным работодателем для ценных сотрудников.
Проводя осенью 2021 года социологическое исследование характеристик, качеств и поведения российских лидеров разных поколений в количестве 171 чел. из 17 регионов РФ в условиях цифровой экономики, авторы, в частности, выясняли, какими личностными качествами должен обладать лидер.
По ответам респондентов был составлен топ-10 личностных качеств современного российского лидера (см. рис. 1).
Рис. 1. Топ-10 личностных качеств современного российского лидера*
*Составлено авторами
Если сопоставить результаты этого рейтинга лидерских качеств с представленным выше перечнем качеств, требуемых цифровых лидеров, то можно отметить очень небольшое число совпадений – решительность, активность и стрессоустойчивость. Все остальные качества, отмеченные респондентами, это психологические качества, характерные для любой сильной, уверенной личности.
Показательно, что в топ-10 лидерских качеств не попали интеллектуальные качества – ум, или интеллект, гибкость мышления, любознательность (любопытство), которые очень важны для цифровых лидеров. Данные качества личности были отмечены лишь небольшим количеством респондентов.
Для исследования специфики лидерства в условиях цифровой экономики в социологическом исследовании были предусмотрены вопросы о том, какие компетенции, входящие в состав лидерства, наиболее значимы в цифровой экономике, и какими из них обладают лидеры, участвующие в опросе. Результаты сопоставления представлены ниже (таблица 2, рисунок 2).
Таблица 2 – Сопоставление наличия и необходимости компетенций, входящих в состав лидерства, в условиях цифровой экономики
(% ответивших)*
Компетенции
|
Необходимость
|
Наличие
|
Наличие стратегического видения
|
57,3
|
45,6
|
Способность создавать команду
|
43,3
|
52,0
|
Способность фокусировать энергию и
ресурсы на поставленной задаче
|
35,7
|
51,5
|
Цифровые навыки
|
30,4
|
17,0
|
Коммуникабельность и умение
договариваться
|
28,7
|
74,3
|
Устойчивость к изменениям
|
25,7
|
34,5
|
Устойчивость к риску
|
24,6
|
21,6
|
Гибкость и адаптивность
|
23,4
|
37,4
|
Навыки коллаборации
|
10,5
|
15,8
|
Искреннее стремление приносить пользу,
делать мир лучше
|
5,3
|
44,4
|
Способность заручиться поддержкой
заинтересованных лиц и влиятельных людей
|
4,7
|
15,2
|
Инклюзивность
|
2,3
|
5,8
|
Сфокусированность на человеке
|
1,2
|
9,9
|
Рис. 2. Результаты сопоставления ответов на вопросы «Какие компетенции, входящие в состав лидерства, на Ваш взгляд, являются наиболее значимыми в цифровой экономике?» и «Какими компетенциями, входящими в состав лидерства, Вы обладаете?»*
*Составлено авторами
Из ответов респондентов следует, что наибольшей значимостью в условиях цифровой экономики обладают такие лидерские компетенции, как наличие стратегического видения, способность создавать команду, способность фокусировать энергию и ресурсы на поставленной задаче, цифровые навыки, коммуникабельность и умение договариваться, устойчивость к изменениям и риску, гибкость и адаптивность, навыки коллаборации. Однако, далеко не всеми этими компетенциями опрошенные лидеры обладают в необходимой степени, демонстрируя по факту недостаток таких важных компетенций, как наличие стратегического видения, цифровые навыки, устойчивость к риску.
Как негативный момент следует отметить низкое владение опрошенных лидеров цифровыми навыками – всего 17% респондентов указали, что у них данная компетенция имеется. При этом, отвечая на вопрос о том, должен ли современный лидер владеть цифровыми технологиями, что составляет основу цифровых навыков, 95,3% участников опроса ответили утвердительно.
Возвращаясь к результатам сопоставления необходимых и имеющихся компетенций, входящих в состав лидерства, следует отметить тот положительный факт, что лидеры, принявшие участие в данном исследовании, в избытке обладают нужными и значимыми компетенциями, среди которых коммуникабельность и умение договариваться, способность создавать команду, способность фокусировать энергию и ресурсы на поставленной задаче, устойчивость к изменениям, гибкость и адаптивность, навыки коллаборации. Также большое количество опрошенных отметили фактическое владение рядом компетенций, входящих в состав лидерства, но имеющих очень невысокую, по их ранее высказанному мнению, значимость – искреннее стремление приносить пользу, делать мир лучше, способность заручиться поддержкой заинтересованных лиц и влиятельных людей, сфокусированность на человеке.
