Институционального регулирования рынка финансового капитала: адаптация к инновационной эпохе
Абузов А.Ю.1
1 Самарский государственный экономический университет, Россия, Самара
Скачать PDF | Загрузок: 12 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 17, Номер 7 (Июль 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54310537
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рынок финансового капитала играет ключевую роль в экономическом развитии и стабильности глобальных финансовых систем. В условиях инновационной эпохи, когда финтех-технологии и цифровые инновации проникают во все сферы финансовой деятельности, актуальность эффективного институционального регулирования рынка финансового капитала возрастает. Развитие новых финансовых инструментов, платежных систем, цифровых активов и криптовалют предоставляет новые возможности и вызывает существенные вызовы для регуляторных органов. Необходимо разрабатывать гибкие и адаптивные меры регулирования, которые бы одновременно способствовали инновационному развитию рынка финансового капитала и обеспечивали его стабильность, прозрачность и защиту интересов всех участников.
Актуальность темы обусловлена стремительным развитием финансовых технологий, изменениями в индустрии и цифровой трансформацией, которые существенно повлияли на функционирование и регулирование рынка финансового капитала.
В рамках исследования были рассмотрены основные институты, регулирующие рынок финансового капитала, и их роль в обеспечении стабильности и прозрачности рынка. Также был проведен анализ эволюции институционального регулирования, исследованы ключевые этапы и изменения, которые произошли на протяжении истории. В рамках данной статьи также определены ключевые финтехнологии, которые кардинально изменили рынок финансового капитала.
В результате определены вызовы и перспективы развития институционального регулирования рынка финансового капитала в условиях инновационного развития.
Ключевые слова: финансовый капитал, инновация, финтех
JEL-классификация: O31, O33, G10, G00
Введение
В условиях быстрого развития финансовых технологий и цифровой трансформации финансовых рынков институциональное регулирование рынка финансового капитала становится особенно актуальной темой исследования. С каждым годом растет влияние финтех-инноваций, таких как блокчейн, искусственный интеллект, цифровые платформы и автоматизированные системы, на организацию и функционирование финансовых рынков. В связи с этим, необходимость адаптации и обновления институционального регулирования для эффективного управления и регулирования этих новых технологий и их воздействия на финансовую систему становится все более актуальной.
Целью настоящего исследования является определение перспектив и направлений развития институционального регулирования рынка финансового капитала в современных условиях.
Гипотезой исследования является предположение о необходимости обновления и модернизации институционального регулирования в условиях развития финтехнологии и их воздействия на финансовые рынки. Предполагается, что успешная адаптация институционального регулирования к инновационной эпохе позволит обеспечить эффективное функционирование финансовых рынков, защиту интересов участников рынка и стимулирование дальнейшего развития финансовой системы.
Современные исследования в этой области обращают особое внимание на влияние финтех-инноваций на финансовый капитал и необходимость соответствующего регулирования. А. Демиргук-Кунтр, М.С. С. Периа [14], Дж. Барберис, М. Вердер [6] раскрывают актуальные вызовы и перспективы, связанные с внедрением новых технологий в финансовую сферу, а также исследуют вопросы безопасности, конкуренции и защиты прав потребителей в контексте инноваций.
В некоторых исследованиях можно обнаружить различные точки зрения относительно оптимальных способов регулирования. Некоторые авторы выдвигают идеи о необходимости более гибкого и пропорционального регулирования, которое способствует инновациям и развитию, сохраняя при этом стабильность и защиту интересов всех участников рынка. Другие исследования подчеркивают важность строгого и превентивного регулирования для предотвращения рисков и недобросовестной практики в сфере финансового капитала. К. Полани еще в 1944 г. достаточно подробно обсудил последствия неограниченного рыночного механизма, подчеркнув тем самым необходимость регулирования финансовых отношений государством [24]. Модели регулирования экономических отношений представлены в работе Дж. Стайглера [28], развила его взгляды Дж. Блэк, сфокусировавшись на законодательных аспектах рыночного регулирования [8].
