Е-компетенции и обучение цифровым навыкам: принципы разработки методов преподавания
Шевякова А.Л.1, Петренко Е.С.2, Дарибеков С.С.3, Мунш Э.А.4
1 Академия «Bolashaq», Казахстан, Караганда
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
3 Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова, Казахстан, Караганда
4 EPAM Казахстан, Казахстан, Караганда
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44691261
Цитирований: 2 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
В статье раскрываются возможные изменения и требования, предъявляемые к формированию Е-компетенций активной цифровизацией мировой экономики. Все сотрудники тем или иным образом подвержены влиянию новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и вынуждены иметь дело с меняющимися требованиями постоянно развивающейся технологии. Для этого требуется новый набор навыков, некоторые из которых неизвестны сотрудникам. В этом контексте тем более важно подготовить нынешних и будущих сотрудников к этим изменившимся условиям путем обеспечения надлежащей подготовки и повышения квалификации. В статье приведены разработанные предложения по подходящим методам обучения и представлены в виде Проекта руководства. Необходимо подчеркнуть необходимость институционализации задач сохранения и использования достигнутых результатов и стимулирования соответствующих предложений
Ключевые слова: Е-компетенции, цифровизация, дистанционное обучение, учебные заведения, E-Learning, цифровые технологии, ИТ-специалисты, цифровые компетенции, массовые открытые онлайн-курсы
JEL-классификация: D83, I26, J24, M12, М15, O15, O30
Введение
Применительно к государственному управлению в любой стране, в том числе в Казахстане и России, возникает вопрос о том, как можно обучить цифровым компетенциям людей разных возрастов и уровня образования, особенно если это требуется для высококвалифицированного труда. В этом контексте особенно актуальным является рассмотрение изменений, которые происходят в связи с растущей цифровизацией во всем мире. Эти изменения находят свое отражение во взаимодействии администрации и граждан. Например, во внутреннем исследовании EPAM Казахстан (2019 г.) 89% опрошенных сотрудников заявили, что мобильные устройства считаются важными или очень важными для решения их будущих административных задач [6]. Кроме того, цифровизация приводит к изменениям в методах и инструментах администрирования, что особенно актуально при увеличении числа сотрудников, работающих на дистанте. В исследовании, проведенном EPAM Казахстан и др. (2018), 72% сотрудников уже используют личные устройства, такие как ноутбуки или смартфоны, в профессиональных целях, независимо от того, разрешено это или нет [15] (Batova, 2019). В этом контексте администрация должна учитывать при подготовке сотрудников и повышении их квалификации, компетенции, необходимые для цифровизации, привитие навыков, необходимых для оцифровывания различных процессов в профессиональной деятельности, но при этом без отрыва от выполнения основных обязанностей (например, выделением специального времени для вебинаров).
Отправной точкой для фрагментации современного образовательного ландшафта на классическую и дистанционную форму (с явным превалированием последней в условиях пандемии) является, с одной стороны, то, что цифровизация создает и изменяет множество имеющихся функций и компетенций, а с другой стороны, представляет собой серьезную проблему для целенаправленного распространения требуемых компетенций. Наиболее подходящими методами для решения проблемы фрагментации образовательного ландшафта могут быть те, которые предлагают высокую степень масштабируемости (многие учащиеся могут быть охвачены при низких затратах). При использовании масштабируемых методов уже существующие навыки преподавания можно «связать» воедино и обучать большие группы людей при небольших затратах.
Дистанционное обучение подходит для индивидуальной передачи учебного содержания и контента (учебный материал передается в адаптированном для учащегося виде).
Таким образом, цель этой статьи состоит в том, чтобы показать важность и систематичность процедуры разработки подходящих методов обучения для конкретного сценария.
Научная новизна – разработка руководящих принципов разработки методов преподавания и оформление их в Проект руководства, потенциально пригодный для предприятий и организаций в рамках или вне рамок государственного управления, а также субъектов малого и среднего бизнеса и неправительственных организаций (МСБ и НПО), поскольку он учитывает общие аспекты в обучении Е-компетенциям и цифровым навыкам.
