Российская экономика в условиях санкций: текущее положение и перспективы инновационного развития

Дубровская Е.С.1
1 Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, Россия, Казань

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 11 (Ноябрь 2022)

Цитировать:
Дубровская Е.С. Российская экономика в условиях санкций: текущее положение и перспективы инновационного развития // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 11. – С. 4553-4564. – doi: 10.18334/ce.16.11.116637.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50051454
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проводится анализ состояния экономики Российской Федерации в период с 2014 по 2022 гг. и выявляется закономерность, что последствия каждого кризиса приходятся на год после его появления. Рассматриваются проблемы инновационного преобразования отраслей российской экономики. Анализируя показатели инновационной активности предприятий в ключевых отраслях экономики, выделяется тенденция нестабильной инновационной активности в области информационных технологий. Приводятся основные направления активизации информационно-технологического развития для обеспечения интенсивного типа экономического роста. Данный путь позволит не только блокировать спад российской экономики, но и повысить инвестиционную привлекательность РФ, что в перспективе приумножит богатство страны. Стратегически важной задачей государства в санкционных условиях выступает поддержка отечественных производителей и разработка программ развития. Делается вывод, что санкции должны, прежде всего послужить драйвером для ускорения развития инновационности российской экономики и импортозамещения.

Ключевые слова: российская экономика, санкции, кризис, валовый внутренний продукт, экономический рост, ииновационность экономики

JEL-классификация: O11, O25, O32, O40



Введение.

Экономика России переживала немалочисленные кризисы и успешно восстановилась после каждого из них. Нынешние санкционные условия характеризуются особой сложностью преодоления многочисленных экономических «запретов». Во избежание стагнации экономики необходимо вносить изменения в текущее функционирование российского рынка. Стратегически необходимым решением в современной ситуации является выделение инновационного развития как основного рычага давления на востребованность и актуальность российских продуктов на международной арене. Процесс внедрения новых технологий и импортозамещения дает свое начало еще в 2014 году, во время выдвижения первых сложных для экономики России санкций от Евросоюза и США. Новый пакет санкций 2022 года может стать стимулом для ускорения реформирования экономики РФ. Для прогнозирования итогов преодоления санкций, необходимо проанализировать текущее положение и условия функционирования российской экономики на данный момент. Целью исследования является анализ текущего положения российской экономики и определение перспектив ее инновационного развития в условиях санкций.

В настоящее время теоретическими аспектами международных санкций активно занимаются отечественные ученые, такие как Григорян Г.Р. [1], Гармашова Е.П., Дребот А.М. [2], Бегларян Г.А., Иванов Г.Н. [3] и др. В своих трудах они указывают на политический контекст современных экономических санкций. Вопросы влияния санкций на экономику России и мировое хозяйство рассматриваются в исследованиях Городновой Н.В., Домникова А.Ю. [4], Казанцева С.В. [5], Афанасьева А.А. [6], Дробот Е.В. [7,8]. Ученые проводят анализ влияния санкций, прежде всего на экономическую безопасность Росси и Евразийского экономического союза. Отдельно следует отметить работы, в которых появляются пути решения проблем инвестирования в условиях санкций, к примеру, в трудах Лыткина С.О. [9] и Пименовой Е.М. [10], а также оцениваются перспективы трансфера технологий, в работах Костина К.Б., Шимко П.Д. [11] и др.

Основная часть

В предшествующие два года Россия восстанавливалась после пандемии Covid-19. Экономика находилась на стадии «оживления». При этом регенерация после пандемии характеризуется более активными темпами восстановления по сравнению с оживлением экономики после санкций 2014 года. Если валовый внутренний продукт (ВВП) в 2016-2017 гг. увеличивался на 0,2-1,8%, то в 2021 ВВП увеличился на 4,7%. При этом экономический рост в стабильное время 2018-2019 гг. в среднем характеризовался увеличением ВВП на 2-2,8%. В таблице 1 приведены показатели ВВП РФ за 2014-2021 годы: показатели объема ВВП указаны в текущих ценах, индексы ВВП указаны в процентах к предыдущему году.