Общая тенденция в исследованиях свидетельствует о необходимости баланса между инновациями и регулированием, чтобы обеспечить стабильность финансовой системы, защиту интересов участников рынка и одновременно содействовать развитию новых технологий и финансовых инструментов [3]. Это требует активного взаимодействия между регуляторами, индустрией и академическим сообществом, а также гибкого и адаптивного подхода к регулированию, способного адекватно реагировать на быстро меняющуюся инновационную среду.
Научной новизной исследования являются следующие аспекты:
- выделены и охарактеризованы основные этапы эволюции институционального регулирования рынка финансового капитала;
- выявлены ключевые вызовы, которые сопровождают инновационное развитие финансовых рынков, а также предложены решения и даны рекомендации для адаптации институционального регулирования к изменяющейся среде.
Институты, регулирующие рынок финансового капитала
Изучение истории развития институционального регулирования рынка финансового капитала позволяет проследить усиление контроля за обращением финансов. Перечень контролирующих органов, а также институтов, косвенно влияющих на финансовый рынок, неуклонно возрастает.
В настоящее время к основным институтам, регулирующим рынок финансового капитала, относятся:
- Центральный банк Российской Федерации (Банк России), к которой была присоединена Федеральная служба по финансовому рынку (ФСФР);
- Министерство финансов Российской Федерации;
- Федеральная налоговая служба (ФНС);
- Федеральная антимонопольная служба (ФАС);
- Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК);
- Ассоциации российских банков (АРБ), в том числе региональных;
- Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);
- Комиссия по регулированию отношений участников финансовых рынков (КРОУФР).
Это основные институты, надзорные органы и ассоциации, занимающиеся регулированием и контролем на финансовом рынке в России. Каждый из этих институтов регулирует разные аспекты финансового рынка и рынка финансового капитала, обладая различными полномочиями, ответственностями и используя различные инструменты для контроля и регулирования деятельности участников рынка.
В таблице 1 представлены основные полномочия институтов и инструменты регулирования рынка финансового капитала
Таблица 1 - Основные полномочия институтов и инструменты регулирования рынка финансового капитала
Институт
|
Основные функции
|
Основные инструменты
|
1
|
2
|
3
|
Центральный
банк Российской Федерации
|
-
регулирование деятельности банков и других кредитных организаций;
- определение и осуществление монетарной политики, включая установление процентных ставок; - контроль показателей финансовой системы и защита интересов депозитариев и кредиторов |
-
изменение учетной ставки; - установка резервных требований;
- осуществление операций на открытом рынке и других функций для регулирования финансового рынка; - лицензирование, аккредитация; - правовые нормы |
Министерство
финансов Российской Федерации
|
-
разработка и реализация финансовой политики государства;
- составление и исполнение федерального бюджета; - определение налоговой политики и контроль за ее соблюдением; - разработка и реализация правового регулирования на рынке финансового капитала |
-
бюджет;
- фискальная политика; - правовые нормы |
Федеральная
налоговая служба (ФНС)
|
-
сбор налогов и взносов в бюджет;
- контроль за соблюдением налогового законодательства, борьба с налоговыми правонарушениями на рынке финансового капитала; - разработка методологии налогообложения и предоставление налоговых льгот; - контроль и надзор за финансовыми операциями, включая налогообложение доходов, декларирование активов и финансовой отчетностью участников рынка финансового капитала |
-
сбор налогов;
- налоговый контроль и аудит; - правовые нормы |
Федеральная
антимонопольная служба (ФАС)
|
-
антимонопольный контроль и пресечение недобросовестной конкуренции,
монополистическое поведение и иные нарушения антимонопольного законодательства
на финансовом рынке;
- расследование случаев нарушений, принятие мер для восстановления конкуренции на рынке финансового капитала; - контроль слияния и поглощения компаний, чтобы предотвращать возникновение недопустимой концентрации рыночной власти |
-
правовые нормы;
