Российская экономика в условиях санкций: текущее положение и перспективы инновационного развития
Дубровская Е.С.1
1 Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, Россия, Казань
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 11 (Ноябрь 2022)
Цитировать:
Дубровская Е.С. Российская экономика в условиях санкций: текущее положение и перспективы инновационного развития // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 11. – С. 4553-4564. – doi: 10.18334/ce.16.11.116637.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50051454
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье проводится анализ состояния экономики Российской Федерации в период с 2014 по 2022 гг. и выявляется закономерность, что последствия каждого кризиса приходятся на год после его появления. Рассматриваются проблемы инновационного преобразования отраслей российской экономики. Анализируя показатели инновационной активности предприятий в ключевых отраслях экономики, выделяется тенденция нестабильной инновационной активности в области информационных технологий. Приводятся основные направления активизации информационно-технологического развития для обеспечения интенсивного типа экономического роста. Данный путь позволит не только блокировать спад российской экономики, но и повысить инвестиционную привлекательность РФ, что в перспективе приумножит богатство страны. Стратегически важной задачей государства в санкционных условиях выступает поддержка отечественных производителей и разработка программ развития. Делается вывод, что санкции должны, прежде всего послужить драйвером для ускорения развития инновационности российской экономики и импортозамещения.
Ключевые слова: российская экономика, санкции, кризис, валовый внутренний продукт, экономический рост, ииновационность экономики
JEL-классификация: O11, O25, O32, O40
Введение.
Экономика России переживала немалочисленные кризисы и успешно восстановилась после каждого из них. Нынешние санкционные условия характеризуются особой сложностью преодоления многочисленных экономических «запретов». Во избежание стагнации экономики необходимо вносить изменения в текущее функционирование российского рынка. Стратегически необходимым решением в современной ситуации является выделение инновационного развития как основного рычага давления на востребованность и актуальность российских продуктов на международной арене. Процесс внедрения новых технологий и импортозамещения дает свое начало еще в 2014 году, во время выдвижения первых сложных для экономики России санкций от Евросоюза и США. Новый пакет санкций 2022 года может стать стимулом для ускорения реформирования экономики РФ. Для прогнозирования итогов преодоления санкций, необходимо проанализировать текущее положение и условия функционирования российской экономики на данный момент. Целью исследования является анализ текущего положения российской экономики и определение перспектив ее инновационного развития в условиях санкций.
В настоящее время теоретическими аспектами международных санкций активно занимаются отечественные ученые, такие как Григорян Г.Р. [1], Гармашова Е.П., Дребот А.М. [2], Бегларян Г.А., Иванов Г.Н. [3] и др. В своих трудах они указывают на политический контекст современных экономических санкций. Вопросы влияния санкций на экономику России и мировое хозяйство рассматриваются в исследованиях Городновой Н.В., Домникова А.Ю. [4], Казанцева С.В. [5], Афанасьева А.А. [6], Дробот Е.В. [7,8]. Ученые проводят анализ влияния санкций, прежде всего на экономическую безопасность Росси и Евразийского экономического союза. Отдельно следует отметить работы, в которых появляются пути решения проблем инвестирования в условиях санкций, к примеру, в трудах Лыткина С.О. [9] и Пименовой Е.М. [10], а также оцениваются перспективы трансфера технологий, в работах Костина К.Б., Шимко П.Д. [11] и др.
Основная часть
В предшествующие два года Россия восстанавливалась после пандемии Covid-19. Экономика находилась на стадии «оживления». При этом регенерация после пандемии характеризуется более активными темпами восстановления по сравнению с оживлением экономики после санкций 2014 года. Если валовый внутренний продукт (ВВП) в 2016-2017 гг. увеличивался на 0,2-1,8%, то в 2021 ВВП увеличился на 4,7%. При этом экономический рост в стабильное время 2018-2019 гг. в среднем характеризовался увеличением ВВП на 2-2,8%. В таблице 1 приведены показатели ВВП РФ за 2014-2021 годы: показатели объема ВВП указаны в текущих ценах, индексы ВВП указаны в процентах к предыдущему году.
