The Russian economy under sanctions: current situation and prospects for innovative development

Dubrovskaya E.S.1
1 Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, Russia

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 16, Number 11 (November 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50051454
Cited: 1 by 07.12.2023

Abstract:
An analysis of the Russian economy between 2014 and 2022 has been carried out. It hav been revealed that the consequences of each crisis occur a year after its occurrence. The problems of innovative transformation of branches of the Russian economy are considered. The indicators of companies' innovative activity in key sectors of the economy are analyzed. The trend of unstable innovation activity in the field of information technology is highlighted. The main directions of information technology development to ensure an intensive type of economic growth are given. This way will not only stop the decline of the Russian economy, but also increase the investment attractiveness of the Russian Federation. This will increase the country's wealth in the future. A strategically important task of the state under sanctions is to support domestic producers and provide development programs. It is concluded that, first of all, sanctions should serve as a driver for accelerating the development of innovation in the Russian economy and import substitution.

Keywords: Russian economy, sanctions, crisis, gross domestic product, economic growth, economic innovativeness

JEL-classification: O11, O25, O32, O40



Введение.

Экономика России переживала немалочисленные кризисы и успешно восстановилась после каждого из них. Нынешние санкционные условия характеризуются особой сложностью преодоления многочисленных экономических «запретов». Во избежание стагнации экономики необходимо вносить изменения в текущее функционирование российского рынка. Стратегически необходимым решением в современной ситуации является выделение инновационного развития как основного рычага давления на востребованность и актуальность российских продуктов на международной арене. Процесс внедрения новых технологий и импортозамещения дает свое начало еще в 2014 году, во время выдвижения первых сложных для экономики России санкций от Евросоюза и США. Новый пакет санкций 2022 года может стать стимулом для ускорения реформирования экономики РФ. Для прогнозирования итогов преодоления санкций, необходимо проанализировать текущее положение и условия функционирования российской экономики на данный момент. Целью исследования является анализ текущего положения российской экономики и определение перспектив ее инновационного развития в условиях санкций.

В настоящее время теоретическими аспектами международных санкций активно занимаются отечественные ученые, такие как Григорян Г.Р. [1], Гармашова Е.П., Дребот А.М. [2], Бегларян Г.А., Иванов Г.Н. [3] и др. В своих трудах они указывают на политический контекст современных экономических санкций. Вопросы влияния санкций на экономику России и мировое хозяйство рассматриваются в исследованиях Городновой Н.В., Домникова А.Ю. [4], Казанцева С.В. [5], Афанасьева А.А. [6], Дробот Е.В. [7,8]. Ученые проводят анализ влияния санкций, прежде всего на экономическую безопасность Росси и Евразийского экономического союза. Отдельно следует отметить работы, в которых появляются пути решения проблем инвестирования в условиях санкций, к примеру, в трудах Лыткина С.О. [9] и Пименовой Е.М. [10], а также оцениваются перспективы трансфера технологий, в работах Костина К.Б., Шимко П.Д. [11] и др.

Основная часть

В предшествующие два года Россия восстанавливалась после пандемии Covid-19. Экономика находилась на стадии «оживления». При этом регенерация после пандемии характеризуется более активными темпами восстановления по сравнению с оживлением экономики после санкций 2014 года. Если валовый внутренний продукт (ВВП) в 2016-2017 гг. увеличивался на 0,2-1,8%, то в 2021 ВВП увеличился на 4,7%. При этом экономический рост в стабильное время 2018-2019 гг. в среднем характеризовался увеличением ВВП на 2-2,8%. В таблице 1 приведены показатели ВВП РФ за 2014-2021 годы: показатели объема ВВП указаны в текущих ценах, индексы ВВП указаны в процентах к предыдущему году.

Таблица 1

Показатели ВВП Российской Федерации за 2014-2021 гг.*


ВВП, млрд. руб
Индексы физического объема ВВП, %
Индексы-дефляторы ВВП, %
ВВП на душу населения, руб
Индексы физического объема ВВП на душу населения, %
2014
79030,0
100,7
107,2
540965,9
99,0
2015
83087,4
98,0
102,2
567513,4
97,8
2016
85616,1
100,2
102,8
583714,9
100,0
2017
91843,2
101,8
105,3
625453,9
101,7
2018
103861,7
102,8
110,0
707357,1
102,8
2019
109608,3
102,2
103,3
746830,4
102,2
2020
107390,3
97,3
100,7
733241,0
97,5
2021
131015,0
104,7
116,5
898197,8
105,2
*Таблица составлена автором по данным Федеральной службы государственной статистики [12].

