Занятость не по специальности в России

Балганова Е.В.1, Бушуева И.П.1, Генералова О.А.1
1 Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Новосибирск

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 1 (Январь 2023)

Цитировать:
Балганова Е.В., Бушуева И.П., Генералова О.А. Занятость не по специальности в России // Экономика труда. – 2023. – Том 10. – № 1. – С. 71-84. – doi: 10.18334/et.10.1.117056.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50215466
Цитирований: 2 по состоянию на 07.08.2023

Аннотация:
В статье проанализирована распространённая в условиях современного рынка труда проблема — занятость не по образовательному профилю или, так называемая, занятость не по специальности. Авторы статьи исследуют и рассматривают причины, приводящие к несовпадению интересов молодых работников и работодателей, анализируют предпосылки, способствующие этому. Анализ причин существующей проблемы основывается на институциональном и системном научных подходах. Проведенное исследование показывает, что занятость не по специальности отрицательно влияет на баланс спроса и предложения на рынке труда, нивелирует ценность получения высшего образования, мешает созданию профессиональной карьеры и профессиональному развитию сотрудников. В статье также рассматриваются возможные направления решения данной проблемы с социальной и образовательной точек зрения.

Ключевые слова: рынок труда, трудоустройство, занятость, высшее образование

JEL-классификация: J21, J23, J24



Введение

Одной из серьезных проблем рынка труда в России в настоящее время является несоответствие рода деятельности выпускников высших учебных заведений полученной им специальности, когда молодой специалист устраивается на работу, не соответствующую профилю полученного образования. Этот феномен в постсоветский период существовал всегда, но особенно ярко проявился в последние годы, связанные с эпидемиологическими ограничениями [1] и мировыми кризисными политическими и экономическими процессами.

В своём исследовании мы ставили целью определить причины возникновения такой ситуации в профессиональной деятельности выпускников вузов, а также возможные пути решения данной проблемы.

Методы исследования

Исследование основано на сочетании различных методов сбора и анализа данных. Эмпирическую базу составили результаты двух исследований. В рамках первого использован метод контент-анализа, позволивший выявить степень несоответствия профессиональной деятельности выпускников вузов профильному образованию. Основными источниками явились данные официальной статистики Федеральной службы государственной статистики (Росстат), крупнейших платформ онлайн-рекрутмента в России HeadHunter (hh.ru) и Rabota.ru, ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) за период 2021-2022 гг.

Второе исследование проведено методом анкетирования работодателей разных сфер деятельности города Новосибирска в целях выявления факторов, влияющих на принятие решения в пользу трудоустройства кандидата, не имеющего профильного образования. Преимущественно в анкетировании были задействованы работодатели с численностью сотрудников до 100 человек.

Результаты и выводы

По данным исследования Росстата [2], проведённого в 2021 году среди выпускников российских высших учебных заведений 2018-2020 г.г., почти треть (26,4%) не работает по специальности. Те же кто начал карьеру по профессии, в своей основе составили – врачи (92-97%), военные (94,8%), деятели культуры и искусства (83-95%), педагоги (85%), специалисты в сфере высоких технологий (70-86%), юристы (71,9%).

В 2022 году сайт для поиска работы, HeadHunter (hh.ru), провел опрос более 5,5 тысяч соискателей для определения процента работающих по специальности в период после получения высшего образования и представил следующие результаты [3]:

¾ около 40% респондентов не работают по той профессии, которую получили в вузе (большая часть - представители сфер экономики и управления, сервиса и туризма), а более трети из них даже не предпринимали попыток трудоустроиться по профессии;

¾ около 20% кандидатов некоторое время работали по специальности, но быстро перешли в другую отрасль (преимущественно в сферы производства и транспорта);

¾ среди студентов планируют развивать карьеру по своему профилю только 61%, а более 20% уверены, что уйдут в другую сферу деятельности.

Аналогичные исследования, приблизительно с такими же результатами, проводились в разное время сервисом для поиска работы «Rabota.ru» Согласно его данным только 34% опрошенных отметили, что работают по специальности, 23% респондента в прошлом работали по специальности и 43% не работали по специальности никогда [4].

Ключевым условием работы в дальнейшем по специальности является выбор профессии, заключающийся в определении человеком области профессиональной деятельности, которая станет для него источником существования и самореализации. Наиболее значимыми регуляторами выбора профессии являются мотивы – побудительные причины, управляющие поведением человека, и определяющие его направленность, организованность, активность и устойчивость [5].

