Система оценки качества образования как механизм государственного управления

Сюпова М. С., Халикова С. С

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 1 (Январь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

В современном мире образование выступает одной из ключевых площадок конкуренции стран за экономическое и политическое влияние в мировом пространстве, а также является важнейшим фактором долгосрочного экономического роста, социальной стабильности государства, культурного и духовного развития общества. Образование играет решающую роль в формировании человеческого и интеллектуального потенциала, что определяет способность страны к созданию и внедрению инноваций и передовых технологий, обеспечивает экономический и технологический суверенитет государства.

Общее образование является фундаментальным звеном российской системы образования, где индивид получает базовые знания, умения и навыки, которые в дальнейшем определяют его профессиональный выбор и степень участия в общественном развитии страны. Поэтому качество общего образования является стратегическим приоритетом и одним из важнейших направлений государственной политики в Российской Федерации. Указы Президента РФ [1,2] послужили основной для разработки и реализации национального проекта «Образование», который призван обеспечить «вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования». В рамках реализации проекта строятся новые объекты образования (школы в сельской местности и малых городах, коррекционные школы, детские технопарки "Кванториум" и др). Практически во всех школах страны происходит обновление инвентаря, оборудования, компьютерной техники, спортивного инвентаря, программного софта. Столь масштабное обновления и расширения инфраструктуры является необходимым условием для повышения качества образования и адаптации системы образования к постоянно изменяющимся потребностям общества. Наряду с этим, в современном механизме государственного управления образованием постоянно обновляется и совершенствуется инструментарий, который позволяет органам власти осуществлять мониторинг и получать необходимую информацию о качестве образования в разрезе предметов, общеобразовательных учреждений, регионов. Результаты регулярных оценок служат основанием для принятия эффективных управленческих решений, направленных на постоянное повышение качества общего образования в стране и перехода российского образования на новый уровень развития.

Целью исследования является анализ и структуризация совокупности инструментария, формирующего современную систему оценки качества общего образования в Российской Федерации. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- выделить основные цели и задачи государственных органов власти, обуславливающих необходимость формирования единой общегосударственной системы оценки качества образования;

- раскрыть содержание и целевые установки проводимых оценок, а также предложить систему их структуризации.

Научная новизна заключается в разработке подхода, позволяющего систематизировать инструменты общегосударственной системы оценки качества общего образования путем их объединения в группы в зависимости от объекта оценки: образовательные достижения обучающихся, деятельность образовательной организации, эффективность системы образования субъекта РФ.

В работе использованы методы общенаучного познания (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, индукция и дедукция) и методы прикладного исследования (системный подход, графический анализ и т.д.).

Качество образования: содержание и критерии оценки

В соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам(ФГОС), федеральным государственным требованиям(ФГС) и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [3]. Анализ данного определения позволяет выделить основные аспекты, раскрывающие содержание исследуемой категории.

Во-первых, в современном понимании «качество образования» не тождественно «качеству образовательной услуги» или «результатам образовательной деятельности». Оно представляет собой «комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося». В научной литературе исследователи по-разному раскрывают его содержание. Так, Остапенко Д. К., Носкова Е. А. считают качество образования отражает «результаты воспитательно-образовательного процесса, овладение учащимся базовыми составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими знаниями для психологического, физического и нравственного развития» [4]. Некоторые исследователи отмечают, что качество образования представляет собой обобщённую меру эффективности функционирования образовательной системы [5]. Богданова М. М. относит к качеству образования уровень достигнутых результатов, а также уровень организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, условия, в которых он протекает [6]. Нередко комплексность качества образования рассматривают как «процесс, условия и результат образовательной деятельности» [7, 8].

Во-вторых, образовательная деятельность должна соответствовать не только нормативным требованиям ФГОС и ФГТ, но и запросам потребителей образовательных услуг. Данная формулировка задает целевые ориентиры и определяет, что качественным является образование, которое соответствует не только нормативным требованиям, но и социальным, личностным потребностям. В связи с этим процедуры выявления существующих потребностей и создание условий для их реализации приобретают особую значимость в системе управления образованием.

