Разработка механизма развития приоритетных высокотехнологичных отраслей промышленного производства региона в условиях перехода к цифровой экономике
Ковылкин Д.Ю.1, Трофимов О.В.1, Стрелкова Л.В.1, Фролов В.Г.1, Усов Н.В.1
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Россия, Нижний Новгород
Скачать PDF | Загрузок: 12 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2018)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=36816162
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Предложены концептуальные подходы к формированию механизма развития отраслей промышленности на региональном уровне. Выявлена базовая фаза механизма развития от-раслей промышленности – оценка привлекательности отраслей с целью эффективного распределения средств по государственной поддержке. Предложена классификация факторов формирования механизма развития отраслей промышленности на региональном уровне. Приведено обоснование возможности использования инструментария стратегического управления в целях развития отраслей промышленности
Ключевые слова: стратегическое управление, промышленная политика, импортозамещение, промышленное производство, регион, цифровая экономика, факторы развития, отрасли промышленного производства, оценка привлекательности, Industry 4.0
JEL-классификация: O31, R10, L52, L51
Введение
В современных экономических условиях значительно возрастает роль государства в управлении экономической составляющей. Свободная конкуренция является основой развития управления в рыночных условиях, однако опыт развитых стран показывает целесообразность и необходимость сильной государственной составляющей в рыночных механизмах. Опора только на финансовые цели и принципы бизнеса приводит к игнорированию задач экологического, социального и политического развития. Это приводит к денивеляции в структуре экономики и распределении капитала, экологическим и социальным негативным последствиям. Развитие экономики не должно основываться на удовлетворении частных экономических интересов. Таким образом, одной из важнейших функций государственного управления становится разработка и проведение политики управления экономикой, направленной на повышение качества жизни на основе конкурентоспособной в глобальном масштабе экономики страны [5] (Malkhasyan, 2011).
Поставленная Президентом РФ задача увеличения роста ВВП может быть выполнена только путем разработки сбалансированного развития приоритетных высокотехнологичных отраслей промышленного производства на региональном уровне в условиях перехода к цифровой экономике на основе имеющегося производственного, научного и кадрового потенциала. В ситуации существенного ограничения использования финансовых ресурсов, кризисных явлений и экономических санкций чрезвычайно важно определять возможные «точки роста» для наиболее эффективного приложения ограниченных ресурсов. Это приводит к необходимости разработки осознанного и научно-обоснованного механизма, который позволит добиться эффективного развития приоритетных высокотехнологичных отраслей промышленного производства на региональном уровне в условиях перехода к цифровой экономике (Industry 4.0), т.е. промышленной политики (Industry Policy).
Промышленная политика представляет собой комплекс мер государственного воздействия на распределение ресурсов в целях совершенствования структуры национальной экономики, поддержания конкурентоспособности отдельных приоритетных высокотехнологичных отраслей промышленного производства и предприятий на региональном уровне в условиях перехода к цифровой экономике, а также экономики в целом на мировых рынках, корректировки негативных последствий действия рыночных механизмов [11] (Gadzhiev, Vakhromov, 2007).
Особенностью промышленной политики является индикативное воздействие на объекты управления. Такое управление определяет желаемые направления и состояния развития приоритетных высокотехнологичных отраслей промышленного производства на региональном уровне в условиях перехода к цифровой экономике и предприятий, в отличие от директивного управления, основанного на задании количественных показателей деятельности. Сутью промышленной политики является формирование структуры и организации промышленного производства с целью его роста [9] (Babkin et al., 2015).
Теоретико-методологические основы
Как и в случае классического менеджмента организации, отправной точкой построения концепции промышленной (отраслевой) политики является построение так называемого «дерева целей». Это требует рассмотрения самого понятия конкурентоспособности экономики в глобальном смысле. Необходимо отметить, что понимание данного термина имеет не только экономическое содержание, но и экологическую, социальную, оборонную и другие составляющие. Таким образом, в качестве целей управления приоритетными высокотехнологичными отраслями промышленного производства на региональном уровне в условиях перехода к цифровой экономике (отраслями промышленного производства) должны выступать:
1. Социальные цели, заключающиеся в:
– обеспечении качественными товарами и услугами населения;
– повышении квалификационного уровня рабочих мест;
– повышении уровня доходов населения;
– создании новых рабочих мест.
2. Цели обеспечения безопасности, заключающиеся в:
– импортозамещении;
– обеспечении обороноспособности страны.
3. Экологические цели, заключающиеся в:
– защите и восстановлении окружающей среды;
– развитии ресурсосберегающих технологий и производств.
