Анализ методики оценки цифровой трансформации государственного управления в Сингапуре в контексте использования в регионах России

Андреев В.Д.1, Абрамов В.И.1
1 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Статья в журнале

Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ)
Том 3, Номер 3 (Июль-сентябрь 2022)

Цитировать:
Андреев В.Д., Абрамов В.И. Анализ методики оценки цифровой трансформации государственного управления в Сингапуре в контексте использования в регионах России // Информатизация в цифровой экономике. – 2022. – Том 3. – № 3. – doi: 10.18334/ide.3.3.116585.

Аннотация:
В данной статье проанализирована методика оценки цифровой трансформации государственного и муниципального управления в Сингапуре. На основе данного анализа, на основе трендов построения цифровых экосистем, на основе наличия проблемы несоответствия требования по построению региональных центров управления данными соответствующими индикаторами оценки уровня цифровой зрелости на уровне регионов России, на основе успешных кейсов Сингапура, предложены направления, в которых необходимо учитывать соответствующие индикаторы при оценке индекса цифровой зрелости в регионах России и дано их обоснование.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, цифровая зрелость региона



Введение

В условиях шестого технологического уклада и четвертой промышленной революции, при высокой степени необходимости в обеспечении внутренних нужд России за счет собственных средств цифровизация и цифровая трансформация становятся стратегически значимыми процессами, которые позволяют институтам государственной и муниципальной власти многократно увеличивать предоставление социальных и экономических благ при уменьшении общих издержек. Применение цифровых систем, устройств, решений и новых методов функционирования и жизнедеятельности обеспечивают использование объективной информации и мобильность при принятии управленческих решений. Цифровизация – это процесс внедрения цифровых систем, устройств, решений в различные сферы жизнедеятельности граждан, бизнеса и органов власти [1]. Цифровая трансформация – это видоизменение тех сфер жизнедеятельности граждан, бизнеса и органов власти, в которых происходит процесс цифровизации. Такое видоизменение формирует новые методы и механизмы функционирования, приводит к уменьшению издержек при одновременном увеличении производственных мощностей для производства социальных и экономических благ [2].

Эффективность процессов цифровизации и цифровой трансформации выражается в оптимизации расходов с расширением возможностей пополнения государственного и муниципального бюджета с дальнейшим перераспределением средств на социальные и экономические нужды. Так, например, в Нидерландах в 2020 г. в условиях пандемии коронавируса в результате активного внедрения в инфраструктуру государства устройств интернета вещей на основе искусственного интеллекта (ИИ) с возможностью сбора данных в единый цифровой сервис удалось снизить темпы падения экономики до 3,6%, тогда как в других европейских государствах темпы падения составляли в среднем 10%. В Дании в результате масштабных преобразований системы ГМУ за счет цифровой трансформации удалось к 2021 г. оптимизировать около 20 млн долл. бюджетных средств, большая часть которых была перераспределена на социальные нужды [3].

Актуальность темы обусловлена тем, что оценка аспектов цифровизации и цифровой трансформации является для органов власти эффективным инструментом формирования своей политики с учетом инициатив граждан и бизнеса в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Научная новизна работы заключается в том, что на основе проведенного анализа методики оценки цифровой трансформации ГМУ в Сингапуре предложены релевантные направления оценки индекса цифровой зрелости с системой соответствующих им индикаторов для применения в регионах России с целью приведения их в соответствие с требованиями, изложенными в стратегиях цифрового развития регионов. В данной работе представляющие интерес индикаторы оценки цифровой трансформации, применяемые в Сингапуре, соотносятся с этапами цифровой трансформации ГМУ в России. Приводятся примеры, показывающие эффективность второго и третьего этапа цифровой трансформации, что подтверждает целесообразность внедрения учета индикаторов в предложенных направлениях в методику оценки индекса цифровой зрелости в России.

