Analysis of the methodology for assessing the digital transformation of public administration in Singapore in the context of its use in Russian regions
Andreev V.D.1, Abramov V.I.1
1 Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Russia
Download PDF | Downloads: 30 | Citations: 6
Journal paper
Informatization in the Digital Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 3, Number 3 (July-september 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49867854
Cited: 6 by 07.12.2023
Abstract:
This article analyzes the methodology for assessing the digital transformation of public administration in Singapore. Trends in building digital ecosystems are considered.
The problem of non-compliance with the requirements for building regional data management centers with the relevant indicators for assessing the level of digital maturity at the level of Russian regions is taking into account.
Based on successful cases of Singapore, the relevant indicators which should be taken into account when assessing the index of digital maturity of Russia regions are proposed.
Keywords: digitalization, digital transformation, digital maturity
Введение
В условиях шестого технологического уклада и четвертой промышленной революции при высокой степени необходимости в обеспечении внутренних нужд России за счет собственных средств цифровизация и цифровая трансформация становятся стратегически значимыми процессами, которые позволяют институтам государственной и муниципальной власти многократно увеличивать предоставление социальных и экономических благ при уменьшении общих издержек. Применение цифровых систем, устройств, решений и новых методов функционирования и жизнедеятельности обеспечивает использование объективной информации и мобильность при принятии управленческих решений. Цифровизация – это процесс внедрения цифровых систем, устройств, решений в различные сферы жизнедеятельности граждан, бизнеса и органов власти [1] (Demura, Putivtseva, 2021). Цифровая трансформация – это видоизменение тех сфер жизнедеятельности граждан, бизнеса и органов власти, в которых происходит процесс цифровизации. Такое видоизменение формирует новые методы и механизмы функционирования, приводит к уменьшению издержек при одновременном увеличении производственных мощностей для производства социальных и экономических благ [2].
Эффективность процессов цифровизации и цифровой трансформации выражается в оптимизации расходов с расширением возможностей пополнения государственного и муниципального бюджета с дальнейшим перераспределением средств на социальные и экономические нужды. Так, например, в Нидерландах в 2020 г. в условиях пандемии коронавируса в результате активного внедрения в инфраструктуру государства устройств Интернета вещей на основе искусственного интеллекта (ИИ) с возможностью сбора данных в единый цифровой сервис удалось снизить темпы падения экономики до 3,6%, тогда как в других европейских государствах темпы падения составляли в среднем 10%. В Дании в результате масштабных преобразований системы ГМУ за счет цифровой трансформации удалось к 2021 г. оптимизировать около 20 млн долл. бюджетных средств, большая часть которых была перераспределена на социальные нужды [3] (Andreev, Abramov, 2022).
Актуальность темы обусловлена тем, что оценка аспектов цифровизации и цифровой трансформации является для органов власти эффективным инструментом формирования своей политики с учетом инициатив граждан и бизнеса в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Научная новизна работы заключается в том, что на основе проведенного анализа методики оценки цифровой трансформации ГМУ в Сингапуре предложены релевантные направления оценки индекса цифровой зрелости с системой соответствующих им индикаторов для применения в регионах России с целью приведения их в соответствие с требованиями, изложенными в стратегиях цифрового развития регионов. В данной работе представляющие интерес индикаторы оценки цифровой трансформации, применяемые в Сингапуре, соотносятся с этапами цифровой трансформации ГМУ в России. Приводятся примеры, показывающие эффективность второго и третьего этапа цифровой трансформации, что подтверждает целесообразность внедрения учета индикаторов в предложенных направлениях в методику оценки индекса цифровой зрелости в России.
Основная часть
Методика оценки индекса цифровой зрелости регионов в России подразумевает диагностику цифровой зрелости в отраслях образования, здравоохранения, городского хозяйства, общественного транспорта и государственного управления [4]. С 2022 г. данная методика претерпела ряд изменений, в частности, основные отрасли и индикаторы остались неизменными, однако у регионов появилась возможность дополнительно определять индивидуальные отрасли и индикаторы для учета цифровой зрелости [5].