Авторская гипотеза – под влиянием цифровизации практически весь имеющийся персонал должен научиться работать с постоянно меняющимися новыми технологиями и изменяющимися процессами. Провайдеры обучения и повышения квалификации в области Е-компетенций и цифровых навыков также должны учитывать этот растущий пул требований, интегрируя новый контент в свои учебные материалы. Технические и особенно социально-технические аспекты, которые являются центральным компонентом цифровизации в процессе обучения, чаще всего не учитываются. Основное внимание по-прежнему уделяется инструментальному уровню и отдельным темам.
Методологический подход. Для рассмотрения поднятого вопроса о формировании Е-компетенций и обучении цифровым навыкам была выбрана взаимосвязанная методическая процедура, состоящая из литературных и эмпирических компонентов. Было проведено исследование теоретических источников для получения обзора современного образовательного ландшафта. Кроме того, был проведен поиск литературы с целью выявления потенциально приемлемых методов обучения. С этой целью был произведен поиск в соответствующих базах данных специализированной литературы в области дидактики. В данной статье нами представлены основные направления, которые могут способствовать более эффективному обучению Е-компетенциям и цифровым навыкам.
1. Руководящие принципы разработки соответствующих методов преподавания
Руководство по разработке подходящих методов обучения служит подспорьем в выборе рекомендуемых дидактических методов обучения Е-компетенциям и цифровым навыкам в сфере административного управления. В статье собраны такие аспекты, которые, с одной стороны, представляют собой рамочные условия «меры посредничества», а с другой – оказывают влияние на применимость предлагаемых методов посредничества. Мера распределения состоит из передаваемых/приобретаемых компетенций и одного или нескольких методов распределения.
Таблица 1
Руководство по разработке подходящих методов размещения (Проект)
Методы
|
Критерии
|
Практические занятия (упражнения)
| ||||
Организаторские
|
Дидактические
|
Желаемая
масштабность преподавания компетенций
|
Знание
|
Применение
|
Проектирование (формирование)
| |
Компетентно-ориентированность
|
Техническая / IT (E) –компетентность
|
Социальные компетенции
|
Персональные особенности
| |||
Индивидуальное
преподавание требуемой компетенции
|
Групповое (не индивидуальное)
|
Дифференциация по группам
|
Дифференциация по уровню (например
знаний или скорости восприятия информации)
| |||
Вид
мероприятий по обучению
|
Образование (первичное)
|
Повышение квалификации (тренинги)
|
Продвинутое образование (магистратура,
докторантура)
| |||
Дидактическая
предрасположенность
|
Вуз
|
Смешанные группы
|
Колледжи
| |||
Обязательное
участие
|
Свободное посещение
|
Обязательное посещение
(с сертификатом посещения) |
Обязательное посещение
(с оценочным сертификатом) | |||
Скорость
реализации обучения как мероприятия
|
Быстрая – критично по времени (контент
готов)
|
Медленная – некритично по времени
(идет процесс подготовки контента)
| ||||
Преподавательская
компетентность, имеющаяся в современной образовательной среде
|
Дефицит
практикующих преподавателей (тренеров, коучей) |
Достаточно практикующих преподавателей
(тренеров, коучей)
| ||||
Количество
учащихся
|
Низкое
|
Среднее
|
Высокое
| |||
Дистанция
между учащимися
|
Низкое
|
Среднее
|
Высокое
| |||
Источник: составлено авторами.
В таблице раскрывается, какие критерии (2-я колонка «Критерии») следует учитывать при выборе одного или нескольких подходящих методов обучения. Каждому измерению дается две или более различных характеристик (3–5-я колонка), каждая из которых имеет разные возможности и последствия для пригодности метода размещения. Определив ценность измерения, можно исключить один или несколько методов, которые не подходят для преподавания компетенции. Если, например, для компетенций сферы «Проектирование (разработка)» необходимо преподавать определенную компетенцию, то можно исключить все методы, которые не подходят для этого. Кроме того, определяя уровень квалификации, можно сделать вывод о том, какие методы обучения были бы более выгодными. Тем не менее на практике, как правило, невозможно точно разграничить различные виды квалификации [1] (Abele et al., 2015); [2, с. 803–826] (Abele et al., 2017); [10] (Metternich J. et al., 2017); [7] (Kagermann et al., 2013); [9] (Liker, 2004); [4] (Bauernhansl et al., 2016).