Таблица 1
Показатели ВВП Российской Федерации за 2014-2021 гг.*
|
ВВП, млрд. руб
|
Индексы физического объема ВВП,
%
|
Индексы-дефляторы ВВП, %
|
ВВП на душу населения, руб
|
Индексы физического объема ВВП
на душу населения, %
|
2014
|
79030,0
|
100,7
|
107,2
|
540965,9
|
99,0
|
2015
|
83087,4
|
98,0
|
102,2
|
567513,4
|
97,8
|
2016
|
85616,1
|
100,2
|
102,8
|
583714,9
|
100,0
|
2017
|
91843,2
|
101,8
|
105,3
|
625453,9
|
101,7
|
2018
|
103861,7
|
102,8
|
110,0
|
707357,1
|
102,8
|
2019
|
109608,3
|
102,2
|
103,3
|
746830,4
|
102,2
|
2020
|
107390,3
|
97,3
|
100,7
|
733241,0
|
97,5
|
2021
|
131015,0
|
104,7
|
116,5
|
898197,8
|
105,2
|
Для более детального анализа необходимо рассмотреть поквартальные показатели ВВП с 2021 года. В таблице 2 приведены поквартальные показатели ВВП РФ за 2021-2022 годы: показатели объема ВВП указаны в текущих ценах, индексы физического объема ВВП указаны в процентах к предыдущему кварталу. Необходимо отметить, что последствия кризиса приходятся на год после его появления. В связи с этим для анализа влияния санкций берётся не кризисный 2020 год, а 2021 год, когда показатели ВВП восстановились и превзошли допандемийный уровень 2018 года.
Таблица 2
Поквартальные показатели ВВП Российской Федерации за 2021-2022 гг.*
|
2021 г.,
I квартал |
2021 г.,
II квартал |
2021 г.,
III квартал |
2021 г.,
IV квартал |
2022 г.,
I квартал |
2022 г.,
II квартал |
ВВП, млрд. руб.
|
27091,3
|
30914,9
|
34225,5
|
38783,3
|
34629,2
|
34663,6
|
Индексы физического объема ВВП,
%
|
87,1
|
114,1
|
110,7
|
113,3
|
89,3
|
100,1
|
Санкции запада пришлись на I квартал 2022 года. Тогда экономика России претерпела падение ВВП на 10,7% по сравнению с IV кварталом 2021 года из-за резкого запрета экономических отношений с ключевыми лицами и компаниями экономики РФ. Западные страны были главными импортерами продукции промышленной экономики Российской Федерации. Во II квартале 2022 года показатель объема ВВП не претерпел критические изменения в связи с некоторым количеством оставшихся каналов экспорта российской продукции на запад. В декабре 2022 года прогнозируется полное прекращение экспорта в Европу и США. Если не реформировать российскую экономику, то впоследствии показатели ВВП могут достигнуть критических минимальных значений.
Для удержания экономики Российской Федерации на прежнем уровне необходимо проводить политику импортозамещения и внедрять отечественные инновации. Одной из главных задач для экономики РФ является переориентация на восточный рынок. Санкции в данном случае служат драйвером для ускорения развития инновационных отраслей и импортозамещения.
Возможны два сценария развития экономики Российской Федерации:
1. Экстенсивный, который подразумевает увеличение объемов поставки продукции на восток при прежнем уровне технологий и минимальном внедрении инноваций. Данный сценарий подойдет только на первое время, так как в дальнейшем будут выявляться невысокие показатели рентабельности, падение инвестиционной привлекательности производства отечественного продукта, а также истощение месторождений ключевых энергетических ресурсов – газа и нефти. Истощение месторождений уже на данный момент является структурной проблемой самой востребованной на мировой арене отрасли российского хозяйства. Экстенсивный сценарий имеет продолжительный срок окупаемости – 8-12 лет, и не является наилучшим исходом в современной ситуации.
2. Интенсивный сценарий обладает более коротким периодом окупаемости – 3-5 лет, и является наиболее привлекательным для развития экономики.
В Российской Федерации существует множество мер поддержки отечественных производителей. В эпоху цифровизации особенно отличается специализированный единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, создание которого закреплено в Федеральном законе ФЗ-149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Реестр призван оказывать фундаментальную поддержку разработчикам отечественных программных обеспечений и ИТ-решений, и поддержку правообладателям на отечественные информационные продукты [13]. С 2020 года реестр пополнился на 8256 записей отечественных ИТ-решений, а с ноября 2021 года на 2953 записи [14]. Программа, включенная в единый реестр ПО может воспользоваться льготами по налоговым ставкам и страховым взносам [15]. Данные государственные решения формируют привлекательные условия для развития отечественной сферы цифровых технологий.