Таблица 1

Показатели ВВП Российской Федерации за 2014-2021 гг.*


ВВП, млрд. руб
Индексы физического объема ВВП, %
Индексы-дефляторы ВВП, %
ВВП на душу населения, руб
Индексы физического объема ВВП на душу населения, %
2014
79030,0
100,7
107,2
540965,9
99,0
2015
83087,4
98,0
102,2
567513,4
97,8
2016
85616,1
100,2
102,8
583714,9
100,0
2017
91843,2
101,8
105,3
625453,9
101,7
2018
103861,7
102,8
110,0
707357,1
102,8
2019
109608,3
102,2
103,3
746830,4
102,2
2020
107390,3
97,3
100,7
733241,0
97,5
2021
131015,0
104,7
116,5
898197,8
105,2
*Таблица составлена автором по данным Федеральной службы государственной статистики [12].

Для более детального анализа необходимо рассмотреть поквартальные показатели ВВП с 2021 года. В таблице 2 приведены поквартальные показатели ВВП РФ за 2021-2022 годы: показатели объема ВВП указаны в текущих ценах, индексы физического объема ВВП указаны в процентах к предыдущему кварталу. Необходимо отметить, что последствия кризиса приходятся на год после его появления. В связи с этим для анализа влияния санкций берётся не кризисный 2020 год, а 2021 год, когда показатели ВВП восстановились и превзошли допандемийный уровень 2018 года.

Таблица 2

Поквартальные показатели ВВП Российской Федерации за 2021-2022 гг.*


2021 г.,
I квартал
2021 г.,
II квартал
2021 г.,
III квартал
2021 г.,
IV квартал
2022 г.,
I квартал
2022 г.,
II квартал
ВВП, млрд. руб.
27091,3
30914,9
34225,5
38783,3
34629,2
34663,6
Индексы физического объема ВВП, %
87,1
114,1
110,7
113,3
89,3
100,1
*Таблица составлена автором по данным Федеральной службы государственной статистики [12].

Санкции запада пришлись на I квартал 2022 года. Тогда экономика России претерпела падение ВВП на 10,7% по сравнению с IV кварталом 2021 года из-за резкого запрета экономических отношений с ключевыми лицами и компаниями экономики РФ. Западные страны были главными импортерами продукции промышленной экономики Российской Федерации. Во II квартале 2022 года показатель объема ВВП не претерпел критические изменения в связи с некоторым количеством оставшихся каналов экспорта российской продукции на запад. В декабре 2022 года прогнозируется полное прекращение экспорта в Европу и США. Если не реформировать российскую экономику, то впоследствии показатели ВВП могут достигнуть критических минимальных значений.

Для удержания экономики Российской Федерации на прежнем уровне необходимо проводить политику импортозамещения и внедрять отечественные инновации. Одной из главных задач для экономики РФ является переориентация на восточный рынок. Санкции в данном случае служат драйвером для ускорения развития инновационных отраслей и импортозамещения.

Возможны два сценария развития экономики Российской Федерации:

1. Экстенсивный, который подразумевает увеличение объемов поставки продукции на восток при прежнем уровне технологий и минимальном внедрении инноваций. Данный сценарий подойдет только на первое время, так как в дальнейшем будут выявляться невысокие показатели рентабельности, падение инвестиционной привлекательности производства отечественного продукта, а также истощение месторождений ключевых энергетических ресурсов – газа и нефти. Истощение месторождений уже на данный момент является структурной проблемой самой востребованной на мировой арене отрасли российского хозяйства. Экстенсивный сценарий имеет продолжительный срок окупаемости – 8-12 лет, и не является наилучшим исходом в современной ситуации.

2. Интенсивный сценарий обладает более коротким периодом окупаемости – 3-5 лет, и является наиболее привлекательным для развития экономики.

В Российской Федерации существует множество мер поддержки отечественных производителей. В эпоху цифровизации особенно отличается специализированный единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, создание которого закреплено в Федеральном законе ФЗ-149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Реестр призван оказывать фундаментальную поддержку разработчикам отечественных программных обеспечений и ИТ-решений, и поддержку правообладателям на отечественные информационные продукты [13]. С 2020 года реестр пополнился на 8256 записей отечественных ИТ-решений, а с ноября 2021 года на 2953 записи [14]. Программа, включенная в единый реестр ПО может воспользоваться льготами по налоговым ставкам и страховым взносам [15]. Данные государственные решения формируют привлекательные условия для развития отечественной сферы цифровых технологий.