- контроль, надзор; - согласование сделок; - рассмотрение жалоб и обращений |
Российская
ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК)
|
-
разработка и содействие внедрению стандартов и нормативов в области электронных
платежей и коммуникаций;
- развитие электронной коммерции и инфраструктуры электронных платежей; - сотрудничество с государственными органами в области разработки политики в области электронных коммуникаций |
-
стандарты и правила;
- регулирование и надзор; - цифровые инструменты и площадки |
Ассоциации
российских банков (АРБ), в том числе региональных
|
-
представительство интересов банковского сообщества;
- разработка стандартов и рекомендаций; - функции саморегулирования банковской отрасли, включая разработку этических норм и правил поведения для банков и их сотрудников; - участие в разработке законодательства, в диалоге с регуляторами и государственными органами |
-
аналитические исследования;
- анализ обращений; - конференции, собрания; - разработка и представление позиций и рекомендаций |
Национальная
ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР)
|
-
регулирование деятельности участников фондового рынка, включая брокерские компании
и управляющие компании;
- разработка и внедрение стандартов и правил для функционирования фондового рынка; - контроль за соблюдением требований по безопасности и прозрачности операций на фондовом рынке; - аккредитация и регулярный мониторинг участников рынка финансового капитала |
-
стандарты, кодексы;
- представление интересов; - исследования и аналитика; - консультация, информационная поддержка |
Комиссия
по регулированию отношений участников финансовых рынков (КРОУФР)
|
-
регулирование деятельности и контроль участников финансовых рынков, включая
финансовые организации, брокеров, дилеров и других участников рынка
финансового капитала;
- разработка и внедрение нормативных актов и правил, регулирующих отношения между участниками рынка; - надзор и контроль за соблюдением требований по безопасности, прозрачности и эффективности финансовых операций; - лицензирование и аккредитация участников рынка финансового капитала |
-
ревизии и проверки;
- сотрудничество с другими регуляторами и надзорными органами; - меры дисциплинарного воздействия; - правовые нормы |
С течением времени институты, их функции, полномочии и ответственность претерпевали изменения, некоторые институты были упразднены, так, например, Федеральная служба по финансовому рынку была присоединена к Центральному банку.
Эволюция институционального регулирования рынка финансового капитала
Эволюция институционального регулирования рынка финансового капитала имеет долгую и сложную историю, начиная с момента зарождения финансового капитала. Общая хронология основных этапов эволюции институционального регулирования рынка финансового капитала представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Этапы эволюции институционального регулирования рынка финансового капитала
Источник: составлено автором
Ранние формы регулирования возникли несколько тысячелетий назад. Этот период приблизительно длился с 3000 года до н.э. до XVIII века. В древних цивилизациях, таких как Месопотамия, Древний Египет и Древняя Греция, существовали некоторые формы регулирования финансовых отношений, а именно, установление правил и норм, контролирующих финансовые отношения, контроль за обменом и распределением финансовых ресурсов [26]. На начальных стадиях развития рынка финансового капитала государство играло важную роль в установлении правил и норм, контроле над финансовыми операциями и обеспечении стабильности финансовой системы. Именно для этих целей создавались первые государственные институты, такие как центральные банки или финансовые учреждения.
Первые банки появились в Древнем мире и имели различные формы и функции. Одним из наиболее известных и древних банков был храмовый банк в Древнем Египте, который возник около 2000 года до нашей эры. Этот банк осуществлял функции хранения ценностей, обмена валюты, предоставления кредитов и ведения финансовых операций для храмовых и государственных нужд.
В Древней Греции и Риме появились первые коммерческие банки, которые предоставляли услуги по хранению денег, обмену валюты, выдаче кредитов и осуществлению коммерческих расчетов [15].
