Теоретические, методологические и целевые установки системы анализа устойчивого развития субъектов предпринимательства

Гузей В.А.1
1 Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Статья в журнале

Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность (РИНЦ)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать:
Гузей В.А. Теоретические, методологические и целевые установки системы анализа устойчивого развития субъектов предпринимательства // Социальное предпринимательство и корпоративная социальная ответственность. – 2023. – Том 4. – № 2. – С. 75-86. – doi: 10.18334/social.4.2.117028.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54744659

Аннотация:
Современные тенденции развития экономической ситуации в России, выступающей на международной арене преимущественно в качестве сырьевого поставщика природных ресурсов, свидетельствует о низком технологическом уровне развития на фоне развитых стран мира. Отсутствие эффективных сдвигов качественного характера накладывает определенные ограничения, в разрезе осуществления необходимых функциональных и структурных изменений, требующихся для обеспечения экономического развития страны в разрезе концепции устойчивого развития. Существует большой разрыв в количестве исследований, проводимых в отношении сущностных аспектов и моделей экологического и социального развития. Следует отметить, что достижение высокого уровня устойчивого развития компаний требует разрешения вопросов, возникающих в отношении всех составляющих. Невозможно избирательно сосредоточиться на решении некоторых существующих проблем, поскольку лишь комплексный подход к решению вопросов достижения высокого уровня устойчивого развития в состоянии в полной мере реализовать потребности в развитии не только бизнес-структур, но и бизнес-сообщества в целом.

Ключевые слова: предпринимательство, устойчивое развитие, анализ, экологическое развитие, социальное развитие

JEL-классификация: L26



Введение. В настоящее время существует совокупность проблемных аспектов, в рамках российской экономики, требующих обоснованного и детально разрешения:

– существенное отставание нормативно-правового обеспечения корпоративных стандартов стратегического управления;

– противоречия в регулировании производственной деятельности на макро и микроуровне;

– необходимость обеспечения своевременной адаптации инструментария государственного регулирования и адекватных институциональных преобразований, в рамках динамично развивающихся рыночных процессов;

– потребность в обеспечении механизмов, способствующих поддержанию необходимого баланса между экономикой и экологией;

– формирование методологических аспектов, эффективной методики, а также механизма, обеспечивающего исследование достигнутого уровня устойчивого развития организаций.

Методология исследования. Существует большой разрыв в количестве исследований, проводимых в отношении сущностных аспектов и моделей экологического и социального развития. В основном в этом направлении активнее работают иностранные специалисты. В нашей стране указанные наработки получили сравнительно недавнее развитие.

По мнению Г.Б. Клейнер изучение институциональной составляющей в России также только набирает обороты, тогда как исследование вопросов взаимодействия общества, государства и бизнес-структур, в рамках зарубежных публикаций имеет детальную проработку [6]. По мнению ряда авторитетных экономистов, (В.Н. Бурков, Д.А. Новиков, А.В. Щепкин), совокупность вопросов социального и экологического характера, требующих разрешения также не имеет детального отображения в исследованиях российских ученых, хотя динамика ликвидации указанных проблем сопряжена с воздействием процессов глобализации и интеграции, и усугубляется последствиями мирового экономического кризиса [3].

Анализ данных официального сайта ВАК России [10] показывают, что за период с 2017 по 2021 годы было подготовлено и представлено к защите 50 диссертаций (Таблица 1), где предметом исследования являлось устойчивое развитие либо организации, либо конкретного сектора экономики, либо региона. В основном работы были подготовлены по специальности 08.00.05 Экономика и управление, вообще нет диссертаций, затрагивающих аналитические аспекты. Хотя в части развития методологии комплекса методов оценки, анализа, прогнозирования устойчивости экономической деятельности организации есть определенные проблемы, требующие научного исследования.