Проблема расхождений требований по построению региональных центров управления данными (ЦУД) соответствующими индикаторами оценки уровня цифровой зрелости на уровне регионов России выражается в том, что требование направлено на второй этап цифровой трансформации ГМУ, а индикаторы оценки (как инструмент формирования политики в области цифровой трансформации) направлены на первый этап цифровой трансформации [6] (Abramov, Andreev, 2022). Возможность решения данной проблемы определяется глобальными трендами построения цифровых экосистем на уровне региона или государства. Цифровая экосистема – это цифровая макросреда взаимодействия граждан, бизнеса и органов власти в цифровом пространстве, где запросы и коммуникации с использованием данных, сформированных устройствами, вызывают генерацию соответствующих управленческих решений, реализуемых в реальном мире через цифровой, в основном через устройства Интернета вещей без непосредственного участия человека. Тенденции построения региональных и государственных цифровых экосистем – экономически и социально обусловленные процессы, позволяющие странам и регионам многократно увеличивать воспроизводство социальных и экономических благ и занимать лидирующие позиции на мировой арене [7] (Abramov, Andreev, 2022). Так, например, в Финляндии планируется, что в результате создания и внедрения сети AuroraAI к 2029 г. объем оптимизированных бюджетных средств будет составлять порядка 3,15 млн долл. в год. Данная сеть представляет собой конкретный пример построения цифровой экосистемы на уровне государства, внедрение которой предполагается с 2023 г. [8] (Abramov, Andreev, 2022).
Этапы цифровой трансформации ГМУ представлены далее [9] (Dobrolyubova, 2021):
1. Электронное правительство. Данные этап подразумевает построение архитектуры электронного правительства с обеспечением электронного документооборота с возможностью осуществления коммуникаций в электронном формате. Примерами индикаторов данного этапа являются: удельный вес государственных и муниципальных услуг в электронном виде, удельный вес электронного документооборота и т.д. К эффектам, которые ожидаются в результате построения архитектуры электронного правительства, можно отнести снижение издержек заявителей при электронных коммуникациях, увеличение охвата госуслугами, снижение издержек бумажного документооборота.
2. Государственное управление на основе данных. Этот этап подразумевает организацию системы сбора данных для нужд органов власти, бизнеса и граждан в единой цифровой макросреде с помощью цифровых систем, устройств, решений, внедренных на первом этапе. Основным инструментом, обеспечивающим сбор данных, является Интернет вещей. Устройства данной технологии позволяют собирать и интегрировать всевозможного рода данные о различных явлениях и событиях. Масштаб и объем информации зависят от искусственного интеллекта устройства Интернета вещей. Примерами индикаторов данного этапа являются: удельный вес данных, доступных в цифровом формате в реальном времени; удельный вес госуслуг, которые осуществляются на основе доступной в реальном времени информации и т. д. К эффектам данного этапа можно отнести: повышение оперативности и объективности управленческих решений в результате автоматизации процесса сбора данных в едином цифровом источнике, снижение бюджетных издержек, например в результате автоматизации инфраструктурных процессов в системе «Умный город».
3. Цифровое государственное управление. Данный этап подразумевает создание инструмента преобразования реального мира через цифровой, в основном через устройства «M2M» на основе технологии Интернета вещей. На данном этапе субъекты цифровой макросреды имеют возможность на основе собранной информации преобразовывать реальный мир через цифровой, обеспечивая полную автономность функционирования инфраструктуры с дистанционным управлением в зависимости от функционала искусственного интеллекта устройств. К эффектам данного этапа можно отнести: обеспечение максимальной прозрачности процессов в результате уменьшения ручных процессов; оптимизацию бюджетных средств; увеличение социальных гарантий для граждан и для бизнеса.
Далее проанализируем методику оценки цифровой трансформации государственного управления в Сингапуре, которая представлена в проекте цифрового правительства Сингапура. Применение предлагаемых индикаторов планируется с 2023 г.
Содержание методики оценки цифровой трансформации на уровне ГМУ представлено в таблице 1.