Период развития первых банков в Средние века и Ренессанс охватывает примерно XV век до XVIII века. Именно с этого периода начались первые шаги по формированию институционального регулирования. Банки получали королевские привилегии и были подвержены определенным нормативам и ограничениям. Одним из ранних типов банков были купеческие банки, которые возникли в городах Италии, особенно в Флоренции, в период Ренессанса [23]. Банки этого периода предоставляли услуги по обмену валюты, предоставлению кредитов, учету денежных операций и торговым операциям, хранению ценностей. Купеческие банки были привилегированными учреждениями и пользовались поддержкой королевской власти. Также в Средние века в различных странах формировались государственные банки, которые выполняли функцию финансового агента правительства. Они занимались эмиссией денег, управлением государственным долгом, осуществлением платежных операций и финансированием войн. Примером государственных банков являются Банк Англии (основанный в 1694 году) и Банк Франции (основанный в 1800 году) [16].
Возникновение регуляторных органов. В XIX и XX веках многие страны создали специальные регуляторные органы для контроля и надзора за финансовыми институтами. Примерами таких органов являются Центральные банки, комиссии по ценным бумагам, банковские комиссии и другие. В этот период государство является органом, определяющим правила и нормы, контролирующие деятельность финансовых институтов, но в то же время Центральные банки наделяют независимостью в монетарной политике и контроле над банковской системой. В это время активно разрабатываются профессиональные стандарты и требования к работе финансовых институтов [7].
Расширение роли регуляторов наблюдается в конце XX века и начале XXI века. После глобальных финансовых кризисов государство стало принимать более активную роль в регулировании финансового сектора. Усиление нормативного контроля, введение новых стандартов и требований, а также ужесточение надзора стали важными инструментами государственного регулирования [10]. Также этому период характерно усиление международной координации регуляторных органов, происходит активное обмен информацией и опытом, разработка общих стандартов и принципов [17].
С появлением цифровой экономики и развитием финтех-инноваций, регуляторы сталкиваются с новыми вызовами. Они должны адаптироваться к новым технологиям и разрабатывать новые подходы к регулированию цифровых финансовых услуг и рынков.
Появление мобильных платежных приложений, электронных кошельков и сервисов онлайн-переводов существенно упростило и ускорило процесс денежных операций, а также снизило их стоимость. Такие платформы, как например, PayPal, Venmo, Alipay, WeChat Pay, революционизировали способы совершения платежей и обмена деньгами. Современные платформы робо-адвайзинга в настоящее время используют искусственный интеллект для автоматизированного управления инвестициями. Современные финтехнологии позволяют разрабатывать и предлагать индивидуальные инвестиционные стратегии, основываясь на целях клиента и его финансовом профиле. К наиболее известным платформам следует отнести Betterment, Wealthfront и Robinhood, они предоставили доступ к инвестициям и портфельному управлению широкому кругу людей и организаций.
Краудфандинг и краудлендинг позволяют предпринимателям и частным лицам привлекать финансирование от широкой аудитории участников. Краудфандинговые платформы, такие как Kickstarter, Indiegogo, GoFundMe, позволяют осуществить сбор средств для различных проектов, начиная от стартапов и благотворительных инициатив до культурных мероприятий. Краудлендинговые платформы, такие как LendingClub, Prosper, Zopa, созданы для совместного взаимодействия заемщиков и инвесторов с целью предоставления кредитов без традиционных финансовых посредников.
Технология блокчейн, на которой основаны криптовалюты, вроде Биткойна и Эфириума [11], привнесла инновации в область финансового капитала. Блокчейн позволяет установление децентрализованных, надежных и безопасных транзакций без необходимости посредников. Криптовалюты предлагают новые формы цифровых активов и средств хранения стоимости, а также открывают двери к новым финансовым рынкам и инструментам, таким как Initial Coin Offerings (ICO) и децентрализованным биржам [9].
