Методическое обеспечение имплементации инициатив умного города

Семячков К.А.1,2
1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Россия, Екатеринбург
2 Уральский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 5 (Май 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46184867

Аннотация:
Работа посвящена проблематике развития методического обеспечения имплементации инициатив умного города. Показано, что концепция умных городов является одним из перспективных подходов для решения проблем современных городов. Важным фактором успешной реализации модели умного города является инструментарий имплементации инициатив умного города. Рассмотрен жизненный цикл проектов умного города, систематизированы основные проблемы, препятствующие их внедрению. На основе анализа литературы выделены основные особенности проектов умного города, которые необходимо учитывать при реализации идей формирования умной городской среды. В рамках развития методического обеспечения имплементации инициатив умного города разработан алгоритм реализации инновационных проектов умного развития городской среды. Новизна исследования заключается в развитии методических основ имплементации инициатив умного города в условиях цифровизации различных аспектов современных городов. Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании необходимости формирования методического обеспечения процессов имплементации инициатив умных городов. Практическая значимость исследования заключается в формировании возможных будущих исследований разумного хозяйствования в условиях цифрового общества.

Ключевые слова: умный город, проект, имплементация, цифровое общество, агломерация, модель, инновации, территория

Финансирование:
Работа выполнена при финансовой поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации, проект MK-526.2020.6

JEL-классификация: R12, O33, R58



Введение

Концепция умных городов завоевывает все большее внимание в научных кругах, среди экспертов в сфере городского хозяйства, муниципальных властей и общественности в качестве ориентира для развития современных городов [1, 2] (Jiang, Geertman, Witte, 2020; Ochoa Guevara, Díaz, Davila Sguerra, Herrera Martinez, Acosta Agudelo, Rios Suarez, López García, 2019). Умные города обладают рядом характеристик, которые делают их привлекательным местом для жизни, среди которых отмечают развитую сеть передачи данных, покрытие интернетом, что формирует целостную экосистему городского пространства, интеграцию основных городских систем в единое цифровое пространство, инновационную систему городского управления и координации интересов заинтересованных сторон, нацеленность на инновации и применение передовых решений в сфере цифровых технологий. Цифровые технологии являются ядром модели умного города, вокруг которого формируются технологические и социальные инновации, направленные на осуществление преобразований в различных сферах городской среды [3, 4] (Hao, Lei, Yan, ChunLi, 2012; Baykurt Burcu, Raetzsch Christoph, 2020).

Успешность достижения целей по развитию умных городов зависит от того, насколько эффективен инструментарий реализации инициатив умного города. Успешная имплементация инициатив умного города предполагает определенные изменения в принципах принятия решений, моделях взаимодействий основных заинтересованных сторон, в механизмах участия местного сообщества в вопросах управления городской средой. Практика показывает, что инструментарий имплементации инициатив умного города, использующийся в рамках управления развитием города, является определяющим фактором того, насколько эффективно данная модель будет реализована в рамках отдельной территории [5] (Siokas, Tsakanikas, Siokas, 2021).

В настоящее время известно множество работ, рассматривающих те или иные аспекты, касающиеся имплементации инициатив умного города в рамках конкретных примеров отдельных городов, в различных аспектах территориального развития. Значительное распространение в этой связи получили исследования, в рамках которых поднимаются вопросы о факторах, влияющих на успешную реализацию инициатив умного города, а также факторах, сдерживающих эти процессы. При этом отметим, что какого-либо комплексного и системного взгляда на проблематику имплементации проектов умного города в рамках функционирования современных городов пока не существует. Исходя из этого, целью настоящего исследования является систематизация основных особенностей внедрения инициатив умного города в рамках территориального развития, а также развитие методического инструментария имплементации инициатив умного города. В условиях неопределенности, связанной с внедрением инноваций в городской среде, важным является придерживаться системного подхода, который подразумевает реализацию определенных действий и выполнение ряда функций, в частности планирование, организацию, контроль проектов умного города. В этой связи аспект управленческих способностей становится крайне важным в вопросах реализации инициатив умного города [6] (Lopes, 2017).