Помимо реестра, аккумулирующего инновационное развитие экономики, выделяется Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года. В рамках Энергетической стратегии РФ структурно важной задачей выделили совершенствование малой энергетики. На данный момент в эксплуатации находится более 50 объектов «новой» энергетики [16]. В Энергетической стратегии РФ содержится инициатива формирования топливно-энергетических комплексов на востоке страны, что в перспективе позволит облегчить транспортировку энергетического сырья в восточные зарубежные страны. В целях увеличения количества месторождений выделяют стратегическую инициативу разведки и обработки северных шельфовых зон Российской Федерации. Эта задача отличается трудностью технологических и автоматизированных процессов. Для ее выполнения также необходимо внедрять инновационные решения в производство, например автоматизированная нефтедобыча, сейсмическое моделирование, формирование технологий «умных» скважин и другие технологические решения [17].
По заявлению правительства РФ, из-за санкционных мер сложились не самые лучшие условия для внешних заимствований, ситуация в стране также не способствует и притоку иностранных инвестиций [18].
Развитие инноваций в Российской Федерации неоднозначно. Анализируя показатели инновационной активности предприятий в ключевых отраслях экономики (таблица 3) выделяется тенденция нестабильной инновационной активности в области информационных технологий и в области научных исследований и разработок.
Таблица 3
Процентные показатели развития инноваций и новых технологий в ключевых отраслях производства по Российской Федерации за 2017-2021 гг.*
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Доля
внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП по РФ, %
|
1,11
|
1,0
|
1,04
|
1,10
|
1,0
|
Уровень
инновационной активности организаций по РФ по добыче полезных ископаемых, %
|
8,9
|
7,9
|
6,8
|
6,8
|
7,8
|
Уровень
инновационной активности организаций по РФ по разработке компьютерного ПО и
др. сопутствующих услуг, %
|
11,4
|
10,1
|
11,1
|
13,2
|
15,1
|
Уровень
инновационной активности организаций по РФ по деятельности в области
информационных технологий, %
|
7,1
|
5,0
|
5,5
|
10,2
|
8,0
|
Уровень
инновационной активности организаций по РФ по научным исследованиям и разработкам,
%
|
66,7
|
61,4
|
51,3
|
51,1
|
47,5
|
Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на период до 2024 года прогнозировали увеличение инновационной активности предприятий РФ [20]. Между тем, данный прогноз не оправдался. Тенденция резкого падения уровня инновационной активности предприятий в области информационных технологий в 2021 году может негативно сказаться в текущих условиях на ускорении темпов развития новых ИТ-технологий. Несмотря на это, уровень активности организаций по разработке компьютерного ПО в той или иной мере компенсирует данную тенденцию. Однако такая компенсация в перспективе пойдет на спад, и развитие информационных технологий может стать стратегически важной проблемой в эпоху цифровизации. Стоит отметить тенденцию устойчивого спада в области инновационной активности научных исследований и разработок. Данный показатель в санкционных условиях необходимо держать на высоком уровне для внедрения разработок в отрасли производства.
Несмотря на инновационную активность предприятий и нестабильные колебания некоторых показателей, отечественная инновационная продукция характеризуется увеличением объемов производства (Таблица 4).
Таблица 4
Объем отечественных инновационных товаров, работ, услуг, произведенных собственными силами, по Российской Федерации по ключевым отраслям производства за 2017-2021 гг. *
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Добыча полезных ископаемых,
млн. руб.
|
489 447,1
|
603 138,4
|
663 341,0
|
485 835,2
|
847 336,9
|
Разработка компьютерного ПО и
др. сопутствующих услуг, млн. руб.
|
33 229,4
|
48 399,1
|
107 004,7
|
115 166,1
|
118 790,3
|
Деятельность в области
информационных технологий, млн. руб.
|
3 989,0
|
3 019,0
|
9 161,9
|
11 138,7
|
41 085,1
|
Научные исследования и
разработки, млн. руб.
|
605 654,8
|
627 528,5
|
525 280,6
|
620 139,3
|
697 996,7
|
Заключение.