Применение данного руководства предполагает, что пользователь может самостоятельно интерпретировать основные условия или определять необходимые для него характеристики обучения. Руководство не претендует на то, чтобы охватить все аспекты, относящиеся к определенному сценарию.
Цель заключается в том, чтобы при определении подходящих методов обучения принимать во внимание, как правило, повторно релевантные аспекты и сконцентрироваться на конкретных потребностях целевой группы. Далее будут определены и описаны отдельные аспекты, в какой степени они влияют на выбор подходящих методов обучения.
Желаемая масштабность преподавания компетенций: масштабность преподавания компетенций относится к категориям «знание», «применение» и «проектирование (формирование)», которые были изменены по сравнению с таксономией Блума [5] (Bloom et al., 1956). В то время как «знание» относится к пассивному приобретению и пониманию знания, «применение» требует перехода навыков и применения их в новых ситуациях, а «проектирование (формирование)» требует признания новых проблем и создания новых решений. При выборе метода обучения следует, соответственно, учитывать степень глубины рассмотрения тем обучения, в которой знания могут преподаваться на практикоориентированном уровне. Хотя, например, фронтальное обучение в первую очередь подходит для передачи пассивных знаний, такие методы, как семинары, могут использоваться для передачи и закрепления более практикоориентированных уровней знаний.
Компетентно-ориентированность: исходя из аспекта компетентностной ориентации таксономии Баумгартнера [3] (Baumgartner et al., 2011), этот аспект руководства описывает различные сквозные и смежные компетенции, которые необходимы для преподавания. Компетентность в области информационных технологий и технические навыки были объединены в одно измерение «техническая / IT- или E-компетентность». Компетентностная ориентация влияет на выбор метода обучения в той мере, в какой другие способности актуальны для преподавания технических/технологических компетенций, а не для преподавания социальных компетенций и личностных качеств. Хотя фронтального преподавания или онлайн-лекции может быть достаточно для развития навыков, связанных с IT- или E-предметами, эти методы не подходят для преподавания социальных навыков или личностных качеств, поскольку взаимодействие между учащимися и преподавателями является лишь маргинальным.
Индивидуальное преподавание требуемой компетенции: под требуемой индивидуализацией преподавания определенной компетенции понимается необходимая степень адаптации преподавания к учащемуся. Требуемая степень адаптации зависит, например, от того, должен ли преподаватель или учащийся быть гибким с точки зрения времени, должен ли он учитывать личный контекст (например, условия работы учащегося), или же учащиеся значительно отличаются друг от друга по своим предыдущим знаниям и опыту. Индивидуализация может происходить на групповом или индивидуальном уровне. Необходимость индивидуального обучения и формирования компетенций влияет на выбор метода обучения, так что, если дифференциация обучения не требуется, можно использовать метод, ориентированный на большое количество участников, например массовые открытые онлайн-курсы (МООС). В случае дифференциации обучаемых на групповом уровне более подходящими являются методы с незначительным взаимодействием между преподавателем и обучающимся, например, фронтальное обучение.
Вид мероприятий по обучению: мероприятия могут быть использованы в рамках тренинга, повышения квалификации или непрерывного обучения. Нет общего определения разницы между «дальнейшим обучением» и «непрерывным обучением». Тем не менее в контексте этого исследования дальнейшая и продвинутая подготовка рассматриваются отдельно для того, чтобы иметь возможность различать краткосрочные (= продвинутая подготовка, около одного-трех дней) и среднесрочные меры (= продвинутая подготовка, от одной до нескольких недель). В рамках обучения можно использовать методы, пригодные для среднесрочного и долгосрочного использования (например, продвинутое обучение). Однако при дальнейшем обучении можно использовать только те методы, которые подходят для короткого периода времени (например, семинар). С другой стороны, для дальнейшего обучения необходимо выбрать метод, который можно разумно использовать в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Дидактическая предрасположенность: Работники имеют разную форму и уровень образования и остаточный уровень знаний. Предрасположенность определяется возрастом, предыдущим профессиональным опытом, образованием (например, юриспруденция или информатика), временем последнего обучения и (или) повышения квалификации и другими факторами. В целях упрощения в рамках руководящих принципов решающим может использоваться критерий: проходили ли учащиеся большую часть обучения в университете или профессиональное (техническое) обучение в колледже. Группа учащихся может также иметь смешанный состав, который влияет на выбор метода обучения в той мере, в какой определенные методы чаще используются, например, в высшем образовании (семинар), и поэтому более подходят для студентов с высшим образованием (и наоборот), так как у них уже есть опыт работы с различными методиками обучения.
