Система оценки качества образования как механизм государственного управления
Сюпова М. С.1
, Халикова С. С2![]()
1 Тихоокеанский государственный университет
2 Дальневосточный институт управления – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Скачать PDF | Загрузок: 26
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 1 (Январь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=80301648
Аннотация:
Система оценки качества образования является одним из ключевых механизмов государственного управления, который постоянно трансформируется в зависимости от тенденций развития системы образования и постоянно меняющихся потребностей общества. Современная система оценки качества содержит широкий арсенал средств и оценочных процедур, позволяющий органам государственной власти сформировать комплексное и всестороннее представление о качественных характеристиках общего образования в России. В работе выделены основные цели и задачи, определяющие необходимость формирования единой общегосударственной системы оценки качества. Раскрыто содержание, определены целевые установки, критерии и показатели проводимых оценок. В работе предложен авторский подход к систематизации инструментов оценки качества, в ходе которого совокупность оценочных процедур была сгруппирована в зависимости от объекта оценки: образовательные достижения обучающихся, деятельность образовательной организации, эффективность системы образования субъекта РФ.
Ключевые слова: качество образования, государственное управление, единая система оценки качества образования, государственная регламентация, индекс качества общего образования
JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28
Введение
В современном мире образование выступает одной из ключевых площадок конкуренции стран за экономическое и политическое влияние в мировом пространстве, а также является важнейшим фактором долгосрочного экономического роста, социальной стабильности государства, культурного и духовного развития общества. Образование играет решающую роль в формировании человеческого и интеллектуального потенциала, что определяет способность страны к созданию и внедрению инноваций и передовых технологий, обеспечивает экономический и технологический суверенитет государства.
Общее образование является фундаментальным звеном российской системы образования, где индивид получает базовые знания, умения и навыки, которые в дальнейшем определяют его профессиональный выбор и степень участия в общественном развитии страны. Поэтому качество общего образования является стратегическим приоритетом и одним из важнейших направлений государственной политики в Российской Федерации. Указы Президента РФ [1,2] послужили основной для разработки и реализации национального проекта «Образование», который призван обеспечить «вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования». В рамках реализации проекта строятся новые объекты образования (школы в сельской местности и малых городах, коррекционные школы, детские технопарки "Кванториум" и др). Практически во всех школах страны происходит обновление инвентаря, оборудования, компьютерной техники, спортивного инвентаря, программного софта. Столь масштабное обновления и расширения инфраструктуры является необходимым условием для повышения качества образования и адаптации системы образования к постоянно изменяющимся потребностям общества. Наряду с этим, в современном механизме государственного управления образованием постоянно обновляется и совершенствуется инструментарий, который позволяет органам власти осуществлять мониторинг и получать необходимую информацию о качестве образования в разрезе предметов, общеобразовательных учреждений, регионов. Результаты регулярных оценок служат основанием для принятия эффективных управленческих решений, направленных на постоянное повышение качества общего образования в стране и перехода российского образования на новый уровень развития.
Целью исследования является анализ и структуризация совокупности инструментария, формирующего современную систему оценки качества общего образования в Российской Федерации. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- выделить основные цели и задачи государственных органов власти, обуславливающих необходимость формирования единой общегосударственной системы оценки качества образования;
- раскрыть содержание и целевые установки проводимых оценок, а также предложить систему их структуризации.
Научная новизна заключается в разработке подхода, позволяющего систематизировать инструменты общегосударственной системы оценки качества общего образования путем их объединения в группы в зависимости от объекта оценки: образовательные достижения обучающихся, деятельность образовательной организации, эффективность системы образования субъекта РФ.
В работе использованы методы общенаучного познания (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, индукция и дедукция) и методы прикладного исследования (системный подход, графический анализ и т.д.).
Качество образования: содержание и критерии оценки
В соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам(ФГОС), федеральным государственным требованиям(ФГС) и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [3]. Анализ данного определения позволяет выделить основные аспекты, раскрывающие содержание исследуемой категории.
Во-первых, в современном понимании «качество образования» не тождественно «качеству образовательной услуги» или «результатам образовательной деятельности». Оно представляет собой «комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося». В научной литературе исследователи по-разному раскрывают его содержание. Так, Остапенко Д. К., Носкова Е. А. считают качество образования отражает «результаты воспитательно-образовательного процесса, овладение учащимся базовыми составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими знаниями для психологического, физического и нравственного развития» [4]. Некоторые исследователи отмечают, что качество образования представляет собой обобщённую меру эффективности функционирования образовательной системы [5]. Богданова М. М. относит к качеству образования уровень достигнутых результатов, а также уровень организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, условия, в которых он протекает [6]. Нередко комплексность качества образования рассматривают как «процесс, условия и результат образовательной деятельности» [7, 8].
