Проблемы и перспективы обучения предпринимательству в России

Савельева О.В.1
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 1 (Январь-Март 2017)

Цитировать:
Савельева О.В. Проблемы и перспективы обучения предпринимательству в России // Лидерство и менеджмент. – 2017. – Том 4. – № 1. – С. 17-24. – doi: 10.18334/lim.4.1.37590.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29752245
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Статья посвящена о необходимости внедрения в учебный процесс обучение предпринимательству как направлению подготовки бакалавров и магистров в России. Возможными вариантами решения данного вопроса могут стать разработка рядом ВУЗов Российской Федерации самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов в соответствии с п. 10 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.12 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; введение профиля подготовки у бакалавров, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика» (как более массовый уровень высшего профессионального образования) или разработка и внедрение в Российской Федерации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Предпринимательство». Наиболее оптимальным вариантом решения сложившейся ситуации может стать введение профиля подготовки у бакалавров, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика» (как более массовый уровень высшего профессионального образования).

Ключевые слова: предпринимательство, профессиональные компетенции, обучение предпринимательской деятельности, общепрофессиональные компетенции, профессиональный стандарт

JEL-классификация: L26, I28, I25, O15, J88



Введение

Предпринимательская деятельность является неотъемлемой частью экономики разных стран. Кроме этого, предпринимательство в современном обществе это – способ интернационализации общественной жизни, международного сотрудничества стран, а также одно из наиболее приоритетных направлений обеспечения занятости населения и снижения социальной напряженности в стране.

В связи с этим стоит уделять большее внимание обучению предпринимательству как направлению подготовки бакалавров и магистров, поскольку это может стать важной частью государственной социальной политики в области развития российского предпринимательства.

Однако в настоящее время в России обучение предпринимательству в большинстве случаев носит факультативный характер и включает в себя единичные дисциплины в учебных планах подготовки бакалавров или магистров в небольшом количестве вузов и средних профессиональных образовательных учреждений; специализированные бизнес-тренинги, тренинги и курсы повышения квалификации, связанные с бизнес-планированием; курсы бизнес-предпринимательства, краткосрочные курсы «Предприниматель малого бизнеса»; выбор профессиональных компетенций (если они предусмотрены соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, например, таким как 38.03.02 «Менеджмент») и т. п. Даже если вуз или факультет имеют в своем названии слово «предпринимательство», то в очень редких случаях происходит обучение именно предпринимательству. Наиболее часто в данных образовательных учреждениях или структурных подразделениях происходит обучение по таким направлениям подготовки как «Экономика», «Менеджмент», «Торговое дело» и т. п. без выделения профиля, специализации или программы подготовки в области предпринимательской деятельности.

Как выйти из «замкнутого круга»?

Проблема заключается в том, что слушатели не получают системного образования, обучение предпринимательству не имеет полноценной методической проработанности. Главная и основная причина сложившейся ситуации заключается в отсутствии нормативного регулирования (отсутствуют федеральные государственные образовательные стандарты высшего или среднего профессионального образования) обучения предпринимательству. В результате получается эффект «замкнутого круга», когда российской экономике требуются специалисты со специализированным образованием в области предпринимательства, а предпосылки развития и нормативная база, регулирующая эти отношения, отсутствуют.

В данной ситуации возможны три варианта решения данной проблемы в настоящее время:

1) разработка рядом вузов самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов в соответствии с п. 10 ст. 11 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) введение профиля подготовки у бакалавров, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика» (как более массовый уровень высшего профессионального образования);

3) разработка и внедрение в России федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Предпринимательство».

Первый вариант решения проблемы реализуем для ограниченного числа вузов РФ. Данное положение основано на том, что в соответствии с п. 10 ст. 11 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» только Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Перечень данных образовательных учреждений включает в себя около 50 единиц.

В то же время в соответствии с п. 10 ст. 11 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Второй вариант решения проблемы, который предоставляет более широкие возможности уже всем вузам России, состоит во введении профиля и профессиональных компетенций профиля подготовки у бакалавров, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика», поскольку для принятия обоснованных организационно-управленческих решений в области предпринимательской деятельности необходимы знания и умения не только в области менеджмента, но и в большей степени в области экономики.

Данное положение основано на том, что в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по рассмотренным ранее направлениям подготовки образовательные учреждения имеют право дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности подготовки бакалавра на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

В связи этим профессиональными компетенциями профиля «Предпринимательство» могут быть:

1) владеет навыками принятия мотивированных и обоснованных решений в сфере предпринимательской деятельности (ПКП-1);

2) владеет навыками анализа информации, необходимой при принятии организационно-управленческих решений и исследовании бизнес-процессов предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровнях (ПКП-2);

3) владеет навыками разработки бизнес-моделей поведения хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровнях и разработкой рекомендаций при осуществлении предпринимательской деятельности как на микро-, так и на макроуровнях (ПКП-3);

4) владеет навыками осуществления функций должностных лиц государственных и иных органов, наделенных властными полномочиями в области предпринимательской деятельности на микро- и макроуровнях (ПКП-5);

5) владеет навыками подготовки информационно-аналитического обеспечения разработки стратегических, текущих и оперативных прогнозов, планов, бюджетов в области предпринимательской деятельности (ПКП-6).

Компетенции и их состав

В то же время компетентность всегда проявляется в деятельности, и поэтому формирование компетенций осуществляется в ходе учебного процесса через освоение знаний, приобретение умений и развитие личностных качеств, необходимых для выполнения определенного вида деятельности, а также компонентный состав компетенции (перечень компонентов, технологии формирования и средства и технологии оценки).