Основная часть

Методика оценки индекса цифровой зрелости регионов в России подразумевает диагностику цифровой зрелости в отраслях образования, здравоохранения, городского хозяйства, общественного транспорта и государственного управления [4]. С 2022 г. данная методика претерпела ряд изменений, в частности, основные отрасли и индикаторы остались неизменными, однако у регионов появилась возможность дополнительно определять индивидуальные отрасли и индикаторы для учета цифровой зрелости [5].

Проблема расхождений требований по построению региональных центров управления данными (ЦУД) соответствующими индикаторами оценки уровня цифровой зрелости на уровне регионов России выражается в том, что требование направлено на второй этап цифровой трансформации ГМУ, а индикаторы оценки (как инструмент формирования политики в области цифровой трансформации) направлены на первый этап цифровой трансформации [6]. Возможность решения данной проблемы определяется глобальными трендами построения цифровых экосистем на уровне региона или государства. Цифровая экосистема – это цифровая макросреда взаимодействия граждан, бизнеса и органов власти в цифровом пространстве, где запросы и коммуникации с использованием данных, сформированных устройствами, вызывают генерацию соответствующих управленческих решений, реализуемых в реальном мире через цифровой, в основном через устройства интернета вещей без непосредственного участия человека. Тенденции построения региональных и государственных цифровых экосистем – экономически и социально обусловленные процессы, позволяющие странам и регионам многократно увеличивать воспроизводство социальных и экономических благ и занимать лидирующие позиции на мировой арене [7]. Так, например, в Финляндии планируется, что в результате создания и внедрения сети «AuroraAI» к 2029 г. объем оптимизированных бюджетных средств будет составлять порядка 3,15 млн долл. в год. Данная сеть представляет собой конкретный пример построения цифровой экосистемы на уровне государства, внедрение которой предполагается с 2023 г. [8].

Этапы цифровой трансформации ГМУ представлены далее [9]:

1. Электронное правительство. Данные этап подразумевает построение архитектуры электронного правительства с обеспечением электронного документооборота с возможностью осуществления коммуникаций в электронном формате. Примерами индикаторов данного этапа являются: удельный вес государственных и муниципальных услуг в электронном виде, удельный вес электронного документооборота и т.д. К эффектам, которые ожидаются в результате построения архитектуры электронного правительства, можно отнести снижение издержек заявителей при электронных коммуникациях, увеличение охвата госуслугами, снижение издержек бумажного документооборота.

2. Государственное управление на основе данных. Этот этап подразумевает организацию системы сбора данных для нужд органов власти, бизнеса и граждан в единой цифровой макросреде с помощью цифровых систем, устройств, решений, внедренных на первом этапе. Основным инструментом, обеспечивающим сбор данных, является интернет вещей. Устройства данной технологии позволяют собирать и интегрировать всевозможного рода данные о различных явлениях и событиях. Масштаб и объем информации зависит от искусственного интеллекта устройства интернета вещей. Примерами индикаторов данного этапа являются: удельный вес данных, доступных в цифровом формате в реальном времени; удельный вес госуслуг, которые осуществляются на основе доступной в реальном времени информации и т. д. К эффектам данного этапа можно отнести: повышение оперативности и объективности управленческих решений в результате автоматизации процесса сбора данных в едином цифровом источнике, снижение бюджетных издержек, например, в результате автоматизации инфраструктурных процессов в системе «умный город».

3. Цифровое государственное управление. Данный этап подразумевает создание инструмента преобразования реального мира через цифровой, в основном, через устройства «M2M» на основе технологии интернета вещей. На данном этапе субъекты цифровой макросреды имеют возможность на основе собранной информации преобразовывать реальный мир через цифровой, обеспечивая полную автономность функционирования инфраструктуры с дистанционным управлением в зависимости от функционала искусственного интеллекта устройств. К эффектам данного этапа можно отнести: обеспечение максимальной прозрачности процессов в результаты уменьшения ручных процессов; оптимизацию бюджетных средств; увеличение социальных гарантий для граждан и для бизнеса.