Для более детального анализа необходимо рассмотреть поквартальные показатели ВВП с 2021 года. В таблице 2 приведены поквартальные показатели ВВП РФ за 2021-2022 годы: показатели объема ВВП указаны в текущих ценах, индексы физического объема ВВП указаны в процентах к предыдущему кварталу. Необходимо отметить, что последствия кризиса приходятся на год после его появления. В связи с этим для анализа влияния санкций берётся не кризисный 2020 год, а 2021 год, когда показатели ВВП восстановились и превзошли допандемийный уровень 2018 года.

Таблица 2

Поквартальные показатели ВВП Российской Федерации за 2021-2022 гг.*


2021 г.,
I квартал
2021 г.,
II квартал
2021 г.,
III квартал
2021 г.,
IV квартал
2022 г.,
I квартал
2022 г.,
II квартал
ВВП, млрд. руб.
27091,3
30914,9
34225,5
38783,3
34629,2
34663,6
Индексы физического объема ВВП, %
87,1
114,1
110,7
113,3
89,3
100,1
*Таблица составлена автором по данным Федеральной службы государственной статистики [12].

Санкции запада пришлись на I квартал 2022 года. Тогда экономика России претерпела падение ВВП на 10,7% по сравнению с IV кварталом 2021 года из-за резкого запрета экономических отношений с ключевыми лицами и компаниями экономики РФ. Западные страны были главными импортерами продукции промышленной экономики Российской Федерации. Во II квартале 2022 года показатель объема ВВП не претерпел критические изменения в связи с некоторым количеством оставшихся каналов экспорта российской продукции на запад. В декабре 2022 года прогнозируется полное прекращение экспорта в Европу и США. Если не реформировать российскую экономику, то впоследствии показатели ВВП могут достигнуть критических минимальных значений.

Для удержания экономики Российской Федерации на прежнем уровне необходимо проводить политику импортозамещения и внедрять отечественные инновации. Одной из главных задач для экономики РФ является переориентация на восточный рынок. Санкции в данном случае служат драйвером для ускорения развития инновационных отраслей и импортозамещения.

Возможны два сценария развития экономики Российской Федерации:

1. Экстенсивный, который подразумевает увеличение объемов поставки продукции на восток при прежнем уровне технологий и минимальном внедрении инноваций. Данный сценарий подойдет только на первое время, так как в дальнейшем будут выявляться невысокие показатели рентабельности, падение инвестиционной привлекательности производства отечественного продукта, а также истощение месторождений ключевых энергетических ресурсов – газа и нефти. Истощение месторождений уже на данный момент является структурной проблемой самой востребованной на мировой арене отрасли российского хозяйства. Экстенсивный сценарий имеет продолжительный срок окупаемости – 8-12 лет, и не является наилучшим исходом в современной ситуации.

2. Интенсивный сценарий обладает более коротким периодом окупаемости – 3-5 лет, и является наиболее привлекательным для развития экономики.

В Российской Федерации существует множество мер поддержки отечественных производителей. В эпоху цифровизации особенно отличается специализированный единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, создание которого закреплено в Федеральном законе ФЗ-149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Реестр призван оказывать фундаментальную поддержку разработчикам отечественных программных обеспечений и ИТ-решений, и поддержку правообладателям на отечественные информационные продукты [13]. С 2020 года реестр пополнился на 8256 записей отечественных ИТ-решений, а с ноября 2021 года на 2953 записи [14]. Программа, включенная в единый реестр ПО может воспользоваться льготами по налоговым ставкам и страховым взносам [15]. Данные государственные решения формируют привлекательные условия для развития отечественной сферы цифровых технологий.

Помимо реестра, аккумулирующего инновационное развитие экономики, выделяется Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года. В рамках Энергетической стратегии РФ структурно важной задачей выделили совершенствование малой энергетики. На данный момент в эксплуатации находится более 50 объектов «новой» энергетики [16]. В Энергетической стратегии РФ содержится инициатива формирования топливно-энергетических комплексов на востоке страны, что в перспективе позволит облегчить транспортировку энергетического сырья в восточные зарубежные страны. В целях увеличения количества месторождений выделяют стратегическую инициативу разведки и обработки северных шельфовых зон Российской Федерации. Эта задача отличается трудностью технологических и автоматизированных процессов. Для ее выполнения также необходимо внедрять инновационные решения в производство, например автоматизированная нефтедобыча, сейсмическое моделирование, формирование технологий «умных» скважин и другие технологические решения [17].