Таблица 1 – Информация о подготовленных научно-квалификационных работах, представленных к защите и посвященных устойчивому развитию организации [10]

Специальность
2017г.
2018г.
2019г.
2020г.
2021г.
Итого
08.00.05 Экономика и управление
5
5
14
6
15
45
08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
1
-
2
2
-
5
08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
-
-
-
-
-
-
Итого
6
5
16
8
15
50

Авторы предприняли попытку части устранить недостатки, существующие в теории и методических положениях комплексного экономического анализа устойчивости развития организации.

Результаты. Значительное число ученых в наши дни, в качестве основы общественного развития признает концепцию устойчивого развития, в разрезе ее основных составляющих: экономической, экологической, социальной, институциональной и информационной. И. Башмаков считает, что основополагающим фактором устойчивого развития выступает осуществление инвестирования в приоритетные социальные проекты в сфере здравоохранения и спорта, образования и науки, развитие социальной инфраструктуры [2]. Той же позиции практически придерживается коллектив авторов, под руководством Н.Ф. Глазовского делая вывод, что реализация мероприятий по обеспечению высокого уровня доходов населения будет способствовать осуществлению функций инвестирования со стороны частного бизнеса [11].

Можно согласиться с М.В. Макаренко, О.М. Махалиной, С.Ю. Чмель, А.Е Сидоровой, которые полагают, что современными тенденциями осуществления регулирования социальных процессов в общемировом масштабе выступают следующие [9,13]:

– возникновение кризисной ситуации, сложившейся в конце 20-го века, в рамках существовавшей идеи «социального государства»;

– увеличение расходов бюджетов на социальные программы, что требует дополнительного привлечения финансовых ресурсов в социальную сферу;

– сокращение предпринимательской активности, в связи с нерациональной организацией структуры социальных расходов;

– в целях обеспечения социальной политики, осуществляется разработка и реализация механизмов, регулирующих партнерство государства и бизнес-структур.

Увеличение расходов на социальную сферу, обусловленное ростом потребностей общества, вступает в противоречие с необходимостью соблюдать бюджетную дисциплину. В Российской Федерации основополагающими тенденциями осуществления государственного регулирования социальной сферы выступают следующие:

– доминирующее значение государства, в качестве регулятора и основного поставщика благ общественного характера;

– для производства общественных благ производится осуществление контрактации государственных заказов частным промышленным сектором;

– в рамках экономического регулирования осуществляется сближение государственного и частного секторов;

– повышение интереса обеспечению корпоративной социальной ответственности;

– рост значения некоммерческих организаций, а также социальных групп локального характера.

В настоящее время исследования ученых-экономистов сконцентрированы на выделении внутренних и внешних противоречий, в рамках систем, а также факторов, оказывающих воздействие на управление системами. Однако, неразработанными на наш взгляд, остаются вопросы, касающиеся определения воздействия, оказываемого на системы со стороны потоков, имеющих информационный и временной характер, выступающих в качестве специфических составных элементов совокупности ресурсов систем. Указанное справедливо, поскольку исследование вопросов, касающихся принятия научно обоснованных управленческих решений невозможно, если только ограничиваться изучением финансовых и материальных ресурсов, поскольку в круг исследования необходимо включить информационные факторы.

При осуществлении социальной политики требуется разработка новых моделей, обеспечивающих взаимодействие государства, социума и бизнес-структур (Publiс Private Partnetship), а также устранения противоречий между двумя диаметрально противоположными моделями: консервативной, преследующей жесткие рыночные ограничения, а также либеральной, сочетающей социально-демократические воззрения [5].