Далее проанализируем методику оценки цифровой трансформации государственного управления в Сингапуре, которая представлена в проекте цифрового правительства Сингапура. Применение предлагаемых индикаторов планируется с 2023 г.

Содержание методики оценки цифровой трансформации на уровне ГМУ представлено в табл. 1.

Таблица 1. Методика оценки цифровой трансформации на уровне ГМУ в Сингапуре [10]

Направление
Характеристика направления
Индикаторы направления
Эффективность
Оценка эффективности мероприятий в области цифровой трансформации
Удовлетворенность граждан цифровыми услугами, в %; удовлетворенность бизнеса цифровыми услугами, в %
Сквозные цифровые технологии
Оценка доступности электронных систем органов власти для различных операций, например, цифровая подпись
Удельный вес цифровых государственных сервисов, предлагающих вариант электронных платежей, в %; удельный вес цифровых государственных сервисов, которые сформированы данными, полученными правительством с помощью интернета вещей и ИИ, в %; удельный вес цифровых государственных сервисов, предлагающих цифровую подпись, в %
Цифровые транзакции
Оценка возможности цифровых государственных систем осуществлять транзакции
Цифровые транзакции органов власти из всех, в %; удельный вес входящих и исходящих транзакций с помощью цифровых систем органами власти, в %
Возможности органов власти
Оценка кадрового потенциала, способного освоить инструменты цифровой экономики
Удельный вес госслужащих, способных освоить инструменты цифровой экономики, в %; количество государственных служащих, способных освоить инструменты цифровой экономики, шт.
Цифровые проекты
Учет и оценка государственных проектов в области цифровизации и цифровой трансформации
Количество проектов в области цифровой трансформации, штук; удельный вес проектов в области цифровой трансформации из всех, в %
Данные
Оценка потока данных, оценка работы ИИ и систем обработки данных
Удельный вес государственных служащих, использующих ИИ для разработки и предоставления услуг и реализации политики, в %; количество высокоэффективных проектов в области формирования данных; основные поля данных в машиночитаемом формате, которые могут передаваться с помощью ИИ, в %; время, необходимое для обмена данными для межведомственных проектов, в секундах, в минутах, в часах, в днях; удельный вес данных, сформированных устройствами интернета вещей; удельный вес данных, обработанных ИИ
Миграция в цифровое облако
Оценка общей интеграции всех цифровых систем в едином поле для образования системы комплексного управления органов власти, граждан и бизнеса
Удельный вес цифровых систем, находящихся в цифровом облаке, объединенных в единое цифровое пространство для формирования, обмена и преобразования данных (государственные и частные информационные системы), в %; удельный вес цифровых устройств, управление которыми доступно через цифровое облако; количество и удельный вес граждан, которым доступна информация в облаке

Как показывают данные табл. 1, оценка цифровой трансформации ГМУ в Сингапуре имеет аспекты второго и третьего этапа цифровой трансформации.

Соответствие индикаторов оценки цифровой трансформации ГМУ определенному этапу цифровой трансформации представлено далее в табл. 2.

Таблица 2. Соответствие индикаторов оценки цифровой трансформации ГМУ в Сингапуре этапам цифровой трансформации

Этап цифровой трансформации
Индикаторы, соответствующие данному этапу
Инфраструктура электронного правительства
Удовлетворенность граждан цифровыми услугами, в %; удовлетворенность бизнеса цифровыми услугами, в %; удельный вес цифровых государственных сервисов, предлагающих вариант электронных платежей, в %; удельный вес цифровых государственных сервисов, предлагающих цифровую подпись, в %; цифровые транзакции органов власти из всех, в %; удельный вес входящих и исходящих транзакций с помощью цифровых систем органами власти, в %; удельный вес госслужащих, способных освоить инструменты цифровой экономики, в %; количество государственных служащих, способных освоить инструменты цифровой экономики, шт.; количество проектов в области цифровой трансформации, штук; удельный вес проектов в области цифровой трансформации из всех, в %; время, необходимое для обмена данными для межведомственных проектов, в секундах, в минутах, в часах, в днях
Государственное управление на основе данных
Удельный вес цифровых государственных сервисов, которые сформированы данными, полученными правительством с помощью интернета вещей и ИИ, в %; удельный вес государственных служащих, использующих ИИ для разработки и предоставления услуг и реализации политики, в %; количество высокоэффективных проектов в области формирования данных; основные поля данных в машиночитаемом формате, которые могут передаваться с помощью ИИ, в %; удельный вес данных, сформированных устройствами интернета вещей; удельный вес данных, обработанных ИИ; удельный вес цифровых систем, находящихся в цифровом облаке, объединенных в единое цифровое пространство для формирования, обмена и преобразования данных (государственные и частные информационные системы), в %
Цифровое государственное управление
Удельный вес цифровых устройств, управление которыми доступно через цифровое облако