Обязательное участие: мероприятия по обучению могут быть добровольными или обязательными. Участие в образовательной деятельности может быть добровольным, зачастую из собственных интересов. Обязательное участие можно разделить на участие, требующее доказательств участия (сертификат участия или посещения), и участие, требующее от участника предоставления доказательств исполнения (сертификат с оценками). Обязательное участие влияет на выбор метода обучения и его продвижение в том смысле, что если в случае добровольного участия обучающийся имеет самомотивацию к обучению, то обязательное участие может быть частично-принудительным (например в трудовом контракте оговорена периодичность и объем курсов повышения квалификации для работника за определенный период). Для мероприятий с доказательством участия подходят такие методы, при которых все участники должны активно участвовать в мероприятии. Для мер, доказавших свою эффективность, особенно подходящими являются методы, при которых может быть проведен последующий обзор того, что было изучено.
Скорость реализации обучения как мероприятия: актуальным для выбора метода размещения является вопрос о том, насколько быстро должно быть реализовано мероприятие по обучению. Каждый метод и (или) методика обучения требует различных усилий для его реализации. Усилия, необходимые для внедрения метода, в значительной степени зависят от того, имеется ли уже соответствующий и (или) подходящий учебно-методический материал (кейсы, контент) или только разрабатывается. Для классификации методов обучения в контексте данного исследования предполагается, что уже имеется подходящий учебный материал. Если это не так в конкретном сценарии, необходимо заново оценить скорость реализации обучения.
Скорость реализации обучения влияет на выбор метода обучения в том смысле, что если реализация является критичной по времени, то должен быть выбран менее сложный метод (например, компиляция существующего учебного материала), и в противном случае может быть выбран метод, который обещает большие успехи в обучении.
Преподавательская компетентность, имеющаяся в современной образовательной среде: для обучения и автоматизации применения определенных компетенций необходимо, чтобы преподаватели обладали необходимыми знаниями и опытом преподавания. В рамках дальнейшей или продвинутой подготовки первым шагом могла бы стать проверка, например наличия именно тренера (коуча), практикующего специалиста, способного обучать передаваемым навыкам (не только теоретика). Кроме того, имеющиеся программы подготовки и повышения квалификации учебных заведений должны быть адаптированы на практическую ориентацию обучения. Наличие педагогической компетентности влияет на выбор метода обучения в том смысле, что в случае низкой доступности к обучающим ресурсам (проживание в сельской местности) рекомендуются методы дистанционного обучения. С другой стороны, высокая доступность обучающих ресурсов и конкуренция между образовательными учреждениями позволяют более гибко подходить к выбору метода обучения.
Количество учащихся: в зависимости от количества учащихся необходимо выбирать методы с различным масштабом обучения. При количестве обучающихся более 15–20 человек в условиях пандемии наиболее эффективными являются массовые открытые онлайн-курсы (МООС). Если число учащихся низкое или среднее, можно использовать методы, ориентированные на группу (например, лекцию) или на небольшую группу (например, семинар, вебинар).
Дистанция между учащимися: дистанция между желающими обучаться дает представление о том, в какой степени имеет смысл использовать электронное обучение или аудиторно проводить курсы для передачи компетенций. Если расстояние между учащимися невелико, легче проводить очные курсы, в отличие от большей рассеянности проживания или работы. Поэтому концепции «смешанного обучения» следует рассматривать для средней дистанции, в то время как электронное обучение, возможно, придется использовать полностью для большой дистанции.
2. Методы преподавания
Для формирования определенных компетенций в публичном обучении можно использовать различные методы. Метод обучения включает способ преподавания и приобретения учебного содержания, людей в виде преподавателей и учащихся, а также необходимые (технические) пособия, учебно-методический материал и контент. Обзор методов размещения, рассмотренных в данной статье, представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Обзор методов размещения, рассмотренных в данной статье
Источник: составлено авторами.
Для того чтобы иметь возможность выбирать подходящие методы обучения на основе заданных в руководстве выше рамочных условий, ниже представлены различные методы обучения.