Существенное воздействие на процесс создания производственных ресурсов оказывает экология, что обусловливается чрезмерным разрушительным воздействием производственной деятельности и нарушением природного равновесия, что в конечном итоге негативно отразится на развитии производительных сил [8,16]. В современных условиях, наряду с экономическим кризисом, происходит повсеместное развитие глобального экологического кризиса. Данному процессу способствуют следующие причины [8,16,1,4,7,14,17,18]:

– активное функционирование различных производств, которые в большей мере способствуют негативному воздействию на природу и окружающую среду;

– расширение масштабов применения месторождений нефти, угля, газа, урана, железной руды и т.д., а также минеральных ресурсов;

– стремительное загрязнение водных ресурсов, посредством активизации поверхностного стока, а также промышленными, бытовыми, и сельскохозяйственными сточными водами;

– активизация деятельности человека по осушению земель для разнообразных нужд, а также необоснованных изменений речных русел, вызывающих отрицательное воздействие на земной ландшафт;

– многократное увеличение процесса распахивания земель, в ходе применения упрощенной технологии осуществления земледелия, а также использование недостаточно надежных систем защиты эксплуатируемых почв;

– превалирующие темпы роста лесозаготовительных работ над темпами роста восстановления лесных ресурсов.

Осуществление необходимых преобразований, в целях обеспечения наиболее стабильного функционирования хозяйствующих субъектов в России, обусловливается потребностями производителей и потребителей продукции (Таблица 2).

Таблица 2 – Потребности экономического и социального характера у потребителей и производителей продукции, с позиции экологической составляющей

Категория, для которой необходимо выделение экологических потребностей
Экономическая сфера
Социальная сфера
Потребители
– возможность приобретать продукты и иные товары, обладающие экологической чистотой;
– обеспечение населения средствами индивидуальной защиты от загрязнений окружающей среды
– обеспечение потребителей информационными источниками, в отношении экологичности потребляемых товаров, продукции, работ и услуг;
– повсеместность размещения экологических информационных источников;
– информирование потребителей, в отношении важности сохранения экологии в зоопарках, заказниках, заповедных и и рекреационных зонах
Производители
– применение техники и технологии, ориентированной на использование экологических стандартов;
– возможность использования новых видов сырья и ресурсов, а также услуг, имеющих экологическую направленность
– требование соблюдения экологичности любого производства;
– формирование образовательных стандартов в рамках экологии;
– повсеместность распространения информации, в разрезе вырабатываемой продукции, проведения экологического аудита и консалтинга
Источник: Составлено автором

Обеспечение экологичности производимых и потребляемых товаров, продукции, работ и услуг, как производителями, так и потребителями, позволит осуществить структурные сдвиги, в рамках кругооборота: «совокупный спрос → совокупное предложение → совокупные доходы». Главным фактором, способным регулировать указанный процесс выступает государство [12]. Именно государство, как мощнейший регулятор, в состоянии применить институциональные, финансово-экономические и административные механизмы, сформировать стимулирующие предпосылки формирования экологических потребностей социума, с тем, чтобы превратить его в устойчивый спрос. Подобная постановка вопроса вызывает потребность в формировании совокупности государственных регуляторов преобразования спроса [15]. Исходя из проблемных моментов реализации в Российской Федерации признанной на международном уровне концепции устойчивого развития, в разрезе её пяти составляющих, обоснована необходимость в определении условий развития российских предприятий в отношении составляющих устойчивого развития (Таблица 3).

Таблица 3 – Совокупность условий развития российских предприятий, в отношении экономической, социальной, экологической институциональной и информационной составляющих устойчивого развития