По заявлению правительства РФ, из-за санкционных мер сложились не самые лучшие условия для внешних заимствований, ситуация в стране также не способствует и притоку иностранных инвестиций [18].

Развитие инноваций в Российской Федерации неоднозначно. Анализируя показатели инновационной активности предприятий в ключевых отраслях экономики (таблица 3) выделяется тенденция нестабильной инновационной активности в области информационных технологий и в области научных исследований и разработок.

Таблица 3

Процентные показатели развития инноваций и новых технологий в ключевых отраслях производства по Российской Федерации за 2017-2021 гг.*


2017
2018
2019
2020
2021
Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВВП по РФ, %
1,11
1,0
1,04
1,10
1,0
Уровень инновационной активности организаций по РФ по добыче полезных ископаемых, %
8,9
7,9
6,8
6,8
7,8
Уровень инновационной активности организаций по РФ по разработке компьютерного ПО и др. сопутствующих услуг, %
11,4
10,1
11,1
13,2
15,1
Уровень инновационной активности организаций по РФ по деятельности в области информационных технологий, %
7,1
5,0
5,5
10,2
8,0
Уровень инновационной активности организаций по РФ по научным исследованиям и разработкам, %
66,7
61,4
51,3
51,1
47,5
*Таблица составлена автором по данным Федеральной службы государственной статистики [19].

Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на период до 2024 года прогнозировали увеличение инновационной активности предприятий РФ [20]. Между тем, данный прогноз не оправдался. Тенденция резкого падения уровня инновационной активности предприятий в области информационных технологий в 2021 году может негативно сказаться в текущих условиях на ускорении темпов развития новых ИТ-технологий. Несмотря на это, уровень активности организаций по разработке компьютерного ПО в той или иной мере компенсирует данную тенденцию. Однако такая компенсация в перспективе пойдет на спад, и развитие информационных технологий может стать стратегически важной проблемой в эпоху цифровизации. Стоит отметить тенденцию устойчивого спада в области инновационной активности научных исследований и разработок. Данный показатель в санкционных условиях необходимо держать на высоком уровне для внедрения разработок в отрасли производства.

Несмотря на инновационную активность предприятий и нестабильные колебания некоторых показателей, отечественная инновационная продукция характеризуется увеличением объемов производства (Таблица 4).

Таблица 4

Объем отечественных инновационных товаров, работ, услуг, произведенных собственными силами, по Российской Федерации по ключевым отраслям производства за 2017-2021 гг. *


2017
2018
2019
2020
2021
Добыча полезных ископаемых, млн. руб.
489 447,1
603 138,4
663 341,0
485 835,2
847 336,9
Разработка компьютерного ПО и др. сопутствующих услуг, млн. руб.
33 229,4
48 399,1
107 004,7
115 166,1
118 790,3
Деятельность в области информационных технологий, млн. руб.
3 989,0
3 019,0
9 161,9
11 138,7
41 085,1
Научные исследования и разработки, млн. руб.
605 654,8
627 528,5
525 280,6
620 139,3
697 996,7
*Таблица составлена автором по данным Федеральной службы государственной статистики [19].

Заключение.

Инновации оказывают очень важное влияние на конкурентоспособность и устойчивый экономический рост, как на уровне микроэкономики, так и на макроэкономическом уровне [21]. Экономике России необходимо выбрать интенсивный путь развития. В рамках этого сценария необходимо развивать все отрасли народного хозяйства посредством экологизации, внедрения инноваций, замены импортных инновационных решений на отечественные. Данный путь позволит не только блокировать спад российской экономики, но и повысить инвестиционную привлекательность РФ, что в перспективе приумножит богатство страны. Стратегически важной задачей государства в санкционных условиях выступает поддержка отечественных производителей и разработка программ развития.

Наращивание темпов работы над отечественными инновационными продуктами в перспективе будет развиваться только в сочетании с повышенной инновационной активностью предприятий. Поэтому необходимо обратить внимание на создание стимулирующих условий для организаций, занимающихся инновационной деятельностью.