Во-вторых, образовательная деятельность должна соответствовать не только нормативным требованиям ФГОС и ФГТ, но и запросам потребителей образовательных услуг. Данная формулировка задает целевые ориентиры и определяет, что качественным является образование, которое соответствует не только нормативным требованиям, но и социальным, личностным потребностям. В связи с этим процедуры выявления существующих потребностей и создание условий для их реализации приобретают особую значимость в системе управления образованием.
В научной литературе представлены различные точки зрения относительно критериев оценки качества образования. Петунгин О. В. рассматривает оценку качества образования «процесс определения степени соответствия измеряемых образовательных результатов требованиям федеральных образовательных стандартов» [9]. По мнению Ковалевой С. Г. основными ориентирами для оценки качества общего образования должны использоваться не только национальные требования, установленные ФГОС, но и международные стандарты [10]. Некоторые авторы считают, что качество образования должно отслеживать качество процесса образования, а не только результатов, анализировать «каким образом организована образовательная деятельность, какие образовательные технологии применяются и насколько они эффективны» [8].
Качество образования представляет собой комплексную характеристику образовательной деятельности, поэтому система его оценки должна охватывать различные аспекты его содержания.
Инструменты и структура системы оценки качества общего образования в России
Система оценки качества образования является одной из ключевых составляющих механизма государственного управления образованием, которая нацелена на решение следующих целей и задач. Во-первых, система оценки качества образования выступает инструментарием для регулярной проверки соответствия деятельности образовательных организаций установленным требованиям и нормативам, которую осуществляют органы контрольно-надзорной деятельности. В Российской Федерации основные полномочия в данной сфере переданы Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), а также подведомственным ему учреждениям, (Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) и Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО), осуществляющим разработку контрольно-измерительных результатов и координацию проводимых исследований. Во-вторых, создание общегосударственной системы оценки качества образования позволяет органам власти обеспечить единство оценочных процедур, критериев и методов оценки на территории всей страны. Во-третьих, единая, установленная система оценок позволяет органам власти получать объективную, достоверную и полную информацию о текущем состоянии системы общего образования, выявлять существующие проблемы и оперативно принимать управленческие решения, направленные на повышение качества образования, т.е. управлять качеством.
В настоящее время система оценки качества образования в России представляет собой совокупность диагностических и оценочных процедур, которые в зависимости от объекта оценки можно объединить в следующие группы. Первая группа содержит процедуры, оценивающие образовательные достижения обучающихся. Оценочные процедуры второй группы позволяют определить соответствие деятельности образовательной организации нормативным требованиям государства и существующим запросам потребителей. Объектом оценки третьей группы является система образования субъекта РФ. На рисунке 1 представлены оценочные процедуры, формирующие каждый из выделенных групп.
|
Оценка образовательных достижений обучающихся |
ЕСОКО |
государственная итоговая аттестация
(ЕГЭ в 11-х классах и ОГЭ в 9-х классах)
|
|
промежуточные
срезы знаний (ВПР и НИКО)
| ||
|
международные сравнительные
исследования оценки качества образования (PISA, TIMSS,
PIRLS и др.)
| ||
|
|
|
|
|
Оценка деятельности образовательной организации |
Государственная регламентация
|
лицензирование образовательной
деятельности
|
|
государственная аккредитация
образовательной деятельности/аккредитационный мониторинг
| ||
|
независимая оценка качества
образования (НОКО)
| ||
|
|
|
|
|
Оценка эффективности
системы образования субъекта РФ
|
индекс качества общего образования | |
Рис. 1. Система оценки качества общего образования в РФ
С целью мониторинга образовательных достижений школьников в России сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО), которая включает в себя независимые объективные формы оценки и обеспечивает единый подход к проведению государственной итоговой аттестации (ЕГЭ, ОГЭ), промежуточных срезов знаний (всероссийские проверочные работы (ВПР), национальные исследования качества образования (НИКО)) и международных сравнительных исследований (PISA, TIMSS, PIRLS и др.). Основной целью создания ЕСОКО является совершенствование системы управления качеством образования в России, которая позволяет общеобразовательным организациям проводить самодиагностику и выявлять существующие проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний детей [11].