Говоря о лидерстве в цифровую эпоху в связи с построением основанного на новой системе ценностей «умного» общества, следует отметить возникшую в последние годы идею аутентичного лидерства, которая отмечает сильную ориентацию лидера на обеспечение устойчивого развития группы, организации, общества в целом, построение гармонии между работой и личной жизнью для себя и последователей, заинтересованность лидера в получении удовлетворения от смысла и значимости его деятельности (также важно и для последователей), и в целом внимание и уважение лидера ко всему (и ко всем), что его окружает [32]. Такой лидер может даже покинуть организацию совсем, если она не даст ему возможности развивать идеи и ценности аутентичного лидерства, или пытаться изменять организационную культуру, привлекая единомышленников.
Идея аутентичного лидерства, по мнению авторов настоящего исследования, будет очень близка представителям поколения Z, поскольку построена на разделяемых ими ценностях личностного развития, уважения к людям, обеспечения понимания смысла своей деятельности, существенной эмоциональной и сензитивной составляющей компетентности лидерства. Важнейшее условие эффективности лидерства по отношению к новому поколению сотрудников организаций – именно внимание к человеческим и эмоциональным отношениям, что формирует необходимое доверие во взаимоотношениях лидер-последователь.
Выводы
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. В условиях цифровой экономики изменятся и лидерские модели, и требования к лидерству. Автором дана характеристика основных тенденций трансформации социальной жизни и экономической деятельности в цифровой экономике, которые ставят значительно более сложные задачи перед системами управления разных уровней, и соответственно, требуют пересмотра управленческих моделей и подходов к управлению, включая и подходы к лидерству и менеджменту организаций.
2. На основе систематизации результатов исследований по проблемам лидерства в условиях цифровой трансформации авторами составлен перечень основных личностных качеств, навыков и умений, необходимых лидеру в цифровой экономике для обеспечения выживания организации и достижения успеха; большая часть из них нова для лидеров, обусловлена именно спецификой функционирования организаций в цифровой экономике и отражает присущие цифровой трансформации вызовы, сложности и возможности.
3. Проведенное социологическое исследование показало, что, по мнению лидеров-респондентов, наибольшей значимостью в условиях цифровой экономики обладают такие лидерские компетенции, как наличие стратегического видения, способность создавать команду, способность фокусировать энергию и ресурсы на поставленной задаче, цифровые навыки, коммуникабельность и умение договариваться, устойчивость к изменениям и риску, гибкость и адаптивность, навыки коллаборации. Но не всеми этими компетенциями опрошенные лидеры обладают в необходимой степени, демонстрируя по факту недостаток таких важных компетенций, как наличие стратегического видения, цифровые навыки, устойчивость к риску. Следовательно, довольно значительная часть лидеров не соответствует новому контексту менеджмента в условиях цифровой экономики, что определяет необходимость поиска способов развития требуемых качеств и компетенций и подготовки цифровых лидеров.
Источники:
2. Зотов В.В., Петросян А.Д. Лидерство в условиях цифровизации экономики // Дизайн и технологии. – 2022. – № 87(129). – c. 91-97.
3. Грязева-Добшинская В.Г., Дмитриева Ю.А., Маркина Н.В. Трансформационное лидерство и стратегические управленческие установки менеджеров // Вестник МГОУ. – 2018. – № 3. – c. 111-133.
4. Калязина Е.Г. Развитие концептуальных подходов к лидерству в проектном менеджменте // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 461-480. – doi: 10.18334/lim.9.2.114231.
5. Афанасьев В.В. Проблема лидерства в теории и практике управления организацией // Антропологическая дидактика и воспитание. – 2021. – № 1. – c. 83-91.
6. Комаров В.В. Организационное лидерство: подходы к определению и классификации стилей лидерства // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 439-460. – doi: 10.18334/lim.9.2.114367.
7. Звягин А.А. Лидеры России. Прогноз на ближайшее тридцатилетие // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 1. – c. 9-30. – doi: 10.18334/lim.8.1.111395.