Данные табл. 2 демонстрируют, что в Сингапуре сформирована целостная система работы с данными, учтен механизм преобразования и управления данными через цифровое облако, в которое интегрированы системы органов власти и бизнеса с учетом доступности для граждан. Данный факт свидетельствует о том, что Сингапур, как государство, имеет конкурентное преимущество, выраженное в соответствующих эффектах от достижения второго и третьего этапа цифровой трансформации ГМУ, что имеет и фактическое подтверждение:

· В Сингапуре с 2019 г. реализуется система «Government Assisted Living Ecosystem (GALE)», подразумевающая создание цифровой экосистемы взаимосвязи между пенсионерами и работниками системы здравоохранения. С помощью технологии интернета вещей на смартфоне или в определенных местах в доме, или в иных объектах, в которых проживает пенсионер, размещаются специальные кнопки. В случае, когда пенсионеру требуется срочная медицинская помощь, он нажатием кнопки имеет возможность передать информацию об этом органам системы здравоохранения. Последние могут связываться таким образом с пенсионером либо передавать запись сообщения от пенсионера или обратно. Около 10 000 единиц жилья оборудовано данной системой на 2022 г. С ноября 2019 г. по сентябрь 2021 г. успешно обработано 415 случаев с помощью данной системы. Информация интегрируется в едином цифровом облаке системы здравоохранения, в которой формируются объективные данные о районах, в которых необходимы дополнительные пункты системы здравоохранения в соответствии с динамикой частоты случаев [11].

· В Сингапуре на всей территории государства, т. е. в 100% общественных мест, реализована система видеонаблюдения с функцией распознавания личности. Цифровая макросреда видеокамер, информация из которых интегрируется в единое цифровое облако для нужд государственных структур, обеспечивающих безопасность на территории государства, базируется на компьютерах стоимостью 80 долл. и видеокамер за 40 долл. Т.е. стоимость оборудования точки, где производится запись, составляет 120 долл.. Функционал камеры на основе технологии интернета вещей связан с производственной мощностью ИИ, что обеспечивает автоматический контроль безопасности на определенной территории. В случае фиксации опасности ИИ передает информацию и фрагмент видеозаписи соответствующим структурам, которые через смартфон получают необходимую информацию и при необходимости выезжают на место. Механизм сбора и получения данных позволяет оптимизировать бюджетные средства в больших масштабах, по сравнению с ручным режимом [12].

· По прогнозам чиновников Сингапура, к 2023 г. не менее 70 % соответствующих требованиям государственных цифровых систем будут находиться в цифровом облаке. Данное преобразование позволит организовать систему работы над межведомственными государственными проектами, которые будут рассматриваться и приниматься не более чем за 7 дней. (В России на сегодняшний день норма для рассмотрения проектов государственного масштаба - до 60 дней.) Рассмотрение будет производиться в системе приложений для органов власти, граждан и бизнеса, объединённых в едином цифровом облаке с трехсторонней передачей информации системами ИИ [13].