В научной литературе представлены различные точки зрения относительно критериев оценки качества образования. Петунгин О. В. рассматривает оценку качества образования «процесс определения степени соответствия измеряемых образовательных результатов требованиям федеральных образовательных стандартов» [9]. По мнению Ковалевой С. Г. основными ориентирами для оценки качества общего образования должны использоваться не только национальные требования, установленные ФГОС, но и международные стандарты [10]. Некоторые авторы считают, что качество образования должно отслеживать качество процесса образования, а не только результатов, анализировать «каким образом организована образовательная деятельность, какие образовательные технологии применяются и насколько они эффективны» [8].

Качество образования представляет собой комплексную характеристику образовательной деятельности, поэтому система его оценки должна охватывать различные аспекты его содержания.

Инструменты и структура системы оценки качества общего образования в России

Система оценки качества образования является одной из ключевых составляющих механизма государственного управления образованием, которая нацелена на решение следующих целей и задач. Во-первых, система оценки качества образования выступает инструментарием для регулярной проверки соответствия деятельности образовательных организаций установленным требованиям и нормативам, которую осуществляют органы контрольно-надзорной деятельности. В Российской Федерации основные полномочия в данной сфере переданы Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), а также подведомственным ему учреждениям, (Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) и Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО), осуществляющим разработку контрольно-измерительных результатов и координацию проводимых исследований. Во-вторых, создание общегосударственной системы оценки качества образования позволяет органам власти обеспечить единство оценочных процедур, критериев и методов оценки на территории всей страны. Во-третьих, единая, установленная система оценок позволяет органам власти получать объективную, достоверную и полную информацию о текущем состоянии системы общего образования, выявлять существующие проблемы и оперативно принимать управленческие решения, направленные на повышение качества образования, т.е. управлять качеством.

В настоящее время система оценки качества образования в России представляет собой совокупность диагностических и оценочных процедур, которые в зависимости от объекта оценки можно объединить в следующие группы. Первая группа содержит процедуры, оценивающие образовательные достижения обучающихся. Оценочные процедуры второй группы позволяют определить соответствие деятельности образовательной организации нормативным требованиям государства и существующим запросам потребителей. Объектом оценки третьей группы является система образования субъекта РФ. На рисунке 1 представлены оценочные процедуры, формирующие каждый из выделенных групп.


Оценка образовательных
достижений обучающихся

ЕСОКО
государственная итоговая аттестация (ЕГЭ в 11-х классах и ОГЭ в 9-х классах)
промежуточные срезы знаний (ВПР и НИКО)
международные сравнительные исследования оценки качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS и др.)




Оценка деятельности
образовательной
организации
Государственная регламентация
лицензирование образовательной деятельности
государственная аккредитация образовательной деятельности/аккредитационный мониторинг
независимая оценка качества образования (НОКО)



Оценка эффективности системы образования субъекта РФ

индекс качества общего образования
Источник: составлено авторами

Рис. 1. Система оценки качества общего образования в РФ

С целью мониторинга образовательных достижений школьников в России сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая включает в себя независимые объективные формы оценки и обеспечивает единый подход к проведению государственной итоговой аттестации (ЕГЭ, ОГЭ), промежуточных срезов знаний (всероссийские проверочные работы (ВПР), национальные исследования качества образования (НИКО)) и международных сравнительных исследований (PISA, TIMSS, PIRLS и др.). Основной целью создания ЕСОКО является совершенствование системы управления качеством образования в России, которая позволяет общеобразовательным организациям проводить самодиагностику и выявлять существующие проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний детей [11].

Наиболее важной аттестационной процедурой является единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это обязательный экзамен для всех выпускников школ и, одновременно, основная форма вступительных экзаменов в ВУЗы. При проведении ЕГЭ на территории всей страны применяются однотипные задания и единые методы оценки работ. Такой подход повышает объективность оценки качества образования и позволяет обеспечить равенство условий для получения высшего образования. Государственную итоговую аттестацию проходят также выпускники 9-х классов, которые сдают основной государственный экзамен (ОГЭ). ОГЭ по характеру проведения во многом схожа с ЕГЭ и позволяет ребенку после получения аттестата об основном общем образовании продолжать обучение в старших классах либо в учреждениях среднего профессионального образования.