Теоретические основы имплементации инициатив умного города

Основная задача, на решение которой направлена реализация инициатив умного города, заключается в повышении качества жизни местного населения. Рост социальных, экономических, экологических проблем заставляет муниципальные органы власти создавать инновационные решения для развития современных городов. В связи с этим актуализируется задача в совершенствовании инструментария имплементации инициатив умного города, развития методического обеспечения реализации проектов по цифровизации городской среды [7] (Drozhzhin, Shiyan, Mityagin, 2019).

Современные подходы к имплементации инициатив умного города, реализации проектов по цифровизации городской среды основываются на общих принципах реализации инновационных проектов. В различных литературных источниках существует множество терминов и характеристик, относящихся к инновационным проектам. В большинстве случаев инновационная деятельность связывается с деятельностью частного сектора экономики, однако проблемы и вызовы, возникающие перед более крупными социально-экономическими системами, например городами, заставляют по-новому посмотреть на инновации как на фактор развития такого рода систем [8] (Malysheva, Shestakov, 2012).

Каждый проект по развитию городской среды от первоначальной идеи до полного своего завершения проходит определенные этапы своего развития. Последовательность этапов развития проекта формирует его жизненный цикл. Жизненный цикл проектов определяет фазы, которые связывают начало проекта с его завершением. Например, когда появляется благоприятная возможность для улучшения городской среды, инфраструктуры, организации новых сервисов и услуг для местного населения, городское руководство запускает процесс анализа осуществимости такой инициативы, чтобы решить, следует ли браться за выполнение проекта. Жизненный цикл проекта представляет собой комбинацию процессов, необходимых для создания объекта или реализации решения. Переход из одной фазы в другую в пределах жизненного цикла проекта обычно подразумевает форму технической передачи или сдачи результатов и указывает на переход от фазы к фазе [9] (Borisoglebskaya, Nekhoroshkov, 2012).

С нашей точки зрения можно сформулировать некоторый общий жизненный цикл реализации проекта умного города, который отличается достаточно универсальностью и может быть применен для реализации проектов по развитию городской среды в различных направлениях (рис. 1).

Рисунок 1. Этапы жизненного цикла проекта умного города

Источник: составлено автором.

В общих чертах можно выделить четыре этапа, из которых состоит жизненный цикл проекта умного города: разработка концепции, подготовка к реализации, реализация, завершение проекта. Поддержка фазы реализации проекта умного города является самой сложной задачей при развитии территорий. Все чаще для успешной реализации поставленной задачи используются методы моделирования социальных взаимодействий, инструментарий анализа поведения экономических агентов, социально-экономического симулирования и имитации поведения сложных систем. Использование современных методов моделирования сложных систем позволяет выработать действенные инструменты поддержки инициатив умных городов. Все чаще интеллектуальные системы принятия решений используются для принятия обоснованных и прозрачный решений в сфере управления умными городами [10–12] (Andrisano, Bartolini, Bellavista, Boeri, Bononi, Borghetti, Vigo, 2018; Termeleva, 2013; Lom, Pribyl, 2020).

Одним из важнейших условий сохранения устойчивости системы управления в периоды неопределенности является повышение скорости ответной реакции управляющей системы на изменения в системе. Повышение скорости ответной реакции может быть достигнуто за счет ускорения процессов получения информации от различных заинтересованных сторон (населения, бизнеса), вовлеченных в процессы реализации инициатив умного города. С этой целью при реализации проектов развития городской среды все чаще применяются инновационные методы управления и способы привлечения ресурсов, в том числе краудсорсинг, краудфандинг, краудмаркетинг [13] (Izmalkova, 2014).