Помимо приведенных примеров в Сингапуре реализован цифровой двойник города-государства, который позволяет моделировать данные, организовывать системную интеграцию управленческих решений, охватывать и отображать реальные процессы, например работу грузовых автомобилей по уборке мусора, создавать и прорабатывать различные ситуации с целью планирования и прогнозирования процессов, воздействовать на реальный мир через цифровой с помощью управленческих решений, реализованных через устройства интернета вещей совместно с ИИ. Совокупные инвестиции с 2014 г. на создание цифрового двойника составили 52,29 млн долл. США, т. е. порядка 73 млн сингапурских долл. Создание цифрового двойника Сингапура дает возможность, например, наблюдать следующие эффекты от его функционирования [14] [15]:

1. С 35 до 6 млн сингапурских долл. снижена стоимость постоянной топографической съемки и с 2 лет до 8 мес. сокращено время ее циклов путем создания 3D-карты с открытым исходным кодом.

2. К 2030 г. за счет инструментов цифрового двойника в строительстве планируется снизить на 20% выбросы при строительстве школ при одновременном повышении энергоэффективности зданий.

3. К 2030 г. при помощи системы данных о работе структур, работающих на возобновляемых источниках энергии, планируется снижение на 3 млн т в год выбросов парниковых газов в атмосферу за счет объективных данных функционирования систем в цифровом двойнике, формирования инструментов планирования и прогнозирования и, на основе этого, реализации грамотной политики в данном направлении на основе больших данных.

Данные примеры показывают, что определенному этапу цифровой трансформации соответствуют конкретные эффекты социального и экономического характера, которые способны многократно увеличивать производство государственных благ, где цифровизация и цифровая трансформация – максимально эффективные методы увеличения экономической мощи государства, позволяющие стране занять лидирующие позиции в области экономического и социального благосостояния.

Исходя из представления об этапах цифровой трансформации ГМУ, на основе анализа методики оценки цифровой трансформации ГМУ в Сингапуре и обоснования целесообразности внедрения в методику оценки цифровой зрелости регионов индикаторов, соответствующих второму этапу цифровой трансформации для решения указанной ранее проблемы, а также принимая во внимание примеры эффективности второго и третьего этапа цифровой трансформации в Сингапуре, далее в табл. 3 предлагаются направления и релевантные индикаторы, которые необходимо учитывать при расчете индекса цифровой зрелости регионов.

Таблица 3. Направления, в которых необходимо учитывать индикаторы для совершенствования методики оценки цифровой зрелости в регионах России

Направление
Примерные индикаторы направления
Данные
Удельный вес цифровых государственных сервисов, которые сформированы данными через различные инструменты цифровой экономики; удельный вес данных, доступных в режиме реального времени; удельный вес данных, которые формируются в едином цифровом облаке
Цифровое облако
Удельный вес цифровых устройств, управление которыми доступно через цифровое облако; удельный вес отдельных цифровых систем органов власти, бизнеса, интегрированных в единое цифровое облако; удельный вес данных, доступных в облаке для граждан, бизнеса и органов власти
Интернет вещей
Удельный вес данных, формируемых через устройства интернета вещей в едином цифровом облаке; удельный вес потребностей органов власти, обеспеченных устройствами интернета вещей
Искусственный интеллект
Удельный вес данных, обрабатываемых системами ИИ; удельный вес устройств интернета вещей, обеспеченных системами ИИ, функциональность которых определяется органами власти

Учет индикаторов в соответствующих направлениях позволяет сформировать эффективную оценку аспектов второго этапа цифровой трансформации ГМУ, что предоставляет возможность объективно оценивать выполняемость требования по построению региональных центров управления данными. Объективизация информации позволит сформировать эффективную политику по формированию, оценке и управлению данными на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Данные преобразования будут способствовать решению проблемы несоответствия требования по построению региональных центров управления данными применяемым индикаторам оценки уровня цифровой зрелости на уровне регионов России, так как формирование данных о ее составных частях – эффективный инструмент формирования политики по построению региональных центров управления данными.