Развитие искусственного интеллекта и аналитики данных позволяет финансовым институтам автоматизировать и оптимизировать процессы принятия решений, оценки рисков, обнаружения мошенничества и предоставления персонализированных услуг клиентам. Алгоритмическое трейдинговое программное обеспечение и системы машинного обучения помогают улучшить эффективность и точность операций на финансовых рынках.
Все эти финтех-инновации значительно изменили способы работы на рынке финансового капитала, повысив его эффективность, доступность и гибкость, а также открыв новые возможности для индивидуальных пользователей и предпринимателей [1].
На трансформацию и эволюцию институционального регулирования рынка финансового капитала оказало влияние несколько экономических школ и течений.
Экономические мыслители, такие как А. Смит [27], Д. Рикардо [25] и Дж. Милль [21], представители классической экономической школы, внесли значительный вклад в формирование концепций свободного рынка, принципов саморегулирования и свободного предпринимательства. Их идеи легли в основу ранних форм институционального регулирования рынка финансового капитала.
Представители неоклассической экономической школы, в частности А. Маршалл [20] и Л. Вальрас [29], предложили теорию рынка сбалансированного равновесия и основанные на ней экономические модели о рациональном поведении участников рынка и взаимодействии спроса и предложения, которые легли в основы формирования регуляторных политик, направленных на обеспечение стабильности и эффективности финансовых рынков.
Р. Коуз [13], О. Уильямсон [30] и Д. Норт [22] и другие представители институциональной экономики, обосновали важность институтов в формировании экономического поведения участников рынка финансового капитала. И в настоящее время институции, такие как правила, законы, правительственные органы и контракты, играют решающую роль в структуре и функционировании рынка финансового капитала.
Кейнсианская теория помимо важности государственного регулирования и контроля рынка финансового капитала подчеркивает важность роли государства в стабилизации экономики и смягчении циклических колебаний [18]. Это течение повлияло на развитие функций регулирующих органов, монетарной политики и контроля над денежной массой [19].
Эти школы и течения, по нашему мнению, оказали наибольшее влияние на формирование концепций, принципов и практик институционального регулирования рынка финансового капитала.
Вызовы и перспективы развития институционального регулирования рынка финансового капитала в условиях инновационного развития
Вызовы и перспективы развития институционального регулирования рынка финансового капитала в условиях инновационного развития представляют собой важную тему, требующую внимания и анализа.
Основные сложности в условиях инновационного развития финтехнологий сопряжены с необходимостью оперативной разработки нормативного регулирования с целью обеспечения эффективной защиты интересов участников рынка, безопасности и стабильности финансовой системы.
В связи с процессами глобализации, которые продолжаются и трансформируются в текущих геополитических условиях, необходимо продолжать и развивать сотрудничество и координацию действий между регулирующими органами для обеспечения согласованности и эффективности международных норм и стандартов регулирования рынка финансового капитала.
Несмотря на большое количество разногласий, санкционную политику, страны должны совместно разрабатывать механизмы для преодоления преград в области юрисдикции и сотрудничества в борьбе с финансовыми преступлениями, такими как отмывание денег и финансирование терроризма.
С ростом финтех-инноваций и увеличением числа участников на рынке финансового капитала, необходимо уделять особое внимание защите прав потребителей и инвесторов. Регуляторы должны разрабатывать механизмы и стандарты для обеспечения прозрачности, конфиденциальности и безопасности финансовых операций, а также для предотвращения мошенничества и недобросовестной практики.
Инновации в финтехе приводят к появлению новых моделей бизнеса и финансовых услуг, таких как пиринговое кредитование, краудфандинг, цифровые платформы и децентрализованные финансовые приложения. В таких условиях регуляторам необходимо оперативно адаптироваться к этим изменениям и разрабатывать соответствующие нормативные рамки, чтобы обеспечить инновационное развитие рынка, при этом не нарушая интересы участников и общественную стабильность.
В целом, развитие институционального регулирования рынка финансового капитала в условиях инновационного развития требует постоянного обновления и адаптации.