Так, ВЦИОМ 24 января 2021 г. представил результаты общих исследований о влиянии на россиян различных факторов в процессе выбора профессии [6]. На выбор профессии нашими гражданами повлияли: личные увлечения и интересы (27%); стечение обстоятельств (22%); оплата труда (17%); престиж профессии и возможность карьерного роста (15%,); востребованность профессии на рынке труда (12%).

Интересен анализ влияния возраста и опыта на данный процесс, так:

– молодые люди в возрасте 18-24 лет выбирали профессию под влиянием увлечений и интересов (48%), размера оплаты труда и престижа (по 23%), востребованности профессии на рынке труда и в силу обстоятельств (по 13%);

– россияне в возрасте 25-34 лет руководствовались собственными интересами (32%), размером оплаты труда (23%), стечением обстоятельств (21%);

– граждане 35-44 года связывали выбор со стечением обстоятельств (32%), размером оплаты труда (20%), увлечениями (19%).

В остальных возрастных группах доля выпускников вузов сведена к минимуму.

Таким образом, рассмотренные факторы, позволяют констатировать важность выбора профессии в молодом возрасте, поскольку он осуществляется под влиянием личностных мотивов, а не внешних обстоятельств и опыта, свойственных старшему возрасту.

На основании анализа представленных данных о работе не по специальности можно выделить ряд причин, напрямую или косвенно влияющих на создавшуюся ситуацию:

¾ низкая востребованность профессии (низкий престиж);

¾ низкий доход в определённой профессии или во всей отрасли (системе, ведомству);

¾ трудности или отсутствие возможности построения карьеры;

¾ отсутствие или малый объём вакансий вследствие высокой конкуренции;

¾ ошибка в выборе учебного заведения или направления подготовки;

¾ выбор любого бесплатного высшего образования в ущерб выбору профессии;

¾ изменение взглядов на будущее в ходе учёбы или по её окончании;

¾ низкое качество образования, предоставляемое образовательной организацией;

¾ личные или семейные обстоятельства;

¾ уход на «фриланс» или хобби.

Если рассматривать более подробнее сферы деятельности (за исключением военной службы, в силу определённой специфики, заключающейся в особом нормативно-правовом регулировании и закрытости статистической информации), в рамках которых выпускники вузов получают профессию и связывают с ними своё будущее, то можно выстроить следующую последовательность:

¾ во-первых, медицина, требующая долгого и сложного процесса обучения. Обычно это осознанный выбор, сделанный не менее чем за 2-3 года до момента поступления. Приоритетом в выборе, вместе с увлечённостью выступает стабильный, часто высокий доход, статус в обществе, возможность построения карьеры и личностного роста;

¾ во-вторых, культура и искусство, в которых, выбравшие творческие профессии редко покидают их, и даже если меняют, то в этой же сфере деятельности. Большинство людей, относящих себя к творческой деятельности по прошествии определённого времени уже не могут работать в других отраслях, связанных со строгой производственной дисциплиной и жесткими служебными регламентами;

¾ в-третьих, образование и педагогическая деятельность, где учителями (в большей степени) и преподавателями (в меньшей степени) обычно становятся по призванию или семейной традиции. Эта деятельность требует определённых личностных качеств характера, присутствующих далеко не у всех абитуриентов, студентов и выпускников вузов. В отличии от учителей преподаватели имеют большую свободу в организации своей карьеры и заработка. В свою очередь престиж профессии учителя, как и стабильный достойный доход, благодаря целенаправленной политике государства в последние годы планомерно повышается;

¾ в-четвёртых, сфера высоких технологий в различных отраслях науки и производства, требующая хорошего технического образования. Выпускники связывают с профессиями в этой сфере возможность карьерного роста и самореализации, высокий доход, а также немаловажный фактор для молодых людей - элемент престижа. Последние события показывают целенаправленную деятельность государства по выводу данной сферы деятельности на передовые позиции в экономике страны.