References:

Afanasev A.A. (2022). Ob otsenke vliyaniya mezhdunarodnyh sanktsiy na usloviya funktsionirovaniya otechestvennoy promyshlennosti [Concerning the assessment of the impact of international sanctions on Russian industry]. Journal of international economic affairs. 12 (2). 179-194. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.2.114858.

Beglaryan G.A., Ivanov G.N., Kalugina P.P., Polovinchikova A.V. (2022). Sanktsionnaya politika SShA i evropeyskikh stran v otnoshenii Rossii: povorot nachala 2022 goda [US and European sanctions against Russia: the turnaround of early 2022]. Journal of international economic affairs. 12 (3). 367-388. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.3.115086.

Drobot E.V., Abrosimova A.S., Savitskaya K.S. (2017). Vliyanie sanktsiy na formirovanie Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [Impact of sanctions on the formation of the Eurasian Economic Union]. Journal of international economic affairs. 7 (1). 55-64. (in Russian). doi: 10.18334/eo.7.1.37391.

Drobot E.V., Gudovich G.K., Makarov I.N., Bakhmutskaya V.S. (2019). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii i Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza v usloviyakh sanktsiy [Economic security of Russia and the Eurasian Economic Union in terms of sanctions]. Journal of international economic affairs. 9 (3). 1671-1682. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.41004.

Garmashova E.P., Drebot A.M., Baranov A.G., Mitus A.A., Tarabardina M.Yu. (2020). Sanktsii kak mery mezhdunarodnogo prinuzhdeniya: osnovnye vidy i teoreticheskie podkhody k ponyatiyu [Sanctions as means of international enforcement: main types and theoretical approaches to the concept]. Journal of international economic affairs. 10 (3). 649-662. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.3.110824.

Gorodnova N.V., Domnikov A.Yu. (2022). Vliyanie finansovyh sanktsiy na regulirovanie vneshneekonomicheskoy deyatelnosti Rossii [The impact of financial sanctions on the regulation of Russia's foreign economic activity]. Journal of international economic affairs. 12 (2). 215-234. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.2.114676.

Grigoryan G.R. (2019). Metodologicheskie osnovy otsenki rezultativnosti primeneniya vneshneekonomicheskikh sanktsiy [Methodological bases of evaluating the effectiveness of external economic sanctions]. Journal of International Economic Affairs. 9 (4). 2793-2804. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41466.

Gromov A.I. (2019). Resursno-innovatsionnoe razvitie: est li alternativa dlya rossiyskogo TEK? [Resource-innovative development: is there an alternative for the Russian energy sector?]. The Energy Policy. (1). 40-48. (in Russian).

Kazantsev S.V. (2022). Zhizn pod sanktsiyami [Life under sanctions]. Economic security. 5 (2). 371-386. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.2.114789.

Kostin K.B., Shimko P.D., Sun Tsi (2022). Mezhdunarodnyy transfer tekhnologiy v Rossiyskoy Federatsii i ego perspektivy v sovremennyh usloviyakh sanktsionnyh ogranicheniy [International technology transfer in the Russian Federation and its prospects amidst sanctions]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (4). (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.4.116523.

Lytkin S.O. (2022). Privlechenie pryamyh inostrannyh investitsiĭ: problemy i puti resheniya v usloviyakh sanktsiĭ [Attracting foreign direct investment: problems and solutions amidst sanctions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (6). 1841-1854. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.6.114815.

Pimenova E.M. (2020). Napravleniya i perspektivy rosta pryamyh inostrannyh investitsiy v ekonomiku Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh sanktsiy [Directions and prospects for growth of foreign direct investment in the Russian economy under sanctions]. Journal of international economic affairs. 10 (1). 175-186. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.1.100412.

Safin A.R., Ivshin I.V., Gracheva E.I., Petrov T.I. (2020). Razrabotka matematicheskoy modeli avtonomnogo istochnika elektrosnabzheniya s svobodno-porshnevym dvigatelem na baze sinkhronnoy elektricheskoy mashiny vozvratno-postupatelnogo deystviya s postoyannymi magnitami [Development of a mathematical model of an autonomous power supply source with a free piston motor on the basis of a synchronous electric returning machine with a permanent magnets]. Izvestiya vysshikh uchebnyh zavedeniy. Problemy energetiki. 22 (1). 38-48. (in Russian). doi: 10.30724/1998-9903-2020-22-1-38-48.

Страница обновлена: 08.04.2025 в 20:58:11