На протяжении обучения (4-8 классы) осуществляется мониторинг знаний школьников по разным предметам при помощи всероссийских проверочных работ (ВПР) и национальных исследований качества образования (НИКО). ВПР представляют собой ежегодные контрольные работы, которые включают задания, проверяющие наиболее значимые для подготовки обучающихся элементы по каждому общеобразовательному предмету. ВПР призваны формировать единые ориентиры и стандартизированный подход в оценке результатов обучения, что обеспечит объективность результатов мониторинга исполнения требования ФГОС [12, 15].

Национальные исследования качества образования (НИКО) предусматривают регулярные исследования (не реже 2 раз в год) качества образования, оценивающих личностные, предметные и метапредметные результаты обучающихся, а также уровень их функциональной грамотности. НИКО является выборочным исследованием и организован таким образом, что результаты исследования позволяют проводить сравнительную оценку об общем уровне знаний у школьников в регионах со схожими условиями и в стране в целом. Одной из основных целей НИКО является выявление воспитательного потенциала образовательных организаций [11].

С 1990-х годов Российская Федерация является участником международных сопоставительных исследований, которые проводятся Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA) и Департаментом по образованию и навыкам ОЭСР (OECD) [11]. Международные исследования оценивают знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет (PISA), анализируют тенденции в математическом и естественно-научном образовании (TIMSS), исследуют качество чтения и понимания текста (PIRLS), проводят оценку школьной образовательной среды, условий профессиональной деятельности и развития учителей (TALIS). Участие российских школьников в международных исследованиях позволяет оценивать качество образования на международном уровне и принимать обоснованные решения о реформировании содержания образования, модернизации образовательных стандартов в соответствии с мировыми тенденциями развития образования.

Деятельность образовательной организации традиционно находится в поле зрения государственных органов власти. Основным инструментарием, оценивающим соответствие деятельности учреждений установленным федеральным нормам и нормативам, является государственная регламентация образовательной деятельности, которая предусматривает обязательное прохождение образовательными организациями процедуры лицензирования и государственной аккредитации.

Лицензирование образовательной деятельности представляет собой форму государственного контроля, которая осуществляется с целью повышения качества образовательных услуг на основе проверки условий безопасности осуществления образовательной деятельности. Лицензия дает право организациям осуществлять образовательную деятельность и быть полноценным участников рынка образовательных услуг. Для получения лицензии организация должна иметь законном основании здания, строения и сооружения, их соответствующее материально-техническое обеспечение. Условия оказания образовательных услуг должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям [3]. Государственная аккредитация нацелена на оценку содержания учебных планов и образовательного процесса требованиям ФГОС. С 2022 года механизм государственной аккредитации претерпел существенные изменения. В настоящее время надзорные органы осуществляют оценку качества образования на основе аккредитационного мониторинга, т.е. систематического стандартизированного наблюдения за выполнением образовательными организациями аккредитационных показателей [13]. Аккредитационные показатели утверждены в разрезе ступеней школьного образования и позволяют оценить кадровый потенциал образовательной организации, качество подготовки обучающихся и состояние образовательной среды.

С принятием в 2012 году Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» деятельность образовательных организаций становится объектом общественного контроля, который проводится в форме независимой оценки качества образования (НОКО). Независимая оценка качества образования нацелена на обеспечение потребителей образовательных услуг и иных участников отношений в сфере образования полной и объективной информацией о качестве и условиях оказания образовательных услуг. В основу НОКО положено 5 критериев, позволяющих оценить полноту и открытость информации о деятельности образовательных организаций, комфортность условий для обучающихся, доброжелательность и вежливость работников, а также доступность образовательных услуг для инвалидов и иных лиц с ОВЗ [14]. В отличие от государственной регламентации образовательной деятельности, НОКО проводится не государственными органами власти, а специально созданными общественными советами при активном участии независимых организаций-операторов и непосредственных потребителей образовательных услуг, что обеспечивает объективность и независимость оценок. Следует отметить, результаты НОКО выступают критериями эффективности деятельности органов местного самоуправления. Органы власти разных уровней размещают результаты НОКО в единой федеральной информационной базе(bus.gov.ru).