Упуская среднюю составляющую (40-60%) большого перечня других профессий обратимся к самым проблемным из них (в исследовании Росстата [1]), по которым значительная часть выпускники вузов трудится не по специальности. Так к основным категориям таких профессий можно отнести:

¾ экономика и управление (32,4%) (10 специальностей);

¾ история и археология (32,6%) (3 специальности);

¾ языкознание и литературоведение (32,9%) (4 специальности);

¾ средства массовой информации и информационно-библиотечное дело (33,6%) (1 специальность);

¾ промышленная экология и биотехнологии (35,5%) (4 специальности);

¾ технологии легкой промышленности (37,1%) (5 специальностей);

¾ сервис и туризм (37,1%) (8 специальностей);

¾ ветеринария и зоотехния (39,9%) (2 специальности);

¾ изобразительное и прикладные виды искусств (40,8%) (4 специальности).

Дополнительно к рассмотренной статистике можно добавить отдельную категорию выпускников, прошедших целевое обучение, и обязанных по контракту отработать в организации определённый период времени.

Рассмотрим наиболее распространённые причины и предпосылки выбора выпускниками работы не по специальности [7].

Престиж профессии является одним из социальных регуляторов процесса профессионального самоопределения и для разных социальных и профессиональных групп он разный. Он может меняться в зависимости от объективных и субъективных обстоятельств, как например, включение профессии в высокий рейтинг различных специализированных агентств или в крупную государственную программу, как и исключение из них, изменение мнения о статусе данной профессии в обществе, изменение дохода в профессии, возможности построения карьеры, изменение взглядов на жизнь по мере взросления и получения образования и опыта молодым человеком.

ВЦИОМ в январе 2022 г. представил результаты исследования престижности профессий среди россиян [8]. Так, в общих результатах наиболее престижными названы профессии в сферах медицины (31%, 40% среди женщин), образования (19%, 26% среди женщин), IT-технологий (16%, 23% среди 25-34-летних), юриспруденции (13%), обороны и безопасности (силовики) и политики (по 9%).

В зависимости от возраста приоритеты распределились в следующем порядке. Так, у молодых россиян 18-24 лет превалируют сферы: медицина (32%), юриспруденция (20%), информационные технологии (16%), образование и инженерное дело различных отраслей (по 15%), оборона и безопасность (13%). Среди 25-34-летних популярны сферы - медицина (34%), информационные технологии (23%), образование (17%), юриспруденции и оборона и безопасность (по 15%), инженерное дело в различных отраслях (11%). В возрасте 35-44 года россияне чаще называли сферы медицины (25%), информационные технологии (19%), юриспруденции (12%), образования и оборона и безопасность (по 11%), профессии, связанные с госслужбой и строительством (по 10%).

За последние 15 лет динамика престижности профессий претерпела ряд изменений, например, произошло её увеличение в образовании в 5 раз, в сельском хозяйстве и инженерном деле в 4 раза, в здравоохранении и медицине в 3 раза, в сфере информационных технологий и строительстве в 2 раза, в обороне и безопасности в 1,5 раза. Не изменилось отношение в сферах культуры, науки и услуг. Снизилась престижность профессий в сферах экономики и управления, творческой в 2-3 раза, юриспруденции, предпринимательства и связанных с госслужбой в 2 раза.

Помимо экономических и социальных факторов, влияющих на поддержание высокого уровня престижа той или иной профессии, не стоит забывать и о роли образовательных организаций в этом процессе.

Высокий престиж определённых профессий повлёк за собой появление на рынке образовательных услуг новых востребованных образовательных программ, качество реализации которых напрямую влияло и на престижность высших учебных заведений. Большое конкурентное предложение образовательных программ по престижным профессиям внесло определённый вклад в дисбаланс рынка труда, создав высокую конкуренцию среди выпускников вузов, что в конечном счёте негативно сказалось на трудоустройстве большинства из них по специальности.

Заработная плата может быть, как второстепенным, так и главным фактором при выборе профессии. Но всё-таки, исходя из результатов опросов, мы видим, что большинство молодых людей прагматично смотрит в своё будущее и связывает свой доход в значительной степени с построением будущей карьеры. В большей степени это зависит от наглядного примера окружающих их близких людей, получающих удовлетворение не только от достойного заработка, ставшего возможным благодаря карьерному росту, но и от результатов своей деятельности, уважения в коллективе, профессиональных успехов и достижений, самореализации, психологического комфорта и уверенности в завтрашнем дне.