Создание эффективного инструментария для имплементации инициатив умного города требует анализа причин, которые ставят под угрозу либо замедляют процессы реализации проектов умного города. В целом можно отметить, что наиболее часто препятствия для реализации инициатив умного города находятся в области администрирования, технологических ограничений, пробелов в законодательстве, в сфере экономики, неразвитости институциональной среды. С нашей точки зрения, можно выделить несколько групп проблем, которые ставят под угрозу успешную реализацию проектов умных городов. Во-первых, это проблемы координации действий и коммуникационного характера, среди которых низкая вовлеченность местного населения в процессы принятия решений, отсутствие сотрудничества между заинтересованными сторонами, отсутствие маркетинговой стратегии продвижения этих инициатив среди заинтересованных сторон, отсутствие адекватной информации об инициативах умного города. Во-вторых, это проблемы технологического характера. В-третьих, это проблемы социального характера, среди которых недостаточный опыт населения в использовании цифровых решений в городской среде, сложность восприятия инноваций, связанная с изменением поведения, сопротивление нововведениям, недоверие к новым технологиям. В-четвертых, это проблемы, связанные с ресурсными ограничениями. В-пятых, среди основных групп проблем, с которыми сталкиваются проекты по цифровизации городской среды, можно отметить излишнюю бюрократию при реализации планируемых решений, чрезмерную строгость в отчетности, что увеличивает трудозатраты и время, необходимое для реализации проектов [14–16] (Pezzutto, Fazeli Reza, De Felice Matteo, 2016; Komarevtseva, 2017). Таким образом отметим, что при реализации инициатив по цифровизации городской среды важным является выстраивание приоритетов и очередности реализуемых проектов. В связи с этим стоит отметить, что у различных городов могут быть разные приоритеты в вопросах цифровизации городской среды.

Таким образом, сделаем вывод, что проекты умных городов имеют широкий диапазон рисков и угроз при выполнении и, следовательно, более сложны в реализации. Инициативы по цифровизации городской среды обычно включают в себя различные аспекты, касающиеся создания инфраструктуры, интеграции цифровых технологий и создания киберфизических систем в рамках городской среды, а также проведение работ с местным населением по его включению в процессы развития умного города [17, 18] (Sahoo, Rath, 2017; Mahmood, Hajjaj, 2018). Зачастую процессы имплементации инициатив умного города являются не такими гибкими, как это предполагается в стратегических документах. Вследствие сложности проектов умных городов важным является учет рисков при их реализации и, соответственно, встраивание инструментария риск-менеджмента в механизм реализации проектов умных городов. Если рисками не управлять должным образом, то они могут привести к задержкам проекта, низкому качеству или значительному увеличению затрат. Таким образом, в ходе реализации проектов умного города с целью их успешного завершения и достижения планируемых показателей необходимо уделять особое внимание выявлению рисков, их анализу и разработке мер по снижению рисков, выявленных для каждого из проектов. Важным является классифицировать риски по степени их влияния на процессы реализации проекта (например, на основе экспертной оценки ранжировать выявленные риски по приоритетности на высокие, средние, низкие), что позволит учитывать вероятность и влияние рисков [19] (Gupta Khushboo, Zhang Wenwen, Hall Ralph, 2020).

В целом вопросы управления постепенно занимают центральное место в дискуссиях об умных городах. Решения в области городского управления являются ядром концептуальной модели развития современных городов, поскольку они, как правило, приводят к изменениям и в других сферах городской среды [20]. Система принятия решений является ключевым элементом общей системы умного города. От ее функционирования зависит развитие других подсистем: технологической, социальной, пространственной, экономической. В этой связи развитие методологического обеспечения управления инициативами умного города является важной задачей в контексте повышения эффективности управления современными городами. Таким образом, умный город все чаще рассматривается как совокупность различных подсистем, которые направлены на решение множества проблем во все более урбанизированном мире посредством внедрения интеллектуальных систем и цифровых технологий. Концептуальную модель умного города можно определить только на основе понимания проблем и тенденций, влияющих на город. Группы заинтересованных сторон создают определенные проблемы, на которые необходимо ответить различным городским функциональным подсистемам [21] (Fernandez-Anez, Fernández-Güell, Giffinger, 2018).