Помимо реестра, аккумулирующего инновационное развитие экономики, выделяется Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года. В рамках Энергетической стратегии РФ структурно важной задачей выделили совершенствование малой энергетики. На данный момент в эксплуатации находится более 50 объектов «новой» энергетики [16]. В Энергетической стратегии РФ содержится инициатива формирования топливно-энергетических комплексов на востоке страны, что в перспективе позволит облегчить транспортировку энергетического сырья в восточные зарубежные страны. В целях увеличения количества месторождений выделяют стратегическую инициативу разведки и обработки северных шельфовых зон Российской Федерации. Эта задача отличается трудностью технологических и автоматизированных процессов. Для ее выполнения также необходимо внедрять инновационные решения в производство, например автоматизированная нефтедобыча, сейсмическое моделирование, формирование технологий «умных» скважин и другие технологические решения [17].

По заявлению правительства РФ, из-за санкционных мер сложились не самые лучшие условия для внешних заимствований, ситуация в стране также не способствует и притоку иностранных инвестиций [18].

Развитие инноваций в Российской Федерации неоднозначно. Анализируя показатели инновационной активности предприятий в ключевых отраслях экономики (таблица 3) выделяется тенденция нестабильной инновационной активности в области информационных технологий и в области научных исследований и разработок.

Таблица 3

Процентные показатели развития инноваций и новых технологий в ключевых отраслях производства по Российской Федерации за 2017-2021 гг.*


2017
2018
2019
2020
2021
Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП по РФ, %
1,11
1,0
1,04
1,10
1,0
Уровень инновационной активности организаций по РФ по добыче полезных ископаемых, %
8,9
7,9
6,8
6,8
7,8
Уровень инновационной активности организаций по РФ по разработке компьютерного ПО и др. сопутствующих услуг, %
11,4
10,1
11,1
13,2
15,1
Уровень инновационной активности организаций по РФ по деятельности в области информационных технологий, %
7,1
5,0
5,5
10,2
8,0
Уровень инновационной активности организаций по РФ по научным исследованиям и разработкам, %
66,7
61,4
51,3
51,1
47,5
*Таблица составлена автором по данным Федеральной службы государственной статистики [19].

Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на период до 2024 года прогнозировали увеличение инновационной активности предприятий РФ [20]. Между тем, данный прогноз не оправдался. Тенденция резкого падения уровня инновационной активности предприятий в области информационных технологий в 2021 году может негативно сказаться в текущих условиях на ускорении темпов развития новых ИТ-технологий. Несмотря на это, уровень активности организаций по разработке компьютерного ПО в той или иной мере компенсирует данную тенденцию. Однако такая компенсация в перспективе пойдет на спад, и развитие информационных технологий может стать стратегически важной проблемой в эпоху цифровизации. Стоит отметить тенденцию устойчивого спада в области инновационной активности научных исследований и разработок. Данный показатель в санкционных условиях необходимо держать на высоком уровне для внедрения разработок в отрасли производства.

Несмотря на инновационную активность предприятий и нестабильные колебания некоторых показателей, отечественная инновационная продукция характеризуется увеличением объемов производства (Таблица 4).

Таблица 4

Объем отечественных инновационных товаров, работ, услуг, произведенных собственными силами, по Российской Федерации по ключевым отраслям производства за 2017-2021 гг. *


2017
2018
2019
2020
2021
Добыча полезных ископаемых, млн. руб.
489 447,1
603 138,4
663 341,0
485 835,2
847 336,9
Разработка компьютерного ПО и др. сопутствующих услуг, млн. руб.
33 229,4
48 399,1
107 004,7
115 166,1
118 790,3
Деятельность в области информационных технологий, млн. руб.
3 989,0
3 019,0
9 161,9
11 138,7
41 085,1
Научные исследования и разработки, млн. руб.
605 654,8
627 528,5
525 280,6
620 139,3
697 996,7
*Таблица составлена автором по данным Федеральной службы государственной статистики [19].

Заключение.

Инновации оказывают очень важное влияние на конкурентоспособность и устойчивый экономический рост, как на уровне микроэкономики, так и на макроэкономическом уровне [21]. Экономике России необходимо выбрать интенсивный путь развития. В рамках этого сценария необходимо развивать все отрасли народного хозяйства посредством экологизации, внедрения инноваций, замены импортных инновационных решений на отечественные. Данный путь позволит не только блокировать спад российской экономики, но и повысить инвестиционную привлекательность РФ, что в перспективе приумножит богатство страны. Стратегически важной задачей государства в санкционных условиях выступает поддержка отечественных производителей и разработка программ развития.