Наиболее важной аттестационной процедурой является единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это обязательный экзамен для всех выпускников школ и, одновременно, основная форма вступительных экзаменов в ВУЗы. При проведении ЕГЭ на территории всей страны применяются однотипные задания и единые методы оценки работ. Такой подход повышает объективность оценки качества образования и позволяет обеспечить равенство условий для получения высшего образования. Государственную итоговую аттестацию проходят также выпускники 9-х классов, которые сдают основной государственный экзамен (ОГЭ). ОГЭ по характеру проведения во многом схожа с ЕГЭ и позволяет ребенку после получения аттестата об основном общем образовании продолжать обучение в старших классах либо в учреждениях среднего профессионального образования.
На протяжении обучения (4-8 классы) осуществляется мониторинг знаний школьников по разным предметам при помощи всероссийских проверочных работ (ВПР) и национальных исследований качества образования (НИКО). ВПР представляют собой ежегодные контрольные работы, которые включают задания, проверяющие наиболее значимые для подготовки обучающихся элементы по каждому общеобразовательному предмету. ВПР призваны формировать единые ориентиры и стандартизированный подход в оценке результатов обучения, что обеспечит объективность результатов мониторинга исполнения требования ФГОС [12, 15].
Национальные исследования качества образования (НИКО) предусматривают регулярные исследования (не реже 2 раз в год) качества образования, оценивающих личностные, предметные и метапредметные результаты обучающихся, а также уровень их функциональной грамотности. НИКО является выборочным исследованием и организован таким образом, что результаты исследования позволяют проводить сравнительную оценку об общем уровне знаний у школьников в регионах со схожими условиями и в стране в целом. Одной из основных целей НИКО является выявление воспитательного потенциала образовательных организаций [11].
С 1990-х годов Российская Федерация является участником международных сопоставительных исследований, которые проводятся Международной ассоциацией по оценке учебных достижений (IEA) и Департаментом по образованию и навыкам ОЭСР (OECD) [11]. Международные исследования оценивают знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет (PISA), анализируют тенденции в математическом и естественно-научном образовании (TIMSS), исследуют качество чтения и понимания текста (PIRLS), проводят оценку школьной образовательной среды, условий профессиональной деятельности и развития учителей (TALIS). Участие российских школьников в международных исследованиях позволяет оценивать качество образования на международном уровне и принимать обоснованные решения о реформировании содержания образования, модернизации образовательных стандартов в соответствии с мировыми тенденциями развития образования.
Деятельность образовательной организации традиционно находится в поле зрения государственных органов власти. Основным инструментарием, оценивающим соответствие деятельности учреждений установленным федеральным нормам и нормативам, является государственная регламентация образовательной деятельности, которая предусматривает обязательное прохождение образовательными организациями процедуры лицензирования и государственной аккредитации.
Лицензирование образовательной деятельности представляет собой форму государственного контроля, которая осуществляется с целью повышения качества образовательных услуг на основе проверки условий безопасности осуществления образовательной деятельности. Лицензия дает право организациям осуществлять образовательную деятельность и быть полноценным участников рынка образовательных услуг. Для получения лицензии организация должна иметь законном основании здания, строения и сооружения, их соответствующее материально-техническое обеспечение. Условия оказания образовательных услуг должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям [3]. Государственная аккредитация нацелена на оценку содержания учебных планов и образовательного процесса требованиям ФГОС. С 2022 года механизм государственной аккредитации претерпел существенные изменения. В настоящее время надзорные органы осуществляют оценку качества образования на основе аккредитационного мониторинга, т.е. систематического стандартизированного наблюдения за выполнением образовательными организациями аккредитационных показателей [13]. Аккредитационные показатели утверждены в разрезе ступеней школьного образования и позволяют оценить кадровый потенциал образовательной организации, качество подготовки обучающихся и состояние образовательной среды.