Таблица 1
Методика оценки цифровой трансформации на уровне ГМУ в Сингапуре [10]
Направление
|
Характеристика направления
|
Индикаторы направления
|
Эффективность
|
Оценка
эффективности мероприятий в области цифровой трансформации
|
Удовлетворенность
граждан цифровыми услугами, в %; удовлетворенность
бизнеса цифровыми услугами, в %
|
Сквозные цифровые технологии
|
Оценка
доступности электронных систем органов власти для различных операций, например,
цифровая подпись
|
Удельный
вес цифровых государственных сервисов, предлагающих вариант электронных
платежей, в %; удельный вес цифровых государственных сервисов, которые сформированы
данными, полученными правительством с помощью Интернета вещей и ИИ, в %;
удельный вес цифровых государственных сервисов, предлагающих цифровую
подпись, в %
|
Цифровые транзакции
|
Оценка
возможности цифровых государственных систем осуществлять транзакции
|
Цифровые
транзакции органов власти из всех, в %; удельный вес входящих и исходящих
транзакций с помощью цифровых систем органами власти, в %
|
Возможности органов власти
|
Оценка
кадрового потенциала, способного освоить инструменты цифровой экономики
|
Удельный
вес госслужащих, способных освоить инструменты цифровой экономики, в %;
количество государственных служащих, способных освоить инструменты цифровой
экономики, шт.
|
Цифровые проекты
|
Учет
и оценка государственных проектов в области цифровизации и цифровой
трансформации
|
Количество
проектов в области цифровой трансформации, штук; удельный вес проектов в
области цифровой трансформации из всех, в %
|
Данные
|
Оценка
потока данных, оценка работы ИИ и систем обработки данных
|
Удельный
вес государственных служащих, использующих ИИ для разработки и предоставления
услуг и реализации политики, в %; количество высокоэффективных проектов в
области формирования данных; основные поля данных в машиночитаемом формате,
которые могут передаваться с помощью ИИ, в %; время, необходимое для обмена
данными для межведомственных проектов, в секундах, в минутах, в часах, в
днях; удельный вес данных, сформированных устройствами Интернета вещей;
удельный вес данных, обработанных ИИ
|
Миграция в цифровое облако
|
Оценка
общей интеграции всех цифровых систем в едином поле для образования системы
комплексного управления органов власти, граждан и бизнеса
|
Удельный
вес цифровых систем, находящихся в цифровом облаке, объединенных в единое
цифровое пространство для формирования, обмена и преобразования данных
(государственные и частные информационные системы), в %; удельный вес
цифровых устройств, управление которыми доступно через цифровое облако;
количество и удельный вес граждан, которым доступна информация в облаке
|
Как показывают данные таблицы 1, оценка цифровой трансформации ГМУ в Сингапуре имеет аспекты второго и третьего этапа цифровой трансформации.
Соответствие индикаторов оценки цифровой трансформации ГМУ определенному этапу цифровой трансформации представлено далее в таблице 2.