Наращивание темпов работы над отечественными инновационными продуктами в перспективе будет развиваться только в сочетании с повышенной инновационной активностью предприятий. Поэтому необходимо обратить внимание на создание стимулирующих условий для организаций, занимающихся инновационной деятельностью.


Источники:

1. Григорян Г.Р. Методологические основы оценки результативности применения внешнеэкономических санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2793-2804. – doi: 10.18334/eo.9.4.41466.
2. Гармашова Е.П., Дребот А.М., Баранов А.Г., Митус А.А., Тарабардина М.Ю. Санкции как меры международного принуждения: основные виды и теоретические подходы к понятию // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 649-662. – doi: 10.18334/eo.10.3.110824.
3. Бегларян Г.А., Иванов Г.Н., Калугина П.П., Половинчикова А.В. Санкционная политика США и европейских стран в отношении России: поворот начала 2022 года // Экономические отношения. – 2022. – № 3. – c. 367-388. – doi: 10.18334/eo.12.3.115086.
4. Городнова Н.В., Домников А.Ю. Влияние финансовых санкций на регулирование внешнеэкономической деятельности России // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 215-234. – doi: 10.18334/eo.12.2.114676.
5. Казанцев С.В. Жизнь под санкциями // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 371-386. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114789.
6. Афанасьев А.А. Об оценке влияния международных санкций на условия функционирования отечественной промышленности // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 179-194. – doi: 10.18334/eo.12.2.114858.
7. Дробот Е.В., Гудович Г.К., Макаров И.Н., Бахмутская В.С. Экономическая безопасность России и Евразийского экономического союза в условиях санкций // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1671-1682. – doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
8. Дробот Е.В., Абросимова А.С., Савицкая К.С. Влияние санкций на формирование Евразийского экономического союза // Экономические отношения. – 2017. – № 1. – c. 55-64. – doi: 10.18334/eo.7.1.37391.
9. Лыткин С.О. Привлечение прямых иностранных инвестиций: проблемы и пути решения в условиях санкций // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1841-1854. – doi: 10.18334/epp.12.6.114815.
10. Пименова Е.М. Направления и перспективы роста прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации в условиях санкций // Экономические отношения. – 2020. – № 1. – c. 175-186. – doi: 10.18334/eo.10.1.100412.
11. Костин К.Б., Шимко П.Д., Сун Ци Международный трансфер технологий в Российской Федерации и его перспективы в современных условиях санкционных ограничений // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116523.
12. Национальные счета. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения: 09.11.2022).
13. № 149-фз Закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006 г. - № 31. - Ст. 12.1 с изм. и допол. в ред. от 14.07.2022
14. Счетчик ПО. Официальный сайт оператора единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. [Электронный ресурс]. URL: https://reestr.digital.gov.ru/analytics/software-counter (дата обращения: 26.10.2022).
15. С 1 января IT-компании смогут воспользоваться дополнительными льготами. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/10365364 (дата обращения: 09.11.2022).
16. Сафин А.Р., Ившин И.В., Грачева Е.И., Петров Т.И. Разработка математической модели автономного источника электроснабжения с свободно-поршневым двигателем на базе синхронной электрической машины возвратно-поступательного действия с постоянными магнитами // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. – 2020. – № 1. – c. 38-48. – doi: 10.30724/1998-9903-2020-22-1-38-48.
17. Громов А.И. Ресурсно-инновационное развитие: есть ли альтернатива для российского ТЭК? // Энергетическая политика. – 2019. – № 1. – c. 40-48.
18. Мусина А. Россия: каково реальное влияние санкций на экономику?. Russian.eurasianet.org. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.eurasianet.org (дата обращения: 09.11.2022).
19. Технологическое развитие отраслей экономики. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11189 (дата обращения: 09.11.2022).
20. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_period_do_2024_goda_.html (дата обращения: 08.11.2022).
21. Три года санкций: потери и приобретения. Новости в России и мире – ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/politika/4103932 (дата обращения: 09.11.2022).

Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:28:09