4. Экономические цели, заключающиеся в:
– интеграции в мировую экономику;
– наполнении бюджетов всех уровней;
– обновлении и расширении производства;
– повышении эффективности деятельности предприятий;
– развитии новых производств;
– создании и развитии инновационного потенциала экономики [6] (Sibirskaya, Khoreva, 2008).
При этом необходимо отметить, что управление отраслями промышленного производства предполагает многоуровневый, системный подход, в соответствии с которым данная политика должна разрабатываться как на федеральном, так и на региональном уровнях. Регионы должны определять цели своей промышленной политики в соответствии с федеральными целями. Однако приоритетность и весомость каждой из них будут существенно отличаться по регионам. Это связано прежде всего с тем, что уровень развития и перспективы каждой из отраслей промышленного производства будут различаться по регионам в соответствии с географическими, климатическими, инфраструктурными, кадровыми и другими особенностями региона. Очевидно, что при определении целей промышленной политики конкретного региона необходимо оценить состояние и перспективы развития отраслей промышленного производства, присутствующих в данном регионе, выявить базовые для региона и оценить факторы, влияющие на перспективы их развития. В соответствии с этим можно будет сформировать ранжированный перечень целей управления отраслями промышленного производства конкретного региона [7].
Предложенные в методологии транспарентные процедуры оценки должны стимулировать отрасли промышленного производства и предприятия к достижению требуемых оценочных показателей. Следовательно, использование инструмента оценки предполагает необходимость определения факторов, влияющих на показатели оценки. Авторским коллективом предложена классификация факторов, влияющих на показатели:
1. оценки потенциала (текущего состояния) отраслей промышленного производства;
2. оценки активности (динамики развития) отраслей промышленного производства.
Авторским коллективом также предложена методика определения факторов, влияющих на показатели потенциала и активности отраслей промышленного производства. Методика состоит из нескольких элементов. Во-первых, для целей реализации промышленной политики предложено делить факторы на:
1. систематические (неспецифические);
2. несистематические (специфические).
Систематическими факторами считаются такие, которые в той или иной степени воздействуют на всю совокупность управляемых объектов (отраслей промышленного производства). Специфические факторы оказывают влияние на ряд объектов (отраслей промышленного производства) всей совокупности.
Одновременно факторы должны быть распределены на:
1. регулируемые (сильно, средне, частично);
2. нерегулируемые на разных уровнях управления.
В результате систематизации указанных групп факторов на данном этапе методики формируются:
1. совокупность факторов, воздействующих на объекты;
2. совокупность механизмов, воздействующих на факторы, влияющие на показатели потенциала и активности отраслей промышленного производства.
Основной задачей данного этапа является установление зависимости и степени влияния управляющих механизмов на факторы.
Следующим этапом является установление функциональной зависимости между выявленными факторами и показателями оценки потенциала и активности. В общем случае на результирующий показатель имеют влияние множество факторов. Установление функциональной зависимости проводится методами корреляционно-регрессионного анализа с целью выявления степени воздействия отдельных факторов на результирующий показатель. В результате выявляются факторы, в наибольшей степени влияющие на показатели потенциала и активности отраслей промышленного производства.
Результаты первых двух этапов используются для определения:
1. факторов, наиболее воздействующих на потенциал и активность;
2. наиболее действенных управляющих механизмов для конкретных факторов.
Данная методика позволяет выбирать эффективные механизмы управления объектами (отраслями промышленного производства) путем установления четкого соответствия выбранного механизма фактору влияния на показатели потенциала и активности отраслей. Предлагаемый подход обеспечит достижение одной из основных целей промышленной политики – выявление и поддержка потенциала и активности отраслей промышленного производства.
Следующим элементом механизма развития отраслей промышленного производства является определение функций в контексте региональной промышленной политики [4] (Kovylkin et al., 2015).
Регулирующая функция. Заключается в установлении законодательных и нормативных правил, требований и процедур для объектов управления. Реализация указанной функции должна обеспечивать:
1. ограничения для естественных и других монополий на рынке;
2. создание условий для развития конкурентной среды бизнеса;
3. формирование стандартов и норм функционирования в отдельных отраслях промышленного производства и видах экономической деятельности [8] (Titov, 2002).
Стимулирующая функция. Призвана обеспечивать создание условий для:
1. выхода предприятий на международные рынки;
2. инвестиционной деятельности, направленной на модернизацию и создание производственных мощностей;
3. повышения инновационной активности предприятий;
4. развития приоритетных направлений экономики;
5. разработки и внедрения ресурсосберегающих технологий;
6. формирования инновационной инфраструктуры экономики.