Таблица 2
Соответствие индикаторов оценки цифровой трансформации ГМУ в Сингапуре этапам цифровой трансформации
Этап цифровой
трансформации
|
Индикаторы, соответствующие
данному этапу
|
Инфраструктура
электронного правительства
|
Удовлетворенность граждан цифровыми
услугами, в %; удовлетворенность бизнеса цифровыми услугами, в %; удельный
вес цифровых государственных сервисов, предлагающих вариант электронных платежей,
в %; удельный вес цифровых государственных сервисов, предлагающих цифровую
подпись, в %; цифровые транзакции органов власти из всех, в %; удельный вес
входящих и исходящих транзакций с помощью цифровых систем органами власти, в
%; удельный вес госслужащих, способных освоить инструменты цифровой
экономики, в %; количество государственных служащих, способных освоить
инструменты цифровой экономики, шт.; количество проектов в области цифровой
трансформации, штук; удельный вес проектов в области цифровой трансформации
из всех, в %; время, необходимое для обмена данными для межведомственных
проектов, в секундах, в минутах, в часах, в днях
|
Государственное
управление на основе данных
|
Удельный вес цифровых государственных
сервисов, которые сформированы данными, полученными правительством с помощью Интернета
вещей и ИИ, в %; удельный вес государственных служащих, использующих ИИ для
разработки и предоставления услуг и реализации политики, в %; количество
высокоэффективных проектов в области формирования данных; основные поля
данных в машиночитаемом формате, которые могут передаваться с помощью ИИ, в
%; удельный вес данных, сформированных устройствами Интернета вещей; удельный
вес данных, обработанных ИИ; удельный вес цифровых систем, находящихся в
цифровом облаке, объединенных в единое цифровое пространство для
формирования, обмена и преобразования данных (государственные и частные
информационные системы), в %
|
Цифровое
государственное управление
|
Удельный вес цифровых устройств,
управление которыми доступно через цифровое облако
|
Данные таблицы 2 демонстрируют, что в Сингапуре сформирована целостная система работы с данными, учтен механизм преобразования и управления данными через цифровое облако, в которое интегрированы системы органов власти и бизнеса с учетом доступности для граждан. Данный факт свидетельствует о том, что Сингапур как государство имеет конкурентное преимущество, выраженное в соответствующих эффектах от достижения второго и третьего этапа цифровой трансформации ГМУ, что имеет и фактическое подтверждение:
· В Сингапуре с 2019 г. реализуется система «Government Assisted Living Ecosystem (GALE)», подразумевающая создание цифровой экосистемы взаимосвязи между пенсионерами и работниками системы здравоохранения. С помощью технологии Интернета вещей на смартфоне или в определенных местах в доме или в иных объектах, в которых проживает пенсионер, размещаются специальные кнопки. В случае, когда пенсионеру требуется срочная медицинская помощь, он нажатием кнопки имеет возможность передать информацию об этом органам системы здравоохранения. Последние могут связываться таким образом с пенсионером либо передавать запись сообщения от пенсионера или обратно. Около 10 000 единиц жилья оборудовано данной системой на 2022 г. С ноября 2019 г. по сентябрь 2021 г. успешно обработано 415 случаев с помощью данной системы. Информация интегрируется в едином цифровом облаке системы здравоохранения, в которой формируются объективные данные о районах, в которых необходимы дополнительные пункты системы здравоохранения в соответствии с динамикой частоты случаев [11].
· В Сингапуре на всей территории государства, т. е. в 100% общественных мест, реализована система видеонаблюдения с функцией распознавания личности. Цифровая макросреда видеокамер, информация из которых интегрируется в единое цифровое облако для нужд государственных структур, обеспечивающих безопасность на территории государства, базируется на компьютерах стоимостью 80 долл. и видеокамерах за 40 долл. Т.е. стоимость оборудования точки, где производится запись, составляет 120 долл. Функционал камеры на основе технологии Интернета вещей связан с производственной мощностью ИИ, что обеспечивает автоматический контроль безопасности на определенной территории. В случае фиксации опасности ИИ передает информацию и фрагмент видеозаписи соответствующим структурам, которые через смартфон получают необходимую информацию и при необходимости выезжают на место. Механизм сбора и получения данных позволяет оптимизировать бюджетные средства в больших масштабах по сравнению с ручным режимом [12].
· По прогнозам чиновников Сингапура, к 2023 г. не менее 70% соответствующих требованиям государственных цифровых систем будут находиться в цифровом облаке. Данное преобразование позволит организовать систему работы над межведомственными государственными проектами, которые будут рассматриваться и приниматься не более чем за 7 дней. (В России на сегодняшний день норма для рассмотрения проектов государственного масштаба – до 60 дней). Рассмотрение будет производиться в системе приложений для органов власти, граждан и бизнеса, объединенных в едином цифровом облаке с трехсторонней передачей информации системами ИИ [13].