Выбор профессии по критерию заработка связан с определёнными рисками, так-как в современных условиях перехода к новым социальным и экономическим формам построения общества и развития новых технологий значение и престижность профессий может значительно меняться, и то, что привычно сегодня, через небольшой промежуток времени станет маловостребованным. Например, широкое внедрение цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности общества ставит под угрозу существование ряда профессий, основной формой которых было оказание услуг и обеспечение деятельности компаний. Так на наших глазах исчезает группа профессий, называемая в определённых кругах «офисный планктон», некогда дававшая хороший доход для молодых специалистов – выпускников вузов. На очереди - непомерно раздутый бюрократический аппарат органов государственной власти.

В феврале 2022 года ВЦИОМ представил исследование по профессиям, приносящих по мнению россиян высокий доход [9,10]. Наши сограждане считают наиболее доходными профессии: политика (19%); IT-специалиста и предпринимателя (по 13%), юриста (11%), специалиста банковской, газовой и нефтяной сфер, медицинского работника (по 10%).

В этом рейтинге за последние 15 лет поднялись профессии: в области управления (в 4 раза), специалиста и в сфере IT и транспорта (в 3 раза), в области медицины (в 2 раза), в энергетике и нефтегазовой промышленности (в 1,5 раза). Не изменились представления о доходности профессий в сферах торговли и услуг, образования, строительства и производственной. Стали считать менее доходными профессии в юридической, экономической сферах и государственной службе (в - 2 раза), в предпринимательской и банковской сферах (в 1,5 раза).

Выбор профессии у молодых людей по заработку во многом связан с пришедшим в нашу культуру в недалёком прошлом культом потребления, связанным с воспитанием квалифицированного потребителя, основным критерием успешности которого является размер дохода. Причём степень профессионализма в этой системе не играет никакой роли.

В погоне за высоким доходом работающие не по специальности в большинстве случаев упускают возможность заниматься любимым делом и самореализоваться в этой сфере. Работа «не по душе» вызывает психологический дискомфорт, снижает уровень самооценки и лишает стремления к саморазвитию.

Конкуренция на рынке труда имеет в своей основе социальное взаимодействие соискателей вакансии при их состязании за трудоустройство по определённой специальности. Уровень конкуренции играет большую роль при трудоустройстве молодых специалистов. Высокий уровень играет на руку работодателю, он позволяет осуществлять отбор более подготовленных специалистов и снижать расходы на заработную плату путём уменьшения должностных окладов или дополнительных выплат, что, как правило, не влияет на укомплектование вакансий. Такой уровень создаёт проблемы выпускникам вузов, не имеющих в достаточном количестве конкурентных преимуществ, заставляя их искать работу не по специальности. Низкий же уровень конкуренции, как правило, подразумевает под собой, в первую очередь, низкую престижность профессии и небольшой доход, что заставляет выпускников при трудоустройстве сомневаться в правильности выбора, за исключением тех, кто делал его осмысленно, в том числе обучаясь по целевому договору. Но в тоже время он даёт соискателю возможность получения различных преференций со стороны работодателя, а также первичного профессионального опыта необходимого для построения будущей карьеры в данной сфере деятельности.

Так портал hh.ru подготовил краткий обзор рынка вакансий на апрель-май 2022 года, в котором невооружённым глазом видны изменения на рынке труда, ставшие следствием последних общественно-политических и экономических изменений, происходящих в нашей стране и мире.

Текущая динамика вакансий Текущая динамика резюме

Рисунок 1. Динамика вакансий и резюме с января по май 2022 г.

Источник: составлено порталом hh.ru

Рисунок 2. hh.индекс за апрель 2022 г.

Источник: составлено порталом hh.ru

Наблюдая за динамикой hh.индекса за апрель 2022 года (hh.индекс - уровень конкуренции, который рассчитывается как отношение числа резюме к числу вакансий) можно констатировать, что озвученные нами выше предпосылки и причины проблем с трудоустройством выпускников вузов по специальности, связанные в основном с престижем, заработком и политикой образовательных организаций, носят объективный характер, что даёт возможность, учитывая направление векторов государственной политики в социальной и экономической сферах, осуществлять прогнозы конкуренции профессий и специальностей по различным направлениям деятельности.

Смена профессиональных предпочтений достаточно часто является одной из причин выбора работы не по специальности.