Контрольная функция. Заключается в определении и устранении отклонений функционирования объектов от установленных стандартов. Должна обеспечивать безопасность производства и жизнедеятельности [1] (Bogatyrev, Trofimov, Makusheva, 2014).
Для реализации указанных функций формируется механизм развития отраслей промышленного производства, представляющий собой комплекс правовых, организационных и экономических мер. К ним относят:
1. антимонопольное и административно-техническое регулирование;
2. государственные закупки;
3. государственный и муниципальный заказ;
4. инвестиции, кредитование и субсидирование процентных ставок;
5. концессионные контракты и другие формы государственно-частного партнерства;
6. налоговое, кредитное и валютное регулирование;
7. программы развития отдельных отраслей промышленного производства, малого инновационного бизнеса и т.п.;
8. регулирование прямых иностранных инвестиций;
9. реструктуризация и приватизация предприятий;
10. стандартизация и лицензирование;
11. таможенное и тарифное регулирование;
12. формирование кластеров, сетей предприятий и других интегрированных структур и др.
Как видно из сущности функций управления отраслями промышленного производства, особое внимание должно быть уделено стимулирующей функции. В условиях сильнейшего увеличения глобальной конкуренции, ограниченности финансовых ресурсов и кризисных явлений именно эта функция обеспечит повышение конкурентоспособности национальной экономики. В рамках данной функции используемые инструменты предполагают в первую очередь «точечный» отбор объектов для поддержки. Это означает, что ключевыми принципами реализации данной функции являются принципы селективности и направленности. Меры государственной поддержки и стимулирования должны быть объективно обоснованными с точки зрения их эффективности в достижении поставленных задач. Таким образом, должны быть сформированы индикаторы желаемого состояния экономики в соответствии с определенными ранее целями и задачами и определен набор объектов для оказания адресных мер поддержки. Данные требования могут быть выполнены только при условии значительного усиления блока информационно-аналитической поддержки принимаемых решений в общем контексте механизма развития отраслей промышленного производства. Основной задачей реализации стимулирующей функции должны стать прогнозирование и оценка привлекательности отраслей промышленного производства на региональном и федеральном уровне управления. При этом ключевым вопросом является проблема формирования критериев оценки объектов государственной поддержки на основе поставленных целей и их приоритетов в том или другом регионе. С другой стороны, необходима выработка критериев для оценки эффективности реализации стимулирующих мер, также привязанных к поставленным целям с учетом их важности. Данный подход позволит, с одной стороны, увеличить обоснованность принимаемых мер по адресной поддержке хозяйствующих субъектов, а с другой стороны – повысить и персонализировать ответственность за эффективность в достижении поставленных целей. Выполнение указанных требований приведет к экономии финансовых и других ресурсов, повышению транспарентности и снижению негативной составляющей при реализации программ и мероприятий государственной поддержки, характеризующейся увеличивающимися на сегодняшний день злоупотреблениями [2] (Pavlov, 2005).
Таким образом, методическая основа предлагаемого механизма развития отраслей промышленного производства включает в себя следующие взаимосвязанные между собой этапы:
1. Исследования экономики региона. Данный этап включат в себя:
– анализ ресурсного потенциала региона (экономического, социального, экологического, инновационного, инфраструктурного, кадрового, институционального развития) – выявление проблемных зон;
– выявление факторов, способствующих или ухудшающих конкурентоспособность региона.
Формирование «дерева целей» промышленной политики на основе выявленных факторов и возможностей. На данном этапе необходимо определить цели промышленной политики, согласованные с федеральными целями. Приоритетность выбранных целей, их весомость определяются на основе выявленных факторов конкурентоспособности региона. Для целей контроля выполнения формулируются критерии достижения поставленных целей и зоны ответственности за них.
2. Оценка привлекательности и отбор отраслей промышленного производства. Одним из ключевых аспектов предлагаемого механизма является оценка привлекательности отраслей промышленного производства для отбора субъектов государственной поддержки. Механизм оценки привлекательности должен учитывать следующие аспекты. Во-первых, множество критериев оценки привлекательности отраслей промышленного производства должно формироваться в соответствии с выбранными целями и задачами конкретного региона. Поэтому, как было показано ранее, цели и задачи могут относиться к различным группам (экономические, экологические и т.д.), так и критерии оценки отраслей промышленного производства также должны представлять эти аспекты. Выбранные критерии оценки должны находиться в тесной взаимосвязи с критериями достижения поставленных целей. Во-вторых, критерии оценки привлекательности отраслей промышленного производства должны отражать не только текущее состояние отраслей в разрезе указанных аспектов, а также и перспективы их развития. Также следует отметить, что многие из критериев оценки будут являться качественными, что, конечно, потребует дополнительной проработки по их формированию и использованию. В результате проведенной оценки появляется возможность отобрать отрасли промышленного производства, меры стимулирования в которых в наибольшей степени могут помочь в достижении поставленных целей.