Очное обучение. Термин «очное обучение» охватывает все классические методы обучения, которые требуют физического присутствия преподавателей и учащихся в конкретной учебной среде.
Лекция: на лекции преподаватель пытается передать знания одновременно большому количеству студентов. Обычно это один семестр или триместр, в котором лекция проходит еженедельно. Поскольку лекция часто предоставляет учащимся лишь ограниченную возможность задать вопросы, ее можно дополнить семинаром. Методика преподавания лекции позволяет охватить среднее и большое количество студентов. Однако это преимущество идет рука об руку с отсутствием возможностей дифференциации.
Семинар: при семинаре преподаватель пытается, как и на лекциях, донести учебный материал до всех учащихся одновременно. В отличие от лекции, размер группы значительно меньше, что позволяет контролировать процесс обучения с помощью вопросов и обратной связи.
Практикум: обычно предлагается в качестве дополнения к лекции для углубления знаний, навыков и умений. Во время выполнения упражнений учащиеся работают над различными заданиями, чтобы перенести полученные знания в практические ситуации применения. Упражнение, как правило, подходит для среднего числа учащихся и может быть в высшей степени индивидуализированным.
Workshop (мастерская): учащиеся работают в маленькой группе над заданием по конкретной тематической области, основываясь на своих предыдущих знаниях. Преподаватель берет на себя функцию модератора. В отличие от семинара, workshop гораздо больше ориентирован на обучение практическим навыкам. Как и на семинаре, возможна высокая степень индивидуализации.
Менторство (наставничество): в методе наставничества существует соотношение 1:1 между профессионально опытным наставником и «подопечным». Однако отношения между наставником и подопечным не являются классическими отношениями «преподаватель – обучаемый», а могут рассматриваться как отношения взаимного обучения. Таким образом, наставничество обеспечивает высокоиндивидуализированное обучение, подходящее для всех уровней преподавания. Поскольку наставник не является профессионально подготовленным учителем, метод наставничества может применяться в значительной степени независимо от числа учащихся и учителей.
Коллоквиум: во время коллоквиума содержание обучения преподается или углубляется в небольших группах. Это делает занятие пригодным для преподавания уровней компетентности от «знаний» до «дизайна». Кроме того, возможна высокая степень индивидуализации.
Деловые игры: это игры, которые предназначены для передачи обучающего контента. При очном обучении с помощью деловых игр можно передать уровни компетентности от «знания» до «формирования». Учебная игра подходит как для IT/технических навыков, так и для социальных навыков и личностных качеств.
Е-обучение (E-Learning). Термин «электронное обучение» охватывает все методы обучения, требующие использования средств компьютерной техники (например, в виде компьютеров и учебного программного обеспечения) и часто происходящие в интерактивной учебной среде.
Онлайн-лекция: лекция (или серия лекций) доступна в режиме онлайн. Это позволяет учащимся потреблять учебные материалы независимо от времени и места. Поэтому онлайн-лекции подходят для очень большого числа студентов и позволяют несколько более высокую степень индивидуализации, чем обычные лекции.
Вебинар: в рамках вебинара проводится семинар с использованием подходящего программного обеспечения, которое позволяет, например, проводить видеоконференции и чаты. Это позволяет преподавателю и учащимся обмениваться информацией независимо от местонахождения.
Социальные сети: метод обучения относится к преподаванию учебного контента через социальные медиа, такие как «Википедия» или блоги. Этот метод открывает возможность работать вместе с другими учащимися независимо от времени и места. Использование социальных медиа подходит как для небольшого, так и для большого числа учащихся и позволяет индивидуализировать их на индивидуальном уровне.
Массовые открытые онлайн-курсы (МООС) включают в себя линейные курсы, которые доступны без ограничений и, следовательно, могут охватить большое количество участников. Такие курсы могут быть структурированы по-разному и включать в себя различные медийные форматы. В основном используются видеоконтент, текстовый контент или интерактивные формы «множественного выбора». MOOC может происходить в течение фиксированного периода времени или быть доступным без временных ограничений. MOOC особенно хорошо подходят для обучения IT/техническим навыкам и могут быть индивидуализированы с точки зрения времени и места. Кроме того, они могут быть в определенной степени индивидуализированы с точки зрения содержания, например путем предоставления углубленного материала особо заинтересованным учащимся.