Конкретные мероприятия по предотвращению негативных последствий развития инноваций и финтехнологий представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Меры по предотвращению негативных последствий развития инноваций и финтехнологий
Источник: составлено автором
Изучение научной и специализированной литературы, а также личный опыт позволяет выделить общие тенденции в развитии институционального регулирования рынка финансового капитала. После глобальных финансовых кризисов государство стало принимать более активную роль в регулировании финансового сектора, в последние 25 лет наблюдается усиление нормативного контроля, введение большого числа новых стандартов и требований, а также ужесточение надзора за денежным обращением, участниками рынка финансового капитала [2].
В современных условиях государство сталкивается с вызовами цифровой экономики, финтех-инноваций и обращением криптовалют, что обострило проблемы обеспечения кибербезопасности и защиты данных.
Финтехнологии, такие как блокчейн, искусственный интеллект, облачные вычисления и большие данные, привносят новые возможности в области финансовых услуг [12]. Они способствуют улучшению эффективности, удобства и доступности финансовых продуктов и услуг, а также расширяют возможности цифрового взаимодействия между участниками рынка [4].
Финтех-стартапы и цифровые платформы предлагают новые модели бизнеса, такие как пиринговое кредитование (peer-to-peer lending), краудфандинг (crowdfunding), робо-советники (robo-advisors) и цифровые кошельки (digital wallets) [6; 14]. Новые модели и платформы требуют изменений в традиционных институциональных структурах и адаптации правового регулирования.
В 2022 г. в России введен цифровой рубль, что способствовало усилению контроля за денежными потоками, его внедрение может привести к изменению традиционной двухуровневой банковской системы [5].
Заключение
В результате проведенного исследования были выявлены вызовы, с которыми сталкивается современный рынок финансового капитала в условиях инновационного развития, основные из которых связаны с необходимостью совершенствования нормативного регулирования рынка финансового капитала, адаптации регулирующих органов к быстро меняющейся финансовой среде, обеспечения эффективной защиты инвесторов и поддержки дальнейшего развития инновационных финтехнологий.
Для решения этих вызовов предлагаются различные методы и подходы. Во-первых, несмотря на усложнение геополитической обстановки и так называемого «обособления» российской экономики, важно развивать международное сотрудничество и координацию между регулирующими органами, чтобы обеспечить единые стандарты и требования к функционированию финансовых институтов. Для разработки и совершенствования нормативного регулирования рынка финансового капитала необходимо активно привлекать экспертов и высококвалифицированных специалистов в области финтехнологий. Развитие финтехнологий требует развития инновационных подходов к контролю и надзору за движением финансового капитала. Здесь важным фактором является также обеспечение прозрачности и открытости на финансовых рынках, что может быть обеспечено посредством использования технологий блокчейн и цифровых реестров. Также необходимо повышать уровень знаний и компетенций участников финансового рынка.
В заключение, развитие институционального регулирования рынка финансового капитала в условиях инновационного развития представляет собой сложную и многогранную задачу. Необходимость адаптации к новым вызовам и эффективному управлению рисками требует современных и гибких подходов в регулировании.
Источники:
2. Абузов А.Ю. Оценка современного состояния денежного обращения в РФ // Российская наука: актуальные исследования и разработки: Сборник научных статей XIV Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Том Часть 1. Самара, 2022. – c. 328-331.– doi: 10.46554/Russian.science-2022.09-1-328/331.
3. Абузов А.Ю. Проблемы и перспективы институционального регулирования рынка финансового капитала // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 11(148). – c. 211-214. – doi: 10.34925/EIP.2022.148.11.038.
4. Коновалова М.Е. Особенности инвестиционного поведения хозяйствующих субъектов в условиях цифровизации // Креативная экономика. – 2023. – № 3. – c. 971-988. – doi: 10.18334/ce.17.3.117437.