Помимо приведенных примеров, в Сингапуре реализован цифровой двойник города-государства, который позволяет моделировать данные, организовывать системную интеграцию управленческих решений, охватывать и отображать реальные процессы, например работу грузовых автомобилей по уборке мусора, создавать и прорабатывать различные ситуации с целью планирования и прогнозирования процессов, воздействовать на реальный мир через цифровой с помощью управленческих решений, реализованных через устройства Интернета вещей совместно с ИИ. Совокупные инвестиции с 2014 г. на создание цифрового двойника составили 52,29 млн долл. США, т. е. порядка 73 млн сингапурских долл. Создание цифрового двойника Сингапура дает возможность, например, наблюдать следующие эффекты от его функционирования [14, 15]:
1. С 35 до 6 млн сингапурских долл. снижена стоимость постоянной топографической съемки, и с 2 лет до 8 мес. сокращено время ее циклов путем создания 3D-карты с открытым исходным кодом.
2. К 2030 г. за счет инструментов цифрового двойника в строительстве планируется снизить на 20% выбросы при строительстве школ при одновременном повышении энергоэффективности зданий.
3. К 2030 г. при помощи системы данных о работе структур, работающих на возобновляемых источниках энергии, планируется снижение на 3 млн т в год выбросов парниковых газов в атмосферу за счет объективных данных функционирования систем в цифровом двойнике, формирования инструментов планирования и прогнозирования и на основе этого – реализации грамотной политики в данном направлении на основе больших данных.
Данные примеры показывают, что определенному этапу цифровой трансформации соответствуют конкретные эффекты социального и экономического характера, которые способны многократно увеличивать производство государственных благ, где цифровизация и цифровая трансформация – максимально эффективные методы увеличения экономической мощи государства, позволяющие стране занять лидирующие позиции в области экономического и социального благосостояния.
Исходя из представления об этапах цифровой трансформации ГМУ, на основе анализа методики оценки цифровой трансформации ГМУ в Сингапуре и обоснования целесообразности внедрения в методику оценки цифровой зрелости регионов индикаторов, соответствующих второму этапу цифровой трансформации для решения указанной ранее проблемы, а также принимая во внимание примеры эффективности второго и третьего этапа цифровой трансформации в Сингапуре, далее в таблице 3 предлагаются направления и релевантные индикаторы, которые необходимо учитывать при расчете индекса цифровой зрелости регионов.
Таблица 3
Направления, в которых необходимо учитывать индикаторы для совершенствования методики оценки цифровой зрелости в регионах России
Направление
|
Примерные
индикаторы направления
|
Данные
|
Удельный вес цифровых государственных
сервисов, которые сформированы данными через различные инструменты цифровой
экономики; удельный вес данных, доступных в режиме реального времени;
удельный вес данных, которые формируются в едином цифровом облаке
|
Цифровое облако
|
Удельный вес цифровых устройств,
управление которыми доступно через цифровое облако; удельный вес отдельных
цифровых систем органов власти, бизнеса, интегрированных в единое цифровое
облако; удельный вес данных, доступных в облаке для граждан, бизнеса и
органов власти
|
Интернет вещей
|
Удельный вес данных, формируемых через
устройства Интернета вещей в едином цифровом облаке; удельный вес
потребностей органов власти, обеспеченных устройствами Интернета вещей
|
Искусственный
интеллект
|
Удельный вес данных, обрабатываемых
системами ИИ; удельный вес устройств Интернета вещей, обеспеченных системами ИИ,
функциональность которых определяется органами власти
|
Учет индикаторов в соответствующих направлениях позволяет сформировать эффективную оценку аспектов второго этапа цифровой трансформации ГМУ, что предоставляет возможность объективно оценивать выполняемость требования по построению региональных центров управления данными. Объективизация информации позволит сформировать эффективную политику по формированию, оценке и управлению данными на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Данные преобразования будут способствовать решению проблемы несоответствия требования по построению региональных центров управления данными применяемым индикаторам оценки уровня цифровой зрелости на уровне регионов России, так как формирование данных о ее составных частях – эффективный инструмент формирования политики по построению региональных центров управления данными.