Условия функционирования экономических субъектов в РФ, внешнего характера
Экономические условия
– отсутствие реальных механизмов борьбы с коррупционной составляющей;
– отсутствие интереса социума, в разрезе практических аспектов поддержания окружающей среды;
– сокращение реальных доходов населения;
– отток капитала из страны;
– стратегия развития страны определяется ориентацией на экспорт сырьевых ресурсов;
– высокий уровень концентрации вредных производств;
– отсутствие действующих механизмов модернизации очистных сооружений;
– отсутствие реальной системы контроля за качественными характеристиками атмосферного воздуха; - отсутствие предпосылок для формирования образовательных стандартов в рамках экологии
Социальные условия
– расслоение социума, в разрезе экономически активной части населения;
– процессы оптимизации, сформировавшие предпосылки для отказа от функционирования системы образования и здравоохранения как бесплатных сфер;
– отсутствие у населения уверенности «в завтрашнем дне», отсутствие равенства всех перед законом;
– снижение в обществе уровня моральных и этических установок
Экологические условия
– отсутствие единых методических подходов к установлению максимально допустимого воздействия на экологию;
– отсутствие согласованности стран по согласованному соблюдению экологических норм;
– отсутствие соглашений об информировании мирового сообщества, в рамках экологических проблем
Институциональные условия
– потребность о обеспечении прозрачности взаимоотношений организации с институтами;
– необходимость облегчения доступа к пакетам услуг, предоставляемым институтами;
– потребность в ликвидации коррупции
Информационные условия
– необходимость развития новых информационных технологий в процессе функционирования предприятий;
– потребность в ускорении процессов обработки и передачи информации
Условия функционирования экономических субъектов в РФ, внутреннего характера
Экономические условия
– потребность в наращивании технологических взаимосвязей;
– необходимость в наращивании объемов выпускаемой рентабельной продукции;
– необходимость обеспечения неуклонного роста конкурентоспособности инвестиционной привлекательности
Социальные условия
– отсутствие механизмов реализации социального потенциала сотрудников предприятия;
– отсутствие механизмов социальной безопасности и защиты персонала;
– обеспечение социальной поддержки уязвимых категорий населения
Экологические условия
– нерациональное потребление имеющихся энергоресурсов;
– отсутствие системы использования предприятиями технологий водосберегающего характера;
– отсутствие механизмов обеспечения потребителей информационными источниками, в отношении экологичности потребляемых товаров, продукции, работ и услуг;
– недостаточное информирование потребителей, в отношении важности сохранения экологии в зоопарках, заказниках, заповедных и и рекреационных зонах
– невыполнение соблюдения экологичности любого производства;
– отсутствие повсеместного распространения информации, в разрезе вырабатываемой продукции, проведения экологического аудита и консалтинга
Институциональные условия
– необходимость соблюдения правил и норм функционирования организаций;
– потребность выполнении норм внутреннего аудита, профсоюзной организации и др.;
Информационные условия
– необходимость повышения информационной прозрачности бизнеса;
– потребность в новых навыках и квалификации сотрудников предприятия
Источник: Составлено автором

Заключение. В настоящее время исследования ученых-экономистов сконцентрированы на выделении внутренних и внешних противоречий, существующих в функционировании систем, а также факторов, оказывающих воздействие на их управление. Недостаточно работ, в которых исследуются теоретические, методологические и целевые установки системы анализа устойчивого развития организации.

Благополучие в предпринимательстве по большей части обусловливается последовательностью административных решений, порождаемых менеджментов компаний. Тем не менее, довольно часто вердикт, выносимый руководством, не имеет надлежащего с экономической точки зрения обоснования. Мониторинг устойчивого развития экономического субъекта выполняется аналитиками не всегда. Если все же такое происходит, то специалисты в ходе анализа не применяют прогрессивный методический инструментарий, соответствующий цифровой экономике. Чаще всего проводят оперативный анализ, в ходе которого идентифицируются только внутрихозяйственные резервы. Вместе с тем, стейкхолдеры нуждаются в информации не только для принятия управленческих, экономических решений в настоящем, но и для прогнозной деятельности в отношении будущего экономического, социального и экологического движения вперед. С этой целью нужно проводить не только оперативный анализ, но стратегический.

В современных условиях наблюдается накопление вопросов в сфере достижения устойчивого развития, требующих разрешения. Наряду с экономическими, экологическими и социальными вопросами, в настоящее время возникла потребность в разрешении проблем развития экономических субъектов институционального и информационного характера. В ходе исследования были определены вопросы, требующие разрешения в рамках всех составляющих устойчивого развития.