5. Кузьмина О.Ю., Коновалова М.Е. Цифровая валюта центрального банка как новая форма денег // Креативная экономика. – 2023. – № 4. – c. 1347-1366. – doi: 10.18334/ce.17.4.117439.
6. Barberis J., Verdier M. FinTech and the future of financial services: What are the research challenges? // Journal of Financial Management, Markets and Institutions. – 2019. – № 1. – p. 5-26. – doi: 10.2139/ssrn.3333515.
7. Eichengreen B. Globalizing Capital: A History of the International Monetary System. - Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 2008. – 259 p.
8. Black J. Rules and Regulators. , 1997. – 298 p.
9. Brito J., Castillo A. Bitcoin: A primer for policymakers. - Arlington,VA: Mercatus Center, George Mason University, 2013. – 48 p.
10. Calomiris Ch.W., Haber S.H. Fragile by Design: The Political Origins of Banking Crises and Scarce Credit. - Princeton: Princeton University Press, 2014. – 570 p.
11. Chiu J., Koeppl T. The economics of cryptocurrencies—Bitcoin and beyond // Journal of Economic Perspectives. – 2017. – № 2. – p. 61-84. – doi: 10.2139/ssrn.3048124.
12. Claessens S., Van Horen N. The impact of fintech on finance: A review of the empirical literature // Journal of Corporate Finance. – 2020. – № 58. – p. 101785.
13. Coase R. The Nature of the Firm. Economica. [Электронный ресурс]. URL: http://econdse.org/wp-content/uploads/2014/09/firm-coase.pdf.
14. Demirgüç-Kunt A., Pería M.S.M. The role of financial technology in inclusive finance: Lessons from emerging markets. // Policy Research Working Paper. - 2018. - 8366
15. Ébner Ch. The Rise and Fall of Merchant Banking: Re‐establishing Links between Business History and the History of Finance // Business History. – 2017. – № 2. – p. 177-200.
16. Griffin R.A. The Nature of Early Banking: Evidence from Nineteenth-Century Archival Documents // Journal of Money, Credit and Banking. – 2002. – № 2-1. – p. 541-563.
17. Harold J. The End of Globalization: Lessons from the Great Depression. - Cambridge, Mass.:Harvard University Press, 2001.
18. Keynes J.M. The General Theory of Employment, Interest and Money. - United Kingdom: Palgrave Macmillan, 1936. – 472 p.
19. King M. The End of Alchemy: Money, Banking, and the Future of the Global Economy. Bailiping.github.io. [Электронный ресурс]. URL: https://bailiping.github.io/assets/docs/Books/alchemy.pdf (дата обращения: 25.05.2023).
20. Marshall A. Principles of Economics. - London:Macmillan and Co., 1980. – 1067 p.
21. Mill J.S. Principles of Political Economy. - Oxford: Oxford University Press, 1998. – 1184 p.
22. North N. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. - Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
23. Paul Samuelson Economics: An Introductory Analysis. - New York, Toronto, London: McGraw-Hill Education, 1948. – 622 p.
24. Polanyi К. The great transformation: the political and economic origins of our time. Inctpped.ie.ufrj.br. [Электронный ресурс]. URL: https://inctpped.ie.ufrj.br/spiderweb/pdf_4/Great_Transformation.pdf.
25. Ricardo D. Principles of Political Economy and Taxation. - Mineola, New York: Dover Publications, 2004. – 416 p.
26. Richard W., Bering Jr. Banking in the Early Stages of Industrialization: A Study in Comparative Economic History // The Journal of Economic History. – 1967. – № 4. – p. 521-543.
27. Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. , 1982. – 1232 p.
28. Stigler J. The Theory of Economic Regulation // The Bell Journal of Economics and Management Science. – 1971. – № 1. – p. 3-21.
29. Walras L. Elements of Pure Economics. - United Kingdom: Routledge, 2013. – 626 p.
30. Williamson O. The Economic Institutions of Capitalism. - New York: Free Press, 1985.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:32