8. Рейханова И.В., Сафонова С.Г., Ягудин А.Д. Управление и лидерство: концептуальные основы и сравнительный анализ теорий // Сурский вестник. – 2021. – № 2 (14). – c. 88-91.
9. Лаптева Е.В., Попов А.А. К вопросу о лидерстве и оценке лидерских качеств // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 1. – c. 23-36. – doi: 10.18334/lim.9.1.114291.
10. Литвинюк А.А. Будущие лидеры высшего образования: качество молодых специалистов и особенности их организационного поведения // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 4. – c. 447-468. – doi: 10.18334/lim.8.4.113710.
11. Новикова И.В. Стратегический лидер в цифровой экономике: роль, качества и характеристики // Социально-трудовые исследования. – 2021. – № 4 (45).
12. Ригин А.А., Елин А.М. Понимание аспектов лидерства в структуре управления организацией // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 11. – c. 2623-2636. – doi: 10.18334/epp.11.11.113814.
13. Чегурова М.М. Руководители в условиях цифровой экономики: новые вызовы и компетенции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2021. – № 3.
14. Кожевникова Л. В., Старовойтова И. Е. Трансформационное лидерство в виртуальных командах // Вестник ГУУ. – 2021. – № 2.
15. Шекшня С.В., Улановский А., Загиева В. Руководители-чемпионы. Практики атлетического лидерства. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 288 c.
16. Коляда С.П. Личный бренд как проявление лидерства в цифровом обществе // Бизнес-информ. – 2019. – № 11 (502). – c. 401-406.
17. Феофанова О.Ю. Лидерство в эпоху цифровой трансформации // Менеджмент сегодня. – 2019. – № 4. – c. 276-282.
18. Пуляева В.Н. Трансформация феномена лидерства в цифровой среде управления персоналом // Проблемы теории и практики управления. – 2020. – № 7. – c. 101-111.
19. Марошина Н.Ю. Новые аспекты лидерства в цифровом мире // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2019. – № 1-2. – c. 171-172.
20. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207978/ (дата обращения: 14.09.2022).
21. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 14.09.2022).
22. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/pasport-natsionalnogo-proekta-natsionalnaja-programma-tsifrovaja-ekonomika-rossiiskoi-federatsii (дата обращения: 14.09.2022).
23. Приказ Минкомсвязи России от 01.08.2018 № 428 «Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343571/1d43a52e7b24a093e2405a6520be0fa5394ebd09/ (дата обращения: 14.09.2022).
24. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71670570/ (дата обращения: 14.09.2022).
25. Указ Президента Российской Федерации от 21 июня 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Российская газета – Федеральный выпуск. 22.07.2020. № 159 (8213)
26. Абдрахманова Г.И. Вишневский К.О., Гохберг Л.М. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение. / докл. к ХХ Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019.
27. Катунина И.В. Трансформационное лидерство в управлении стратегическими изменениями на предприятиях железнодорожного транспорта // Вестник СибАДИ. – 2014. – № 2 (36).
28. Губанова А.В., Минева О.К. Исследование стилей руководства и способностей к трансформационному лидерству современных российских лидеров // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 3. – c. 639-656. – doi: 10.18334/lim.9.3.116151.
29. Смет А. де, Рубинштейн К., Шра Г., Фиров М., Эдмондсон Э., Хэнселмэн Х. Как руководителю повысить уровень психологической безопасности в команде. [Электронный ресурс]. URL: https://pro.rbc.ru/news/60c305c39a7947ffb54d11c (дата обращения: 02.07.2021).
30. В новом исследовании Deloitte определены четыре типа руководителей. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/press-relizy/6020902 (дата обращения: 28.06.2021).
31. Цифровое лидерство: что должен уметь ваш CEO. [Электронный ресурс]. URL: https://pro.rbc.ru/demo/5e30321c9a7947c4b2f847ae (дата обращения: 28.06.2021).
32. Ксенофонтова Е.Г. Лидерство как стремление, или исторические тенденции понимания феномена лидерства // Известие Саратовского университета Нов. сер. Сер. Социология. Политология. – 2016. – № 2. – c. 142-147.
Страница обновлена: 25.07.2024 в 19:19:09