В 2024 году в механизм государственного управления образованием внедрен новый оценочный инструмент – индекс качества общего образования Российской Федерации. Данный индекс представляет собой комплексный показатель, оценивающий образовательную деятельность с точки зрения качества подготовки обучающихся и условий реализации образовательных программ. В соответствии с Методологией индекс представляет собой интегральный показатель, который формируется на основе 72 показателей, объединенных по 9 критериям в 3 направления: образовательные результаты, кадровый потенциал и образовательная среда [17] (рис. 2).

Источник: составлено авторами на основе [17]

Рис. 2 – Структура индекса качества общего образования

Ежегодный расчет индекса качества позволит органам управления образованием получать информацию о состоянии системы общего образования каждого региона. Наряду с этим, подобный мониторинг обеспечит государственные структуры информацией об эффективности проводимых мероприятий, в том числе в рамках реализации национального проекта «Образование». Таким образом, индекс качества образования служит инструментом для формирования ключевых направлений деятельности органов власти позволяющих перманентно повышать качество российского образования и его конкурентоспособность на международном уровне.

Таким образом, современная система оценки качества общего образования содержит совокупность оценочных средств и процедур, каждая из которых имеет конкретные целевые ориентиры и призвана оценивать отдельные аспекты качества образования (табл. 1).

Таблица 1

Цели проверочных средств и процедур, оценивающих качества общего образования в России

Цели проверок
Основные инструменты
Соответствие требованиям ФГОС
Единый государственный экзамен (ЕГЭ);
Основной государственный экзамен (ОГЭ)
Всероссийские проверочные работы (ВПР)
Выполнение образовательными организациями федеральных норм и нормативов
Лицензирование образование деятельности
Государственная аккредитация/аккредитационный мониторинг
Соответствие качества образования мировым стандартам и стратегическим целям государства
Международные сравнительные исследования
Национальные исследования качества образования (НИКО)
Индекс качества общего образования
Соответствие образовательной деятельности запросам потребителей
Независимая оценка качества образования (НОКО)
Источник: составлено авторами

Так, процедуры государственной итоговой аттестации (ЕГЭ, ОГЭ) позволяют оценивать уровень полученных знаний у выпускников школ, а также контролировать их соответствие требованиям ФГОС. Проверка соответствия содержания школьного образования государственным стандартам на уровне образовательной организации осуществляется путем проведения государственной аккредитации. Проводимые национальные и международные мониторинговые исследования позволяют органам государственного управления отслеживать тенденции развития системы образования в соответствии с установленными в стратегических документах целями и задами государственной политики в сфере образования. Особое внимание со стороны государства уделяется вопросам обеспечения необходимых условий реализации образовательной деятельности. Для этого образовательные организации проходят обязательную процедуру лицензирования и регулярно участвуют в независимой оценке качества образования. Особая роль в механизме государственного управления образованием отводится индексу качества общего образования, который является комплексным показателем, позволяющим одновременно оценивать состояние, отлеживать тенденции и выявлять проблемные зоны в развитии системы образования регионов. Индексные оценки могут быть использованы органами власти для проведения межтерриториальных сравнительных оценок, а также в целях корректировки действий и мероприятий, реализуемых в рамках государственной политики в сфере образования.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. В настоящее время в Российской Федерации сформирована общегосударственная система оценки качества общего образования, которая обеспечивает формирование единого пространства для реализации контрольно-надзорных функций, а также решения государственных задач, направленных на повышение качества образовательных услуг.

2. Система оценки качества школьного образования как механизм государственного управления содержит совокупность инструментов, каждый из которых отличает: целевые установки, критерии, показатели, а также формы и регулярность проводимых оценок. В целом, используемые инструменты позволяют получать всестороннее представление о качественных характеристиках образовательной деятельности.

3. Результаты проводимых оценок служат источником получения достоверной, полной и объективной информации о качестве образования, которая является основной для принятия управленческих решений, соответствующих возникающих вызовам и меняющимся потребностям общества.

В качестве направлений для дальнейших исследований, на наш взгляд, представляют интерес вопросы подробного исследования отдельных инструментов оценки качества образования, в ходе которых будут выделены основные проблемы, связанные с их реализацией.


Страница обновлена: 14.01.2025 в 10:10:14