Так, проведенное в 2021 году совместное исследование МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ при участии швейцарской компании Destinus показало, что 39,3% студентов хотели бы сменить специальность при поступлении в магистратуру. Всего принимало участие в исследовании 2500 человек, из них - студенты 1–4-го курсов (57,8%), бакалавры (29,2%), магистранты и магистры (13%) [11].

Причины смены будущей специальности оказались следующими: за получение более престижной профессии высказалось 26,5%; 21,3% были не удовлетворены низким спросом на данную специальность на рынке труда; примерно 20% опрошенных обозначили несоответствие выбранной специальности уровню их развития и пожелали сменить её на более высокую по сложности и масштабам; 18,4% просто потеряли интерес к данной специальности.

Большинство исследователей и профессиональных аналитиков отмечают, что возникновение предпосылок к смене профессии или специальности в ходе и после обучения в высшей школе является следствием раннего профессионального самоопределения, культивируемого в школах в рамках новых подходов к организации современного общего образования, продвигаемых значительной частью отечественного научно-педагогического сообщества. Как показывает практика, разделение учеников по профильным классам происходит часто в период, когда у подростка ещё не сформировалось критическое мышление, и свой выбор он делает часто под давлением родителей или учителей будучи не готовым к нему.

Также распространёнными предпосылками к смене профессиональных предпочтений является желание молодёжи «быть в тренде», основными их разносчиками являются как правило социальные сети, в которых заинтересованными силами пропагандируется возможность достижения успеха молодыми людьми без затрат времени и усилий на получение профессионального образования. К примеру, уход на «фриланс», достаточно актуальный в последнее время у молодёжи, к сожалению, не даёт стабильного заработка и уверенности в будущем, возможности построения карьеры, навыков делового общения и работы в команде, возможности личностного и профессионального развития, что в конечном итоге создаёт проблемы при возможной смене сферы деятельности или создании своего бизнеса в будущем.

Обобщая влияние предпосылок на возникновение причин выбора выпускниками вузов работы не по специальности можно констатировать, что данная проблема имеет под собой как экономическую, так и социально-культурную основу.

Инициированное нами исследование мнения работодателей относительно трудоустройства соискателей не по специальности имело целью выявление факторов, влияющих на принятие решения в пользу трудоустройства кандидата, не имеющего профильного образования. В исследовании приняли участие 157 работодателей из разных сфер: торговля – 26,3%, производство – 15,8%, общественное питание и образование/наука по 10,5% соответственно, а также работодатели из сфер консалтинга, IT, медицины, банковского дела, логистики, государственной службы и др. Преимущественно в анкетировании были задействованы работодатели с численностью сотрудников до 100 человек (64,9%).

Среди существенных критериев для принятия решения о приеме на работу будущих сотрудников работодатели чаще всего отмечают не только сформированные профессиональные компетенции, но и развитые личностные качества кандидатов, так называемые «мягкие» компетенции или soft skills (значимость 9,21 и 8,54 баллов из 10 соответственно). Тогда как наличие профессионального опыта и отзывов/рекомендаций с предыдущих мест работы значимы для работодателей в меньшей степени (значимость 6,93 и 5,21 баллов из 10 соответственно).

Чуть более половины работодателей (56,1%) считают, что наличие профильного образования является значимым критерием при приеме на работу. И лишь четверть работодателей (24,6%) считают, что образование не так важно при условии наличия у кандидата профессионального опыта в необходимой сфере деятельности. Пятая часть работодателей (19,3%) определяет образование существенным критерием и не принимает кандидатов на работу, не имеющих профессионального образования, объясняя это тем, что в ходе получения профессионального образования по любому направлению подготовки кандидат в любом случае приобретает не только профессиональные компетенции, но и развивает личностные качества, так необходимые сегодня работникам.

Большинство опрошенных работодателей (63,2%) считают, что профильное образование важно только для определенных категорий должностей (для медицинского персонала, юристов, инженеров, бухгалтеров, учителей, рабочих специальностей) и лишь 22,8% из опрошенных утверждают, что оценивают наличие профильного образования при проведении оценочных процедур при приеме на работу.

Таким образом, большинство работодателей считают наличие профильного образования одним из главных критериев при приёме на работу, однако допускают и трудоустройство кандидата не по специальности.

Заключение

В сегодняшних социально-политических и экономических условиях турбулентности тенденция смены профессии или специальности по различным причинам скорее всего снизится ввиду неопределённости динамики рынка труда, но по мере стабилизации экономической обстановки данная проблема опять даст о себе знать [12].