С принятием в 2012 году Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» деятельность образовательных организаций становится объектом общественного контроля, который проводится в форме независимой оценки качества образования (НОКО). Независимая оценка качества образования нацелена на обеспечение потребителей образовательных услуг и иных участников отношений в сфере образования полной и объективной информацией о качестве и условиях оказания образовательных услуг. В основу НОКО положено 5 критериев, позволяющих оценить полноту и открытость информации о деятельности образовательных организаций, комфортность условий для обучающихся, доброжелательность и вежливость работников, а также доступность образовательных услуг для инвалидов и иных лиц с ОВЗ [14]. В отличие от государственной регламентации образовательной деятельности, НОКО проводится не государственными органами власти, а специально созданными общественными советами при активном участии независимых организаций-операторов и непосредственных потребителей образовательных услуг, что обеспечивает объективность и независимость оценок. Следует отметить, результаты НОКО выступают критериями эффективности деятельности органов местного самоуправления. Органы власти разных уровней размещают результаты НОКО в единой федеральной информационной базе(bus.gov.ru).
В 2024 году в механизм государственного управления образованием внедрен новый оценочный инструмент – индекс качества общего образования Российской Федерации. Данный индекс представляет собой комплексный показатель, оценивающий образовательную деятельность с точки зрения качества подготовки обучающихся и условий реализации образовательных программ. В соответствии с Методологией индекс представляет собой интегральный показатель, который формируется на основе 72 показателей, объединенных по 9 критериям в 3 направления: образовательные результаты, кадровый потенциал и образовательная среда [17] (рис. 2).
Источник: составлено авторами на основе [17]
Рис. 2 – Структура индекса качества общего образования
Ежегодный расчет индекса качества позволит органам управления образованием получать информацию о состоянии системы общего образования каждого региона. Наряду с этим, подобный мониторинг обеспечит государственные структуры информацией об эффективности проводимых мероприятий, в том числе в рамках реализации национального проекта «Образование». Таким образом, индекс качества образования служит инструментом для формирования ключевых направлений деятельности органов власти позволяющих перманентно повышать качество российского образования и его конкурентоспособность на международном уровне.
Таким образом, современная система оценки качества общего образования содержит совокупность оценочных средств и процедур, каждая из которых имеет конкретные целевые ориентиры и призвана оценивать отдельные аспекты качества образования (табл. 1).
Таблица 1
Цели проверочных средств и процедур, оценивающих качества общего образования в России
|
Цели проверок
|
Основные инструменты
|
|
Соответствие требованиям ФГОС
|
Единый государственный экзамен (ЕГЭ);
Основной государственный экзамен (ОГЭ) Всероссийские проверочные работы (ВПР) |
|
Выполнение образовательными
организациями федеральных норм и нормативов
|
Лицензирование образование
деятельности
Государственная аккредитация/аккредитационный мониторинг |
|
Соответствие качества образования
мировым стандартам и стратегическим целям государства
|
Международные сравнительные
исследования
Национальные исследования качества образования (НИКО) Индекс качества общего образования |
|
Соответствие образовательной
деятельности запросам потребителей
|
Независимая оценка качества
образования (НОКО)
|
Так, процедуры государственной итоговой аттестации (ЕГЭ, ОГЭ) позволяют оценивать уровень полученных знаний у выпускников школ, а также контролировать их соответствие требованиям ФГОС. Проверка соответствия содержания школьного образования государственным стандартам на уровне образовательной организации осуществляется путем проведения государственной аккредитации. Проводимые национальные и международные мониторинговые исследования позволяют органам государственного управления отслеживать тенденции развития системы образования в соответствии с установленными в стратегических документах целями и задами государственной политики в сфере образования. Особое внимание со стороны государства уделяется вопросам обеспечения необходимых условий реализации образовательной деятельности. Для этого образовательные организации проходят обязательную процедуру лицензирования и регулярно участвуют в независимой оценке качества образования. Особая роль в механизме государственного управления образованием отводится индексу качества общего образования, который является комплексным показателем, позволяющим одновременно оценивать состояние, отлеживать тенденции и выявлять проблемные зоны в развитии системы образования регионов. Индексные оценки могут быть использованы органами власти для проведения межтерриториальных сравнительных оценок, а также в целях корректировки действий и мероприятий, реализуемых в рамках государственной политики в сфере образования.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. В настоящее время в Российской Федерации сформирована общегосударственная система оценки качества общего образования, которая обеспечивает формирование единого пространства для реализации контрольно-надзорных функций, а также решения государственных задач, направленных на повышение качества образовательных услуг.
2. Система оценки качества школьного образования как механизм государственного управления содержит совокупность инструментов, каждый из которых отличает: целевые установки, критерии, показатели, а также формы и регулярность проводимых оценок. В целом, используемые инструменты позволяют получать всестороннее представление о качественных характеристиках образовательной деятельности.