3. Формирование комплекса мер стимулирования. На данном этапе необходимо определить наборы возможных средств и инструментов промышленной политики по каждой из поставленных целей. Возможности использования тех или иных инструментов определяются ресурсными, бюджетными, организационными ограничениями и областью полномочий в регионах. Определяется комплекс мер, в наибольшей степени охватывающих достижение поставленных целей и задач. Координирующая функция на данном этапе должна обеспечивать соответствие и непротиворечивость целевых установок и средств их достижения между субъектами управления разных уровней и ведомств.
4. Реализация программ и мероприятий. Данный этап включает в себя непосредственную реализацию комплекса мероприятий, связанного с инвестированием в те или иные отрасли промышленного производства.
5. Контроль выполнения и эффективности, актуализация. Необходимым условием эффективности реализуемых мер является установление критериев достижения запланированных целей. Эти критерии должны отражать зависимость принимаемых мер и индикативных целевых показателей. Так же, как и в случае критериев оценки привлекательности отраслей промышленного производства, многие критерии достижения целей могут быть качественными, что усложняет их оценку. Вместе с установлением критериев достижения целей необходимо установление и зон ответственности лиц, принимающих решения и участвующих в реализации запланированных программ и мероприятий. Обязательным условием функционирования всей системы управления отраслями промышленного производства является требование регулярной актуализации всех описанных выше этапов [10] (Sidorenko, Frolov, Pavlova, 2017).
В схематичном виде предложенный механизм развития отраслей промышленного производства представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Механизм развития отраслей промышленного производства
Источник: составлено авторами
Как было указано ранее, данный механизм реализуется на основе усиленного блока информационно-аналитической поддержки реализации промышленной политики. Это приводит к необходимости расширения круга участников и институциональных образований данной системы. Традиционно в рамках промышленной политики различают субъекты управления – органы власти на федеральном и региональном уровнях и объекты управления – хозяйствующие субъекты, являющиеся реципиентами государственной поддержки – отрасли промышленного производства, комплексы, предприятия. Однако для повышения эффективности принимаемых мер по стимулированию необходимо расширение круга участников этих процессов. Считаем целесообразным привлечение научных организаций и вузов к реализации функций исследования, разработки критериев и методик оценки. Это позволит привести процессы информационно-аналитической поддержки к системному виду, разработать унифицированные подходы и методики на научной, объективной основе и снизить степень субъективности и низкой эффективности принимаемых решений. Также в реализации данных функций должны принимать активное участие инвесторы и общественные организации. Подобная широкая вовлеченность заинтересованных лиц в процессы анализа и оценки обуславливает необходимость рассмотрения также и возможных институциональных форм взаимодействия их с органами власти.
Кратко рассмотрим состояние региональной промышленной политики России в настоящий момент.
Основной задачей управления промышленным производством на федеральном уровне является разработка и реализация региональной промышленной политики страны. Региональная промышленная политика России представляет собой комплекс правовых, экономических, организационных и других мер, которые направлены на развитие промышленного потенциала и обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции. Цели региональной промышленной политики укрупненно представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Цели региональной промышленной политики России
Источник: составлено авторами
В соответствии с указанными целями были сформированы и основные задачи региональной промышленной политики, представленные на рисунке 3.
Рисунок 3. Задачи региональной промышленной политики России
Источник: составлено авторами
Реализация данных задач возложена на соответствующие органы государственного управления. Авторский классификатор фактических функций исполнительной власти в области региональной промышленной политики представлен в таблице [3] (Ivanov et al., 2015).