Что же можно предпринять для снижения данного феномена, отрицательно влияющего как на рынки труда и образовательных услуг, так и на социально-психологическое состояние студентов и выпускников вузов [13].

Во-первых, требуется активное участие государства в повышении престижа профессий, необходимых для ускоренного социально-экономического развития страны, на примере IT-отрасли, а также продуманного подхода к формированию государственного и регионального заказов по подготовке специалистов различных сфер деятельности. На государственном уровне нужна качественная пропаганда, направленная на создание у молодых людей устойчивого положительного отношения к трудовой деятельности, осознание возможности самореализации и построения карьеры в любой понравившейся профессии, понимание важности сохранения семейных трудовых традиций и уважения к любому труду и т.д.

Во-вторых, ввиду смены экономической модели развития страны и изменении востребованности как отдельных профессий, так и целых сфер деятельности, необходим пересмотр взглядов отечественным научно-педагогическим сообществом на организацию профильного обучения школьников, дав детям возможность разностороннего развития и осознанного выбора направления своей будущей профессиональной деятельности.

В-третьих, важно добиться понимания образовательными организациями степени ответственности за уровень подготовки выпускников и их будущее трудоустройство, основанной на детальном анализе состояния рынков труда и образовательных услуг, государственного и регионального заказов, поставив во главу угла концепцию качественного образования.

В-четвёртых, уровень общего и последующего высшего образований должен позволять выпускнику, пройдя подготовку по программам дополнительного профессионального образования, при необходимости, сменить профессию или специальность с минимальными для себя потерями в карьере и заработке.

Основа решения данной проблемы лежит в плоскости взаимодействия государства, общества и бизнеса в вопросах общего и профессионального образования, трудоустройства и создания благоприятной атмосферы профессиональной самореализации выпускников вузов.


Источники:

1. Антонова Г.В., Мирзабалаева Ф.И., Бондарчук А.Г. Проблемы трудоустройства выпускников образовательных организаций в условиях пандемии коронавируса // Экономика труда. – 2020. – № 12. – c. 1249-1268. – doi: 10.18334/et.7.12.111230.
2. Итоги выборочного обследования рабочей силы. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 25.12.2022).
3. Больше половины студентов планируют работать по специальности. Hh.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://hh.ru/article/25298 (дата обращения: 25.12.2022).
4. HR аналитика: используют ли компании HR аналитику. Press.rabota.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://press.rabota.ru/66-rossiyan-rabotayut-ne-po-spetsialnosti (дата обращения: 15.12.2022).
5. Балганова Е.В. Изучение мотивации выбора профессии у первокурсников // Актуальные проблемы профориентологии на современном этапе развития общества: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2020. – c. 3-7.
6. Профессия, которую мы выбираем: факторы и мотивы решения. Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/professija-kotoruju-my-vybiraem-faktory-i-motivy-reshenija (дата обращения: 15.12.2022).
7. Лопатина М.В., Леонова Л.А., Травкин П.В., Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Выпускники среднего профессионального и высшего образования на российском рынке труда. / Информационный бюллетень. - М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2020. – 72 c.
8. Престижные профессии: вчера, сегодня… завтра?. Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/prestizhnye-professii-vchera-segodnja-zavtra (дата обращения: 06.01.2023).
9. О работе и зарплате. Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/o-rabote-i-zarplate (дата обращения: 26.12.2022).
10. Абрамов К. Комплексный мониторинг рынка труда. Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/fileadmin/user_upload/presentations/2022/2022-03-17_Abramov_K.V.Kompleksnyi_monitoring_rynka_truda.pdf (дата обращения: 26.12.2022).
11. Почему студенты все чаще меняют специальность при поступлении в магистратуру. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/career/articles/2021/07/20/878782-studenti-magistraturu (дата обращения: 25.12.2022).
12. Россия: почему миллионы выпускников работают не по специальности?. Issek.hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/press/217256382.html (дата обращения: 25.12.2022).
13. Агранович М.Л., Дренёва А.А. Расширение масштабов третичного образования в мире и положение молодежи на рынке труда // Образование и наука. – 2022. – № 8. – c. 116-137. – doi: 10.17853/1994-5639-2022-8-116-137.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 04:24:25