3. Результаты проводимых оценок служат источником получения достоверной, полной и объективной информации о качестве образования, которая является основной для принятия управленческих решений, соответствующих возникающих вызовам и меняющимся потребностям общества.
В качестве направлений для дальнейших исследований, на наш взгляд, представляют интерес вопросы подробного исследования отдельных инструментов оценки качества образования, в ходе которых будут выделены основные проблемы, связанные с их реализацией.
Источники:
2. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726.
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (посл. ред.). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 18.12.2024).
4. Остапенко Д.К., Носкова Е.А. Система оценки качества школьного образования // Наука и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования: Материалы XLIII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Том Часть 1. Ростов-на-Дону, 2021. – c. 289-293.
5. Фасоля А.А., Гузеев М.С., Илюшина И.Л. Социально-философский контекст инновационного развития школьного образования // Человеческий капитал. – 2019. – № 6(126). – c. 120-126. – doi: 10.25629/HC.2019.06.14.
6. Богданова М.М. Современная оценка качества образования // Актуальные исследования. – 2023. – № 3-2(133). – c. 45-49.
7. Kobzev I.M. Quality of education: the definition and specifics of the approaches // Science in a Megapolis. – 2020. – № 3(19). – c. 7.
8. Беляева Т.К., Базарнова Н.Д., Королева О.П. Оценка качества образования в общеобразовательной организации: подходы к определению понятия // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-2. – c. 25-27.
9. Петунин О.В. Система оценки качества образования в регионе: анализ результатов и перспективы развития // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – № 2(49). – c. 99-107.
10. Ковалева Г.С. Материалы к заседанию Президиума РАО 27 июня 2018 г. Возможные направления совершенствования общего образования для обеспечения инновационного развития страны (по результатам международных исследований качества общего образования) // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2018. – № 5(55). – c. 150-167.
11. Оценка качества образования. Официальный сайт Федерального института оценки качества образования. [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/ru/osoko (дата обращения: 25.12.2024).
12. Лях Ю.А. Совершенствование системы оценки качества общего образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2016. – № 2. – c. 11-13.
13. Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации аккредитационного мониторинга системы образования: Приказ Рособрнадзора № 660, Минпросвещения России № 306, Минобрнауки России № 448 от 24.04.2023. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 15.12.2024).
14. Янкевич С.В., Княгинина Н.В., Пучков Е.В. Условия образовательной деятельности. Независимая оценка качества // Образовательная политика. – 2020. – № 1(81). – c. 60-75. – doi: 10.22394/2078-838X-2020-1-60-74.
15. Болотов В.А., Вальдман И.А., Ковалёва Г.С., Пинская М.А. Российская система оценки качества образования: главные уроки // Качество образования в Евразии. – 2013. – № 1. – c. 85-122.
16. Пуденко Т.И., Потемкина Т.В., Руднева А.А. Внешняя оценка качества общего образования как фактор профессионального развития педагогов // Образование и наука. – 2017. – № 6. – c. 52-70. – doi: 10.17853/1994-5639-2017-6-52-70.
17. Методология и показатели оценки качества общего образования в Российской Федерации (утв. Министром просвещения Российской Федерации, Руководителей Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 22.12.2023.). Legalacts.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/metodologija-i-pokazateli-otsenki-kachestva-obshchego-obrazovanija-v-rossiiskoi/ (дата обращения: 12.12.2024).
Страница обновлена: 08.09.2025 в 23:01:53
Download PDF | Downloads: 26
Educational quality assessment system as a mechanism of public administration
Syupova M. S., Khalikova S. SJournal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 1 (January 2025)
Abstract:
The system of educational quality assessment is one of the key mechanisms of public administration, which is constantly changing in accordance with the trends in the development of the educational system and the ever-changing needs of society. The modern system of quality assessment includes a wide range of tools and methods of evaluation, which allow the public authorities to form a broad and comprehensive picture of the qualitative characteristics of general education in Russia. The article highlights the main goals and objectives that determine the need to form a unified national quality assessment system. The content is revealed; and the objectives, criteria and indicators of assessment are defined. The article proposes the authors' approach to systematization of quality assessment tools, where the set of assessment procedures was grouped depending on the object of assessment: educational achievements of students, activities of the educational organization, and effectiveness of the educational system of the constituent entity of the Russian Federation.
Keywords: quality of education, public administration, unified educational quality assessment system, state regulation, general education quality index
JEL-classification: I21, I23, I25, I26, I28