Трудности в экономическом, экологическом и социальном развитии бизнеса, нельзя преодолеть, без проведения анализа устойчивого развития организации, который представляет собой разновидность экономического анализа деятельности организации, позволяющую выявить изменения в рамках исследуемой системы, охарактеризовать ее способность к обеспечению поступательного, динамического роста, одновременно обладая способностью к сохранению равновесных и сбалансированных её составляющих, как в настоящее время, так и в обозримом будущем, нивелируя отрицательное воздействие как внутри системы, так и за её границами. Важно было в ходе исследования не только сформулировать понятие «анализ устойчивого развития», но и установить его целевую установку, задачи, объекты, предмет и другие его элементы, что получило отображение в данном исследовании.


Источники:

1. Бганба-Церера В.Р. Экологическая проблема: социально-философские основания и пути решения. - М.: РАУ, 1993. – 77 c.
2. Башмаков И. Энергетика России: стратегия инерции или стратегия эффективности // Вопросы экономики. – 2007. – № 8. – c. 104-122. – doi: 10.32609/0042-8736-2007-8-104-122.
3. Бурков В.Н., Новиков Д.А., Щепкин А.В. Механизмы управления эколого-экономическими системами. - Москва: Физматлит, 2008. – 244 c.
4. Данилов-Данильян В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие. / Монография. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 414 c.
5. Клейнер Г.Б. Государство, общество, бизнес: взаимодействие в целях модернизации. / В книге: Россия в глобализирующемся мире: модернизация российской экономики. - М.: Наука, 2007. – 24 c.
6. Клейнер Г.Б. и др. Стратегия модернизации экономики России: теория, политика, практика реализации. / Монография. - Москва: Современная экономика и право, 2011. – 363 c.
7. Кондратьев К.Я., Крапивин В., Лакаса Х., Савиных В. Глобализация и устойчивое развитие: экологические аспекты: введение. - Санкт-Петербург: ВВМ, 2010. – 255 c.
8. Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие. Научные основы проектирования в системе природа-общество-человек. / Учебное пособие. - СПб., М., Дубна: Гуманистика, 2002. – 616 c.
9. Макаренко М.В., Махалина О.М., Чмель С.Ю. Методология оценки уровня устойчивого развития предприятия // Вестник химической промышленности. – 2011. – № 4. – c. 167-187.
10. Официальный сайт ВАК при Министерстве науки и высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/adverts_list#tab=_tab:advert~.
11. Глазовский Н.Ф., Сдасюк Г.В., Горшков С.П., Стрелецкий В.Н., Писарев В.Д., Соколов В.И. и др. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. / К 10-летию Конф. ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де Жанейро, 1992 г.: Монография. - М.: Изд-во КМК, 2002. – 444 c.
12. Садков B., Греков И. Об оптимальных размерах участия государства в экономике // Общество и экономика. – 2006. – № 11-12. – c. 57-77.
13. Сидорова А.Е. Устойчивое развитие общества как фактор социальной стабильности // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 5. – c. 195-198.
14. Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству. - М.: Логос, 2002. – 192 c.
15. Фукуяма Ф. Сильное государство: управление и мировой порядок в XXI веке. - Москва: АСТ; Владимир: ВКТ, 2009. – 222 c.
16. Хандогина Е.К., Герасимова Н.А.. Хандогина А.В. Экологические основы природопользования. / Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - Москва: Форум: Инфра-М, 2007. – 158 c.
17. Usenko L.N., Usenko A.M., Guzey V.A., Bidzhieva A.S. Analysis of Management Paradigms in the Contemporary Finance Theory // Strategies and trends in organizational and project management: Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems» Том 380. Rostov-on-Don, 2022. – p. 645-650.– doi: 10.1007/978-3-030-94245-8_88.
18. Usenko L.N., Guzey V.A., Bidzhieva A.S. Modern Opportunities for Optimizing Business Processes to Achieve Sustainable Development // Strategies and trends in organizational and project management: Сер. «Lecture Notes in Networks and Systems» Том 380. Rostov-on-Don, 2022. – p. 138-150.– doi: 10.1007/978-3-030-94245-8_19.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:06:34