Таблица
Классификация функций органов исполнительной власти
Министерство / Функции
|
Обеспечение коммуникации и координации
|
Регулирование
|
Надзор и
контроль |
Создание правовой и информационной инфраструктуры
|
Министерство экономического развития
РФ
|
Совершенствование связей между
отраслями промышленного производства, предприятиями; координация деятельности
исполнительной власти
|
Организация работы по стандартизации
продукции
|
Контроль деятельности предприятий и иных
органов исполнительной власти РФ
|
Обеспечение реализации федеральных
программ конверсии предприятий промышленного комплекса
|
Министерство энергетики РФ
|
Координация деятельности отраслевых
предприятий
|
Осуществление руководства ТЭК РФ,
регулирование развития и использования сырьевой базы комплекса
|
Обеспечение государственного надзора и контроля
за рациональным использованием сырьевых ресурсов
|
Разработка нормативных документов в сфере
эксплуатации, ремонта и строительства предприятий ТЭК
|
Федеральный надзор России по ядерной
и радиационной безопасности
|
Координация деятельности комплекса и осуществление коммуникаций
между иными органами исполнительной власти
|
Осуществление руководства комплексом предприятий атомной
промышленности
|
Надзор за безопасностью производства и использования в гражданских
и оборонных целях атомной энергии
|
Установление правил и норм в области атомной и радиационной
безопасности, выдача лицензий
|
Министерство РФ по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства РФ
|
Координация деятельности ФАС
|
Антимонопольное регулирование, развитие конкуренции, предотвращение
антиконкурентного вмешательства органов власти в функционирование рынков
|
Контроль соблюдения антимонопольных требований в сфере государственного
оборонного заказа, за осуществлением иностранных инвестиций и др.
|
Организация и проведение работ по обязательной сертификации
промышленной продукции
|
Источник: составлено авторами
Как видно из таблицы, системного подхода к научному обоснованию оценки и выбора принимаемых решений в явном виде в функциях по реализации промышленной политики государства не наблюдается.
Приведем в качестве примера стимулирования отраслей промышленного производства государственную программу РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на 2015-2020 гг. Цель программы – создание в России устойчивой, конкурентоспособной промышленности, которая способна эффективно развиваться на основе интеграции в мировую технологическую среду. Объем финансовых вложений в государственную программу РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на 2015-2020 гг. представлен на рисунке 4 [4] (Kovylkin et al., 2015).
Рисунок 4. Объем финансовых вложений в государственную программу РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на 2015-2020 гг., тыс. руб.
Источник: составлено авторами
Аналогичным примером является Государственная программа «Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области». Основной целью соответствующей программы является эффективная, динамично растущая и сбалансированная экономика (в части промышленного комплекса, сфокусированного на стратегических приоритетах). Важнейшей ее задачей является формирование и проведение промышленной и инновационной политики, государственное управление и регулирование в сфере промышленного производства, а также осуществление практического взаимодействия руководителей хозяйствующих субъектов и Правительства Нижегородской области.
Заключение
Анализ приведенных и других опубликованных государственных программ по поддержке отраслей промышленного производства не дает ответа о том, проводилась ли оценка привлекательности и какие критерии были использованы при определении реципиентов с точки зрения государственной поддержки. Также по приведенным данным нельзя сделать выводы о критериях достижения поставленных целей и эффективности вложенных ресурсов. Такие выводы еще раз подтверждают целесообразность использования предложенного механизма развития отраслей промышленного производства.
Источники:
2. Павлов Ю.В. Государственное регулирование научно-инновационной сферы и промышленного развития: опыт Франции // Инновации. – 2005. – № 4. – С. 43-49.
3. Иванов А.А., Иванова Н.Д., Плеханова А.Ф., Колесов К.И., Ковылкин Д.Ю., Горбунова И.Г. Инвестиционная привлекательность экономических систем мезоуровня // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 10-2(63). – С. 271-274.
4. Ковылкин Д.Ю., Иванов А.А., Иванова Н.Д., Колесов К.И., Плеханова А.Ф. Система показателей оценки уровня привлекательности отраслей экономики // Научное обозрение. – 2015. – № 19. – С. 274-277.
5. Малхасян Г.А. Промышленная политика региона: принципы формирования и структура механизма реализации // Российское предпринимательство. – 2011. – № 7-1. – С. 111-116. – url: https://creativeconomy.ru/lib/6914.
6. Сибирская Е.В., Хорева Т.А. Механизм реализации промышленной политики на уровне отдельных регионов // ИнВестРегион. – 2008. – № 3. – С. 38-40.
7. Общее в структуре и содержании региональной промышленной политики // Вестник воронежского государственного университета. серия: экономика и управление. – 2010. – № 1. – С. 57-61.
8. Титов К. Региональная промышленная политика: цели, задачи, приоритеты // Регионы: управление и развитие. – 2002. – № 5. – С. 55-61.
Бабкин А.В. и др. Реструктуризация экономики: теория и инструментарий. / Монография. - С.-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2015. – 664 с.
Сидоренко Ю.А., Фролов В.Г., Павлова А.А. Основные экономические факторы развития автомобильного производства России в рамках концепции Индустрия 4.0. / глава в книге: Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы. - СПб.: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования , 2017. – 296-317 с.
11. Гаджиев Н.Г., Вахромов Е.Н. Управление промышленной политикой и ее особенности в инновационной экономике // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 16. – С. 67-72.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:11