Процедура исследования

В качестве объекта исследования в настоящей статье рассмотрели современную концепцию цифровизации городской среды в различных проявлениях хозяйственной деятельности. Предмет настоящего исследования – экономические отношения, формирующиеся в различных направлениях хозяйственного применения цифровых технологий современных городов. Анализируемые данные – научные исследования, отраженные в периодической печати, а также авторские результаты в рамках исследования процессов цифровизации современных городов. Метод исследования – системный логический анализ различных аспектов имплементации инициатив в сфере цифровизации современных городов.

Результаты исследования

Систематизация исследований по проблемам имплементации инициатив умного города позволила выявить ряд особенностей проектов умного города (табл. 1), которые необходимо учитывать при развитии методического обеспечения процессов цифровизации городской среды.

Таблица 1

Особенности имплементации проектов умного города

Особенность
Описание
Целенаправленность
Проект по цифровизации городской среды реализуется с целью достижения определенных целей (экологических, экономических, социальных)
Системность
Проект рассматривается как определенная система целей, показателей, участников, ресурсов и т.д.
Комплексность
Предполагается использование различных форм и методов управления при реализации инициатив умного города
Приоритетность
В первую очередь в рамках проекта должны быть решены первостепенные, основные задачи
Сбалансированность интересов
Имплементация инициатив умного города требует учета интересов широкого круга заинтересованных сторон, в том числе местного населения, бизнеса, местных властей, негосударственных организаций. Эффективная реализация инициатив умного города возможна только при учете интересов основных участников проектов умного города
Сетевая организация
Основной формой организации экономических агентов, участвующих в реализации проектов умных городов, является сетевая форма организации. Субъекты экономических отношений формируют сеть, целью которой является реализация проектов умного города
Большая ресурсоемкость
Реализация проектов умного города сопряжена с большими затратами интеллектуальных, финансовых и других видов ресурсов, что существенным образом осложняет их реализацию в условиях ресурсных ограничений
Значительные временные рамки
Проект по реализации инициатив умного города реализуется, как правило, в достаточно значительный временной период, что требует особого подхода к его реализации
Высокая степень неопределенности
Сложность проектов по цифровизации крупных социально-экономических систем является причиной повышенной неопределенности такого типа проектов
Технологическая сложность
Проекты умной городской среды связаны с использованием большого числа инновационных решений в сфере цифровых технологий, что усложняет реализацию данных проектов
Возможная утрата актуальности проекта в ходе реализации
Поскольку проекты по цифровизации городской cреды достаточно сложны и растянуты во времени, то в ходе их реализации появляется большая вероятность того, что результаты реализации проекта, созданное решение потеряют свою актуальность до того момента, как получат широкое распространение среди населения
Высокая социальная ценность
Большинство проектов по развитию умных городов направлены на повышение качества жизни местного населения, таким образом, имеют ярко выраженный социальный окрас, что требует применения дополнительных инструментов управления, которые не применяются в ходе реализации коммерческих проектов
Сложность в оценке эффективности
Поскольку проекты умных городов сложны в реализации, имеют ярко выраженный социальный характер, оценка эффективности данных проектов требует применения более комплексных методов оценки, которые включали бы экологические, социальные и другие аспекты
Способность инициировать системные изменения
Проекты по цифровизации городской среды обычно отличаются своими масштабами, комплексностью, степенью влияния на социальные и экономические процессы, которые происходят в городе. Такое влияние, вызванное внедрением цифровых технологий в различные сферы городского хозяйства, зачастую становится фактором системных изменений
Источник: составлено автором.

С учетом выявленных особенностей проектов умного города возникает необходимость в разработке более совершенного инструментария имплементации инноваций в городской среде. В этой связи на основе теоретических положений проектного менеджмента нами разработан алгоритм имплементации проектов умного города (рис. 2).