Смешанное обучение. При смешанном обучении обучение в аудитории и онлайн-обучение можно комбинировать различными способами.
Ротация в месте обучения: модели ротации относятся к формам смешанного обучения, в которых онлайн-обучение и обучение в аудитории ротируются в соответствии с графиком, определенным преподавателем или обучаемым. Начиная с фронтального обучения или семинаров в рамках очного обучения, только небольшая или средняя группа может быть полезна для этого метода. В связи с высокой долей очного обучения расстояния между учащимися на местах также должны быть довольно небольшими. Метод подходит для индивидуализации на групповом или индивидуальном уровне.
Гибкие модели (Flex): большая часть обучения происходит в режиме онлайн. В зависимости от индивидуальных предпочтений учащихся можно воспользоваться дополнительными предложениями по очному обучению, например консультативными собеседованиями или уроками в небольших группах. Поэтому гибкие модели могут также подходить для большого числа учащихся, поскольку доля очного обучения ниже, чем при использовании других смешанных методов обучения. Гибкие модели также обеспечивают высокую степень индивидуализации.
Изменчивое обучение: в отличие от ротации в пределах учебного заведения ротация при таком преподавании происходит не только в одном учебном заведении. В методе Flipped Teaching классическое фронтальное преподавание с последующими углубленными заданиями меняется на противоположное. Вместо того чтобы лично присутствовать при фронтальном обучении, а затем самостоятельно работать над задачами консолидации, учащимся заранее выдаются видеофильмы или презентации, которые они могут приобрести самостоятельно. Только тогда можно закрепить то, что было усвоено на уроке вместе с учителем.
Самосовершенствование: метод «Самосовершенствование» фокусируется на самомотивации. Однако учащиеся могут, в зависимости от своих индивидуальных предпочтений, воспользоваться дополнительными курсами элективного или дистанционного обучения. В зависимости от выбора метода.
Заключение
На фоне растущей цифровизации в экономике цель – определить подходящие методы обучения необходимым навыкам и компетенциям для персонала. В предлагаемом руководстве по разработке подходящих методов обучения эта проблема решается путем оказания поддержки преподавателям в выборе подходящих методов обучения на фоне заданных рамочных условий по повышению Е-компетентности. Предлагаемое руководство может служить подспорьем в планировании выбора подходящих методов обучения.
Руководство должно позволять преподавателям (тренерам, коучам) ознакомиться с различными аспектами должностных инструкций и их функционала, а также профессиональных стандартов.
Руководство может и должно поддерживать связь между администрацией и провайдером услуг по обучению. Используя данное руководство, менеджеры по персоналу могут информировать образовательные учреждения о существующих условиях и о том, какие методы обучения могут быть подходящими. С помощью HR-менеджеров потенциальные обучаемые могут обосновать свое решение о необходимости применения того или иного метода стажировки и (или) обучения перед администрацией.
Применение предлагаемого руководства в его нынешнем виде является, с одной стороны, довольно сложным, поскольку каждый метод должен быть перечислен отдельно, чтобы определить, насколько он подходит для определенного сценария развития и (или) обучения. Для смягчения этой проблемы полезным подспорьем стала бы программа с простым пользовательским интерфейсом, в которой после задания основных условий автоматически выводились бы различные рекомендуемые дидактические методы. С другой стороны, руководство и методы обучения не относятся конкретно к администрации, а имеют в основном общее применение.
Источники:
2. Abele E., Chryssolouris G., Sihn, Metternich W., et al. 2017. Learning factories for future oriented research and education in manufacturing, CIRP annals 66, 803-826.
3. Baumgartner, Peter (2011): Taxonomie von Unterrichtsmethoden. Ein Plädoyer für di-daktische Vielfalt. [Электронный ресурс]. Waxmann Verlag (дата обращения 06.12.2020).
4. Bauernhansl T., Krüger, G. Reinhart J., Schuh G. 2016. WGP-Standpunkt Industrie 4.0, Wissenschaftliche Gesellschaft für Produktionstechnik. [Электронный ресурс]. (дата обращения 06.12.2020).