В связи с этим необходимо было определить дескрипторы освоения всех знаний, умений и владений, позволяющие оценить ступени уровней освоения компетенции, такие как пороговый, продвинутый, высокий и индикаторы проявления.

Рассмотрим порядок их формирования на примере ПКП-1 «Владеет навыками принятия мотивированных и обоснованных решений в сфере предпринимательской деятельности» (табл. 1).

Таблица 1

Компонентный состав профессиональной компетенции профиля ПКП-1 «Владеет навыками принятия мотивированных и обоснованных решений в сфере предпринимательской деятельности» (составлено автором)

Перечень компонентов
Технологии формирования
Средства и технологии оценки
Знает
Лекция
Семинар
Практические занятия
Самостоятельная работа
Промежуточный контроль: тестирование, коллоквиум, опрос, выступление на семинаре
– структуру и содержание предпринимательской деятельности;
– современное состояние и понимает тенденции развития предпринимательской деятельности на микро- и макроуровне;
–менеджмент организации
Умеет
Активные и интерактивные формы обучения
Текущий контроль, курсовая работа
– формулировать профессиональные задачи и применять методы анализа, мониторинга и прогнозирования тенденций предпринимательства для их решения
– разрабатывать и использовать программные продукты с целью разработки новых проектов
– принимать обоснованные организационно-управленческие решения и управлять процессами в условиях неопределенности
Владеет
НИРС
Учебная практика
Производственная практика
Выпускная квалификационная работа
Защита отчетов по практике
Защита результатов НИРС
Итоговая государственная аттестация
– методологией научного исследования
– опытом участия в реальном проекте

В Таблице 2 представлены дескрипторы для компетенции ПКП-1 «Владеет навыками принятия мотивированных и обоснованных решений в сфере предпринимательской деятельности».

Таблица 2

Дескрипторы уровней освоения компетенции ПКП-1 «Владеет навыками принятия мотивированных и обоснованных решений в сфере предпринимательской деятельности» (составлено автором)

Ступени уровней освоения компетенции
Отличительные признаки
Пороговый
Знает структуру и содержание предпринимательской деятельности
Имеет систему базовых знаний по направлению обучения и профилю
Продвинутый
Знает менеджмент организации
Знает современное состояние и понимает тенденции развития смежных областей знаний
Применяет методы анализа для решения задач в сфере предпринимательской деятельности
Умеет разрабатывать и использовать программные продукты с целью разработки новых проектов
Владеет опытом участия в реальном проекте в качестве исполнителя
Высокий
Доводит результаты научных исследований до нового либо усовершенствованного продукта (технологии)
Принимает решения и управляет процессами в условиях неопределенности
Владеет методологией научного исследования в сфере предпринимательской деятельности

Таким образом, определение методики разработки профессиональных компетенций профиля является важным этапом по разработке основной профессиональной образовательной программы вуза, а по соответствующему профилю – подготовки бакалавра. Это позволяет, в свою очередь, эффективно организовать процесс проектирования инновационных компетентностно ориентированных основных образовательных программ и подготовку квалифицированных специалистов в своей области профессиональной деятельности.

Третий вариант решения проблемы является наиболее сложным для реализации в настоящее время в Российской Федерации по нескольким причинам. К ним можно отнести такие как:

– большая трудоемкость разработки нового федерального государственного стандарта высшего образования;

– отсутствие в настоящее время в РФ профессионального стандарта в области предпринимательской деятельности;

– по направлению подготовки бакалавров 38.03.02 «Менеджмент» предусмотрены всего три профессиональные компетенции в области предпринимательской деятельности, что является недостаточным для получения более углубленной подготовки в области предпринимательства.

Вывод

На основании изложенного, наиболее оптимальным вариантом решения сложившейся ситуации является второй, поскольку он предоставляет больше возможностей не только ограниченному числу образовательных учреждений высшего профессионального образования, но и реально его массовое применение в России для более системного и масштабного образования в области предпринимательской деятельности.


Источники:

Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.12 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.09.13 №1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.01.2016 N 7 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата)»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.11.2015 N 1327 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)»
Указ Президента РФ от 09.09.2008 N 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования»
Рубин Ю.Б. Глобализация и конвергенция образования: технологический аспект. / Научное издание. - М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2004. – 540 с.
7. Жеребцова Т.А. Процесс институционализации бизнес-образования в России: особенности и проблемы // Вопросы управления. – 2012. – № 1(18).
Рубин Ю.Б. Курс профессионального предпринимательства. / учебник/12-е над., перераб. и доп. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. – 944 с.
9. Легко ли быть предпринимателем в России? // Business Excellence. – 2014. – № 11. – С. 46-49.
Национальные исследовательские университеты: 29 вузов. Россиское образование. Федеральный портал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/vuz/niu?page=3&sort=v.name&direction=asc.
Предпринимательское образование в России и за рубежом: история, содержание, стандарты, качество. / монография / Под общей редакцией Ю. Б. Рубина. - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2015. – 416 с.
Федеральные университеты: 10. Россиское образование. Федеральный портал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/vuz/federal.
ФГОС «Предпринимательство». Национальная ассоциация обучения предпринимательства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ruaee.ru/projects/Standard/.
Чепуренко А.Ю. Роль обучения в активизации предпринимательского потенциала российского общества // Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству: Сборник тезисов докладов. М., 2014. – С. 15-25.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:59:34