Рисунок 2. Алгоритм имплементации проектов умного города

Источник: составлено автором на основе [22] (Galiakhmetova, Zyleva, 2019).

Представленный алгоритм является основой для имплементации инициатив умного города и позволяет реализовать все необходимые шаги при реализации решений по улучшению характеристик городской среды: от поиска идей до контроля и завершения проекта. Рассмотренный алгоритм основывается на общих идеях реализации инновационных проектов, при этом имеет логичную структуру, адаптирован для инновационных проектов умных городов и является методологическим инструментарием при принятии решений в области реализации проектов умного города.

Обсуждение результатов

Практика показывает, что создание адекватной системы управления современными городами является ключевым фактором их развития. Методическое обеспечение управления инновационными процессами в условиях цифровизации, эффективные модели управления, обеспеченность необходимыми ресурсами также являются немаловажными факторами успешного развития современных городов [23] (Popov, Semyachkov, 2020). С нашей точки зрения, с целью повышения качества управления процессами инновационного развития городов, результативной имплементации проектов по применению цифровых технологий в рамках отдельных территорий важным является создание определенной структуры по принятию решений в рамках функционирующей системы управления той или иной территории, координирующей проекты умного города. Практика показывает, что в рамках систем управления современными городами структура, отвечающая за направление развития инициатив умного города, чаще всего институционализируется в виде отдельного департамента или отдела. Среди основных функций, присущих данному подразделению, можно отметить функцию координации и интеграции участников проектов умных городов. Структура по управлению проектами умного города должна обладать как определенными ресурсами, так и компетенциями, позволяющими реализовывать проекты по развитию городской среды. Среди основных компетенций такой структуры можно отметить общие навыки управления, способность к осуществлению городского планирования, правовые компетенции, компетенции в сфере финансов, базовые навыки в сфере цифровых технологий. Структура управления инициативами умного города важна не только с точки зрения координации участников сетевой экосистемы городского развития, но также с точки зрения взаимодействия с международными организациями, а также государственными органами управления, которые также заинтересованы в развитии муниципалитетов в условиях цифрового общества.

Идея создания умных городов направлена на повышение качества функционирования городских систем посредством цифровых технологий [24] (Baltac, 2019). Современные города, стремящиеся решить собственные проблемы социально-экономического, экологического технологического характера, разрабатывают стратегии, направленные на улучшение качества жизни граждан и повышение устойчивости городов [25] (Popov, Semyachkov, 2020). В этой связи важной задачей становится расширение экосистемы инноваций как на муниципальном уровне, так и на более глобальном, национальном уровне. Становится очевидной необходимость развития инструментов, которые стимулируют создание инноваций в сфере цифровых технологий, сферой применения которых станут современные города. «Интернет вещей», облачные технологии, блокчейн все глубже проникают в разные сферы городской среды, создавая возможности для организации экономической деятельности на новой технологической основе с применением передовых моделей и методов принятия управленческих решений. Такие модели и методы отличаются тем, что в их основе лежит командный механизм выработки коллективных решений. Ярким примером и эффективным инструментом такого рода методов принятия решений является форсайт. Форсайт по проблематике развития умного города является систематическим процессом, который основан на участии широкого круга заинтересованных сторон. Это процесс, который формирует комплексное видение развития города, позволяющее эффективно управлять будущими долгосрочными изменениями и создавать возможности для устойчивого развития городской среды. Использование форсайта для решения проблем развития умных городов позволяет осуществлять разумное планирование, устанавливать приоритеты устойчивого развития, а также разрабатывать социально ориентированную и инновационную политику городского развития. Такой подход способствует разработке перспективных, долгосрочных сценариев видения развития умного города с учетом диапазона социальных, экономических, технологических, политических, правовых и экологических условий [26] (Szpilko, 2020).