5. Bloom, Benjamin S.; Engelhart, Max D.; Furst, Edward J.; Hill, Walker H.; Krathwohl, David R. (1956): Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educa-tional Goals. Handbook II: The Cognitive Domain, Longman, New York. [Электронный ресурс]. (дата обращения 06.12.2020)
6. EPAM Reports Results for Fourth Quarter and Full Year 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://investors.epam.com/news-releases/news-release-details/epam-reports-results-fourth-quarter-and-full-year-2019 (дата обращения 06.12.2020).
7. Kagermann H., Wahlster W., Helbig J. 2013. Umsetzungsempfehlungen für das Zukunftsprojekt Industrie 4.0: Abschlussbericht des Arbeitskreises Industrie 4.0, Forschungsunion [Электронный ресурс]. (дата обращения 06.12.2020).
8. KMWorld 100 Companies That Matter in Knowledge Management 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kmworld.com/Articles/Editorial/Features/KMWorld-100-Companies-That-Matter-in-Knowledge-Management-2019-129903.aspx (дата обращения 06.12.2020).
9. Liker J.K. 2004. The Toyota way: 14 management principles from the world’s greatest manufacturer. McGraw-Hill, New York u.a. [Электронный ресурс]. (дата обращения 06.12.2020).
10. Metternich J., Adolph S., Hambach J., Hertle C. et al. 2017. Lean 4.0: Durch Digitalisierung die nächste Stufe der Exzellenz erreichen - der Darmstädter Ansatz, Praxishandbuch Industrie 4.0: Branchen - Unternehmen - M&A. [Электронный ресурс]. (дата обращения 06.12.2020).
11. Shevyakova, A., Petrenko E. 2019. Features and Perspectives of Digitization in Kazakhstan// Ubiquitous Computing and the Internet of Things: Prerequisites for the Development of ICT. Studies in Computational Intelligence// In: Popkova E. (eds). 2019, vol 826. Springer, Cham. [Электронный ресурс]. URL: doi: https://doi.org/10.1007/978-3-030-13397-9_91 (дата обращения 06.12.2020).
12. Tisch M., Cachay J., Abele E., Metternich J. et al. 2013. A Systematic Approach on Developing Action-oriented, Competency-based Learning Factories, Procedia CIRP 7, 580-585.
13. WIPO, (2015), France. Law #2004-575 dated 21.06.2004 “On building confidence in the digital economy" (as of August 6, 2015) // wipo.int/ [Электронный ресурс]. URL: http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=15802 (дата обращения 06.12.2020).
14. World bank (2016), “Digital Dividends” From: Business & Information Technology 2017 / Issue # 03 (66) // World Bank, World Development Report 2017. [Электронный ресурс]. URL: http://bit.samag.ru/archive/article/1826/ (дата обращения 06.12.2020).
15. Батова М.М. Формирование цифровых компетенций в системе "образование – наука – производство" // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 1573-1584. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41467.
16. Васильчиков А.В., Гагаринская Г.П., Обущенко Т.Н. Модель компетенций рекрутера в эпоху технологичности и цифровой экономики // Экономика труда. – 2018. – Том 5. – № 4. – с. 959-974. – doi: 10.18334/et.5.4.39652.
17. Горелов Н.А., Литун В.В. Зарубежный опыт обучения населения цифровой грамотности // Экономика труда. – 2018. – Том 5. – № 2. – с. 343-350. – doi: 10.18334/et.5.2.39177.
18. Грошев А.Р., Грошева Т.А., Безуевская В.А. Нечетко-множественный прогноз образовательных результатов на основе показателей использования цифровых образовательных ресурсов // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 3. – с. 1025-1036. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40985.
19. Масыч М.А. Технологии использования интеллектуальных ресурсов в контексте необходимости повышения производительности труда в условиях цифровой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – с. 1443-1458. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41196.
20. Омельченко И.Б., Забелина О.В., Мирзабалаева Ф.И. Самооценка работающим населением своих навыков в условиях цифровизации экономики // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 1. – с. 63-76. – doi: 10.18334/et.6.1.39785.
21. Платформа EPAM TelescopeAI удостоена награды BIG INNOVATION AWARD 2019. EPAM. [Электронный ресурс]. URL: https://www.epam-group.ru/about/newsroom/press-releases/2019/epam-wins-2019-big-innovation-award-for-telescopeai (дата обращения 06.12.2020)
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:48:14