Инновации оказывают очень важное влияние на конкурентоспособность и устойчивый экономический рост, как на уровне микроэкономики, так и на макроэкономическом уровне [21]. Экономике России необходимо выбрать интенсивный путь развития. В рамках этого сценария необходимо развивать все отрасли народного хозяйства посредством экологизации, внедрения инноваций, замены импортных инновационных решений на отечественные. Данный путь позволит не только блокировать спад российской экономики, но и повысить инвестиционную привлекательность РФ, что в перспективе приумножит богатство страны. Стратегически важной задачей государства в санкционных условиях выступает поддержка отечественных производителей и разработка программ развития.
Наращивание темпов работы над отечественными инновационными продуктами в перспективе будет развиваться только в сочетании с повышенной инновационной активностью предприятий. Поэтому необходимо обратить внимание на создание стимулирующих условий для организаций, занимающихся инновационной деятельностью.
Источники:
2. Гармашова Е.П., Дребот А.М., Баранов А.Г., Митус А.А., Тарабардина М.Ю. Санкции как меры международного принуждения: основные виды и теоретические подходы к понятию // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 649-662. – doi: 10.18334/eo.10.3.110824.
3. Бегларян Г.А., Иванов Г.Н., Калугина П.П., Половинчикова А.В. Санкционная политика США и европейских стран в отношении России: поворот начала 2022 года // Экономические отношения. – 2022. – № 3. – c. 367-388. – doi: 10.18334/eo.12.3.115086.
4. Городнова Н.В., Домников А.Ю. Влияние финансовых санкций на регулирование внешнеэкономической деятельности России // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 215-234. – doi: 10.18334/eo.12.2.114676.
5. Казанцев С.В. Жизнь под санкциями // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 371-386. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114789.
6. Афанасьев А.А. Об оценке влияния международных санкций на условия функционирования отечественной промышленности // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 179-194. – doi: 10.18334/eo.12.2.114858.
7. Дробот Е.В., Гудович Г.К., Макаров И.Н., Бахмутская В.С. Экономическая безопасность России и Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1671-1682. – doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
8. Дробот Е.В., Абросимова А.С., Савицкая К.С. Влияние санкций на формирование Евразийского экономического союза // Экономические отношения. – 2017. – № 1. – c. 55-64. – doi: 10.18334/eo.7.1.37391.
9. Лыткин С.О. Привлечение прямых иностранных инвестиций: проблемы и пути решения в условиях санкций // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1841-1854. – doi: 10.18334/epp.12.6.114815.
10. Пименова Е.М. Направления и перспективы роста прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации в условиях санкций // Экономические отношения. – 2020. – № 1. – c. 175-186. – doi: 10.18334/eo.10.1.100412.
11. Костин К.Б., Шимко П.Д., Сун Ци Международный трансфер технологий в Российской Федерации и его перспективы в современных условиях санкционных ограничений // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116523.
12. Национальные счета. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 09.11.2022).
13. № 149-фз Закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006 г. - № 31. - Ст. 12.1 с изм. и допол. в ред. от 14.07.2022
14. Счетчик ПО. Официальный сайт оператора единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. [Электронный ресурс]. URL: https://reestr.digital.gov.ru/analytics/software-counter (дата обращения: 26.10.2022).
15. С 1 января IT-компании смогут воспользоваться дополнительными льготами. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/10365364 (дата обращения: 09.11.2022).
16. Сафин А.Р., Ившин И.В., Грачева Е.И., Петров Т.И. Разработка математической модели автономного источника электроснабжения с свободно-поршневым двигателем на базе синхронной электрической машины возвратно-поступательного действия с постоянными магнитами // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. – 2020. – № 1. – c. 38-48. – doi: 10.30724/1998-9903-2020-22-1-38-48.
17. Громов А.И. Ресурсно-инновационное развитие: есть ли альтернатива для российского ТЭК? // Энергетическая политика. – 2019. – № 1. – c. 40-48.
18. Мусина А. Россия: каково реальное влияние санкций на экономику?. Russian.eurasianet.org. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.eurasianet.org (дата обращения: 09.11.2022).
19. Технологическое развитие отраслей экономики. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11189 (дата обращения: 09.11.2022).
20. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_period_do_2024_goda_.html (дата обращения: 08.11.2022).
21. Три года санкций: потери и приобретения. Новости в России и мире – ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/politika/4103932 (дата обращения: 09.11.2022).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:28:09