В результате проведенного исследования сделаем вывод, что развитие методологических основ имплементации инициатив умного города является важнейшей задачей в условиях, когда цифровые технологии все шире внедряются в различные сферы общественной жизни, становясь фактором, вызывающим изменения в социально-экономических системах разного уровня, в том числе и в современных городах.

Заключение

Цифровые технологии становятся одним из ключевых факторов развития и повышения конкурентоспособности различных систем, в том числе современных городов. В этой связи обостряются проблемы управления проектами по цифровизации городской среды, создания условий для их успешной реализации, развития компетенций, позволяющих эффективным образом реализовывать эти проекты. Все это требует развития методического обеспечения процессов имплементации инициатив умного города.

В настоящем исследовании, выполненном с целью развития методического обеспечения процессов имплементации проектов умного города, получены следующие результаты.

Во-первых, показано, что проблемы имплементации инициатив умного города являются одними из основных при развитии современных городов.

Во-вторых, рассмотрены основные вызовы, с которыми сталкиваются муниципальные власти при реализации инициатив умного города.

В-третьих, рассмотрены основные особенности методического обеспечения процессов имплементации инициатив умного города.

В-четвертых, предложен алгоритм имплементации инициатив умного города, являющийся методической основой для внедрения проектов в сфере цифровизации городской среды.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в развитии методологических основ внедрения инициатив умного города. Практическая значимость исследования заключается в формировании возможных будущих исследований разумного хозяйствования в условиях цифрового общества.


Источники:

1. Jiang H., Geertman S., Witte P. Smart urban governance: an alternative to technocratic “smartness” // GeoJournal. – 2020. – doi: 10.1007/s10708-020-10326-w.
2. Ochoa Guevara N.E., Díaz C.O., Davila Sguerra M., Herrera Martinez M., Acosta Agudelo O., Rios Suarez J.A., … López García A.C. Towards the design and implementation of a Smart City in Bogotá, Colombia // Revista Facultad de Ingeniería Universidad de Antioquia. – 2019. – p. 41-56. – doi: 10.17533/udea.redin.20190407.
3. Hao L., Lei X., Yan Z., ChunLi Y. The application and implementation research of smart city in China // International Conference on System Science and Engineering (ICSSE). Dalian, China, 2012. – p. 288-292.– doi: 10.1109/icsse.2012.6257192.
4. Baykurt Burcu, Raetzsch Christoph. What smartness does in the smart city: From visions to policy // Convergence: The International Journal of Research into New Media Technologies. – 2020. – № 4. – p. 1-15. – doi: 10.1177/1354856520913405.
5. Siokas G., Tsakanikas A., Siokas E. Implementing smart city strategies in Greece: Appetite for success // Cities. – 2021. – № 102938. – doi: 10.1016/j.cities.2020.102938.
6. Lopes N.V. Smart governance: A key factor for smart cities implementation // 2017 IEEE International Conference on Smart Grid and Smart Cities (ICSGSC). Singapore, 2017. – p. 277-282.– doi: 10.1109/icsgsc.2017.8038591.
7. Drozhzhin S.I., Shiyan A.V., Mityagin S.A. Smart City Implementation and Aspects: The Case of St. Petersburg // Communications in computer and information science. – 2019. – p. 14-25. – doi: 10.1007/978-3-030-13283-5_2.
8. Малышева Л.А., Шестаков И.В. Алгоритмы внедрения и методы оценки эффективности управленческих и организационных инноваций // Контроллинг. – 2012. – № 46. – c. 62-72.
9. Борисоглебская Л.Н., Нехорошков В.Ю. Методология разработки инновационных проектов // Инновации. – 2012. – № 1(161). – c. 82-88.
10. Andrisano O., Bartolini I., Bellavista P., Boeri A., Bononi L., Borghetti A., … Vigo D. The Need of Multidisciplinary Approaches and Engineering Tools for the Development and Implementation of the Smart City Paradigm // Proceedings of the IEEE. – 2018. – № 4. – p. 738-760. – doi: 10.1109/jproc.2018.2812836.
11. Термелева А.Е. Использование методологии управления проектами в системе инновационного развития региона // Основы экономики, управления и права. – 2013. – № 6(12). – c. 79-81.
12. Lom M., Pribyl O. Smart city model based on systems theory // International Journal of Information Management. – 2020. – № 102092. – p. 1-11. – doi: 10.1016/j.ijinfomgt.2020.102092.
13. Измалкова С.А. Роль технологических платформ и технологий краудсорсинга в управлении инновационной деятельностью при формировании региональных инфраструктурных проектов // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2014. – № 4-1. – c. 193-203.
14. Pezzutto S., Fazeli Reza, De Felice Matteo Smart City Projects Implementation in Europe: Assessment of Barriers and Drivers // International Journal of Contemporary Energy. – 2016. – № 2. – p. 56-63. – doi: 10.14621/ce.20160207.
15. Chatfield A.Takeoka, Reddick C.G. Smart city implementation through shared vision of social innovation for environmental sustainability: a case study of Kitakyushu // Social Science Computer Review. – 2016. – № 6. – p. 757-773. – doi: 10.1177/0894439315611085.
16. Komarevtseva O.O. Smart city technologies: new barriers to investment or a method for solving the economic problems of municipalities? // R-economy. – 2017. – № 1. – p. 32-39. – doi: 10.15826/recon.2017.3.1.004.
17. Sahoo J., Rath M. Study and Analysis of Smart Applications in Smart City Context // 2017 International Conference on Information Technology (ICIT). Bhubaneswar, India, 2017. – p. 225-228.– doi: 10.1109/icit.2017.38.
18. Mahmood M.A., Hajjaj S.S.H. Design and Implementation of a Rotary Parking System for a Truly Smart City in line with Smart Cities Technologies and Trends // 2018 8th IEEE International Conference on Control System, Computing and Engineering (ICCSCE). Penang, Malaysia, 2018. – p. 49-52.– doi: 10.1109/iccsce.2018.8685011.
19. Gupta Khushboo, Zhang Wenwen, Hall Ralph Risk priorities and their co-occurrences in smart city project implementation: Evidence from India’s Smart Cities Mission (SCM) // Environment and Planning B: Urban Analytics and City Science. – 2020. – p. 1-17. – doi: 10.1177/2399808320907607.
20. Malik F., Shah M.A. Smart city: A roadmap towards implementation // 2017 23rd International Conference on Automation and Computing (ICAC). Huddersfield, UK, 2017. – p. 1-6.– doi: 10.23919/iconac.2017.8082059.
21. Fernandez-Anez V., Fernández-Güell J.M., Giffinger R. Smart City implementation and discourses: An integrated conceptual model. The case of Vienna // Cities. – 2018. – p. 4-16. – doi: 10.1016/j.cities.2017.12.004.
22. Галиахметова М.Р., Зылева Н.М. Разработка алгоритма внедрения инновационных проектов // Социально-экономическое управление: теория и практика. – 2019. – № 2(37). – c. 7-10.
23. Попов Е.В., Семячков К.А. Семь приоритетов развития «умных» городов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2020. – № 2(383). – c. 200-216. – doi: 10.24891/ni.16.2.200 .
24. Baltac V. Smart Cities—A View of Societal Aspects // Smart Cities. – 2019. – № 4. – p. 538-548. – doi: 10.3390/smartcities2040033.
25. Попов Е.В., Семячков К.А. Систематизация подходов к оценке развития умных городов // Экономика региона. – 2020. – № 1. – c. 14-27. – doi: 10.17059/2020-l-2 .
26. Szpilko D. Foresight as a Tool for the Planning and Implementation of Visions for Smart City Development // Energies. – 2020. – № 7. – p. 1782. – doi: 10.3390/en13071782.

Страница обновлена: 01.12.2024 в 07:57:28