Заключение

Таким образом, на основе представленных этапов цифровой трансформации государственного и муниципального управления, исходя из анализа методики оценки цифровой трансформации государственного управления в Сингапуре, на примере эффективности каждого этапа цифровой трансформации можно говорить о целесообразности интеграция в методику оценки индекса цифровой зрелости в регионах России направлений, с учетом соответствующих индикаторов, связанных с оценкой:

· потоков данных;

· функционирования цифрового облака;

· с оценкой проникновения устройств интернета вещей;

· с оценкой использования инструментов искусственного интеллекта.

Решение обозначенной проблемы является только первым шагом на пути построения региональных цифровых экосистем – общей тенденции в области цифровой трансформации ГМУ на международном уровне. Исходя из успешных примеров опыта Сингапура, второй и третий этап цифровой трансформации государственного и муниципального управления – стратегически значимое направление развития политики в области цифровизации и цифровой трансформации. В условиях высокой степени потребности обеспечивать внутренние запросы страны, рассчитывая только на собственные силы, преобразования в данном направлении приведут к лучшему соответствию с предъявляемыми требованиями автоматизации, объективизации управления, увеличения воспроизводства регионального социального и экономического блага гражданами, органами государственной и муниципальной власти и бизнеса за счет методов и инструментов цифровой экосистемы.


Источники:

1. Демура Н.А., Путивцева Н.П. Цифровизация: сущность и роль в развитии национальной экономики // Научный результат. Экономические исследования. – 2021. – № 1. – c. 22-30. – doi: 10.18413/2409-1634-2021-7-1-0-3.
2. Цифровое госуправление с Марией Шклярук. Ranepa.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://cdto.ranepa.ru/podcast2-11.
3. Андреев В.Д., Абрамов В.И. Тенденции цифровой трансформации государственного управления в европейских странах // Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия: Сборник научных статей 5-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, 2022. – c. 26-34.
4. Стратегии цифровой трансформации. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1064.
5. «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация». Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.11.2020 (ред. от 14.01.2021) № 600. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372437 (дата обращения: 15.08.2022).
6. Абрамов В. И., Андреев В.Д. Оценка цифровой зрелости системы государственного и муниципального управления в регионах: опыт США и развитие в России // Информатизация в цифровой экономике. – 2022. – № 2. – doi: 10.18334/ide.3.2.115106.
7. Абрамов В.И., Андреев В.Д. Цифровая трансформация государственного и муниципального управления: международный опыт и приоритеты в России // Муниципальная академия. – 2022. – № 1. – c. 54-63. – doi: 10.52176/2304831X_2022_01_54.
8. Абрамов В.И., Андреев В.Д. Перспективы использования интернета вещей при цифровой трансформации государственного и муниципального управления (на примере Финляндии) // Муниципальная академия. – 2022. – № 2. – c. 34-42. – doi: 10.52176/2304831X_2022_02_34.
9. Добролюбова Е.И. Оценка цифровой зрелости государственного управления // Информационное общество. – 2021. – № 2. – c. 37-52. – doi: 10.52605/16059921_2021_02_37.
10. Digital government blueprint. Tech.gov.sg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tech.gov.sg/files/media/corporate-publications/dgb-public-document_30dec20.pdf.
11. Personal Alert Button (PAB). Developer.tech.gov.sg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.developer.tech.gov.sg/products/categories/sensor-platforms-and-internet-of-things/personal-alert-button/overview.htm.
12. How to get ahead of the curve when IoT converges with AI. Tech.gov.sg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tech.gov.sg.
13. The key changes made to the DGB. Gov.sg. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tech.gov.sg/digital-government-blueprint.
14. How Singapore created the first country-scale digital twin. VentureBeat. [Электронный ресурс]. URL: https://venturebeat.com/business/how-singapore-created-the-first-country-scale-digital-twin.
15. Singapore Green Plan 2030. Greenplan. [Электронный ресурс]. URL: https://www.greenplan.gov.sg/key-focus-areas/overview#resilient-future.

Страница обновлена: 11.11.2022 в 12:13:39