Заключение
Таким образом, на основе представленных этапов цифровой трансформации государственного и муниципального управления, исходя из анализа методики оценки цифровой трансформации государственного управления в Сингапуре, на примере эффективности каждого этапа цифровой трансформации можно говорить о целесообразности интеграции в методику оценки индекса цифровой зрелости в регионах России направлений, с учетом соответствующих индикаторов, связанных с оценкой:
· потоков данных;
· функционирования цифрового облака;
· с оценкой проникновения устройств Интернета вещей;
· с оценкой использования инструментов искусственного интеллекта.
Решение обозначенной проблемы является только первым шагом на пути построения региональных цифровых экосистем – общей тенденции в области цифровой трансформации ГМУ на международном уровне. Исходя из успешных примеров опыта Сингапура, второй и третий этап цифровой трансформации государственного и муниципального управления – стратегически значимое направление развития политики в области цифровизации и цифровой трансформации. В условиях высокой степени потребности обеспечивать внутренние запросы страны, рассчитывая только на собственные силы, преобразования в данном направлении приведут к лучшему соответствию предъявляемым требованиям автоматизации, объективизации управления, увеличения воспроизводства регионального социального и экономического блага гражданами, органами государственной и муниципальной власти и бизнеса за счет методов и инструментов цифровой экосистемы.
References:
Abramov V. I., Andreev V.D. (2022). Otsenka tsifrovoy zrelosti sistemy gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya v regionakh: opyt SShA i razvitie v Rossii [Assessment of the digital maturity of the public administration in the regions: the US experience and development in Russia]. Informatization in the Digital Economy. 3 (2). (in Russian). doi: 10.18334/ide.3.2.115106.
Abramov V.I., Andreev V.D. (2022). Perspektivy ispolzovaniya interneta veshchey pri tsifrovoy transformatsii gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya (na primere Finlyandii) [Prospects for the use of the internet of things in the digital transformation of public and municipal administration (on the example of Finland)]. Munitsipalnaya akademiya. (2). 34-42. (in Russian). doi: 10.52176/2304831X_2022_02_34.
Abramov V.I., Andreev V.D. (2022). Tsifrovaya transformatsiya gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya: mezhdunarodnyy opyt i prioritety v Rossii [Digital transformation of public and municipal administration: international experience and priorities in Russia]. Munitsipalnaya akademiya. (1). 54-63. (in Russian). doi: 10.52176/2304831X_2022_01_54.
Andreev V.D., Abramov V.I. (2022). Tendentsii tsifrovoy transformatsii gosudarstvennogo upravleniya v evropeyskikh stranakh [Trends in the digital transformation of public administration in European countries] Structural transformations of the economy of territories: in search of social and economic balance. 26-34. (in Russian).
Demura N.A., Putivtseva N.P. (2021). Tsifrovizatsiya: sushchnost i rol v razvitii natsionalnoy ekonomiki [Digitalization: the nature and role in the development of the national economy]. Nauchnyy rezultat. Ekonomicheskie issledovaniya. 7 (1). 22-30. (in Russian). doi: 10.18413/2409-1634-2021-7-1-0-3.
Digital government blueprintTech.gov.sg. Retrieved from https://www.tech.gov.sg/files/media/corporate-publications/dgb-public-document_30dec20.pdf
Dobrolyubova E.I. (2021). Otsenka tsifrovoy zrelosti gosudarstvennogo upravleniya [Assessing government digital maturity]. Information society. (2). 37-52. (in Russian). doi: 10.52605/16059921_2021_02_37.
How Singapore created the first country-scale digital twinVentureBeat. Retrieved from https://venturebeat.com/business/how-singapore-created-the-first-country-scale-digital-twin
How to get ahead of the curve when IoT converges with AITech.gov.sg. Retrieved from https://www.tech.gov.sg
Personal Alert Button (PAB)Developer.tech.gov.sg. Retrieved from https://www.developer.tech.gov.sg/products/categories/sensor-platforms-and-internet-of-things/personal-alert-button/overview.htm
Singapore Green Plan 2030Greenplan. Retrieved from https://www.greenplan.gov.sg/key-focus-areas/overview#resilient-future
The key changes made to the DGBGov.sg. Retrieved from https://www.tech.gov.sg/digital-government-blueprint
Страница обновлена: 26.04.2025 в 04:24:49